В семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию . В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее , за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом » был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским , Островским , Максимовым , Михайловым , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича ; исследовал Поволжье . В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров .

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике ». Затем в «Москвитянине » появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества . Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы » известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма , но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии .

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике », «Современнике», «Библиотеке для чтения » и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство . Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Умер 29 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры .

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

Издания

  • Сочинения Алексея Потехина: В 7 т. - СПб.: К. Н. Плотников, 1873-1874.
  • После освобождения. Рассказы из крестьянского быта: В 3 т. - СПб.: А. С. Суворин, 1891.
  • Сочинения А. А. Потехина: В 12 т. - СПб.: Просвещение, 1903-1905.

Напишите отзыв о статье "Потехин, Алексей Антипович"

Примечания

Литература

  • Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959.
  • Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.
  • Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Клевенский М. // Литературная энциклопедия
  • . ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Потехин, Алексей Антипович

[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.

«Алексей Антипович Потехин -известный и забытый» Е.А.Потехина

14 июля 2009 года исполняется 180 лет со дня рожденья нашего земляка – кинешемца, писателя-беллетриста, драматурга, почетного академика изящной словесности, начальника репертуарной части Императорских театров Потехина Алексея Антиповича. Так и хочется сказать «известного». Но нет… Автор 12 пьес, бытописатель, краевед, современник и последователь Островского незаслуженно забыт современниками. А зря. Его пьесы о произволе чиновников, падении нравов, развале деревни, о власти денег актуальны до сих пор. Изучая творческую биографию А.А.Потехина, поражаешься многогранности его таланта, творческой плодовитости и глубокими знаниями народной жизни.
Ученик К.Ушинского, А.Потехин родился и вырос на Волге, неоднократно участвовал в литературно-этнографических экспедициях и исследовал Поволжье вместе с другими писателями. Любовью к Волге и Кинешме пронизаны его очерки – «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма», «Забавы и удовольствия в городке», а также его «Неоконченная повесть». А.А.Потехин дружил с Н.А.Некрасовым. Большой интерес к творчеству писателя проявлял Л.Н.Толстой.
Алексей Антипович Потехин родился в г. Кинешма 14 июля 1829 года. В метрических книгах Кинешемской Благовещенской церкви за 1829 г. значится актовая запись № 8:
« 1 июля у Кинешемского уездного казначея титулярного советника Антипы Макарова Потехина от жены его Анфисы Алексеевой родился сын Алексей. Крещен десятого. Восприемники: содержатель питейного кинешемского откупа, дворянин, титулярный советник Николай Степанов Карцев и помещичья жена, дворянка Варвара Николаева Яковлева».
Отец писателя – Антип Макарович Потехин имел 11 детей. А.А.Потехин учился в Костромской гимназии, затем в Ярославском Демидовском лицее, где и окончил курс в 1849 году. Многое во взгляде А.Потехина на русского человека, его природу сложилось под влиянием Константина Дмитриевича Ушинского, профессора Ярославского Демидовского лицея. Идеи Ушинского, как добрые семена, падали на подготовленную почву детской и юношеской любви к родному волжскому краю. Общение молодого профессора со своими учениками не ограничивалось лекциями. Педагог вовлекает студентов в научную деятельность. За 1847-1848 учебный год Совет лицея присуждает две золотые медали за студенческие работы, выполненные под руководством Ушинского. Одним из медалистов становится А.Потехин. А.Потехин прочно усвоил главный урок своего учителя – изучать, исследовать родной край, описывать его, поскольку в русской литературе мало «путешествий», а читающая публика не знает не только окраин своей огромной Родины, но и русской равнины. Поэтому еще со студенческой скамьи Алексей Антипович начал знакомство с родным краем, избороздив пешком всю Костромскую губернию.
Влияние Ушинского на Потехина сказалось уже в первых очерках 1852 года, где начинающий автор описывает Волгу и ее окрестности от Ярославля до Кинешмы. Позднее, в 1856 году, во время литературной экспедиции он выполнил существенную часть замысла своего учителя: исследовал лесную и торговую (очерки «С Ветлуги», «Река Керженец»), пустынную и рыбную (очерк «Лов красной рыбы в Саратовской губернии») стороны великой реки. Волга со своей тихой величавостью, живописными картинами природы, ее городами заложила в душу будущего художника чувство глубокого преклонения, восхищения, крепкой связи с Родиной. Написанные более ста лет назад, произведения А.Потехина и сегодня вызывают чувство восторга перед неизъяснимой красотой могучей Волги, перед силой и мужеством русских людей.
Некоторое время А.А.Потехин служил на военной службе. Был офицером, вышел в отставку. В 1852 году А.Потехин становится сотрудником журнала «Москвитянин», членом «молодой редакции».
Его первые беллетристические опыты - это «Тит Софронов Козонок» и «Бурмистр», повести из народного быта, замысел которых возник во время написания очерков о Волге.
В письме к родителям Потехин просит прислать не только сведения о Кинешме и уезде, но и «сюжеты тех анекдотов, где выражается так хорошо веселая, добрая, готовая на самопожертвование душа русского крестьянина… теперь у меня явилось желание облечь эти анекдоты в хорошенькую форму рассказа». Это письмо свидетельствует также о поисках молодым писателем своего пути в литературе, своей темы. Изображение быта, нравов, а главное, «доброй, готовой на самопожертвование души русского крестьянина» принесло А.Потехину известность.
Конечно же, А.А.Потехин причислял себя к «школе Островского», считая себя его учеником. Когда его пьеса из крестьянского быта, которую он написал по подсказке Островского «Суд людской – не Божий» была опубликована осенью 1853 года в журнале «Москвитянин» и с большим успехом поставлена в Петербурге, начинающий тогда драматург писал Александру Николаевичу: «Общество Ваше лучшая для меня школа: я чувствую, как взгляд мой на великое дело искусства развивается…» В этом же письме А.А.Потехин называет великого русского драматурга «образцом и страшным судьею».
Сближало их и то, что Алексей Антипович родился в Кинешме, где часто по долгу службы и проездом в свое имение Щелыково бывал А.Н.Островский.
Характерной особенностью произведений А.А.Потехина был язык: это не условная книжная речь, а чисто-русский красивый и образный язык, простой и вместе с тем высоко художественный, не придуманный, а подсказанный самою жизнью. И выработался он за долгие годы живого общения с простыми людьми – с источниками народного словесного творчества. От того-то А.А.Потехин и стал мастером русского слова, что жил этим словом, дышал им и любил его, как сам русский воздух и несравненную русскую природу среднего Поволжья.
В начале 80-х годов Алексей Антипович Потехин становится заведующим репертуарной частью Александринского Петербургского театра, позднее – управляющим драматическими труппами императорских театров, входит в состав Театрально- литературного комитета. Принимает активное участие в театральных реформах.
