Семейный портрет

Сегодня я расскажу вам о творчестве и жизни русского и советского художника Александра Михайловича Герасимова.

Художник Александр Михайлович Герасимов родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, в купеческой семье. И случилось это событие 31 июля 1881 года. Маленький и уютный городок Козлов всю жизнь будет для Герасимова не только малой родиной, но и душевным убежищем – художник будет часто приезжать из шумной столицы в Козлов: отдыхать и набираться новых сил, писать для души.


Розы на столе

Но, про картины «для души» я расскажу несколько ниже.

А пока, одаренный юноша уезжает в Москву учиться живописи. Его учителями были В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов.

Потом случилась Первая мировая война и будущий художник отправляется на фронт – два года службы на санитарном поезде, который эвакуировал раненных и увечных с Южного фронта. В 1918 году Герасимов оставляет воинскую службу и уезжает на малую родину, и целых семь лет работает декоратором.

В 1925 году Александр Михайлович перебирается в Москву, вступает в АХРР и активно «включается в революционную живопись». Его полотно «Ленин на трибуне» пользуется большой популярностью – страна недавно потеряла вождя. А тут просто живой Ленин – на трибуне, на фоне красных знамен…

Ленин на трибуне

Нужно сказать, что Александр Михайлович в этот период серьезно «увлекся» портретной живописью: портреты индивидуальные и портреты групповые. По сути, нет ни одного крупного политического события в стране, на которое бы художник не откликнулся очередной картиной. А кроме того, он активно работает в секретариате правления Союза Советских Художников.

Всё чаще появляются портреты с первыми лицами государства – его работы считаются образцом советской портретной живописи. Именно так нужно писать вождей. И с этим нет желающих спорить, ведь художник считается любимым портретистом товарища Сталина.

Портрет И.В. Сталина

Награды сыпались просто дождем. Иногда дождь был золотым.

Я бы не стал писать о творчестве художника и предлагать вашему вниманию его работы, если бы не было «других» картин. Очень часто художника представляют эдаким конъюнктурщиком, который с лакейской угодливостью малевал и малевал вождей. Глупость это. Герасимов был человеком своей эпохи, в которой гармонично сплетались и картины к годовщине Октября, и мокрые доски террасы после дождя.


После дождя. Мокрая терраса

После смерти товарища Сталина Герасимов попал в опалу, его «парадные» картины в связи с выявленным культом личности вождя убрали в запасники музеев или просто уничтожили.

Можно сказать, что художник растратил свой талант на служение властителям, но… Не торопитесь его судить. Время было такое, когда творец должен был сделать непростой выбор. И судить человека, который жил в те времена нельзя в отрыве от тех событий, и тех людей.

И сегодня я хочу показать вам работы художника. В частности те, которые были написаны в Козлове, в моменты душевного уединения. Давайте увидим большого художника Герасимова. Того, который точно вне времени. Хотя, кто я такой, чтобы рассуждать о вечности и о истинном искусстве? Он художник – и это, вне всякого сомнения. Художник с большой буквы.

Картины художника Александра Михайловича Герасимова


Вести с целины
В бане
Натюрморт «Розы» Пионы
Весной на порубке Портрет дочери
Натюрморт. Полевой букет Дочь посла Мексики Глория в национальном костюме теуана Полдень. Летний день
После весенней грозы
Розы
Париж. Кабаре
Розы Портрет Д.С. Дмитриевского Портрет Ольги Лепешинской
Сад в цвету
Доклад И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)
Пионы
Натюрморт с розами
Полевые цветы
Половецкие пляски Татьяна Удаленкова (Танец персидок из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского)
Бледнеет ночь. Натюрморт
Портрет Нины Гиляровской Пионы
Гимн Октябрю Портрет И.В. Сталина

Александр Герасимов - художник, автор целого ряда картин на революционную тематику. Однако он писал и лирические портреты, пейзажи, в которых особо проявились особенности его творчества: яркий колорит, широкий мазок, стремление к этюдному оформлению полотен.

