Благодаря писательскому перу Акунина читатели познакомились с легендарными личностями прошедшей эпохи. Практически каждый роман экранизируется, книги переведены на десятки языков, что говорит о невероятном таланте писателя. Григорий Шалвович Чхартишвили, известный всем под своим псевдонимом, родился в городе Зестафони 20 мая 1956 года. Папа будущего писателя, Шалва Чхартишвили, грузин по национальности, служил офицером, мама, Берта Исааковна, филолог, работала в школе и привила сыну любовь к великой русской литературе.

Все фото 2

Биография

Когда мальчику было около двух лет, семья покинула родной город и стала обитать в Москве. Григорий посещал 36-ю школу с английским уклоном. После успешного окончания учебы юноша поступил на историко-филологический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ. После успешной защиты диплома выпускник вуза стал обладателем специальности «историк-японовед», владел в совершенстве японским, английским языками. Борис Акунин перевел массу литературы, и в свет вышли творения великих писателей Японии – Ясуси Иноуэ, Масахико Симада, Сёхай Оока и т. д. Также в продаже появились русскоязычные версии книг Бойла, Устинова, Брэдбери. Работы над текстами подталкивали переводчика к созданию собственных творений. Но дебютировал наш герой с двадцатитомником «Антологии японской литературы», в этот же период стал ведущим редактором издательства «Иностранная литература». В середине 90-х известный бизнесмен Джордж Сорос заинтересовался состоянием дел в российской библиожизни и пригласил Акунина заняться масштабным проектом «Пушкинская библиотека». Первые собственные литературные творения писатель выпустил в 1998 году и начал подписываться своим легендарным псевдонимом. Чуть позже, в романе «Алмазная колесница», он расшифровал фамилию Акунин, которая принадлежала герою и означала «негодяй». Стоит отметить, что первая книга была написана уже в 1997 году и называлась «Писатель и самоубийство», но свет роман увидел спустя несколько лет. Книга, вышедшая под полным именем автора Борис Акунин была издана в 1998-м и называлась «Азазель». Успех был ошеломительным, произведение стало бестселлером. С тех пор писатель посвящает себя только написанию романов, и читатели познакомились с героем «Турецкого гамбита», «Левиафана» – статским советником Эрастом Фандориным. Все работы были успешно экранизированы и получили массу позитивных откликов критиков и публики.

Знаменитый и любимый читателями Фандорин стал главным и в следующих произведениях Акунина. Это центральный персонаж в романах «Статский советник», «Пиковый валет», «Декоратор». В 2000-м писатель начал писать без своего привычного героя и выпустил в свет детективные романы «Провинциальный детектив», «Приключения магистра». Борис Акунин является автором документальных проектов, но подписывался под ними собственным именем – Григорий Чхартишвили. Недавно мастер пера признался, что в различные периоды публиковал работы, в которых подписался псевдонимами Анна Борисова, Анатолий Брусникин. Борис Акунин является ярым противником существующей власти в России. Общественности известны скандальные высказывания автора в адрес руководства страны и ее политики. Митинги на Болотной все чаще становятся местом для выступлений писателя, он тесно связан с ведущими оппозиционерами. В 2012 году Акунин стал членом общественной организации «Лига избирателей», в которой защищают права избирателей и ратуют за честные и прозрачные выборы в стране. Также он является противником длительного нахождения на посту президента одного и того же человека, выступает за более частую смену власти конституционным путем.

В 2013 году Борис выпустил первый том потрясающего многотомника «История Российского государства». Для желающих также была представлена электронная версия произведения. Аудиокнига озвучена Александром Клюквиным. Она стала отличным пособием для желающих более детально ознакомиться с историей России начиная с древнейших времен. Во время работы Акунин изучил массу литературы, источников, при этом факты, не внушающие доверия, полностью отвергал. Автор беллетристских романов неоднократно награждался престижными литературными премиями, в числе которых орден «Академические пальмы», врученный во Франции, награда от Страны восходящего солнца. По итогам опроса газеты «Московский комсомолец», в 2000 году Акунин стал писателем года. В 2002-м отмечен как лучший сценарист на «ТЭФИ», а в 2007-м получил премию «НОМА».

Личная жизнь

Писатель Акунин официально состоял в браке два раза. Первой супругой легендарного беллетриста стала девушка из Японии, с которой писатель познакомился в университете. Его пленила любовь представительницы Страны восходящего солнца к России, она постоянно говорила о загадочной русской душе. Молодые полюбили друг друга и решили создать брачный союз. Но семейная жизнь двух сильных личностей не была столь гармонична, как они того желали. Борис был постоянно занят своей работой, супруга часто улетала на родину, и в конце концов отношения пришли к логическому завершению. Писатель недолго оставался в одиночестве. Буквально через несколько месяцев после развода Борис познакомился с девушкой, работавшей редактором в издательстве. Эрика Эрнестовна подкупила своим мягким и веселым характером. Вскоре пара поженилась и до сих пор живет счастливо в собственном доме. Эрика полностью взяла на себя роль пресс-атташе писателя, организует встречи с Акуниным, всегда на связи с издательскими домами и представителями прессы. Наш герой, как оказалось, является большим почитателем компьютерных игр. В 2011-м автор романов хотел выпустить сборник записей, которые можно прочитать на его собственном блоге в Живом журнале. Детей у семейной четы нет, но между супругами полная гармония, и легендарный беллетрист считает себя весьма счастливым человеком.

