знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии
классицизм
Дени́с Ива́нович Фонви́зин (Фон-Визин, фон Ви́зен 3 апреля , Москва - 1 декабря , Санкт-Петербург) - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.
Биография
Фамилия Фон-Визен или, с русифицированным окончанием, Фон-Визин (нем. von Wiesen ) писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века . Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина П. А. Вяземский . Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX в. Н. С. Тихонравовым , хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русской».
Денис Иванович Фонвизин происходил из рыцарского рода , вышедшего из Ливонии при Иване Грозном , давшего России несколько поколений служилых дворян. Сын Ивана Андреевича Фонвизина , образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в своём произведении «Недоросль ».
В 1755-1760 годах он учился в дворянской гимназии при Московском университете , затем в течение года - на философском факультете университета. В 1760 г. в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург . Здесь он познакомился с Ломоносовым , с основателем русского театра А. П. Сумароковым и впервые увидел театральное представление, первой пьесой была пьеса датского писателя Гольберга «Генрих и Пернилл». В 1761 году по заказу одного из московских книгопродавцов Фонвизин перевёл с немецкого басни основоположника датской литературы Людвига Гольберга . Всего Фонвизин перевёл 228 басен. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака » Фенелона , трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия , в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо . Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство » в 1933 году. Её персонажи - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.
Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция . Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского .
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Лукин. Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице, автор был приглашён в Петергоф , после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича , графом Никитой Ивановичем Паниным . В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». «Рассуждение…» содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции . Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову . Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.
Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачевщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование - введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.
В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана , занимает центральное место.
Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжелую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений - комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Умер Фонвизин в декабре 1792 г. и похоронен в Александро-Невской лавре. Накануне смерти он познакомился с И. И. Дмитриевым , оставившим воспоминания о последнем вечере Фонвизина.
Значение
Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.
«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», - отмечал А. И. Герцен .
Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».
Библиография
- Издания произведений Фонвизина:
- «Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина» (СПб., 1866, под ред. П. А. Ефремова , с биографией, составленной А. П. Пятковским);
- «Первое полное собрание сочинений Фонвизина» (М., 1888);
- Материалы к биографии и творчеству:
- Кн. П. А. Вяземский , «Фонвизин» (СПб., 1848; «Полн. Собр Соч. кн. Вяземского», т. V, Факсимильное воспроизведение в pdf);
- Н. С. Тихонравов , «Материалы для полного собрания сочинений Фонвизина, под ред. Л. Н. Майкова» (СПб., 1894);
- A. И. Незелёнов, «Литературные направления в Екатерининскую эпоху» (СПб., 1889);
- С. А. Венгеров , «Русская поэзия» (т. 1; здесь напеч. составляющее величайшую библиографическую редкость шуточное стихотворение «Чортик на дрожках»; это стихотворение помещено также в «Материалах» Тихонравова, который сомневается, однако, в достоверности его принадлежности Фонвизину);
- И. Н. Жданов , «Фонвизин» (в «Русском Биографическом Словаре»; полная библиография).
- А. Л. Штейн , «Д. И. Фонвизин: 1745-1792: Очерк жизни и творчества.» (М., 1945).
- Станислав Рассадин . Умри, Денис, или Неугодный собеседник императрицы. (История жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина). М., «Текст» , Серия «Коллекция», 2008.
Адреса в Санкт-Петербурге
Лето 1773 - 11.1774 года - Большая Садовая улица, 26.
Увековечивание памяти
- В Москве имеется улица Фонвизина , названная так в честь драматурга. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.
Образ Фонвизина в литературе
- Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством »:
- ... Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего!
Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена ! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами. |
- Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин » в строфе о русском театре:
- С именем Фонвизина связан известный исторический анекдот о фразе Умри, Денис, лучше не напишешь .
- Старообрядцы полностью включили в свое сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия и, в традиции русских летописей, без ссылки на автора (Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 43).
Примечания
Ссылки
Денис Иванович Фонвизин в Викицитатнике | |
в Викитеке | |
Denis Fonvizin на Викискладе |
- Растягаев А. В. Чистосердечный Фонвизин // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 5 - Филология .
- Тексты дневника Д. И. Фонвизина с его впечатлениями о европейских странах
- Клостерман Г. И. Фонвизин. Из неизданных записок Клостермана / Прим. П. И. Бартенева // Русский архив, 1881. - Кн. 3. - Вып. 6. - С. 291-299.
- Фонвизин, Денис Иванович в библиотеке Максима Мошкова
- Шпаргалка по творчеству Фонвизина Д. И.