Последнюю треть своей жизни писатель посвящает художественному исследованию быта русского народа, крестьянства, русской деревни. Как и в первый период своего творчества, он пристально изучает жизнь русской провинции – Кинешмы, Вичуги… Почти все персонажи его повестей, очерков и романов, их сложные трагические судьбы взяты из жизни. В это время проявляется интерес писателя к маленькому человеку (очерки «Крестьянские дети»). Потехин показывает, как земледельческий труд придает детям силу, уверенность в себе, помогает преодолевать трудности и лишения сиротства, закаляет и облагораживает душу и сердце.
Пьесы драматурга ставились в Малом, Александринском, в провинциальных театрах и пользовались большим успехом у публики. В них участвовали крупнейшие актеры П.А.Степанова, Л.П.Никулина-Косицкая, И.М.Садовский, Г.Н.Федотова, М.Г.Савина и др. Всего А.А.Потехин написал 12 пьес.
Мы видим, что по иронии судьбы ученик и почитатель таланта Островского становится как бы его начальником, ведь именно А.Потехин утверждает теперь репертуар Императорских театров, решает кадровые вопросы, а так же устанавливает содержание актеров. Из писем А.Н.Островского А.А.Потехину видно, как Островский настойчиво рекомендует (диктует) свой кадровый состав актеров и размер их жалованья.
Театр отнимал у А.Потехина очень много сил и времени, причем зачастую возникали ситуации, требующие выбора – совесть, справедливость, разум или чувство долга и верность традициям.
Вот выдержка из Записки Островского (1884г.): «Потехин позволяет себе учить на репетициях – кого же? – Стрепетову! да еще покрикивает на нее».
Ученик выходит из повиновения учителя, что начинает раздражать Островского. Вероятно, между ними происходит разрыв. Об этом свидетельствует довольно жесткое письмо А,Н.Островского А.А.Потехину (апрель 1885г.), где Островский обвиняет адресата в профессиональной непригодности:
«…В управление сценическим искусством в двух (главных) столичных императорских театрах, которые должны служить образцами для всех театров России, ты вступил совершенно неподготовленный, не зная этого искусства ни теоретически, ни практически, потому что нельзя же считать за практику постановку нескольких своих пьес…»
Но вот совершенно противоположное мнение не менее авторитетного писателя Л.Н.Толстого (в одном из писем А.А.Потехину):
«Полагаю, что в драматическом и театральном деле после Островского нет знатока лучше Вас; то же, что в деле народного быта нет знатока равного Вам, это я уж сам знаю; и потому за все, что вы делаете, распределяя роли, ставя, изменяя, сокращая пьесу, я буду Вам всей душой благодарен».
Речь в этом письме идет о постановке в Александринском театре пьесы Л.Н.Толстого «Власть тьмы» и участии в спектакле известной актрисы М.Г.Савиной, которая готовилась к бенефису и выбрала для этого одну из ролей в новой пьесе Толстого. Более того, не щедрый на похвалы Лев Николаевич пишет в том же письме, что
«…я всегда чувствовал близость с Вами по Вашим произведениям, которые любил и люблю, и по коротким и случайным встречам у меня составилось о Вас представление как о вполне близком и родственном человеке».
В начале 80-х годов формирование трупы Александринского театра, составление репертуара, наблюдение за подготовкой спектаклей, систематический надзор за их уровнем входило в круг обязанностей А..А.Потехина, назначенного 5 апреля 1882 года заведующим репертуарной частью и сделавшегося фактически его художественным руководителем.
За время пребывания на своем посту Потехин в какой-то мере обновил и укрепит труппу, пригласив ряд талантливых актеров из провинции. Он выступал против строгого соблюдения сценических амплуа, настаивая на том, чтобы крупные актеры играли небольшие роли и эпизоды. При нем попало на сцену «Дело» («Отжитое время») А.В.Сухово-Кобылина, находившееся под запретом цензуры 20 лет, а «Ревизор» и «Горе от ума» были впервые поставлены в костюмах, отвечающей эпохе, в которую происходит действие пьес. Спектакли стали более правдивыми в деталях. Постановочная часть стала работать при нем более слаженно, но приглашение провинциальных актеров вызвало в труппе напряжение и конфликты.
Последние годы (летние месяцы) А.А.Потехин провел в с. Орехово, подаренном жене писателя Марье Петровне Потехиной в 1855 году матерью - Анной Федоровной Кондратьевой. Кондратьевы – известная фамилия в Кинешемском уезде. Отец жены писателя – Петр Петрович Кондратьев – офицер конной гвардии, полковник, участник Отечественной войны 1812 года.
В стенах Ореховской усадьбы (ныне Родниковский район) были продуманы и созданы многие произведения А.А.Потехина. В своих повестях и рассказах 70-80 годов Алексей Антипович отказался от приукрашивания народного быта. Крестьянская жизнь для него была объектом критического исследования.
В 1900 году Российская Академия Наук избрала Алексея Антиповича почетным академиком по разряду изящной словесности.
В этом же 1900-м году А.А.Потехин путешествовал по Европе с дочерью Диной. Париж, Ницца, Генуя, Женева… Неприятный случай приключился в июле 1900 года на вокзале в Кельне: носильщик украл у русских путешественников саквояж. Он, конечно, не знал, что тащит у писателя, известного на родине обличителя капиталистического общества. Сочинения А.А.Потехина вышли в 1873 – 1874 г.г. в 6 томах, а в 1904-м – в 12-ти томах.
В 1901 году в честь 50-летия литературной деятельности писателя в селе была открыта школа, построенная на пожертвования А.А.Потехина и поклонников его таланта. Усадьбу посещали родственники, друзья, знакомые писателя, известные актеры. Умер писатель 29(16) октября 1908 года.
То, что некоторые произведения А.А.Потехина пробыли под запретом 12-15 лет, говорит вовсе не об угодничестве царскому режиму. Более того, брат драматурга Николай Антипович Потехин за связь с Герценом и Огаревым сидел в крепости. Жизнь А.А.Потехина не была легкой.
К сожалению, архив самого Потехина был безвозвратно утерян. Большевики не нашли в его творчестве «революционности», а потому усадьба писателя попала в разряд обычных помещичьих владений, в годы революции разграбленных и разоренных. Но, не смотря на это, в усадьбу была направлена губернская комиссия. В Иваново-Вознесенском «Ежегоднике» в 1921 году были опубликованы материалы по результатам работы этой комиссии. Видимо, сознавая всю ответственность перед русской культурой, авторы статьи постарались быть объективными, отметили, что «произведениями Потехина зачитывалось целое поколение 60-70 годов прошлого столетия». Осмотрев осиротевшую усадьбу Потехиных, гости нашли в пристройке лишь семейство латыша переселенца. В самом доме царило запустение: паутина, иней, пыль… «Стоят зеркала, мебель из красного дерева, пианино с раскрытой клавиатурой, два библиотечных шкафа с письмами, рукописями, грамотами и книгами. Часть книг взята учителями местной школы, часть ценного исторического материала, как говорят, утеряна и растрачена, между тем материалы могли бы осветить целую эпоху жизни и быта нашего края», отметили члены комиссии.
Позднее дом А.А.Потехина разобрали и перевезли в село Филисово, где оборудовали из него дом культуры.
Как жаль, что мы не ценим свое «культурное наследие». Жаль, что имя А.А.Потехина незаслуженно забыто современниками, как, впрочем, и многих других талантливейших писателей. Потехина миновал ореол «мученика-эмигранта», поскольку он умер до революции. Однако сколь высоко оценивали его творчество современники!
Изучая и анализируя выписки из репертуарных сводок, мы видим, что пьесы А.Н.Потехина пользовались большой популярностью у зрителей, их постановки неоднократно возобновлялись.
В 2007г. сотрудниками МУ КГЦБС была разработана программа: «Потехин А.А. – летописец Верхней Волги». 29 октября в ЦБ им. В.А.Пазухина планируется провести «Потехинские чтения», посвященные 100-летию со дня смерти писателя. В 2009 году мы будем праздновать 180-летие со дня рождения писателя и надеемся, что сумеем собрать к этому времени достаточный материал по жизни и творчеству нашего замечательного земляка.