Борис Акунин (настоящее имя - Григорий Шалвович Чхартишвили). Родился 20 мая 1956 года в Зестафони, Грузинская ССР. Российский писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин.

Григорий Чхартишвили родился в семье офицера-артиллериста Шалвы Чхартишвили и учительницы русского языка и литературы Берты Исааковны Бразинской (1921-2007).

В 1958 году семья переехала в Москву. В 1973 году окончил школу № 36 с углубленным изучением английского языка, а в 1978 году - историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки (МГУ).

Занимался литературным переводом с японского и английского языков. В переводе Чхартишвили изданы японские авторы Мисима Юкио, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Масахико Симада, Кобо Абэ, Синъити Хоси, Такэси Кайко, Сёхэй Оока, а также представители американской и английской литературы (Т. Корагессан Бойл, Малкольм Брэдбери, Питер Устинов и др.).

Работал заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература» (1994-2000), главный редактор 20-томной «Антологии японской литературы», председатель правления мегапроекта «Пушкинская библиотека» (Фонд Сороса). С 1998 года пишет художественную прозу под псевдонимом «Б. Акунин». Расшифровка «Б» как «Борис» появилась через несколько лет, когда у писателя стали часто брать интервью. Японское слово «акунин» (яп. 悪人), по словам одного из литературных героев Чхартишвили (в романе «Алмазная колесница»), переводится как «негодяй, злодей», но исполинских масштабов, другими словами, выдающаяся личность, стоящая на стороне зла. Критические и документальные работы публикует под своим настоящим именем.

Помимо принёсших ему известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем серии «Лекарство от скуки». В 2000 году Акунин был номинирован на премию «Букер - Smirnoff» за роман «Коронация, или Последний из Романов», однако не попал в число финалистов. При этом в том же году был номинирован и стал лауреатом премии «Антибукер» с «Коронацией». В 2003 году роман «Азазель» попал в шорт-лист Британской Ассоциации писателей-криминалистов в разделе «Золотой кинжал».

Борис Акунин в своих книгах допускает интересные отсылки к историческим событиям, рекурсиям и словесным оборотам. В книге «Пиковый валет» одна из героинь на время проведения «операции» зовётся «княжна Чхартишвили».

Зачастую в книгах с участием Э. П. Фандорина мелькает фамилия «Мёбиус». Под этой фамилией появляются некоторые второстепенные герои, а иногда эта фамилия и просто оказывается на вывеске с названием фирмы (например, страховой конторы). Общее у «Мёбиусов» то, что они всегда оказываются «за кадром», то есть либо вообще не оказывают на сюжет никакого влияния, либо о них мы узнаём со слов других героев.

В романе «Коронация» из цикла про Э. П. Фандорина действует английский дворецкий по имени Фрейби (англ. Freyby). Если набрать его фамилию по-английски (при этом оставив включённой русскую раскладку клавиатуры), получится псевдоним автора книги.

В большинстве книг из серии «Приключения Эраста Фандорина» издательства «Захаров» (кроме «Статский советник», «Турецкий гамбит») портрет Бориса Акунина присутствует на первых страницах. Он изображается в роли второстепенных персонажей романов.

В подавляющем большинстве произведений Акунина есть персонажи-англичане.

Из романов «Внеклассное чтение» и «Квест» становится известно, что настоящий предок Эраста Фандорина - не Самсон Фандорин, а Дмитрий Карпов, усыновлённый Данилой Фандориным вместо его пропавшего сына Самсона и скрытый им от врагов под именем последнего. Соответственно, эта ветвь Фандориных не имеет прямого отношения к роду фон Дорнов.

11 января 2012 года Борис Акунин в своём блоге в «Живом журнале» подтвердил, что именно он является автором, скрывающимся под псевдонимом Анатолий Брусникин. Под этим именем были опубликованы три исторических романа: «Девятный Спас», «Герой иного времени» и «Беллона». Кроме того, он раскрыл, что является также и автором романов под женским псевдонимом Анна Борисова: «Там…», «Креативщик» и «Vremena goda».

Общественно-политическая позиция Бориса Акунина

Известен своими резкими высказываниями и критикой российской власти. В интервью газете «Libération» Чхартишвили сравнил Путина с императором Калигулой, «который предпочитал, чтобы его больше боялись, чем любили».

О деле ЮКОСа писатель отзывался как о «самой стыдной странице постсоветского суда». После вынесения второго приговора М. Ходорковскому и П. Лебедеву в декабре 2010 года предложил план «ампутинации» России.

В январе 2012 года Григорий Чхартишвили стал одним из учредителей общественно-политической организации Лига избирателей, целью которой является контроль за соблюдением избирательных прав граждан. В том же году выступил как комментатор политической ситуации в фильме «Болотная лихорадка».

Личная жизнь Бориса Акунина:

Дважды был женат. Детей нет.

Первая жена - японка, с которой Акунин прожил несколько лет.

Вторая жена - Эрика Эрнестовна, корректор и переводчик.