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Писатели по алфавиту
- Родившиеся 14 апреля
- Родившиеся в 1745 году
- Родившиеся в Москве
- Умершие 12 декабря
- Умершие в 1792 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Денис Фонвизин
- Обучавшиеся в МГУ
- Писатели России XVIII века
- Поэты России
- Русские поэты
- Русские писатели XVIII века
- Драматурги России
- Переводчики прозы и драматургии на русский язык
- Публицисты России
- Баснописцы
- Члены Академии Российской
- Фонвизины
- Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Фонвизин, Денис Иванович" в других словарях:
Денис Фонвизин Дата рождения: 3 (14) апреля 1745 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 1 (12) декабря 1792 Место смерти: Санкт Петербург, Российская империя Род деят … Википедия
Русский писатель. Родился в богатой дворянской семье. В 1755√62 учился в гимназии при Московском университете. В 1762 определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в… … Большая советская энциклопедия
Фонвизин (Денис Иванович; фамилия Ф. писалась в XVIII веке в два слова: это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательно установлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как … Биографический словарь
- (1745 или 1744 92), рус. писатель, основоположник рус. бытовой сатирич. комедии. «Недоросль» Ф. не сходил со сцены до 1840 х гг.; интерес к Ф. усилился после выхода Полн. собр. соч. (1830) и разысканий П. А. Вяземского (печатались с 1830).… … Лермонтовская энциклопедия
- (1744 или 1745 1792) русский писатель, просветитель. В комедии Бригадир (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии Недоросль (постановка 1782), этапном произведении русской … Большой Энциклопедический словарь
- (1744/1745 1792 гг.) писатель, драматург А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего… … Сводная энциклопедия афоризмов
Фонвизин, Денис Иванович - ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745 1792), русский писатель. Создатель первых в России социальных комедий: “Бригадир” (постановка 1770) сатирическое изображение нравов дворянского сословия; “Недоросль” (постановка 1782) этапное произведение,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Род. в Москве 3 апр. 1745 г., умер в С. Петербурге 1 дек. 1792 г. Родословные росписи рода Фонвизиных начинаются именем Петра Володимерова, титулуемого бароном. "В царство великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея… … Большая биографическая энциклопедия
- (1744/1745 1792), русский писатель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) сатирически изображены нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (постановка 1782), этапном произведении русской литературы … Энциклопедический словарь
- (1744, Москва 1792, Петербург), писатель, драматург, публицист. Брат. Детство Фонвизина прошло в д. 15 по. Первоначальное образование получил под руководством отца Ивана Андреевича в духе уважения к старине и христианским обычаям … Москва (энциклопедия)
Самым замечательным русским комедиографом 18 века был Денис Иванович Фонвизин.
Он родился в 1744 г. в Москве, в дворянской семье, получил хорошее образование в Московском университете и очень рано начал писать и переводить. Закончив курс, он поступил на государственную службу, стал секретарем графа Панина , одного из крупнейших вельмож екатерининского царствования, и в 1766 г. написал первую из двух своих знаменитых комедий – Бригадир . Будучи человеком со средствами, вращаясь в лучшем обществе столицы, он всегда был более дилетантом, чем профессиональным писателем, хотя в литературных кругах вскоре стал выдающейся фигурой.
Денис Иванович Фонвизин
В 1777–1778 годах Фонвизин путешествовал за границей; целью путешествия был медицинский факультет в Монпелье. Свою поездку он описал в Письмах из Франции ; это самая изящная проза той эпохи и одновременно – поразительный документ антифранцузского национализма, уживавшегося у русской элиты екатерининского времени с полнейшей зависимостью от французского литературного вкуса. В 1782 г. появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина Недоросль (см. на нашем сайте краткое содержание , полный текст и анализ этой пьесы), которая определила его место как самого выдающегося русского драматурга. Последние годы Фонвизина прошли в постоянных болезнях и заграничных путешествиях в поисках исцеления. Он умер в 1792 году.
Репутация Фонвизина почти полностью основывается на двух его пьесах, которые, несомненно, лучшие русские пьесы до Грибоедова . Обе они написаны прозой и отвечают канонам классической комедии. Но основным образцом для Фонвизина был не Мольер , а великий датский драматург Хольберг, которого он прочел по-немецки и с перевода пьес которого начал свою литературную деятельность. Обе пьесы – социальная сатира на вполне определенных людей. Бригадир – сатира на модную французскую полуобразованность «петиметров» (молодых дворян). Она полна неподдельной веселости, и хотя менее серьезна, чем Недоросль , построена лучше. Но Недоросль , хотя и несовершенен по построению, замечателен и справедливо считается фонвизинским шедевром. Как всегда в русских классических комедиях, тут есть пара добродетельных влюбленных, Милон и Софья, которые неинтересны и условны. Весь интерес сосредоточен на отрицательных персонажах: это семья Простаковых и их окружение. Острие сатиры направлено против тупого, эгоистичного и грубого варварства необразованных помещиков. Эти персонажи великолепно обрисованы. Госпожа Простакова – деспотка и драчунья, у которой всего и есть одно человеческое чувство – любовь к шестнадцатилетнему сыну Митрофану , которого она зовет только «дитятком».
