Созданный из томпака, покрытый золотом четырехугольный нагрудный символ «Народный артист СССР» вручался выдающимся деятелям искусства. В 1936 году звание впервые было присуждено 14 артистам. До 1991 года оно считалось одной из главных наград за творческую деятельность и служило официальным доказательством народной любви.

Почетное звание

С 1919 года самых талантливых работников культуры награждали титулом «Народный артист Республики». В числе первых его получили певцы Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин и композитор А. К. Глазунов. Для того чтобы артист стал «народным», он должен был внести особый вклад в следующие области: музыка, кино, театр, телевидение, цирк, радиовещание. Титул был утвержден Центральным Исполнительным Комитетом. Положение об этом почетном звании содержало следующие пункты:

  1. Оно присваивается представителям искусства, деятельность которых представляет собой ценный вклад в развитие культуры.
  2. Список награжденных утверждается Министерством культуры СССР, Государственным комитетом по кинематографии, телевидению и радиовещанию, правлением Союза кинематографистов, а также Союзом композиторов.
  3. Утвержденные народные артисты СССР получают нагрудный знак, грамоту и удостоверение.
  4. Отличительный символ необходимо носить на правой стороне груди.

Всего этого почетного звания в период с 1936 по 1991 г. было удостоено 1010 человек.

Особенности награждения

Система присвоения вызывала массу вопросов. Например, почему титул не получили Леонид Куравлев, Андрей Миронов, композитор Сергей Прокофьев? Многие народные артисты СССР были удостоены звания только в преклонном возрасте. Например, Станислав Людкевич. Некоторые известные деятели так и не смогли дожить до дня приствоения титула (Рина Бернес). Самыми молодыми женщинами, получившие звание «Народный артист СССР», были певицы Халима Насырова и Куляш Байсеитова. Им было по 24 года. Самым молодым обладателем титула среди мужчин стал Муслим Магомаев. Ему на момент вручения был 31 год.

Список народных артистов СССР 30-х годов

В этот период премию получили четырнадцать человек. Среди них были режиссеры П. К. Саксаганский и А. А. Васадзе, актеры Е. П. Корчагина-Александровская и А. А. Хорава, певцы М. И. Литвиненко-Вольгемут и К. Ж. Байсеитова. Первый народный артист СССР - режиссер К. С. Станиславский. Вместе с ним были награждены В. И. Немирович-Данченко, актер И. М. Москвин, певица А. В. Нежданова.

В 1936 году стал народным артистом В. И. Качалов. Он был одним из ведущих актеров в Московском Художественном театре, сыграл 55 ролей. В честь Василия Ивановича был назван Казанский драматический театр. Актеру присуждалась Сталинская премия первой степени, он имел ордена и медали.

В 1937 году почетный титул присвоили актрисе Алле Константиновне Тарасовой. Она за свои работы была награждены пятью Сталинскими премиями, тремя медалями. Алла Константиновна до конца дней вела активную деятельность, играла в спектаклях, преподавала актерское мастерство. С 1951 года являлась директором МХАТа, позже вошла в Совет старейшин театра. В период с 1952 по 1960 год была депутатом ВС СССР 3-5 созывов.

Константин Сергеевич Станиславский

Режиссер родился в 1863 году в Москве. Константин Сергеевич был талантливым актером и педагогом. Он создал знаменитую систему, которая используется и по сегодняшний день. В 1898 году К. С. Станиславский в паре с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. За свою жизнь актер получил звание «Народный артист СССР», почетные ордена. Константин Сергеевич Станиславский являлся академиком Петербургской академии наук и позднее АН СССР.

Период с 1940 по 1949 год

Народными артистами в это время стали такие известные личности, как дирижер А. М. Пазовский, актриса Е. Д. Турчанинова, певица З. М. Гайдай, режиссер М. И. Царев и многие другие. Последний из них в 1942 году стал заслуженным артистом РСФСР, в 1949-м - народным. С 1973 года М. И. Царев является Героем Социалистического Труда. Также он был награжден Сталинской премией второй степени, Государственной премией СССР (в 1969 году), а в 1977 году - премией РСФСР имени К. С. Станиславского. Великий режиссер и талантливый актер имел множество почетных орденов.

В 1945 году получил звание народного только один артист - Абрар Хидоятов. Актер сумел показать разные образы русского, узбекского и европейского человека. Это был драматический артист, который отлично владел искусством монолога. Государственный драматический театр в Ташкенте назван в честь талантливого актера.

Народные артисты 50-х годов XX века

В этот период звание «Народный артист СССР» получили 138 человек. Среди них Любовь Петровна Орлова, которая была удостоена его в 1950 году. Талантливая актриса снималась в кино, играла в театре, великолепно пела. Была дважды награждена Сталинской премией первой степени, за свою отвагу и самоотверженность удостоилась ряда медалей. Л. П. Орлова является обладательницей приза за лучшую женскую роль на VIII Международном кинофестивале в Венеции за игру в фильме «Весна», а также премии Мира за фильм «Встреча на Эльбе». Актрисе присудили Почетную грамоту Советского комитета защиты мира.

