Александр Грин – русский писатель и поэт известный оригинальными неоромантическими произведениями. связаны не только с его писательской, но и революционной деятельностью.

  1. Многие сходились в мысли, что Грин был настоящим морским волком, бороздившим моря с раннего детства .
  2. На самом деле родился будущий писатель в Вятской губернии в семье сосланного польского дворянина в 1880 году . Родители Стефан Гриневский и Анна Лепкова назвали сына Александром.

  3. Александр Степанович Гриневский не отличался в детстве послушанием и, несмотря на любознательность и любовь к чтению, был исключен из реального училища, доучившись до второго класса . В классе он стоял на последнем месте по поведению, но перевели из подготовительного класса в первый. Во втором Александр написал оскорбительное для преподавателей стихотворение и его отчислили.

  4. В училище Гринеский от соучеников получил прозвище «Грин», которое стало его псевдонимом .

  5. С детства Саша стремился к морю, читая книги о приключениях и путешествиях, несколько раз пытался сбежать из дома, но на корабль он пробраться ни разу не смог – его ловили еще в порту и возвращали домой . Но отец, видя, энергию сына, брал его на охоту и в походы, научил обращаться с шашкой и ружьем.

  6. В 16 лет Александр Гриневский устроился матросом на корабль, но связать жизнь с морем не удалось, покинув флот, он работал шахтером, рубил лес, был строителем, а затем попал в армию .

  7. Несколько раз Грина арестовывали и сажали в тюрьму за побеги из военной части и за пропаганду революционных идей среди моряков . В ссылке в Тобольске он должен был провести 4 года, но сбежал через три дня, напоив охранников. Подробности описал в книге «Путешествия по среднему Уралу».

  8. В 1906 году, когда с поддельными документами после побега из Туринска Грин прибывает в Москву, начинается его писательская карьера , но за радикальные мысли в произведениях тиражи конфискуют и сжигают, а автора ссылают в Архангельск, где он продолжает писать.

  9. Своим литературным крестным отцом Грин называл Н.Я. Быховского – одного из лидеров Партии эсэров, который сказал, что из их подпольного работника получился бы хороший писатель . После этих слов Александр Степанович стал задумываться о написании книг, понял, что именно это занятие может сделать его счастливым.

  10. Первый литературный псевдоним Гриневского – Мальгинов . Это имя было в его поддельном паспорте после побега из Туринска – городка в Тобольской губернии. Издавался он под именами А. Степанов, Эльза Моравская, Виктория Клемм, Один.

  11. Сражаясь на стороне Красной армии в Гражданской войне, Грин заболел тифом и был комиссован . Но с победой нового строя Грин не успокоился – советская власть ему тоже не пришлась по душе, поскольку сам он писал, что насилие нельзя уничтожить насилием. Он перестал выступать на собраниях и заниматься пропагандой, не подписывал никаких обращений к ЦК партии, зато дни продолжал отсчитывать по дореволюционному календарю и не расстался со старой орфографией.

  12. В конце 20-х годов Грина стали печатать все меньше , цензура под предлогом несоответствию эпохе разрешила выпускать по одной книге в год, а затем и вовсе объявили идеологическим врагом и запретили издаваться. Есть легенда что Грин отправил в Союз писателей телеграмму с текстом о собственной смерти и просил денег на похороны. Деньги неожиданно пришли.

  13. Умер Александр Грин в 1932 году , а в 1934 году его снова начинают печатать, в 1943 его «Алые паруса» читают по радио в блокадном Ленинграде, а в Москве ставят одноименный балет. После войны его произведения были забыты на 15 лет.

  14. Грин женат был три раза . Первая жена Вера Павловна оставалась его другом всю жизнь. Портреты ее и отца писателя всегда находились на почетном месте в доме Гриневских, а после смерти писателя Вера Павловна помогала третьей жене Грина, когда та отбывала 10-летнее заключение в лагерях «за измену родине».

  15. Именем Грина названа одна из малых планет, открытых в 1985 году – «Гриневия», ему посвящены 4 музея и 10 улиц в разных городах России .

Алекса́ндр Грин – русский писатель и поэт, представитель литературного направления неоромантизма. Он является автором философско-романтических произведений с элементами фантастики. Всего на его счету около 400 литературных произведений. Настоящая фамилия писателя – Гриневский.

Детство

Согласно данным портала Википедия, писатель родился 23 августа 1880 года в Вятской губернии. Его отец, Стефан Гриневский – польский шляхтич, мать Анна Степановна Лепкова. Александр был первенцем в семье, впоследствии у него родился брат Борис и сестры – Екатерина и Антонина.

