Главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ "Мертвых душ" будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения - вовсе не уродливые помещики и не губерния, а "тайна", которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

"Бледное начало" грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего - это фрагменты грандиозной "постройки", осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ "Мертвых душ", следует понимать, что первый том - это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это "бледное начало" труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к "дворцу" губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла "Мертвых душ". У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать "нечто вроде поэмы". Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем "мысль" была "подсказкой" Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми "мертвыми душами". В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

"Мертвые души" в России времен Гоголя

"Мертвые души" - которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей "ревизской сказки". Только после нее они официально считались умершими. Именно после помещики переставали платить за них - особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель "мертвых душ" при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, - следствие "вдохновеннейшей мысли", осенившей его, - опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал "анекдот" с "мертвыми душами". Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения - это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ "Мертвых душ". Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение "поэма", которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь ("Мертвые души").

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. "Вся Русь явится в нем" - тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла "Мертвых душ" по сравнению с первоначальным стремлением "хотя с одного боку" показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась "одиссея" Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в "Мертвых душах", остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, - тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы "Мертвые души", следует непременно отметить, что Чичиков является человеком "середины". Сам автор говорит про него, что он "недурной наружности", но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно "Мертвые души". Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает "пошлость", заурядность своего героя. Он пишет о том, что "скромно" и "темно" его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова - это "приобретатель", "хозяин".

Чичиков - "средний" человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет - это так называемый "средний" человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление "человеческой бедности", скудости и духовных интересов - всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ "Мертвых душ" показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения "тайну" его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую "часть Чичикова".

"Положительные" герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной "пружиной" является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не "совершенства образцом". Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения "Мертвые души", мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают "положительные" герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, "похождениях" героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их "материальный" результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство "зеркалом", отражающим современную Россию в произведении "Мертвые души". Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают "воздух" (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения - на реальную его основу накладываются различные слои других значений - символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков ("Мертвые души"). Каждый из пяти персонажей весьма символичен - в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает "лавину" авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя "Мертвые души". Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен - он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения "Мертвые души". Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за "предметным" или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение - символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в "Евгении Онегине", сотворчество читателей автору "Мертвых душ". Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения "Мертвые души". Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово "лирического поэта". Рассуждения о двойственной природе явлений жизни - излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ ("Мертвые души"). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.

Все главные события, составляющие основу сюжета "Мертвых душ" ,протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета - приезд Чичикова в губернский город.
Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них "мертвые души". Казна проводила перепись крепостного населения один раз в 10-15 лет. Между переписями ("ревизскими сказками") за помещиками числилось установленное количество ревизских душ (в переписи указывались только мужчины). Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей переписи. "Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", - говорит Чичиков ошеломленному Манилову. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили налог, в том числе и за умерших. "Послушайте, матушка, - разъясняет Чичиков Коробочке, - да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь. Платите за него (умершего) подать как за живого". Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.
Возвращение Чичикова в город и оформление купчей крепости - кульминация сюжета. Все поздравляют нового "херсонского помещика" с приобретением крепостных. Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки "почтеннейшего Павла Ивановича". Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город.
Хотя Чичиков активно участвует во всех происходящих событиях, сюжет произведения выходит за рамки истории его жизни, его личной судьбы. "Мертвые души" - это книга о России, а не о Чичикове. Так понимал автор свой великий замысел. Выбранный сюжет давал Гоголю "полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров". В "Мертвых душах" огромное количество действующих лиц. Наглый приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, помещики и крепостные крестьяне - все социальные слои крепостной России представлены в поэме. Да и сам автор выступает в лирических отступлениях: он восторгается родиной, ее просторами, народом, его метким словом.
Можно сказать, что собирательный образ родины - это и есть главное в "Мертвых душах". Поэтому-то автор определяет произведение как поэму, восходящую к ее классическим образцам. В Древней Греции поэмами назывались народные эпические произведения, в которых изображалась жизнь и борьба всего народа. Такой литературный жанр, как лиро-эпическая поэма, давал возможность Гоголю "озирать всю громадно-несущуюся жизнь", родину "во всей своей громаде".
Соотношение частей в "Мертвых душах" строго продумано и подчинено творческому замыслу.
Первая глава поэмы является своеобразным вступлением. Автор знакомит нас с главными действующими лицами: с Чичиковым и его постоянными спутниками - Петрушкой и Селифаном, с помещиками Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников. Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой "благородное" сословие России, "хозяев жизни". В седьмой - десятой главах мастерски нарисовано губернское общество. Городские верхи, мелкие чиновники, дамы "просто приятные" и "приятные во всех отношениях" пестрой толпой проходят перед нашим мысленным взором. В одиннадцатой главе дана биография Чичикова, нечистоплотного дельца буржуазного склада, приобретателя мертвых душ. Заключительные строки "Мертвых душ" посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.
Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников. "Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие", - пишет автор. Или вот сатирический портрет некоего правителя канцелярии. Среди своих подчиненных правитель - "Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!" Нельзя не упомянуть и "Повесть о капитане Копейкине", инвалиде Отечественной войны 1812 года, который прибыл в Петербург просить "монаршей милости".
Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России, начиная с забитых крестьян и кончая сановниками. В "Мертвых душах" отразилась вся Русь с ее добром и злом.

