Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.

Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.

Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать на эту тему.

Жанр и направление

«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.

Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание ). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.

Композиция

  1. Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои и развернутся будущие события.
  2. Далее следует завязка конфликта Катерины с новой семьей и обществом в целом и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары).
  3. После завязки мы видим развитие действия, в ходе которого герои стремятся разрешить конфликт.
  4. Ближе к финалу конфликт доходит до момента, когда проблемы требуют срочного разрешения. Кульминация — последний монолог Катерины в 5 действии.
  5. Вслед за ней – развязка, которая показывает неразрешимость конфликта на примере гибели Катерины.
  6. Конфликт

    В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

    1. Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен .
    2. С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
    3. Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.
    4. Суть

      Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.

      В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная . Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.

      Главные герои и их характеристика

      В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

      1. Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом .
      2. Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное . Варвара - дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое .
      3. Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех. Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова. Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей .
      4. Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое .

      Темы

  • Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное ). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста. Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.
  • Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений. Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
  • Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном. С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше о ней.

Проблематика

Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.

  1. Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое.
  2. Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
  3. Проблему противоречивого русского характера , переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
  4. Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
  5. Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше .
  6. Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.

Смысл

Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.

Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в на эту тему.

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.

И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:

В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Драма А.Н.Островского "Гроза" одно из самых известных произведений писателя. В нём присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через всё произведение отражена в названии пьесы.

Гроза - это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи.

С самого начала повествования, в первом действии, мы слышим разговор двух героев о нравах Калинова. Кудряш и Кулигин являются второстепенными персонажами, но несмотря на это они несут важную смысловую нагрузку. Их беседа завязана вокруг Дикого. Этот герой одарён автором говорящей фамилией, действительно, ему как будто чужды человеческие понятия. Этот герой своеобразная гроза для всех домашних, а также для дворовых людей, внезапный его гнев держит в страхе всю округу.

Ещё один эпизод, в котором присутствует Дикой и один из героев, которые первыми появляются на сцене, Кулигин. В этом эпизоде Кулигин просит денег у Дикого для постройки часов и громоотвода, герой хочет сделать что-то полезное и хорошее, хоть как-то пошевелить закостенелое общество. Но он получает отказ, оказывается глупость и недальновидность Дикого ещё более глубока, чем нам может показаться, он категорически против сооружения, ведь гроза, по его мнению, посылается людям в наказание, а часы и вовсе не нужны (отсутствием часов автор, вероятно, подчеркивает то, что развитие Калинова отстаёт, образование отсутствует и до сих пор царят грубые крепостные порядки).

Главная героиня произведения Катерина живет с мужем в доме его матери Кабанихи. Кабановы, такова их говорящая фамилия, и она не требует лишних разъяснений. Свободолюбивая Катерина томится под гнётом этой жестокой женщины, настоящей грозы для всего своего дома. Лишь благовоспитанность и мудрость Катерины позволили ей долгое время продержаться под её властью, но только внешне, внутренне же героиня всегда остаётся свободной.

Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.

Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.

Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.

И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.

Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского "Гроза".

Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза

А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.

"Гроза" - вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?

Катерина в переводе с греческого значит "чистая", Островский повествует нам о том, как прогнившие до самых костей люди вокруг угнетают ее и загоняют в угол, потому что чувствуют в ней силу и понимают, она для них начало конца.
Эту хрупкую, наивную девушку не назовешь волевой или сильной, она не совершила подвига, напротив, ее поступок можно воспринять, как слабость, но смерть героини стала протестом против существующего порядка, своим примером она развязала руки всем угнетенным. Ее образ - "лучик света", символ борьбы с жестокими, эгоистичными людьми, ломающими жизни всех вокруг, то есть с "темным царством".

В последние дни, недели своей жизни Катерина жутко боялась грома, считая, что на ее голову снисходит божье наказание за грехи, она была настолько непорочная, что не понимала, гроза пришла убить не ее, молнии и гром раскалывают на части мир тех, кто обижал ее, мраку пришел конец.

Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.

Гроза, несущая смерть темному царству, прежним ужасным устоям - вот главный смысл и значение пьесы Островского.

У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро. Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому.

Несколько интересных сочинений

    Скорее всего, самая главная черта характера человека - верность. Она основана на постоянстве и честности. Отталкиваясь от своего понимания, мы сами выбираем кому или чему довериться.

  • Богодул в повести Прощание с Матерой Распутина сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является приблудный житель острова по прозвищу Богодул, представленный писателем в образе глубокого старика.