Годы учебы

В небольшом городе Тамбовской губернии в 1881 году родился Александр Михайлович Герасимов. Художник, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора, больше десяти лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Сначала он занимался на живописном отделении, и здесь его учителями были такие известные мастера, как Коровин, Серов. Именно от них он заимствовал свою характерную манеру письма. Также автор перенял многое у авторов-импрессионистов, творчеством которых увлекся в годы студенчества. Герасимов - художник, который не ограничился живописью, он также занялся и архитектурой, поступив на соответствующее отделение.

Женский портрет

Во время обучения в московском училище автор написал ряд интересных работ, в которых уже тогда сказался его незаурядный талант живописца. В 1912 году он создал портрет известного переводчика и театрального историка Надежды Гиляровской. Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. В центре полотна находится фигура молодой красивой женщины в простом летнем домашнем платье. Перед ней - стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. На заднем фоне изображен великолепный сад. Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе.

Картина «Букет цветов»

Герасимов - художник, который на раннем этапе своего творчества увлекался пейзажными зарисовками. Через два года он написал новую картину - «Букет цветов. Окно». Как и первая картина, она написана яркими и сочными красками.

В этих двух полотнах отчетливо проявилось увлечение автора импрессионизмом: изображения не столько рассказывают историю, сколько передают сиюминутные впечатления автора. Он делал акцент на образность изображаемых объектов, поэтому их контуры получились несколько расплывчатыми, мазок кисти - свободен и широк.

В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. Художник во время Первой мировой войны был призван в армию, потом некоторое время жил в родном городе Козлове и лишь в 1925 году получил возможность вернуться в Москву. Здесь он вступил в общество революционных художников - организацию АХХР, представители которой в своем творчестве развивали принципы социализма. К этому периоду жизни художника относится его знакомство с наркомом К. Ворошиловым, который принимал активное участие в судьбе и продвижении живописца.

Портреты

В конце 1920 - первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.

Картина «В.И. Ленин на трибуне»

Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины - фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.

Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо - в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.

Работы конца 1930-х годов

Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.

Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.

«Гимн октябрю»

Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров. Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое. В центре - бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.

Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.

Картина «После дождя»

Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Оно проникнуто тем тонким лирическим духом, который был так характерен для раннего Герасимова, начинавшего с прекрасных пейзажных зарисовок, в которых чувствовалась его неподдельная любовь к родной природе. В 1935 году на пике своей популярности живописец неожиданно решает съездить в Тамбовскую область, чтобы отдохнуть. По воспоминаниям сестры художника, он был поражен и восхищен обновившимся пейзажем после сильного ливня. Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов. Художник («После дождя» - наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Его картина дышит свежестью и влажностью. Глядя на нее, зритель начинается чувствовать воздушную прохладу и мягкость, разлитую вокруг.

Композиция

В центре полотна - садовое крыльцо (второе название работы - «Мокрая терраса») с изящным столиком, на котором стоит ваза с букетом цветов. На заднем плане - густой сад, поросший свежей зеленью. Половина картины заполнена легким солнечным светом, который напоминает о недавно прошедшем дожде. Правая сторона затемнена, и этот контраст сглаживается лазоревым оттенком неба, который как будто примиряет обе стороны.

Художнику очень хорошо удалось показать мокрую свежую листву деревьев, влажную террасу, умытый дождем столик. Произведение выполнено в лучших традициях раннего творчества Герасимова.

Становление карьеры

Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца. В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств. Герасимов занимался разработкой теории искусствоведения, о чем говорит получение им научной степени доктора. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). В годы правления Сталина Герасимов был ведущим художником в стране, однако после прихода к власти Н. Хрущева он лишился почти всех своих постов, а его картины были убраны из музеев.

В 1963 году скончался знаменитый живописец Герасимов. Художник, выставка которого была организована в 2016 году в историческом музее, прошел долгий творческий путь от увлечения импрессионизмом до перехода к социалистическому реализму. На указанной выставке представлены его наиболее значимые работы, а также ранние пейзажные зарисовки, которые наглядно демонстрируют эволюцию живописца. Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю». Это огромное монументальное полотно долгое время находилось на хранении в музее и не выставлялось напоказ, поскольку, как выяснилось впоследствии, изображенного на полотне торжественного заседания в честь годовщины революции не было, но живописец получил заказ изобразить его на картине.

