Она не была эталоном балерины – небольшой рост, тяжеловатые крепкие ноги, жесткая пластика рук. Но она поняла, на что способно человеческое тело, какими средствами добиться от него грации и точности движений. Ее ученицы позже скажут: «Про тело она знала все».

Агриппина Ваганова родилась 14 (26) июня 1879 года. С детства она грезила сценой. Ее отец Яков Ваганов был капельдинером в Мариинском театре, жалованье небольшое, в семье трое детей, жили небогато. Поступление в училище означало для маленькой Груни Вагановой возможность приобрести профессию и, кроме того, облегчить жизнь семьи – тех учениц, кто успешно сдал экзамены после первого года обучения, принимали в училище на полный пансион.

В десятилетнем возрасте девочка была принята в Петербургское театральное училище по классу балета.

У нее не было тех блестящих способностей, обладательниц которых уже в раннем детстве учителя называют «прирожденными танцовщицами», и монотонные упражнения, которые предлагали педагоги, поначалу ее утомляли. Однако безмерное трудолюбие и осмысленный подход к занятиям сделали ее одной из первых учениц в классе. Уже к концу первого года обучения девочка пыталась соединить движения в одно целое, «танцевальный сюжет». Вскоре она вместе с другими ученицами стала принимать участие в спектаклях театра. Особый интерес у нее вызывали репетиции «Лебединого озера». Через много лет она создала свою версию этой постановки.

На выпускном экзамене она получила 11 баллов из 12. В ту пору Агриппине Яковлевне было шестнадцать лет, на сцену брали с семнадцати. Это огорчило Ваганову. Ей пришлось целый год оставаться в училище в роли старшей ученицы. Но еще более обидело ее то, что приглашенный для работы с юными балеринами итальянский педагог Энрико Чекетти почему-то не смог зачислить ее в свой класс, хотя выразил желание видеть в числе учениц. Юная танцовщица, спрятавшись в зале от строгих педагогов, тайком наблюдала за работой знаменитого итальянца.

Она была зачислена в труппу Мариинского театра в качестве артистки кордебалета. Теперь нужно было доказать свое право на маленькие партии – сперва на участие в «шестерках» и «четверках», а дальше на сольные вариации. Ваганова трудилась с такой самоотверженностью, на какую была только способна. Она и не думала разочаровываться в выбранной профессии. Помогал упрямый и независимый характер.

Путь к первым партиям у Вагановой был долгим. Несмотря на то что у нее в работе явно наметились успехи, она, как и прежде, танцевала в «шестерках» и «восьмерках». Она протестовала – и получала взыскания за строптивость. И кто знает, стала бы она знаменитым педагогом, не пройдя через все испытания, которые упорно преодолевала всю свою жизнь.

В эти годы в театре царил ведущий балетмейстер Мариус Петипа. Он приветствовал изящество и женственность на сцене. Отточенный классический танец Вагановой, ее суховатый академизм казался ему бесперспективным, как и сама балерина. Но с особым вниманием следил за успехами Вагановой педагог Николай Густавович Легат.

Он оказал ей помощь в становлении техники классического танца. И чудо свершилось! Ваганова почувствовала, что сумела раскрепостить свое тело, руки, и танец приобрел выразительность. Она показала феноменальное мастерство «полета». Сегодня ее прыжок – уже история балета.

Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем – множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов. В конце концов Ваганова получила от критиков неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран-па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» и многие другие называют «вагановскими». Со временем она научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами на свою технику.

Несмотря на неимоверный труд, Ваганова не стала звездой первой величины на балетном небосклоне. Правда, надо признать, что при своих природных данных она достигла максимума. И, что куда важнее, – не простым наращиванием физических нагрузок. Параллельно с тренажом в ней совершалась колоссальная интеллектуальная работа, она познавала возможности человеческого тела, формулировала для себя законы работы с ним, составляла оптимальное расписание занятий.

Ваганова поняла: то, на что не обращали внимания предшественники: корпус, спина, руки – и есть основа, позволяющая добиться полной свободы движения, вращения, прыжков. Мало того, она знала, как распределить силы, как чередовать упражнения, чтобы добиться наилучшего результата, – как стать лучшей балериной в мире. Если бы ей – тело Павловой или Карсавиной! Увы, она знала, КАК СТАТЬ, а они – БЫЛИ лучшими.

Сама Агриппина Яковлевна не раз вспоминала: «Только к концу карьеры я пришла к званию балерины». Непросто складывалась и ее личная жизнь – переезды с квартиры на квартиру, постоянная неустроенность. Она долго жила с женатым человеком, родив от него сына. И хотя этот брак официально не был оформлен, Ваганова была по-своему счастлива. Она любила отставного полковника Андрея Александровича Померанцева.