  • Цыганок характеристика и образ в повести Детство Горького сочинение

    Персонаж повести Максима Горького девятнадцатилетний Иван, весьма неоднозначен. Прозвище Цыганок он получил из-за своего внешнего вида – смуглая кожа, темные волосы, плюс ко всему он часто воровал на базаре

  • В чем Мцыри видит счастье сочинение

    Сюжет поэмы «Мцыри» разворачивается вокруг главного героя произведения маленького мальчика, который воспитывался монархом. Сначала читателю может подумать, что Мцыри везучий человек

  • Этим летом я ездил в лагерь. Путевку дали маме на работе. Когда я узнал, что поеду в лагерь, то очень обрадовался. Сразу начал думать, что мне понадобится в лагере. Решил что возьму пару игрушечных машин

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Работу выполнила:

студентка 142 группы

Маркелова Евгения.

Преподаватель:

Аль Даниил Натанович.

Санкт - Петербург

Драматургический анализ драмы Островского А.Н «Гроза».

История создания пьесы «Гроза».

Пьесу "Гроза" Островский написал в 1859 году - в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее - герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом: для одних - это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих - это "голос свыше", который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков. Если же сравнивать драму с драматическими канонами, то лучше всего по этому поводу писал Н.А. Добролюбов: «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга - с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг». Также в драме должно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературным языком. «Гроза» при этом «не удовлетворяет самой существенной цели драмы - внушить уважение к нравственному долгу и показать пагубные последствия увлечения страстью.Основная тема пьесы Островского «Гроза» - мощное отрицание застоя и гнёта неподвижного «тёмного царства» и появление положительного светлого начала, настоящей героини из народной среды. Другими темами «Грозы» являются темы любви, взаимоотношений в семье, греха.

В городе Калинове, на берегу Волги живёт Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова - женщина грубая, дикая, ханжа и деспотка. Вместе с ней в её доме живут сын Тихон, дочь Варвара и невестка Катерина Тихон, добрый, но безвольный человек полностью находится под властью матери, лишь украдкой нарушает её приказания. Он любит свою жену, она же не отвечает ему взаимностью. Катерина любит молодого человека, племянника купца Дикова, Бориса Григорьевича, который также безнадёжно страдает по ней; он живёт у своего дяди, пользуясь в семействе такими же правами, как и Катерина у своей свекрови; они только изредка видят друг друга в церкви. Борис зависит от дяди, Катерина находится в вечной вражде со свекровью, от чего жизнь влюбленных полна сложностей и неразрешимых противоречий. Особенно непросто Катерине. Женщина верующая - она боится своей любви, боится греха, не хочет предавать мужа. Ещё не согрешив, Катерина считает, что ей нет прощения. Но сердцу не прикажешь и как только появляется возможность встретится с любимым, молодая женщина не отказывается. Возможность встреч появилась благодаря отъезду мужа и предприимчивости его сестры. Варвара, молодая особа без принципов, очень быстро организовала ночные встречи влюблённых, подменив у маменьки ключ от калитки. И вот десять дней Катерина встречается с Борисом. Не упускает возможность свободы и Варвара: она встречается с Ваней Кудряшом, молодым человеком, конторщиком Дикого. При этом Варвара даже не задумывается о своих поступках, ночные гуляния не кажутся ей безнравственными и недостойными. Тихона нет в городе, он на свободе гуляет и пьянствует и конечно, не чувствует себя виноватым. Другое дело Катерина. На время свиданий с любимым она забывает о страшном суде и о гиене огненной, которые преследуют верующую женщину. Но вот возвращается муж и страх сделанного греха начинает мучить Катерину. Надвигающаяся гроза усиливает тревогу женщины, и она признаётся во всём мужу и свекрови, упав перед Тихоном на колени. Легче ей не становится, и она ищет защиты и поддержки у Бориса, но и тут бедной женщине понимания нет. Борис не может ослушаться дядю, который посылает его за любовные проделки в Сибирь. Выбор у Катерины не большой, и она бросается в Волгу. Мать запрещает сыну подойти к телу жены, потому что она -грешница.

Характеристика действующих лиц в пьесе «Гроза».

Катерина.

Главный персонаж драмы Островского «Гроза». Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству.! Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Н.А. Добролюбов в своей критике писал: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается всё облагородить в своем воображении. Чувство любви к человеку, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине».

После замужества жизнь Кати сильно изменилась, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой.Почему Катерина полюбила Бориса? Причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис - причина опорочивания ее; души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем.Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо" Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.

Марфа Игнатьевна Кабанова.

Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Кабаниха и Дикой- «столпы общества», духовные наставники в городе Калинове Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как! старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

Савел Прокофьевич Дикой.

Просто как «собака» набрасывается на всех. За ним капитал - это основа его бесчинств, поэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон - деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Дикой не щепетилен в выборе средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город.