Данное полотно интересно тем, что, являясь памятником советской эпохи, наглядно показывает идеологию, господствовавшую в свое время в нашей стране. Именно поэтому полотно вызывает немалый интерес и у западного зрителя, который по нему может составить себе примерное представление о мышлении советского человека середины 20 века. Творчество Герасимова было чрезвычайно многообразно: он рисовал и семейные портреты, и пейзажи, и официальные полотна. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. Одна из лучших работ живописца на данную тематику -«Есть метро!». Герасимов прошел долгий творческий путь и занял видное место среди отечественных художников.

. .

Дом №6А. Дом-мастерскую для художника А.М. Герасимова построили в 1937 г. на месте сквера, через который был проход на ул. Венецианова. Участок под строительство выделили по ходатайству наркома обороны К.Е. Ворошилова (с ним художник был знаком еще с 1927 г., когда писал его портрет, и дружил всю жизнь ), а поселиться в поселке Герасимову предложил председатель Правления "Всекохудожник" В.Ф. Сахаров, который одновременно был и председателем Правления кооператива "Сокол".
Как утверждается в некоторых источниках, коттедж был построен по проекту самого художника (?).
Ул. Левитана, дом 6А. Вот так в годы моего детства выглядел этот домик.

Правда, его авторство у меня вызывает сомнение, сам он утверждал - ""Еще будучи учеником я проектировал здание театра в Козлове (сейчас г. Мичуринск ) в стиле модернизированного ампира. Это единственная постройка - остальные проекты остались на бумаге, потому что всю свою жизнь я посвятил живописи" .
Мичуриснкий драматический театр, построенный в 1913 г. по проекту Герасимова А.М.

Народный художник СССР, лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР Александр Михайлович Герасимов (1881-1963 гг.) личность яркая и неоднозначная. Талантливый художник, человек разносторонних увлечений, друживший со многими выдающимися людьми своего времени, в т.ч. и с властью, вызывал у современников противоречивые чувства, одни его ненавидили, другие завидовали, третьи любили.
Художник Герасимов Александр Михайлович. Автопортрет.

Сейчас, по прошествии времени, понимаешь, что Герасимов - человек-глыба, сделавший сам себя, добившийся карьерных высот, оставивший на своих полотнах с одной стороны летопись эпохи в монументальных полотнах и портетах своих современников, а с другой стороны тонкие и лирические пейзажи и натюрморты. Однако, чем больше я всматриваюсь в работы художника и читаю воспоминаний о нем, меня не оставляет чувство двойственности, как будто речь идет о двух разных людях.
О нем, написано достаточно много статей и книг и каждый желающий сможет с ними ознакомиться. Я же коротко упомяну о начальном периоде его биографии и в основном раскажу о периоде его проживания в поселке и о его семье.
Александр Михайлович родился 12 августа 1881 года в городе Козлове (ныне Мичуринск), на Тамбовщине. Отец будущего художника, выходец из крестьян, впоследствии был прасолом - торговцем скота. Закончив церковно-приходскую школу, Герасимов поступает в Козловское уездное училище. Одновременно отец приучает "наследника" к торговому делу.

Герасимов А.М. в юности.