После рождения сына директор театра В.А. Теляковский по-прежнему не давал балерине сольных партий. Но вскоре ей улыбнулся случай. Ей пришлось заменить больную актрису Тамару Карсавину, исполнявшую вальс в балете «Шопениана». Ваганова провела свою роль блестяще, но в труппу актеров, которая отправлялась в Париж на гастроли, она не была приглашена. И вновь затянувшееся ожидание. Лишь через два года новая роль – Одиллии в «Лебедином озере».

Это был еще один успех. Потом у Вагановой были не раз удачные и не очень удачные образы на сцене. В 1915 году директор театра подписал приказ о ее увольнении на пенсию. Вагановой было всего 36 лет. Она была полна сил и хотела работать. Но со сценической карьерой пришлось распрощаться. Постепенно в Петербурге открылось множество хореографических школ. Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил сторонник классического танца А.Л. Волынский.

Со временем ей пришлось взять в семью двух детей своей умершей сестры. Вскоре после 1917 года Померанцев, подавленный событиями в стране, покончил с собой. Перед угрозой голодной смерти, когда все исчезло – пенсия, продукты, дрова, – Ваганова соглашалась на любую работу, выступала с концертами, за которые платили хлебом и картошкой.

«Великий исход» артистов балета из России опустошил театральные сцены Петрограда и Москвы, но в то же время наполнил свежими силами различные эмигрантские балетные труппы, которые возникали в это время по всему свету – от Константинополя до Берлина, от Парижа до Харбина, от Чикаго до Загреба, от Каунаса до Шанхая. К счастью для России, в Петрограде осталась балерина-пенсионерка Агриппина Ваганова, ставшая во главе хореографического училища. Не будь ее, советского балета, возможно, вовсе не существовало бы…

В штат балетного училища Ваганову взяли в 1921 году. Было холодно и голодно, занимались в кофтах и платьях. Но Ваганова была счастлива. Как-то в классе появилась невзрачная на первый взгляд миниатюрная блондиночка. Педагог предложила ей несколько упражнений. Потом – еще. И все это девочка выполнила с удивительной легкостью. «Я чуть не вскрикнула от восхищения», – вспоминала позже Агриппина Яковлевна. Это был переломный момент в истории балета: Ваганова обрела ТЕЛО – то, которого так не хватало ей самой, с помощью которого она могла создать величайшую балерину в мире. И создала. Имя этого чуда – Марина Семенова.

А потом были Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Ольга Иордан, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Алла Осипенко, Ирина Колпакова, Фея Балабина, Елена Тангиева – всего Ваганова воспитала двадцать девять выпусков.

Как знать, возможно, если бы Ваганова изначально была бы более одарена от природы, она не стала бы столь вдумчивым педагогом. А при сложившемся положении вещей и при ее упорном характере и постоянном стремлении к самосовершенствованию ей приходилось тщательно анализировать все движения, расчленять их на составные части, внимательно выискивать собственные ошибки и пути их преодоления. Методика Вагановой вырабатывалась в ее неустанной работе над самой собой, именно поэтому впоследствии она могла сразу заметить недостатки своих учениц и объяснить им возможности их устранения.

Одной из особенностей системы Вагановой было то, что если прежде основным методом был показ, то она каждое движение объясняла. Да и зачем было показывать: она хотела совершать все движения – но не своими, а их руками и ногами, выпрямлять не свою, а их спину, поворачивать не свою, а их головки. Показы были – но совсем другие: когда ученица ошибалась, Ваганова карикатурно передразнивала ее. Ей было нетрудно подражать им, ведь это были ее тела. Зато уж когда хвалила – это значило, что девочка действительно добилась важного успеха.

Как однажды сказала в одном из интервью Майя Плисецкая: «У Вагановой были «фантастические» мозги. Она видела сразу, в чем дело. Она никогда не говорила ученице: «Попробуй так!» Она требовала: «Надо так». Она для меня Микеланджело в балете.»

В первые годы советской власти официально обсуждался вопрос ликвидации балета как искусства, «чуждого пролетариату». Ваганова мечтала сохранить классический балет. Как показало время, она была права. Но сиюминутные «новшества» выдвигали вполне авторитетные балетмейстеры. И если в двадцатые годы было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара.

С 1931 по 1937 год Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни», новые редакции балетов «Лебединое озеро» и «Эсмеральда». В этих спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. «Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех – от артисток кордебалета до ведущих балерин – нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы – это и есть отличительные черты «школы Вагановой», – писала в воспоминаниях о своем педагоге Наталья Дудинская.

Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а её ученицы постепенно распространили её методику по всей стране. Выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего мира – книга выдержала множество изданий и была переведена на разные языки.

