В этой статье вам предложены проблемы, найденные в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и литературные аргументы к ним. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце страницы.

  1. Подлинный и ложный героизм раскрывается перед нами на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» . Народ несет в себе настоящую любовь к Родине, он грудью ее защищает, умирает за нее в войну, не получая орденов и чинов. Совсем иная картина в высшем свете, который только прикидывается патриотичным, если это модно. Так, князь Василий Курагин ездил и в салон, прославляющий Наполеона, и в салон, выступающий против императора. Также вельможи охотно начинают любить и прославлять отечество, когда это приносит выгоду. Так, Борис Друбецкой пользуется войной ради продвижения в карьере. Именно благодаря народу с его истинным патриотизмом Россия и освободилась от французских захватчиков. А вот ложные его проявления чуть не погубили страну. Как известно, российский император не щадил войска и не хотел оттягивать решающего сражения. Положение спас Кутузов, который с помощью промедления извел французскую армию и сохранил тысячи жизней простых людей.
  2. Героизм проявляется не только на войне. Соне Мармеладовой, героине романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , пришлось стать проституткой, чтобы помочь семье не умереть от голода. Верующая девушка преступила заповеди и пошла на грех ради мачехи и ее детей. Если бы не она и ее самоотверженность, им бы не выжить. Зато Лужин, кричащий на каждом углу о своей добродетели и великодушии, и выставляющий свои начинания героическими (особенно женитьбу на бесприданнице Дуне Раскольниковой), оказывается жалким эгоистом, который готов идти по головам ради своих целей. Разница в том, что героизм Сони спасает людей, а фальшь Лужина губит их.

Героизм на войне

  1. Герой – это не человек без страха, это тот, кто может преодолеть страх и идти в бой ради своих целей и убеждений. Такой герой описан в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» в образе Андрея Соколова. Это вполне обычный человек, который жил как все. Но когда грянул гром, он стал настоящим героем: вез снаряды под обстрелом, потому что нельзя иначе, ведь свои в опасности; перенес плен и концлагерь, никого не предав; вынес смерть близких, возродившись ради судьбы подобранного им сироты Ваньки. Героизм Андрея в том, что он поставил спасение страны главной задачей своей жизни и ради этого боролся до конца.
  2. Сотников , герой одноименной повести В.Быкова , в начале произведения кажется совсем не героическим. Более того, именно он стал причиной своего плена, вместе с ним пострадал и Рыбак. Однако Сотников пытается искупить свою вину, взять все на себя, спасти случайно попавших под следствие женщину и старика. Зато бравый партизан Рыбак трусит и старается лишь спасти свою шкуру, донося на всех. Предатель выживает, но навсегда покрыт кровью невинных страдальцев. А в нескладном и неудачливом Сотникове открывается настоящий герой, достойный уважения и неугасимой исторической памяти. Таким образом, на войне героизм особенно важен, потому что от его проявления зависят другие жизни.

Цель героизма

  1. Рита Осянина, героиня повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» , потеряла любимого мужа в первые дни войны, оставшись с маленьким сыном. Но молодая женщина не смогла остаться в стороне от всеобщего горя, пошла на фронт, надеясь отомстить за мужа и защитить десятки тысяч детей от врага. Настоящим героизмом было пойти на неравный бой с фашистами. Рита, ее подруга по отделению Женя Комелькова и их начальник старшина Васков выступили против отряда нацистов и готовились к смертному бою, и девушки действительно погибли. Но иначе нельзя, за спиной не просто разъезд, за спиной Родина. Таким образом, они пожертвовали собой, спасая отечество.
  2. Иван Кузьмич Миронов, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , проявил героические качества при обороне Белогородской крепости. Он остается стойким и не колеблется, его поддерживает долг чести, воинская присяга. Когда коменданта захватили бунтовщики, Иван Кузьмич остался верен присяге и не признал Пугачева, хотя это грозило смертью. Воинский долг заставил Миронова пойти на подвиг, несмотря на то, что пришлось заплатить за это жизнью. Он пожертвовал собой, чтобы сохранить верность своим убеждениям.
  3. Нравственный подвиг