Возможно, юный Александр и пошел бы по стопам отца, но помог случай. В начале 90-х годов в Козлов приехал выпускник Петербургской Академии художеств С.И.Криволуцкий и открыл художественную школу, которую юный Александр стал посещать. Вот он-то увидев работы мальчика и посоветовал ему учиться дальше.
Герасимов едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками становятся такие выдающиеся художники как В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов, А.М.Корин, А.Е.Архипов, Л.О.Пастернак и мн. др.
В училище Александр Михайлович занимался с 1903 - по 1915 гг. После его окончания, в 1915 г., он был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации, в 1918 - 1925 гг., жил и работал в Козлове. Здесь он женился и в 1918 г. у него родилась дочь Галина.
Вместе с семьей Герасимов в 1925 г. переселяется в Москву . Сначала все складывалось очень не просто, первые годы он вынужден был перебиваться случайными заработками. Однако, вскоре, чувствуя конъюктуру, Герасимов начинает писать картины "на потребу дня", часть по собственной инициативе, часть по заказу, среди них такие как "Портрет К.Е. Ворошилова" - 1927 г. (благодаря этому знакомству в дальнейшем А.М. добился многого ); "Ленин на трибуне " - 1929 -1930 гг.; "Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде " - 1931 г.; "Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года " и др.
Герасимов А.М. "Портрет К.Е. Ворошилова"

Своего жилья в городе Герасимов не имел, не говоря уже о мастерской. Сначала он жил на Волхонке в помещении правления Ассоциации художников революционной России, куда он вступил. Затем соорудили для него времянку, типа большого сарая, на Балтийской улице при Изофабрике, где находился "Всекохудожник" (), Здесь он, в 1935 г., и написал по заказу Ворошилова свою картину "Первая конная армия" . Годом позже, в 1937 г. это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду - Гран-При.
В этом же году он переселяется в свой дом в поселке Сокол. Вот как описывает этот дом, один из его гостей, писатель Иван Шевцов, правда, посетивший его уже в 1960-е годы - "...прибыли на улицу Левитана к небольшому и неприметному, скромному особняку в два этажа, напоминающему загородную дачу. Таким мне показался частный дом президента Академии художеств. Он делился на две половины.

Первая, так сказать, парадная в два этажа была обиталищем жены и дочери художника, а также "нахлебников" - сестры жены и ее мужа. Вторую половину дома занимала просторная, высотой в два этажа мастерская. Она поразила меня какой-то безалаберностью, преднамеренной неухоженностью, нарочитой простотой и беспорядком. Особенно удивляла спальня хозяина, отгороженный холстом угол. В ней деревянный жесткий диван, покрытый тюфяком, одеяло, подушка, у ног медвежья шкура. Очевидно, поэтому знакомые и друзья называли спальню "медвежьим углом". В стене вколочены гвозди, на которых висят выходные и повседневные костюмы хозяина, то есть весь его гардероб. В мастерской многопудовая хрустальная люстра, мольберты, краски, и штабеля картин и этюдов...". Фото мастерскаой 1940-х годов.

Здесь, на Соколе, в 1937 г. художник создает большое полотно "Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе". На картине более сорока фигур. "Я работал над ней, - рассказывал художник, - с большим подъемом. Мне хотелось создать коллективный портрет командиров индустриализации".

Когда Александр Михайлович писал картину, к нему на сеансы по три, четыре, пять раз приезжали выдающиеся современники: Г.К. Орджоникидзе, академик Губкин, архитектор Веснин и многие другие. Во время работы Герасимов с каждым из них беседовал, проникал в образ, сживался с ним. Но это было время репрессий. Герасимов вспоминал - "К моему глубокому сожалению, портретируемые мною личности один за другим уходили в небытие, и, естественно, я вынужден был снимать их с полотна. Иногда на одном месте картины приходилось менять фигуры до четырех раз. Только портретных этюдов было уничтожено более ста. Душевное волнение не только мешало работе, но и наводило на мрачные мысли, что не сегодня-завтра сам можешь оказаться там же". Не лучше была и атмосфера и в поселке на Соколе, посадки следовали одна за другой.
В интернете встречается информация, что с жителями Сокола у него отношения не сложились, не знаю насколько она достоверна, но даже если это и так, то можно предположить, что тот парадный блеск, который был изображен на полотнах Герасимова в это трудное время, далеко не всем нравился.
О таком Герасимове писали "Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, сочная манера письма - все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск. Его полотна создавались бригадным методом, т. е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал лишь живописные детали". Отсюда становится понятным, почему в его мастерской делили углы худож-ники, которых он приютил: И.Г. Антро-пов и Н.А. Денисовский, а позднее и его ученики.
Вряд ли такие картины приносили удовлетворение художнику. В то же время Александр Михайлович пишет совсем другие произведения. Видимо, здесь на Соколе написана картина "Песня скворца" (предполагаю дом слева - №3 по ул. Венецианова, а вдали домики на ул. Сурикова ).
Герасимов А.М. "Песня скворца". 1938 г.

