Особенности восприятия учащимися повести М. Пришвина «Кладовая солнца»

Наблюдая за особенностями восприятия повести учащимися, можно сделать вывод, что при самостоятельном чтении школьники осознают сюжетную канву повести, воспринимают отдельные описания природы. Важнейший момент--причина ссоры детей -- не наводит их на раздумья; ученики ограничиваются воспроизведением спора о том, по какой дороге идти Насте и Митраше на Слепую елань. Без помощи учителя школьникам трудно раскрыть отношение автора к природе и людям, у них не возникает желания раскрыть смысл заглавия сказки-были.

Но не следует спешить с выводами о характере непосредственного восприятия учениками сказки-были Пришвина, ибо отсутствие вербального отчета может говорить об отсутствии осознанного восприятия или опыта эстетического восприятия, а не об ограниченности восприятия того или иного литературного произведения, тем более такого сложного философского произведения, каким является «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.

В связи со сказанным возникает предположение, что дополнительным средством выявления восприятия нравственного и эстетического потенциала «Кладовой солнца» могут стать рисунки школьников, к созданию которых они приступят до изучения текста в классе. В практике учителей-словесников рисунки по тексту художественных произведений создаются учащимися в процессе анализа на уроке или после этой работы. Этот небольшой эксперимент преследует ограниченную цель: выявить пласты восприятия учащихся, не фиксируемые при словесном отчете о прочитанном. Результаты оказались интересными.

Попробуем провести анализ образного восприятия текста «Кладовой солнца» шестиклассниками на основе их живописных работ. Методика проверки экспериментального приема изучения художественного восприятия заключалась в следующем. Учащиеся VI «Б» класса Донской реальной гимназии г. Ростова-на-Дону, прочитавшие сказку-быль Пришвина, получили задание создать рисунки, выбрав для этого любую тему, эпизод, описание. Расположим полученные детские рисунков в соответствии с последовательностью событий «Кладовой солнца» и аналогичными этапами последующей текстуальной работы, что должно помочь внести коррективы в ставшую традиционной методику анализа повести Пришвина. Созданные учениками рисунки различны по исполнению и по степени самостоятельности, однако они убеждают в достаточно дифференцированном и глубоком восприятии текста. Интересен также выбор тем рисунков.

Портрет Насти был представлен девочками класса. Ученицы воплотили в нем то, что Пришвин раскрыл в образе «золотой курочке». Общее радостное впечатление от портрета девочки усиливается сочетанием ярких цветов и золотистых волос. Настя словно озарена лучами солнца. Рисунки двух других учеников раскрывают большое внимание учеников к трудовой жизни Насти и Митраши, к их немудреному хозяйству, что подсказывает необходимость уделить этому вопросу должное внимание на уроках работы по тексту. Ученики изображают деревенский двор, дом, постройки, Митрашу, выгоняющего скотину, Настю, пасущую козу на фоне зеленого луга.

Школьники уловили не только особый интерес писателя к значению солнечной энергии в создании торфяных богатств, но и особую «солнечность» в изображении детей, тот неповторимый колорит сказки-были Пришвина, который не чувствовался в их высказываниях в беседах с учителем, предваряющих изучение «Кладовой солнца».

На рисунке одного из лучших учеников класса мы видим сросшиеся деревья и две разные дороги, по которым пойдут герои повести: ясно видимая, куда указывает Настя, и почти невидимая, поросшая травой, куда обращена рука Митраши. В рисунке не чувствуется самостоятельности, но радует внимание к характеру Митраши, к его упрямству, настойчивости.

Три рисунка связаны с историей лесника Антипыча и собаки Травки. Два рисунка раскрывают восприятие шестиклассниками финальных событий повести.

Детские рисунки раскрывают новые стороны восприятия художественного произведения. В сочетании с данными предварительных устных бесед эти живописные опыты убеждают в том, что учащиеся сознательно отнеслись к образам, теме, идее произведения. Школьники оказались восприимчивы к идейному замыслу и художественной манере автора, к его видению человека и природы. Следует отметить, что проведение этого небольшого эксперимента не противоречит самой природе художественного таланта Пришвина. Писатель рассказывал, что у него нередко рождались два желания: сфотографировать увиденное и написать о нем. Ярким примером может служить фотография писателя «Ель и сосна на Блудовом болоте» она навеяла ему один из значимых образов «Кладовой солнца». Работа с художественными фотографиями занимала в творческой жизни Пришвина особое место, о чем свидетельствуют его многочисленные выразительные снимки, которые приведены в собрании сочинений писателя.

Проведенный эксперимент помогает внести коррективы в работу с учащимися на всех этапах изучения сказки-были «Кладовая солнца». Прежде всего необходимо усилить внимание к развитию образного восприятия и эстетического чувства учеников, повысить эмоциональную направленность уроков. Большего внимания потребует работа с теми главами, в которых раскрывается роль труда в жизни детей, своеобразие их характеров и жизненных позиций, для реализации этих задач следует продумать творческие вопросы и задания, увеличить внимание к речевой деятельности учащихся и нравственному потенциалу уроков. Не следует забывать о том, что интерес к различным сторонам произведения, который нельзя не заметить в рисунках учащихся, раскрылся в условиях художественно-эстетической деятельности, а не созерцания.