В 1937 году Ваганову освободили от должности руководителя Кировского (ныне Мариинского) театра, не дав достойно проявить себя, и предложили место в родном хореографическом училище. Ваганова, подавляя горечь и обиду, с энтузиазмом включилась в уже хорошо известное ей дело.

С начала войны она работала в Ленинграде, потом в Перми. В 1943 году ее вызвали в Москву, присвоили звание профессора хореографии и. направили в Большой театр. Она согласилась, но при условии, что со временем вернется в родной Ленинград.

Через год Ваганова была уже в своем училище. Последние выпуски давались Агриппине Вагановой нелегко. Она болела, все больше времени проводила в больнице. Она не могла, как прежде, выйти на поклон к зрителям, присутствовать на выпускных вечерах своих учениц.

5 ноября 1951 года Вагановой не стало. Во время прощания с ней звучало адажио из «Лебединого озера».

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (ныне Академия русского балета) было присвоено её имя.

Д. Трускиновская

Народная артистка РСФСР (1934), лауреат Сталинской премии (1946), профессор (1946). Окончила Петроградское театральное училище в 1897 (ученица Л. Иванова, Е. Вазем, П. Гердта, Н. Легата), позднее совершенствовалась у О. Преображенской. В 1897-1916 танцовщица Мариинского театра (первая танцовщица с 1906, балерина с 1915).

В 1917-20 преподаватель в балетных школах Балтфлота и Миклоса; с 1917 началась ее работа педагога классического танца в младших и средних классах ЛХУ, в 1921-51 - выпускных классов. Ее ученицы - М. Семенова, Г. Уланова, Т. Вечеслова, О. Мунгалова, Н. Млодзинская, Е. Тангиева (Бирзниек), В. Каминская, О. Иордан, Н. Дудинская, Ф. Балабина, Н. Анисимова, В. Станкевич, А. Васильева, Е. Чикваидзе, В. Лопухина, Н. Железнова, 3. Васильева, Г. Кириллова, Н. Красношеева, А. Шелест, С. Шеина, Н. Ястребова, Л. Войшнис, М. Мазун, Н. Кургапкина, О. Моисеева, И. Генслер, Н. Петрова, А. Осипенко, И. Колпакова и др.

В 1934-41 возглавляла педагогическое отделение при ЛХУ (ученики - Н. Базарова, Е. Иванова, В. Костровицкая, В. Мей, М. Тер-Степанов, Л. Тюнтина, М. Шамшева и др.). В 1946-51 заведующая педагогическим отделением ЛХУ при Ленинградской консерватории. В 1917-51 преподаватель класса усовершенствования, в 1931-37 - художественный руководитель балета Мариинского театра, где осуществила новые редакции балетов «Лебединое озеро» (1933), «Эсмеральда» (1935; 2-я ред. - 1948).

«Историческая заслуга Вагановой заключается в том, что она вела неустанную борьбу за классический танец, что она была несравненным учителем танца. Развернутый, технически оснащенный и разнообразный танец (и прежде всего классический танец) был для Вагановой главным материалом балета, главным оружием балетмейстера, «языком» актера. Своих учениц она готовила для осмысленного выразительного танца» (П. Гусев). Одна из первых и любимых учениц Вагановой - М. Семенова позднее вспоминала: «Она требовала, чтобы в танце образ, эмоции, содержание передавались всем телом: ведь тело - наш инструмент. И потому она заботилась о том, чтобы этот инструмент был развит до совершенства».

Огромная заслуга Вагановой состоит и в том, что она вооружила советский балет своей методикой преподавания классического танца. Созданный ею учебник «Основы классического танца» - «высшая академическая грамматика хореографии» (В. Трефилова) - был впервые издан в 1934 и выдержал несколько изданий в СССР и за рубежом. В предисловии к книге Ваганова писала: «Мы бережно охраняем классику, но думаю, если бы встали из могилы Дидло, Тальони-отец, Перро - они не признали бы своего детища. Время делает свое, все совершенствуется. Тем более неизбежно стремимся к совершенству мы, танцовщики. Каждый день в экзерсисе мы имеем дело с одним и тем же материалом и невольно отделываем свою технику все больше и больше... Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основания науки танца, свои достижения, все то, к чему привел меня многолетний опыт танцовщицы и педагога».

О вагановской школе, впитавшей в себя достижения многих поколений педагогов хореографии, еще в 30-е гг. удачно написала Л. Блок: «К какой школе следует отнести манеру Вагановой? К итальянской, французской или русской? Ни к одной, в том виде, как они до сих пор существовали. Ваганова в своем методе опирается и на итальянские элементы, и на французские, а общая совокупность создает новый этап русской школы».

В 1957 Ленинградскому хореографическому училищу было присвоено имя А. Я. Вагановой.