Экранизации произведений Бориса Акунина:

2001 - Азазель (режиссёр Александр Адабашьян)
2004 - Турецкий гамбит (режиссёр Джаник Файзиев)
2005 - Статский советник (режиссёр Филипп Янковский)
2009 - Пелагия и белый бульдог (режиссёр Юрий Мороз)
2012 - Шпион (режиссёр Алексей Андрианов)
2017 - Декоратор (режиссёр Антон Борматов)


20 мая 60-летие отмечает один из самых успешных и в то же время один из самых нетипичных русских писателей - мастер ретродетектива, новейший историк, «человек с тысячью лиц» Борис Акунин

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Фото: ru.wikipedia.org

Писатель Борис Акунин — или, если угодно, «проект Б.Акунин» — так же двусмысленен, как само это игровое имя. Успешнейший беллетрист, «ролевая модель» для честолюбивых начинающих сочинителей, триумф праволиберальной идеи (всего добился сам! честным напряженным трудом!) — и пугало, бранное слово, символ «бездуховности» и «развлекательности», в которую скатилась Великая Русская Литература (все три слова с большой буквы, разумеется). Сам он подливает масла в огонь: то натягивает поверх маски Акунина еще две маски, Брусникина и Борисовой, то решает стать «серьезным» романистом, а то вообще примеряет на себя роль историка. И это не говоря про политическую активность последних лет, выведшую популярного беллетриста в публичные фигуры — что он сам сочетает с тщательной заботой о своей privacy .

20 мая Григорию Шалвовичу Чхартишвили исполняется 60 лет. Накануне первого «взрослого» юбилея мы решили напомнить некоторые вехи его биографии. И карьеры Акунина, разумеется.

1.

Настоящее имя писателя Бориса Акунина, Григорий Чхартишвили, однозначно указывает на грузинское происхождение. И действительно, будущий писатель родился в райцентре Имеретии, одного из исторических регионов Грузии. Но грузин он только по отцу, офицеру-артиллеристу Шалве Чхартишвили; имя же матери — Берта Исааковна Бразинская — столь же однозначно указывает на происхождение еврейское. Но год ее рождения (1921) уже подразумевает, что родным языком ее был русский. Всю жизнь она работала учителем русского языка и литературы. Не нужно быть мастером дедуктивного метода, чтобы не сопоставить это с родом занятий сына.

Семья переехала в Москву, когда Грише было два года, и он рос, как растут все мальчики из интеллигентных московских семей: спецшкола, университет.

В его случае — историко-филологический факультет входящего в МГУ Института стран Азии и Африки.

2.

Прежде чем стать Акуниным, Григорий Чхартишвили вполне успешно работал как переводчик и литературовед. Прожил несколько лет в Японии, где даже успел выпустить семейный корешок, в середине 80-х пришел работать в журнал «Иностранная литература», а в 1994 году стал заместителем главного редактора этого журнала, — с отчетливой перспективой стать со временем главредом — что считалось более чем успешной карьерой в его среде. А широкой (относительно) публике запомнился остроумной, хотя и мрачной книгой «Писатель и самоубийство» (опубликована в 1999-м), в которой выбранный предмет подвергался всестороннему анализу. При этом сам автор подчеркивал, что не намекал на какую-то особенную склонность именно писателей к самоубийству, а просто взял их для удобства рассмотрения, потому что писатели — это достаточно чётко очерченная социальная группа, по которой наработана достаточно обширная и долговременная статистка.

3.


По позднейшему признанию самого Акунина в его «Живом Журнале», «беллетристическое начало» шевельнулось в нём впервые в 1997 году при весьма невеселых обстоятельствах:

«1 апреля 1997 года, я вдруг понял, что буду писать роман. Я ехал на автобусе с кладбища. Незадолго перед тем умер отец и надо было заниматься всякими печальными могильными делами. Настроение у меня было соответствующее поездке.
Я думал про отца, улыбался, вспоминая связанное с ним смешное (он был легкий, веселый человек, у него и на поминках все то плакали, то смеялись); потом стал думать про несмешное – про книгу «Писатель и самоубийство», которую я в то время писал и которая совсем придавила меня своей тяжестью. Утром перед поездкой я штудировал «Дневник писателя» Достоевского за 1876 год (там много про суицид) и в примечаниях прочитал про молодого москвича, застрелившегося в Александровском саду, – на Федора Михайловича эта драма произвела большое впечатление.
И вдруг я увидел очень явственную картинку.
Скамейка, на ней сидят юная прелестная девушка и солидная дама среднего возраста. К скамейке подходит молодой человек, что-то говорит (слов не разобрать), потом вынимает из кармана револьвер, крутит барабан, подносит дуло к виску – и выстрел. Самоубийца падает мертвый, девушка падает в обморок, дама не падает, но разевает рот и беззвучно вопит. Всё это и страшно, и весело. Не могу объяснить, почему – но весело. Как-то оно всё наложилось одно на другое, в том кладбищенском автобусе, и образовался некий энергетический заряд, который требовал выстрела.
Главное, мне ужасно захотелось узнать, что сказал юноша и что вообще всё это значит.
В тот же день я начал писать роман. Через шесть недель он был готов. Я назвал его “Азазель”».

Номинально он основывается на созвучии мало кому известного в России японского слова «аку-нин» (злодей) с именем знаменитого .

То есть отсылает к XIX веку, в котором изначально и предполагалось разворачивать действие всех романов проекта «Новый детективЪ». А с другой — к «лихим девяностым», когда в моде были каламбурные названия и сокращения с двойным смыслом. Достаточно назвать самый популярный в то время среди московских гуманитаpиев клуб «ПирОГИ», в названии которого считывались одновременно и «пироги», и открывшее клуб «Объединенное Гуманитарное Издательство», и, разумеется, вездесущий «пиар» в специфическом российском значении, к которому имело прямое отношение подавляющее большинство посетителей клуба — рьяных , безошибочно узнававших в нём «своего».

