Александр Борисович Градский. Родился 3 ноября 1949 года в Копейске Челябинской области. Советский и российский певец, музыкант, поэт, композитор. Один из основоположников русского рока. Народный артист России (1999).

Мать - Тамара Павловна Градская (1929-1963), актриса, режиссёр, позже литературный сотрудник журнала «Театральная жизнь». Выпускница ГИТИСа (курс Н. Плотникова).

Отец - Борис Абрамович Фрадкин (1926-2013), окончил МАМИ, инженер-механик.

Дедушка по материнской линии - Павел Иванович Градский - был мастером по пошиву кожаных изделий, трагически погиб в 1948 году. Бабушка по материнской линии - Мария Ивановна Градская (урождённая Павлова), домохозяйка.

Бабушка по отцовской линии - Розалия Ильинична Фрадкина (урождённая Чверткина), работала секретарём-машинисткой около 50 лет, умерла в Москве в возрасте 100 лет, в 1996 году. Ее называли «бабушка русского рок-н-ролла» - она всегда поддерживала внука и его коллег, радушно принимала их в своем доме, за что и заслужила среди них это почетное звание.

Дедушка по отцовской линии - Абрам Семенович Фрадкин, был с бабушкой в развод, работал управляющим домом в Харькове, там же и умер в преклонном возрасте.

Дядя - Борис Павлович Градский - брат матери, солист ансамбля Игоря Моисеева, танцор, прекрасно играл на баяне, сочинял пьесы для баяна, умер в 2002 году. Двоюродная сестра - Наталья Градская.

Тётя - Ирина Абрамовна Сидорова (Фрадкина), умерла в 2006 году на 84-м году жизни. Троюродный брат - Иван Егорович Фрадкин.

Сводная сестра - Галина Амбросовская.

В 1957 году семья возвратилась в Москву.

Большое влияние на развитие будущего музыканта оказала его мать, выпускница ГИТИСа Тамара Павловна Градская (Шитикова). До 14 лет носил фамилию отца - Фрадкин. Фамилия Градский была взята сразу после смерти матери в 1963 году в память о ней.

Несколько лет жил у бабушки в деревне Расторгуево Ленинского района Московской области.

В 1965 году Градский стал основателем третьей - после «Братьев» и «Сокола» - советской рок-группы «Славяне» .

В 1966 году основал рок-группу «Скоморохи» , которая принесла ему наибольшую популярность.

Также принимал участие в группах «Лос Панчос», «Скифы», коллективе польских студентов МГУ «Тараканы» . В составе «Тараканов» исполнял песни и твист Арно Бабаджаняна «Лучший город Земли».

В начале 1970-х годов режиссёр начинал свою работу над фильмом «Романс о влюблённых». Композитором «Романса о влюбленных» должен был стать Мурад Кажлаев, но отказался. Тогда Аркадий Петров предложил кандидатуру Градского. Градский в этом фильме не только сочинял музыку, но и исполнял вокальные партии.

Вышедший в 1974 году фильм имел значительный успех и принёс известность создателю музыки к фильму.

Музыкальный журнал «Billboard» в 1974 году объявил Градского «Звездой года» «за выдающийся вклад в мировую музыку».

В том же 1974-м окончил факультет академического пения ГМПИ им. Гнесиных.

С 1987 года - член Союза композиторов.

В 1988 году впервые ему разрешили поехать за границу - в США.

Автор музыки более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. Выпустил более 15 долгоиграющих дисков, автор нескольких рок-опер и рок-балетов, множества песен.

В 1988 году исполнил партию Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» в спектакле Большого театра (дирижёр - Евгений Светланов).

Александр Градский - Как молоды мы были

Участвовал в телепрограмме «Белый попугай».

Позиционирует себя как маргинал, к соратникам по цеху требователен, журналистов не привечает. По некоторым данным, именно Градский запустил в СМИ слово «журналюга».

Принял участие в альбоме-трибьюте «Машины времени» «Машинопись», где спел песни «Мой друг (лучше всех играет блюз)» и «Снег».

В 2009-м году Александр Градский выпустил рок-мюзикл «Мастер и Маргарита». На сцене мюзикл поставлен не был, существует в виде единственной аудиозаписи 2009 года, выполненной со звёздным составом: в записи принимали участие известнейшие российские артисты и друзья Градского Иосиф Кобзон, Любовь Казарновская, Владимир Зельдин, Алексей Петренко, Валерий Золотухин, Александр Розенбаум, Лолита Милявская, Аркадий Арканов и многие другие. Одна из партий составлена из фрагментов фонограмм с голосом Георгия Милляра.

В 2012-2015 годах принимал участие в телепроекте «Голос» на Первом канале в качестве наставника. При этом в первых трёх сезонах программы побеждали участники его команды - Дина Гарипова, Сергей Волчков и Александра Воробьева соответственно. В 2015 году его подопечный - Михаил Озеров - в финале занял второе место. Покинул шоу, как писали СМИ, в виду того, что .

Александр Градский в программе Познер

Рост Александра Градского: 170 сантиметров.

Личная жизнь Александра Градского:

Первая жена - Наталья Михайловна Градская. Сам певец называл свой первый брак «молодёжным поступком».

"Нам было мало лет, и у нас с Наташей были поначалу чудесные отношения, которые постепенно стали исчезать. И мы решили: вот сейчас пойдем, поженимся, и все восстановится. Пошли, поженились, а через три месяца, когда поняли, что ничего не восстанавливается, пожали друг другу руки, поцеловались и разошлись", - вспоминал он о первом браке.