В возрасте 6 лет Саша научился читать. Первой книгой, которую он прочёл, была «Путешествия Гулливера». С детских лет Саша пристрастился к литературе о путешественниках и мореплавателях. Он мечтал стать матросом и уйти в море и даже предпринимал неоднократные попытки бежать из дома.

В возрасте 9 лет Саша был отдан в подготовительный класс реального училища. Именно там он получил прозвище Грин. Будучи весьма неуспешным учеником, он всё же закончил подготовительный класс и перешёл в первый. Однако, учась во втором классе, он написал о своих учителях стихотворение, которое было сочтено оскорбительным, за что и был же исключён из училища. Отец ходатайствовал о принятии мальчика в другое училище в Вятке, которое пользовалось весьма дурной славой.

Когда мальчику исполнилось 15 лет его мать скончалась от туберкулёза. Через несколько месяцев отец вновь вступил в брак со вдовой Лидией Авенировной Борецкой. У Александра не сложились отношения с мачехой, и он стал жить отдельно от новой семьи. Подросток жил самостоятельно, подрабатывая перепиской документов и изготовлением книжных переплётов. Очень много и с удовольствием читал. Некоторое время мальчик увлекался охотой, однако часто возвращался без добычи, чему виной был его весьма импульсивный характер.

Юность

В 16 лет Александр окончил четвёртый класс Вятского городского училища и перебрался в Одессу, решив стать моряком. Отец дал сыну 25 рублей на дорогу и адрес своего одесского знакомого. Первое время шестнадцатилетний подросток бродяжничал в поисках работы и голодал. В конце концов, ему всё же пришлось обратиться к тому самому другу отца. Тот накормил юношу и помог устроиться на работу на пароход «Платон», который курсировал от Одессы к Батуми и обратно. Однажды Грину даже довелось побывать в Александрии, столице Египта.

К сожалению, из Грина так и не получилось моряка – ему претил тяжёлый и рутинный труд матроса. Очень скоро он поругался с капитаном и ушёл с корабля. В 1897 году он вернулся назад в Вятку, но через год вновь уехал – на этот раз в Баку. Здесь он попробовал себя в самых разных профессиях – был чернорабочим, рабочим в железнодорожных мастерских, рыбаком. Странствуя по стране, он успел поработать лесорубом, золотоискателем на Урале, шахтёром и даже переписчиком в театре.

Революционная деятельность

В 1902 году Грин некоторое время служил солдатом в пехотном резервном батальоне, который был расквартирован в Пензе. Здесь, на службе, революционные взгляды Грина только усилились. Из шести месяцев пребывания на службе он провёл в карцере три с половиной. Через шесть месяцев Грин дезертировал из части, был найден и схвачен, но снова смог бежать.

За время службы в армии Грин успел завести знакомство с , которые оценили настроения молодого человека и помогли ему скрыться в Симбирске. В это время он получил кличку Долговязый и все свои силы бросил на борьбу с существующим общественным строем, который был ему глубоко ненавистен. Тем не менее Грин не принимал участия в проведении террористических актов, ограничившись пропагандой среди рабочих и солдат.

В 1903 году Гриневский был арестован в Севастополе за распространение революционных противоправительственных идей. После неудавшейся попытки побега его перевели в тюрьму строгого режима, где продержали более года. В полицейских документах Грин описывался как озлобленный, замкнутый, способный на всё даже с риском для собственной жизни. Дело Гриневского разбиралось более полутора лет, за которые он дважды предпринимал попытки к бегству.

В 1905 году Севастопольский военно-морской суд присудил Гриневского к 10 годам ссылки в Сибирь. Через полгода он был освобождён по общей амнистии, но вскоре вновь арестован в Петербурге и сослан в Тобольскую губернию на 4 года. Спустя 3 дня он бежал домой в Вятку, где с помощью отца раздобыл документы на имя Мальгинова, по которому вернулся в Петербург.

В 1908 году Грин женился на 24-летней Вере Абрамовой. В своей повести «Сто вёрст по реке» под именами Нок и Гелли Грин описал себя самого и свою жену.

Начало литературной деятельности

Фамилия Мальгинов стала первым литературным псевдонимом Грина .