Материнские чувства ее – чисто животного и материального свойства: она хочет только, чтобы ее Митрофанушка ел сколько влезет, не простужался, не думал о долге и обязанностях и женился на богатой наследнице. За ней следует ее брат Скотинин, который признается, что больше любит свиней, нежели людей; ее глуповатый муж Простаков; мамка, обожающая своего питомца, который только и делает, что поносит ее, – и, наконец, сам герой, знаменитый Митрофан. Это олицетворение вульгарного и грубого эгоизма, без единой человеческой черты – даже его безумно любящая мать не получает от него никакого ответа на свое чувство.
Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра
Все эти характеры написаны мастерски и великолепно вводят в замечательную портретную галерею русской литературы. Диалоги отрицательных персонажей изумительны по жизненности и характерности. Но положительные герои, Милон и Софья, со своими положительными дядюшками – просто марионетки из назидательных сказок; все четверо – воплощенная добродетель и честь; все четверо выражаются напыщенным книжным языком, который не способствует нашему сочувствию к добродетели, когда мы слышим его рядом с блистательно реальными речами Простаковых. В искусстве создания характеров и комического диалога Фонвизин превосходит всех своих современников.
Денис Иванович Фонвизин
Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в семье богатых дворян. Отец занимался образованием сына с малых лет. Как только в Москве в 1755 г. открылся университет, отец отдал его в гимназию при этом университете. Фонвизин среди других учеников выделялся прилежанием и был неоднократно за это награжден. В 1758 г. директор университета И. И. Мелиссино едет в Петербург, чтобы показать лучших учеников (в числе которых и Фонвизин с братом) основателю университета И. И. Шувалову. Эта поездка на всю жизнь запомнилась Фонвизину. Самое большое впечатление на него произвел театр. С этого времени он мечтает о знакомстве с актерами и хочет создать свою комедию.
При дворе он встретился с юношей, который посчитал его невежей лишь потому, что Фонвизин не знал французского языка. Когда писатель вернулся в Москву, он занялся самостоятельным изучением французского, немецкого языков и скоро в этом преуспел. Он переводил иностранные литературные произведения. С 1762 г. учится в Московском университете на философском факультете, но оставляет учебу и переходит на службу в Коллегию иностранных дел на должность переводчика. Переезжает в Петербург. В 1763 – 1769 гг. числится в Коллегии и, благодаря удачному переводу трагедии Вольтера «Альзира», понравившемуся Екатерине 2, работает секретарем у кабинет-министра И. П. Елагина. В 1763 – 1769 гг. появляются сатирические произведения «Послание к слугам моим…», басня «Лисица-казначей», в которых обличают корыстные побуждения людей. В 1764г. ставится переделанная Фонвизиным на русский манер драма Г. Гессе «Сидней»в комедию «Корион». Она была положительно принята и критикой и публикой. Большим успехом пользовалась комедия «Бригадир» (1766 – 1769), которую он писал, будучи влюблен в замужнюю женщину. В 1769 – 1782 гг. Фонвизин на должности секретаря у Н. И. Панина – руководителя Коллегией иностранных дел и воспитателя будущего императора Павла 1. Панин был настроен оппозиционно по отношению к екатерининскому режиму и поддерживаемому ею крепостничеству. Его взгляды разделял и Фонвизин.
В 1774 г. Фонвизин ведет в суде дело о наследстве вдовы Е. И. Хлоповой, на которой впоследствии женится. Она болеет и они, вынужденные сменить климат, отправляются через Германию во Францию в Монпелье. Когда после лечения Екатерине Ивановне стало лучше, они едут в Париж. Фонвизин критикует манеры, принципы французов и не находят ничего, что можно и нужно было бы заимствовать у них. Навеянные мотивы поездки отраженны в произведении «Записки первого путешественника». В 1778 г. он пишет комедию «Недоросль», которая была поставлена в 1782г. и имела такой ошеломительный успех, что зрители бросали свои кошельки с деньгами на сцену в качестве вознаграждения. Именно эта комедия считается высшим драматургическим произведением Фонвизина. В этом же году, после того как Панин был отстранен от дел, драматург подает в отставку. С 1783 г. он печатается в журнале «Собеседник», где ведет открытую полемику с Екатериной 2. Он публикует «Опыт российского сословника», «Челобитную российской Миневре от российских писателей», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», «повествование мнимого глухого и немого». После этого журнал был закрыт. Не удалось напечатать ему и «Придворную грамматику». В 1784 – 1785 гг. Фонвизин вновь побывал за границей – в Италии и Германии, где с ним случился удар. И теперь ему необходимо срочно лечится, но в это время Фонвизины разорились. Единственной опорой была жена, которая ухаживала за ним. В 1788 г. ему не разрешают издавать журнал «Стародум», который Фонвизин планировал организовать. Ему вообще было запрещено печататься в каких-либо изданиях. Он так и не успел закончит начатую автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Фонвизин умер в 1792 г. в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.