Библиографический список

1. Антонов И.П., Щелков А.Ф. Приволжская сторона: Ист. – краевед. очерки о Кинеш. р-не – Иваново: Иван. газета, 1993.
2. Историко – культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 3-ей (27 сентября 2005г.) и 4-й (18-19 апреля 2006г.) регионал. краевед. конференций./ Сост. И.А.Лебедев, Е.В.Лебедева. – Кинешма, 2006.
3. История русского драматического театра. В 7-ми т.: т. 4, 5, 6, 7, - М.: Искусство, 1979-1987.
4. Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в 19 – начале 20 в.в.: (На материалах Верхнего Поволжья). – Иваново: ИГТА, 2006.
5. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т.: т. 12. Письма (1881-1886) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. – М.: Искусство, 1980.
6. Писатели земли Ивановской: Биобиблиогр. справочник./ Ив. обл. науч. б-ка; Ив. писат. организация; Сост. З.Н.Корчагина. – Иваново: Верх. Волж. кн. изд. , 1988.

Алексей Антипович Потехин (1 (13) июля 1829 - 16 (29) октября 1908) - русский драматург и романист.

Родился 13 июля 1829 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию. В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее, за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом» был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича; исследовал Поволжье. В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров.

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике». Затем в «Москвитянине» появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы» известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии.

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике», «Современнике», «Библиотеке для чтения» и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Был членом Общества любителей российской словесности. В 1880 году стал одним из инициаторов создания первого памятника Гоголю. В 1900 году избран почётным академиком Академии наук по разряду изящной словесности.

Умер 29 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

1. Биография А.А.Потехина.
Творческий путь.