  1. В 1906 году Грином были написаны два первых рассказа – «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська» . Первый из рассказов носил агитационный характер и повествовал о бесчинствах военных среди крестьян. За свои рассказы Грин получил гонорар, однако практически весь тираж был найден полицией и сожжён. Чудом удалось обнаружить несколько экземпляров. Такая же судьба постигла и второй рассказ.
  2. Произведения Грина начали печататься и доходить до читателей лишь в декабре 1906 года. Его первым легально опубликованным рассказом стал «В Италию» . Рассказ был опубликован в газете «Биржевые ведомости».
  3. Рассказ «Случай» впервые был выпущен под псевдонимом Грин в газете «Товарищ».
  4. В начале 1908 года Грин выпустил в Петербурге свой первый авторский сборник «Шапка-невидимка» . Большая часть рассказов в этом сборнике повествовала об эсерах.
  5. В 1910 году выходит второй сборник автора – «Рассказы» . Большая часть их носит сугубо реалистический характер. Однако в некоторых из рассказов уже угадывается почерк Грина – романтика и сказочника. В рассказах «Колония Ланфиер» и «Остров Рено» действие происходит в вымышленной стране. По мнению самого Грина, он стал чувствовать себя писателем именно после этих рассказов .

В первые несколько лет своей писательской карьеры Грин издавал в год по 25 рассказов. Его быстро признали молодым и талантливым автором, поле чего он свёл знакомство с выдающимися российскими литераторами того времени – Алексеем Толстым, Валерием Брюсовым и пр. Особо тёплые дружеские отношения у Грина ложились с Куприным .

В это время Грин стал зарабатывать крупные суммы денег, но они не задерживались у него надолго, быстро утекая из рук во время карточных игр и вечеринок.

«Гринландия»

В июле 1910 года петербургская полиция наконец пришла к выводу, что известный писатель Грин и беглый ссыльный Гриневский – это одна и та же персона. Его вновь арестовали и сослали в Архангельскую губернию. Вера Абрамова последовала за ним, здесь они обвенчались официально. Спустя 2 года Грину сократили срок и разрешили вернуться в Петербург.

  1. Находясь в ссылке, Грин написал ещё 2 романтических произведения «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Теллури» .
  2. В 1913 году были изданы «Дьявол оранжевых вод» , «Зурбаганский стрелок» . В этих произведения окончательно сформировался образ вымышленной страны, которую литературоведы впоследствии нарекли Гринландией .
  3. Поначалу Грин публиковал свои работы преимущественно в иллюстрированных журналах и газетах. Периодически его работы помещали на своих страницах такие солидные издания того времени, как «Русская мысль» и «Современный мир». Здесь Грин публиковался благодаря своему близкому знакомству с Куприным.
  4. В 1913-14 гг. увидел свет трёхтомник Грина.
  5. В 1914 году писатель стал сотрудничать с популярным журналом «Новый Сатирикон» и в качестве приложения к журналу опубликовал свой сборник кратких рассказов «Происшествие на улице Пса» . В это время он работал, как никогда, продуктивно. Тематика его произведений становится всё разнообразнее – от юмористического «Капитана Дюка» до утончённой и исполненной психологизма новеллы «Возвращённый ад» .
  6. Когда началась Первая мировая война, его произведения стали носить ярко выраженный антивоенный характер. В качестве примера можно привести «Баталист Шуан», «Синий волчок» или «Отравленный остров» .

Поскольку полиция вновь предъявила обвинения в непозволительных высказываниях о царствующей особе, Грин был вынужден скрыться на некоторое время в Финляндии. Когда произошла Февральская революция, Гриневский вернулся в Петроград.

Октябрьская революция

В надежде на революционное обновление писатель издал с весной 1917 года очерк под названием «Пешком на революцию» . После начала Октябрьской революции Грин стал издавать в журналах и газетах целую череду коротких фельетонов и заметок, которые осуждали творившиеся вокруг насилие и бесчинство.

В 1918 году журнал «Сатирикон» был запрещён новым правительством как реакционный, а Грин арестован и едва не приговорён к расстрелу. Однако в 1919 году его призвали в ряды Красной Армии в качестве связиста и отправили на фронт. Очень скоро Гриневский заболел сыпным тифом и попал в Боткинские бараки, где провёл несколько месяцев. Здесь Грина поддержал Максим Горький , который посылал ему продукты – мёд, хлеб и чай.

Когда Грин выздоровел, Горький помог ему получить жилье в Доме искусств на Невском проспекте и академический паёк. Соседями писателя по дому стали В.А Рождественский, О. Мандельштам, Н. Гумилев, В. Каверин. По отзывам своих соседей, Грин жил отшельником и практически ни с кем не водил знакомств. Именно здесь была написана его знаменитая феерия «Алые паруса» .

  1. В начале 20-х годов писатель задумал и, наконец, решился воплотить в жизнь свой первый роман – «Блистающий мир» . Главный герой книги Друд – человек с необыкновенной способностью летать – пытался убедить людей обратиться к высшим ценностям Блистающего мира.
  2. Помимо большой прозы, писатель не прекращал издавать и рассказы. В Ленинграде были изданы его книги «Словоохотливый домовой», «Крысолов», «Фанданго» .
  3. В 1925 году Грином был написан и опубликован роман «Золотая цепь» . Эта книга была задумана и исполнена как «воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их».