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» является одной из самых ярких работ автора. Эта поэма, сюжет которой связан с описанием российской действительности 19-го века, представляет собой огромнейшую ценность для русской литературы. Значима она была и для самого Гоголя. Недаром он называл ее «национальной поэмой» и объяснял, что таким образом попытался обличить недостатки Российской империи, а затем и изменить облик своей родины в лучшую сторону.

Рождение жанра

Идея о том, чтобы написал Гоголь «Мертвые души», была подсказана автору Александром Сергеевичем Пушкиным. Вначале произведение задумывалось как легкий юмористический роман. Однако после начала работы над произведением «Мертвые души» жанр, в котором первоначально предполагалось изложить текст, был изменен.

Дело в том, что Гоголь счел сюжет весьма оригинальным и придал изложению иной, более глубокий смысл. В итоге через год после начала работы над произведением «Мертвые души» жанр его стал более обширным. Автор решил, что его детище должно стать не чем иным, как поэмой.

Основной замысел

Писатель разделил свое произведение на 3 части. В первой из них он решил указать на все недостатки, имевшие место в современном ему обществе. Во второй части он задумал показать, как происходит процесс исправления людей, а в третьей - жизнь героев, уже изменившихся в лучшую сторону.

В 1841 г. Гоголь завершил написание первого тома «Мертвых душ». Сюжет книги потряс всю читающую страну, вызвав множество споров. После выхода первой части автор начал работу над продолжением своей поэмы. Однако он так и не смог закончить начатое. Второй том поэмы казался ему несовершенным, и за девять дней до своей смерти он сжег единственный экземпляр рукописи. Для нас сохранились только черновики первых пяти глав, которые сегодня считаются отдельным произведением.

К сожалению, трилогия так и осталась незавершенной. А ведь поэма «Мертвые души» смысл должна была иметь значительный. Ее основное предназначение заключалось в описании движения души, которая прошла падение, очищение, а затем возрождение. Этот путь к идеалу необходимо было пройти главному герою поэмы Чичикову.

Сюжет

История, рассказанная в первом томе поэмы «Мертвые души», переносит нас в девятнадцатое столетие. Она повествует о путешествии по России, предпринятом главным героем Павлом Ивановичем Чичиковым, для приобретения у помещиков так называемых мертвых душ. Сюжет произведения предоставляет читателю полную картину нравов и быта людей того времени.

Рассмотрим главы «Мертвых душ» с их сюжетом немного подробнее. Это даст общее представление о ярком литературном произведении.

Глава первая. Начало

С чего начинается произведение «Мертвые души»? Тема, поднятая в нем, описывает события, происходившие во времена, когда французы были окончательно изгнаны с территории России.

В начале повествования Павел Иванович Чичиков, занимавший должность коллежского советника, приехал в один из губернских городов. При проведении анализа «Мертвых душ» становится понятен образ главного героя. Автор показывает его как мужчину средних лет, имеющего среднее телосложение и приятную внешность. Павел Иванович крайне любознателен. Возникают ситуации, когда можно даже говорить о его назойливости и надоедливости. Так, у трактирного слуги он интересуется доходами хозяина, а также пытается узнать обо всех чиновниках города и о самых знатных помещиках. Интересует его и состояние того края, в который он приехал.

Коллежский советник не сидит в одиночестве. Он посещает всех чиновников, находя к ним нужный подход и подбирая приятные для людей слова. Именно поэтому к нему относятся так же хорошо, что немного даже удивляет Чичикова, испытавшего по отношению к себе множество негативных реакций и даже пережившего покушение.

Основная цель приезда Павла Ивановича - поиск места для спокойной жизни. Для этого он при посещении вечеринки в доме у губернатора знакомится с двумя помещиками - Маниловым и Собакевичем. На обеде у полицмейстера Чичиков подружился с помещиком Ноздревым.

Глава вторая. Манилов

Продолжение сюжета связано с поездкой Чичикова к Манилову. Помещик встретил чиновника на пороге своего поместья и повел в дом. Дорога к жилищу Манилова лежала среди беседок, на которых вывешены таблички с надписями, указывающими на то, что это места для размышления и уединения.

Проводя анализ «Мертвых душ», по данному убранству можно без труда охарактеризовать Манилова. Это помещик, который не имеет никаких проблем, но в то же время уж слишком приторен. Манилов говорит о том, что приезд такого гостя сравним для него с солнечным днем и самым счастливым праздником. Он приглашает Чичикова отобедать. За столом присутствует хозяйка поместья и два сына помещика - Фемистоклюс и Алкид.

После сытного обеда Павел Иванович решается рассказать о той причине, которая привела его в здешние края. Чичиков хочет купить крестьян, которые уже умерли, однако их кончина пока не нашла отражение в ревизской справке. Его цель - оформить все документы, якобы эти крестьяне еще живы.