Фильмография Александра Градского:

1972 - Визит вежливости
1974 - Свой среди чужих, чужой среди своих (вокал)
1974 - Романс о влюблённых (вокал)
1975 - Концерт для двух скрипок (вокал)
1975 - Концерт для двух скрипок
1976 - Солнце, снова солнце (вокал)
1976 - Песни под облаками (вокал)
1976 - Моя любовь на третьем курсе (вокал)
1976 - Голубой щенок (мультфильм) - вокал Моряка, Рыбы-пилы
1977 - Легенда о старом маяке (мультфильм) (вокал)
1977 - Принцесса и людоед (мультфильм) (вокал)
1978 - Поговорим, брат... (вокал)
1979 - С любимыми не расставайтесь (вокал)
1979 - Александра Пахмутова - «В песне жизнь моя...» (документальный)
1979 - «Подвиг. Шифр 12080»
1979 - Камертон - камео
1980 - О спорт, ты - мир! (вокал)
1985 - Витражных дел мастер
1986 - Жизнь Клима Самгина (вокал)
1988 - Перевал (мультфильм) (вокал)
1989 - Узник замка Иф (вокал)
1989 - Стереотипы (мультфильм) (вокал)
1989 - Искусство жить в Одессе (вокал)
1989 - «И не кончается строка» (документальный)
1991 - Гений
2000 - Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон
2000 - В августе 44-го... (вокал)
2012 - «Живая душа» (документальный)
2014 - «Александр Градский. Обернитесь» (документальный)

Дискография Александра Градского:

1972 - Как прекрасен этот мир
1973 - Поёт Александр Градский
1974 - Романс о влюблённых
1976 - Александр Градский поёт песни из кинофильма «Солнце, снова солнце»
1977 - Александр Градский поёт песни из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе»
1978 - Александр Градский и ансамбль «Скоморохи»
1979 - Поёт Александр Градский
1979 - Только ты верь мне
1980 - Русские песни
1980 - Нам не жить друг без друга
1981 - Птица счастья
1984 - Сама жизнь
1985 - Стадион
1986 - Звезда полей
1987 - Сатиры
1987 - Давайте начнём
1987 - Утопия Александра Градского
1987 - Размышления шута
1988 - Флейта и рояль
1988 - Ностальгия
1988 - Человек
1989 - Монте-Кристо
1989 - Концерт-сюита
1990 - Экспедиция
1991 - Metamorfhoses
1994 - Несвоевременные песни
1994 - Фрукты с кладбища
1995 - The fruits from the cemetery
1996 - ЖИВьЁМ в «России»
1996 - Золотое старьё
1996 - Коллекция Александра Градского
1997 - Легенды русского рока
2000 - ЖИВьЁМ в «России» - 2
2003 - Хрестоматия
2003 - Песни для Иры
2004 - ЖИВьЁМ в «России»-2. Юбилейный видеоконцерт
2009 - Мастер и Маргарита
2010 - ЖИВьЁМ в «России». Юбилейный видеоконцерт
2010 - Антиперестроечный блюз
2011 - «Избранное» Александра Градского
2011 - Неформат
2014 - Концерт-2010
2014 - Романсы

Видеоклипы Градского:

1987 - Замыкая круг
2007 - Замыкая круг

Рок-оперы Александра Градского:

1967-1969 - Муха-Цокотуха
1973-1985 - Стадион
1979-2009 - Мастер и Маргарита

Балеты Александра Градского:

1985-1988 год - «Человек»
1987-1990 - «Распутин»
1988-1990 - «Еврейская баллада»

Песни Александра Градского:

«Антиперестроечный блюз» (муз. и сл. А. Градского);
«Ария Каварадосси» (Recondita armonia...) (Д. Пуччини) из оперы «Тоска»;
«Ария Калафа» (Д. Пуччини) из оперы «Турандот»;
«Ария Хозе» (Ж. Бизе) из оперы «Кармен»;
«Баллада о рыбацком посёлке Аю» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»;
«Бог Рок-Н-Ролла» («Эпитафия», муз. и сл. А. Градского);
«Будет ласковый дождь» (сл. С. Тисдейл, пер. Л. Жданова);
«Вальс» (От этого) (муз. и сл. А. Градского);
«Возвращение» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«В полях под снегом и дождём» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака);
«В твоих глазах» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашина - М. Лермонтов) Романс;
«Гори, гори, моя звезда» (П. Булахов - В. Чуевский) Романс;
«Давайте начнём» (муз. и сл. Дж. Денвера) - исп. Александр Градский (на английском языке);
«Двойник» (муз. и сл. А. Градского);
«До конца, до тихого креста» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Дорожная» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Джоконда» (Д. Тухманов - Т. Сашко);
«Жёлтый дом» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Жил-был я» (Д. Тухманов - С. Кирсанов);
«Звезда полей» (сл. Н. Рубцова) из одноимённой вокальной сюиты;
«Зимнее утро» (сл. Б. Пастернака);
«Зимняя ночь» («Мело, мело...») (сл. Б. Пастернака);
«Как молоды мы были» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «Моя любовь на третьем курсе»;
«Колыбельная» (сл. Н. Кончаловской) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«К стеклу прильнув лицом...» (сл. П. Элюара);
«Ламентации» (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Ливни на море (блюз)» (муз. T. Waits, сл. А. Градского);
«Любимая, спи» (муз. Э.Колмановского сл. Е. Евтушенко);
«Любовь» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«Мне с детства снилась высота» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «О спорт, - ты мир!»;
«Молитва» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта» (муз. и сл. А. Градского);
«Мы налили красного вина (хит)» (муз. и сл. А. Градского);
«Мы не ждали перемен» (муз. и сл. А. Градского);
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «О спорт, ты - мир!»;
«Наш старый дом» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака);
«Не пой, красавица» (С. Рахманинов - А. Пушкин) Романс;
«Ничей» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»;
«Ничто в полюшке» (русская народная);
«Ночная песня пьяницы» (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Ночное» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Обстановочка» («Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом...») (сл. Саши Чёрного);
«О собаках» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Памяти поэта» (о В. С. Высоцком) (муз. и сл. А. Градского);
«Песенка Герцога» (Дж. Верди) из оперы «Риголетто»;
«Песня о дельфинах» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»;
«Песня о друге» (муз. и сл. А. Градского);
«Песня о дружбе» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«Песня о золоте» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Песня о корабле» или «Дедовская лодка» (Э. Артемьев - Н. Кончаловская) из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»;
«Песня о матери» (сл. Н. Кончаловской) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«Песня о маятнике» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «В августе 44-го...»;
«Песня о свободе» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Песня о "сумасшедших"» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Песня о Монте-Кристо» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Прощай» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Песня о птицах» (сл. Н. Глазкова) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«Песня о совести» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»;
«Песня, похожая на все песни» (муз. и сл. А. Градского);
«Песня шута» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака);
«Подруга угольщика» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака);
«Под сурдинку» («Хочу отдохнуть от сатиры») (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Потомки» (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Santa Lucia» (Дж. Коттро) неаполитанская песня;
«Синий лес» (муз. и сл. А. Градского);
«Скоморохи» (сл. В. Сауткина);
«Сонет» (Е. Крылатов - А. Градский);
«Спортивная» - песня про Олимпиаду в Сочи 2014;
«Театр» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Только раз бывают в жизни встречи» (Б. Фомин - П. Герман) Романс;
«Только ты верь мне»;
«Фото со мной и с тобой (рок-баллада)» (муз. и сл. А. Градского);
«Южная прощальная» (муз. и сл. А. Градского);
«Я - Гойя» (сл. А. Вознесенского);
«Яростный стройотряд» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «Моя любовь на третьем курсе»;
«Я умру в крещенские морозы» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Замыкая круг» (К. Кельми - М. Пушкина)

