Юбилейная, десятая постановка Cirque du Soleil в России шоу Quidam развернуло свой «палаточный лагерь» в Ледовом дворце. Всего за несколько часов до его премьеры в Петербурге нам удалось попасть за кулисы и узнать, чем живут артисты цирка до нанесения красочного грима и облачения в невероятные костюмы.

В шоу задействованы 45 артистов, 18 из которых говорят на русском языке. Когда попадаешь на репетицию финального номера и слышишь только русскую речь, начинаешь сомневаться в интернациональности труппы. Обслуживает шоу такое же количество людей – 45 человек монтажеров, костюмеров, звуковых операторов и других людей, остающихся в тени.

У Cirque du Soleil один состав, поэтому одно и то же шоу не может идти одновременно в двух городах. Поэтому в эти весенние дни восхищаться красотой и техникой одного из самых загадочных представлений – Quidam – можем только мы. Однако в это же самое время проходят 18 других выступлений цирка по всему миру.

Пройдя ближе к сцене, где проходит репетиция номера «Эквилибр на опорах», тренер начинает давать указания артистке по имени Баска, та улыбается в ответ, кивает и выполняет сказанное. Оглянувшись, можно увидеть огромный амфитеатр Ледового дворца, который спустя несколько часов заполнится зрителями и эмоциями. Увидев этих артистов вблизи, не верится, что они часть этого шоу, их сложно узнать: ни один не выступает с непокрытой головой – на всех есть либо парики, либо шляпы. Во время репетиции все находятся в эластичной гимнастической или спортивной форме, а не в ярких костюмах, ведь изнашивать их раньше времени нет смысла.

За время пребывания за кулисами нам удалось увидеть несколько спойлеров, среди которых – номер «Скакалка». Артисты прыгают через натянутые тросы, молниеносно меняя свое положение. Сразу после этой репетиции двое артистов – Ката и Француа – смогли уделить нам несколько минут, чтобы рассказать о своей работе в шоу. Как оказалось, совсем не обязательно быть циркачом в третьем поколении, чтобы стать частью этого чарующего мира. Именно так случилось с Катой – до прихода в шоу она была профессиональной спортсменкой. Когда смотришь Cirque du Soleil, сердце замирает от волнения за артистов, не мудрено, что вопрос о страхах самих акробатов тоже возник. Но оказалось, что страх почти не нарушает процесса работы. Ката лишь боится перепутать порядок выполняемых действий, а Француа и вовсе отрезал: «В воздушных номерах нет свободы творчества, каждый участник четко знает, что он должен выполнить, поэтому нет места страху» .

Несомненно, такое большое многоуровневое шоу не может держаться только на артистах. Есть такие люди, как костюмеры, которые остаются в тени, хотя выполняют много важной и нужной работы. Стоит отметить, что из 19 грузовиков, которые перевозят шоу, 1 грузовик полностью занят костюмами, обувью и всем необходим для того, чтобы в любой момент можно было что-то перешить, перекрасить или даже сделать заново. Прямо на наших глазами ботинки главной героини раскрашивались тонкой кисточкой одним из костюмеров. Кстати говоря, каждый элемент наряда создается вручную, не зря стоимость всех костюмов достигает 2 миллионов долларов.

Когда следующий участник шоу вышел навстречу прессе, всем показалось, что это какой-нибудь директор или менеджер – уж больно суровым он показался. Но мы ошиблись. Это тоже артист цирка – клоун Тото. На своих выступлениях он вытягивает людей из зала и просит их выполнить определенные сценки, по его словам, да и по моим собственным наблюдениям, в это время зал реагирует наиболее ярко. На слова о том, что он не похож на клоуна, последовал ответ: «Если бы акробат спускаясь со сцены и встречаясь со своими друзьями, стоял на руках – это было бы по крайней мере странно, также и с клоунами» . Тото выступает со своим номером в шоу вот уже двенадцать лет, и его номер кардинально изменился вместе со своим автором. Неизменным осталось одно – во время шоу он по-прежнему вытаскивает из зала ошарашенных зрителей и просит принять участие в репризе. К счастью, ему каждый раз везет со зрителями – попадаются настолько артистичные люди, что все быстро понимают, а иногда даже переигрывают.

Путешествуя дальше по закулисному миру, обнаруживаешь то сакральное место, где создается магия шоу: по полу разложены маты и коврики – здесь артисты тренируются. Тут же подвешены тросы и страховка, воздушные номера до прогона на сцене репетируют тоже над матами. Кто-то лежит на них, подперев голову рукой, и о чем-то болтает, а кто-то еще упорно тренируется. По периметру стоят тренажеры, привезенные с собой, недалеко виднеются комнаты для переодевания, а также зеркала, рядом с которыми артисты наносят грим. Возле гримерок расположились десятки шляп и париков – неизменных атрибутов шоу Quidam.

Еще несколько минут до громогласной репетиции номера «Воздушные кольца» вместе с музыкой, и у нас есть возможность пообщаться с «наместником» режиссера в туре – артистическим директором Майклом Смитом. Он рассказал об идее шоу, его символах, а также провел параллель шоу «Quidam» («некто» по-латыни) и Петербургом: «И в шоу, и в этом городе, несмотря на красоту, есть печаль и грусть, которая в итоге дают вдохновение». Главная героиня Зоуи («жизнь» по-латыни) – маленькая девочка, которая скучает без внимания родителей. К ней приходит «Некто» без головы и отдает свой котелок – так зрители вместе с ней попадают в мир Quidam, где под куполом парят люди, акробаты выполняют невероятные трюки, а эквилибристы и гимнасты творят чудеса с балансом и силой притяжения. Главным символом этого шоу, уточнил Майкл Смит, является красный цвет, символизирующий сердце и душу. В этот цвет облачена и мать Зоуи, которая не обращает на дочь никакого внимания. На протяжении всего шоу появляются ленты, шары, ткань и даже зияющие красные дыры на груди артистов, словно «вырванное сердце, а может быть сердце, готовое принять» – поясняет Майкл Смит. «Мы некто для всех людей, пока не захотим стать кем-то» , – подводит черту под своими словами директор шоу Quidam.

Путешествуя по скрытому от глаз закулисному миру Cirque du Soleil, мы убедились в том, что красочное шоу, которое пролетает перед твоим взором за один миг, создается кропотливой и трудоемкой работой десятков людей в туре и сотен людей в целом. Каждый человек в команде Солнечного цирка ценный и уникальный, будь то акробат, швея или монтажер сцены. Каждый работает, чтобы создать невероятное шоу, а как мы знаем, «шоу должно продолжаться», поэтому мы покинули здание Ледового дворца и дали артистами и рабочим подготовить вечернее выступление.

Текст: Екатерина Приклонская

Почти четверть века назад в далекой квебекской провинции родился цирк, как сказал бы поэт: «звезды по имени Солнце», которому было суждено стать фабрикой новых цирковых грез. Канадский Цирк дю Солей (Cirque du Soleil в переводе - Цирк Солнца) называют «завтрашним днем мировой индустрии развлечений», «роддомом идей», «гениальным изобретением Ги Лалиберте».

В книге отзывов зрители оставляют такие записи на разных языках: "Увиденное разнесло мои мозги веером". "Визуальный оргазм". "Я так смеялся, что почти описался". "Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни." "Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки". "Вы помогли мне понять, кто я есть на самом деле. Я хочу поблагодарить вас за то глубокое потрясение, которое я пережил - за вовлечение меня в восторг, любовь, смех, свободу и мечту".

Детище Ги Лалиберте на сегодня - колоссальное предприятие в мире шоу-бизнеса, привлекающее более десяти миллионов зрителей в год. Его можно, пожалуй, сравнить с футбольным клубом «Челси», но в области цирка, то есть самым богатым местом, куда собирают все таланты.

Интересный парадокс: он прославил канадский цирк посредством интернациональной творческой команды, в которую входят представители более сорока разных стран.