    1. Остаться человеком, когда прошел через кровь и пули, крайне сложно. Андрей Соколов, герой рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова , не только воевал, но и попал в плен, в концлагерь, бежал, а потом потерял всю семью. Именно семья была для героя путеводной звездой, лишившись ее, он махнул рукой на себя. Однако после войны Соколов встретил мальчика-сироту Ваньку, судьбу которого война также искалечила, и герой не прошел мимо, не предоставил государству или другим людям заботится о сироте, Андрей стал отцом для Ваньки, дав себе и ему шанс на обретение нового смысла жизни. То, что он открыл свое сердце для этого мальчика – нравственный подвиг, который дался ему ничуть не проще, чем отвага в бою или выдержка в лагере.
    2. В ходе военных действий иногда забывается, что враг тоже человек и, скорее всего, послан войной на твою Родину необходимостью. Но еще страшнее, когда война гражданская, когда врагом может оказаться и брат, и друг, и односельчанин. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , в новых условиях противостояния власти большевиков и власти казачьих атаманов постоянно колебался. Справедливость звала его на сторону первых, и он воевал за красных. Но в одном бою герой увидел бесчеловечный расстрел пленных, безоружных людей. Эта бессмысленная жестокость отвратила героя от его прошлых воззрений. Окончательно запутавшись между сторонами, он сдается победителю, лишь бы увидеть детей. Он понял, что семья для него важнее собственной жизни, важнее принципов и взглядов, ради нее стоит пойти на риск, сдаться, чтобы дети хотя бы увидели своего отца, вечно пропадавшего в сражениях.
    3. Героизм в любви

      1. Проявление героизма возможно не только на поле боя, иногда не меньше его требуется в обычной жизни. Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» , совершил настоящий подвиг любви, возложив жизнь на ее алтарь. Лишь раз увидев Веру, он жил только ею. Когда муж и брат любимой запретили Желткову даже писать ей, он не смог жить и покончил с собой. Но даже смерть он принял со словами к Вере: «Да светится имя твое». Он совершил этот поступок ради того, чтобы возлюбленная обрела покой. Это – настоящий подвиг ради любви.
      2. Героизм матери отражен в рассказе Л.Улицкой «Дочь Бухары» . Аля, главная героиня, родила дочь Милочку с синдромом Дауна. Женщина посвятила всю жизнь воспитанию дочери с редчайшим тогда диагнозом. Муж оставил ее, приходилось не только ухаживать за дочерью, но и работать медсестрой. А позже мать заболела, не лечилась, а устраивала Милочку получше: работа в мастерской по склейке конвертов, замужество, образование в спецшколе. Сделав все, что можно было, Аля уехала умирать. Героизм матери каждодневный, незаметный, но не менее важный.

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

В чём заключается подвиг людей в годы войны? Только ли на фронте совершали героические поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя В. Быкова.

Раскрывая проблему подвига людей в годы войны, автор рассказывает о ещё нестарой женщине, живущей в неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки. В годы войны, она, совсем юная девушка, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших ребятишек и на долгие годы стала для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей.

Да, она внесла свой вклад в беспримерный подвиг советского народа, одержавшего победу над самым жестоким и коварным врагом. Несомненно, подвиг совершили и старый заслуженный генерал, прошедший со своей дивизией от подмосковных полей до Берлина, и прославленный партизанский руководитель, организатор всенародной борьбы на оккупированной территории, и эта безвестная женщина, воспитавшая полдюжины сирот. Невозможно раскрыть всё многообразие народного подвига в огневые годы войны. Героизм проявляли не только на фронте, но и в тылу.

Авторская позиция заключается в следующем: беспримерный подвиг людей в годы Великой Отечественной войны заключается в том, что они и на фронте, и в тылу ценой собственных жизней боролись с фашизмом, защищая от него свою страну, заботясь о жизни будущих поколений.

Прочитав рассказ Е. И. Носова «Красное вино победы», мы познакомились с одним из множества скромных героев Великой Отечественной войны, благодаря которым мы победили фашизм. Это простой солдат Иван Копёшкин, получивший в конце войны тяжёлые увечья. На фронте он продолжал свой крестьянский труд – отвечал за обозных лошадей. Наград у Копёшкина нет никаких, да и героем он себя не чувствует. Но это не так. Преодолев страх, он честно исполнил свой долг и умер от ран в военном госпитале в самый День Победы, так и не попробовав красного вина Победы.