Помимо четырех уроков по программе многие был проведен урок внеклассного чтения, который предварял основные уроки. Это содействовало приобщению учащихся к миру художественных произведений Пришвина, его неповторимым образам, помогло понять деятельную любовь писателя к человеку и природе, осознать образность и значимость слова в литературном произведении.

Этой же цели служит краткое вступительное слово учителя к изучению сказки-были, в котором следует коснуться основных тем его произведений.

Михаил Михайлович Пришвин (1873--1954) был агрономом, этнографом, охотником, путешественником, писателем.

Страсть Пришвина к путешествиям связана со стремлением открывать неизведанное, «небывалое». Уже одни названия ранних произведений писателя: «В краю непуганых птиц» («За волшебным колобком» (1907) -- показывают его желание осмыслить жизнь человека и природы, совместить мечту и действительность. После 1922 года М.М. Пришвин живет в Московском крае (Загорск, Переславль-Залесский, Звенигород). В годы Великой отечествевной войны Пришвин жил в деревне Усолье недалеко от Переславля-Залесского. В Усолье он встретил осиротевших в войну детей, которые сами вели хозяйство и были очень любимы односельчанами.

Настя и Митраша ставовятся главными героями повести, написанной М.М. Пришвиным в 1945.; он дает ей название и определяет жанр: сказка-быль. В ней писатель подводит итоги своим раздумьям о дорогах, которые выбирает человек, о жизни природы. Постараемся приблизить учащвхся к образам природы, запечатленным писателем в его фогографиях, используем с этой целью Собрание сочинений М.М. Пришвина 1957 г. Кроме того, на уроке используем кадры из диафильма о Пришвине.

Всмотримся внимательно в то, что привлекло писателя, и мы увидим гармонию в его отношении к природе и человеку, стремление увидеть в жизни природы то, что родственно миру человека. Причудливые по форме заснеженные деревья ассоциируются с представлением о ночном стороже или материнском поцелуе. Он снимает лесное озеро и дает фотографии название «Лесное зеркало».

После вступительного слова учителя начинаем работу над текстом, анализируем эпизоды и описания, вдумываемся в причины поступков героев, строим наблюдения над художественным словом писателя. Возможны различные варианты: чтение повести полностью или с небольшими купюрами (последующий анализ) или чтение по частям с сопутствующим разбором текста. В качестве домашних заданий возможны следующие: пересказать любую из десяти глав сказки-были с сохранением стиля автора, написать изложение по отдельным фрагментам текста («Трудовая жизнь детей», «Ссора Насти и Митраши», «История собаки Травки» «Волк Серый Помещик» «Две дороги на Блудово болото»), подготовить выразительное чтение одного из описаний природы.

Учитывая особенности первоначального восприятия «Кладовой солнца» шестиклассниками, сосредоточим внимание на вопросах и заданиях, которые предлагаются для домашней работы, для аналитической беседы, для обобщений в конце каждого из четырех уроков.

  • 1. Воспроизвести описание внешности Насти и Митраши,определить отношение автора к детям.
  • 2. Рассказать о жизни ребят, о роли труда в их судьбе.
  • 3. Подготовить пересказ о событиях на Блудовом болоте от лица Насти и Митраши (по выбору).
  • 4 Почему поссорились дети? Какие особенности характеров юных героев были причиной их ссоры?
  • 5. Почему Митраша попал в беду? Какую ошибку совершила Настя?

б. Расскажите историю собаки Травки. Как Травка делила в своем сознании всех людей?

  • 7. Какое значение имеют картины природы в «Кладовой солнца»? Какое значение имеет образ солнца в сказке-были? С какой целью автор использует олицетворения?
  • 8. Объясните смысл заглавия произведения и подзаголовка «сказка- быль».

Такие вопросы и задания ориентируют класс на осознание целостности произведения и его основных компонентов. На первых уроках анализ строится в основном в расчете на воспроизводящую деятельность учащихся (1--З-е задания). Далее следует развивать образное мышление, внимание к нравственным проблемам произведения, воспитывать чувство слова (вопросы и задания 4--6-й). Последний (8-й) вопрос рассчитан на обобщение наблюдения над особенностями авторского замысла и жанра произведения.

С учащимися анализ произведения начинаем с описания и характеристики главных героев, т.к. с этого начинает сам автор. В ходе урока особенно важно определить направление анализа, тот угол зрения, который сформулирует оценку произведения, придает целостность и восприятию, и анализу литературного текста. Учащиеся воспроизводят начальные строки повести. Решаем, что весь рассказ не случайно ведется от лица геологов, охотников. В финале «Кладовой солнца» сказано: «Мы разведчики болотных богатств». Но не только о торфяных богатствах идет речь, не только торфу отдает солнце свое тепло. Пришвин пишет о богатстве человеческих душ, о «прекрасном равенстве» в дружбе, о борьбе добра и зла в мире человека, в душе человека, в мире природы.