На нынешний момент там работает почти 4000 человек, среди которых - свыше тысячи артистов, остальные - директорский состав и администрация, творческие цеха (режиссеры, постановщики номеров, художники, музыканты), тренера, технический персонал, кадровый отдел, учителя, повара, охрана и т.д.

В главной штаб-квартире, которая находится в Монреале, работает большая часть из перечисленного не-актерского состава - 1800 работников. В этой огромной лаборатории с самым современным оборудованием собраны лучшие творческие силы планеты, для создания новых цирковых проектов. Результат этой работы: на сегодняшний день функционирует семнадцать разных шоу под маркой Цирка дю Солей: десять стационарных залов (в Лас Вегасе, Нью-Йорке, Орландо, Токио и Макао), остальные годами гастролируют по всему свету. Средняя вместительность шапито - две с половиной тысячи человек. Билеты на любое представление Цирка дю Солей стоят от 50 до 180 американских долларов.

Во всех практически без исключения шоу этого цирка работают русскоязычные артисты. В некоторых постановках, например, в «Алегрии», среди полусотни выступающих на сцене артистов почти тридцать - из стран бывшего Союза. В других процент меньше, но тоже впечатляет.

Для ответа на вопрос - почему там столько россиян и какими путями они туда попадают, надо обратиться к истории нашей страны: за сто пятьдесят лет у нас сложилась отличная цирковая школа на базе старинных цирковых традиций, потом открылась свобода работать по контрактам там, где ты востребован и оценен больше всего. Плюс к тому - началась всеобщая глобализация. Ну и у каждого артиста Цирка дю Солей - свой отдельный случай, конкретная судьба.

Весьма «типична», если можно так выразиться, по своей нестандартности, история семейства Ивановых из города Ярославль. С 1995 года Евгений и Наталья Ивановы гастролируют с туром «Алегрия». Сейчас им обоим слегка за сорок, поженились в юности, как только Женя вернулся со службы в Советской Армии. Наташа и Женя - сами воспитанники советской спортивной системы. Их юношеская романтика была связана с поездками на спортивные сборы и выступления. После того, как Женя много и успешно выступал на международных соревнованиях, друзья позвали его присоединиться к цирковой труппе, гастролирующей по Мексике. Он подписал контракт с мексиканским импрессарио, и они всей семьей начали кочевую жизнь. Дочери Кристине сейчас 23 года, она - цирковая акробатка, работает уже в другом шоу Цирка дю Солей «Ля Нуба» в Орландо. С родителями ездит восьмилетний сын Тимофей, который родился во время тура по Америке, и путешествует всю свою жизнь.

Глава семьи, Евгений Иванов, нынешний исполнитель роли Красного Горбуна в «Алегрии», акробат в номере "Фаст-трак", вспоминает:

«Я попал в Цирк дю Солей совершенно случайно тринадцать лет назад, когда этот цирк еще не был таким большим и богатым, и артистов так было много, а программ так мало, что легче было улететь в космос туристом, чем попасть в его труппу. Это был 1995 год, и шоу Алегрия было еще только в начале пути. Впервые я увидел Цирк дю Солей на видеокассете, постановку "Nouvelle experience". Мне так понравилось, что я сказал себе: вот этот цирк, где я хочу работать.»

К тому времени Женя был дважды чемпионом мира в отдельных дисциплинах в акробатике, пять раз выигрывал чемпионаты Европы, девять - в России. Несколько лет проработал в профессиональном цирке в Мексике. Приехал в монреальскую студию, но поначалу ему отказали, сказав, что в акробатах такой квалификации там не нуждаются. Видимо, его послужной список показался чересчур внушительным. Ему был дан билет домой, но Женя задержался, просто чтобы пожить в Монреале, посмотреть на тренировки. Как-то случайно его попросили встретить в аэропорту какого-то Жиля Сен-Круа, седого мужика, с которым Женя хорошо пообщался по-испански. И он велел тому прийти в студию, показать, что может. Оказалось, что Жиль был в цирке Вице-Президентом по творческим вопросам. Женя попрыгал для него на батуте, но никаких комментариев не услышал.

И вот уже с билетом на отлет, сидел он, ожидая такси, вдруг подходит девушка и говорит: «Сдайте, пожалуйста, ваш билет. Вот ключи от гостиницы, заселяйтесь». Женя так обрадовался, что сначала даже не спросил, какой номер комнаты. Те апартаменты показались ему просто шикарными, ведь последние две недели он жил у друга чуть ли не на коврике.

Условия работы и жизни там действительно очень хорошие. На гастролях - проживание в четырех-пяти звездочных отелях или кондо-апартаментах с кухнями, полные страховки по здоровью, так же частичные страховки и для семьи. Контракт дает гарантированный капитальный годовой доход (какой именно - разглашать строжайше запрещено самим контрактом, но ясно, в провинциальном цирке таких денег они бы не заработали и за десять лет). Цирк Дю Солей помогает артисту сменить профессию, когда он уже не сможет выступать.

В каждом туре для детей артистов есть свои школы с учителями, чтобы они могли получить полноценнное школьное образование. В головной монреальской студии - огромные залы для тренировок, оборудованные новой техникой, помощь высоко-квалифицированных тренеров. Все приглашенные для выступления в «Цирк дю Солей» обязательно проходят курсы специальной подготовки, сценического движения, пения, танцев. Иногда это индивидуальные репетиции, как это было в случае с Кристиной Ивановой, а иногда - коллективные тренинги, так называемые «формейшн», которые обычно длятся по 4 месяца. Режиссеры работают над тем, чтобы каждый новичок достиг полной отдачи, раскрыл максимум своих возможностей, и стал актером и цирковым артистом одновременно. По истечении тренинга самые лучшие получают контракты на работу.

Основатель компании Ги Лалиберте, который родился в канадском городке Квебек-сити 49 лет назад, был уличным артистом, глотателем огня, играл на аккордеоне и танцевал на ходулях. В начале восьмидесятых годов он объединил вокруг себя два десятка друзей-артистов. Они принимали участие в различных уличных фестивалях, особенно удачным было выступление в 1984 году на большом праздновании 450-летней годовщины открытия Канады Жаком Картье. Они обратились к Правительство провинции Квебек, которое поддержало начинание (что невозможно переоценить), и новая компания, получив в первые годы существования свою дозу успеха и провалов, взяла курс на покорение небывалых высот.

Канадцы, изучив и освоив методы подготовки артистов цирка в разных странах, пообщавшись с мастерами самых знаменитых цирков и цирковых школ, выдающимися артистами и постановщиками, создали структуру с очень сильным менеджментом. В дополнение к цирковым выступлениям, компания активно реализует свой потенциал и в других жанрах - телевизионных проектах, кино, в развлекательной части торжественных церемоний и корпоративных праздников, широко продвигаются свои СД, ДВД, сувениры, а так же прочая дизайнерская продукция под фирменной маркой.

На создание каждой цирковой программы уходит от года до 3 лет, но эксплуатируют ее 12—15, а то и больше, лет. Причем в последние годы масштабы производства выросли, так например, в 2008 году запущено сразу три новых шоу: в Токио, в Макао и в Лас Вегасе. Контракт с каждым артистом заключается не меньше, чем на год. Некоторые остаются в шоу по многу лет.

Когда у Ги Лалиберте рождается идея новой программы, он собирает творческую команду, которая разрабатывают эту идею со всех сторон: главная тема, сценарий, музыка, свет, персонажи, костюмы. Козырная карта - приглашение к работе самобытных и талантливых постановщиков, самых лучших художников, композиторов и режиссеров, каким, например, оказался бельгиец Франко Драгоне. В свое время ему была дана неограниченная творческая свобода и в результате он создал ряд шедевральных постановок для Цирка дю Солей: Cirque du Soleil (1985), We Reinvent the Circus (1987), Nouvelle experience (1990), Saltimbanco (1992), Mystere (1993) Alegria (1994), Quidam (1996), La Nouba и "O" (1998).