Не слившийся с эпохой

Ещё через год писатель закончил один из своих шедевров – книгу «Бегущая по волнам» . Это произведение отразило в себе самые блестящие грани таланта Грина. В течение нескольких лет писатель не мог опубликовать своё произведение в советских изданиях. Не меньших трудов стоило издание и следующих романов«Джесси и Моргиана», «Дорога никуда» .

В 1927 году частным издателем была предпринята попытка издать собрание сочинений автора в 15 томах, однако вскоре издатель был арестован и свет увидели лишь 8 томов. Неудачи стали приводить Грина к частым запоям. Через несколько лет семье Гриневских наконец удалось выиграть суд с издательством и отсудить несколько тысяч рублей. Однако к этому времени эта сумма сильно обесценилась из-за инфляции. Семья Гриневских была вынуждена перебраться в Старый Крым, где жизнь была несколько дешевле.

В 1930 году существующая цензура запретила переиздавать книги Гриневского, мотивировав это тем, что он «не сливается с эпохой». Новые произведения писателя были также ограничены одним в год. Грин и его жена часто болели из-за голода. Попытки охотиться ни к чему не привели.

Писатель начал работать над новым романом «Недотрога» , но так и не смог его закончить.

Александр Гриневский скончался в 1932 году в возрасте 52 лет от опухоли желудка. Его похоронили на городском кладбище Старого Крыма. На его могиле установлен памятник «Бегущая по волнам» скульптора Татьяны Гагариной, как отражение жизни и творчества Александра Грина.




1. Детство и юность романтика. Жизненные коллизии.
2. Начало творческого пути.
3. Гринландия.
4. Романтическая литература и жестокая реальность.

Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!
Я. К. Голованов

Родился А. С. Грин (настоящая фамилия Гриневский) 23 августа 1880 года. Его детство и юность прошли в Вятке. Говорят, что первым словом, которое маленький Саша сложил из кубиков и прочитал по слогам, было «море». Но отец, ссыльный поляк, желал, чтобы сын получил сухопутную профессию. Гриневский-старший, участник польского восстания 1863 года, работал бухгалтером в земской больнице, его жена умерла в тридцать семь лет, оставив четверых детей. Саша был самым старшим, ему в то время исполнилось тринадцать. Чуть позже у него появилась мачеха.

Все мальчишки в то время были увлечены приключенческой литературой, а у Гриневского было три сундука книг на польском, французском и русском — они остались от погибшего дяди, подполковника Гриневского. Родители дразнили сына, говорили, что он плохо учится и станет свинопасом. Вполне понятно, что семья, голодавшая и ходившая в обносках, хотела, чтобы Александр помогал зарабатывать на жизнь. Но мечтой жизни для Саши стало Красное море — он хотел стать матросом. Скоро, страдая от непонимания, он замкнулся и мало с кем говорил о себе.

Единственный любимый предмет Грина — география, по ней у мальчика всегда была на пятерку с плюсом. Исключенный из реального земского училища, а затем не раз выгнанный и снова принятый в городское четырехклассное, Александр стал учиться старательнее. Он узнал, что аттестат дает возможность стать мореплавателем. В конце концов Грин (так его называли приятели) сбежал в Одессу. Море поразило юношу, но наняться работать на корабле было трудно.

Только через два месяца его взяли юнгой на пароход «Платон». Практика не шла впрок, Грин не научился даже вязать морские узлы. У него были собственные представления о море. Его близость была для Грина всем. Второй рейс он совершил на парусной шлюпке «Святой Николай», третий — матросом на корабле «Цесаревич». Ни одно из путешествий не позволило заработать денег. После этого пришлось вернуться в Вятку и жить случайными заработками. Работа на нефтепромыслах, на сплаве леса, золотоискательство, служба в царской армии, бегство из батальона и встреча с эсерами, вторичный побег, тюремный срок, третий побег и ссылка... «Я был матросом, грузчиком, актером, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом...», — вспоминал писатель, говоря о том, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями. В 1905 году он бежал из ссылки и жил в Вятке под чужой фамилией.

В литературу А.С. Грин вошел как мастер бытовых рассказов, описывая свои личные впечатления и жизненные сюжеты. Первый рассказ писателя назывался «Заслуга рядового Пантелеева» и был опубликован в 1906 году Цензура сочла его агитационным, весь тираж конфисковали.

Первая книга «Шапка-невидимка» вышла в 1907 году. В произведениях 1918—1919 годов («Блистающий мир», «Джесси и Моргиана», «Дорога в никуда») главной темой творчества стал конфликт свободы и несвободы.