Простой мещанин, механик-самоучка и мечтатель. Внешность его нам не известна. Ему за пятьдесят лет, но он деятельный и инициативный. С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он сидит на скамейке и любуется Волгой, от удовольствия даже поет.

Кулигин умеет находить общий язык с людьми. "Какой хороший человек!", -говорит о нем Борис. Кулигин благородный мечтатель, он постоянно думает о благосостоянии общества - хочет изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. "А то руки есть, а работать нечего".

В "темном царстве" Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто, кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.

Образ Кулигина симпатичен мне тем, что он всегда знает к чему он стремиться. У него есть цель - сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле, чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу. Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.

Думаю, что Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове. Будь Кулигин не один в своих стремлениях или если бы был по - богаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен, быть "изгоем" в Калинове.

Ваня Кудряш.

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.В нем сильнее, чем в ком-либо из героев «Грозы», исключая, разумеется, Катерину, торжествует народное начало. Это песенная натура, одаренная и талантливая, разудалая и бесшабашная внешне, но добрая и чуткая в глубине. Тем не менее, и Кудряш сживается с калиновыми нравами, его натура вольна, но подчас своевольна. Миру темного царства Кудряш противостоит своей удалью, озорством, но не нравственной силой. Кудряш свободолюбив, он не желает подчиняться самодурам. “Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”. Кудряш безоглядно любит Варвару и умеет постоять за свои чувства. Так же Кудряш не равнодушен к судьбе других людей.

Она является типичным отражением простых “калиновцев”, уверенных в том, что “еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается, а то бы так дураками и померли”. Глаша принадлежит к “темному царству”, деля этот мир на “свой” и “чужой”, на патриархальную “добродетель”, где все “прохладно и благочинно”, и на внешнюю суету, от которой старые порядки и время начинают “в умаление приходить”.

Варвара Кабанова.

Персонаж драмы Островского "Гроза", вызывает значительный интерес читателя. В этой девушке виден характер, и характер достаточно сильный. Пусть она и не пытается открыто бороться со своей матерью и порядками, царившими в городе Калинове. Но тем не менее она совершенно не собирается вести себя так, как того требует ее властная и -жестокосердная мать. Варвара прекрасно понимает, что она сама хозяйка своей судьбы. Варвара - девушка реалистичная, и в этом она существенно отличается от романтичной и мечтательной Катерины.Варвара смотрит на жизнь очень прагматично, на стремится наслаждаться всеми радостями жизни и охотно это делает. А Катерине на все ее терзания она советует: "А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!".Варвара умеет видеть чужой обман и ханжество. Об этом ясно свидетельствует один эпизод. Катерина и Варвара беседуют, и вдруг появляется сумасшедшая барыня. По своему обыкновению полоумная старуха говорит о божьей каре, об огне, в котором будут гореть все грешники. После ее ухода Катерина по-настоящему испугана. Она говорит: "Ах, как она меня испугала! я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь". Катерина предчувствует что-то плохое, хотя до трагедии еще далеко. Развитое воображение служит девушке плохую службу, она теряет чувство реальности. И начинает мучиться от непонятной тревоги. А Варвара реагирует на слова сумасшедшей барыни очень просто: "На свою бы тебе голову, старая карга!".Варвара ни на секунду не принимает слова сумасшедшей барыни близко к сердцу. Она успокаиваетКатерину, говорит, что барыня "всем так пророчит": "Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама боится, тем и других пугает".Идя на подобный шаг, Варвара надеялась, что Катерина станет немного веселей и счастливей, когда окажется рядом с любимым мужчиной. Варвара просто не поняла, что Катерина - непохожий на нее человек, она мерит людей по своим меркам. Варвара прекрасно знает своего брата, говорит, что как только он вырвется из-под материнского контроля, то обязательно запьет. Так и происходит на самом деле. Прекрасно разбирается в жизни и в людях, которые ее окружают. Она только не может до конца понять Катерину, ведь та так сильно отличается ото всех.

Борис Григорьевич.

Племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Сам Борис говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…» Добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре слабый человек. Борис вынужден унижаться перед своим дядей, Диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Борис неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину. В несчастье он только мечется и плачет: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» Но силы этой у Бориса нет, поэтому он не в облегчить страдания Катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой.

Тихон Кабанов.

Муж Катерины, сын Кабанихи.