Их схема работает совершенно по иному принципу, чем все мировые цирки. Изюминка -

в особом творческом стиле: сплав театральной эстетики со зрелищной атмосферой цирка плюс принципиальный отказ от использования дрессированных животных. Еще - для каждого шоу специально пишется новая музыкальная партитура, и на сцене обязательно присутствуют живые певцы в качестве персонажей. Любой из действующих лиц - неповторимый образ со своей историей и целью. Сценография многослойна, одновременно в разных пластах пространства живет множество персонажей в экстраординарных костюмах. Действие идет единым потоком, в котором есть и стремнины, и тихие заводи. Свет - живой полноправный участник действия. Нестандартные и очень сильные хореографические решения, например, когда прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под музыку образуют изумительные по красоте узорные траектории. Профессионализм исполнителей - высочайшего класса.

Оказывается, этот уровень с самого начала задавался в том числе и участием россиян.

О первых «ласточках» из России в этом цирке рассказывает Павел Брюн, сотрудничавший с Цирком дю Солей более десяти лет:

«Всё начиналось с малого и очень давно, в 1990 году, когда я интегрировал в шоу "Nouvelle Experience" самых первых русских артистов, Владимира Кехаяла и Василия Деменчукова. Это был потрясающий спектакль, очень высоко задравший планку Цирка дю Солей для самого же Цирка дю Солей, впрочем, как и для всех поклонников этой компании, ныне ставшей супер-брендом шоу-бизнеса в мировом масштабе.»

В 1992 году Павла Брюна пригласили на постановку спектакля "Saltimbanco", где он ассистировал хореографу Дебби Браун. Потом, 1992-93 гг., в сотрудничестве с Московским Цирком на Цветном бульваре, он готовил большой воздушный номер для первого шоу Цирка дю Солей в Лас Вегасе "Mystere". Номер этот был полностью укомплетован Российскими артистами, что было первым крупным "вливанием" наших в Цирк дю Солей. В 1994 Павел стал Артистическим директором спектакля "Alegria", куда пригласил Славу Полунина, с чего и началось продолжающееся и поныне сотрудничество Цирка дю Солей с Лицедеями. Также, для этого шоу Павел подготовил воздушный номер под руководством Андрея Льва. Присутствие россиян в "Алегрии" в тот момент было уже очень существенным и ощутимым.

В начале 1995 Павла Брюна "перебросили" в Лас Вегас, где он возглавил работу с уже упомянутым выше шоу "Mystere". В 1996 году, когда уже начиналась работа над водным шоу "О" для нового казино "Белладжио" в Лас Вегасе, его пригласили в этот проект в качестве Артистического Директора, а чуть позже, в 1997 году сделали Артистическим директором и Художественным руководителем Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, где возглавил работу над двумя шоу, "Mystere" и "О", одновременно. Это было потрясающе и очень непросто. Он проработал с двумя этими шоу до осени 2001 года, после чего решил сделать "перерыв", и ушел из Цирка дю Солей.

Вливание наших талантов в этот цирк идет по нескольким направлениям. Во-первых, инфраструктура: в списке тамошних русскоязычных тренеров, постановщиков номеров, художественных руководителей и рекрутеров: Павел Брюн, о котором мы уже говорили, клоун Слава Полунин, тренеры и постановщики Борис Верховский, Андрей Лев, Александр Моисеев, специалист по подбору кадров Павел Котов и многие другие. Во-вторых, это множество цирковых артистов, среди которых были акробаты братья Арнаутовы, Олег Кантемиров, Алексей Твеленёв, жонглер из Украины Виктор Ки (Киктев), и другие. В-третьих, талантливые спортсмены, такие, как, например, призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике Алексей Любезный и Анатолий Боровиков из Белоруссии, или наш герой из Ярославля, двухкратный чемпион мира по акробатике, Евгений Иванов. Особо хочется упомянуть Константина Бесчётного, руководителя и создателя номера "Вольтиж" из шоу «Quidam». Этот номер, кстати, получил Гран При в Монте-Карло, будучи послан туда от имени Цирка дю Солей.

Как русский балет в свое время являл уровень, к которому стремились труппы многих стран, так и наши цирковые задали высокую планку техники в исполнении номеров.

Немножко истории:

В конце XIX века цирк был популярен в Москве, где работало несколько сезонных цирков, и в Петербурге, где местная знать помогла итальянцу Чинизелли получить право на строительство стационарного цирка (ныне там располагается Питербургский государственный цирк), который был открыт в 1877 году и достиг неимоверной мощи и популярности. О ее масштабах можно судить по одной из пантомимных феерий под названием "Французская армия в Алжире" с участием пеших и конных войск и двух хоров военной музыки - всего 400 человек. В те времена цирк Чинизелли демонстрировал широчайший диапазон жанровых номеров на самом высоком уровне. В известной степени он был эталоном, на который ориентировались другие мировые цирки.

В послереволюционной России цирк стал поддерживаться государством, а первые постановки для советского цирка среди прочих создавали Маяковский и Мейерхольд. В XX веке советский цирк получил колоссальное развитие и превратился в мирового флагмана, в крупнейшую в своей области структуру, вобравшую в себя талантливых представителей многочисленных национальностей из СССР. Виртуозное исполнение сложнейших, поражающих воображение трюков зачастую сочеталось с наивными средствами художественной выразительности и агитационным пафосом в оформлении, музыке, хореографии и композиции многих цирковых номеров. Но эстетика линий полетов и прыжков, пластика, особая одухотворенность в исполнении - этого у наших не отнять. Русских отличает стремление к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров.

Вячеслав Полунин был первым русским клоуном, приглашенным в Цирк дю Солей на длительный срок. Его особенный стиль лирической клоунады возник из сплава разных жанров, а к источникам вдохновения можно отнести русское скоморошество, комедию дель арто, уличный театр, пантомиму Марселя Марсо, чаплиниану, искусство Бастера Китона, Леонида Енгибарова и др. Внедрение метафизической клоунады Полунина оказало очень сильное влияние на формирование дальнейших клоунских традиций в Цирка дю Солей. После Славы, игравшего там свой номер «Снежный шторм», с этим цирком в разное время подписали контракты еще четыре экс-«Лицедея»: Сергей Шашелев (с 1995 года в шоу «Ля Нуба», Орландо), Николай Терентьев (2000-2003 гг. в шоу «Алегрия») и дуэт Валерий Кефт, Леонид Лейкин (с 1997 года в туре «Алегрия», а с 2000 - в шоу «О», Лас Вегас). В прошлом году Леонид был даже приглашен для постановки клоунады в новом шоу Цирка дю Солей «Zaia» в Макао, настолько высоко оценен талант и авторитет Лейкина в этом деле.

Одного из старейших артистов в Цирке дю Солей в шоу «Алегрия», Юрия Медведева, в 1995 году привел себе на замену Слава Полунин. Он случайно нашел Юрия в Нью-Йорке, где тот работал таксистом. Бывший мим и актер театра на Таганке долго не мог поверить своему счастью, что опять вернулся на сцену, да еще в сольный клоунский номер такого шоу...

Рассказывая мне об этом в перерыве между спектаклями, Юрий Медведев громоподобно чихнул и у него слетел клоунский нос.

Это что, - сказал он утираясь. - Во время премьеры номера со штормом у меня чуть было не сдуло пиджак и оторвались приклеенные волосы. Я потом свой парик еле нашел под зрительскими рядами.