В 1959 году звание народной получила ведущая актриса Алма-Атинского русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова - Валентина Борисовна Харламова. Она воплотила в жизнь 130 образов. Во время военных действий вместе с труппой выступала в госпиталях и в боевых частях. Валентина Борисовна была награждена орденами, медалями, грамотами.

Лауреаты 60-х годов

В этот период были представлены к награде 185 человек. Режиссер и педагог Н. П. Акимов стал народным артистом в 1960 году. Вместе с ним были награждены актеры В. А. Орлов, А. О. Степанова, Н. А. Анненков. В следующем году список народных артистов пополнился именами Фаины Раневской, Татьяны Устиновой, Бориса Покровского и других. В 1969 году титул получили 25 деятелей искусства. Среди них были балетмейстер Ростислав Захаров, актриса Вия Артмане, балерина Нина Тимофеева, клоуны Михаил Румянцев и Олег Попов и многие другие талантливые артисты.

До сих пор актуальны шутки замечательной актрисы Фаины Георгиевны Раневской. Большое количество ролей ею сыграны в театре имени Моссовета. Актриса была СССР, не раз награждалась почетными орденами, ей несколько раз присуждалась Сталинская премия. Английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Ф.Г. Раневскую в десятку выдающихся актрис XX века.

Широко известным актером 60-х годов был Аркадий Исаакович Райкин. Артист отличался неповторимым юмором и способностью мгновенно перевоплощаться в любой образ. В начале 40-х годов Аркадий Исаакович стал художественным руководителем Ленинградского театра эстрады и миниатюр. В послевоенное время актер снялся в нескольких картинах и создал разные театральные программы. В 1982 году труппа Ленинградского театра вместе со своим руководителем переехала в Москву и вскоре переименовалась в «Сатирикон». Аркадий Исаакович за свой труд получил множество наград. Так, в 1939 году он стал победителем Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Лауреаты в период с 1970 по 1979 года

В это время звания были удостоены 239 одаренных личностей. Среди них - композитор А. Г. Новиков, балетмейстер Ю. Й. Лингис, актер К. К. Ирд. В 1979 году звание было присуждено 25 работникам искусства. Его получили дирижеры Я. А. Вощак, Л. Н. Венедиктов, артист цирка В. А. Волжанский, актеры Ю. В. Никулин, С. Н. Плотников и другие.

В 1973 году почетное звание получил певец Муслим Магометович Магомаев. Первое его выступление состоялось в Баку, а в 1962 году он стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Хельсинки. Годом позже состоялся его первый сольный концерт в Концертном зале имени Чайковского. В 31 год Муслим Магомаев получил звание «Народный артист СССР». Талантливый, яркий, с необыкновенной харизмой певец покорил весь Союз. До сих пор его поклонники собираются на вечерах памяти Муслима Магомаева.

Талантливый актер, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов удостоился звания в 1976 году. Он был одним из создателей Союза театральных деятелей СССР, а также театра «Современник», в котором был художественным руководителем. Помимо актерской карьеры, О. Н. Ефремов являлся талантливым режиссером множества спектаклей. Ему были присуждены Государственные премии СССР, позже - Государственные премии Российской Федерации. Олег Николаевич получил приз «Золотая маска», он является лауреатом премии «Человек года» Русского Биографического института.

Восьмидесятые годы XX века

В этот период было награждено 324 представителя творческих профессий. Это были актеры, режиссеры, артисты цирка, композиторы, певцы, балерины, дирижеры. Среди них широко известный Армен Борисович Джигарханян, который за 250 сыгранных в кино образов попал в Книгу рекордов Гиннесса. В 1989 году почетный титул получила Наталья Юрьевна Дурова. Артистка с малых лет работала в цирке, не прекращала свою деятельность даже в военное время. Написала ряд книг для взрослых и детей. Ее вклад был высоко оценен даже за рубежом. Так, ГДР присвоила Н. Ю. Дуровой звание мастера дрессировки морских зверей.

Заключительный период награждения

В 1990 году 29 человек стали «народными», а годом позже - 32 талантливых деятеля культуры и искусства. Л. В. Дуров, В. Т. Спиваков, З. Е. Гердт, Г. М. Вицин и многие другие артисты были награждены данным титулом. Последний народный артист СССР - актер О. И. Янковский (в декабре 1991 года). Он сыграл в большом количестве фильмов, воплотил в жизнь множество образов в театре Ленком и в драматическом театре города Саратова. Последний народный артист СССР выступил в качестве режиссера в картине «Приходи на меня посмотреть», которую он создал вместе с М. Л. Агранович. Актер не единожды получал приз за лучшую мужскую роль на разных кинофестивалях.