4.

На девяностые же годы, когда люди в 25-27 лет становились директорами банков и главными редакторами газет, указывает и главный герой — молодой чиновник Эраст

(ещё одно литературное имя, отсылающее к персонажу ) Фандорин, не слишком буквально соблюдающий букву закона и мгновенно взлетающий по ступенькам карьерной лестницы при помощи могущественных покровителей. Которые в конечном счете оказываются далеко небескорыстны и небезупречны.

5.

Не менее любопытен и главный герой другого раннего акунинского цикла, «Провинциальный детектив» — молодая образованная монахиня Пелагия, а также ее «помощник» — демонстрирующий широту взглядов митрополит Митрофаний.

В этих персонажах отразился, в травестийном виде, запрос части интеллектуальной элиты на «модернизацию» православия, встраивания его в либеральный дискурс.

Законченное воплощение этот «дискурс» нашел еще в одном Фандорине — Николасе — англичанине и прямом потомке Эраста, который возвращается в Россию и открывает свой частный бизнес. Который, впрочем, у него не очень пошел. Романы про Николаса — тоже не очень пошли (относительно успеха рокового красавца Эраста).

6.

В том числе среди читателей, традиционно детективы не признающих, объясняется не только мастерской стилизацией и искусным смешением многочисленных литературных и исторических источников, но и тем, что в романах, помимо распутывания детективной загадки,

искался ответ на насущный для читателей вопрос: можно ли оставаться безупречным человеком, служа в небезупречных структурах, как государственных, так и частных?

К восьмому, и, пожалуй, лучшему роману фандоринского цикла, — «Статский советник» — герой окончательно решает для себя этот вопрос. Причем решает отрицательно — и подаёт в отставку. Любопытно, что в экранизации, продюсируемой компанией Никиты Михалкова «Три Тэ», конец поменян на противоположный — Фандорин остается на службе у нового московского губернатора, который ему отвратителен, чтобы компенсировать его недостатки: таким образом он исполняет свой гражданский долг.

7.

Такое умение разумно сочетать авторскую позицию с интересами дела сделало Акунина одним из самых коммерчески успешных русских авторов: его романы расходятся многосоттысячными тиражами и . (Суммарный тираж - 30 миллионов экземпляров!)

По ним снято пять фильмов и сериал — больше, чем у кого бы то ни было из современных русских писателей.

Причем Акунин - единственный из них, кого экранизируют не только российские, но и иностранные режиссеры (если не считать «Больше Бена» — курьезную английскую «экранизацию» одноименного романа-травелога «Спайкера» и «Саббаки», то есть С. Сакина и П. Тетерского).

В 2015 году британская телекомпания заключила с ним контракт на «Смерть Ахиллеса», «Статский советник» и «Коронация». А ранее роман «Азазель» собирался экранизировать (и купил права) давно paботающий в Голливуде голландский режиссер Пол Верховен: проект не удалось реализовать из-за беременности Милы Йовович.

8.

Добившись устойчивой репутации и связанной с ней финансовой устойчивости, Акунин-Чхартишвили пустился на рискованные эксперименты. Он «обнулил» свою славу, выпустив в 2007–2011 годах два цикла романов - исторические (без детективной линии) и сентиментальные, соответственно под именами «Анатолий Брусникин» и «Анна Борисова». Эксперимент оказался не провальным, но и не блестящим, и в начале 2012 года Акунин завершил его - чтобы начать еще более масштабный и амбициозный.

Точнее, даже два эксперимента: во-первых, выпустил два романа, «написанные в соавторстве», т.е. на обложке которых напечатаны два имени, Чхартишвили и Акунин. Тем самым как бы подчеркивая намерение соединить занимательность с глубиной и серьезностью «настоящей русской прозы».

Хотя, надо сказать, что первая книга, подписанная «Акунин-Чхартишвили», вышла еще в 2005 году. Один из авторов написал ряд эссе про кладбища мира, а другой — проиллюстрировал их занимательными историями.

А вместе получилась прекрасная книга «Кладбищенские истории», с которой запустился новый «импринт» (другой бренд) близкого Чхартишвили издательства «Иностранка» под названием «Колибри».

9.

Именно этот двуединый подход лег в основу самого амбициозного проекта Акунина, запущенного в том же 2012 году.

Речь идет об «Истории российского государства» — многотомном прокомментированном своде авторских выписок из фундаментальных исторических трудов. Проиллюстрированных повестями, действие которых происходит в описываемые эпохи (хотя и с заметным фэнтезийным элементом). На данный момент вышли три тома: посвященный домонгольскому периоду, монгольскому и периоду становления московского государства до Смуты.

Акунин, по его словам, предпринял этот труд, чтобы попытаться разобраться: в чем причина фантастической устойчивости российского государства, которую оно демонстрирует, несмотря на все перевороты и революции?

При этом Акунин не претендует на то, что он сам собирается встать вровень с историками. Наоборот, он с самого начала честно признается: «Я пишу для людей, плохо знающих российскую историю и желающих в ней разобраться. Я и сам такой же».

10.