Александр Борисович Градский родился осенью 1949 года в Челябинской области, в семье инженера-механика. Его мать Тамара Павловна Градская была выпускницей Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС) – именно она привила сыну любовь к творчеству. Мать Александра Градского была вынуждена переехать на Урал вместе с мужем, несмотря на то, что ей предлагали выступать на сцене МХАТа.

В 1975 году Александр Градский переехал в Москву вместе с семьей. Он с детства был гуманитарием: предпочитал историю физике, и занятия в музыкальной школе по классу скрипки урокам математики.

Творческий путь Александра Градского / Aleksandr Gradskii

Александр Градский написал свое первое стихотворение в тринадцать лет, и начал слушать музыку в исполнении Элвиса Пресли и Луи Армстронга , что казалось необычным в условиях культа советской эстрады. Пластинки Александру Градскому привозил дядя, который выступал в составе ансамбля народного танца в Соединенных Штатах.

Александр Градский посещал театральный кружок, исполнял песни собственного сочинения во дворе, и в 1963 году он впервые выступил в компании польской группы «Тараканы» . Музыкант предпочитал блюз, твист и рок-н-ролл.

В 1965 году Александр Градский и Михаил Турков создали группу «Славяне». Их репертуар состоял в основном из композиций легендарных «The Beatles» и «Rolling Stones» . Через год Александр Градский начал исполнять рок-композиции собственного сочинения в составе группы «Скоморохи».

В 1965 году Александр Градский написал одну из своих самых известных песен под названием «Синий лес». Он также работал вместе с бэндами «Скифы», «Электрон» и «Лос Панчос».

В 1969 году Александр Градский стал студентом Российской академии музыки имени Гнесиных, факультета сольного пения. В то же время он впервые выступил сольно, в сопровождении гитары. Этот период отличался экспериментами Александра Градского с рок-музыкой: он пел на русском языке, и даже обращался к русскому фольклору.

Я первым начал выступать один, без группы, под гитару, с тем чтобы лучше донести стихи до публики. Мне говорили: зачем ты это делаешь? Лет через пять это стали делать все. Когда я впервые сделал работу на русские стихи и на народную тематику, один знаменитый саксофонист сказал: «Соединять фольклорный материал с таким жестким рок-н-роллом? Это неправильно». Через несколько лет он сделал программу с использованием фольклора. К чему я это? К тому, что, наверное, человек, который делает что-то раньше других, получает свои шишки. И я их в общем-то получил...

В начале 1970-х годов Александр Градский стал известен благодаря сценической деятельности группы «Скоморохи» и музыкальному сопровождению картины Андрона Михалкова-Кончаловского «Романс о влюблённых» . Тогда же появилась легендарная композиция «Как прекрасен этот мир».

В 1973 году музыкант выпустил альбом под названием «Поёт Александр Градский» , а через год записал песню «Как молоды мы были» и стал студентом Московской консерватории. В 1976 году вышла первая в своем роде рок-пластинка под названием «Русские песни».

Александр Градский также вел преподавательскую деятельность – он работал в Институте имени Гнесиных, заведовал кафедрой вокала в Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС).

Александр Градский стал членом Союза композиторов только в 1987 году, а через год его впервые выпустили за границу, в Соединенные Штаты, в рамках конференции деятелей искусства, политики и кино.

В 1987 году Александр Градский вел программу «Хит-парад Градского» на радиостанции Юность. Тогда в эфире впервые прозвучали композиции групп «Алиса», «ДДТ» , «Кино» и других. Через год Александр Градский исполнил партию Звездочета в оперной постановке «Золотой Петушок» на сцене Большого театра.

Александр Градский писал музыку к кинематографическим проектам, выступал с сольными концертами и руководил Московским театрально-концертным музыкальным объединением (МТКМО).

Александр Градский организовал несколько балетных постановок («Человек», «Распутин», «Еврейская баллада»), создал рок-оперы «Муха-Цокотуха», «Стадион» и «Мастер и Маргарита». Работа над последней шла на протяжении тридцати лет:

Сюда вошло все, что я знаю о музыке, все, что помню. В этой вещи тридцать моих тем, но и много цитат, знакомых мотивов, напевов… Я заболел этой темой в 1960-ые годы, когда в два дня проглотил роман. Но работа продвигалась медленно – во многом из-за того, что не мог найти столько подходящих голосов… Большинство людей, делая такого рода работу, имеют все-таки какую-то конъюнктурную мысль. А у меня на этом произведении деньги теряются. Теряется время, за которое я мог бы нагрести много чего.