Вместе с Олегом Янковским в 1991 году звание «Народный артист СССР» получила и актриса С. С. Пилявская. Она служила в нескольких театрах (МХАТ СССР имени М. Горького и МХАТ имени А. П. Чехова), а также снималась в кино. С. С. Пилявская в РСФСР стала заслуженной артисткой, ее награждали Сталинской премией второй степени, орденами.

Народные артисты СССР, ныне живущие

К нашей радости, до сих пор живы многие талантливые деятели искусства. Например, в Азербайджане проживают четыре народных артиста: пианист Фархад Шамси-оглы Бадалбейли, певица Фидан Экрем-кызы Касимова, композитор Ариф Джангир-оглы Меликов, певица Зейнаб Яхья-кызы Ханларова. В Армении - актриса В. К. Вардересян, композитор К. А. Орбелян, дирижер О. А. Чекиджян. Народные артисты СССР проживают и в Белоруссии. Это балетмейстер В. Н. Елизарьев, композитор И. М. Лученок и другие. В Грузии живут девять известных людей: М. П. Амиранашвили, Н. Г. Брегвадзе, Л. А. Исакадзе, Г. А. Канчели, Р. Р. Стуруа и другие.

Сколько народных артистов СССР проживает сейчас в России? Это талантливые советские актеры В. С. Лановой, Э. А. Быстрицкая, Л. К. Дуров, О. П. Табаков, И. М. Чурикова, артисты цирка М. М. Запашный, О. К. Попов, дирижер В. Т. Спиваков, певица А. Б. Пугачева и другие. Ныне живущие народные артисты СССР в Украине - это дирижер А. Т. Авдиевский, певец Д. М. Гнатюк, певица С. М. Ротару, актриса А. Н. Роговцева, балерина Т. А. Таякина и другие. Также любимые артисты проживают в Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Казахстане и в других странах бывшего СССР.

В заключение

Народные артисты СССР, ныне живущие или уже ушедшие, надолго остаются в сердцах поклонников. Быть «народным» всегда почетно, к этому званию стремились практически все артисты. Данный титул дарил своему обладателю много льгот. Например, значительную прибавку к зарплате и к пенсии, возможность расширить свою жилплощадь и получить государственную дачу, большие скидки в оплате коммунальных услуг и, конечно, улучшенные условия во время прохождения концертов. Также считалось, что звание подтверждает народную любовь к артисту. Но существовали актеры и певцы, которые не получали никаких наград и были признаны и ценимы простыми людьми не менее титулованных. Например, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Олег Даль. Народные артисты СССР кино, музыки, театра и других творческих областей всегда были в почете, их приглашали на фестивали, встречи, концерты. Талантливые люди имели множество поклонников по всему СССР и за его пределами.

Сколько девушек, глядя на красоток, которыми так богато наше кино, мечтали хоть чуточку на них походить. В них влюблялись, им поклонялись, их боготворили! Однако в жизни все сложнее… И хотя сейчас все актрисы говорят, что довольны судьбой, но счастье у них очень разное. И не всегда это счастье семейного очага. Мы решили посмотреть, чем сегодня живут первые красавицы нашего кино…

Ирина Алферова: "Не надо жертв!"
Главная роль: Констанция в фильме "Д"Артаньян и три мушкетера".

Что сегодня: стала президентом семейного фестиваля «Верное сердце», занимается благотворительностью. Играет в спектаклях. 10 лет замужем за актером Сергеем Мартыновым. Есть дочь Ксения и внук.

- Ирина, у вас не было желания полностью посвятить себя семье? - спросила я актрису.
- Нет, это очень скучно. Этот совет я не дам ни одной женщине. Даже дети тобой гордятся и тянутся к тебе, когда ты себя проявляешь!
Тогда если что-то не успеваешь - тебе простят. Главное - не надо ничем жертвовать. Надо договариваться. А иначе и ты будешь страдать, и дети, потому что ты будешь на них вымещать негатив.

- А муж не ревнует к работе?
- Первый муж (Александр Абдулов. - Прим. ред.) меня очень ревновал, хотя сам себя не всегда вел образцово. Со вторым мужем мы договорились, что ревности в нашей семье нет. Ну иногда скучает он по мне...
Но все равно возвращаешься домой, и в этот свободный день ты можешь восполнить все! Лучше жить полноценной жизнью и хвататься за все, что интересно.
Елена Проклова: "Я живу в гармонии"
Главная роль: Лариса Ивановна из "Мимино".




Что сегодня: арт-директор "Эрмитажа", входила в рабочую группу Общественной палаты РФ. Телеведущая. Снимается в сериалах.