Осенью 2014 года Григорий Чхартишвили, уже давно являющийся обладателем шато XVIII века в Бретани, публично объявил, что намерен проводить бòльшую часть времени за границей. А в апреле 2015 в Лондоне на эфире BBC высказался ещё определённее: «Я в Россию перестал совсем ездить. И до тех пор, пока там не изменятся атмосфера и климат, я туда ездить не собираюсь … у меня сейчас такой период, знаете, какой бывает, когда решают разъехаться и проверить свои чувства в разлуке». Мы надеемся, что чувства эту проверку выдержат. И вообще: как хорошо известно Григорию Шалвовичу, never say never .

Писатель-беллетрист, литературовед, переводчик, сценарист

Писатель-беллетрист, литературовед, переводчик, сценарист. Один из самых издаваемых российских авторов, лауреат многочисленных премий и конкурсов.

Григорий Шалвович Чхартишвили (псевдоним - Борис Акунин) родился 20 мая 1956 года в Грузии, в городе Зестафони (по другим данным - в Тбилиси ), в семье офицера , .

В возрасте двух лет Чхартишвили переехал в Москву. В 1979 году он окончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова , получив диплом японоведа .

В дальнейшем Чхартишвили занимался литературными переводами с японского и английского языков , а также работал переводчиком с японского, заместителем редактора журнала "Иностранная литература" , . В частности, им были переведены произведения таких авторов, как Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Масахико Симада, Кобо Абэ, Синъити Хоси, Такэси Кайко, Сёхэй Оока, Томас Корагессан Бойл, Малькольм Брэдбери и Питер Устинов , . Помимо этого, он был составителем серии книг современных западных беллетристов "Лекарство от скуки", выпущенной издательством "Иностранная литература" , а также главным редактором 20-томной "Антологии японской литературы" , .

В 1998 году Чхартишвили начал писать художественную прозу под псевдонимом Борис Акунин . Рассуждая об этимологии псевдонима, писали, что фамилия Акунин, несмотря на славянское звучание, имеет японские корни (два иероглифа – "аку" и "нин", которые можно перевести как "злой человек", "злой дух" , "разбойник", "человек, не соблюдающий законов". Однако и в дальнейшем свои критические и документальные работы Чхартишвили продолжал публиковать под своим настоящим именем . Так, в 1999 году он выпустил книгу "Писатель и самоубийство", посвященную проблеме суицида. Однако она стала хорошо продаваться уже после появления более поздних произведений автора .

Чхартишвили-Акунин стал популярным в начале 2000-х годов благодаря серии детективных романов про Эраста Фандорина ("Азазель", "Турецкий гамбит", "Смерть Ахиллеса", "Статский советник", "Особые поручения", "Левиафан", "Коронация") . Спустя короткое время вышли кинофильмы "Азазель" (2002 год), "Турецкий гамбит" (2005 год) и "Статский советник" (2005 год), сценарии к которым написал сам Чхартишвили , .

Осенью 2000 года Чхартишвили ушел с поста заместителя главного редактора журнала "Иностранная литература", решив посвятить себя исключительно занятиям беллетристикой . При этом он остался консультантом издательства .

В последующие годы Акунин продолжил публикацию исторических детективов из серии о приключениях Эраста Фандорина ("Любовница смерти", "Любовник смерти", "Алмазная колесница" , "Нефритовые чётки" , и "Инь и Ян"), а также стал автором двух серий: "Провинцiальный детективъ" о приключениях монашки-сыщицы Пелагии ("Пелагия и белый бульдог", "Пелагия и черный монах", "Пелагия и красный петух") и "Приключения магистра", главным героем которой стал Николас Фандорин ("Алтын Толобас", "Внеклассное чтение", "Ф.М.") . Выступил Акунин и как драматург, став автором ряда пьес. Первой из них стала "Чайка", где Акунин предложил восемь версий убийства главного героя одноименной пьесы А.П. Чехова ("Я взял "Чайку"... такой тихий омут, и стал по очереди вытаскивать оттуда чертей, которые у каждого персонажа свои", - рассказывал он в одном из интервью ) , . В последующие годы Акуниным были написаны также пьесы "Гамлет" и "Зеркало Сен-Жермена" .

В рамках проекта "Жанры", где автор попытался представить "существующие (и даже несущестующие) виды беллетристики" , в связи с чем критика назвала проект "попыткой создания своеобразного инсeктариума жанровой литературы, каждый из пестрых видов и подвидов которой будет представлен одним "классическим" экземпляром", Акуниным были изданы такие произведения как "Детская книга", "Шпионский роман", "Фантастика" и "Квест" (роман - компьютерная игра) , , , . В числе его произведений пресса также упоминала "сборник политической сатиры" "Сказки для идиотов" , , а также цикл в экспериментальном жанре романа-кино "Смерть на брудершафт" , . В конце октября 2004 года вышел сборник очерков и новелл в стиле детективного триллера "Кладбищенские истории". Примечательно, что книга была написана "соавторами" - Григорием Чхартишвили и Борисом Акуниным (в интервью "Огоньку" Чхартишвили определил его как "вышивание крестиком для самого себя") .

Чхартишвили также фигурировал в прессе как председатель правления , мегапроекта Института "Открытое общество" (Фонд Сороса - международная благотворительная организация, учрежденная финансистом и филантропом Джорджем Соросом ) "Пушкинская библиотека" , .