К настоящему моменту у Цирка дю Солей есть огромный отдел кастинга, который занимается поиском и отбором самых интересных номеров, выдающихся спортсменов и талантливых артистов со всего мира. Россия и бывшие социалистические республики - в зоне особенно пристального внимания. Маленькая деталь: на официальном веб-сайте Цирка дю Солей (www.cirquedusoleil.com) раздел, посвященный набору кадров, имеет полностью переведенную на русский язык версию. Там подробно описано, каким требованиям должен отвечать претендент и как именно нужно подавать заявку на работу, так же есть полный список вакансий открытых на данный момент, а список этот всегда остается длинным...

Имея за плечами гастроли в десятках стран и городов, Евгений Иванов делится опытом:

«Сначала я работал в Алегрии в номере "Fast Track" на перекрестной батутной дорожке. Это большой групповой номер, где ты постоянно работаешь в коллективе. А весь коллектив работает на тебя, на самый заключительный трюк, чаще всего это было тройное сальто. C годами технический уровень номера очень вырос, особенно с приходом таких мастеров, как мой земляк из Ярославля Миша Воронцов. Но последние годы я играю красного персонажа с горбом. Это тоже интересно, потому что он связан со всеми номерами. В любой момент я могу выйти, походить-побродить, пообщаться со зрителями и другими персонажами. Когда я работал в фаст-траке, то в перерывах между выходами прочитывал по четыре-пять книг за неделю. Теперь времени нет. Еле-еле дочитываю одну за месяц.

По поводу всего шоу я могу сказать, что когда мы выступали в первые гастроли по Америке, мне казалось, что это такое классное шоу, просто супер. Потом в японском туре работали вообще отлично. Посмотрели американские кассеты и были страшно поражены: неужели это мы так коряво работали? Потом был тур в Европе, и сейчас, когда мы смотрим те кассеты, нам кажется все очень медленно и слабо. Возможно, когда мы через пару лет будем смотреть нынешние записи, тоже будем стыдиться. Так что рост идет беспрестанный.»

Евгений умалчивает, что он - один из тех, благодаря кому шоу идет на таком уровне. Этот человек, с выдающимся талантом, со многолетним опытом и закалкой, держал на своих плечах огромный груз ответственности, в ситуации, когда его соратник Воронцов порвал ахилл и выбыл из строя на многие месяцы. Женя, будучи уже 38-летним человеком, каждый день прыгал тройное сальто без замены на протяжении всего срока. Каллиграфические линии его прыжков оставались безупречными. Это - настоящий героизм, который вдохновляет остальных на честное и самоотверженное отношение к делу.

Талантливый человек во всем талантлив (чемпионами мира просто так не становятся). Переход из коллективного номера на сольную роль Красного Горбуна, под силу только человеку с выдающимися способностями. Евгения совершенно не узнать, когда он перевоплощается в пузатого горбуна, одетого в пурпурный бархатный смокинг, и сказочно роскошный жилет, унизанный крупными бриллиантами. Своей игрой он скрепляет действие всего спектакля...

Для артистов, долго проработавших в каком-то одном шоу, есть возможность переместиться в другое, внутри Цирка дю Солей. Вообще взаимосвязи между артистами разных шоу - очень тесны. Например, дочь Евгения Иванова, Кристина, которая ребенком начала выступать в «Алегрии» вместе с папой, сейчас успешно работает в шоу «Ля Нуба» в стационарном театре Цирка дю Солей рядом с Дисней Лэндом в Орландо.

Кристина, обладательница обаятельной улыбки и потрясающей спортивной фигуры, в свои 23 года имеет очень большой опыт работы. Она начала работать в цирке дю Солей, когда ей было 11 лет. До этого, когда ее папа уже работал в шоу «Алегрия», она просто ездила по гастролям с родителями около полутора лет и мечтала тоже попасть в шоу. Надо сказать, что в Ярославле, где она родилась, мама с папой с пяти лет водили ее заниматься спортом. Они хотели, чтобы Кристина освоила те же дисциплины, что и они - акробатика, прыжки на акробатической дорожке. И вот в какой-то момент - чудом - для нее освободилось вакантное место для исполнения персонажа «Нимфа». Это маленькая птичка, танцующая перед каждым номером.

«Я очень люблю выступать, - говорит Кристина. - До сего дня радуюсь каждому шоу, это порядка 400-500 выходов в год. Мой персонаж давал мне возможность видеть вблизи и играть на сцене со всеми артистами. Конечно, я очень старалась как можно большему у них научиться, чтобы выступить как можно лучше. Я всегда стремлюсь к полной самоотдаче, ведь мы очень любим свое дело, и надеюсь, что публика это чувствует. Когда люди встают во время овации, это дает чувство огромного удовлетворения, - мы видим, что люди счастливы. Это та цель, к которой мы стремимся. Каждый из выступающих старается показать лучшее, на что он способен, и это то, что мне нравится в работе с Цирком дю Солей больше всего.»

Мама Кристины, Наташа Иванова, отлично знает, чего стоило дочке достижение заветной мечты. Когда стало известно, что Кристине дают контракт, они с ней прибыли из Гон-Конга, где шли гастроли, в Монреальскую студию, основной центр Цирка дю Солей. Это было в ноябре 1996 года. Потом потянулись долгие 3 месяца подготовки, во время которых с Кристиной работало пятеро учителей: тренер по специфическим прыжкам на батутной дорожке, хореографы, мим, а так же костюмеры и учитель английского языка. Вставать приходилось в семь утра и возвращаться домой около девяти вечера. Пять полных рабочих дней в неделю. Два выходных. Благо, привитые с раннего детства такие качества, как трудолюбие и усердие помогли справиться девочке с отнюдь не детскими нагрузками. А ещё помогало то, что она всегда росла очень весёлым и жизнерадостным человеком.Чуть-чуть шутки и улыбка освещала её утомлённое сосредоточенное личико. Учителя любили Кристину и с удовольствием работали с ней. Вернувшись в тур после репетиций уже в Европу, в Амстердам в феврале 1997 года, Кристина быстро включилась в работу в шоу, наравне со взрослыми артистами. Потребовалось полное напряжение физических и моральных сил. Общение всё шло на английском. Школа при цирке давала право учиться детям-артистам, но только на французском языке. Можно себе представить 11-ти летнего ребёнка, утром шагающего в школу постигать науки на французском, а днём идти на репетицию, где все команды на английском и потом к вечеру начинается работа в шоу, где оба языка, минус родной русский. Причём, надо отметить,что мама в цирке - это посторонний человек, не должно быть рядом, а папа-он такой же артист, у которого своё репетиционное и рабочее время. Бывало,что и слова некогда сказать друг-другу на русском.

Наталья Иванова говорит со вздохом:

«Да, было очень трудно. Но это видела я, мама. А вот Кристина как бы воспринимала всё, как и должно быть. Трудно, да, но надо. И нет слова "не хочу". Так мы с детства её воспитывали. Премьера для неё прошла удачно, без провалов. Выступать на сцене Кристине всегда нравилось,с самого начала. А артистическое мастерство росло постепенно, она ведь не была артисткой, училась этому в процессе работы именно на сцене, на публике. Наша семья в прошлом, изначально, - это семья спортсменов, а не артистов. Это разное...»

Сама Кристина вспоминает другое:

«Путешествие с туром - один из самых прекрасных периодов в моей жизни, потому что дало мне возможность повидать множество стран, встретиться с разнообразными людьми, культурами, традициями, укладами жизни. Я ездила с Алегрией 7 лет. Кроме прочего, я закончила школу при туре, которая базируется на Квебекской системе школьного образования, так что у меня диплом об окончании канадской школы. Я выучила там английский и французский языки, на который сейчас говорю свободно. В мое время у нас было 4 учителя, которые постоянно работали при туре и занимались с 11 учениками. Я знаю, что сейчас там даже больше учеников, чем раньше, и мой младший брат Тимоша нынче тоже учится там.»