Ещё в одном рассказе Е. И. Носова, который называется «Живое пламя», мы узнаём о трагической судьбе сына квартирной хозяйки рассказчика Ольги Петровны. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика. Юноша прожил короткую, но яркую жизнь, отдав её за Родину.

Итак, в годы войны подвиг совершали многие: и те, кто участвовал в сражениях, и те, кто в тылу ковал победу, жертвуя своим здоровьем и даже жизнью. Подвиг советского народа беспримерен, будем помнить о нём всегда.

В этой статье вам предложены проблемы, найденные в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и литературные аргументы к ним. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце страницы.

  1. Подлинный и ложный героизм раскрывается перед нами на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» . Народ несет в себе настоящую любовь к Родине, он грудью ее защищает, умирает за нее в войну, не получая орденов и чинов. Совсем иная картина в высшем свете, который только прикидывается патриотичным, если это модно. Так, князь Василий Курагин ездил и в салон, прославляющий Наполеона, и в салон, выступающий против императора. Также вельможи охотно начинают любить и прославлять отечество, когда это приносит выгоду. Так, Борис Друбецкой пользуется войной ради продвижения в карьере. Именно благодаря народу с его истинным патриотизмом Россия и освободилась от французских захватчиков. А вот ложные его проявления чуть не погубили страну. Как известно, российский император не щадил войска и не хотел оттягивать решающего сражения. Положение спас Кутузов, который с помощью промедления извел французскую армию и сохранил тысячи жизней простых людей.
  2. Героизм проявляется не только на войне. Соне Мармеладовой, героине романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , пришлось стать проституткой, чтобы помочь семье не умереть от голода. Верующая девушка преступила заповеди и пошла на грех ради мачехи и ее детей. Если бы не она и ее самоотверженность, им бы не выжить. Зато Лужин, кричащий на каждом углу о своей добродетели и великодушии, и выставляющий свои начинания героическими (особенно женитьбу на бесприданнице Дуне Раскольниковой), оказывается жалким эгоистом, который готов идти по головам ради своих целей. Разница в том, что героизм Сони спасает людей, а фальшь Лужина губит их.

Героизм на войне

  1. Герой – это не человек без страха, это тот, кто может преодолеть страх и идти в бой ради своих целей и убеждений. Такой герой описан в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» в образе Андрея Соколова. Это вполне обычный человек, который жил как все. Но когда грянул гром, он стал настоящим героем: вез снаряды под обстрелом, потому что нельзя иначе, ведь свои в опасности; перенес плен и концлагерь, никого не предав; вынес смерть близких, возродившись ради судьбы подобранного им сироты Ваньки. Героизм Андрея в том, что он поставил спасение страны главной задачей своей жизни и ради этого боролся до конца.
  2. Сотников , герой одноименной повести В.Быкова , в начале произведения кажется совсем не героическим. Более того, именно он стал причиной своего плена, вместе с ним пострадал и Рыбак. Однако Сотников пытается искупить свою вину, взять все на себя, спасти случайно попавших под следствие женщину и старика. Зато бравый партизан Рыбак трусит и старается лишь спасти свою шкуру, донося на всех. Предатель выживает, но навсегда покрыт кровью невинных страдальцев. А в нескладном и неудачливом Сотникове открывается настоящий герой, достойный уважения и неугасимой исторической памяти. Таким образом, на войне героизм особенно важен, потому что от его проявления зависят другие жизни.
  3. Цель героизма

    1. Рита Осянина, героиня повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» , потеряла любимого мужа в первые дни войны, оставшись с маленьким сыном. Но молодая женщина не смогла остаться в стороне от всеобщего горя, пошла на фронт, надеясь отомстить за мужа и защитить десятки тысяч детей от врага. Настоящим героизмом было пойти на неравный бой с фашистами. Рита, ее подруга по отделению Женя Комелькова и их начальник старшина Васков выступили против отряда нацистов и готовились к смертному бою, и девушки действительно погибли. Но иначе нельзя, за спиной не просто разъезд, за спиной Родина. Таким образом, они пожертвовали собой, спасая отечество.
    2. Иван Кузьмич Миронов, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , проявил героические качества при обороне Белогородской крепости. Он остается стойким и не колеблется, его поддерживает долг чести, воинская присяга. Когда коменданта захватили бунтовщики, Иван Кузьмич остался верен присяге и не признал Пугачева, хотя это грозило смертью. Воинский долг заставил Миронова пойти на подвиг, несмотря на то, что пришлось заплатить за это жизнью. Он пожертвовал собой, чтобы сохранить верность своим убеждениям.
    3. Нравственный подвиг