Этот образ по-своему указывает на конец патриархального уклада. Тихон уже не считает нужным в быту придерживаться старинных порядков. Но, в силу своего характера, он не может поступать, как считает нужным, и идти против матери. Его выбор – это житейские компромиссы: «Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Незлой, но слабый человек, он мечется между страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так, как того требует Кабаниха - сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене свою власть, ему нужна теплота и ласка: «Зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Но этого в доме Кабанихи Тихон не получает. Дома он вынужден играть роль послушного сынка: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!» Его единственная отдушина – это поездки по делам, где он забывает все свои унижения, топя их в вине. Несмотря на то, что Тихон любит Катерину, он не понимает, что происходит с его женой, какие душевные муки она испытывает. Мягкость Тихона – одно из его отрицательных качеств. Именно из-за нее он не может помочь жене в ее борьбе со страстью к Борису, он не может облегчить участь Катерине и после ее публичного покаяния. Хотя сам он отнесся к измене жены мягко, не злясь на нее: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины. Именно этот бунт при людях наносит Кабанихе самый страшный удар.

Композиционное построение пьесы «Гроза».

Конфликт.

Cтолкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов. Если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий «темного царства» и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму, а конфликт как социальный.

Экспозиция.

Вид экспозиции жили-были,так как мы знакомимся с героями, эпохой и настраиваемся на жанр пьесы. Драматург не просто знакомит нас с героями и местом действия: он создает образ мира, в котором живут герои и где развернутся события. Именно поэтому в «Грозе», как и в других пьесах Островского, немало лиц, которые не станут непосредственными участниками интриги, но необходимы для уяснения самого уклада жизни. Действие происходит в вымышленном глухом городке, город Калинов обрисован подробно, конкретно и многосторонне. В нарушение, казалось бы, самой природы драмы в «Грозе» немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним видна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Высокий волжский обрывистый берег, и заречные дали вводят мотив простора, полета, неразрывный с Катериной. Детски чистый и поэтичный в начале пьесы, в финале он трагически трансформируется. Катерина появляется на сцене, мечтая раскинуть руки и взлететь с прибрежной кручи, а уходит из жизни, падая с этого обрыва в Волгу.

Завязка основного конфликта.

Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в её глазах - величайший грех. Эта решимость Катерины проявляется в сцене с ключом. Вначале она отталкивает ключ: «На что! Не надо! Не надо!» Потом, держа ключ в руках, признаётся самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» испугавшись, чьих то шагов, и спрятав ключ в карман: «Ну, уж, знать, так тому и быть... что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его...»Катерина встречается с Борисом, при этом чувства греха только усиливается в её душе: «...ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!.. Зачем ты моей погибели хочешь!»

Главная перипетия.

Душевная драма её главной героини Катерины, которая борется с самой собой, борется с Кабанихой, за которой стоят устои и традиции «тёмного царства».

Психологическая развязка конфликта.

ясно, что внутренне Катерина ужерешилась: «Мне что домой, что в могилу! В могиле лучше...», формальная развязка - гибель Катерины.

Финал этой пьесы основан на словах Тихона. Он восклицает, что Катерину погубила Кабаниха. Но понимание внутренних переживаний Катерины недоступно Тихону, как и всем другим персонажам пьесы.

Заключение.

В своем произведении А.Н. Островский показал трагедию женской судьбы в условиях мещанской семьи, которая следовала заветам и традициям домостроя. Писатель показал, как из жизнерадостной и наивной девушки жестокая семья делает человека, способного на самоубийство, то есть человека доведенного до крайней степени отчаяния и разочарования в жизни.Драма Островского «Гроза» - классическая трагедия. В «Грозе» классицистично всё - характеры - типы, несоразмерность причин и страданий, нарушение масштабов эмоции и событий.

Конфликт «Грозы» традиционный для этого жанра между чувством и долгом (греховная любовь к Борису) разыгрывается в душе Катерины.Катерина - истинно трагический герой, возвышающийся над своим окружением. Для неё примирение на земле невозможно, поэтому пьеса заканчивается гибелью героини.Актуальность пьесы в разные времена меняется, но значимость поднятых Островским проблем велика и сегодня. Потому что и сегодня главные проблемы общества сосредоточены вокруг понятий любви и ненависти, богатства и нищеты, добра и зла.

Список использованной литературы:

1. Н. А. Добролюбов "Луч света в тёмном царстве ",1860 г.

2. Статья И. А Гончарова "Отзыв о драме "Гроза" Островского".

3. С. Трухтин "О пьесе Островского Гроза".

Санкт - Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств.

Комедия "Гроза" - это одно из самых известных произведений русского драматурга А. Н. Островского. Идею, персонажей произведения можно исследовать вечно. Образы персонажей "Грозы" весьма примечательны.