Отводит он душу и в многочисленных натюрмортах с изображением цветов.
Полдень. Тёплый дождь. 1939 г.

Впрочем, такие натюрморты он писал всю жизнь. "Я всегда любил писать цветы: розы и пионы, поскольку видел в них предельное сосредоточение жизненных сил природы и ее обаяние. Они как-то по-особенному возбуждали мою творческую фантазию, дразнили огромными возможностями богатых красочных воплощений..." - вспоминал художник.
Натюрморт с пионами и гвоздикой. 1950-е г.


В том же, 1938 г., он пишет и картину "Деревенская баня" (ссылку не даю, т.к. ЖЖ выставляет особые условия для размещения обнаженной натуры, но кто захочет без труда найдет картину в интернете ). Эта картина была написана в бане самого Герасимова, которую он построил на своем участке в поселке Сокол. Для создания картины он пригласил сразу нескольких натурщиц.
Предположительно, второе строение слева и есть эта баня, обратите внимание на окошки, прописанные на картине.

Писатель Иван Швецов писал - "...на меня сильное впечатление произвела его большого размера картина "Русская баня" (точное назв. "Деревенская баня" ). В ней дюжина обнаженных женских тел, связанных сложной композицией, выписаных с очаровательным блеском, где каждая фигура - это образ, индивидуальный характер. Вызывало удивление, что такому шедевру, по художественной силе равному кисти титанов Возрождения, не нашлось места в отечественных музеях и картинных галереях: она хранилась в мастерской художника".
Еще одной отдушиной для Александра Михайловича было написание портретов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе" - вспоминал А.М.Герасимов.
Герасимов А.М. "Портрет балерины О.В.Лепешинской"

Всем известен его "Портрет балерины О.В.Лепешинской" (1939 г.). Вот как она сама об этом вспоминала - "На первый сеанс, - вспоминала Лепешинская, - я летела, как на крыльях. К тому же меня восхищала чарующая красота Сокола: цвели сады, благоухали розы, их аромат кружил мне голову. Я подружилась с женой художника Лидией Николаевной и особенно близко - с их дочерью Галиной, тоже художницей. После сеанса все вместе мы пили чай в саду. Герасимов был чрезвычайно интересным собеседником, он очень много знал. У нас с ним сложились общие взгляды на искусство. Словом, в гостеприимной семье Герасимовых я проводила лучшие часы моей жизни...". Среди работ этого периода портреты артистов МХАТа А.Тарасовой, И.Москвина, пианиста А.Гедике и др.
Герасимов А.М. "Портрет А.К. Тарасовой"


Портрет народного артиста СССР Ивана Михайловича Москвина. 1940 г.

В тяжелые дни 1941-го Герасимов создал "Окна ТАСС", занимался эвакуацией художников и их семей. Сам он вместе с семьей пережил пять бомбежек и только по настоятельному требованию военного времени эвакуировался. Но его кипучая натура требовала действия и уже 1 мая 1942 г. он возвращается. Герасимов с семьей пролетел на "Дугласе" над крышей своего дома и приземлился на Ходынском поле. А дом был занят воинской частью, даже пушку солдаты в него втащили (дом был опорным пунктом баррикады, тянувшейся через весь поселок ). Семье пришлось более двух месяцев жить у художника Бялыницкого-Бирули в Воротниковском переулке. Дом в Соколе нуждался в основательном ремонте. Водяное отопление в нем было выведено из строя, печь установили прямо в мастерской. Так и жили всю войну.
При этом Герасимов не перестает работать, в феврале 1943 г. он пишет большое полотно "Гимн Октябрю ", освещает важные мировые события "Тегеранская конференция трех великих держав " - 1944 1945 гг. и др. Продолжает писать и портреты, среди них портреты В.И. Немировича-Данченко и академика-литературоведа М.Б. Храпченко, "Портрет старейших художников : Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н." - 1944 г.; В 1945 г. Александр Михайлович написал портрет известного тенора Большого театра Н.С. Ханаева, который был частым гостем на Соколе.
Множество портреов он напишет и после войны, портрет Самуила Маршака, Рины Зеленой, балерины Софьи Головкиной, "Портрет старейших советских архитекторов (В.Г.Гельфрейх, Б.М. Иофан, А.Г. Мордвинов, СГ. Чернышев, Д.Н. Чечулин) - 1958 г. и др., продолжал Герасимов писать и портреты политических деятелей, военных, ученых, всего около трехсот таких работ было создано им.
Портрет балерины Софьи Головкиной. 1947 г.