Литература: А. Я. Ваганова.- Л., 1940; Франгопуло М. А. Я. Ваганова. 50 лет работы в балете.- Л, 1948; Богданов-Березовский В. Л. Я. Ваганова,- М.; Л., 1950; А. Я. Ваганова,- Л., 1958 (в кн. приведена библиография статей А. Вагановой); Кремшевская Г. Агриппина Ваганова,- Л., 1981; Красовская В. А. Я. Ваганова.- В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л, 1972, т. 2; Вечеслова Т. А. Я. Ваганова,- В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л, 1979, вып. 3; Слонимский Ю. Профессор классического танца. Новые факты к биографии А. Вагановой.- Муз. жизнь, 1961, № 24; Кремшевская Г. Грамматика Агриппины Вагановой.- Там же, 1979, № 13; Дудинская Н. Об Агриппине Яковлевне Вагановой.- Театр, 1983, № 6; Красовская В. Две жизни Вагановой,- Нева, 1985, № 9, 10.

А. Деген, И. Ступников

Агриппи́на Я́ковлевна Вага́нова (1879 - 1951) - артистка балета Мариинского театра, балетмейстер и педагог, автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

26 июня весь балетный мир отмечает день рождения Агриппины Яковлевны Вагановой. Ее имя знакомо даже тем, кто никогда не видел ни одного балетного спектакля, оно стало символом высочайшего качества отечественного балета, его носит старейшая профессиональная школа страны – Академия русского балета.

Массовому сознанию свойственно канонизировать выдающихся людей. Не избежала этой участи и Ваганова. С известных фотографий строго смотрит умными глазами пожилая дама в скромном костюме – профессор, создательница знаменитой методики обучения классическому танцу, педагог, воспитавшая цвет отечественного балета советского периода. Ее требовательность граничила с суровостью, а редкое остроумие с дерзостью.

Однако мало кто задумывается над тем, что это – Ваганова, уже перешагнувшая сорокалетний рубеж. Но до того была совсем другая жизнь…

На фотографиях, хранящихся в фондах Академии русского балета, можно видеть, как девушку с длинной косой – воспитанницу Грушеньку – сменяет блестящая светская дама: дорогие наряды, модные прически, роскошные шляпки и зонтики, драгоценности. Солистка Императорского театра Ваганова любила и ценила многие радости бытия. Недаром дирекция неоднократно штрафовала молодую танцовщицу за «мимические переговоры с публикой» – это Грушенька во время спектакля подавала поклоннику знаки, что поедет в ресторан. Или объявлялся выговор за самовольно укороченную юбку сценического костюма – Грушенька желала ножки показать. В одном из многочисленных рапортов о провинностях сообщается о бриллиантах, не к месту появившихся на головном уборе персонажа – уж очень хотелось Грушеньке шикануть…

Ваганова родилась 26 июня 1879 в Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Жили бедно, но отец как служащий в Императорском театре имел право пристроить дочь в Петербургское театральное училище (ныне Академия русского балета). Маленькая Ваганова (ее в детстве звали Грушей) не отвечала балетным канонам – невысокая, с крепкими, слишком мускулистыми ногами, крупными и грубоватыми чертами лица. Вероятно, дело решило великолепное здоровье, и ее приняли в училище.

Среди соучениц Ваганова чувствовала, что бедна и может добиться успехов только собственным трудом. Девочка была умна и рано научилась разбираться в достоинствах и недостатках учителей. Первый учитель Александр Александрович Облаков учил правильно, но бесцветно, задавая одни и те же комбинации, и чтобы развлечься в конце первого класса Ваганова сочинила вариацию из заученных комбинаций. Во втором классе учителем был Лев Иванович Иванов, он аккомпанировал уроку на скрипке, развивал музыкальность учениц. В средних классах Ваганова училась у Екатерины Оттовны Вазем, одной из любимых балерин Петипа, которая была очень требовательна, но многое объясняла воспитанницам. Следующим педагогом стал Христиан Петрович Иогансон, старенький и слишком добрый человек. В 1896 году Ваганова окончила школу с великолепным результатом – 11 баллов из 12 возможных. Однако ей было всего семнадцать лет, а выпускали только с семнадцати с половиной, и Ваганову оставили в училище еще на год в классе Павла Андреевича Гердта. Выдающийся танцовщик придерживался французской школы, предполагающей грацию, мягкость в руках с плавно провисшим локтем и изящными, но вялыми кистями. У Вагановой появилось свободное время, которое она отдавала занятиям с младшими воспитанницами. В 1897 году состоялся выпускной спектакль, и Ваганову приняли в труппу Мариинского театра.

Только воля и редкая стойкость характера позволили артистке, не имевшей протекций на театральной сцене, на свою беду не блиставшей красотой, одолеть путь от танцовщицы в последней линии кордебалета до балерины.