При том, что Кристина постоянно выступает, по выходным дням - два в шоу в день, она, работая в «Ля Нубе», в Орландо, умудрилась без отрыва от производства закончить местный колледж на заочном отделении, получив диплом дизайнера по интерьеру для возможной будущей карьеры. Деньги на обучение заработала сама. Иной бы с ног свалился от такой нагрузки, но не Кристина. С родителями она видится по нескольку раз в год, прилетает к ним, когда у нее выдаются выходные, или начинается отпуск. Старается вместе с ними ежегодно летать в Россию. Конечно, у Кристины бывают и травмы, и минуты слабости, когда все кажется адским трудом. Такой образ жизни - не для слабых. Но любимое дело - самая лучшая мотивация с детства.

Труппы на гастролях - предмет особой гордости и заботы Цирка дю Солей. В среднем цирковой табор насчитывает до двух сотен человек вместе с обслуживающим персоналом и домочадцами. Обычно это выглядит так: вокруг белоснежного (или полосатого сине-желтого) шапито на две с половиной тысячи мест, с многочисленными разновысокими шпилями и флагами, обширным фойе с магазинами и буфетами, располагается цирковой городок, куда входят билетные кассы, комплексы административных вагончиков, столовая для персонала и артистов, техно-зона для монтажников, электроустановки, водопроводно-туалетные коммуникации, загончик для полусотни временно нанимаемых билетеров и три школьных корпуса на колесах. Надо отметить, что Цирку от города нужна только вода и телефонная связь, а прочее, вплоть до выработки электричества - автономное свое. На входе в цирковой городок - внушительная вахтерская будка, сама территория обнесена деликатной, но высокой и прочной сеткой.

Это микрокосм со своими правилами, законами,сложившимися традициями. Например, раз в пару лет традиционно устраиваются так называемые «Талант-шоу», когда на специальном концерте все желающие демонстрируют друг перед другом свои альтернативные таланты: поют, пляшут чечетку, исполняют тяжелый металл в музыке. Или есть еще «Техно-шоу», нечто вроде капустника, при закрытом показе, когда зрителями являются артисты шоу, а обслуживающий персонал и члены семей делают пародию на шоу и взаимоотношения в туре, иногда в весьма ироничном ключе. Жены артистов - самый осведомленный народ, работает сарафанное радио, распространена всемерная помощь в том, что касается, например, ухода за детьми. Молодежь с удовольствием ходит танцевать в ночные клубы. Цирковая комунна переодически массово увлекается то шахматами, устраивая неформальные турниры, то пинг-понгом, то ходит на курсы мексиканской салсы, то едет на выездную игру в пейнт-бол.

У цирковых детей - огромный опыт адаптации к самым разным условиям в разных странах. У них есть такие привилегии, которые не доступны обычным детям, например, посещение великосветских празднований после каждой премьеры в обществе высокопоставленных особ и родителей-артистов. Или поездки по лучшим музеям и достопримечательностям в тех городах, куда приезжает шоу. Детям разрешается сидеть в классе за партами в поперечном шпагате или заложив коленку за плечо, потому что запрещать это бесполезно. Все они бегло владеют тремя-четырьмя языками, хотя на родном языке разговаривают без акцента, умеют давать бойкие интервью очередным явившимся в школу репортерам, а так же поддерживать светские беседы на раутах.

Они отдают себе отчет, что все находятся как бы в одной лодке, поэтому надо быть более ответственными и осторожными по отношению друг к другу, - круг близкого общения принудительно ограничен из-за постоянных переездов. Отсюда - толерантность в том, что касается чужих национальных, культурных и прочих воззрений. Старшеклассники для младших - почти как родные сестры и братья, с ними - постоянное плотное общение.

Наташа Иванова рассказывает:

«Семейные традиции в туре-это отдельный разговор.Например, в нашей семье-это весело отметить свой день рождения, и не только вкусно накормить гостей, но и развеселить всех, чтобы никто не скучал. Поиграть, попеть, потанцевать. К сожалению, обычные семейные традиции в турах сохранять трудно. Их легко поддерживать дома, когда тебя окружают любимые предметы, люди родные и близкие. А на гастролях этого нет. Приходиться приспосабливаться всегда к новым условиям.»

Конечно, при бесконечных переездах им не хватает общения с близкими друзьями в России, они скучают по родному Ярославлю, постоянно звонят домой, каких бы денег это не стоило. Но зато используют любые возможности пригласить к себе родителей или друзей погостить в туре, посмотреть вместе с ними на мир. И очень ценят возможность посещать красивые места, музеи, видеть разнообразную природу, дружить с людьми иных национальностей.

За время своей работы семья Ивановых сделала с туром не один виток вокруг земного шара: через Японию и Новую Зеландию с Австралией, многие страны Европы, вдоль и поперек США и Канады, вплоть до Бразилии, Аргентины и Чили. Каждый год они прилетают в отпуск домой, в Ярославль, повидаться с близкими, а их уютная квартира постепенно наполняется экзотическими сувенирами.

Евгений добавляет:

«На гастролях разное бывает. Однажды мы летели на самолете из страны в страну и проходили таможенный досмотр. Офицер таможни с подозрением попросил пройти через проверочные ворота, вывернуть карманы, поднять руки, короче, осмотрел со всех сторон, а потом кивает мне куда-то в ноги и спрашивает: А что у вас там? Я говорю: Где? Поворачиваюсь вокруг оси, ничего не понимаю. Ноги, - говорю. Он мне приказывает: приподнимите брюки. Я слегка задираю штанины и таможенник начинает густо краснеть, так ему стало стыдно и неловко. Он, видимо, даже не мог себе представить, что на человеческих икрах реально могут быть такие мышцы. Извинялся потом.»

Евгению очень понравились гастроли по Австралии, Японии, Европе. По его словам, в Японии зрители реагировали чуть сдержаннее, в Европе, особенно Испании, визг, крики, бешеные овации. А когда Женя стал играть роль Красного Горбуна, то стал больше замечать нюансов в реакции зрителей. По его мнению, самая лучшая публика - в пятницу вечером, независимо от страны. После окончания недели идет расслабление и прочие удовольствия. Самая вялая публика - в воскресение утром. Кто-то опоздал, кто-то не выспался. Детишек очень много, которые отвлекаются. Американцы - как дети, им надо постоянное действие, если пауза, то они сразу начинают есть поп-корн, общаться. А японцы будут смотреть с распахнутыми глазами и открытым ртом сколько угодно, сколько бы ты ни стоял на месте.

Там есть на что посмотреть с открытым ртом.

Переговоры о приезде в Россию уже ведутся, так что вскоре гастроли Цирка дю Солей пройдут и у нас.

Стационарные шоу - другая «история с продолжением». Каждый проект рссчитан на много лет эксплуатации. Например шоу «Mistere» идет с 1993 года, причем очень успешно по сей день. Работники цирка снимают или покупают себе жилье в месте дислокации и живут обычной городской жизнью, но работают в особенных услових. О масштабах возможностей цирка свидетельствует небольшая цитата из интервью Робера Лепажа, который поставил для Цирка дю Солей шоу «Ка», имеющего стационарный зал в самом бурно-развивающемся городе штата Невада:

«В Лас Вегасе очень странная ситуация. Там очень много денег, кругом одни мультимиллиардеры, поэтому о деньгах там вообще нет речи. Они говорят: "Единственное наше желание - работать с вами". - "Хорошо. Чем могу быть ва полезен?" - "Изобретите что-нибудь, чего никто прежде не видел. Делайте, что хотите, экспериментируйте, пробуйте, придумывайте новые технологии, проводите любые исследования, испытания, какие вам только нужны. Вы можете работать столько времени, сколько вам нужно, пока вы не почувствуете, что пришли к вещам, которых ещё до вас не было". Такие вот условия. Мы работали, ставили всевозможные опыты, изобретали, экспериментировали... И общая сумма бюджета для шоу появилась только в самом конце - 200 миллионов долларов.»