Алексей Антипович Потехин родился в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановская область) 14(1) июля 1829 года в старинной дворянской семье, весьма многочисленной и богато наделенной талантами.
В метрических книгах Кинешемской Благовещенской церкви за 1829 г. значится актовая запись № 8:
« 1 июля у Кинешемского уездного казначея титулярного советника Антипы Макарова Потехина от жены его Анфисы Алексеевой родился сын Алексей. Крещен десятого. Восприемники: содержатель питейного кинешемского откупа, дворянин, титулярный советник Николай Степанов Карцев и помещичья жена, дворянка Варвара Николаева Яковлева».
Отец писателя – Антип Макарович Потехин 1782 года рождения, являлся ковалером орденов Св. Станислава 3 степени (1837г.) и Св. Владимира 4 степени (1838г.), жил в Кинешме, владел имением в д. Долгово Кинешемского уезда. Служил Кинешемским уездным казначеем и коллежским асессором. Имел 11 детей (Изучением генеалогии рода Потехиных занимался Костромской краевед А.А.Григоров.):

Петр (старший сын, д.р. не известна) – был лекарем;
Алексей, 1829 г.р. ;
Владимир, 1831 г.р. и Константин, 1832 г.р. – обучались в Императорском Московском Университете;
Николай, 1834 г.р.- писатель-драматург, актер, режиссер, антрепренер, театральный критик;
Леонид, 1837 г.р. и Павел, 1839 г.р., как и Николай, обучались в Костромской губернской гимназии (Павел стал адвокатом);
Анатолий, 1847 г.р. (стал врачом);
Людмила, 1825 г.р.;
Надежда, 1833 г.р.;
Софья, 1841 г.р.

У Антипы Макаровича Потехина было два брата – Прокопий (коллежский асессор и ковалер, Кинешемский уездный стряпчий) и Борис (титулярный советник).
Дедом А.А.Потехина был Макар Федорович Потехин, подканцелярист воеводской канцелярии.
Николай Антипович Потехин – брат писателя также обладал незаурядным литературным талантом. Он создал эффектные комедии – «Злоба дня», «Мертвая петля», «Нищие духом», которые пользовались неизменным успехом на провинциальных сценах.
Другой его брат – Павел Антипович Потехин стал адвокатом и известным столичным общественным деятелем. В своих выступлениях он талантливо сочетал красноречие чисто русского типа с большой находчивостью и глубоким знанием законов и судебной практики. Долгое время он был членом Совета присяжных поверенных, гласным столичной городской Думы и председателем городской комиссии по народному образованию (после М.М.Стасюлевича), где работал энергично и плодотворно.
Родители Алексей Антиповича жертвовали всем, ради хорошего образования своих детей.
Детей в многодетной семье Потехиных обучали игре на пианино, скрипке, учили хорошим манерам. Но при этом не запрещали дружить со сверстниками из бедняцких семей.
В летнюю пору Алеша пропадал на Волге. Купался, загорал, ловил рыбу… Порой еще утро едва начиналось, а мальчик уже спешил к Волге послушать песню бурлаков.

Первоначальное образование А.А.Потехин получил в Костромской губернской гимназии, откуда поступил в Ярославский Демидовский Лицей, где и окончил курс в 1849 году с золотой медалью. Некоторое время служил на военной службе.
Был офицером, выйдя в отставку, служил чиновником в Костроме, затем в Москве.
Женился на дочери героя войны 1812 года Марии Петровне Кондратьевой, сестре Геннадия Петровича Кондратьева, певца и главного режиссера Петербургской оперы.
А.А.Потехин вырос на Волге, хорошо знал крестьянский и провинциальный быт. В 1856 году А.А.Потехин участвовал в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе Великого Князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье (а также и другие приречные и приозерные местности) и быт его берегового населения вместе с другими писателями – Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским. В эту экспедицию Потехин был приглашен по личному указанию Великого Князя, имевшего случай слышать его мастерское чтение своих произведений. При распределении местностей, описание которых было задачей экспедиции, Потехин взял на себя изучение средней Волги от устья Оки до Саратова. Литературные материалы этой экспедиции печатались в «Морском Сборнике», а частью и в других журналах. Так, статья Потехина «Река Керженец», излагавшая в прекрасной литературной форме данные о лесном торге на одном из притоков Волги, была помещена в «Современнике», а другая статья – «С Ветлуги» вышла в журнале «Век».
Бывая в Москве, Потехин сблизился с молодой редакцией журнала «Москвитянин», с А.Н.Островским. Великий русский драматург сыграл большую роль в писательской судьбе А.А.Потехина. Благодаря Островскому Потехин полюбил театр, стал его постоянным посетителем. Вот почему статья о театре («Несколько слов о бенефисе г. Шумского»), напечатанная в 1851 году в «Московских ведомостях», стала первым произведением А.А.Потехина. Затем, в течение года, почти в каждом номере появлялись статьи, в которых он разбирал пьесы тогдашнего сезона и игру московских артистов: Ленского, Самарина, Леонидова, Щепкина, а также вел отдел «Городская хроника», где публиковал очерковые зарисовки о московской жизни.
В 1852 году здесь же печатаются его первые этнографические очерки на родную и близкую тему – о Волге, Кинешме (где он провел свое детство) – «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма», «Забавы и удовольствия в городке». Последний был помещен в лучшем и передовом журнале того времени – некрасовском «Современнике». Так началось большое и плодотворное знакомство Потехина с Н.А.Некрасовым, которое продолжалось до самой смерти поэта и имело большое влияние на писателя, сблизило его с передовой и демократически настроенной интеллигенцией. Большой интерес к творчеству А.А.Потехина проявлял Л.Н.Толстой.
Историк литературы Федор Батюшков, обозревая творчество Потехина, писал:
«…в наше время тревожного решения проблемы морали, исканий тех или иных форм и концепций, после испытанных разочарований и смутно мелькающих надежд, чтение такого автора действует как-то успокоительно».