Карьера Вагановой хорошо прослеживается по материалам из музея Академии русского балета. Здесь собраны театральные программки от выпускного спектакля до прощального бенефиса в январе 1916 года с участием Матильды Кшесинской, Любови Егоровой, Павла Гердта.

Уникален «Аттестатъ», выданный «бывшей балерине, артистке 1-го разряда балетной труппы Императорских Петроградских театров Агриппине Яковлевне Вагановой», – документ, где увековечен весь путь артистки на Мариинской сцене.

Окончившая Школу одной из лучших, Ваганова с 1 июня 1897 года была определена в кордебалет с жалованием 600 рублей в год. Несмотря на великолепную выучку, она долго не могла вырваться из глухого кордебалета. Обида осталась на всю жизнь. Годом позже поступившая в труппу Анна Павлова в кордебалете числилась лишь формально, ее сразу стали готовить в балерины. Ваганова считала, что танцует лучше и, по свидетельству Веры Красовской, через много-много лет на вопрос, как танцевала Павлова, Агриппина Яковлевна незамедлительно ответит: «Она танцевала вдохновенно, но на согнутых коленях».

Только через четыре года службы в кордебалете Ваганову перевели в корифейки, и она получила именную партию – Гебы в балете «Пробуждение Флоры». Геба появлялась вместе с Меркурием и возвещала, что Юпитер благословил союз Флоры и Зефира. В партии Флоры дебютировала Анна Павлова, но и Ваганову заметили: «Отличилась г-жа Ваганова, танцевавшая с воздушностью и смело. Этой танцовщицей наши балетмейстеры недостаточно пользуются».

Танцующую Ваганову называли «царицей вариаций», «лучшей солисткой времен Петипа», чей танец был «настоящим шедевром классической пластики с высокими полетами, с размахами могучей элевации». Умела дореволюционная критика изъясняться изысканно и образно. Забавно, что «лучшую солистку времен Петипа», сам Петипа не жаловал, он любил хорошеньких и требовал красоты от всех танцовщиц даже в последней линии кордебалета.

Интересно: когда виртуозная солистка Императорского театра Грушенька Ваганова думала только о новых ролях, не помышляя о педагогическом поприще, зоркий глаз Акима Волынского углядел в танце балерины ее будущую карьеру. «Танцы ее дают образцы пластической эстетики высшего порядка, - писал знаменитый критик, - и, будучи подвергнуты анализу, раскрывают основу, канон балетного искусства в глубочайших его выражениях… Механизм и техника классического исполнения находятся у этой артистки на высоте почти небывалой в летописи театра». Ваганова, стремясь к совершенству, изучала работу мышц, думала о координации, видела недостатки и училась их исправлению. В будущем эти качества помогут ей на педагогическом поприще.

6 мая 1915 года вышел, наконец, приказ о звании балерины, а через месяц – 14 июня 1915 года последовало увольнение со службы на пенсию в размере 1140 рублей в год плюс ежегодное пособие в сумме 860 рублей от Императорского Двора.

Уход из театра на пенсию был печален, но эта печаль компенсировалась семейным счастьем. Случайная встреча с Андреем Александровичем Померанцевым обернулась серьезным романом. Померанцев был далек от театра – подполковник путейской службы, интеллигентный, мягкий, добрый человек. У него был только один недостаток – он был женат. В 1904 году Ваганова родила сына Александра, которого Померанцев усыновил. Их общий дом славился гостеприимством, летом ездили отдыхать на юг Франции, но в новогоднюю ночь на 1917 год Померанцев застрелился.

Революция словно подвела черту в жизни Вагановой: точка на исполнительской карьере была поставлена. Вдова осталась с маленьким сыном на руках без средств существования. Пенсию из конторы Императорских театров платить перестали, обратно в театр не звали, хотя Россию покинули многие, а те ее коллеги, кто были в ранге балерин – уехали все. Почему Ваганова не уехала? Вера Красовская в книге о Вагановой говорит, что Агриппина Яковлевна утверждала: «Меня решительно не устраивало бегство из России». Но могла ли она это сделать? Ее слава танцовщицы не была равна мировой славе Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской. Возраст – 38 лет – не позволял начинать карьеру танцовщицы заново. А то, что она – великий педагог, Ваганова и сама не догадывалась.

Конечно, совсем необязательно талантливые танцовщицы превращаются в хороших наставников. Вагановой это удалось. Свое истинное призвание и славу гениального педагога она обрела в стенах своей родной школы на улице Росси, где воспитала несколько поколений балерин, ставших гордостью русского балета. Достаточно назвать имена Ольги Спесивцевой, Марины Семеновой, Ольги Иордан, Галины Улановой, Наталии Дудинской, Феи Балабиной, Татьяны Вечесловой, Аллы Шелест, Нонны Ястребовой, Ирины Генслер, Нинели Кургапкиной, Ольги Моисеевой, Аллы Осипенко, Ирины Колпаковой. Перечислить всех нет никакой возможности. Ваганова имела замечательных учениц не только среди танцовщиц, она вырастила и выдающихся педагогов-теоретиков Надежду Базарову, Варвару Мей, Веру Костровицкую, которые, базируясь на ее методике, разработали программы обучения по классам.