В описании внешности Насти бросается в глаза повторение слова «золотой». Именно эта ее особенность была передана в детских рисунках. Насте 12 лет, по всему ее лицу рассыпаны веснушки, как золотые монетки, волосы «отливали золотом», сама она была «как золотая курочка». Далее учащиеся рассказывают. что в описании Митраши, который был на два года моложе сестры, автор подчеркивает силу и упрямство, отсюда и его прозвище: «Мужичок в мешочке» (так, улыбаясь, называли его учителя в школе). Он тоже был «весь в золотых веснушках». Мы как бы сразу чувствуем отблеск солнечных лучей на лицах детей. Тема солнца, человеческого тепла буквально с первых страниц «Кладовой солнца». Этот мотив шестиклассники безусловно уловили при самостоятельном чтении, хотя сказать об этом в предварительной беседе не сумели. Но в рисунках это нашло отражение и в выборе ярко-желтого цвета и в образе солнца.

Далее обращаем внимание учащихся на то, что в каждом слове видна любовь автора к детям, и не только автора. И рассказчики, и соседи любили осиротевших в войну детей, старались помочь им. Пришвин подчеркивает значение дружбы в жизни Насти и Митраши: «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так ружно, как жили наши любимцы». В дружбе их было «прекрасное равенство», «их дружба перемогла все». Знакомство с судьбой брата и сестры, их общим дружным трудом по дому и хозяйству должно стать для учащихся уроком нравственности, уроком трудового воспитания. Целесообразно посвятить этому вопросу значительную часть первого урока.

Далее мы говорим о жизни Насти и Митраши. Дети отмечают, что они не сразу всему научились, что им осталось после родителей крестьянское хозяйство и большая забота о нем. «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!» -- восклицает автор. «Если только возможно было, -- читаем мы далее, -- они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные». Итак, ребята всему научились, тем более что во многом они подражали отцу с матерью. Отмечаем, что ребята участвовали и во всех общих работах и делах. Уважение к семейным традициям, желание делать добро не только себе, но а другим (Митраша мастерил для соседей деревянную посуду) --все связано закономерно одно с другим и раскрывает духовное богатство брата и сестры. Не случайно из 11 рисунков, созданных учащимися 820-й московской школы, 2 посвящены трудовым будням брата и сестры.

Первые два задания потребуют от ребят вдумчивого подробного рассмотрения первой главы «Кладовой солнца». Далее нет необходимости в таком обстоятельном анализе, так как учащиеся «вошли» в художественный мир произведения, усвоили исходные позиции автора. Следующая группа вопросов и заданий охватывает основные события и описания повести. Начинаем с задания, помогающего развитию наблюдательности, созданию положительной мотивации в отношении самого анализа текста, пробуждению творческих начал личности. Подготовить пересказ о событиях на Блудовом болоте от лица Насти и от лица Митраши (по выбору)». Дифференцированные задания, кроме того, повышают интерес к работе в классе, вносят элемент сравнительного анализа и приближают к решению ряда сложных вопросов, связанных с осознанием авторской позиции и характеров героев.

Пересказы учащихся, как правило, отличаются ярко выраженным личностным отношением, аналитическим характером. Учитель помогает комментировать наиболее значительные моменты. Особенно важно связать в ходе корректировки пересказов события и характеры «Кладовой солнца». Напомним, что М.А. Рыбникова считала «единство событийной линии с линией типажа» одной из основ школьного анализа литературного произведения. В целом пересказ событий с различных точек зрения помогает шестиклассникам понять за внешней простотой сюжета глубокий замысел писателя. Главное, чтобы раздумья над поступками героев стали для учащихся своеобразными нравственными уроками, помогли им задуматься над причинами собственных поступков, воспитали чувство ответственности за дружбу, труд, научили понимать причины споров и разногласий между людьми и отличать истинное от ложного, наносного.

Переходим к ссоре детей у Лежачего камня, как в зеркале, отражается в состоянии природы. Вот на небе появилось облако, «как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце». Затем «вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце». И наконец, когда брат с сестрой пошли разными дорогами, ворон все таки долбанул косача, а «серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами». В этой части беседы с учащимися расширяем представление об олицетворении и его роли в художественном произведении.

Возвращаемся вновь к обдумыванию глубоких причин ссоры детей, что научит школьников вдумчивому чтению и анализу, а также уяснению нравственного потенциала «Кладовой солнца». Итак, какие же особенности характера юных героев были причи ной их ссоры? Совместное обдумывание ответа приводит учащихся к пониманию различия в жизненных позициях брата и сестры. Митраша стремится открыть новое, неизведанное. Он хочет идти туда, «где еще никто не бывал». Настя осваивает человеческий опыт и хочет идти туда, «куда все люди идут». Дети не знали, что «большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу».

Митраша выбирает прямой путь, «свою тропу». Расскажем классу, что тема своего пути, «путика», является одной из центральных тем творчества М.М.Пришвина. Один из героев «Корабельной чаши» говорит, что «у каждого человека на пути к правде есть свой путик». Каждый человек, по мысли писателя, должен прийти с чем-то своим личным, им самим завоеванным, на общую большую дорогу жизни». Настя и Митраша не знали, что обе дороги сходятся в одном месте. Не знали они и другого: того, что веру Насти в человеческий опыт следовало бы соединить с мечтой Митраши о неизведанном.