Как реагирует на это Манилов? Мертвые души у него есть. Однако помещик вначале удивляется такому предложению. Но после соглашается на сделку. Чичиков покидает поместье и отправляется к Собакевичу. Тем временем Манилов начинает мечтать о том, как Павел Иванович будет жить с ним по соседству и какими хорошими друзьями они станут после его переезда.

Глава третья. Знакомство с Коробочкой

По дороге к Собакевичу Селифан (кучер Чичикова) случайно пропустил нужный поворот. И тут начался сильный дождь, к тому же Чичиков упал в грязь. Все это вынуждает чиновника искать ночлег, который он и нашел у помещицы Настасьи Петровны Коробочки. Анализ «Мертвых душ» указывает на то, что эта дама боится всего и всех. Однако Чичиков не стал зря терять время и предложил приобрести у нее скончавшихся крестьян. Вначале старуха была несговорчива, но после того как заезжий чиновник пообещал купить у нее все свиное сало и пеньки (но в следующий раз), она соглашается.

Сделка состоялась. Коробочка угостила Чичикова блинчиками и пирожками. Павел Иванович, сытно покушав, поехал дальше. А помещица стала очень переживать, что взяла за мертвые души мало денег.

Глава четвертая. Ноздрев

После посещения Коробочки Чичиков выехал на столбовую дорогу. Он решил посетить попавшийся по пути трактир, чтобы немного перекусить. И здесь автор захотел придать этому действию некую загадочность. Он делает лирические отступления. В «Мертвых душах» он размышляет о свойствах аппетита, присущих людям, подобным главному герою его произведения.

Находясь в трактире, Чичиков встречает Ноздрева. Помещик пожаловался на то, что проиграл деньги на ярмарке. Далее они следуют в поместье Ноздрева, где Павел Иванович намерен неплохо поживиться.

Проводя анализ «Мертвых душ», можно понять, что собой представляет Ноздрев. Это человек, который очень любит всякие истории. Он рассказывает их повсюду, где бы ни находился. После сытного обеда Чичиков решается на торг. Однако ни выпросить мертвые души, ни купить их Павел Иванович не может. Ноздрев ставит свои условия, которые заключаются в обмене или же в покупке в придачу к чему-либо. Помещик даже предлагает использовать мертвые души в качестве ставки в игре.

Между Чичиковым и Ноздревым возникают серьезные разногласия, и они откладывают разговор до утра. На следующий день мужчины сошлись на игре в шашки. Однако Ноздрев попытался обмануть своего соперника, что и было замечено Чичиковым. К тому же оказалось, что помещик находится под судом. И Чичикову ничего не оставалось делать, как бежать, увидев капитана-исправника.

Глава пятая. Собакевич

Образы помещиков «Мертвых душ» продолжает Собакевич. Именно к нему после Ноздрева приезжает Чичиков. Поместье, которое он посетил, - под стать своему хозяину. Такое же крепкое. Хозяин угощает гостя обедом, беседуя во время трапезы о городских чиновниках, называя их всех мошенниками.

Чичиков рассказывает о своих планах. Они совершенно не испугали Собакевича, и мужчины быстро перешли к заключению сделки. Однако здесь для Чичикова начались неприятности. Собакевич начал торговаться, рассказывая о самых лучших качествах уже скончавшихся крестьян. Однако Чичикову подобные характеристики не нужны, и он настаивает на своем. И здесь Собакевич начинает намекать на незаконность подобной сделки, грозя рассказать о ней кому надо. Чичикову пришлось согласиться на предлагаемую помещиком цену. Они подписывают документ, все же опасаясь друг от друга подвоха.

Лирические отступления в «Мертвых душах» есть и в пятой главе. Рассуждениями о русском языке автор заканчивает повествование о посещении Чичиковым Собакевича. Гоголь подчеркивает разнообразие, силу и богатство русского языка. Здесь же он указывает на особенность нашего народа давать каждому клички, связанные с различными проступками или с течением обстоятельств. Они не покидают своего хозяина до самой его смерти.

Глава шестая. Плюшкин

Весьма интересным героем является Плюшкин. «Мертвые души» показывают его как человека весьма жадного. Помещик не выбрасывает даже свою старую, отвалившуюся от сапога подошву и несет ее в уже довольно приличную кучу подобного хлама.

Однако Плюшкин мертвые души продает весьма быстро и без торга. Павел Иванович весьма рад этому и отказывается от предложенного хозяином чая с сухарем.

Глава седьмая. Сделка

Достигнув своей первоначальной цели, Чичиков направляется для окончательно решения вопроса в гражданскую палату. В город уже прибыли Манилов и Собакевич. Поверенным Плюшкина и всех остальных продавцов соглашается стать председатель. Сделка состоялась, и за здоровье нового помещика было открыто шампанское.

Глава восьмая. Слухи. Бал

В городе начали обсуждать Чичикова. Многие решили, что он миллионер. Девушки стали сходить от него с ума и присылать любовные послания. Попав на бал к губернатору, он буквально оказывается в объятиях дам. Однако его внимание привлекает шестнадцатилетняя блондинка. В это время на бал приходит Ноздрев, громко интересуясь покупкой мертвых душ. Чичикову пришлось уехать в полном смятении и печали.