Методика Вагановой стала самой знаменитой в мировой балетной педагогике. В чем же ее значение? Пожалуй, самую суть смог выразить известный танцовщик, балетмейстер, педагог, художественный руководитель Академии русского балета Игорь Дмитриевич Бельский: «Ваганова не придумала ничего нового в движениях. Она обобщила все, что было до нее, во многом использовав уроки Ольги Преображенской. Хорошие педагоги были и до Вагановой, но они учили интуитивно, а она систематизировала их приемы и составила методику постепенного обучения классическому танцу. Во французской школе был провисший локоть, а в итальянской – слишком напряженный. Ваганова соединила французскую мягкость и итальянскую аккуратность рук, нашла середину, и получилась русская школа. Еще одна заслуга Вагановой в том, что она вместе с Федором Васильевичем Лопуховым сохранила в послереволюционную разруху русский балет – его репертуар, школу, профессиональное мастерство».

Итак, синтезировав достижения разных школ и разных педагогов, Ваганова не изобрела принципиально нового. Новым был ее подход к системе обучения классическому танцу.

«На педагогическом поприще Ваганову не превзошел никто. – отмечает балетовед Борис Илларионов. – Способная аналитически мыслить она аккумулировала полученные знания, точно выявляя достижения и недостатки педагогов-предшественников. <…> Ваганова обобщила лучшие достижения французской и итальянской школ. Она систематизировала приемы, взятые у разных педагогов, и создала упорядоченную методику обучения классическому танцу. Методика Вагановой требует правильной постановки корпуса, точной координации всех частей тела. Ваганова придавала важнейшее значение работе рук, добиваясь их выразительности, легкости, пластичности, мягкости, а также энергии и динамического импульса во вращениях и прыжках».

Талантливые педагоги были всегда, но их главными достижениями становились талантливые ученики. Ваганова же могла научить всех.

Агриппина Яковлевна Ваганова, первый отечественный профессор хореографии, основоположница научного подхода к обучению танцу, не считала свою методику догмой. Она не стеснялась учиться у других, никогда не вдавалась в область мужского исполнительства, а когда писала свою знаменитую книгу «Основы классического танца», пользовалась помощью историка балета, литератора Любови Дмитриевны Блок, и в этом одна из причин непреходящей, неустаревающей ценности ее учебника.

В 1931 – 1937 годах Ваганова была художественным руководителем труппы ГАТОБ имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр). Здесь она оставила след как балетмейстер. Балет «Лебединое озеро» с переделанным сюжетом, откуда по велению времени изъяли элемент фантастики, канул в Лету. Но в последствии восстановленном по хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова спектакле закрепились сцена встречи Одетты и Зигфрида, где пантомима заменена танцем, и вагановские руки лебедей, похожие на крылья. Ныне эти изменения так органично вошли в ткань спектакля, что нам трудно представить лебедей Льва Иванова с «круглыми» руками. При возобновлении балета «Эсмеральда» родился вагановский шедевр – Pas de deux Дианы и Актеона, который до сих пор является шлягерным номером балетной сцены и часто показывается на конкурсах как свидетельство высочайшего мастерства его исполнителей.

Ужасы 1937 года, когда поиски «врагов народа» затронули все круги общества, не обошли стороной и Ваганову. Ее убрали с поста художественного руководителя Кировского театра, но самым трагичным было то, что в числе гонителей были многие ее ученицы, не будем здесь перечислять их имена. Остались верными только Марина Семенова и Наталия Дудинская.

Ваганова сосредоточилась на педагогической работе. Находясь во главе Ленинградского хореографического училища, Ваганова до самой смерти (она ушла из жизни 5 ноября 1951 года) давала уроки классического танца, посещала уроки всех педагогов, следила за тем, чтобы методика преподавания была единой. В Кировском театре она вела уникальный класс усовершенствования мастерства, так называемый «балеринский класс», где занимались только ведущие солистки труппы. Ваганова считала, что обязательный ежедневный урок, который всю жизнь делают балетные артисты, должен быть средством не тренеровки-разогрева мышц, а средством совершенствования и постижения нового.

Агриппина Яковлевна Ваганова похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник на могиле великого педагога символизирует ее вклад в искусства балета: девушка в балетном репетиционном костюме (хитон и пуанты) читает знаменитый на весь мир учебник «Основы классического танца».