Этот вывод подводит учащихся к подготовке ответа на 5-й вопрос: «Почему Митраша попал в беду? Какую ошибку со вершила Настя?».

Школьники делают вывод, что Митраша не попал бы в беду, если бы не сошел с «тропы человеческой» не забыл бы советы старого лесника Антипыча: «Не знавши броду, не лезьте в воду». Митраша шел по тропе, по которой «шел такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти». Но Митраша решил сократить дорогу, «оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А ведь и Настя предупреждала его об опасности, и «трава белоус показывала направление обхода елани». Как только Митраша как бы пренебрег опытом людей и пошел напрямик, оставив в стороне траву белоус -- «неизменный спутник тропы человеческой», так сразу же оказался в опасности. Поначалу он ее не почувствовал, потому елань и называлась Слепою, «что по виду ее невозможно было узнать». А когда почуял мальчик опасность и остановился, в один миг погрузился по колено. Попробовал рвануться -- еще, и еще, и еще. И погрузился по самую грудь, так что удержаться мог только на положенном плашмя на болото ружье. И вот тут-то «умные на всякое поганое дело сороки смекнулв о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка».

Занимательным для учеников оказался эпизод, где встречаются лось и Настя. Особенно поражает то, что лось не принимает Настю за человека: «У нее повадки обычных зверей». И только встреча с шипящей змеей привела Настю в чувство: «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она». Целесообразно в этой части беседы обратиться к заключительной части повести. Только тогда, когда Настя отдала эвакуированным ленинградским детям всю целебную ягоду, поняли, как она мучилась из-за своей жадности.

После изучения «Кладовой солнца» М.М. Пришвина учитель может предложить классу различные задания: домашние сочинения различных типов, создание живописных рисунков с последу ющим оформлением выставки в кабинете литературы, конкурс чтецов, экскурсия в природу и др.

На всех этапах изучения произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного художественного восприятия имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов, в структуре произведения. Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения.

«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотн«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то
жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж:
так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал
М.М. Пришвин.
«Родники
Берендея»,
«Кащеева
цепь», «Повесть
нашего
времени»,
«Рассказы о
прекрасной
маме» и многие
другие написаны
в селе Усолье.

История создания сказки - были «Кладовая солнца».

В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен
конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в
нем участие и победу в Великой Отечественной войне
встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая
была написана за месяц.
Это произведение насыщено впечатлениями от
усольской природы и жизни писателя среди нее.
Повесть получила первую премию и была напечатана
в июльском номере журнала «Октябрь».

Прототипы в повести

Главными
героями являются
усольские дети –
сироты Соня и
Боря
Александровы.
Сиротство
детей, забота о
них колхозников
легли в основу
сюжета.

«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные

– остались на детей.» (дневник от
7 апреля 1943 года).

Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.

Антипыч и Травка.
Художник И.Л.Бруни.

Образ автора в повести.

Каким видит
окружающий мир
Пришвин?
Каким человек
предстает он перед
нами?
Писатель очень зорок,
он с любовью
наблюдает за
природой, она для
него живая, в ее
жизни он видит
знакомые проявления
человеческого
сердца.

Сказочное и реальное в повести. Что же реально в «Кладовой солнца»?

Место действия.
Время действия – период Великой
Отечественной войны.
Как и многие дети во время войны,
Митраша и Настя осиротели.
Обычные бытовые сценки. (Поиски
клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от
беды. Возвращение домой с добычей).

Каковы сказочные черты в повести?

Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.

Сказочные черты в повести.

Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках?
Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?
А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и
здесь?

Зачем отправились дети? Какова их цель? Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся? Можно ли клюкву сравнит

Зачем отправились дети? Какова их цель?
Что ищут обычно сказочные герои? За какими
сокровищами и чудесами охотятся?
Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому
сокровищу оно ближе всего?

Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?

Ссора произошла на
развилке двух троп.
Вспомните:
«Налево пойдешь –
богатым станешь,
прямо пойдешь –
голову сложишь,
направо пойдешь –
невесту найдешь» и
др.

С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?

Кто же помог Насте и Митраше? Кто стал спасителем детей?

Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?

Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя? Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?

Чем похож и не
похож на него
Антипыч?
Какую главную
тайну не открыл
Антипыч
ребятишкам?
Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.

Что происходит с природой во время ссоры ребят?

Что происходит с природой во время
Природассоры
одушевлена
и одухотворена.
ребят?
Художественный прием – олицетворение.

В любой сказке есть волшебные предметы.

Что в повести названо
«чудесной вещью»?
Почему?
В чем отличие компаса
от сказочного клубка,
который ведет за собой
героя?

Авторская речь в повести. Чем она напоминает сказочную?

Речь автора
нетороплива,
напевна, плавно
складывается
словечко к
словечку и
подобна светлому
ручейку в
сказочном
дремучем лесу.

Вывод.

Пришвин не случайно назвал свое
произведение сказкой. Сходство с ней
обнаруживается и в сюжете, и в
художественных образах, и в
присутствии чудесных предметов,
волшебных тайн, и в участии природы
во всех событиях, и в особом складе
авторской речи.

У каждого своя тропа.

Настя и Митраша.