За двадцать пять лет творчества было опубликовано свыше четырехсот произведений. Главной темой его книг стала вера в высокую нравственность человека. «Александр Грин — писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты», — говорила писательница В. К. Кетлинская. Исследователь творчества Грина В. В. Харчев замечает, что писатель старался показать, что чудо возможно везде, даже где кажется, что его быть не может.

В известнейших произведениях Грина, отличного пейзажиста и мастера сюжета, — в «Алых парусах», «Бегущей по волнам», «Блистающем мире», — романтика тесно переплетена с фантастикой. Герои Грина живут в выдуманных городах, пригрезившихся их создателю — Апамбо, Гель-Гью, Зурбагане, Гертоне, Лиссе, Покете, на острове Рено. Этот вымышленный, мир критики начали изучать уже с 1910-х годах. Его воспринимают по-разному: и как мир прошлого, и как писательскую вселенную со своими законами развития, героями и сюжетами, как художественное пространство. К. Г. Паустовский рассуждал: «Когда он стал писателем, то представлял себе несуществующие страны, где происходило действие его рассказов, не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные, сотни раз исхоженные места. Он мог бы нарисовать подробную карту этих мест, мог бы отметить каждый поворот в дороге и характер растительности, каждый изгиб реки и расположение домов...». Необычность этой вселенной очевидна. Она отличается от реальной и населена отважными героями с богатым внутренним миром, способными к самопожертвованию, благородными и мужественными людьми, носящими какие-то чудные, похожие на иностранные, имена: Артур Грэй, Лонгрен, Ассоль, Летика, Гез, Фрези Грант и др. Меткое название «Гринландия», придуманное К.И. Зелинским в 1934 году, прижилось и закрепилось за этим литературным миром. Там сочетаются романтика и реализм, иррациональность и гармония, продуманность и безудержная фантазия автора.

Но не все так радужно было в реальной жизни писателя. Счастливая семейная жизнь Грина омрачалась его долгими запоями — так он старался уйти от действительности и преодолеть себя. Он не мог в трезвом виде о чем-то просить и кланяться. Больше всех страдала от поведения Грина его Ассоль, вторая жена Нина. А просить было необходимо: не на что было жить, печатать разрешали не больше одной книги в год. Творчество Грина было признано противоречащим идеологическим установкам партии, с конца 1920-х гг. его произведения перестали издавать. На просьбы прислать материальную помощь или не было ответа, или же приходил отказ. Позже Н. Гриневской пришлось просить бывших товарищей прислать умирающему писателю хотя бы просто пару строк. Только жена оставалась преданной мужу до самой смерти. Последние годы жизни Грин провел в Крыму, около своей давней страсти — моря. В эти годы было написано более половины его произведений, которые в то время были фактически никому не нужны. В 1932 году писатель умер от рака.

Его последней книгой стала «Автобиографическая повесть» — реалистично-суровое произведение. Жаль, что широкое признание писатель получил только после смерти. «До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения», — говорил Грин. Для читателей этот мастер слова навсегда останется жителем чудесной Гринландии.

В 1896 году Александр Грин окончил 4-классное Вятское городское училище и уехал в Одессу. Вел бродячую жизнь, работал матросом, рыбаком, землекопом, артистом бродячего цирка, железнодорожным рабочим, мыл золото на Урале.

В 1902 году из-за крайней нужды добровольно поступил на солдатскую службу. Тяжесть солдатской жизни заставила Грина дезертировать, он сблизился с социалистами революционерами и занялся подпольной работой в разных городах России.

В 1903 году был арестован, сидел в севастопольской тюрьме, был выслан на десять лет в Сибирь (попал под октябрьскую амнистию 1905 года).

До 1910 года Грин жил под чужим паспортом в Петербурге, вновь был арестован и выслан в Сибирь, откуда бежал и вернулся в Петербург. Вторую, двухлетнюю ссылку провел в Архангельской губернии.

Годы жизни под чужим именем стали временем разрыва с революционным прошлым и становлением Грина как писателя . После первого опубликованного рассказа "В Италию" (1906) следующие - "Заслуга рядового Пантелеева" (1906) и "Слон и Моська" (1906) - были изъяты из печати цензурой.

После этого Александр Грин написал еще несколько прекрасных произведений: "Блистающий мир", "Золотая цепь", "Бегущая по волнам", "Джесси и Моргиана", "Дорога никуда", а также колдовские готические рассказы "Серый автомобиль", "Крысолов", "Фанданго".

В 1924 году Грин уехал в Крым в Феодосию, где испытывал крайнюю нужду, а в 1930 году перебрался в посёлок Старый Крым. Здесь он работал над романами "Дорога в никуда" и "Недотрога". Второй так и не был закончен.