Среди портретов художника был и портрет его жены. Лидия Николаевна (1887 - 1977 гг.), была интересным человеком. В Саратове она училась вместе с дочерьми Столыпина. В Гражданскую войну Лидия Николаевна работала в штабе Южного фронта в Козлове, где ей приходилось по службе встречаться с Троцким. Поселившись в Соколе, она занялась домом и садом. Лидия Николаевна обладала тонким художественным вкусом. Скатерти, салфетки, занавески и шторы в доме были вышиты ее руками.
Портрет жены художника Лидии Николаевны Герасимовой.

Но музой Александра Михайловича была совсем другая женщина - .художник-декоратор Виллер Наталья Бернардовна. Художник часто бывал у нее гостях. Ее дочь Э. Мандалян пишет - "Познакомились они еще во время войны, когда мама работала художником в Окнах ТАСС, куда Герасимов наведывался по долгу службы. А для Герасимова она была другом и своего рода музой практически до самой его смерти...". И далее - "Только жены Герасимова (в гостях у Виллер ) мы ни разу не видели. (Мама говорила, что его жена страдала каким-то психическим расстройством и он с нею не мог показываться на людях. На всякие официальные и неофициальные приемы, включая ЦДРИ, в гости и на банкеты, он предпочитал брать с собой мою маму)".
Портрет Виллер Натальи Бернардовны. 1947 г.

Дочь Герасимовых, Галина Александровна (1918 - 1979 гг.), пошла по стопам отца. С 1942 г. - она член Московского товарищества художников. Галина Александровна писала пейзажи, натюрморты с изображением цветов, как и ее отец. С неповторимым изяществом и тонкой поэтической звонкостью создавала она полотна цветущей сирени. Это сблизило ее с известным селекционером сирени Колесниковым.
Герасимов А.М. Портрет дочери. 1951 г.

Карьера Герасимова продолжает идти в гору, в 1943 г. он получает звание "Народный художник СССР", в 1947 г. становится первым президентом Академии художеств СССР, в 1951 г. доктором искусствоведения.
Одним из самых значительных грехов Герасимова, в этот период считается, закрытие музея Нового Западного искусства, состоящий в основе своей из двух коллекций московских купцов С.И. Щукина и Морозова И.А. Вот как пишет об этом в книге "Московские коллекционеры" Н. Семенова - "Самым яростным музеененавистником был А. М. Герасимов. Идея использовать здание ГМНЗИ в качестве помещения для московской штаб-квартиры Академии художеств СССР принадлежала именно ему. Герасимов ненавидел музей физически. Ненавидел даже тогда, когда ГМНЗИ ликвидировали, а он сделался хозяином морозовского кабинета. Рассказывают, что в сердцах президент Академии художеств грозился даже повесить того, кто осмелится выставить Пикассо". Права Семенова или нет судить не берусь, времена были не простые. Напомню только - шла кампания против "космополитизма" и Постановление Совета министров от 6 марта 1948 г. о ликвидации музея как "рассадника низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой" подписал лично тов. Сталин.
В послевоенный период Герасимов продолжает работать в разных жанрах. В 50-е годы создает серию иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", создает серию путевых рисунков, написанных в разных городах мира, пишет виды Москвы, а также множество натюрмортов с изображением цветов. В 1955 г. пишет яркие, взрывные, динамичные "Половецкие пляски" (на сюжет из оперы Бородина "Князь Игорь" ). Об этой картине писали - "Буйные краски "осени патриарха" - словно попытка отдать высокому искусству всё, что накопилось за долгие годы работы над заказами партии и правительства". Сам автор писал об этой работе: "Хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звёзды, как блеск моря, чтобы они переливались. как драгоценные камни...".
Герасимов А.М. "Половецкие пляски"