Какую характеристику дает Пришвин своим
героям в начале повести? Что он подчеркивает в
детях?
Почему в деревне любили Митрашу и Настю?
Как относились друг другу брат и сестра?
Присутствие родителей постоянно ощущается в
жизни детей. Чем это можно доказать?
Почему во время сбора ребята плохо слушают
друг друга?
Что позвало ребят в поход за клюквой?

Роль природы в повести.

Видят ли дети красоту
наступающего утра? Почему?
Какие тревожные нотки звучат
в описании чудесного
весеннего утра? С чем связана
эта тревога?
Как отреагировала природа на
то, что произошло?
Почему рассказ о ссоре брата
и сестры начинается с
описания сосны и ели?

Поведение Насти и Митраши.

Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?
Почему даже лесные обитатели перестали обращать на
нее внимание?
А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в
лес?
Почему Митраша не прислушался к предупреждающим
голосам природы? Что руководило им?
А когда и где вспомнила Настя о брате?
Почему она испугалась, увидев гадюку?
Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя
в беде? Почему удалось ему спастись?
Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е.
признав его за хозяина? Почему?
Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что
произошло с Митрашей?

Отношение автора к ребятам.

Как относится автор к
тому, что происходит
с его героями? С
каким чувством, с
какой интонацией
рассказывает он об
их приключениях?
Обоснуйте.

Уроки повести.

Чему учит нас история Насти и
Митраши?

Что можно назвать маленькой кладовой солнца?

Горелый пень на палестинке, который
хранит в себе солнечное тепло и делится
им со всеми живыми существами.
Блудово болото со своими огромными
запасами горючего, торфа (доброе тепло и
энергия).
Душа человеческая. Подлинные ценности
жизни: любовь, взаимопонимание, совесть,
ответственность…

Смысл названия повести «Кладовая солнца».

Произведение имело несколько
названий: «друг человека», «Брат и
сестра», «Блудово болото».
Почему Пришвин выбрал другое
название – «Кладовая солнца»?

Вывод.

Название вмещает в себя и жизнь природы,
и жизнь человеческую со всеми ее
радостями и печалями, страданиями и
открытиями, утратами и обретениями; оно
сосредоточивает наше внимание не на
сюжетных ходах, а на глубинном смысле
произведения: ведь кладовая – хранилище
чего – то, а солнце – мать всего живого,
значит, жизни.

МКОУ СОШ имени Героя России Максима Пассара Найхинского сельского поселения

Учитель русского языка и литературы
Мироненко Е. П.

Видно, что Пришвин интересно обыгрывает сказочные мотивы, например, читатель не сомневается в том, что события происходят на самом деле, хотя в повести много сказочных персонажей. Даже Настя сравнивается с Золотой Курочкой, а Митраша называется "Мужичком в мешочке".

В повести "Кладовая солнца", анализ которой мы проводим, рассказывается о приключениях детей, которые остались сиротами. Эти дети попадают в такие непростые жизненные обстоятельства, что и взрослым пришлось бы туго. Детям приходится рано становится взрослыми, решать "взрослые" проблемы. Какие качества проявляют они в таких условиях? Настя, например, очень хозяйственная, Митраша мастеровит, он даже может из дерева сделать посуду.

Хорошо видно само отношение автора к своим героям. Он их называет "нашими любимцами". Понятно, что у Митраши и Насти время от времени возникают недопонимания и перепалка, но брат старается показать, что главным в доме теперь является он. Однако все эти ссоры мило выглядят, поскольку брат с сестрой в общем любят друг друга. Образ главных героев хорошо раскрывается в ситуации, когда дети решают пойти набрать клюквы. Этот момент весьма важен при анализе "Кладовой солнца". Как обстоятельно и серьезно они подходят к сборам! Брат рассказывает о "палестинке", помня рассказ своего отца. Он надеется отыскать "палестинку", чтобы побольше набрать сладкой клюквы. В итоге между ребятами разгорается ненужный спор, и каждый идет в лес сам по себе.

Важные детали анализа "Кладовая солнца"

Природа в сказке Пришвина "Кладовая солнца" играет ключевую роль. Пришвин не только умело описал природу, но и "оживил" ее, представив, как самостоятельное действующее лицо, у которого своя жизнь. Природа даже особым образом выражает свое отношение к происходящему с детьми и влияет на их жизнь. После того как Митраша поссорился с Настей, и они разделились, начал злобно выть ветер и качать со стонами деревья, а солнце исчезло. Таким образом стало понятно, что герои должны готовиться к испытаниям.

Образ старика Антипыча автор создал сказочно - неизвестно, сколько ему лет, видно только, что он очень старый. В своей речи Антипыч то и дело говорит загадками, да к тому же он понимает язык своей собаки Травки и сам может с ней объясниться. Антипыч поведал Травке главную тайну жизни, которая заключается в умении любить и быть любимым, причем, такая взаимная любовь должна быть между живыми существами, особенно, если одному из них требуется помощь. Не случайно идет речь о живых существах, к коим относятся не только люди. Например, когда умер старик Антипыч, это стало несчастьем прежде всего для Травки, которая стала считать в итоге "маленьким Антипычем" нашего главного героя Митрашу. Это произошло после спасения собакой мальчика из болота.