Писатель скончался 8 июля 1932 года в Феодосии от туберкулеза. Из дома творчества писателей, который располагался неподалеку, никто не пришел проводить его в последний путь.

Произведения его после смерти стали печататься все реже и реже. Возвращение к читателю произошло лишь в 1956 году. Пик читательской популярности Грина пришелся на период хрущевской "оттепели". На волне нового романтического подъема в стране Александр Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя.

Сегодня произведения Александра Грина переведены на многие языки, его имя носят улицы во многих городах, горные вершины и звезда. По повести "Алые паруса" созданы одноименный балет и фильм, по роману "Бегущая по волнам" - одноименный фильм. В 1970 году в Феодосии создан литературно-мемориальный музей Грина.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Александр Степанович Гриневский (Грин - его литературный псевдоним) родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии. А в городе Вятке прошли годы детства и юности будущего писателя. Первое слово, которое первенец Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море»... Саша был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался - без радости, надежды и мечты. Его жена, изможденная и больная, утешалась мурлыканьем песен - в основном скабрезных или воровских. Так и умерла тридцати семи лет… Вдовец, Стефан Гриневский, остался с четырьмя полусиротами на руках: у 13-летнего Саши (самого старшего) тогда были брат и две сестры. Со временем отец будущего писателя женился вторично, и мачеха привела в дом своего сына. А для полноты счастья в положенный срок родилось и общее чадо.

…С чем повезло семье польского ссыльного, так это с книгами. В 1888 году погиб на службе подполковник Гриневский, Сашин дядя. С похорон привезли наследство: три больших сундука, набитых томами. Они были на польском, французском и русском языках.

Тогда-то восьмилетний Александр впервые ушел от реальности - в притягательный мир Жюля Верна и Майна Рида. Эта вымышленная жизнь оказалась куда интересней: бескрайний морской простор, непролазные чащи джунглей, справедливая сила героев навсегда покорили мальчишку. Возвращаться к действительности совсем не хотелось...

Когда Саше исполнилось девять, отец купил ему ружье - старое, шомпольное, за рубль. Подарок отрешил подростка от еды, питья и на целые дни увел в лес. Но не только добыча влекла паренька. Он полюбил шепот деревьев, запах травы, сумрак зарослей. Здесь никто не сбивал с мысли, не портил грез. А стрелять - невелика наука. Порох - с ладони, пыж - из бумаги, дробь - на глазок, без номера. И летели пух и перья - галок, дятлов, голубей... Дома съедалось всеми все.

В тот же год недоросля отдали в Вятское земское реальное училище. Овладевать знаниями - дело трудное и неровное. Отличными успехами отмечались закон Божий с историей, пятеркой с плюсом - география. Арифметику самозабвенно решал отец-счетовод. Зато по остальным предметам в журнале маячили двойки да колы...

Так и проучился несколько лет, пока не выгнали. Из-за поведения: дернул черт рифмы плести, ну и сварганил стишок о любимых учителях. За вирши и поплатился...

Потом было городское четырехлетнее училище, в предпоследний класс которого Александра устроил отец. Здесь новый ученик выглядел одиноким энциклопедистом, но со временем опять дважды оказался исключаем - за хорошие за всякие дела...

Восстановили ослушника только по милости Божьей. Зато последние месяцы Гриневский отучился старательно: узнал, что аттестат об окончании заведения открывает дорогу в мореходные классы.

Наконец - вот она, дорога в большой, манящий, неизвестный мир! За плечами - шестнадцать лет, в кармане - 25 рублей. Их дал отец. Еще пилигрим взял харч, стакан, чайник и одеяло с подушкой.

Пароход отчалил, забирая на быстрину. Сестры завыли, младший брат зашмыгал носом. Отец долго щурился против солнца, провожая глазами путешественника. А тот, преисполненный взволнованной открытости новизне, уже забыл про дом. Все мысли занял океан с парусами на горизонте...

Одесса потрясла юного жителя Вятки: улицы, засаженные акациями, или робиниями, купались в солнечном свете. Увитые зеленью кофейни на террасах и комиссионные магазины с экзотическими товарами теснили друг друга. Внизу шумел порт, напичканный мачтами настоящих кораблей. И за всей этой суетой величаво дышало море. Оно разъединяло и соединяло земли, страны, людей. А когда очередное судно направлялось в поблескивающие голубые объятия дальней дали, море словно бы передавало его небу - там, за горизонтом. Такой эффект лишь усиливал впечатление причастности обеих стихий Высшему Промыслу.

Но это издали. Вблизи преобладала горькая проза. Обойдя весь порт, Александр нигде не смог наняться на корабль. Лишь один помощник капитана участливо предложил:

Могу взять юнгой...