В результате за изобретение новых технологий, шоу «Ка» (эпическая сказка в духе восточных единоборств) получило в 2008 году особую награду за выдающиеся достижения в техническом оснащении. На сценическом пространстве используются семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на огромном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов. Даже от просмотра видео-ролика этого шоу на сайте цирка дух захватывает.

Будущие проекты будут включать в себя все больше новаций и сплавов жанров, таких как мультимедийные возможности, танец, разные виды единоборств, иллюзионные трюки, как например, для нового шоу «CRISS ANGEL® Believe™». Сам Крис Энджел говорит о новом спектакле вот что:

«Ко мне подходят люди и спрашивают, на что похоже твое шоу? И вот вам правда: ожидайте неожиданного, потому что это зрелище вышло за пределы моих самых дикий фантазий. Это выше понимания. Шоу предлагает вам особый опыт переживаний, отличающийся от всего, что мир развлечений предлагал до сих пор. Поверьте.»

Такая история успеха, как с Цирком дю Солей, уникальна. Это возможно один раз на свою эпоху. Сейчас Цирк дю Солей разворачивает поистине глобальную коммерческую индустрию развлечений. Лалиберте берет размахом и устоявшимся именем своего цирка. Его проекты дают путевку в жизнь совершенно новым идеям и кормят огромное количество народу, компания участвует в многочисленных благотворительных инициативах.

Один из лучших современных экспертов по истории мирового цирка Паскаль Жакоб считает, что в будущем Цирк дю Солей станет абсолютной монополией из-за процессов глобализации в мировом бизнесе. На Западе в этой области Цирк дю Солей скоро будет вездесущ, как Кока Кола. Там постепенно происходит слияние смысла слова «Цирк» и Цирком дю Солей, как в позапрошлом веке слово «Цирк» в Америке означало зрелище «Barnum & Bailey Greatest Show On Earth».

Павел Брюн, некогда Артистический директор и Художественный руководитель Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, о котором мы уже упоминали в начале, говорит:

«Трудно переоценить значение русских в Цирке дю Солей. Почему? Да потому, что русские традиции и технологии в искусстве цирка и театра и в спорте очень высоки и глубоки. Цирк дю Солей начинал буквально на улицах Квебека, ничего не зная о вышесказанном, но, к их же чести - ничего не боясь. Шажок за шажком, приводя в Цирк дю Солей одного российского артиста за другим, создавая номер за номером, привлекая тренера за тренером мы знакомили Цирк с тем, что знаем и умеем лучше многих (если не всех) в мире.»

Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить. Уже сейчас количество зрителей увидевших постановки Цирка дю Солей подходит к 80 миллионам зрителей на пяти континентах.

Посмотрев какое-либо шоу Цирка дю Солей, любой из вас может купить себе красочную программку, открыть ее на последней странице, посмотреть на состав труппы, с фотографиями, именами и странами, кто откуда родом, и выяснить, сколько там наших людей. А потом подойти после окончания спектакля к служебному выходу и сказать им по-русски: «Здравствуйте, друзья. Спасибо вам за ваше искусство. А как там нынче поживают Ивановы?»

Ирина ТЕРЕНТЬЕВА.

Эти фотографии были сделаны 29 июля на сцене Bank Atlantic Center, в Санрайзе, где прошло шоу цирка Дю Солей «Dralion», премьера которого состоялась в 1999 году.
Шоу «Dralion» соединило в себе китайское акробатическое искусство, которому уже более 3000 лет, и разнообразие подходов Цирка Дю Солей.

1. Аманда Орозко и Лоран Маркосани репетируют перед выступлением. Для Орозко, которая выросла в городке Винтер Гарден, Цирк Дю Солей стал мечтой, после того, как ее мама повела на красочное шоу цирка «La Nouba» в Диснейленде. Потрясенная мастерством акробатов, 12-летняя девочка заявила, что когда-нибудь и она будет участвовать в шоу этого цирка. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

2. Джинг Зонгчао держит кольцо для Вонга Сенлина во время репетиции прыжка через кольцо. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

3. Техник, занимающийся подъемными механизмами, Джессика Фабо работает высоко над сценой перед началом шоу в Bank Atlantic Center. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

4. Мастер по работе с деревом, Анджела Еверетт, чинит деревянные обручи для прыжков через кольцо. Еверетт училась в Институте Искусства в Торонто и проходила дисциплины, связанные как с классическим искусством (рисование, скульптура, фотография), так и с практическим изготовлением (сварка, работа по дереву, выплавка металлов). (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

5. Сапожник Рана Фоувлер работает с обувью для акробатов, которые выступают с бамбуковыми шестами. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

6. Гао Зонгхин слушает музыку во время тренировки на растяжку за три часа до начала выступления. Раньше он выступал с Национальными Акробатами Китая из Пекина. Дэвид Зейхер, который также принимал участие в выступлениях цирка в Австралии, тренируется на дневных репетициях. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

7. Исполнители делают растяжку и готовят сцену к вечернему выступлению. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

8. Светлана Холодовская прыгает в воздух, Яков Ракитский сидит на стене, а Дмитрий Негодин стоит во время тренировки номера на батуте. Холодовская так описывает чувство, которое у нее возникает во время прыжка на батуте: «Это свобода. Мне нравится подпрыгивать в воздух, лететь и чувствовать эту свободу… и делать людей (зрителей) счастливыми». Она входила в украинскую национальную команду по прыжкам на батуте до того как пришла в Цирк Дю Солей. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

9. Аманда Орозко и Лоран Маркосани репетируют один из своих номеров. Венгерский акробат украинского происхождения Маркосани говорит, что артисты Цирка Дю Солей тренируются намного больше других циркачей. «Все дело в мускулах». Маркосани много раз поступали предложения от Цирка, прежде чем он согласился принять участие в шоу. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

10. Акробаты балансируют на мяче во время репетиции. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

11. Фагундо Гименес, один из клоунов, принимающих участие в шоу, исполняет номер шуточной свадьбы с участием одной из зрительниц перед началом шоу. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

12. Зрителям нравится выступление клоунов перед началом шоу. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

13. Качи Братоз исполняет пародию с клочком волос. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

14. Океана, богиня воды, в исполнении Тары Кетрин Пандейи. Королева движений, в искусстве танца она показывает дыхание океана. Пандейя – танцовщица во втором поколении, учитель и хореограф, соединившая в себе восточную и западную философию. Артистка имеет международную славу и считает своим главным призванием сохранить и показать миру танец Шелкового пути в Центральной Азии, специализируется на национальных танцах Афганистана, Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Азербайджана, Курдистана. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

15. Джонатан Морин изображает Кала, сердце колеса, которое символизирует время и бесконечность. Он – главная движущая сила колеса, которая заставляет время идти вперед. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

16. Морин, бывший гимнаст, выступает на придуманном им же снаряде под названием «пересеченные кольца». (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

17. Аманда Орозко и Лоран Маркосани выступают во время шоу. Орозко изображает Азалу, богиню воздуха. Она, защитник солнца и бессмертия, летит над бесконечными голубыми просторами. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

18. Воздушные акробаты прыгают в воздух и цепляются за стену, а Тара Кетрин Пандейя, исполняющая Океану, стоит в центре. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

19. Клоун Кортни Стивенс выступает во время шоу. (Greg Lovett/The Palm Beach Post)

Посетители рядового представления прославленного «Цирка дю Солей», проходившего в Лас-Вегасе, стали свидетелями .

Смерть в «Цирке Солнца»

В разгар представления 31-летняя акробатка Сара Гийяр-Гийо выполняла свою часть программы на большой высоте. Номер девушки подходил к концу. По свидетельствам очевидцев, акробатка находилась на краю высокой сцены и сняла страховочные тросы.

В следующий момент по не до конца понятным причинам, артистка сорвалась вниз с 15 метров. Вполне возможно, что она просто оступилась.

Все произошло настолько неожиданно и быстро, что часть публики посчитала это падение одним из номеров программы.