В 2012 году Александр Градский стал одним из наставников музыкального проекта «Голос» на Первом канале.

Суть программы в том, что в нее может прийти кто угодно, и показать свое умение петь. Мне это интересно. Всегда верил, что в России есть достаточно одаренных от природы людей, которые пока просто незаметны. Войду в состав жюри из четырех человек. Знаю, что от молодого поколения там будет Дима Билан . Любопытно, что при прослушивании нужно находиться к исполнителю спиной. То есть на тебя никак не влияет внешний вид и возраст участника, оцениваешь только его вокал.

Личная жизнь Александра Градского / Aleksandr Gradskii

Музыкант был трижды женат. В 1976 году его второй супругой стала актриса Анастасия Вертинская , но через пару лет они расстались. В 1980 году Александр Градский женился на женщине по имени Ольга, которая подарила ему двоих детей: сына Даниила (1981 г.р.) и дочь Марию (1986 г.р.). В 2000 году супруги развелись.

В 2011 году Александр Градский произвел фурор на светском мероприятии, появившись в сопровождении очаровательной модели и актрисы Марины Коташенко, которая является ровесницей его старшего сына.

Как оказалось, она является гражданской супругой Александра Градского с 2003 года. Марина Коташенко «Два отца и два сына », «Преступление будет раскрыто », «Сватовство гусара », «Под прикрытием ».

Я далеко не самый богатый человек, на которого могла бы рассчитывать Марина. С ее данными она могла бы заинтересовать мужчину намного богаче, моложе и красивее, чем я. Поэтому мне удобнее считать, что ей нравится быть рядом именно со мной благодаря неким неведомым мне моим достоинствам.

1 сентября 2014 года 33-летняя муза Александра Градского Марина Коташенко в одной из элитных клиник Нью-Йорка родила мальчика. Счастливый отец, которому на момент появления третьего ребенка было 65 лет, решил назвать наследника Александром.

Кстати, Марина «умудрилась» преподнести своему знаменитому мужу двойной подарок: она родила Градскому сына в день рождения отца Александра - Бориса Абрамовича Фрадкина. Он, к сожалению, ушел из жизни в 2013 году.

  • Дискография Александра Градского / Aleksandr Gradskii

    Неформат (2011)
  • Песни для Иры (2003)
  • Хрестоматия (2003)
  • ЖИВьЁМ в «России» - 2 (2000)
  • Золотое старьё (1996)
  • ЖИВьЁМ в «России» (1996)
  • Фрукты с кладбища (1994)
  • Несвоевременныя песни (1994)
  • Экспедиция (1994)
  • Концерт-сюита (Записи 1979-1987 г.) (1989)
  • Монте-Кристо (1989)
  • Ностальгия (Сюита на стихи Владимира Набокова. Запись 1984 г.) (1988)
  • Флейта и рояль (На стихи В. Маяковского и Б. Пастернака. Запись 1983 г.) (1988)
  • Размышления шута (Записи 1971-1974 г.) (1987)
  • Утопия Александра Градского (Запись 1979 г.) (1987)
  • Давайте начнём (1987)
  • «Сатиры» (Запись 1980 г.) (1987)
  • Звезда полей (Сюита на стихи Николая Рубцова. Запись 1982 г.) (1986)
  • Сама жизнь (Сюита на стихи Поля Элюара. Запись 1981 г.) (1984)
  • Нам не жить друг без друга (1983)
  • Русские песни (1980)
  • Только ты верь мне (1979)
  • Александр Градский и ансамбль «Скоморохи» (1978)
  • Солнце, снова солнце (1976)
  • Романс о влюблённых (1974)
  • Поёт Александр Градский (1973)
  • Как прекрасен этот мир (1972)

Александр Градский – знаменитая личность, обладающая разносторонними талантами в области поэзии, музыки и вокала.

Родоначальник рока в России, народный артист РФ и обладатель ряда государственных премий, которые были присуждены за выдающиеся заслуги в области театрального, музыкального и эстрадного искусств.

Детство и юность

Александр Борисович Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Он был единственным совместным ребенком у своих родителей – инженера-механика Бориса Абрамовича Фрадкина и актрисы Тамары Павловны Градской. Детство будущего артиста прошло за Уралом, но в 1957 году его семья переехала в Москву, где он в 9 лет поступил в музыкальную школу.


Обучение в музыкальной школе юный Градский воспринимал через силу – его изнуряли и угнетали ежедневные занятия, но они не отбили страсть к музыке у юного Саши. Не отличался Александр Борисович достижениями и в общеобразовательной школе. В большей степени в детстве он интересовался гуманитарными науками и литературой, что позволило Градскому уже в 14 лет написать первое стихотворение. В том же возрасте будущий деятель искусств увлекся западной музыкой – его фаворитами были музыканты группы .

В 16 лет Александр Борисович уже твердо определился, что станет певцом и музыкантом. Тогда он взял фамилию матери, под которой и прошли первые выступления артиста в составе польской студенческой группы «Тараканы». Первая песня Александра Градского «Лучший город земли» тогда прозвучала на многих концертах регионального масштаба.


В 1969 году Александр поступил учиться на факультет академического пения в Российскую академию музыки им. Гнесиных. В 1974 году он окончил вуз, в период учебы в котором получил первый опыт сольных выступлений. Позднее Градский посещал Московскую консерваторию, где учился у советского композитора .

Музыка

После окончания ГМПИ музыкальная карьера Александра Градского стремительно начала набирать обороты. Он стал одним из первых музыкантов в стране, которые смело экспериментировали в роке с русскоязычными текстами. Еще в студенческие годы создал группу «Скоморохи», репертуар которой состоял из песен Градского.

Со «Скоморохами» Александр Градский гастролировал по стране, собирая полные залы поклонников. Его популярность в тот период просто зашкаливала – музыкант ежедневно давал по несколько сольных концертов длительностью по 2 часа. В 1971 году группа также приняла участие в престижном Всесоюзном фестивале «Серебряные струны», на котором за 20 минут выступления произвела фурор и получила 6 призов из 8.