      1. Остаться человеком, когда прошел через кровь и пули, крайне сложно. Андрей Соколов, герой рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова , не только воевал, но и попал в плен, в концлагерь, бежал, а потом потерял всю семью. Именно семья была для героя путеводной звездой, лишившись ее, он махнул рукой на себя. Однако после войны Соколов встретил мальчика-сироту Ваньку, судьбу которого война также искалечила, и герой не прошел мимо, не предоставил государству или другим людям заботится о сироте, Андрей стал отцом для Ваньки, дав себе и ему шанс на обретение нового смысла жизни. То, что он открыл свое сердце для этого мальчика – нравственный подвиг, который дался ему ничуть не проще, чем отвага в бою или выдержка в лагере.
      2. В ходе военных действий иногда забывается, что враг тоже человек и, скорее всего, послан войной на твою Родину необходимостью. Но еще страшнее, когда война гражданская, когда врагом может оказаться и брат, и друг, и односельчанин. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , в новых условиях противостояния власти большевиков и власти казачьих атаманов постоянно колебался. Справедливость звала его на сторону первых, и он воевал за красных. Но в одном бою герой увидел бесчеловечный расстрел пленных, безоружных людей. Эта бессмысленная жестокость отвратила героя от его прошлых воззрений. Окончательно запутавшись между сторонами, он сдается победителю, лишь бы увидеть детей. Он понял, что семья для него важнее собственной жизни, важнее принципов и взглядов, ради нее стоит пойти на риск, сдаться, чтобы дети хотя бы увидели своего отца, вечно пропадавшего в сражениях.
      3. Героизм в любви

        1. Проявление героизма возможно не только на поле боя, иногда не меньше его требуется в обычной жизни. Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» , совершил настоящий подвиг любви, возложив жизнь на ее алтарь. Лишь раз увидев Веру, он жил только ею. Когда муж и брат любимой запретили Желткову даже писать ей, он не смог жить и покончил с собой. Но даже смерть он принял со словами к Вере: «Да светится имя твое». Он совершил этот поступок ради того, чтобы возлюбленная обрела покой. Это – настоящий подвиг ради любви.
        2. Героизм матери отражен в рассказе Л.Улицкой «Дочь Бухары» . Аля, главная героиня, родила дочь Милочку с синдромом Дауна. Женщина посвятила всю жизнь воспитанию дочери с редчайшим тогда диагнозом. Муж оставил ее, приходилось не только ухаживать за дочерью, но и работать медсестрой. А позже мать заболела, не лечилась, а устраивала Милочку получше: работа в мастерской по склейке конвертов, замужество, образование в спецшколе. Сделав все, что можно было, Аля уехала умирать. Героизм матери каждодневный, незаметный, но не менее важный.

По тексту Катаева. Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха…

Как часто на войне люди совершают подвиги? Что толкает их на это? О чём думают они в последние минуты своей жизни? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.Катаева.

В своём тексте автор ставит проблему героизма. Он рассказывает о «горстке храбрецов», которые больше месяца защищали осаждённый форт от беспрерывных атак. Закончились снаряды, на исходе продовольствие. Немецкий контр-адмирал предложил им сдаться, выдвинув ряд условий. Писатель обращает наше внимание, что целую ночь гарнизон форта шил флаг. Моряки пошли к кирхе. Но не для того, чтобы сдаться. А чтобы выполнить последнюю боевую задачу: уничтожить как можно больше врагов и умереть. «Тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха». Над ними развевался громадный красный флаг. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня ещё раз задуматься о героизме и его истоках.