Александр Герасимов притягивал к себе людей, всегда был окружен друзьями. Общение с ним радовало и обогащало.
Еще в юности Герасимов открыл для себя западную литературу, увлекся ею и задался целью самостоятельно выучить французский, английский и немецкий, чтобы читать европейских классиков. "В подлинниках я прочел, - рассказывал Герасимов, - Золя, Мопассана, Альфонса Доде, Поля Бурже, Марселя Прево, Пьера Леру, мемуары Тьера "Империя и консульство" и вообще много книг о Наполеоне; по-немецки - Густава Фрейтага, Шиллера; по-английски - Чарльза Диккенса, Вальтера Скотта, но не смог одолеть Шекспира". Александр Михайлович любил поэзию, слушал стихи с нескрываемым волнением, много знал, поэтому в его мастерской всегда было много народу: художники, писатели, уче-ные, артисты, дипломаты, посол США М.А. Гарриман бывал много раз , приезжали послы Италии, Судана, Монголии, Чехословакии, Аргентины, Мексики. Перечислить всех гостей этого дома невозможно, кроме уже упомянутых здесь бывал маршал Толбухин, скульптор Вучечич, писатель Гладков и многие, многие другие.
После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться, постепенно он был снят со всех постов. Кроме того, Хрущев приказал снять все картины "этого козловского мужика" и отправить в запасники. От опального президента отшатнулись многие бывшие приближенные, и это сильнее всего угнетало старого художника. Круг друзей и знакомых резко сузился. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Опальный художник во время хрущевской "оттепели" воспринимался как нечто отжившее. Герасимов А.М. умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Закончу я рассказ о художнике словами писателя И. Швецова - "…В сложное время жил и творил Александр Михайлович Герасимов. Он прожил долгую и прекрасную жизнь, этот мудрый, мужиковатый, самобытный и очень одаренный человек, познал стремительные взлеты к вершинам власти и мягкое падение, испытал преданность друзей и предательство лицемеров. Время - строгий и беспристрастный судья. Оно смывает все пакостное, второстепенное и обнажает главное в художнике - его творение. Герасимов своим могучим талантом живописца отобразил для потомства свою эпоху, глядя на нее с позиции художника-реалиста и страстного патриота России".
Дом на Соколе художника А.М. Герасимова, в котором побывало так много знаменитых людей, сохранился, правда, сейчас он перекрашен в ядовитый салатовый цвет. Кому он принадлежит в наше время я не знаю.

Герасимов Александр Михайлович(1881-1963)

Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. - А Е Архипов , Н. А. Касаткин , К. А. Коровин . У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит.

Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина , поступил на архитектурное. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву. Здесь он присоединился к АХРР - ассоциации художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР лишь себя называли "реалистами", всех же прочих - "формалистами" и "эстетами", непонятными народу.

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей ("Март в Козлове", 1914; "После дождя. Мокрая терраса", 1935, и др.). Среди его портретов, индивидуальных и групповых, со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, - "В. И. Ленин на трибуне" (1930), "И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле" (1938), "Гимн Октябрю" (1942) и др. - становятся образцами официального стиля советской живописи.

С конца 1930-х гг. Герасимов не только живописец, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54). На этих постах он был энергичным проводником, а отчасти и творцом художественной политики сталинских десятилетий.

В 1949–1960 руководил творческой мастерской станковой живописи в АХ СССР.
В 1947–1957 – президент АХ СССР.
Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, Лауреат Государственных премий СССР, награжден орденом В.И. Ленина, доктор искусствоведения. Получал многие правительственные награды.

Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: "Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]". В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя

Александр Герасимов - художник, известен в истории изобразительного искусства как великий создатель известных картин. Им было создано почти три тысячи художественных произведений. Большинство из этих произведений размещены в музеях и галереях стран бывшего Советского Союза.

Детство А. Герасимова

Родился Герасимов Александр Михайлович в 1881 году, 12 августа, в городе Мичуринске (раньше город Козлов). Его отец был простым крестьянином и продавцом скота. На юге своей страны он покупал животных, а в Козлове продавал их на площади. Кроме единственного дома в два этажа, у семьи художника ничего и не было. Работа отца не всегда была прибыльной, порой отец даже терпел большие убытки. В семье будущего художника всегда были определенные традиции, которых они неизменно придерживались.

Когда Александр Герасимов окончил церковную школу, он поступил в училище в Козлове. Отец обучал его семейному ремеслу. В самом начале 90-х С. И. Криволуцкий (выпускник Петербургской художественной академии) открыл в городе Козлове художественную школу. Именно в этот период молодой Александр Герасимов стал увлекаться и заниматься рисованием и начал посещать недавно открытую школу рисования. Когда основатель школы Криволуцкий увидел рисунки Герасимова, то сказал, что Александр должен поступить в Училище живописи в Москве.

Учеба Александра Герасимова

Родители были против того, чтобы их сын ехал учиться в Москву. Однако, несмотря на все запреты, Александр Герасимов все-таки поступает в столичное Училище живописи. После его успешного окончания Герасимов стал часто заходить в мастерскую Коровина. Но для ее посещения Александру необходимо было учиться на еще одном любом отделении училища. И Герасимов выбрал отделение архитектуры. Влияние А. Коровина очень сказалось на раннем творчестве художника. Его ранние работы покупал В.А.Гиляровский и этим психологически поддерживал и материально помогал юному художнику. С 1909 года А. Герасимов участвовал во всех выставках, которые организовывались в Училище.

В 1915 году после окончания Училища Александр Герасимов получил два диплома (архитектора и художника). Но единственное здание, которое он построил благодаря своему архитектурному образованию, - это здание единственного театра в городе Козлове. В том же году Александр ушел служить в армию, а вернувшись оттуда в 1918 году, сразу вернулся в Мичуринск.

Художественная деятельность А. Герасимова

В 1919 году Герасимов стал организатором Коммуны творчества художников Козлова. В этой коммуне были собраны все, кто хоть как-то относится к искусству. Данная организация регулярно проводила выставки, украшала и оформляла декорации в различных театральных постановках.

В 1925 году А. Герасимов уехал в столицу и поступил в АХРР. В этот же период времени он работал художником в театре Москвы. С 1934 года Александр ездит по художественным поездкам и командировкам в разные страны, например, Францию, Италию. Из своих творческих, художественных путешествий он привез очень много хороших набросков картин и этюдов. В 1936 году была открыта личная выставка художника в Москве. На этой выставке были показаны около ста известных произведений художника («Ленин на трибуне», «Портрет И.В. Мичурина» и др.). После успешного показа в Москве выставка была продемонстрирована в родном городе художника - Мичуринске.

В 1937 году известная работа Герасимова была продемонстрирована во Франции на мировой выставке и заслужила Гран-при.

В 1943 году Александр Герасимов стал Народным художником Советского Союза. За работу "Групповой портрет старейших художников" Герасимову в 1946 году вручили гос. премию, а в 1958 г. - золотую медаль.

Семья Александра Герасимова

Художник очень любил свой родной город и свою семью, хотя очень много лет прожил в столице - Москве. В Мичуринске остались жить родители художника, его сестра. В этом городе Герасимов женился, и родилась его прекрасная дочь по имени Галина. Александр был в разных странах, но всегда, когда возвращался из командировки, обязательно приезжал в Мичуринск. Он всегда говорил своей сестре, что никакие красивые и дорогие гостиницы в самых разных странах не сравнятся с родным домом, где он готов даже камни целовать.

Умер Александр Герасимов в 1963 году. В его честь в Мичуринске был открыт музей.