Однако новичок уже знал, что ученикам не платят - наоборот, с них берут за питание. Знакомство с прекрасным будущим окончилось ночлежным подвалом. Здесь роились грузчики с босяками, зато постой был копеечным. Паренек начал было выпытывать у безработных матросов-соседей про дальние страны, ужасные тайфуны, дерзких пиратов... Но те, будто договорясь, сводили ответы к деньгам, пайкам и дешевым арбузам.

Со временем у юного искателя дальних странствий сложился привычный маршрут: босяцкая столовая - порт - бульварная скамья. Скуку разгоняло пятиразовое купание за волноломом - пока однажды, забывшись, пловец чуть не утонул. Невесть как разгулялась волна, и он, уже обессиленный, не мог выбраться на опустевший берег. Лишь 99-й вал милостиво зашвырнул бедолагу на сушу, взяв плату его нехитрой одежонкой. Так, в чем мать родила, и пришлось шнырять по причалам! Какой-то грузчик пожалел, ссудил обносками...

Через два месяца, наконец, повезло: Александра взяли юнгой на пароход «Платон». Восемь с половиной рублей за ученичество телеграфом выслал отец. Наука началась от азов: бывалые матросы посоветовали глотать якорную грязь - спасает при морской болезни. Юнга с готовностью повиновался всем, но... Так и не научился вязать узлы, свивать лини, сигналить флажками. Даже «отбивать склянки» не получалось - из-за отсутствия резкого двойного удара в обе стороны колокола-рынды.

За все плавание Сашик ни разу не спустился в машинное отделение - что уж говорить о названиях парусов, снастей, такелажа, рангоута. Парня держал плен собственных представлений о морской жизни...

Плавание на «Платоне» сменилось прежним никчемным существованием, осложненным надвигающимися холодами. Однообразные серые недели складывались в месяцы.

Предложение сходить в Херсон «матросом за все» показалось волшебной музыкой в гробовой тиши. Судно - парусная шлюпка «Святой Николай»; команда - судовладелец, он же шкипер, и его сын; груз - черепица. Плата - шесть рублей. Выбирать не приходилось.

Рейс был тяжелым. Грин кашеварил, рубил дрова, стоял вахты и спал на голых досках под мокрым тряпьем. А вокруг насвистывал ветер при четырехградусном холоде. Но море было так близко, дали так чисты, а дельфины, резвясь, так мило поглядывали!..

В Херсоне Александр потребовал расчет. Оказалось, он еще должен за раздавленную в беготне черепицу. В итоге стороны расстались, каждая при своем. В Одессу Грин вернулся безбилетником на какой-то посудине.

Ранней весной ему повезло: взяли матросом на корабль «Цесаревич», принадлежащий Русскому обществу пароходства и торговли. Рейс в Александрию оказался единственным заграничным в его жизни. Ни Сахары, ни львов Александр в Египте не увидел. Выйдя на окраину города, оступился в арык с мутной водой, посидел на пыльной обочине, помечтал... А потом вернулся в порт: время поджимало. Так завершилась его африканская эпопея. Жизненная палитра Грина изобиловала мрачными красками. После Одессы он вернулся на родину, в Вятку - опять к случайным заработкам. Но жизнь упорно скупилась на место и занятие для горемыки...

Через год Александр оказался в Баку, где первым делом подхватил малярию. Эта хворь надолго привязалась к писателю.

Краткосрочная работа на нефтепромыслах сменилась долгим нищенским бездействием; рыбацкая карьера и вовсе длилась неделю: подкосила лихорадка. Недолго проплавав матросом, Грин опять вернулся к отцу...

А весной подался на Урал - за золотыми самородками. Но там, как и везде, мечты оборачивались суровой действительностью. Горы, поросшие синим лесом, берегли свои золотые жилы. Зато пришлось вдоволь намучиться в рудниках, шахтах и депо.

Черная работа у домен, на лесосеках и сплаве. Отдых на казарменных нарах, где рядом, вместо тропического солнца, краснела железная печка...

Гриневский решил добровольно вступить в царскую армию - это был акт отчаяния... Весной 1902 года юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Сохранилось одно казенное описание его наружности той поры. Такие данные, между прочим, приводятся в описании:

Рост - 177,4. Глаза - светло-карие. Волосы - светло-русые.

Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса...

Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Строптивого солдата примечает некий вольноопределяющийся и принимается усердно снабжать его эсеровскими листовками и брошюрами. Грина тянуло на волю, и его романтическое воображение пленила сама жизнь «нелегального», полная тайн и опасностей.