Проблематика пьесы "Гроза"

Всех персонажей можно разделить на 2 группы: представителей старшего и младшего поколений. Старшее представляет Кабаниха и Дикой. Они представители патриархального мира, где правят эгоизм и нищета. Другие персонажи страдают от тиранства Кабанихи и Дикого. Это прежде всего Варвара, Катерина, Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей показывает, что все герои смирились со своей участью, и только Катерина не способна пойти против совести и своих желаний.

Все произведение "Гроза" посвящено истории главной героини Катерины. Она является одной из участниц Катерине приходится выбирать между двумя мужчинами, и эти мужчины - Борис и Тихон. данных персонажей поможет подробно разобраться в поведении героев пьесы.

Судьба Бориса

Прежде чем разбирать характер Бориса, необходимо ознакомиться с его историей.

Борис - не Калинова. Он попадает туда по воле родителей. Борису должно было достаться наследство, которым до поры до времени заведует Дикой. За хорошее поведение и послушание Дикой обязан отдать наследство Борису, однако читатели понимают, что из-за алчности Дикого этого никогда не произойдет. Поэтому Борису приходится оставаться в Калинове и жить там по правилам, установленным Диким и Кабанихой.

Судьба Тихона

Среди всех персонажей выделяет двух героев, двух мужчин - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика этих героев может сказать о многом.

Тихон зависит от Кабанихи - своей матери. Ему приходится во всем ей подчиняться. Кабаниха же не стесняется влезать и в личную жизнь своего сына, диктуя, как ему следует обращаться с женой. Свою невестку Катерину Кабаниха буквально сживает со света. К Катерине Кабаниха постоянно придирается.

Однажды Тихон вынужден уехать в другой город на несколько дней. Читатель ясно видит, как он рад появившейся возможности побыть одному и проявить свою самостоятельность.

Общее между Борисом и Тихоном

Итак, мы имеем двух персонажей - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика данных героев невозможна без анализа их образа жизни. Итак, оба персонажа живут с тиранами, оба героя вынуждены подчиняться чужой воле. Обоим героям не хватает самостоятельности. Оба героя любят Катерину.

В конце пьесы оба очень страдают после смерти Катерины. Тихон остается один, со своей матерью, а Борису Дикой приказывает уехать из Калинова. Разумеется, наследства ему после случая с Катериной точно не видать.

Борис и Тихон: различия

Различий между Борисом и Тихоном больше, нежели общего. Итак, Борис и Тихон - сравнительная характеристика. Таблица, приложенная ниже, поможет систематизировать знания об этих героях.

Борис Тихон
Отношение к Катерине Борис готов на все. Он рискует своей репутацией, репутацией Катерины - замужней женщины. Его любовь пылкая, открытая и эмоциональная. Тихон любит Катерину, но читатель порой ставит это под сомнение: если он ее любит, почему не защищает от нападок Кабанихи? Почему не чувствует ее страданий?
Отношения с другими персонажами пьесы Борис действует под прикрытием Варвары. Ночной Калинов - это время, когда вся молодежь выходит на улицу с песнями и романтическими настроениями. К Тихону относятся хорошо, но о его отношениях с другими персонажами сказано мало. Единственное, что примечательно - это его отношения с матерью. Он ее в какой-то степени любит и старается уважать, но с другой стороны он чувствует ее неправоту.

Таковы Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей, приведеная выше в таблице, достаточно краткая и емкая. Стоит заметить, что преимущественно читатели симпатизируют Борису, нежели Тихону.

Основная мысль пьесы "Гроза"

Характеристика Бориса и Тихона говорит о том, что два мужчины любили Катерину. Однако ни один, ни другой не смогли ее спасти. Катерина бросилась с обрыва в реку, ее никто не остановил. Именно Борис и Тихон, сравнительная характеристика которых была приведена выше, должны были ее спасти, должны были взбунтоваться против власти калиновских самодуров. Однако им это не удалось, и бездыханное тело Катерины вынесли из реки.

Калинов - это городок, который живет по своим правилам. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве", и это действительно так. Катерина не смогла изменить свою судьбу, но, возможно, она целого города. Ее смерть - это первая катастрофа, которая нарушила патриархальный уклад семьи. Кабаниха и Дикой чувствуют, что молодежь выходит из их власти, а значит, грядут перемены.

Таким образом, А. Островский смог показать не просто семейную трагедию. Перед нами трагедия целого города, гибнущего в деспотизме Дикого и Кабанихи. Калинов - это не вымышленный город, но таких "Калиновых" очень много на территории всей России.

». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству.

Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! … Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.

Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдницаНе с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила БорисаВедь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя.

Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис – причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себяБудучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.

Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше… Опять житьНет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.