В своих «мужицких драмах»: «Суд людской – не Божий» (1854), «Шуба овечья – душа человечья» (1854), «Чужое добро впрок нейдет» (1855), а также романе «Крестьянка» (1853) – Потехин решал нравственные проблемы, противопоставлял городской цивилизации крестьянский мир.
Поэтизировал патриархальный уклад, для этого обильно вводил фольклорные и этнографические мотивы.
Большая часть комедий и сцен печаталась на страницах некрасовских журналов «Современник» и «Отечественные записки» («Новейший оракул» 1859. № 10; «Закулисные тайны» . 1861. № 3; «Вечеринка у бедной родственницы». 1863. № 9; «Отрезанный ломоть» 1865. № 10; «Рыцари нашего времени». О.З. 1869. № 2; на сцене Александринского театра шла под названием «В мутной воде»; «Вакантное место». О.З. 1869. № 11. Почти все комедии долгие годы не дозволялись к постановке на сцене).
В пьесах «Мишура» (1858), «Отрезанный ломоть» (1865) и др. под влиянием общественного подъема 60-х годов, А.А.Потехин обличал крепостников, чиновников, решал проблемы «отцов и детей», ратовал за свободу женщин.
В одной из самых удачных комедий «Вакантное место» (1859) А.А.Потехин высмеивал сановный либерализм, использование новых идей для защиты старых порядков.
В половине 70-х годов А.А.Потехин публикует свои произведения в «Вестнике Европы». И здесь его повести и рассказы имеют по-прежнему главной темой народный и провинциальный быт, но уже с более реальной окраской. В «Вестнике Европы» Потехин дебютировал повестью – «Хай - девка» (1875 г.), затем издал повести - «Хворая» (1876 г.), «На миру» (1878-79), «Деревенские мироеды» (1880 г.) и роман – «Около денег» - 1876 г.
Помимо этих произведений Потехиным в других журналах был напечатан ряд повестей и романов. Среди них – «Бедные дворяне», лучший его роман, изображающий старинную помещичью семью с ее приживальщиками и шутами. А также – «Крушинский», и повести: «Бурмистр», «Крестьянские дети» и др.
Заявляя себя в литературе одним из первых и выдающихся беллетристов – бытописателей, А.А.Потехин с самого начала своей литературной деятельности обнаружил особое тяготение и любовь к драматическому творчеству и сцене, которой он и отдался всецело, начиная с 1880 года.
Плодовитость Потехина в области драматургии удивительна. Им написан длинный ряд пьес. Но постановка их на сцену почти всегда сопровождалась крупными недоразумениями с цензурой. Трудно найти другого русского драматурга, который бы так много претерпел в этом отношении. Цензурные незадачи Потехина были введены его современниками в поговорку. Пьесы его находились под запретом годами, а иногда и десятилетиями. Перечитывая их теперь трудно понять, чем они вызвали такие гонения. Иные его пьесы подвергались урезкам и изменениям. Причиной такого положения дел во многом являлась присущая творчеству Потехина обличительная тенденция. Он был действительно злободневный писатель, чутко откликавшийся на всякую неправду окружающей жизни, стремясь разоблачить и искоренить ее. Для наших дней разоблачения писателя кажутся невинными. Но в свое время они производили эффект достаточный, что и препятствовало их выходу на сцену.
Успех А.А.Потехина, как выдающегося драматурга, был оценен и привел его к тому, что еще в самом начале 80-х годов ему был предложен трудный и ответственный пост заведующего репертуарной частью столичных Императорских театров. На этой должности он состоял несколько лет и успел в значительной мере освежить репертуар казенной сцены, упорядочить сценические постановки. Как театральный деятель Потехин содействовал проведению в жизнь полезных начинаний: обновил трупу Александринского театра; пригласил из провинции 27 актеров (Мичурина, Долматова, М.Писарева, В.Свободина, В.Давыдов и др.), в Малый театр был приглашен Сумбатов. Следил Потехин за пополнением репертуара классикой – произведениями Пушкина («Борис Годунов»), Лермонтова («Маскарад»), Шекспира, Шиллера, Мольера. При содействии Потехина была поставлена «Власть тьмы» Л.Толстого.

Позднее Потехин возглавил общество помощи сценическим деятелям. Этой работе он посвятил более десяти лет. Благодаря его настойчивости было открыто общежитие для престарелых артистов, а само общество разрослось и преобразовалось в Императорское Театральное Общество.
В дальнейшем А.А. Потехин был председателем Театрально-Литературного Комитета при дирекции Императорских театров.
В 1900-м году А.А.Потехин путешествовал по Европе с дочерью Диной. Париж, Ницца, Генуя, Женева…
Неприятный случай приключился в июле 1900 года на вокзале в Кельне: носильщик украл у русских путешественников саквояж. Он, конечно, не знал, что тащит у писателя, известного на родине обличителя капиталистического общества.

Полное собрание сочинений А.А.Потехина издавалось в 1904 г. в Санкт - Петербурге Товариществом «Просвещение» в 12 томах, в 1873 – 1874 г.г.выходило собрание сочинений в 6 томах. Многие произведения Потехина издавались отдельно - для народного чтения в специальных изданиях, например, Комитета Грамотности. В 1960 г. были изданы избранные произведения писателя. В советское время в г. Иваново дважды издавались романы «Около денег» и «Молодые побеги». В 1984 году в сборнике трудов Московского государственного университета были напечатаны пьесы «Суд людской – не Божий» и «Мишура».

Талант Потехина отмечали такие маститые писатели, как Григорович, Писемский, Лесков, Тургенев, Некрасов, Островский.
Свидетельством большого интереса современников к личности и творчеству А.А.Потехина является и тот факт, что его портрет создал выдающийся русский художник Н.Н.Ге. Это полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.
«Глубокоуважаемый Алексей Антипович… Сколько раз вы производили на меня потрясающее впечатление Вашими творениями со сцены! Они проходили для меня не бесследно»,- признавался в письме к Потехину Илья Ефимович Репин.
Последние годы жизни (летние месяцы) А.А.Потехин проводил в с. Орехово в небольшом именьице жены в 40 км от Кинешмы, подаренном жене писателя Марье Петровне Потехиной в 1855 году матерью - Анной Федоровной Кондратьевой. Кондратьевы – известная фамилия в Кинешемском уезде. Отец жены писателя – Петр Петрович Кондратьев – офицер конной гвардии, полковник, участник Отечественной войны 1812 года.