Глава девятая. Выгода или любовь?

В это время в город приехала помещица Коробочка. Она решила уточнить, не прогадала ли со стоимостью мертвых душ. Новость об удивительной купле-продаже становится достоянием жителей города. Люди полагают, что мертвые души являются для Чичикова прикрытием, а на самом деле он мечтает увезти понравившуюся ему блондинку, которая является дочкой губернатора.

Глава десятая. Версии

Город буквально оживился. Новости появляются одна за другой. В них идет речь о назначении нового губернатора, о наличии подтверждающих бумаг о фальшивых ассигнациях, о сбежавшем от полицейских коварном разбойнике и т. д. Версий возникает множество, и все они касаются личности Чичикова. Возбуждение людей негативно влияет на прокурора. Он умирает от удара.

Глава одиннадцатая. Цель мероприятия

Чичиков не знает, о чем говорит про него город. Он направляется к губернатору, однако его там не принимают. Кроме того, встретившиеся ему на пути люди шарахаются от чиновника в разные стороны. Все становится ясно, после того как в гостиницу приходит Ноздрев. Помещик пытается убедить Чичикова в том, что он пытался помочь ему в похищении дочки губернатора.

И здесь Гоголь решает рассказать о своем герое и о том, зачем скупает Чичиков мертвые души. Автор повествует читателю о детстве и обучении в школе, где Павел Иванович уже проявлял данную им от природы смекалку. Рассказывает Гоголь и об отношениях Чичикова с товарищами и учителями, о его службе и работе в комиссии, находившейся в казенном здании, а также о переходе на службу в таможне.

Анализ «Мертвых душ» явно указывает на имеющиеся у главного героя задатки, которые он использовал для совершения своей сделки, описанной в произведении. Ведь на всех местах работы Павел Иванович умудрялся делать немалые деньги путем заключения липовых договоров и сговоров. Кроме того, не брезговал он и работой с контрабандой. Для того чтобы избежать уголовного наказания, Чичиков ушел в отставку. Перейдя на работу поверенным, он тут же сложил в голове коварный план. Приобрести Чичиков мертвые души хотел для того, чтобы заложить, как живые, в казну ради получения денег. Далее в его планах была покупка деревеньки ради обеспечения будущего потомства.

Отчасти Гоголь оправдывает своего героя. Он считает его хозяином, выстроившим своим умом столь занимательную цепочку сделок.

Образы помещиков

Эти герои «Мертвых душ» особенно ярко представлены в пяти главах. Причем каждая из них посвящена только одному помещику. Существует некая закономерность в размещении глав. Образы помещиков «Мертвых душ» располагаются в них по степени своей деградации. Вспомним, кто был первым из них? Манилов. «Мертвые души» описывают этого помещика как ленивого и мечтательного, сентиментального и практически неприспособленного к жизни человека. Это подтверждено многими деталями, например, пришедшим в упадок хозяйством и стоящим на юру домом, открытым всем ветрам. Автор, используя потрясающую художественную силу слова, показывает своему читателю мертвенность Манилова и никчемность его жизненного пути. Ведь за внешней привлекательностью находится духовная пустота.

Какие еще яркие образы созданы в произведении «Мертвые души»? Герои-помещики в образе Коробочки - это люди, которые сконцентрированы только на своем хозяйстве. Недаром в конце третьей главы автор проводит аналогию этой помещицы со всеми аристократическими дамами. Коробочка недоверчива и скупа, суеверна и упряма. Кроме того, она недалекая, мелочная и ограниченная личность.

Далее по степени деградации следует Ноздрев. Как и многие другие помещики, он не меняется с возрастом, даже не пытаясь внутренне развиваться. Образ Ноздрева олицетворяет собой портрет кутилы и хвастуна, пьяницы и шулера. Этот помещик азартен и энергичен, однако все его положительные качества пропадают впустую. Образ Ноздрева столь же типичен, как и предыдущих помещиков. И это подчеркивается автором в его высказываниях.

Описывая Собакевича, Николай Васильевич Гоголь прибегает к его сравнению с медведем. Помимо неуклюжести автор описывает его пародийно перевернутую богатырскую мощь, приземленность и грубость.

Но предельная степень деградации описана Гоголем в образе самого богатого помещика губернии - Плюшкина. За свою биографию этот человек прошел путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. И к этому состоянию его привели не социальные условия. Нравственное падение Плюшкина спровоцировало одиночество.

Таким образом, всех помещиков в поэме «Мертвые души» объединяют такие черты, как праздность и бесчеловечность, а также духовная пустота. И этому миру по-настоящему «мертвых душ» он противопоставляет веру в неисчерпаемый потенциал «таинственного» русского народа. Недаром в финале произведения возникает образ бесконечной дороги, по которой несется птица-тройка. И в этом движении проявляется уверенность писателя в возможности духовного преображения человечества и в великом предназначении России.