СМИ называли Акунина одним из самых издаваемых авторов в России (в первом полугодии 2008 года общий тираж его произведений составил около 1,3 миллиона экземпляров ). Отмечалось также, что активно издается Акунин и за рубежом , .

Отмечалось, что свое творчество под псевдонимом Борис Акунин Чхартишвили называл "литературным и деловым проектом", постоянно подчеркивая, что он не писатель, а "беллетрист" – в том смысле, что "беллетрист пишет для читателя, а писатель – для себя" . "Радио Свобода", ссылаясь на слова самого Чхартишвили, отмечало, что он "с самого начала обосновывал свою стратегию не только как творческую, но и как коммерческую", для чего и создал бренд "Борис Акунин" – "нарочно в области массовой литературы для того, чтобы широкий читательский круг мог получать удовольствие от этого продукта" .

В октябре 2008 года в русской версии журнала Esquire был опубликован текст интервью, проходившего в форме переписки, которое Чхартишвили взял у бывшего главы нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского , отбывающего назначенный ему срок тюремного заключения. Отмечалось, что редакция журнала предложила писателю самому выбрать человека, который был бы ему интересен. Чхартишвили в этой публикации называл себя одним из тех, кому судьба бывшего олигарха "не дает покоя". О деле же "ЮКОСа" писатель отзывался как о "самой стыдной странице постсоветского суда" .

В 2008-2011 годах Чхартишвили написал ряд книг под новыми псевдонимами - Анны Борисовой ("Там...", "Креативщик", "Vremena goda") и Анатолия Брусникина ("Девятный Спас" и "Герой иного времени") . Он в своем блоге объяснял, что ему давно "хотелось начать писать беллетристику как-то по-другому", и "чтоб никого не разочаровывать", решил сделать это от чужого имени .

В октябре 2011 года СМИ сообщали, что Следственный комитет России проверял последний роман Чхартишвили из серии о приключениях Эраста Фандорина "Весь мир театр" на экстремизм, однако уголовное дело возбуждено не было "в связи с отсутствием события преступления" , . В конце декабря того же года писатель вновь сообщил о проверках, на этот раз со стороны Главного управления по противодействию экстремизму МВД, но в самом ведомстве эту информацию опровергли , .

Эти проверки происходили на фоне участия Чхартишвили в оппозиционных митингах. В декабре 2011 года в России состоялись выборы в Государственную думу шестого созыва, по итогам которых 49,32 процента голосов получила правящая партия "Единая Россия " . Представители оппозиции заявили о сопровождавших выборы масштабных фальсификациях и начали подготовку акций протеста , . Чхартишвили прилетел в Россию из Франции, чтобы, как он написал в собственном блоге, увидеть "историческое событие собственными глазами" и выступить на митинге 10 декабря в Москве на Болотной площади. По разным данным, на ней собралось от 25 тысяч до более чем 100 тысяч человек , . Чхартишвили вошел в оргкомитет подготовки следующего митинга "За честные выборы", который состоялся 24 декабря на проспекте академика Сахарова. На нем писатель выступил вместе с Алексеем Навальным , Борисом Немцовым , а также другими общественными деятелями. Митинг в Москве собрал, по разным оценкам, от 29 тысяч до более чем ста тысяч человек , , .

В январе 2012 года Чхартишвили вместе с Рустемом Адагамовым , Дмитрием Быковым , Леонидом Парфеновым , Ольгой Романовой , Юрием Шевчуком и другими журналистами и деятелями культуры вошел в число учредителей Лиги избирателей - общественного объединения, выступавшего за проведение в России честных выборов , , . В мае того же года вскоре после инаугурации Владимира Путина , избранного президентом за два месяца до этого, на улицах Москвы прошли массовые задержания его противников. По инициативе Чхартишвили была проведена протестная акция - "прогулка писателей" с целью "установить, можно ли все-таки жителям столицы свободно гулять по собственному городу": помимо самого Чхартишвили, Быкова и других литераторов в ней приняли участие 15-20 тысяч человек , .

В мае 2012 года в газете "СПИД-Инфо" был опубликован материал, озаглавленный "Борис Акунин: Первым делом иду на кладбище, вторым - в публичный дом", в котором писатель якобы сообщал журналистам издания о некоторых деталях своей интимной жизни. В сентябре того же года Чхартишвили обратился в суд с требованием взыскать с издания миллион рублей за незаконное использование его имени и еще сколько же в качестве компенсации морального вреда, пояснив, что никогда подобного интервью газете не давал , . В октябре Измайловский суд Москвы удовлетворил иск Чхартишвили, обязав "СПИД-Инфо" напечатать опровержение и взыскав с издания компенсацию в размере 250 тысяч рублей , .

СМИ писали о высоких гонорарах Чхартишвили-беллетриста. Сам он признавал это, заявляя: "Поскольку у нас страна небогатая, я могу считаться буржуем…" . Среди увлечений писателя упоминались общение с друзьями, любовь к путешествиям и компьютерные игры , .