В стенах Ореховской усадьбы (ныне Родниковский район) были продуманы и созданы многие произведения А.А.Потехина. Вот как сам Потехин описывал Орехово:
«Ряд вросших в землю темных низеньких крестьянских домиков, занесенных снегом… Мы вошли в бедную крестьянскую избу… жизнь крестьян сразу поразила нас своей неустроенностью. Едва мы вошли в избу, как бросился в нос удушливый запах гари, щекотавший в носу и вызывающий слезы. Мы осмотрелись: изба была «курная», где дым из печи выходил прямо в избу, а уже из избы через отдушину проходил на волю. Несмотря на вечер, своеобразный запах дыма стоял в доме, им пропахли стены, потолки, одежда и все, что было в доме. Следы копоти покрыли весь дом. Все избы в деревне были такие же, как были много десятков лет назад».

В своих повестях и рассказах 70-80 годов Алексей Антипович отказался от приукрашивания народного быта. Крестьянская жизнь для него стала объектом критического исследования. Здесь, по неопубликованным воспоминаниям сына, писатель подолгу беседовал с крестьянами, записывал легенды, народные песни, обряды, присматривался, частенько ходил в расположенные неподалеку фабричные села Тезино, Бонячки, Новая Гольчиха (ныне они входят в черту города Вичуга), заводя знакомства с фабрикантами и изучая постановку дела на текстильных предприятиях, жизнь фабричного населения.
В 1901 году в честь 50-летия литературной деятельности писателя в селе была открыта школа, построенная на пожертвования А.А.Потехина и поклонников его таланта. Усадьбу посещали родственники, друзья, знакомые писателя, известные актеры.
В истории русской словесности А.А.Потехин занимает почетное место. Выросший на лучших художественных традициях гоголевского периода литературы и являясь представителем ее реалистического направления, А.А.Потехин открыл своими беллетристическими произведениями новую эпоху в развитии русской литературы, которая характеризуется названием «народничества».
Насколько серьезна и плодотворна была работа А.А.Потехина, как бытописателя, свидетельствует историк русской этнографии академик А.Н.Пыпин, извлекший из художественных произведений Потехина чрезвычайно ценный научно – этнографический материал.
Первоклассный художник слова и признанный знаток народной жизни А.И. Эртель, в личной беседе (еще при жизни Потехина, в 1904 году) высказал, что первым и чуть ли не единственным знатоком народной жизни и настоящего народного русского языка он считает А.А.Потехина.
Дружеские чувства, духовная близость связывали А.А.Потехина и видного деятеля отечественной музыкальной культуры А.Н.Серова, отца знаменитого художника.
Вот что писала об этом жена композитора Валентина Семеновна:
«Серов не пропускал ни одного нового спектакля, так что мы все вечера проводили или в театрах, или у Потехина, а четверги в том же обществе у нас.
Почти незаметно втягивались мы в споры, рассуждения об искусстве, драме и опере; отчасти на этих вечерах сложились у нас взгляды довольно единодушные на произведения того времени; тогда же впервые поднялась в образовавшемся нашем кружке речь о мужицкой драме. Потехину принадлежали всецело инициативы этого важного вопроса; он знал народ без излишней идеализации, любил его, и ему удавалось изобразить его в драме и повестях так талантливо и живо, что мы все были им восхищены и захвачены всецело».

Под влиянием «мужицких» драм Потехина композитор А.Н.Серов создал в 1871 году народную оперу «Вражья сила».
В 1901 году Российская Академия Наук избрала Алексея Антиповича почетным академиком по разряду изящной словесности. Причем звание академика было присвоено Алексею Антиповичу одновременно с Чеховым. Оно стало наградой прежде всего за ту лепту, которую Потехин, вслед за Островским, внес в дело создания русского драматического театра. То была высокая оценка его заслуг на ниве многолетней деятельности русской литературы, признание многогранного и обширного его творчества.
В этом же году, 10 октября, в обеих столицах и во многих городах России был отпразднован 50-летний юбилей литературной деятельности А.А.Потехина исполнением на сцене его драматических произведений. А на квартиру его, в Петербург, несли и везли поздравления, подарки, адреса и телеграммы от многочисленных поклонников его таланта. Явившихся поздравить, он принимал у себя дома и был особенно тронут приветствиями, присланными ярославским Демидовским лицеем и бывшим директором императорских театров И.А.Всеволжским.
Последний телеграфировал Потехину:

«Вспоминаю долголетнюю вместе службу театру. Долго перо ваше отдыхало. Ознаменуйте начало полстолетия новым порывом творчества. Подарите сцене новую пьесу. В театральном комитете недород от засухи. Нужна скорая помощь».

Преклонный возраст и болезнь не позволили Алексею Антиповичу выполнить этот «творческий заказ». Через семь лет, 29 (16) октября 1908 года, он ушел из жизни. Как отмечал в некрологе «Исторический вестник»:

«С Потехиным сошел с жизненной арены последний видный представитель той московской литературной группы, которая в пятидесятых годах прошлого века открыла…настоящего русского мужика, вывела его на свет Божий напоказ всему миру и признала за ним все законные права на пребывание в литературе не в каком-нибудь подкрашенном виде или при искусственном освещении, а со всею его плотью, кровью, речью, потом и слезами, какими наградила его мать- природа».