О личном: 19 лет замужем за бизнесменом Андреем. Родила от него дочку. В молодости был первый быстротечный брак, в котором родила дочь.


Вторая попытка замужества тоже оказалась неудачной. У Прокловой сразу же после рождения умерли сыновья-близнецы, и горе разъединило супругов. «Встреча с Андреем все изменила в моей жизни... Мне нужно партнерство. И у меня оно есть», - говорит актриса.
Наталья Андрейченко - Мэри Поппинс в фильме "Мэри Поппинс, до свидания!", участвует в благотворительности, ездит на кинофестивали. Ее первый муж - композитор Максим Дунаевский, второй - актер Максимилиан Шелл, с которым сегодня в разводе. Есть двое детей.
Наталья Андрейченко: “Себя не обманешь”
Главная роль: Мэри Поппинс в фильме "Мэри Поппинс, до свидания!"




Участвует в благотворительности, ездит на кинофестивали. Ее первый муж - композитор Максим Дунаевский, второй - актер Максимилиан Шелл, с которым сегодня в разводе. Есть двое детей.

Андрейченко в реальной жизни никогда не стремилась к сходству с идеальной женщиной:
- Ты можешь обмануть всех вокруг - и детей, и сослуживцев. Но рано или поздно все равно станешь самим собой. И вот здесь ложь неприемлема. Себя не обманешь. Подобное я уже прошла в США, когда мне пытались внушить, что надо меняться - говорить без акцента, играть американские роли. Но тогда я стану другой! Не американкой - Сломанной Наташей. И вдруг меня осенило, что делать этого не стоит. Я - Наташа, русская. Нравится - хорошо, не нравится - извините. Решила, что остаюсь с самой собой.
Наталья Варлей
Главная роль: Нина в фильме "Кавказская пленница"




Последние годы Наталья Варлей оставила работу в кино - последним ее фильмом в 2006 году стал «Волкодав из рода Серых Псов».


Сегодня играет в антрепризе, ездит на гастроли. Последние шесть лет не замужем. Первым мужем был актер Бурляев. Ухаживал за Натальей сын министра обороны Бельгии Люсьен Хармегинс. Но она выбрала другого - сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой (от этого брака родила старшего сына). Имя отца второго ребенка скрывает.


Некоторое время работала в театре "О"кей". Вышли 3 компактдиска с её песнями, два сборника стихов. Занималась дубляжом и озвучением иностранных фильмов и телесериалов. Вела передачу "Домашние хлопоты" на телеканале РТР.


Весной 2009 года в дуэте с Николаем Гнатюком приняла участие в телепроекте "Две звезды".
Элина Быстрицкая: "Из-за мужчины горевать не стоит"
Главная роль: Аксинья в "Тихом Доне" Герасимова.


Чем занята сегодня: играет в Малом театре. Занимается общественной работой.
Личная жизнь: после 27 лет брака развелась и с конца 90-х живет одна. Детей нет.
Что дала внешность?
Увы, красота не всегда гарант удачи в профессии и личной жизни. Например, в молодости Элина Быстрицкая гордилась своей хрупкой фигурой. Но именно ее стройность стала помехой в утверждении на роль Аксиньи. Актрисе пришлось поправиться аж на 15 кг.


В жизни ее завораживающая красота создавала ей много проблем. Например, ее исключили из комсомола... за отказ танцевать с юношей. Быстрицкая сказала, что «от него пахнет деревней». Позже, не ответив взаимностью режиссеру Вильнюсского театра, она была вынуждена уйти из труппы.


Когда дала отповедь влюбленному в нее госчиновнику - надолго оказалась невыездной. У Быстрицкой всегда была масса поклонников, но замуж вышла лишь в конце 60-х годов за работника отдела переводов Министерства внешней торговли. Через 27 лет супружеской жизни решилась на развод, узнав об измене мужа, и с тех пор одна.


«Я поняла, что развод начал назревать тогда, когда Николай Иванович стал активно вторгаться в мое творчество. Я не могла позволить повелевать собою... Его перестало интересовать все, кроме того, что он муж «той самой Быстрицкой», - вспоминала актриса.


- Элина Авраамовна, сегодня не хотите устроить личную жизнь? - спросила я актрису.
- У меня есть друзья-мужчины, с которыми я общаюсь. Но чтобы у меня в доме был мужчина - не хочу. Так бывает: мужчина исчез из жизни, и нередко женщина начинает думать, что ей скорее надо найти счастье. Какого-нибудь другого мужика, что ли?


Из-за потерянного мужчины горевать не стоит. Значит, не для него ваше умение, ваша работа, ваши поступки... Надо много работать, чтобы отвлечься после развода. Надо реализовывать то, что дано природой, Богом.


Для меня главное - быть востребованной. Я всегда в борьбе. У меня судьба нелегкая, но она удалась и будет еще удаваться. У меня есть еще и силы, и желание! Мой жизненный девиз: не изменять себе.
Маргарита Терехова: «Счастье в детях»
Главная роль: Миледи в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера».