Позиция автора мне понятна: героизм – это проявление высшей степени мужества, это способность расстаться с жизнью, выполняя боевое задание. На героический поступок способен человек по-настоящему любящий свою родину, готовый пожертвовать жизнью ради её спасения. Автор восхищён мужеством моряков.

Я разделяю точку зрения автора. Героизм – это отвага, благородство, умение жертвовать собой. На героические поступки способны люди, для которых такие понятия, как любовь к родине, долг, – не пустые слова. Мы, читатели, восхищаемся героизмом советских моряков. Как шли они на последнее боевое задание – на смерть. Как мужественно и храбро умирали. В художественной литературе о войне писатели часто описывают солдатский подвиг, как высшую степень мужества, попробую это доказать.

В повести Б.Л.Васильева «В списках не значился» подвиг совершает молодой лейтенант Николай Плужников. Накануне войны он прибыл в Брестскую крепость, у него были большие планы на будущее. Но война перечеркнула всё. Почти девять месяцев лейтенант оборонял крепость, отдавая себе приказы и выполняя их. Его боевое задание – уничтожать врага. С этим заданием, пока были силы, он успешно справлялся. Когда он вышел наверх, перед нами почти слепой седой человек с отмороженными пальцами. Немецкий генерал отдаёт честь русскому солдату, его мужеству и героизму.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» мы встречаем Андрея Соколова, водителя, отца и мужа. Война перечеркнула и его планы. Плен, неудачный побег, когда догнали с собаками, которые чуть не загрызли насмерть, удачный побег, удалось даже прихватить с собой языка, важного немецкого офицера. Андрей узнаёт о гибели семьи, он теряет сына в последний день войны. Всё перечеркнула и отняла война. Не просто всё это было вынести. Но он нашёл в себе силы, чтобы усыновить Ванюшку, такого же одинокого, как и он. Перед нами герой, человек с большой буквы.

Таким образом, чаще всего с героизмом мы встречаемся в экстремальных ситуациях, например, на войне. Человек поставлен в условия выбора: честь и смерть или жизнь и бесчестие. Не каждый способен на подвиг. Поэтому во все времена каждая страна гордится своими героями и бережно хранит память о них. Они это заслужили.

*О героизме солдат мы узнаём из книги А.Фёдорова «Соловьи».

*Жестокая правда войны показана в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».

*Оглядываясь назад, мы не имеем права забывать бесчисленные жертвы. Прав Е. Евтушенко, который писал в повести «Фуку»:

Тот, кто вчерашние жертвы забудет,

Может быть, завтрашней жертвой будет.

Проблема героизма людей мирных профессий в годы Великой Отечественной войны

  • Селекционеры блокадного Ленинграда в условиях дикого голода сумели сохранить бесценные сорта селекционной пшеницы для будущей мирной жизни.
  • Е. Кригер, известный современный писатель-прозаик, в рассказе «Свет» повествует о том, как во время боевых действий работники электростанции приняли решение не эвакуироваться с жителями посёлка, а работать. «Излучающая свет электростанция», как назвал её автор, не только вырабатывала электроэнергию, но и воодушевляла солдат, помогала им помнить о том, за что они сражаются.
  • В цикле рассказов А. Крутецкого «В степях Башкирии» показан нелёгкий труд колхозников, живущих с лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»
  • В романе Ф. Абрамова «Братья и сёстры» рассказывается о подвиге русских женщин, потративших лучшие годы своей жизни на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны.
  • Учитель Алесь Мороз, герой повести В. Быкова «Обелиск», в оккупированной Белоруссии, рискуя жизнью, воспитывал в учениках ненависть к захватчикам. Когда ребят арестовывают, он сдаётся фашистам, чтобы поддержать их в трагическую минуту.

Проблема национального единства в годы Великой Отечественной войны

  • В стихотворении «Украина» М. Рыльский писал:

Видишь: русский с тобою, башкир и таджик,

Братья все и друзья – грозной рати лавина.

Свят союз наш, народ беспредельно велик,

Беспредельно силён в своей ярости львиной.

Проблема военнопленных

  • В повести В. Быкова «Альпийская баллада» показана трагедия людей, попавших в плен.
  • В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» показана трагическая судьба Андрея Соколова. Главный герой прошёл испытания фашистского плена, потерял семью, но сумел отстоять своё человеческое достоинство, не утратил воли к жизни чувство сострадания к людям.