Непременно, делая анализ сказки "Кладовая солнца" Пришвина, надо подметить, что послужило причиной испытаний Митраши и Насти. Митраша понадеялся на себя, забыв народную мудрость. Он направился в самое болото, которое его чуть не погубило. А Настей овладела жадность, которая собирала себе клюкву, уходя все дальше и дальше. Когда девочка поняла, что забралась слишком далеко, она закричала. Но крик ее был вызван страхом за брата, и Митраша уловил ее голос. Сама Настя поняла, что была неправа и укоряет себя.

Выводы о характерах главных героев

Собака Травка не сразу стала воспринимать Митрашу, как своего нового хозяина. Лишь когда герой окликнул своего спасителя-собаку, она приняла его власть. Оказавшись в сильной опасности, Митраша проявил взрослые качества, силу и смелость, и Травка почувствовала это. К тому же, вставший на пути Митраши матерый хищник, оказался сражен человеком, а это еще одно проявление силы и мужества.

Мы надеемся, что данный анализ повести "Кладовая солнца" окажется для вас полезным. Почаще бывайте в нашем литературном Блоге , делитесь статьями с друзьями.


Тема урока: «Правда вековечной любви» в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Цели урока:

На примере текста художественного произведения установить, что благородство и мудрость природы неотделимы от жизни человеческой.

Выяснить смысл основной философской проблемы: «правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

На примере текста художественного произведения показать его символику.

Определить и сформулировать основную идею произведения.

Тип урока. Урок-анализ литературного произведения. Форма – эвристическая беседа.

Оборудование урока:

Компьютерная презентация «Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

П.И.Чайковский «Времена года» («Апрель»);

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание.

Слайд 1. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Нам с вами выпала честь ознакомиться с завещанием М.М.Пришвина, которое он оставил нам, читателям, в своем произведении. Послушайте выдержку из него:

Слайд 2. «Содержание обыкновенной нашей сказки - это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи».

Что надеялся оставить в наследство нам писатель?

^ Веру в победу добра над злом.

Что помогает доброму началу одерживать победу над злым?

Дружба, поддержка, помощь друзей, любовь.

Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»?

^ Удалось, там добро победило зло, все закончилось благополучно.

Но ведь в его, пришвинской, сказке нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями. Мы с вами превратимся в исследователей и юристов. Наша задача – обобщив все выводы предшествующего анализа, найти в произведении скрытое завещание нам, читателям и потомкам.

Для этого нам придется потрудиться. Задача исследователя – найти это скрытое завещание. Задача юриста – сформулировать его и следить за его исполнением.

Слайд 3. Подсказкой для нас станут слова писателя, взятые нами в качестве эпиграфа: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Слайд 4. Мы с вами прочитали произведение, разобрались в его структуре и поговорили о его героях. Всех их мы подвергнем сегодня строгому разбору, чтобы понять, кто же из них олицетворяет добро, а кто зло, состоялась ли победа доброго начала над злым, и в чем смысл этой победы. Это должно приблизить нас к разгадке пришвинской тайны.

^ III. Анализ произведения.

1. - Кто же они, герои пришвинской сказки-были?

Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, Серый помещик, зайчик...

Слайд 5. - Почему мы включили в этот список растения, животных?

Все они являются участниками событий, персонажами сказки. Многим даны имена.

Олицетворение. Слайд 6.

В произведениях какого жанра действуют наряду с людьми растения и животные?

^ В сказке.

А что в произведении делает его былью?

Указание на конкретное место действия, на историческое время. Слайд 7.

Итак, природа в сказке-были не фон, а действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет она себя по отношению к людям, чем помогает, а чем, может быть, вредит им. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И.Чайковского, иллюстрации, а также художественное описание природы М.Пришвина. Слайд 8. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети читают отрывки из «Кладовой солнца», описывающие природу).

В своей повести Пришвин показывает не только гармонию, радость природы, но и ее борьбу за жизнь. В каких эпизодах это видно?

^ История ели и сосны, охота лисицы за зайцем.

Слайд 9. - Как вы, ребята, думаете, почему ссору Насти и Митраши предваряет рассказ о сосне и ели?

Природа неотделима от жизни человека. Она мудра. Между всем существующим на свете есть неразрывная, тесная связь. Именно об этом нам и хотел сказать М.Пришвин. Природа предупреждает детей.

Какие еще эпизоды подтверждают эту мысль автора?

^ Ссору детей предваряет ссора тетерева-косача с вороном. Серая хмарь закрывает от людей солнце.

Как настроены по отношению к людям эти персонажи? Какое начало они олицетворяют?

А теперь давайте вернемся к детям. Где началась ссора между ними?

^ У Лежачего камня.

Вспомните, в каких еще произведениях герои останавливаются возле большого камня?

В сказках. На камне написано: направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – смерть найдешь.

2. - Верно. Возле такого камня у сказочных и былинных героев встает проблема выбора пути. Такая же проблема встала и перед нашими героями.

Слайд 10. - По какой тропе пошла Настя?

Девочка пошла по широкой, проторенной дорожке, где все люди ходят.

Как это характеризует девочку?

^ Она благоразумна, осторожна, не хочет рисковать.