Чем занята сегодня: ставит спектакли в родном Театре Маяковского.
Личная жизнь: последние 20 лет не замужем. Двое детей.

Что дала внешность?
Красота помогла стать одной из любимых актрис культового режиссера Андрея Тарковского - когда он первый раз случайно увидел Терехову, воскликнул: «Какие прекрасные у вас волосы, как вы красивы!» И позвал ее к себе в фильм «Зеркало».


А вот личная жизнь не сложилась. Мужчины появлялись в ее жизни и быстро исчезали. «Прок от мужчин был один - давали детей», - однажды сказала Терехова.

Старшую дочь Анну родила от болгарского актера Саввы Хишимова, после чего с ним рассталась. Сыну, которого родила без мужа, дала фамилию Тураев и говорила, что его отец - некий зажиточный таджик Тураев.
Журналисты нашли режиссера Георгия Гаврилова, который назвался истинным отцом сына актрисы. В итоге сын взял фамилию Терехов, а на расспросы журналистов актриса загадочно отвечает, что это их семейная тайна, главное, что сын знает, кто его мать!


«Будьте счастливы! Рожайте детей, в этом смысл жизни женщины! А мужчины приходят и уходят - бог с ними», - говорит Терехова.
Наталья Кустинская: "Влюбленности дают мне силы"
Главная роль: Наташа в фильме "Три плюс два".


Что сегодня: в кино не снимается, на пенсии.
Личная жизнь: не замужем.
Что дала внешность?
Кустинская всегда сводила с ума мужчин и жила в бурлении страстей. В юности за ней ухаживали актер Николай Гриценко и режиссер Рошаль. Студент-режиссер Юрий Чулюкин, влюбившись в блондинку, пытался соблазнить ее приглашением на роль.

- На третий день свиданий Чулюкин позвал меня замуж, - рассказала Кустинская
- Вообще мне все мужья делали предложение на третий день знакомства! Но роль от Чулюкина я так и не получила. В комедии «Девчата» я хотела играть повариху Тосю. Но худсовет решил, что у меня слишком эффектная внешность для роли поварихи.


На съемках «Три плюс два» у Кустинской зарождающийся роман с партнером Евгением Жариковым «потушила» вовремя приехавшая на съемки жена актера. Автор сценария фильма Сергей Михалков тоже имел виды на Кустинскую, приехал к ней на съемки на четыре дня и сразу же заявился к ней в номер. Но актриса отказала мэтру, который уходил со словами: «Передумаешь - позвони».


- Красота - это и счастье, и испытание. Мужчины предавали меня, - рассказывает Кустинская. - После измены первого мужа я сразу же подала на развод. Состояние влюбленности мне давало силы жить. За мной ухаживали Иннокентий Смоктуновский, Владимир Наумов, Муслим Магомаев, Алексей Баталов. Но я вышла замуж за работника Внешторга Олега.

О том, как Кустинская увела мужа-космонавта Егорова у подруги Фатеевой, много писали.
- Опять-таки уже на третий день нашего знакомства Егоров предложил мне замуж, - подчеркивает Кустинская. - Но я тогда была замужем за Олегом, который, узнав про мой роман, пытался отравиться, но врачи его выходили.


Однако брак Натальи и Олега распался. Кустинская вышла замуж за космонавта, первая измена которого поставила крест на их браке.


- У меня сложная судьба, - говорит Кустинская. - Я похоронила сначала внука, потом сына. Бывший муж Егоров умер. Я думала, сойду с ума от боли. Но справилась, нашла в себе силы жить дальше.
И, хотя годы берут свое, я чувствую себя привлекательной. У меня и сегодня есть мужчина, который дает мне силы жить.
Светлана Светличная: Я глазками стрелять никогда не умела…
Главная роль: Анна Сергеевна в комедии "Бриллиантовая рука"


Что сегодня: Снимается в документальных фильмах, в фотосессиях для глянцевых журналов. Больше 10 лет не замужем.

- Вас всегда окружали красивые мужчины. Есть ли какой-то секрет, как привлечь внимание противоположного пола?
- Я люблю красивых мужчин. Любила и буду любить. Но это вовсе не значит, что, если я увижу красавца, сразу буду вешаться ему на шею. Мой глаз умеет видеть красоту. Но я за всю жизнь ни разу не пользовалась женскими хитростями, чтобы мужчина обратил на меня внимание. Глазками стрелять никогда не умела.


Она первая из советских актрис обнажилась на экране. Стыдливо прикрывая грудь рукой, Светлана Светличная кричала: "Не виноватая я!", и все мужчины верили ей безоговорочно.