В тот же период Александр Градский создает легендарные песни «Как прекрасен этот мир» и «Как молоды мы были», которую музыкант не исполнял ни на одном из своих концертов до 1990 года, несмотря на ожидания зрителей.

Сольные песни Александра Градского стали не единственным его направлением в творчестве – музыкант параллельно работал над созданием музыкального сопровождения к ряду фильмов. «Романс о влюбленных», написанный и исполненный лично Александром Борисовичем в одноименном фильме , стал прорывом в творческой биографии Градского.

Александр Градский - "Романс о влюбленных"

За эту композицию в 1974 году он признан «Звездой года» по версии музыкального журнала Billboard, эксперты которого оценили творческую деятельность Александра Борисовича как «выдающийся вклад в мировую музыку».

По словам музыканта, на тот момент он зарабатывал больше, чем другие известные люди, которых можно было увидеть по телевизору. Свои отношения с другими звездами музыки он в шутку называл «нейтралитетом».

Александр Борисович написал музыкальное сопровождение к почти полусотне художественных фильмов, а также к нескольким десяткам мультфильмов и документальных картин. Также участвовал в некоторых картинах и как актер.


В 1972 году Александр Градский сыграл в «Визите вежливости», в 1979-м исполнил камео в 2-серийной картине «Камертон», а в 1991-м – в фильме «Гений». Еще в 20 картинах музыкант исполнил вокальные партии. Также появился в 5 документальных фильмах и 2 видеоклипах.

Александр Градский проявил себя и в фундаментальном формате сценических постановок. В 1967-1969 годах он участвовал в работе над рок-оперой «Муха-Цокотуха».

Гораздо большую известно обрело его следующее творение, тоже рок-опера – «Стадион» (1973-1985). В основу сюжета этой постановки легли реальные события: военный переворот в Чили в 1973 году. Генерал , пришедший к власти, начал массовые репрессии, которые привели к тысячам смертей. Одной из жертв этого режима был певец Виктор Хара, чья судьба и легла в основу рок-оперы.

Александр Градский - рок-опера "Стадион"

В произведении не названы ни имя героя, ни место действия, но вся канва повествования неоднозначно указывает на чилийские события. Роль Певца исполнил сам Градский. Главных героев представили популярные советские артисты – , и .

В конце 70-х годов Александр Градский выпустил несколько пластинок и занялся преподавательской деятельностью в родном институте им. Гнесиных и в ГИТИСе, где возглавлял кафедру вокала.

С 1985 года Александр Борисович работает над музыкой к первому русскому рок-балету «Человек», поставленному по роману .

Балет Александра Градского "Распутин"

После музыкант работает еще над двумя балетами: «Распутин» и «Еврейская баллада». Как исполнитель Градский выступает в 1988 году в Большом театре с партией Звездочета в постановке оперы «Золотой петушок» под руководством дирижера Евгения Светланова.

В начале 90-х годов, когда у Градского появилась возможность выступать за границей, он решил сократить свою гастрольную деятельность, увлекшись развитием Театра современной музыки. Тем не менее, даже по «сокращенной» концертной программе ему удалось завоевать популярность за рубежом – он участвовал в совместных музыкальных проектах с Джоном Денвером, Дайяной Уорвик, Крисом Кристоферссоном и другими всемирно известными артистами.

Александр Градский - "Как молоды мы были"

За музыкальную деятельность Александр Градский в 1997 году удостоился звания Заслуженного деятеля искусств России, а в 2000-м получил высшее почетное звание Народного артиста России. С этой наградой рок-музыканта поздравил лично президент РФ .

Александр Градский продолжает вести активную музыкальную деятельность до сегодняшнего дня. Под его авторством были выпущены 15 дисков. Среди последних работ нельзя не отметить оперу «Мастер и Маргарита» с уникальным составом участников, над которой Александр Борисович трудился более 13 лет.


Работу над рок-мюзиклом «Мастер и Маргарита» композитор начал еще в 90-е годы. Либретто, написанное Павлом Грушко, несколько лет лежало без дела, еще 7 лет Градский работал над мюзиклом, и к 2009 году постановка была готова – но ни разу так и не была показана со сцены.

«Мастер и Маргарита» существует только в виде записи, где роли исполняют звездные друзья Александра Борисовича, а он сам исполнил 4 партии центральных героев. Другие партии достались таким музыкантам, как Иосиф Кобзон, и другим.

Александр Градский - опера "Мастер и Маргарита"

Как утверждал впоследствии Александр Борисович, у него получается заканчивать произведения в срок только при наличии заказчика, а свои произведения автор готов переделывать годами.

С 2012-го по 2015-й Александр Градский участвовал в шоу « » в роли наставника. Он стал представителем золотого состава жюри, куда также вошли , и . На шоу маэстро работал совместно с дочерью – приглашал Машу в качестве советника, когда предстояло сделать решающий выбор.


Александр Градский на шоу "Голос"

Легенда советской и российской рок-музыки несколько сезонов подряд выводил своих подопечных к победе на главном вокальном проекте страны. Среди них – , и . По некоторым сведениям, именно Александр Борисович считался самым высокооплачиваемым судьей проекта. Репортеры озвучивали цифру $ 7 тыс. в день, тогда как у других наставников сумма была в два раза меньше. Так ли это на самом деле, музыканты не комментировали.

Даниил Градский - "Tears In Heaven"

Кроме того, Александр Борисович запомнился участникам и зрителям еще и тем, что по голосовым данным исполнителей определял их возраст. Ошибся музыкант всего дважды: не узнал сына Даниила в 3-м сезоне «Голоса» и не понял, кто за ширмой, когда песню исполнял Дима Билан в 4-м сезоне.

В 2013 году публицист и тележурналист Евгений Додолев выпустил книгу «Александр Градский. The Голос». По словам автора, он собирал материал для издания 20 лет, туда вошли интервью маэстро и высказывания его близких и родных.