Как часто бывает в таких экстремальных ситуациях, присутствовавшие по разному описывают дальнейшее. Одни утверждают, что раздался жуткий крик, после чего коллега сорвавшейся артистки стала плакать прямо на сцене, после чего стало понятно, что произошло что-то чрезвычайно серьезное. Другие рассказывает, что на упавшую в яму за сценой акробатку не сразу обратили внимание ее партнеры, поэтому программа продолжалась еще несколько минут.

Девушка находилась в сознании, однако прибывшие на место врачи констатировали у нее тяжелейшие травмы. Пострадавшую отправили в госпиталь, а представление было прекращено.

Несмотря на все усилия врачей, акробатка скончалась от полученных травм. За почти 30-летнюю историю «Цирка дю Солей» это первый подобный трагический случай.

В связи с происшедшим руководство цирка заявило об отмене всех запланированных представлений в Лас-Вегасе.

31-летняя Сара Гийяр-Гийо была опытнейшим профессионалом, чей стаж превышал 20 лет, так что версия о недостаточной подготовке артистки не имеет под собой ни малейших оснований.

Самый успешный проект

Созданный в 1984 году в Канаде Ги Лалиберте и Даниэлем Готье «Цирк дю Солей» («Цирк Солнца») считается самым успешным цирковым проектом последних десятилетий. Общее количество участников труппы цирка достигает 4000 человек. Разбитые на отдельные артистические группы, они дают одновременно представления в нескольких странах мира.

Для участия в зрелищных спектаклях «Цирка дю Солей» приглашаются лучшие представители циркового искусства из разных стран мира.

Отличительной чертой «Цирка дю Солей» является то, что в его представлениях отсутствуют , за что цирк пользуется особым уважением у зоозащитников.

Несмотря на чрезвычайную успешность «Цирка Солнца», в январе 2013 года в нем прошло сокращение штатов — было уволено сразу 400 человек. Представители цирка отметили, что наблюдается некоторое снижение прибыли, связанное с тем, что расходы на постановку новых спектаклей постоянно растут.

Осенью 2012 года стало известно о гибели в Мексике российского участника труппы «Цирка дю Солей» 35-летнего российского акробата Антона Алферова . Впрочем, трагедия, происшедшая с ним, не имеет прямого отношения ни к «Цирку Солнца», ни к цирковому искусству вообще.

Постоянно проживавший в Мексике россиянин был задержан на пляже в Акапулько за некое административное правонарушение и помещен в камеру в отделении полиции. Далее, по версии мексиканских полицейских, артист «обезумел» и стал биться головой и другими частями тела об унитаз, стены, прутья решетки, в результате чего нанес себе тяжелейшие травмы. Доставленный в госпиталь, Алферов скончался от большой кровопотери. Власти Мексики настаивали, что происшедшее является самоубийством.

Жизнь на краю бездны

Зрители, привыкшие наблюдать в цирке сложнейшие акробатические трюки, порой не до конца осознают, сколь серьезному риску подвергают себя артисты.

Между тем случаи, когда в цирке участники представлений получают тяжелые травмы, не являются редкостью.

Осенью 2012 года в столичном Центре циркового искусства опытнейшая 26-летняя гимнастка , выполняя сальто, неудачно приземлилась на голову и получила тяжелейшие травмы. Девушка было доставлена в больницу с переломами шейных позвонков, и врачи боролись за ее жизнь. Благодаря усилиям медиков, девушке спасли не только жизнь, но и ее профессиональную карьеру — после курса реабилитации она сможет вернуться на манеж.

Весной 2013 года во время представления в Большом московском цирке на проспекте Вернадского серьезно пострадал кенийский воздушный гимнаст . Из под купола цирка он упал на специальную страховочную сетку, однако она не выдержала нагрузки и лопнула, в результате чего артист получил травмы от удара о манеж. Как считают специалисты, подобное происшествие со страховочной сеткой абсолютно уникальное как в российской, так и в мировой практике.

К счастью, медики и здесь оказались на высоте — гимнаст не только сохранил жизнь, но и сможет вернуться к своей работе.

Однако далеко не все подобные случаи заканчиваются хотя бы относительно благополучно. В декабре 2008 года российский воздушный гимнаст Равшан Алимов разбился в цирке Blackpool Tower в британском Ланкашире. Во время исполнения опасного трюка 24-летний Алимов упал с 6-метровой высоты, и удар пришелся на голову. Гимнаст был доставлен в реанимацию, где умер на следующий день.

Гибель Ириски

Те, кто постарше, хорошо помнят звезду советской детской телепередачи «АБВГДейка» клоунессу Ириску. Под этим образом скрывалась цирковая артистка Ирина Асмус .

Ирина Асмус была человеком крайне разносторонним. Окончив цирковое училище, она начинала карьеру в качестве эквилибристки, однако после серьезной травмы вынуждена была прервать выступления на арене. После этого Асмус поступила в театр, где блестяще зарекомендовала себя как драматическая актриса.

Но цирк все-таки пересилил, и Ирина Асмус вновь вернулась на манеж, теперь уже в качестве клоуна. Именно в этом образе она оказалась и на телевидении, где снималась в «АБВГДейке» в течение семи лет. В этот момент популярность Ириски можно было сравнить с популярностью эстрадных поп-звезд.

После окончания съемок в телепередаче Ириска продолжала выступления в цирке. Трагедия произошла 15 марта 1986 года в Гомеле. Во время исполнения своего номера Ириску на так называемой «шейной петле» поднимали под купол цирка. Однако во время подъема вышел из строя механизм вращения, в результате чего артистка рухнула вниз с 8-метровой высоты.

44-летняя Ирина Асмус от полученных травм умерла прямо на манеже, на глазах потрясенных зрителей.

"Это круче, чем кайф от колес". "Я так смеялся, что почти описался". "Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни". "Я больше никогда не смогу ходить в другие цирки".

Такие записи оставляют зрители в книге отзывов канадского "Цирка дю Солей" ("Cirque du Soleil" или в переводе - "Цирк Солнца").

Его разных девять шоу одновременно идут в разных точках мира.

Сегодня Торонто принимает одно из самых заслуженных представлений этого цирка - шоу «Алегрия». С 19 августа по 26 сентября сине-голубой шатер будет радушно встречать зрителей на набережной Онтарио (Ontario Place) в центре города.

Любопытно, что среди 50 выступающих на сцене артистов больше половины - из стран бывшего Советского Союза. В других труппах процент меньше, но тоже впечатляет. Интересно, почему там столько россиян, и как наши земляки влияют на развитие современного цирка?

Цирковой организм и его история

Цирк дю Солей на сегодня - самый мощный цирковой организм в мире. Это империя с годовым оборотом в полмиллиарда долларов, имеющая громадный головной офис в Монреале, а также офисы в Лас-Вегасе и других городах. Более чем 2000 служащих, 600 из которых - артисты. С 1984 года, когда при поддержке властей Квебека был основан этот цирк, его постановки увидело более 25 миллионов зрителей. Более трехсот творческих работников постоянно трудятся над созданием 20 000 шляп, костюмов, ботинок и аксессуаров для уже существующих представлений, а также для новых постановок.

В 2000 году по мотивам спектаклей был снят игровой фильм в формате 3D-IMAX «Путешествие Человека», идущий сейчас во многих странах.

Идея о создании этого цирка родилась в первой половине 80-х годов, в среде молодых канадских друзей-циркачей, среди которых был нынешний президент компании (в то время - глотатель огня) Ги ла Либерте. В 1985 году была придумала новая концепция прорыва циркового жанра в будущее, собрана труппа и решено, что размах творческих идей должен соответствовать уровню общечеловеческих ценностей.

В разное время в Цирке было создано 14 шоу, каждое со своим «волшебным» сюжетом, цветовой гаммой, оригинальной музыкой, характерными персонажами. Сплав театральной эстетики со зрелищной атмосферой цирка и отказ от использования дрессированных животных составили основу их творческого стиля.