Урок 2 Анализ 1 главы «Мертвых душ»

Цель: подготовить учащихся к изучению поэмы, ввести в понимание идейного замысла писателя, возбудить интерес к поэме Гоголя

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

1)Вступительное слово учителя

Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» - самого крупного и наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества. Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет-с осени 1835 г. по осень 1841 г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал над вторым томом поэмы. Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г.сжигает всё написанное им для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошёл второй том поэмы, сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его. В дальнейшем у нас речь будет идти всё время о первом томе поэмы Гоголя.

Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина. Когда Гоголь летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки - сценки и наброски с натуры, - Пушкин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью зарисовок людей и характеров. «Как, - воскликнул он, - с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большее сочинение!» Пушкин дал Гоголю сюжет «Мёртвых душ»; одобрение Пушкина получили и первые главы поэмы, которые читал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.

Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами», отдал ей все свои силы.

По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к «Ревизору». Гоголь в «Ревизоре» рассказал суровую правду о чиновническом произволе, о взяточничестве, царившем во всех уголках России.

В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не только чиновников, но и помещиков - тогдашних «хозяев жизни».Гоголь предвидел новое озлобление и клевету со стороны так верно показанных им «мёртвых душ»., «Ещё восстанут против меня новые сословия и много разных господ, - писал он Жуковскому, работая над поэмой, - но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками».

Подсказанный Пушкиным сюжет - поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ - был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.

Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным представителем нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе человека-дельца, предпринимателя. Гоголь был очень доволен данным ему Пушкиным сюжетом. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! - восклицает он в письме к Жуковскому в ноябре 1836 г., работая над поэмой. - Вся Русь явится в нём».

Таким образом, не внешняя история- приключения Чичикова - составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов «Мёртвых душ»- помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Гоголь с особой любовью говорит в своей поэме о народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь высказывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.

Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического общества в поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству помещиков и чиновников и плутов-приобретателей народна» Русь. Величественным образом Руси - необгонимой тройки». несущейся вперёд, - заканчивается поэма.

2.Беседа в целях объяснения непонятных слов

«канифасовые панталоны» (брюки из канифаса-полосатой бумажной ткани),.

«трактир» (ресторан; впоследствии - ресторан низшего разряда), «демикотонный сюртук» (сюртук из плотной бумажной ткани),

«сбитенщик» (продавец сбитня-горячего напитка из мёда с добавлением пряностей),

«коллежский советник» (гражданский чиновник; в царской России было 14 чинов;

коллежский советник - средний чин в табели рангов) и т. д.

3.Анализ двух-трёх отрывков поэмы (первой главы).

а) Начало поэмы - въезд Чичикова в город.

Учител

Поэма не имеет предисловия. Как увидим далее, предисловием к ней можно считать лирическое отступление о путнике, возвращающемся домой, и о двух типах писателей, помещённое в начале седьмой главы. В начале поэмы нет и биографии Чичикова, которая перенесена в конец «Гоголь в воспоминаниях», стр. поэмы, дана в одиннадцатой главе. Сам Чичиков описан в начале поэмы весьма неопределённо. Сначала показывается довольно красивая, небольшая рессорная бричка, в которой ездят холостяки, помещики среднего достатка-«господа средней руки». Таким образом, Чичиков характеризуется через описание его брички: в такой бричке ездят холостяки, помещики среднего достатка. И далее мы не видим даже описания внешности Чичикова. Ничего об этом не говорит Гоголь, а ведь он был величайшим мастером портрета!

б)-Что Гоголь пишет о Чичикове?

«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Учитель. Вот и всё. Гоголь сознательно не даёт в начале поэмы портрета Чичикова. Отказом дать ему характеристику Гоголь указал на одну из самых отличительных особенностей Чичикова: Чичиков - человек, прячущий истинное лицо своё, лицо хищника, неутомимого и беспринципного приобретателя; он всё время прячется под ту или иную маску. Въезжая в город N. Чичиков надел на себя личину благовоспитанного, культурного, светского человека. Конец первой главы показывает, что Чичиков достиг своей цели: Гоголь в комических, иронических выражениях передаёт, как о Чичикове благоприятно отзываются все чиновники и даже Собакевич, сроду никого не похваливший на своём веку.

в) - Начиная, свою поэму, Гоголь рассказывает только о Чичикове?

Тут же показаны и крестьяне (два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова), и франт с тульской булавкой- представитель того светского общества, которое будет так зло высмеяно Гоголем в поэме.

Уже на первой странице Гоголь начинает рисовать типичную картину русской жизни, показывает обычную обстановку губернского города: грязную гостиницу, комнату с тараканами, питейные дома, кабак, казённые учреждения, окрашенные вечно-жёлтой краской.

г)-Как выглядела гостиница? Чтение текста

Особенно характерна такая подробность: в «покойной» комнате, отведённой Чичикову, за дверью устраивается сосед, «молчаливый и спокойный» наблюдатель-представитель полиции

Посмотрим, как Гоголь в дальнейшем описывает губернский город, чиновников и главного героя - Чичикова.

Вот Чичиков отправляется в общую залу для проезжающих.

д) Как Гоголь описывает общую залу? Чтение текста.