Только благодаря ей, вернее, ее героине, появилась мода на черные стрелки и духи "Шанель". Сегодня Светлана Светличная выходит в свет вместе с молодым стилистом Русланом Татьяниным. По ее словам, именно он помог ей снова поверить в себя.


- Светлана Афанасьевна, вас называют первым советским секс-символом. Вам льстит это звание?
- Я спокойно отношусь к нему. Ну, захотелось кому-то назвать меня так, и ради бога. Раньше даже слова такого - "секс-символ" - не знали. Сегодня, увы, все стали таковыми.
Секс-символ - такое затрепанное понятие! Мне от него ни жарко, ни холодно. Гораздо приятнее было услышать, что у меня душа без морщин. Этим я горжусь и буду гордиться до конца своих дней. А все потому, что я не злая, всех прощаю.
Своих обидчиков давно простила от чистого сердца. Я вообще не могу долго обиду на кого-то держать. Мне всегда всех жалко. Однажды в крещенские морозы я пошла в храм, чтобы взять святой водички. Там сидел немолодой мужчина, он весь трясся от холода. Я набрала воды, а по дороге домой подумала, что надо этому бедолаге принести хотя бы горячего чаю. И я это сделала!
До сих пор горжусь своим поступком. Увидев меня, он заплакал и сказал: "Я тебя запомнил по шапке". Бедняга долго не мог поверить, все переспрашивал: "Это ты из-за меня вернулась?"
Личная жизнь не оказалась счастливой. В 1995 году похоронила знаменитого мужа - Владимира Ивашова. Пережила безденежье, сильные депрессии.


Помогали ей справляться с трудностями два сына и друзья-актеры. К несчастью, в прошлом году актриса похоронила одного из сыновей. Несмотря на все жизненные тяготы, не унывает
Евгения Симонова – “Я мало чем пожертвовала ради работы”
Главная роль: принцесса в фильме "Обыкновенное чудо"


Что сегодня:
Снимается в кино, играет в Театре Маяковского. Признается: обрела женское счастье со вторым мужем режиссером Андреем Эшпаем. Есть дочь от первого брака с Кайдановским, внук.

"Ну что мне рассказывать по этому поводу? Я же не женщина-вамп. Меня и секс-символом никогда не избирали, даже нашего подъезда, не говоря о других масштабах", - так однажды ответила Евгения Симонова на вопрос по поводу того, что общественность желает знать тайны ее личной жизни.

На самом деле "тайн" узнавать никаких и не хочется, а "вампов" в отечественном кино хватает, притом почти каждая из представительниц этого класса вольно или невольно вызывает ассоциации со знаменитым рассказом Тэффи "Демоническая женщина".
Но вот кто по-настоящему женственен, так это героиня Симоновой из легендарного фильма Марка Захарова "Обыкновенное чудо".


Евгения Симонова, появившаяся на свет 1 июня 1955 года в Ленинграде, в отличие от многих соратниц по актерскому цеху, к своему возрасту относится спокойно.
"А чего скрывать, если картины, по которым, надеюсь, меня помнят зрители, вышли более тридцати лет назад. Так что, сколько мне примерно лет, все догадываются, - говорит Евгения Симонова. - А что касается внешности... Я никогда не была безумно хороша, поэтому по поводу появляющихся морщин не очень переживаю".
Известной на всю страну Евгения Симонова стала после того, как на экраны вышел фильм Георгия Данелии "Афоня" (1975 год). Медсестра Катя, искренне полюбившая непутевого слесаря Борщова, явилась для многих символом настоящей женщины, которая, при всей своей "тихости", обладает большой внутренней силой.
Успех фильма был огромен. Евгению Павловну поклонники буквально засыпали письмами. Ею восхищались, признавались в любви, предлагали руку и сердце.
Казалось бы, у Евгении Симоновой должна была закружиться голова от свалившейся на нее всесоюзной славы. Не тут-то было.
"Я никогда не питала иллюзий относительно себя, - говорит актриса. - Вот сейчас пересматриваю свои старые фильмы, кажется, что не так уж плохо и сыграла. А тогда мне казалось, что я все сделала плохо, переживала, плакала. На что мама кричала: "Да тебе надо пойти к психиатру!" Видимо, все эти переживания, связанные с низкой самооценкой, стали хорошей прививкой против "звездной болезни".


Евгения Симонова не любит громких слов. От нее не услышишь: "Я бросила все ради профессии!" Наоборот, она утверждает: "Честно говоря, я мало чем пожертвовала ради работы.

Самое главное - родила и вырастила двух дочерей (старшая дочь Зоя - от первого мужа Симоновой - актера и режиссера Александра Кайдановского). И для меня это всегда было на первом месте".
Галина Беляева: Все мои дети - от любимых...
Главная роль: Оленька в фильме "Мой ласковый и нежный зверь"

Что сегодня:
Играет в антрепризе, занимается йогой для поддержания фигуры.
15 лет счастлива замужем за бизнесменом Сергеем, который на пять лет ее моложе. От него родила дочь Анну. (Есть сын от первого брака с режиссером Лотяну и сын от второго, гражданского, брака с врачом.)