Проблема патриотизма

  • Рассказывая об Отечественной войне 1812 года в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой с любовью и уважением рисует разных по своему социальному сословию людей, которых объединяла единая любовь к России.

Проблема истинного и ложного патриотизма

  • В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рисует картины военных действий и разнообразные типы их участников. Мы видим и верных сынов Отечества (Денис Давыдов, старостиха Василиса и др.), и лжепатриотов, думающих только о своих корыстных интересах.

Проблема трагического положения человека в тоталитарном государстве

  • Главный герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - человек необыкновенный. Шухов выживает в гнуснейшем лагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, «шестёрок» и «блатарей», которые исповедуют лагерный закон «подохни ты сегодня, а я – завтра», нелегко сохранить душу и человеческое тепло. Но у Ивана Денисовича было своё верное средствовернуть доброе расположение духа – работа.

· О бесчеловечности, ужасе ситуации, сложившейся в стране в эпоху правления Сталина, рассказывал Ю. Бондарев в своём произведении «Букет». Судьба героини была типична для того времени. Вина героини состояла лишь в том, что она была молода, хороша собой, наивно верила в порядочность тех, кто стоял у власти.

Роль личности в истории

  • Подлинным выразителем народного духа являлся М.И. Кутузов. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» исторически точно нарисовал образ великого полководца.
  • А.Н. Толстой в романе «Пётр Первый» рассказывает о жизни царя-реформатора. С одной стороны, Пётр Первый вроде бы любит свой народ и верит в его созидательные силы, с другой, жестоко расправляется с участниками стрелецкого бунта, а позже строит прекрасный город на костях каторжан и крепостных. Основная трагедия, по мнению автора, в том, что для Петра народ лишь средство, орудие для воплощения его замыслов.
  • Ю. Овсянников в книге «Пётр Великий. Первый русский император» рассказывает о том, как своей деятельностью Пётр определил характер новой России. Под перестук топоров и гром пушек средневековое государство вошло в союз европейских стран как равноправный партнёр. С которым надо считаться.

Известной американской поэтессе и писательнице Элеонор Мэрри Сартон, известной миллионам читателей как Мэй Сартон, принадлежат часто цитируемые слова: «Мысли как герой - и ты будешь вести себя как порядочный человек».

Много написано о роли героизма в жизни людей. Эта добродетель, имеющая ряд синонимов: мужество, доблесть, отвага, проявляется в нравственной силе ее носителя. Моральная сила позволяет ему следовать действительному, реальному служению родине, людям, человечеству. В чем заключается проблема истинного героизма? Аргументы можно употребить разные. Но главное в них: подлинный героизм не слеп. Различные примеры героизма являются не просто преодолением неких обстоятельств. Все они имеют одну общую черту - привносят в жизнь людей чувство перспективы.

Многие яркие классики литературы, как русские так и зарубежные, искали и находили для освещения темы появления феномена доблести свои яркие и неповторимые аргументы. Проблема героизма, к счастью для нас, читателей, освещается мастерами пера ярко, нетривиально. Ценно в их произведениях то, что классики погружают читателя в душевный мир героя, высокими поступками которого восхищаются миллионы людей. Темой данной статьи является обзор некоторых произведений классиков, в которых прослеживается особый подход к вопросу героизма и мужества.

Герои - вокруг нас

Сегодня в обывательской психике, к сожалению, преобладает искаженное понятие о героизме. с головой погружены в свои проблемы, в свой маленький эгоистичный мирок. Поэтому для их сознания принципиально важны свежие и нетривиальные аргументы по проблеме героизма. Поверьте, нас окружают герои. Мы просто их не замечаем из-за того, что наши души близоруки. Не только мужчины совершают подвиги. Присмотритесь - женщина, по приговору медиков, неспособная родить в принципе - рожает. Героизм может проявиться и проявляется нашими современниками у постели больного, за столом переговоров, на рабочем месте и даже у кухонной плиты. Нужно просто научиться это видеть.

Литературный образ Бога как камертон. Пастернак и Булгаков

Жертвенность отличает настоящий героизм. Многие гениальные литературные классики пытаются повлиять на убеждения своих читателей, поднимая планку для осознания сути героизма максимально высоко. Они находят творческие силы, чтобы уникально донести до читателей самые высокие идеалы, по-своему рассказывая о подвиге Бога, сына человеческого.