Эта общая зала также показывается Гоголем как весьма заурядное явление: поезжайте в любой город и в каждой гостинице вы найдёте именно такую общую залу. Гоголь пишет:

«Какие бывают эти общие залы - всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены... та же копчёная люстра... те же картины... словом, всё то же, что и везде...»

е) Заглянул Чичиков в городской сад.

- Как Гоголь описывает городской сад? Это одно из самых ярких сатирических мест первой главы.

Обратите внимание на то, что было в действительности, каков был действительный сад и как сад был описан в правительственных газетах, какими словами в правительственных газетах расписывали мнимые чувства граждан к господину градоначальнику: «...хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день, и что при этом было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику».

ж) Почему Гоголь не даёт определённого имени изображаемому им городу?

Гоголь сознательно не даёт определённого имени изображаемому им городу, а называет его губернским городом, цель автора - показать, что он изображает не какой-то конкретный город, но типичный губернский город.

Чичиков отправляется смотреть город. «Чичиков... нашёл, что город ничем не уступал другим губернским городам». Все города были тогда примерно такими же. Вот магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Фёдоров».

Вот другая типичная деталь города: «Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконической надписью: «Питейный дом».

3. Выводы, обобщения в результате проделанной работы .

Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель - не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая, животная натура.

3. Чичиков на вечеринке у губернатора

А)- Какие две характеристики чиновников дает Гоголь в первой главе поэмы?

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам...» и до конца.

Гоголь говорит здесь о чиновниках с нескрываемой насмешкой: тонкие чиновники увиваются около дам, виляют туда И сюда, спускают нажитое отцами добро на курьерских. Они обдуманно зачёсывали свои бакенбарды и -т. д.

Толстые чиновники также рисуются в смешном виде: лица у них полные и круглые, на иных даже были бородавки. Они, «служа богу и государю», наживают себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя. Замечательны следующие слова Гоголя: «Наконец, толстый, послуживши богу и государю...» и т. д.

Пустота, отсутствие душевного содержания чиновников особенно подчёркивается Гоголем тем, что он полностью характеризует их, описав один только их внешний вид: фигуры, костюм, причёски. Всё это делает речь Гоголя комической: нам смешны люди, похожие на мух, люди, которые отличаются друг от друга только тем, что одни толстые, а другие тонкие.

Этот приём исчерпывающей характеристики человека через описание двух-трёх чёрточек его внешности мы встречаем всё время у Гоголя. Прокурор, например, полностью охарактеризован тем, что у него весьма чёрные густые брови да подмигивающий левый глаз.

Когда всё же приходится Гоголю в какой-то мере говорить о нравственных качествах его «героев», он всегда сопровождает это оговоркой, подчёркивающей, что отмечаемое им в «герое» душевное качество было «особого» рода.

Так, говоря, что губернатор «впрочем, был большой добряк», Гоголь тут же добавляет, что он настолько был добр, что даже сам вышивал иногда по тюлю. Читателю становится ясным, что за «доброта» была у губернатора. Говоря о прокуроре с чёрными густыми бровями и подмигивающим глазом, он продолжает: «человека, впрочем, серьёзного и молчаливого». Здесь опять-таки ясно, какова серьёзность прокурора. Характеристика почтмейстера выдержана в этих же тонах: «почтмейстер был низеньким человеком, но остряком и философом».

Следует подчеркнуть, что дело здесь не во внешнем комизме, не в неожиданных переходах речи, а в том, что Гоголь показывает смешную сущность изображаемых им героев, у которых не было за душой ничего человеческого.

Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы - показать мёртвое царство мёртвых душ. Мы смеёмся над убожеством, нелепостью, животной примитивностью помещиков и чиновников.

Б) Теперь посмотрим, как Гоголь рисует Чичикова в первой главе.

Разоблачая Чичикова, Гоголь пишет: «В приёмах своих господин имел что-то солидное и... высмаркивался чрезвычайно громко». После ужина Чичиков заснул крепким сном, храпя «вовсю насосную завёртку, как выражаются в иных местах обширного русского государства».

Гоголь сознательно, с целью применил к Чичикову эти грубые, простонародные выражения, чтобы раскрыть подлинную суть Чичикова: Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь всё время говорит о своём герое с тонкой насмешкой.

Говоря с трактирным слугой, Чичиков задавал ему не всё пустые вопросы: он с чрезвычайной точностью расспросил о всех высших чиновниках города. Вот, оказывается, что значит для Чичикова серьёзные, не пустые вопросы.

Говорил Чичиков «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует, словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».

Опять нам смешно, что вывод о том, что Чичиков был очень порядочным человеком, сделан на основе того, что ой. «говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует».

Заключительные замечания Гоголя о Чичикове также смешны, они полностью характеризуют и главного героя, и чиновников, раскрывают подлинную сущность и Чичикова, и чиновников.