Александр Градский - "Маятник качнётся"

Александр Борисович стал основателем музыкального театра «Градский-Холл». Артистами театрального коллектива становятся лучшие участники команды наставника из проекта «Голос», среди которых , Буша Гоман и другие. Вместе с отцом работает и его старший сын Даниил. Молодой человек занимается пиаром, продвижением официального сайта театра.

Личная жизнь

Личная жизнь Александра Градского довольна яркая. Основатель российского рока был трижды женат. Первый брак состоялся в ранней молодости музыканта. Его избранницей стала Наталья Смирнова, с которой в официальных отношениях мужчина прожил всего 3 месяца.


Сам Градский называет этот брак «молодежным поступком».

В 1976 году Александр Борисович женился во второй раз. Его супругой стала актриса , но и с ней рок-музыканту не удалось найти семейного счастья.


С третьей женой Ольгой Градский прожил в официальном браке 23 года. В этом союзе у музыканта родились двое детей – в 1981 году на свет появился сын Даниил, а в 1986-м супруга подарила мужу дочь Марию. В 2003 году и этот брак перестал существовать.


С 2004 года Александр Градский живет в гражданском браке с украинской моделью , которая моложе музыканта на 30 лет. Он всегда отличался юмором и высокой самооценкой, поэтому с девушкой познакомился прямо на улице, пригласив «прикоснуться к истории». Коташенко не узнала звезду советского и российского рока, но перезвонила через две недели. Уже на первом свидании стало ясно – Александр Борисович обаял молодую особу. С Градским Марина почувствовала себя спокойно и легко.


Молодая жена Градского подарила ему в 2014 году ребенка, которого назвали Александром. Рождение сына Александра Александровича прошло в Нью-Йорке в одной из престижных клиник. С другими детьми жена Градского поддерживает ровные отношения. Дочь Градского Мария, которая сейчас живет в Майами, даже сопровождала Марину при поездке в Америку, где проходили роды малыша. Интересно, что Александр Градский-младший появился на свет в день рождения своего деда, Бориса Фрадкина, 1 сентября.


Саша растет под пристальным вниманием мамы – девушка отказывается от предложений кинорежиссеров ради семьи, несмотря на то, что в середине 2000-х окончила актерский факультет ВГИКа. Мальчику приобрели настоящую гитару, но пока детского размера, и Александр Александрович уже освоил песенный репертуар из любимых мультфильмов и детских передач. В будущем родители планируют отдать юного музыканта в соответствующую студию.

Летом 2016-го Интернет облетели фото Градского с женой на пляже. Злые языки называли пару «красавица и чудовище», и даже сам музыкант признавал, что ему повезло, что Марина выбрала его, а не нашла себе пару помоложе.


Сама Коташенко ни разу не становилась поводом для сплетен и не давала повода сомневаться в ее отношении к мужу. Сейчас Александр Градский живет с семьей в Подмосковье в поселке Новоглаголево, где построил дом площадью 400 кв. м, пишет классическую музыку и преподает вокал. Несмотря на свою популярность и активную жизненную позицию, музыкант считает себя маргиналом и аполитичным человеком.

Градский недолюбливает представителей прессы. За надоедливость он прозвал репортеров «журналюгами». Слово прижилось в лексиконе музыканта и ушло «в народ». У композитора действует персональный сайт , где он знакомит поклонников с новинками своего творчества, но в «Инстаграме» аккаунта у музыканта нет.

Александр Градский сейчас

В сентябре 2017 года после перерыва Александр Градский вернулся в проект «Голос» и вновь привел своего подопечного к победе. Обладателем первого места 6-го сезона телеконкурса стал .


Многие поклонники шоу ожидали увидеть маэстро и в следующем сезоне. Но спустя год имя Александра Борисовича не появилось ни в одном из судейских списков трех запускаемых проектов, в том числе «Голосе 60+» и «Голосе. Дети». Сам музыкант новость не прокомментировал.

В ноябре 2018 года стало известно, что Марина Коташенко . Сын Иван стал вторым ребенком девушки и четвертым для Градского. Музыкант и его супруга не комментируют информацию.

Дискография

  • 1972 – «Как прекрасен этот мир»
  • 1974 – «Роман о влюбленных»
  • 1979 – «Только ты верь мне»
  • 1987 – «Давай начнем»
  • 1989 – «Монте-Кристо»
  • 1994 – «Несвоевременные песни»
  • 1996 – «ЖИВЬЕМ в России»
  • 2003 – «Хрестоматия»
  • 2009 – «Мастер и Маргарита»
  • 2011 – «Неформат»
  • 2014 – «Романсы»

Градский Александр
93 подбора аккордов

Биография

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области.

Его отец работал инженером на заводе, мать была актрисой драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института.

В Москву Градские вернулись в 1957 году. Отец Александра работал на заводе (инженер-механик), мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района.

В Москве семья несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (1963г.), живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей, учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог "ученик Е.Ф.Гнесиной" В.В.Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского - за ним ушел почти весь его "гнесинский" класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось участвовать в трехмесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную, по мировым понятиям, музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса... Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию "звуковых писем" на улице Горького (ныне - Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется".

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке...

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах (в репертуаре два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли). Первая песня, которую Александр Градский исполнил в составе “Тараканов”- твист А.Бабаджаняна “Лучший город земли”.

1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... THE BEATLES ...

В это время было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским...

В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ. Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья, по времени создания, советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая известной и популярной (просуществовала в этом составе не более года). Репертуар коллектива почти целиком состоит из песен "The Beatles" и "Rolling Stones". Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен отсюда создание им группы СКОМОРОХИ (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. В 1965 году происходит еще одно значительное событие: Градский пишет одну из известных своих ранних песен "Синий лес", ставшую впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов (впоследствии член американской группы САША И ЮРА). Интересно, что после ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые СКОМОРОХИ (кроме Александра Градского) это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова ("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу...

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездке, а А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет....

За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел... Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем...

Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл...