Борис Леонидович Пастернак в «Докторе Живаго», предельно честном произведении о своем поколении, пишет о доблести как о высшей эмблеме человечества. По мнению писателя, не в насилии, а в добродетели раскрывается проблема истинного героизма. Аргументы свои он высказывает устами дяди главного героя, Н. Н. Веденяпина. Тот считает, что зверя, дремлющего в каждом из нас, не в состоянии остановить укротитель с хлыстом. Но это по силам проповеднику, жертвующему собой.

Классик русской литературы, сын профессора богословия, Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» преподносит нам свою оригинальную литературную интерпретацию образа Мессии - Иешуа Га-Ноцри. Проповедь Добра, с которой Иисус пришел к людям - дело опасное. Слова правды, совести, идущие вразрез с устоями общества, чреваты гибелью для произнесшего их. Даже прокуратор Иудеи который, не колеблясь, может прийти на помощь Марку Крысобою, окруженному германцами, боится сказать истину (при этом он тайно согласен со взглядами Га-Ноцри.) Мирный мессия мужественно следует своей судьбе, а закаленный в боях римский военачальник трусит. Убедительны булгаковские аргументы. Проблема героизма у него тесно связана с органичным единством мировоззрения, мировосприятия, слова и дела.

Аргументы Генрика Сенкевича

Образ Иисуса в ореоле мужества возникает и в романе Генрика Сенкевича «Камо Грядеши». Яркие находит польский литературный классик оттенки для создания неповторимой сюжетной ситуации в своем известном романе.

Уже после того, как Иисус был распят и воскрес, пришел в Рим, следуя своей миссии: обратить Вечный Город в христианство. Однако он, незаметный путник, едва прибыв, становится свидетелем торжественного въезда императора Нерона. Петр потрясен поклонением римлян императору. Он не знает, какие найти данному явлению аргументы. Проблема героизма, мужества человека, идейно противостоящего диктатору, освещается, начиная с опасения Петра, что миссию выполнить не удастся. Он, разуверившись в себе, удирает из Вечного Города. Однако, оставив позади городские стены, апостол увидел Иисуса в человеческом обличье, идущего навстречу. Пораженный увиденным, Петр спросил Мессию, куда тот следует: «Камо грядеши?» Иисус ответил, что, поскольку Петр оставил его народ, то ему остается одно - пойти на распятие вторично. Настоящее служение безусловно предполагает мужество. Потрясенный Петр возвращается в Рим…

Тема мужества в «Войне и мире»

Богата рассуждениями о сущности героизма русская классическая литература. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» поднял целый ряд философских вопросов. В образ князя Андрея, идущего по пути воина, писатель вложил свои особые аргументы. Проблема героизма и мужества мучительно переосмысливается и эволюционирует в сознании молодого князя Болконского. Его юношеская мечта - совершить подвиг - уступает пониманию и осознанию сути войны. Быть героем, а не казаться, - так изменяются жизненные приоритеты князя Андрея после битвы под Шенграбеном.

Штабной офицер Болконский понимает, что настоящим героем этого сражения является командир батареи Скромный, теряющийся в присутствии начальства. Объект насмешек адъютантов. Батарея маленького и щуплого невзрачного капитана не дрогнула перед непобедимыми французами, нанесла им урон и дала возможность основным силам организовано отступить. Тушин действовал по наитию, приказа - прикрывать тыл армии - он не получал. Понимание сути войны - таковы были его аргументы. Проблема героизма переосмысливается князем Болконским, он круто меняет свою карьеру и при содействии М. И. Кутузова становится командиром полка. В битве под Бородино он, поднявший полк в атаку, получает тяжелое ранение. Тело русского офицера со знаменем в руках видит объезжающий Наполеон Бонапарт. Реакция французского императора - уважение: «Какая прекрасная смерть!» Впрочем, для Болконского акт героизма совпадает с осознанием целостности мира, важности сострадания.