Как ведет себя девочка на палестинке и кто является свидетелем этого?

Попав на палестинку, Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву, не поднимая головы. Ее охватила жадность. Она забыла даже о себе. Свидетелями этого стали лось и змея.

Слайд 11. - Зачем Пришвин сравнивает Настю с лосем?

Лось - огромное животное. Он довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки. Маленькая девочка Настя хотела собрать как можно больше клюквы. Ее охватила жадность. Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности.

Что еще мы видим на палестинке?

^ На палестинке был пень, а на нем лежала змея.

Давайте сравним поведение Насти и образ жизни этого старого пня.

Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим. Прием антитезы.

Как вы думаете, случайно ли на пне оказывается именно змея?

^ Нет. Настя сама похожа на змею, на животное. В змее она увидела себя. Ей стало стыдно.

Кто же помогает девочке осознать себя человеком?

Лось, пень. Одним словом, природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением.

В этом эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания. Слайд 12. Определим характеристики этих персонажей: доброе или злое начало они представляют?

3. - А теперь давайте посмотрим, что же делает Митраша? По какой тропе он пошел? Слайд 13.

По узкой тропе.

Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Каким автор рисует мальчика?

Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен.

М.Пришвин называет его «маленьким человеком». Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом. И в то же время сожалеет о его упрямстве, которое завело Митрашу в Слепую Елань.

Кто и что сопровождает Митрашу на его пути к Слепой Елани? Определите место этих персонажей в нашей таблице.

Ворон, ждущий поживы, но в то же время предупреждающий об опасности; елочки-старушки, похожие на злых ведьм, но преграждающие путь в болото; трава белоус, указывающая тропу человеческую.

Слайд 14. - Почему же Митраша угодил-таки в Слепую Елань?

Он не увидел знаков природы и понадеялся на одного себя, проявил упрямство, не учел опыта другого человека.

Кто спасает мальчика из болота?

^ Мальчика спасает Травка. Слайд 15.

4. - Вспомните все, что мы знаем о Травке. Какое начало она представляет: доброе или злое?

Это была собака Антипыча. Травка предана человеку, он для нее хозяин и друг.

Что означает выражение писателя: «Теперь Травке нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя»?

Оставшись одна, собака теперь принадлежала сама себе. Для себя она гоняла зайцев, искала себе пищу. Долгое время Травка жила для Антипыча, вместе с ним ходила на охоту, служила ему верой и правдой. Антипыч умер, но собака продолжает жить и охотиться для старика. Подмяв зайца, Травка терпеливо ждала, когда придет охотник и заберет добычу.

На какие две группы Травка разделила всех людей?

^ Людей Травка разделила на 2 разряда: Антипыч и враг Антипыча.

По какому принципу она делит людей на две группы? Что важно для Травки в человеке?

Важна доброта, забота, щедрость. Тот, в ком Травка видит эти качества, - Антипычи. Остальные – враги Антипыча.

Кто такие «Враги Антипыча», по мнению Травки?

^ Это злые, эгоистичные люди.

Сразу ли собака узнала в Митраше Антипыча?

Нет, не сразу. Только услышав свою кличку, собака перестала сомневаться, кто перед ней. Еще она увидела огонек в глазах мальчика, а до этого они были тусклыми, мертвыми.

Почему собака ползет к Митраше с остановками?

^ Травка почувствовала неискренность в словах мальчика,

подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча.

А почему же, сомневаясь, она не убежала, а продолжала ползти?

^ Травка надеялась, что это все же Антипыч, ей нужно было найти себе нового хозяина, служить кому-то.

Что олицетворяет Травка в сказке-были? Символом чего она является?

Травка – символ верности, преданности и заботы.

5. Слайд 16. - Ребята, взгляните на иллюстрации разных художников к сказке-были, на которых изображен Антипыч и Травка. Слайд 17. А теперь посмотрите на портрет М.М.Пришвина. Что вы можете сказать об этих двух людях?

^ Они очень похожи. Антипыч похож на Пришвина.

Как вы думаете, только лишь внешне Антипыч похож на Михаила Михайловича Пришвина? (можно вспомнить возраст писателя в годы его работы над произведением).

^ Не только. Пришвин такой же мудрый, как Антипыч.

Можем ли мы предположить, что, как и Антипыч, Михаил Михайлович Пришвин знает какую-то правду, сокрытую пока от нас?

Вот мы и подошли с вами к разгадке. Поняв правду Антипыча, мы сможем узнать и правду Пришвина, а значит, расшифровать его завещание, оставленное в произведении. Итак, исследователи, подведите итог. Назовите нам героев, которые олицетворяют в сказке добро.

^ Настя, Митраша, их родители, Антипыч, соседи, геологи, Травка, лось, пень, трава белоус, солнце.

Скажите, кто из героев проявляет как хорошие качества, так и не очень?

^ Настя, Митраша, ель и сосна, Ворон и Ворониха, елочки-старушки.

Кто в сказке-были является носителем злого начала, его олицетворением?

Волк Серый Помещик, змея, Слепая Елань.

Скажите пожалуйста, всегда ли злое начало в сказке призвано вредить людям?