Редко кто из актрис отваживается максимум на двоих детей. Трое - это и вовсе подвиг, на который способна разве что Деми Мур при наличии Брюса Уиллиса.
Так вот, у нашей русской актрисы Галины Беляевой, сыгравшей главные роли в фильмах «Мой ласковый и нежный зверь», «Ах, водевиль, водевиль...», «Анна Павлова», представьте себе, детей четверо! Уже за одно только это можно давать Госпремию.

- Обычно актрисы жертвуют личной жизнью в пользу карьеры...
- Когда я хочу ребенка, я его имею. Даже о профессии не думаю. Дети - это сокровища. Чем их больше, тем больше хочется.
- Но важно, чтобы они были от любимого человека.
- Конечно. Детки должны быть только от любимых.
Ах, эти «косульи» глаза...
Эмиль Лотяну искал актрису на роль Оленьки Скворцовой в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»:
- Мне нужен русский тип девушки. Что-то между Савельевой и Самойловой.
Ассистенты отыскали в Воронежском хореографическом училище 15-летнюю танцовщицу. Лотяну увидел на черно-белом фото ее «косульи» глаза... и тут же вызвал девушку в Москву.
Кинопробы у Гали Беляевой вышли ужасные. Рядом с Олегом Янковским перед камерой она жутко оробела. Но худсовет ее все-таки утвердил.


осле выхода фильма на экраны Беляева проснулась знаменитой. Ее Оленька Скворцова любила на экране так, будто все это было взаправду.
- В пятнадцать лет у меня еще не было мужчин, с которыми я бы так откровенно целовалась, - вспоминает актриса.
На самом деле тогда она была влюблена. Только не в Олега Янковского, а в режиссера Эмиля Лотяну.
Это был красивый роман. Вскоре они поженились. Галя переехала в его однокомнатную московскую квартиру, где у них родился сын. Его назвали в честь отца - Эмилем.

- Галина, почему же вы с Лотяну расстались?
- Когда выходишь замуж в первый раз, думаешь, что навсегда. Лотяну - первый мой мужчина. Я встретила интересного человека, полюбила. Для меня развод был самой настоящей трагедией. Тем более общий ребенок... И Эмиль Владимирович не хотел разводиться. Скорее, мне не хватило житейской мудрости.

- Как же со столькими детьми управляетесь?
- Иногда бываю в отчаянии, что не умею их воспитывать. Они у меня все с характером.
- Вам не хотелось что-нибудь в своей жизни переделать?
- Нет. В спектакле «Островитянин» одна героиня говорит: «Я трижды была замужем. Но ни о чем не жалею. Надо жить, чтобы все пережить». Если бы у меня не было прошлой жизни, не было бы и настоящей. Я очень дорожу тем, что имею. И ничего себе больше не желаю.
Анастасия Вертинская: Лень - спутница талантливых людей


Что сегодня:
Анастасия Вертинская уже несколько лет не снимается в кино и не играет в театре. Актриса неожиданно начала заниматься кухней в ресторанах своего сына, Степана Михалкова. Бывает на международных форумах ресторанного бизнеса, перенимает опыт.

Кстати, перестала сниматься, когда фильм "Мастер и Маргарита" с ней в главной роли не увидел зритель. Актриса снялась в этом фильме обнаженной, после съемок болела и потом вообще ушла из кино.

- За последние годы актриса Вертинская сделала публике считанные подарки - "Имаго", "Бременские музыканты", "Мираж, или Дорога русского Пьеро". Но зрительский интерес к вам не пропадает...
- В театре как в структуре я работать больше не хочу, этот этап пройден. Играть антрепризные спектакли интересно, если существует достойная пьеса. Но, как правило, для антреприз берут пьесы западные, написанные лет двадцать назад: люди не из нашей жизни обсуждают свой быт. Это не то, что хочется играть. У меня нет творческих планов. Рада была бы назвать, да нечего.