«Губернатор о нём изъяснялся, что он благонамеренный человек» («благонамеренный» означало в то время, что никаких «вольных» мыслей в голове Чичикова не было, что он не имел либеральных взглядов, почитал начальников и т. д.); прокурор о нём сказал, что он дельный человек (опять ирония; как мы узнаем позже, сам прокурор был величайшим бездельником); жандармский полковник сказал, что он учёный человек (здесь смешно нам от сопоставления жандарма и учёности). Впоследствии детям можно давать задания выявлять черты сатиры и юмора в описании помещиков.._,

Работая над усовершенствованием своих произведений, Гоголь стремится к тому, чтобы сказать короче, освободиться от иностранных и вообще книжных слов, от слов расплывчатых и неясных. Везде, где только представлялась возможность, он заменяет иностранные и книжные слова словами русскими, простыми, разговорными, народными, которые ближе к жизни, реально и образно передают характер изображаемого предмета и лица.

Гоголь широко раздвинул границы литературного языка, обогатил его яркими, меткими словами и оборотами. Работая над образами поэмы, мы встречались с такого рода словечками Гоголя.

Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у кого-либо из наших писателей не найти такого количества народных слов и оборотов, как в языке Гоголя.

4. Задание на дом:

Подготовиться к устным ответам (возможно ближе к тексту) на следующие вопросы:

а) Как описан Манилов в первой главе поэмы?

б) Как характеризуется Манилов от имени автора во второй главе поэмы?

в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?

г) Какова бытовая обстановка Манилова?

д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым в седьмой главе?

Главным произведением, созданным Гоголем являются «Мертвые души». Он писал его долгих 17 лет, часто переосмысливая и переписывая главы, менял персонажи. Только над первым томом трудился 6 лет. Идею написать такое произведение ему подсказал Пушкин. Александр Сергеевич сам хотел использовать этот сюжет, но решил, что у Гоголя это лучше получиться. Так и вышло.

В названии поэмы отображен процесс продажи мертвых крепостных, а также по-настоящему «мертвые» души бездуховных, аморальных помещиков, которые занимались такой продажей в целях обогащения.

Главной темой произведения является безнравственность, которая царила на Руси в 30-х годах 19 века и пороки, из нее исходящие. Автор раскрыл эту тему очень широко и глубоко.

Сюжет произведения заключается в том, что Чичиков путешествует по России с целью скупить «мертвые души», чтобы потом обогатиться на этом. Этот сюжет позволил автору широко показать всю жизнь России изнутри, такой, какая она есть.

Композиция поэмы состоит из 11 опубликованных глав первого тома и еще нескольких уцелевших глав второго тома. Эти главы объединяет образ главного героя Чичикова. Второй том Гоголь закончил незадолго до своей смерти. Но от него остались только несколько глав, дошедшие до нас. Существуют разные мнения о том, куда подевалась рукопись. Некоторые литературоведы говорят о том, что он сжег ее сам, а другие говорят, что отдал своим знакомым писателям, которые впоследствии ее потеряли. Но точно этого мы уже не узнаем. Третий том он так и не успел написать.

Первая глава знакомит нас с главным героем Чичиковым и с жителями города. 2-6-я главы посвящены помещикам, описанию их быта и уклада жизни, их нравов. Читая эти главы, мы знакомимся с портретами помещиков, которые так сатирически тонко изобразил автор. А вот следующие 4 главы посвящены безобразному укладу жизни чиновников. Здесь процветает взяточничество, самодурство и другие пороки, свойственные большинству чиновников.

Поэма написана в стиле реализма, хотя в ней есть и романтические нотки: красивое описание природы, философские размышления, лирические отступления. Так, в конце произведения, автор размышляет о будущем Руси, о ее силе и могуществе.

Гоголь, используя подсказанную идею, развил сюжет. Для него случаи с «мертвыми душами» были хорошо знакомы. Он много слышал о таких аферах, ведь в тогдашней России покупка и продажа умерших, но по официальным документам числящихся крепостных людей была привычным делом. Перепись населения проводилась раз в 10 лет, и эти 10 лет умерших крепостных дарили, продавали, закладывали, чтобы на этом обогатиться.

Вначале автор думал писать свое произведение как сатирический роман, но потом понял, что в роман нельзя уместить все то, о чем он хочет написать, то есть всю подноготную жизнь Руси. Гоголь меняет жанр произведения на поэму. Он предполагал написать поэму в 3-х томах, на подобии поэмы Данте. И хотя многие литературоведы называют «Мертвые души» романом, принято называть произведение поэмой, именно так, как задумал автор.

Вариант 2

Н.В.Гоголь – один из уникальных и загадочных писателей XIX столетия. Масштабность его творчества поражает читателей вот уже несколько веков. Самобытность писателя проявляется во всех его произведениях. Правда о русской действительности девятнадцатого века – одна из ведущих тем его творений.

Одно из самых гениальных произведений Н.В. Гоголя считается поэма «Мертвые души». Семнадцатилетний труд создателя не прошел даром. Тонкий психолог человеческих душ в образах героев своей поэмы воссоздал реальную историю того времени. В самом названии скрыт глубокий философский смысл задуманного писателем. Мертвые души - те ли умершие люди, которых собирал главный герой, или это сам Чичиков с его окружением.