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу присвоено имя Вагановой, которое перешло в название Академии русского балета. Здесь свято хранят добрую память о Вагановой. Здесь родился ставший международным конкурс «Ваганова-Prix», участвовать в котором могут старшие воспитанники профессиональных балетных школ мира. В его жюри постоянно собирался весь цвет мирового балета: Наталия Дудинская, Ольга Моисеева, Ирина Колпакова, Игорь Бельский, Анна-Мария Холмс, Николай Боярчиков, Наталия Макарова, Людмила Сахарова. Задача конкурса не только показать мастерство юных и открыть новые имена, но и проанализировать, как методика Вагановой развивается на практике в разных хореографических школах.

Но самое главное, что дело Вагановой успешно продолжают ее последователи, и каждый год из стен Школы, носящей ее имя, выходят новые достойные ученики.

Книга Вагановой «Основы классического танца», в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала семь переизданий и переведена на многие языки мира.

Лариса Абызова, доцент Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой


Красовская В. Балет сквозь литературу. СПб., 2005. С. 205.

Красовская В. Агриппина Яковлевна Ваганова. Л., 1989. С. 36.

Волынский А. Статьи о балете. СПб., 2002. С. 178.

Бельский И. Балетмейстер, хореограф, профессор / Кулиса – Независимая газета. 1999. №12.

Илларионов Б., Майниеце В. Профессиональное балетное образование в России: петербургская и московская традиции / История художественного образования в России. Вып. I–II. СПб, 2007. С. 147.



26 июня исполнилось 137 лет со дня рождения знаменитой русской балерины и выдающегося педагога Агриппины Вагановой , чье имя носит Академия русского балета. Ее путь к успеху был таким долгим и тернистым, что подруга, жена Блока Любовь Менделеева, называла ее «мученицей балета». Обстоятельства не позволили Вагановой осуществить на сцене все мечты, но она реализовала их в своих ученицах - лучших балеринах страны. Агриппина Ваганова стала первым в СССР профессором хореографии, хотя в свое время ей предлагали лишь место в кордебалете.



Агриппина Ваганова - танцовщица и педагог | Фото: newrezume.org


Отец Агриппины был капельдинером в Мариинском театре, в 10-летнем возрасте девочку отдали в Петербургское театральное училище, в балетный класс. Данные Вагановой не были блестящими: небольшой рост, мускулистые ноги, крупная голова, широкие плечи - но на выпускном экзамене, благодаря годам упорного труда, она была одной из лучших.




По окончании училища Ваганову зачислили в труппу Мариинского театра в качестве артистки кордебалета. Долгое время ей доставались лишь небольшие малозначительные роли. Примами в ту пору были Т. Карсавина, А. Павлова, М. Кшесинская - именно их балетмейстер Мариус Петипа считал эталоном изящества, женственности и грациозности, а у Вагановой была слишком жесткая пластика рук, а ее классический танец казался ему бесперспективным.




Жена Блока Любовь Дмитриевна дружила с Агриппиной Вагановой всю жизнь и была свидетельницей тех невероятных усилий, которые танцовщица прилагала в работе. За это подруга называла ее «мученицей балета». Сама Ваганова с горечью признавалась: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины».



Агриппина Ваганова - танцовщица и педагог | Фото: dudinskaya-ballet.narod.ru и chtoby-pomnili.com


Сольная партия Вагановой впервые досталась благодаря случайному стечению обстоятельств: Тамара Карсавина повредила ногу, и Агриппине пришлось ее заменить в балете «Шопениана». Лишь спустя 2 года ей вновь посчастливилось оказаться на первых ролях: на этот раз она исполнила партию Одиллии в «Лебедином озере», о которой давно мечтала. Помимо этого, ей достались главные роли в балетах «Ручей», «Жизель» и «Конек-Горбунок». Успех пришел к ней слишком поздно, в 1915 г. ее отправили на пенсию - на тот момент ей было 36 лет.




Это был очень сложный период в ее жизни: со сценической карьерой пришлось распрощаться, в личной жизни произошла трагедия. Мужчина, с которым она уже несколько лет жила в гражданском браке, в канун рождества 1917 г. покончил с собой. Ваганова осталась с тремя детьми (один свой сын и двое детей умершей сестры) практически без средств к существованию. Ей приходилось выступать с концертами за картошку и хлеб.







В 1920 г. ее взяли в штат балетного училища Мариинского театра на преподавательскую деятельность. Условия были крайне стесненные, ученицам приходилось заниматься в платьях и кофтах. Но Агриппина Ваганова была счастлива: она нашла свое призвание в воспитании талантливых танцовщиц. Она вырастила 29 выпусков, среди ее учениц были самые лучшие балерины: М. Семенова, Г. Уланова, Н. Дудинская, А. Шелест, О. Моисеева, И. Колпакова и другие.