Чхартишвили - лауреат многочисленных профессиональных наград. В 2000 году он стал победителем организованного газетой "Комсомольская правда" конкурса "Лица года" в номинации "Писатель года". За сценарий фильма "Азазель" Чхартишвили стал лауреатом национального телевизионного конкурса "ТЭФИ-2002" в номинации "Лучший сценарист". В 2004 году писатель стал кавалером французского ордена "Академические пальмы" , , , а в 2007 году он был удостоен премии "Нома" - за лучший перевод с японского сочинений Юкио Мисимы . В апреле 2009 года правительство Японии присвоило писателю государственную награду страны - орден Восходящего солнца , а в августе за вклад в развитие культурных связей между двумя странами действующий под эгидой правительства Японский фонд присудил Чхартишвили свою премию за 2009 год . В сентябре 2012 года Чхартишвили стал лауреатом премии "Сделано в России", организованной журналом "Сноб", в номинации "Литература", а также премии журнала GQ "Человек года 2012" в номинации "Писатель года" , , .

Чхартишвили живет в Москве . Писатель женат. Его супруга - Эрика Эрнестовна , по признанию самого писателя, не просто помогает ему выстраивать отношения с журналистами, но и "защищает" его ("потому что мне не хватает времени заниматься всякими деловыми вопросами") .

Использованные материалы

Адвокат Акунина: "СПИД-Инфо" должна написать опровержение крупным шрифтом. - Аргументы и Факты - Москва , 24.10.2012

Суд взыскал с газеты "СПИД-Инфо" 250 тыс руб по иску Бориса Акунина. - РАПСИ , 24.10.2012

Победители премии "GQ Человек Года 2012". - GQ , 21.09.2012

Pussy Riot получили премию за лучший арт-проект. - РБК , 14.09.2012

"Сделано в России". Победители. - Snob.ru , 13.09.2012

Суд в Москве 19 сентября рассмотрит иск Акунина к газете "СПИД-Инфо". - Интерфакс , 13.09.2012

Анастасия Петрова . Акунин требует 2 млн за придуманное секс-интервью. - Life News Online , 13.09.2012

Спикер Мосгордумы пояснил, почему состоялась "контрольная прогулка". - Русская служба новостей , 15.05.2012

Олег Кашин . Союз читателей. - Коммерсантъ , 14.05.2012. - № 84/П (4869)

Декларация о создании Лиги избирателей. - Лига избирателей (ligaizbirateley.ru) , 18.02.2012

Василий Иванов, Мария Муромская . Готовы работать. - Каспаров.ru , 18.01.2012

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Имя: Григорий Шалвович Чхартишвили (Борис Акунин)
Дата рождения: 20 мая 1956 года
Место рождения: Грузия, г. Зестафони

Борис Акунин — биография

Борис Акунин — популярный русский писатель современности, занимающийся также переводческой и научной деятельностью. По-настоящему его зовут Григорием Шалвовичем Чхартишвили. Анна Борисова и Анатолий Брусникин — еще два творческих псевдонима писателя.

Григорий появился на свет 20 мая 1956 года в столице Грузии в офицерско-учительской семье. Когда мальчику было два года, его семья перебралась в Москву. После окончания специализированной школы с английским уклоном в 1973 году Гриша поступает в Институт стран Азии и Африки. Выйдя из его стен дипломированным специалистом по истории и филологии в 1978 году, выпускник приступает к профессиональной переводческой деятельности. На счету у Чхартишвили — множество литературных переводов писателей Японии, Великобритании и Соединенных Штатов.

В течение шести лет (с 1994 по 2000) перспективный ученый и литератор трудился на должности заместителя главного редактора издания “Зарубежная литература”. Под его редактурой была издана “Антология японской литературы” — масштабный двадцатитомный труд.

Творческий путь в качестве автора художественных произведений Григорий начал в 1998 году, подписываясь псевдонимом “Б. Акунин”. Первая буква стала именем “Борис” спустя несколько лет, когда у прозаика начали брать многочисленные интервью. Интересно происхождение фамилии “Акунин” — это японское слово, которое писатель переводит в одном из своих романов как “негодяй огромных масштабов”. Свои научные труды и публицистические очерки Чхартишвили подписывает настоящим именем.

Огромную популярность Борису Акунину принесла его серия произведений “Приключения Эраста Фандорина” (другое ее название — “Новый детективъ”). Первые ее книги “Азазель”, “Турецкий гамбит” и “Левиафан” сразу же сформировали круг почитателей литературного таланта писателя. Данная эпопея в жанре детективного романа повествует о приключениях настоящего “рыцаря” царской России — Эраста Петровича, умеющего распутывать любые интриги и преступления. Акунин поставил перед собой цель показать в этой серии жанровое разнообразие детективной прозы — каждый роман о Фандорине имеет уникальную стилистику (этнографическую, конспирологическую, шпионскую, уголовную и т.д.), представляя собой коллекцию различных видов детективных произведений. К счастью поклонников его творчества, данный цикл еще не завершен. Автор трудится над ним уже почти двадцать лет (всего в серии насчитывается более пятнадцати романов и рассказов) и в данный момент работает над новым произведением о легендарном Фандорине.

В начале двухтысячных Борис Акунин создал тетралогию о внуке Эраста Петровича Николасе Фандорине “Приключения магистра”. Последовательность книг в данной эпопее — “Алтын-толобас”, “Внеклассное чтение”, “Ф. М.”, “Сокол и Ласточка”.

Эксперименты над детективным жанром автор продолжил в трилогии “Провинціальный детективъ, или Приключения сестры Пелагии”. Главная героиня серии романов — не просто скромная монахиня, а проницательная сыщица, раскрывающая запутанные уголовные дела и проникающая в самые зловещие тайны криминала. Благодаря оригинальному сочетанию детектива, приключений и религиозной тематики, эта работа получила множество положительных отзывов и попала в список бестселлеров.