1969 год " год поступления А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу " Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме", "Скоморохи" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".

Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Также он обращается к русскому фольклору.

В 1969г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН (впоследствии, вместе с Ю.Валовым, работает в США в группе САША и ЮРА, одновременно преподает лингвистику в американском университете), а вместо В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем уехал в США, в настоящее время священник Русской православной церкви в приходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они свободно поют на три, четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось...

В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров (впоследствии основатель группы АРАКС театра Ленинского Комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы А.Пугачевой) за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г.Горьком покидают Градского и Фокина...

Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде Москва - Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в Горьком, поделив первое место с Челябинским “Ариэлем”, “Скоморохи” завоевали 6 первых призов из 8. А три из них - “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” - получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и барабанщик из Еревана Армен Чалдранян...

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и СКОМОРОХОВ на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через 10 лет записано на пластинку).

Тут становится окончательно ясно: СКОМОРОХИ это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне"), впервые за Полом Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP "Как прекрасен этот мир" ("Джоконда" и "Жил был я"), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев...

В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ.

В начале 1973 года Градский и Иванов (И.Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как и Ю.Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера и композитора).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с Градским и Ивановым, составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями “Испания”, “Скоморохи”, “Синий лес”, “Подруга угольщика”. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков - Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме, сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки...

Небывалый по тем временам случай: 23 - летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны...

Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году первый LP А.Градского с музыкой из "Романса", за который "Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за "выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата).

В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец" (цитата). В том же году становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни Братиславская лира.

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики.

В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского появляется "печать" официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...

В 1974 году Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”.

В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и Н.Добронравова (результат вы знаете...). Кстати,эта песня в исполнении Градского единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова вторую часть. "Русские песни" первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как "вокально-инструментальная сюита".

Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971...74 годов, в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по "понятным соображениям"..."Рекорд" здесь принадлежит сюите "Размышления шута"; несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16(!) лет после записи.

А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима... Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.

Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения...

1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не "трогают", затем, в 1983...84 г.г. кое-какие "неприятности" случаются, но всегда голос и талант "принимаются во внимание"... Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему 15-минутную овацию...

1987 год. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ, “Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”.

В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг.Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени, он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию...

Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991г.) и "ЖивЬем в России" (1996 г.).

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, ГРЭЙТФУЛ ДЕД, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек" ,"Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, "строительство" своего музыкального театра.

Александр Градский - живая легенда российской рок-музыки, один из первых рок-музыкантов СССР, уникальному голосу которого поклонялся и рукоплескал весь мир. Кроме этого Градский известен как автор нескольких рок-опер и музыки ко многим российским фильмам. Сегодня мэтр - один из членов жюри популярного шоу «Голос».

Александр Градский родился в маленьком городке Копейске Челябинской области в семье инженера-механика и актрисы, которая руководила местным самодеятельным театром. Однако в провинции будущий певец провел лишь раннее детство: когда мальчику было восемь лет, Градские переехали в Москву. Столица, однако, встретила парня неласково. В течение нескольких лет семья жила в восьмиметровой коммуналке в подвале дома на Фрунзенской набережной. Тем не менее, Александр, музыкальный талант которого родители заметили рано, получил возможность заниматься у хорошего преподавателя в музыкальной школе и посещать хорошую общеобразовательную школу в центре Москвы, где учителя так же рано стали отмечать его большую склонность к литературе, особенно поэзии. А еще столица дала Градскому кое-что, чего бы он точно не получил, оставаясь в Копейске. Родной брат матери Градского работал в ансамбле Моисеева, и иногда благодаря этому имел возможность выезжать за границу, откуда себе и любимому племяннику привозил запрещенную в СССР музыку. Так случилось, что Градский получил невероятную возможность уже в 12 лет расширять свой музыкальный кругозор музыкой Элвиса Пресли и Луи Армстронга. Сам Александр позже в интервью говорил, что именно тогда он получил первый рок-н-ролльный импульс, попавший на благодатную почву.

В 14 лет в жизни подростка Саши случилась большая беда - умерла мама. Однако, по иронии судьбы, именно в этом же году состоялся его первый певческий дебют, прошедший с огромным успехом. Наверное, тогда всем и ему самому впервые и стало понятно, что Градский - не просто талантливый артист, а уникальный, и голос его - настоящий Божий подарок. А было это так. В конце 1963-го года Александр Градский появился в интер-клубе МГУ, чтобы спеть с группой польских студентов «Тараканы». Была в составе того концерта и песня, которую Градский должен был исполнить соло - знаменитый «Лучший город земли». Именно в тот момент, когда 14-летний солист вышел петь, случайно отключились микрофоны. Градский только улыбнулся. Он спел без микрофона так, что в зале дрожали стены, и сорвал бешеные аплодисменты!

А уже через два года Градский начинает серьезную работу - организует одну из первых рок-групп в СССР и называет ее «Славяне» (позже название сменяется на «Скоморохи», а еще позже - на «Скифы»).

Рок в СССР, однако, был не в чести, и, несмотря на то, что ребята пользовались неизменным успехом на танцах в клубах, где играли западные хиты, их собственная музыка не продвигалась, и очень сильно не хватало денег. Тогда Градский идет на отчаянный эксперимент. Он подписывает договор, согласно которому два года работает наемным гитаристом на гастролях и «чесах», ни разу за это время принципиально не «засветив» своего вокала! А собрав необходимое количество денег, снова берется за свое - за продвижение русского рок-н-ролла.

На этот раз - в 1969-ом году - все удается. Группа Александра Градского «Скоморохи» обретает бешеную популярность в Москве. Жаль, что не сохранилось ни одной записи тех времен.

А в 1972-ом году талант Александра Градского разворачивается в полную силу в масштабном музыкальном эксперименте. Студийные записи Градского этого времени становятся первыми в СССР композициями, записанными многоканальным способом. Градский - автор всей музыки и почти всех стихов — сам записывает все инструментальные партии, играя на разных инструментах, и несколько вокальных партий, а потом накладывает их друг на друга. При этой записи впервые в СССР выполняется многократное наложение черырехголосия и впервые же используется 16-канальная аппаратура!