Пензенские эсеры помогли ему бежать из батальона вторично, снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. Вторичный побег, да еще отягченный связью с эсерами, стоил Гриневскому двухлетнего тюремного срока. А неудачная третья попытка оставить неволю закончилась бессрочной сибирской ссылкой...

В 1905 году 25-летний Александр бежал и добрался до Вятки. Там он и жил по украденному паспорту, под фамилией Мальгинов, до самых Октябрьских событий.

«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»

Долго и болезненно Александр Степанович искал себя как писателя... Он начинал свой литературный путь как «бытовик», как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету...

С особой любовью вспоминал Грин об уральском богатыре-лесорубе Илье, который обучал его премудростям валки леса, а зимними вечерами заставлял рассказывать сказки. Жили они вдвоем в бревенчатой хижине под старым кедром. Кругом дремучая чащоба, непроходимый снег, волчий вой, ветер гудит в трубе печурки... За две недели Грин исчерпал весь свой богатый запас сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Афанасьева и принялся импровизировать, сочинять сказки сам, воодушевляясь восхищением своей «постоянной аудитории». И, кто знает, может быть, там, в лесной хижине, под вековым кедром, у веселого огня печурки и родился писатель Грин...

В 1907 году вышла в свет его первая книга - «Шапка-невидимка». В 1909-м напечатали «Остров Рено». Потом были другие работы - более чем в ста периодических изданиях...

Выкристаллизовался и псевдоним автора: А. С. Грин. (Сперва были - А. Степанов, Александров и Гриневич - литературный псевдоним был необходим писателю. Появись в печати подлинная фамилия, его сразу же водворили бы в места не столь отдаленные).

В послереволюционном Петрограде М. Горький выхлопотал писателю-нелегалу комнату в Доме искусств и академический паек... И Грин был теперь не один: он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах. Ей он посвятил бессмертную феерию «Алые паруса» - книгу, утверждающую силу любви, человеческого духа, «просвеченнуя насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса...

В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна (очень советуем её замечательные воспоминания о Грине) переехали из Петрограда в Феодосию (она идёт на «спасительную хитрость», чтобы отдалить мужа от затягивающей богемы: симулирует сердечный приступ и получает «заключение» врача о необходимости переменить место жительства).

Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).

Крымский период творчества Грина стал как бы «болдинской осенью» писателя, в эту пору он создал, вероятно, не менее половины всего им написанного. Его комнату занимали только стол, стул и кровать.

А на стене, против изголовья, красовалась просоленная деревянная скульптура из-под бушприта некоего парусника. Корабельная дева провожала писателя ко сну и встречала на рассвете. Грин окунулся в свой выстраданный сказочный мир...

Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда». Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди...

Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но и еще очень тонким психологом. Он писал о неизученности и могуществе природы, о самопожертвовании, мужестве - героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.

Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его «Автобиографическая повесть», где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

Последним неоконченным произведением писателя был роман «Недотрога» - роман о деликатных, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству, о людях, утверждающих добро на земле. «До конца дней моих, - писал Грин, - я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения».

На гористом старокрымском кладбище, под сенью старой дикой сливы, лежит тяжелая гранитная плита. У плиты скамья, цветы. На эту могилу приходят писатели, приезжают читатели из дальних мест...

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.» - Д. Гранин

«Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки.» - М. Шагинян.

«Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.» - Вера Кетлинская.

В 1960-х годах, на волне нового романтического подъема в стране, Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя (до этого, в разгар кампании против «безродных космополитов», книги писателя были вычеркнуты из планов издательств, не выдавались в библиотеках)... Теперь же были открыты библиотеки и школы его имени, основаны Дома-музеи Грина в Феодосии, Старом Крыму и Вятке...

И эта любовь не угасает по сей день... Сперва в Крыму, а в августе 2000 года - к 120-летию со дня рождения Александра Грина - и на родине писателя, в г. Кирове (Вятка), на набережной, носящей его имя, был торжественно открыт бюст писателя.

Творчество Грина - черточка лица эпохи, частица ее литературы, притом частица особенная, единственная... В 2000 г. учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина, она присуждается ежегодно «за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды», среди лауреатов этой премии - Кир Булычев и Владислав Крапивин. «Выдуманная писателем, никогда не существовавшая на географических картах Страна Гринландия, внешне реалистическая и художественно совершенная, также пронизывающая почти все главные произведения фантастика (в широком спектре - от НФ до фэнтези, готического романа и «лит-ры ужасов») и общая романтическая недосказанность, - позволяют считать Грина одним из основоположников современной фантастической литературы... недооцененным при жизни...» - А. Бритиков

Произведения Александра Грина любимы и уже сто лет тревожат сердца читателей...

«Нет ни чистой, ни смешанной фантастики. Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом обычном.» - Александр Грин