- Никогда не буду играть маму киллера и тому подобное. Сидеть в кадре бабкой и вязать мне неинтересно. Я как была прихотлива в выборе ролей, так и осталась. Но не вижу в этом никакой драмы. Я, скорее, вижу драму в том, что не снимаются Марина Неелова, Лена Коренева - актрисы такого уровня.
В 1966 году Вертинская вышла замуж за Никиту Сергеевича Михалкова, впоследствии выдающегося актера и кинорежиссера. В том же году у них родился сын Степан. Их брак продолжался неполных четыре года. Впоследствии Анастасия вышла второй раз замуж – за певца Александра Градского. Но и этот брак постигла та же участь. Не замужем с 1980 года.
- Думаю, Господь вообще лишил меня этой радости - быть счастливой в браке. На самом деле есть женщины, рожденные для брака. Они без этого не могут. Я люблю тишину, уединение... Если я не замужем - это ничего не означает. Одиночество - это высшее духовное состояние".
- Вы много времени уделяете ресторанному бизнесу?
- Интерьером и всем прочим занимается мой сын Степан. Я увлечена прежде всего искусством кухни. Особенно русской кухни, которую я помню по своей семье и по семье Михалковых-Кончаловских. Наталья Петровна Кончаловская блестяще готовила. Я все время учусь, мне это очень интересно.
- Преодолев возрастной рубеж, когда очень многое познано и пройдено, вы стали спешить жить? Или, напротив, существуете более размеренно?
- Как ни странно, активность моя повысилась. В молодости для меня очень много значил сон. Я вообще считаю, что спутница талантливых людей - лень. Так как я раньше очень много работала, для меня любой день ничегонеделания был колоссальным счастьем. А сейчас я эти дни ненавижу, поэтому загружаю себя с утра до вечера.

Я хотела бы увидеть за столом свою семью. Чтобы внуки бегали вокруг. Это и есть итог жизни, когда приходят к тебе те, кто остался. Со временем круг меняется.


Друзья уходят, близкие люди - тоже. Жизнь очень фильтрует окружение, хотя я не могу сказать, что вокруг меня мало людей. И тех, кто меня окружает, мне очень хочется видеть на своем дне рождения, чтобы всем им было уютно и весело.

В женской моде ХХ века мой самый любимый период — это 30-е годы. Мне очень нравятся текучие линии платьев, изысканные детали отделок и роскошные аксессуары в стиле ар-деко.


Да и фильмы того периода я могу смотреть бесконечно — еще бы, ведь тогда снимались неземные Дитрих, Гарбо, Шерер, Свенсон, Френсис, Ломбард! Ну, а актеры-мужчины "Золотой эры Голливуда" - это тема для отдельного рассказа.

Joan Crawford, Clark Gable, 1931

И непонятно, украшали ли платья актрис или эти красавицы преображали собой роскошные туалеты. Автор поста la_gatta_ciara

Kay Francis, Basil Rathbone, 1930

Ведь в таких нарядах надо уметь двигаться, здесь очень важна правильная пластика.


М. Дитрих в фильме "Шанхайский экспресс"

Что еще мне особенно нравится в женской моде той поры — это декольтированные спины женских платьев.

Поскольку я сама женщина, то мне всегда раньше было интересно — носили ли бюстгальтеры под такие платья? Вроде бы, нет...Автор поста la_gatta_ciara

Elizabeth Hawes "Diamond Horsehoe" 1936, актриса Barbara Stanwyck

Tala Birell, 1930s

Но, ведь, в отличие от дня сегодняшнего, тогда платья не надевали на голое тело.

Мадонна в платье от Стеллы Маккартни

Jean Harlow 1929. На этом фото видно, что под платьем есть, как минимум, пояс для чулок.

Да и бюстгальтеры в то время носили даже под сильно декольтированные платья. Просто они были специального фасона.Автор поста la_gatta_ciara

В 1930-е была очень популярна марка белья Kestos.
На лифчике этой фирмы, который мы видим на фото, лямки можно опускать и поднимать по необходимости - там на нижней ленточке специально сделано много петелек. Потом белье фиксировалось к бретелькам платья, чтобы оно не вылезало при движении.Автор поста la_gatta_ciara

Кэрол Ломбард

Еще один вариант белья под декольте на спинеАвтор поста la_gatta_ciara

Constance Bennett by George Hurrell. На этом фото в вырезе декольте даже виден кусочек белья


Myrna Loy, 1930s

Собственно, сегодня тоже существует вариант такого бюстгальтера Low Back Bra ConverterАвтор поста la_gatta_ciara

А такие бюстье носили под открытый верх и неглубокое декольте.




Woman"s Brassiere, 1938

Крой по косой требует плоского живота и ровной линии бедер - эти платья обтягивают фигуру, как трикотажный чулок.Автор поста la_gatta_ciara

1930"s Hollywood Glamour

Норма Шерер

Сам собой напрашивается вопрос: что же, во времена ар деко все дамы имели подтянутые фигуры? И даже пожилые?Автор поста la_gatta_ciara



И вот разгадка — очень плотный, эластичный пояс для чулок, утягивающий все проблемные зоны.

Кому нужно было еще сильнее утянуть бедра и живот - делали на заказ пояс для чулок, в который были вшиты кости, как в старинных корсетах.Автор поста la_gatta_ciara


Woman"s Corset, 1933 Underbelt

Боюсь только, что такой пояс невозможно было одеть под тонкое платье. Но всегда же есть варианты.