Успех Градского и «Скоморохов» того времени сравним разве что с «Битлз». Пример - случай в Куйбышеве, когда через полчаса после окончания концерта в гостиничный номер к уставшим музыкантам прибежал инструктор горкома комсомола и с ужасом сообщил, что публика не расходится и требует продолжения. Музыканты собрались, вернулись в ДК и играли до глубокой ночи…

В 1973-ем году приходит успех и еще на одном поприще: Градский пишет музыку для фильма Андрона Кончаловского «Романс о влюбленных» и сам исполняет ее. Эксперимент оказывается столь успешным, что знаменитый западный журнал «Билборд» в 1974-ом году присуждает Градскому титул «Звезда года» за «выдающийся вклад в мировую музыку»!

С этого момента начинается триумфальное шествие Градского по СССР с неизменными аншлагами на концертах. Его признают эксклюзивным музыкантом с уникальным голосом, в результате чего Градский смог «прорубить окно» для русского рок-н-ролла. С этого времени бюрократы больше не в силах бороться с существованием в стране такой музыки.

С тех пор имя Градского золотыми буквами вписано в историю советской и мировой музыки. Ну а сам певец и композитор совершил еще немало мощных ходов: сочинил и записал несколько рок-опер и рок-балетов, написал саундтреки к десяткам фильмов, записал множество долгоиграющих дисков.

И в нынешнее время мэтр не почивает на лаврах. Он продолжает работать, давать концерты, а в 2012-ом году даже принял участие в качестве члена жюри в популярном шоу «Голос» на Первом канале, где с его легкой руки легенды победила голосистая Дина Гарипова. Именно она в этом, 2013 году, будет представлять Россию на международном музыкальном конкурсе «Евровидение».

Личная жизнь Александра Градского, естественно, тоже была очень бурной. Мэтр был женат три раза, причем второй женой певца несколько лет была выдающаяся русская актриса Анастасия Вертинская. От третьего брака у Градского есть двое детей - сын Даниил (1981 г.р.) и дочь Мария (1986 г.р.). Сегодня же его гражданской женой является студентка ВГИКа 1980 года рождения Марина Коташенко.

Факты

  • У Градского — лирический тенор, но при этом он обладает очень развитым верхним регистром, что позволяет ему петь партии, написанные даже для тенора-альтино.
  • Александр Градский очень не любит фотографироваться.
  • В составе группы «Скоморохи» в 1970-ых годах в качестве клавишника вместе с Градским выступал певец Александр Буйнов.
  • Слова «журналюга» и «совок» придумал Александр Градский.

Награды
1997 - Заслуженный деятель искусств России

1999 - Лауреат Государственной премии РФ

1999 - Народный артист России

Фильмы
Роли в кино

1985 — «Витражных дел мастер»

1991 — «Гений»

2000 — «Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон»

Вокальные партии

1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»

1975 — «Концерт для двух скрипок»

1975 — «Новогодние приключения Маши и Вити»

1976 — «Песни под облаками»

1976 — «Моя любовь на третьем курсе»

1976 — «Голубой щенок» — вокал Моряка, Рыбы-пилы

1977 — «Принцесса и людоед»

1978 — «Догони-ветер»

1978 — «Поговорим, брат…»

1979 — «С любимыми не расставайтесь»

1980 — «О спорт, ты — мир!»

1986 — «Жизнь Клима Самгина»

1988 — «Перевал»

1989 — «Узник замка Иф»

1989 — «Стереотипы»

2000 — «В августе 44-го…»

Композиторская фильмография:

1974 — «Романс о влюблённых»

1976 — «Солнце, снова солнце»

1977 — «Легенда о старом маяке»

1977 — «Принцесса и людоед»

1978 — «Поговорим, брат…»

1978 — «Догони-ветер»

1979 — «Камертон»

1978 — «Алмазная тропа»

1979 — «Охота»

1985 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Пожар»

1986 — «В одну-единственную жизнь»

1988 — «Перевал»

1989 — «Узник замка Иф»

1989 — «Рок и фортуна»

1989 — «Искусство жить в Одессе»

1989 — «Стереотипы»

2000 — «В августе 44-го…»

2000 — «Наследники Прометея»

Альбомы
1972 год — Как прекрасен этот мир

1973 год — Поёт Александр Градский

1974 год — Романс о влюблённых

1976 год — Солнце, снова солнце

1978 год — Александр Градский и ансамбль «Скоморохи»

1979 год — Только ты верь мне

1980 год — Русские песни

1983 год — Нам не жить друг без друга

1984 год — Сама жизнь (Сюита на стихи Поля Элюара. Запись 1981 г.)

1986 год — Звезда полей (Сюита на стихи Николая Рубцова. Запись 1982 г.)

1987 год — «Сатиры» (Запись 1980 г.)

1987 год — Давайте начнём

1987 год — Утопия Александра Градского (Запись 1979 г.)

1987 год — Размышления шута (Записи 1971—1974 г.)

1988 год — Флейта и рояль (На стихи В. Маяковского и Б. Пастернака. Запись 1983 г.)

1988 год — Ностальгия (Сюита на стихи Владимира Набокова. Запись 1984 г.)

1989 год — Монте-Кристо

1989 год — Концерт-сюита (Записи 1979—1987 г.)

1990 год — Экспедиция

1994 год — Несвоевременныя песни

1994 год — Фрукты с кладбища

1996 год — ЖИВьЁМ в «России»

1996 год — Золотое старьё

2000 год — ЖИВьЁМ в «России» — 2

2003 год — Хрестоматия

2003 год — Песни для Иры

2011 год — Неформат

Рок-оперы

1969 — Муха-Цокотуха

1985 — Стадион

2009 — Мастер и Маргарита

Балеты

1988 — «Человек»

1990 - «Распутин», «Еврейская баллада