В 1994 году талантливый бельгийский режиссер Франко Драгоне поставил шоу «Алегрия», которое сразу завоевало триумфальный успех, не ослабевающий вот уже десять лет подряд.

Почему там столько русских?

Наиболее массовые номера в "Алегрии" - полеты под куполом (9 человек) и "Russian bars" ("Подкидные шесты", 10 человек) - созданы в чисто русских традициях московскими постановщиками Андреем Львом, Александром Моисеевым и Павлом Брюном.

В номере "Fast track" (прыжки на батутной дорожке) тоже большинство наших акробатов, которые крутят самые сложные трюки. Русских артистов отличает еще и редкая способность к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров. Опять же богатырское здоровье, быстрая адаптивность и исполнительность.

Далее. Во время одной из поездок по миру в начале 90-х годов руководители цирка познакомились с Вячеславом Полуниным, лидером известного ленинградского клоун-мим театра «Лицедеи», с его особенным стилем лирической клоунады, возникшим из сплава разных жанров. Сюда можно отнести русское скоморошество, комедию «дель арто», уличный театр, пантомиму Марселя Марсо, чаплиниану, искусство Бастера Китона, Леонида Енгибарова и т.д. Слава стал первым русским клоуном, приглашенным в Цирк на длительный срок. После него в разное время подписали контракты еще четыре «Лицедея», а также привлекались приверженцы этой эстетики. Так что клоуны там - русской закваски. Таких персонажей просто нигде больше нет.

Достояние нации стало достоянием мира, и это замечательно.

Непосредственные впечатления с попытками их осмысления
Из письма другу:
Огромное сине-желтое шапито на две с половиной тысячи мест выглядит как сказочный мираж с высокими остроконечными шатрами. В вынесенном вперед фойе помещается целая площадь с кафе, фуршетными залами для VIP-гостей, магазинами, где можно купить CD и видеозаписи спектаклей, разнообразные плакаты, фирменные галстуки, кружки, футболки, кепки, зонтики и т.д. Такая приятная деталь: в красочных буклетах шоу есть фотопортреты всех создателей и участников, с указанием каждого имени, даты рождения и страны проживания (возраст представителей 13 стран - от 9 до 63 лет).

Шоу в Цирке дю Солей построено по принципу оперной постановки или кино, действие не провисает ни на секунду. Нет порочной практики "тут играем, а тут не играем, а реквизит монтируем". Сценография многослойна, как в балетах Бежара - множество персонажей одновременно обживают свои пласты пространства. Каждое из действующих лиц - фантастический характерный образ со своей историей и целью. Свет - разноцветный живой организм, то радостно вспыхивающий, то таинственный и мрачный, то лукаво подмигивающий.

Музыка - особый разговор. У Цирка есть свой талантливый композитор, который сочиняет музыку для спектаклей, Рене Дюпере. Певица - полноправный персонаж в представлении. На протяжении всего шоу звучит ее живой голос.

Сзади, на возвышении, сидят оркестранты - сахарные белые птички со смешными носами и хохолками. Шоу начинается с того, что на сцену вылезает маленький горбун в ярко-пурпурном бархатном смокинге с круглым паучьим пузом, в жилете, унизанном крупными бриллиантами.

Кстати, все костюмы, созданные мастерицей Доминик Лемье, можно назвать этим почти забытым в нашем обиходе словом "роскошные". Говорят, что наряды в стиле XVIII века и кожаные маски "Старых Птиц" стоят порядка 10 000 USD за каждый комплект.

Интересно, что здесь нет традиционной цирковой арены, а есть полого уходящая вверх сцена с большим ромбообразным подиумом, который может выдвигать вверх круги и разъезжаться крестом, открывая батутную дорожку для акробатов.

Действие ведет горбун и стая упомянутых напыщенных "Старых Птиц", которые чванливо выступают этакими декадентскими аристократами. Они - замаскированные униформисты, введенные в сюжет на равных с остальными участниками шоу. В постоянном антагонизме с горбуном - главный из птиц, корявый и замедленный в своем блистающем наряде, с двумя пышными пучками нежных перышек над ушами. Впоследствии он неожиданно оказывается одним из акробатов, крутящихся в сальто на батутном "фаст-траке". Время от времени по сцене проносятся эскадрильи ангелов и проплывает певица со свитой из нимф.

Да, забыла сказать, что "Алегрия" означает "Радость", и еще: в этом цирке во всех шоу принципиально отсутствуют животные.

Предлагаемые публике номера: синхронные трапеции, акробатика на батутных дорожках, жонглирование факелами, клоунада, гуттаперчевые девушки, силач, полеты под куполом шапито, подкидные шесты - все звучит вполне традиционно, но!..

Здесь присутствует атмосфера магического театра, в котором возможно все. Необычное и очень красивое хореографическое решение всех номеров и связок. Ритм, драйв, синкопы в движениях персонажей такие, что дух захватывает. Иногда чудится, что из-за скорости и плотности кульбитов, траектории акробатов сливаются в единый размытый фантом, а их финальные жесты кажутся сверкающими. Профессионализм артистов, их пилотаж - класса ультра-си. Время от времени хочется схватить соседа по ряду за лацкан и спросить, как же возможно то, что они вытворяют.

Действие идет единым потоком, в котором есть и стремнины, и тихие заводи.
Например, клоуны - это не буффонада, скорее, наоборот, лирическая и философская медитация. Уникальная эстетика была изначально задана Славой Полуниным, который в свое время возглавлял известный в России клоун-мим театр «Лицедеи».

Кульминация многоходовой клоунады - придуманный им номер «Шторм», в котором главный герой (исп. Юрий Медведев), собираясь в дорогу, влезает одной рукой в плащ, висящий на вешалке под шляпой, и чистит себе полы щеткой. Вдруг как в триллере, плащ оживает, отчуждая руку клоуна, и не отпускает его, отнимая щетку. Бедный клоун обмирает в тихом ужасе, а плащ неожиданно гладит его, снимает с плеча пылинки, по-женски приголубливает и незаметно сует ему в пиджак записку. Но раздается свисток на отправление, клоун вырывается, бежит к чемодану, надевает дымящуюся, как труба, черную шляпу и поездом объезжает вокруг сцены. Запыхавшись, он присаживается на чемодан, достает носовой платок, видит выпавшую записку, жадно ее читает... Потом медленно рвет и грустно бросает клочки вверх. Они кружатся, как снежинки, а сверху вслед за ними сыплется легкий бумажный снег, переходящий в густой непрерывный вал.

Через минуту нарастающего завывания ветра начинается апокалипсический шторм. В глаза залу врубается ослепительный прожектор и ветряная турбина, которая разносит бумажные сугробы аж до верхнего яруса шапито. Громовая музыка. Полный зрительский катарсис. Истерическая овация. Антракт.

После окончания шоу народу надо минимум 15 минут, чтобы вдоволь похлопать-посвистеть, особенно по ходу финального номера, когда артисты выбегают к самому краю сцены и срывают с себя маски.

Зрительская оценка

Глобальный успех цирка, достигнутый всего за 20 лет, обусловлен великолепным руководством, мощной художественной концепцией и неординарной эстетикой, высоким мастерством всех создателей шоу и артистов, новейшим техническим оборудованием, и, как следствие всего перечисленного, элементарным денежным богатством. Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить, и мы вправе гордиться соотечественниками, которые своим искусством потрясают такое количество зрителей во всех концах света.

Недаром же на разных языках они пишут в книге отзывов:
"Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки".
"Я бы мог смотреть это еще 10 раз подряд..."
"Визуальный оргазм".
"Ваше шоу помогло мне понять, кто я есть на самом деле. Я хочу поблагодарить вас за то глубокое потрясение, которое я пережил - за вовлечение меня в восторг, любовь, смех, свободу и мечту".

Ирина Терентьева.