В последние годы своей жизни писатель тяжело болел. Скончался А.А.Потехин в Петербурге и был погребен на Никольском кладбище в Александро - Невской Лавре.
После смерти Потехина его драматические произведения были забыты. Последняя премьера пьесы Потехина «Нищие духом» состоялась на костромской сцене в предреволюционные дни семнадцатого года.

О детях А.А. Потехина известно следующее:

Леонид – известный специалист по пчеловодству, его труды вышли в книгоиздательстве Л.Девриена;
Валерий – известный общественный деятель Костромской губернии, гласный Юрьевецкого уездного и Костромского губернского земства, член губернской земской управы;
Николай;
Павел – титулярный советник, служил в г.Юрьевце;
Раиса – актриса Малого театра;
Дина;
Ангелина.


скан 01.12.2014 21:26:04

К сожалению, А. А. Потехин основательно забыт. Так же как подзабыты Ваан Терьян, В.Бенедиктов, С.Надсон, М.Лохвицкая, А. Коринфский и десятки других, не менее значительных поэтов. Да и среди малоизвестных ныне писателей фигурируют имена Гаршина и Успенского, бывших при жизни не менее популярными, чем нынешние Донцова и Полякова.
Поэт Сергей Каныгин

Марина Валерьевна Потехина- Белякова 17.01.2011 21:09:14

Здравствуйте Елена прочитала биографию А.А Потехина. Заинтересованна, статья вызывает интерес. А кем вы доводитесь Потехину А.А.? и откуда такая информация о его детях? Верны ли эти данные?

Елена Потехина 02.12.2014 20:51:55

Добрый вечер. А.А.Потехину я вероятнее всего никто. А вот материалы о нем собирала по крупицам из справочников, энциклопедий, литературных статей и томов "Истории русского драматического театра". Пользовалась ссылками исследователей на изыскания Костромича Григорова.. В 2009 г. выпущена книга "А.А.Потехин и Кинешма" в издательстве "Референт" . Книгу редактировал профессор Ивановского Университета П.М.Тамаев. Все материалы В Избе-читальне из этой книги.

Список использованной литературы.

1. Аристова Н.Н. К вопросу о местонахождении дома Потехиных. // Историко-культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 2-й регионал. краевед. конференции, 24-25 марта 2004 г. – Кинешма, 2004. – с.16-18.

2. Аристова Н.Н. К истории рода Потехиных // Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 3-й (27 сент. 2005г.) и 4-й (18-19 апр. 2006г.) регион. краевед. конференции. – Кинешма, 2006. - с. 23-25.

4. Бяковский В. Их вдохновляла муза Мельпомена: Братство талантов.// Рабоч. край – 1992. – 24 марта (Об А.А. и Н.А.Потехиных).

5. Виноградов Н. Мелочи для биографий А.Ф.Писемского и А.А.Потехина. – С. Пб., 1909.

6. Гнедич П. Хроника русских драматических спектаклей на Императорской Петербургской сцене 1881-1890 годов. // Сборник Историко-театральной секции. Петроград, 1918. – т.1.-с.13-15, 35, 57-59, 62-63.

7. Горбунов С. Знаток народного быта: К 160-летию со дня рожд. писателя А.А.Потехина. // Рабоч. край. – 1989. – 13 июля.

8. Город Кинешма. // Кинешемский Календарь – Ежегодник на 1916 год. – Кинешма, 1916. – с. 51-56.

9. Журавлева А.И. А.А.Потехин: (Вступит статья). // Русская драма эпохи А.Н.Островского: Сборник. – М., 1984. – с. 25-30.

10. Захарова О. И писатель, и земледелец: 165 лет со дня рожд. А.А.Потехина. // Рабоч. край.- 1994. – 8 июля.

11. Захарова О.И. К вопросу о документальном наследии А.А.Потехина. // Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края и развитие регионального туризма: Материалы регионал. Краевед. Конференции. 22-23 апр. 2003 г. – Кинешма, 2003, - с. 80-81.

12. Знаток народного быта. // Горбунов С.В., Шутов Г.К. Узник «святого монастыря»: краевед. очерки. – Иваново, 1994. – с. 210-221.

15. Из переписки А.А.Потехина и М.П.Погодина (1850-е г.г.) // Тамаев П.М. Фольклор и литература Ивановского края. – Иваново, - с. 109-119.

16. История русского драматического театра. В 7-ми т.: т. 4, 5, 6, 7, - М.: Искусство, 1979-1987.

17. Косицин Б. Братство талантов. // Твоя газета, Кинешма. – 2004. - в„– 1.- с. 2.

18. Крылов А. В Ореховской усадьбе: К 150-летию А.А.Потехина. // Приволж. правда. – 1979. – 23 июн.

19. Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учеб. пособие./ Иван. гос. ун-т; Науч. ред. П.В.Куприяновский. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 1991.

20. Морозов П. Писатель – народник А.А.Потехин: (К 50-й годовщине его лит. деятельности). // Мир Божий. – 1901. - в„– 11. – с. 236-251.

21. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т.: т. 12. Письма (1881-1886) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. – М.: Искусство, 1980.

22. Писатель Потехин // Антонов И.П., Щелков А.Ф. Приволжская сторона: Ист.-краевед. Очерки о Кинеше. районе. – Иваново, 1993.- с. 63-64.

23. Потехин А.А. Из театральных воспоминаний: К юбилею А.А.Потехина, // Театр и искусство. – 1909. - в„– 40. – с. 703-705, в„– 41. – с. 723-727.

24. Потехин А.А. Письмо (родителям). // Лит. сборник. – Кострома, 1928. – с. 15-16.

25. Алексей Антипович Потехин. // Кинешемский Земский Календарь – Ежегодник на 1914 год. – Кинешма, 1914. – с. 11-17, 1л. порт.