Всю мощь литературных экспериментов Борис проявил в своей антологии “Жанры”. Это — “пестрая” серия из пяти произведений, каждое из которых посвящено отдельному жанру — шпионскому и фантастическому роману, детским произведениям и даже компьютерному квесту. Даже в этом цикле присутствуют отголоски истории о великом Фандорине — главным персонажем произведения “Детская книга для мальчиков” является правнук Эраста Петровича.

В 2007-2011 годах Борис Акунин создал десять небольших зарисовок, объединенных в цикл “Смерть на брудершафт”. Сам автор охарактеризовал эту работу как роман-кино. Цель создания этой эпопеи — включить воображение читателя, чтобы он представил все происходящее в виде киноленты у себя перед глазами. Историческое время, охватываемое книгами — Гражданская война и революция 1917 года.

В начале 2012 года Григорий сообщил, что в 2007-2011 годах издал ряд работ под псевдонимами Анатолия Брусникина и Анны Борисовой. Брусникин является автором исторических произведений “Девятный Спас”, “Герой иного времени” и “Беллона”. Псевдонимом с женским именем Григорий подписал свои романы с “привкусом” мистики, фантастики и психолого-философского реализма “Там…”, “Креативщик”, “Vremena goda”.

Одна из наиболее масштабных работ талантливого автора, имеющая важную историческую ценность и относящаяся к лучшим его книгам — История Российского государства. Начав работу над ней в 2013 году, Борис Акунин продолжает ее писать и сегодня. Этот проект рассчитан на целое десятилетие. В нем органично переплелись остросюжетные приключения и исторические очерки. Каждый том, состоящий из небольших рассказов и повестей, представляет собой отдельную историческую эпоху Российского государства. К 2017 году из печати вышли четыре тома данной серии: “Часть Европы. От истоков до монгольского нашествия”, “Часть Азии. Ордынский период”, “Между Азией и Европой. От Ивана III до Бориса Годунова”, “Между Европой и Азией. Семнадцатый век”.

Еще одна сильная работа прозаика — трилогия “Семейный альбом”. Это уютное название совершенно не раскрывает атмосферу книги — жесткую и напряженную. Все книги Бориса Акунина, выпущенные в данной серии, поражают глубоким психологизмом. Здесь автор соединил исторический сюжет с социально-политической линией, приукрасив повествование размышления философского характера. Внимательный читатель увидит в романах духовный путь, который прошла цивилизация для обретения гармонии человека с окружающим миром.

Акунин оставил свой литературный след и в некоторых межавторских проектах. Его произведения “Декоратор” и “Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых” стали дополнением к серии об Эрасте Фандорине.

Современный прозаик имеет огромное литературное наследие — им написано около шестидесяти художественных произведений и более десяти научных трудов, эссе и публицистических очерков. Книги Бориса Акунина были переведены более чем на тридцать языков. Они занимают высокие строчки читательских рейтингов не только в России, но и далеко за ее пределами. По результатам исследования издания “Комсомольская правда”, Акунин стал самым популярным автором среди российских читателей за период с 2000 по 2010 годы. Начиная с 2001 года, на экраны стали выходить фильмы по его произведениям из различных циклов (самая свежая экранизация повести “Декоратор” приходится на 2017 год).
Работы писателя претендовали на получение премий “Бронзовая улитка”, “Интерпресскон”, а книга “Коронация, или Последний из романов”, была удостоена награды “АнтиБукер”. За значительный вклад в укрепление отношений между Россией и Японией Григорий Шалвович был удостоен нескольких японских наград.

Все желающие скачать книги выдающегося писателя на русском языке могут сделать это совершенно бесплатно на нашем сайте. Форматы, в которых доступны электронные книги — fb2 (фб2), txt (тхт), epub и rtf. Также вы можете читать онлайн книги Бориса Акунина в нашей виртуальной библиотеке. Все работы автора размещены в порядке хронологии, поэтому вы быстро найдете нужное произведение.

Все книги Бориса Акунина

Серия книг — Жанры

Серия книг — Приключения магистра

Серия книг — Приключения Эраста Фандорина

Серия книг — Провинциальный детектив, или Приключения сестры Пелагии

Серия книг — Смерть на брудершафт

Серия книг — Детская книга

  • Детская книга для девочек (с иллюстрациями)

Серия книг — Любовь к истории

Серия книг — История Российского государства

  • Плевок дьявола (повесть)
  • Князь Клюква (повесть)
  • Звездуха (повесть)

Серия книг — Нефритовые четки

  • Сигумо
  • Table-talk 1882 года
  • Из жизни щепок
  • Скарпея Баскаковых
  • Одна десятая процента
  • Чаепитие в Бристоле
  • Долина мечты
  • Перед концом света
  • Узница башни

Серия книг — Кладбищенские истории

  • Старое Донское кладбище (Москва)
  • Кладбище Пер-Лашез (Париж)
  • Кладбище Патриархов на Масличной горе (Иерусалим)
  • Хайгейтское кладбище (Лондон)
  • Иностранное кладбище (Иокогама)
  • Кладбище Грин-Вуд (Нью-Йорк)

Серия книг — Литература про меня

  • Литература про меня. Борис Акунин