^ Нет. Ворон – символ несчастья и одновременно мудрости, он предостерегает своим криком детей, но они не понимают этого предостережения. И елочки тоже.

Какой вывод мы может сделать о природе?

А какой вывод мы можем сделать о людях в повести? Все ли прислушиваются к природе, ценят и понимают ее?

Нет. Антипыч понимал природу, Травка ее понимает. А Настя и Митраша нет. Группа геологов, в числе которых находится и рассказчик, тоже не сразу научилась ценить и понимать природу. Им помог Антипыч. Вывод: не все люди умеют ценить и понимать природу. Слайд 18.

6. Слайд 19. - Почему образ Антипыча возникает на фоне природы?

Природа - это чистота, гармония, красота. Такая же чистая и душа Антипыча. Он знает природу, заботится о ней.

Скажите, жив или умер Антипыч?

Почему именно к нему идут за советом люди?

Антипыч много знает, у него большой жизненный опыт, он хранитель «правды».

Что это за правда? Как определил ее в конце повести рассказчик? (стр.147, гл.11)

^ Правду эту он обещал «перешептать» перед смертью собаке. Это «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

Слайд 20. - Посмотрите - «суровой борьбы». Борьбы против чего? Что может мешать любви?

^ Против зла, равнодушия, эгоизма.

Что значит любовь в понимании Антипыча? В чем она проявляется?

Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе.

Мы проанализировали образы всех героев произведения. Кому из них предстоит познать правду Антипыча?

^ Насте и Митраше.

Вспомните, какие отрицательные качества проявились в них на Блудовом болоте?

Упрямство, самоуверенность, эгоизм, жадность.

Эти качества могут помочь человеку любить?

Что же предстоит сделать нашим героям, чтобы постигнуть правду Антипыча?

Победить в себе эти качества.

Итак, вывод таков: Слайд 21: чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная.

Удалось ли Антипычу перешепнуть эту правду Травке?

^ Да. Травка любит людей, помогает им.

Почему волк Серый помещик обречен на гибель?

Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы.

К чему призывает людей Антипыч, говоря им о правде?

^ Призывает искать ее самим.

Что мешало нашим героям понять природу, ее знаки?

Упрямство, самоуверенность, жадность. Они забыли в момент ссоры друг о друге.

7. - Антипыч - это обычный человек, который когда-то жил и умер. Он добрый и мудрый, память о нем живет, и эта память помогает живым! А в мире природы есть такой персонаж, который тоже олицетворяет добро, делает все вокруг красивым, согревает и помогает всему живому. Что это?

^ Это солнце.

Ребята, подумайте, есть ли общее в правде Антипыча и в значении, сущности солнца?

Антипыч учил любить, заботиться друг о друге. Солнце тоже заботится обо всех, согревает всех и светит всем.

Слайд 22. - Посмотрите на солнце! Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. «…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло».
- А что такое «кладовая солнца»?

^ Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего.

Только ли полезными ископаемыми Блудова болота богаты эти места?

Нет. Богата клюквой чудесная палестинка. Природа - тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живет благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли.

А каков человек для природы? Какое место он занимает в ней?

^ Человек – вершина природы, он занимает главное место. Вся природа покорна человеку, она признает его главенство и силу.

^ Бережно, внимательно. Человек должен беречь природу.

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее. Слайд 23.

Сказка-быль имеет символическое название. «Кладовая солнца» - это и богатство земли, и люди, и природа. Давайте соберем все сделанные сегодня исследователями выводы воедино Слайд 24:

Природа помогает людям, учит их жизни.

Природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

Но не все люди умеют ценить и понимать природу.

Чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная.

^ Природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

Вспомните эпиграф нашего урока - « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Исходя из этого, уважаемые юристы, сформулируйте, пожалуйста, текст завещания Пришвина, которое он оставил в произведении нам, его читателям.

«Природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться ее богатствами разумно. Учитесь любить, ценить и понимать природу. Для этого нужно сохранять в себе лучшие человеческие качества и бороться с дурными».

IV. Слайд 25: Домашнее задание.

На основе сделанных сегодня выводов, напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

В чем был прав и в чем ошибался Митраша?

«Не знавши броду, не лезь в воду».

За что я благодарен М.М.Пришвину.

Список используемой литературы:

Тимрот А. Пришвин в Московском крае. - М., 1973.

Мотяшов И. Михаил Пришвин // Детская литература. - 1968.

Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. - М., 1988.

М а р а н ц м а н В. Г., Ч и р к о в с к а я Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.

В е р б и ц к и й А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние

Десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни

И приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин — сказка-быль. Поня­тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья — братец Митраша и сестренка Настя — это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.

И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

— Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

— Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

— Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере.

— Гу-гу-гу. — красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были — тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

Сочинения по темам:

  1. В селе около города Переяславль-Залесский остались сиротами двое детей. Их мать умерла от болезни, а отец погиб во время Великой...
  2. Роман «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака нашел своего читателя не так давно, ибо советские чиновники долгое время считали его запретным....
  3. В 1835 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Арабески», в котором была напечатана повесть Николая Гоголя «Клочки из записок сумасшедшего». Она...
  4. В рассказе перед читателем предстает поэтичная картина рус­ской деревни. Жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они —...