26. А.А.Потехин. // Ивановская область. По «Золотому кольцу России». – Иваново, 2007, - с. 228.

27. Потехин Алексей Антипович // Писатели земли Ивановской: Биобибл. справочник / Иван. писат. организация; Сост. З.Н.Корчагина, - Ярославль, 1988. – с. 211-214.

28. А.А.Потехин. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков, - М., 1968, - т. 5. – с. 915.

29. А.А.Потехин (1829-1908) // Литерат. краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: учеб. пособие / Науч. ред. П.В.Куприяновский. – Иваново, 1991. – с. 41-49.

30. А.А.Потехин и его повесть «Молодые побеги» // Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в Х1Х вЂ“ начале ХХ в.в. – Иваново, 2006. – с. 232 – 233, 106, 211, 227.

31. Прокофьев Д. А.А.Потехин // Писатели текстильного края: Лит. – критич. статьи. – Иваново, 1953. – с. 19-32.

33. Русская драма эпохи А.Н.Островского: Сборник / Сост. А.И.Журавлева. – М., 1984. – с. 25-31.

35. Смирнов И. Талант, забытый временем и потомками. // 168 час. – 2002, - 16 июля. – с. 11.

36. Сокольников М.П. Литература Иваново-Вознесенского края: Введение в изучение местной литературы. – Иваново–Вознесенск, 1925. – с. 6-8.

37. Степаненко Е. «Вы спрашиваете, знаю ли я Потехина?»: Замечат. земляки. // Русь. – 1997. - в„– 3. – с. 145-149.

38. Степаненко Е. Кострома – наш родимый уголок // Губернский дом. – 1998. в„– 1-2. – с. 65-67.

39. Тамаев П.М. Алексей Антипович Потехин. // Потехин А.А. Уездный городок Кинешма.- Иваново, 2005. – с. 3-9.

40. Тамаев П.М. «Мужицкие пьесы» А.А.Потехина в контексте русской драматургии середины Х1Х века: Текст лекций – Иваново, 1991.- 44 с.

41. Тамаев П.М. А.А.Потехин в литературном процессе 1850-1860 –х годов: Автореферат диссертации. – Л., 1988.

42. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: Репринт. воспроизведение изд. 1928 – 1958 г.г. – М., 1992, - т. 63. Письма. – с. 455- 456.

43. Толстой л.Н. Полное собрание сочинений: Репринт. воспроизведение изд. 1928- 1958 г.г. – М., 1992. – т. 64. Письма. – с. 13-14.

44. Шамшурин В. Дорога на Китеж. // Наш современник. – 2007. - в„– 7. – с. 267.

Биография

Родился 13 июля 1829 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию. В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее , за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом » был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским , Островским , Максимовым , Михайловым , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича ; исследовал Поволжье . В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров .

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике ». Затем в «Москвитянине » появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества . Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы » известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма , но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии .

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике », «Современнике», «Библиотеке для чтения » и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

Издания

  • Сочинения Алексея Потехина: В 7-ми т.. - СПб.: К. Н. Плотников, 1873-1874.
  • После освобождения. Рассказы из крестьянского быта: В 3-х т.. - СПб.: А. С. Суворин, 1891.
  • Сочинения А. А. Потехина: В 12 т.. - СПб.: Просвещение, 1903-1905.

Примечания

Литература

  • Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959.
  • Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.
  • Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Источники

  • Потехин Алексей Антипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.
  • Клевенский М. Потехин Алексей Анисимович // Литературная энциклопедия
  • Потехин Алексей Антипович . ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Ссылки

  • Потехин, Алексей Антипович в библиотеке Максима Мошкова

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 13 июля
  • Родившиеся в 1829 году
  • Умершие 29 октября
  • Умершие в 1908 году
  • Драматурги по алфавиту
  • Драматурги России
  • Драматурги XIX века
  • Родившиеся в Кинешме
  • Родившиеся в Костромской губернии
  • Персоналии:Кострома
  • Выпускники Демидовского лицея
  • Писатели по алфавиту
  • Писатели России XIX века
  • Русские писатели XIX века
  • Русские драматурги
  • Почётные члены Санкт-Петербургской академии наук
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Похороненные на Тихвинском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Потерянный уикенд (фильм)
  • Потехин Алексей Евгеньевич

Смотреть что такое "Потехин, Алексей Антипович" в других словарях:

    Потехин, Алексей Антипович - известный писатель. Род. в Кинешме Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил в военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым … Большая биографическая энциклопедия

    Потехин Алексей Антипович - Потехин (Алексей Антипович) известный писатель. Родился в Кинешме, Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил на военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями Писемским, Островским,… … Биографический словарь

    ПОТЕХИН Алексей Антипович - (1829 1908) русский писатель, почетный член Петербургской АН (1900). Драмы, повести, рассказы из крестьянской жизни, пьесы. В романах Около денег (1876), Молодые побеги (1879) отражено возникновение капиталистических отношений в России,… … Большой Энциклопедический словарь

    Потехин Алексей Антипович - , русский драматург, почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Окончил ярославский Демидовский лицей (1849). Печатался с 1851. Сблизился с «молодой… … Большая советская энциклопедия

    Потехин Алексей Антипович - (1829 1908), русский писатель, почетный член Петербургской АН (1900). Драмы, повести, рассказы из крестьянской жизни, пьесы. В романах «Около денег» (1876), «Молодые побеги» (1879) возникновение буржуазных отношений в России, революционное… … Энциклопедический словарь - … Википедия

    Потехин - русская фамилия. Известные представители: Потехин, Александр Владиславович (род. 1961) петербургский журналист, политик и общественный деятель, бывший вице губернатор. Потехин, Александр Николаевич писатель. Потехин, Александр Павлович … Википедия