Главным требованием Вагановой-педагога была осмысленность движений. В 1934 г. она выпустила книгу «Основы классического танца», которая до сих пор не теряет своей актуальности. Агриппина Ваганова сделала для русского балета гораздо больше, чем просто воспитание талантливых танцовщиц: ей удалось сохранить традиции классического балета в ту пору, когда этот вид искусства большевики считали «чуждым пролетариату».

Агриппина Ваганова - артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета, воспитавшая несколько поколений выдающихся русских балерин, в том числе Марину Семенову и Галину Уланову. Ваганова стала знаменитой, вопреки всему: природа отказала ей в идеальных балетных данных, ее фигуру считали неизящной, над ней смеялись, унижали, но сладить с этой женщиной, вбившей себе в голову, что она рождена для балета, было не так просто, пишет 7days.ru .

Ваганова поняла, на что способно человеческое тело, какими средствами добиться от него грации и точности движений. Ее ученицы позже скажут: "Про тело она знала все". И, как однажды отметила в одном из интервью великая балерина Майя Плисецкая, "У Вагановой были "фантастические" мозги. Она видела сразу, в чем дело. Она никогда не говорила ученице: "Попробуй так!" Она требовала: "Надо так". Она для меня - Микеланджело в балете".

Агриппина Яковлевна Ваганова родилась 14 (26) июня 1879 года в Санкт-Петербурге в армянской семье. В семье были три дочери, она была младшей. Ее отец - Акоп (Яков) Тимофеевич Ваганов служил унтер-офицером в Астрахани, где еще со времен царя Ивана Грозного существовала армянская община. Акоп Тимофеевич происходил из персидских армян. После отставки он перебирается в Санкт-Петербург. Там он поступает на службу в Мариинский театр капельдинером, пишет Armmuseum.ru . Семья Вагановых жила небогато, в стесненных условиях. Когда Агриппине исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Успешных учениц принимали в училище на полный пансион, а это могло немного облегчить тяготы ее семьи.

После окончания училища Агриппина Ваганова была принята в балетную труппу Мариинского театра. Через несколько лет она получает статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации. За это критика прозвала ее "царицей вариаций". И лишь незадолго до окончания своей карьеры, в 1910-ых годах, она начала исполнять главные партии.

Порой критика в адрес Вагановой была не очень лестной. Так, Мариус Петипа, французский и российский солист балета, балетмейстер и педагог, в своем дневнике оставил такую запись: "Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…"

Ваганова действительно не была эталоном балерины - небольшой рост, тяжеловатые, крепкие ноги, жесткая пластика рук. Правда, сама она знала о своих недостатках лучше, чем все остальные, и старалась упорными занятиями достичь того, в чем ей отказала природа. Как писала о ней Красовская, "живой, язвительный ум помогал понять собственные недостатки, преодолевать их и даже обращать в достоинства. Независимый характер толкал на шалости, на стычки с начальством", - пишет Chtoby-pomnili.com .

Агриппина Яковлевна с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. Главные партии в балетах "Ручей" Л. Делиба (Наила), "Лебединое озеро" П. И. Чайковского (Одетта-Одиллия), "Конек-горбунок" (Царь-девица), "Жизель" А. Адана (Жизель) ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 году она получила звание балерины, а в 1916 оставила сцену.

Началась ее педагогическая деятельность. Ваганова провела свой первый урок, потом второй, третий - и вдруг все поняла. Она родилась балетным педагогом, а не исполнительницей, вот в чем секрет! Какое наслаждение оказалось учить, ведь недаром она когда-то разложила на
составляющие всю сложную хореографическую технику. Имя Агриппины Вагановой окружено легендами - ее строгость и непосредственность, редкие похвалы казались чудачествами. Ее слава педагога вспыхнула как фейерверк и продолжает светить по сей день, пишет Peoples.ru .

Агриппиной Вагановой была разработана собственная педагогическая система. "Система Вагановой" сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. В 1934 году была издана книга Агриппины Вагановой "Основы классического танца". Книга выдержала шесть переизданий и была переведена на многие языки мира. Сама Ваганова не была выдающейся балериной - истинное ее призвание, ее талант заключались в том, чтобы учить других искусству танца, делать доступным для своих учениц то, что поняла она сама. Борис Эйфман
сказал: "Русский балет - это вагановский балет! Все придумала, сделала Агриппина Ваганова! Она ввела все то, что сегодня отождествляют с русским балетом", - пишет Shkolazhizni.ru .

5 ноября 1951 года Вагановой не стало. Во время прощания с ней звучало адажио из "Лебединого озера". В документальном фильме "Агриппина Ваганова: Великая и ужасная" о ней вспоминает Майя Плисецкая: "Второй Вагановой нет. Не было. Вот я не знаю - будет ли"...