Сюжет необычен и в то же время прост. Коллежский советник Чичиков скупает у помещиков умерших, но еще числившихся крепостных крестьян, мечтая разбогатеть на этом. Каждая из сторон сделки при этом имеет выгоду. Один - продает воздух, другой - покупает его. Автор окутал тайной происхождение главного героя, его возраст до последней 11 главы, в которой и раскрыта тайна советника Чичикова. Писатель умышленно в развитии сюжетной линии не заостряет внимание на прошлом героя. Для Гоголя он ничем не примечательным не отличался, «средний» человечек. Раскрывая тайну рождения Чичикова, писатель хочет подчеркнуть заурядность его героя.

Тема, подсказанная писателю А.С.Пушкиным, реальность того времени. Мошенничество, цинизм, стремление к наживе любыми способами - изобличает Гоголь в своем творении.

Композиционно поэма состоит из первого тома и нескольких глав второго тома. Яркие лирические отступления дополняют обстановку русской жизни. Шесть портретов рисует перед глазами читателя художник слова Гоголь. В полном цвете представляется перед глазами Чичиков, Собакевич, Манилов, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин. С нескрываемым юмором описывает писатель своих героев: самодурство, глупость, расчетливость - основные их черты характера. 11 глав поэмы раскрывает всю внутреннюю сущность общества того времени. Удивителен литературный жанр произведения - поэма (так назвал его сам автор). Но отсутствие стихотворной рифмы, структура скорее напоминало бы роман. Гоголь назвал свое творение именно поэмой в силу большого количества отступлений лирического характера, философских размышлений автора. До настоящего времени вызывает восхищение монолог о русской тройке, в котором прослеживается настоящее и будущее России.

Актуальность произведения не иссякла и по сей день. Разве нет сейчас людей, желающих получить богатство из ничего? А мечтающих, но ничего не делающих для этого Маниловых? Глупых и скупых Коробочек? Несомненно есть, они рядом и стоит только хорошенько присмотреться, то встретишь гоголевских героях в наши дни. В этом и проявляется бессмертие творения Н.В.Гоголя под названием «Мертвые души».

Анализ Мертвых душ

Поэма “Мертвые души’’ является одним из самых значимых произведений Н. В. Гоголя. Автор потратил на ее написание 17 лет. Изначально произведение задумывалось как комическое, но чем дальше продвигалось развитие сюжетной линии, тем логичнее казался переход на реализм. После выхода в свет, поэма стала предметом всеобщих споров и подняла волнение в литературном обществе. Через все произведение прослеживается тема настоящего и будущего России, которая очень волновала самого автора. Она передается в отношениях Чичикова c такими же шарлатанами и аферистами.

Гоголь очень любил свою страну и свой народ. Он описывал обычных русских людей, которые вывели бы Россию в светлое будущее. Но также остается открытым вопрос сословий, которые изживают себя, их души прогнили и деградировали. Отсюда и название поэмы, которая помимо прямого значения имеет и переносное. Мертвые души - это крестьяне, которые отошли в мир иной, но продолжают числиться за поместьем. Также “мертвыми душами” Гоголь называет дворян и помещиков, которые тормозят развитие страны, не имеют никаких интересов и доживают свой век, морально разлагаясь. Такими как раз и были Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин и другие. Мы начинаем знакомиться с этими персонажами со второй главы, когда коллежский советник Чичиков выезжает из города NN и начинает свое путешествие по близлежащим деревням. Там он знакомится с помещиками, которые являются собирательными образами дворянства гоголевского времени.

Каждая глава посвящена отдельному барину. Главы построены логично и последовательно, будто каждая из них является отдельным рассказом. Те, в которых описываются помещики имеют сходную композиции, что позволяет наглядно сравнивать образы. Несмотря на логически выстроенную последовательность, автор использует алогизмы и абсурд для передачи характеров персонажей. Также в поэме присутствуют лирические отступления и новеллы, которые не относятся к основному сюжету, но помогают более полно понять замысел всего произведения.

Само произведение больше похожа на повесть или роман, но Гоголь именует его эпической поэмой. Она имеет кольцевую композицию, но ей присуще некое своеобразие. Таким образом, последняя 11 глава может являться неформальным началом произведения и также формальным его завершением. Действие в поэме начинается с въезда Чичикова в город NN и заканчивается, когда он из города выезжает.

Жизнь – весьма забавная вещь. Сколько всего интересного происходит с человеком. Человек каждый день то и делает, что узнают окружающий его мир: он влюбляется, знакомится с другими людьми, разочаровывается в них или связывает с ними свою жизнь

Мир взрослых кажется таким далеким и таинственным и при этом остается для нас довольно близким и понятным. Как минимум так кажется, к примеру, мы понимаем: когда-то придется ходить на работу, создавать семью и обременять себя повседневными делами

  • Нужны ли России Базаровы - сочинение для 10 класса

    Наверное, каждый человек может сразу же сказать, из какого произведения главный герой Базаров и кто является автором данного произведения. Оказывается, Базаров из произведения «Отцы и дети»

  • Сочинение по картине Баулина Храм Покрова на Нерли 8 класс

    Среди известных русских пейзажистов Сергей Баулин считается одним из образцовых мастеров именно архитектурной живописи. На его полотнах часто встречаются известные всем нам строения, которым относится и храм Покрова на Нерли.