Харпер Ли «Убить пересмешника»

Осмысление сущности подвига присутствует и в ряде произведений американских классиков. Роман «Убить пересмешника» изучают в школах все маленькие американцы. Он содержит оригинальное рассуждение о сущности мужества. Звучит эта мысль из уст адвоката Аттикуса, человека чести, берущегося за справедливое, однако отнюдь не прибыльное дело. Его аргументы к проблеме героизма звучат следующим образом: мужество - это когда берешься за дело, при этом заранее зная, что проиграешь. Но все-таки берешься и идешь до конца. И иногда все-таки удается выиграть.

Образ Мелани от Маргарет Митчелл

В романе об американском Юге XIX века создает неповторимый образ хрупкой и изысканной, но вместе с тем мужественной и храброй леди Мелани.

Та уверена, что во всех людях есть что-то хорошее, и готова им помогать. Ее небогатый аккуратный дом становится известным в Атланте благодаря душевности хозяев. В самые опасные периоды своей жизни Скарлетт получает от Мелани такую помощь, которую оценить невозможно.

Хемингуэй о героизме

И конечно же, нельзя обойти классический рассказ Хемингуэя «Старик и море», повествующий о природе мужества и героизма. Бой пожилого кубинца Сантьяго с огромной рыбой напоминает притчу. Символичны аргументы на проблему героизма, изложенные Хемингуэем. Море похоже на жизнь, а старик Сантьяго - на человеческий опыт. Писатель произносит слова, ставшие лейтмотивом подлинного героизма: «Человек создан не для того, чтобы претерпевать поражения. Уничтожить его можно, но победить - нет!»

Братья Стругацкие «Пикник у дороги»

Повесть вводит своих читателей в фантасмагорическую ситуацию. Очевидно, после прилета инопланетян на Земле образовалась аномальная зона. Сталкеры находят «сердце» этой зоны, обладающее уникальным свойством. Человек, попавший на эту территорию, получает жесткую альтернативу: либо погибает, либо зона выполняет любое его желание. Стругацкие мастерски показывают душевную эволюцию героя, решившегося на этот подвиг. Убедительно показан его катарсис. У сталкера не остается ничего эгоистичного меркантильного, он мыслит категориями человечества и, соответственно, просит зону о «счастье для всех», да таком, чтоб не было им обделенных. В чем заключается, по мнению Стругацких, проблема героизма? Аргументы из литературы свидетельствуют - она пуста без сострадания и гуманизма.

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В истории российского народа был период, когда героизм стал воистину массовым. Тысячи воинов обессмертили свои имена. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено одиннадцати тысячам бойцов. При этом 104 человека награждены им были дважды. А три человека - трижды. Первым человеком, получившим это высокое звание стал, летчик-ас Александр Иванович Покрышкин. Только в один день - 12.04.1943 г - он сбил семь самолетов фашистских оккупантов!

Конечно же, забыть и не донести новым поколениям такие образцы героизма - преступлению подобно. Это следует делать на примере советской «военной» литературы, - таковы аргументы ЕГЭ. Проблема героизма освещается школьникам на примерах из произведений Бориса Полевого, Михаила Шолохова, Бориса Васильева.

Фронтового корреспондента газеты «Правда» Бориса Полевого потрясла история летчика 580-го полка истребителей Маресьева Алексея. Зимой 1942 года над небом Новгородской области он был сбит. Раненный в ноги пилот 18 суток ползком добирался до своих. Он выжил, добрался, однако ноги его "съела" гангрена. Последовала ампутация. В госпитале, где лежал Алексей после операции, также находился политрук Ему удалось зажечь Маресьева мечтой - вернуться в небо как летчик-истребитель. Превозмогая боль, Алексей учился не просто ходить на протезах, но и танцевать. Апофеозом повести является первый воздушный бой, проведенный летчиком после ранения.

Медкомиссия «капитулировала». За войну реальный Алексей Маресьев сбил 11 вражеских самолетов, причем большую их часть - семь - после ранения.

Советскими писателями убедительно раскрыта проблема героизма. Аргументы из литературы свидетельствуют - подвиги совершали не только мужчины, но и женщины, призванные служить. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» поражает своим драматизмом. В советском тылу высадилась крупная диверсионная группа фашистов, насчитывающая 16 человек.

Героически гибнут молодые девушки (Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гуревич, Галя Четвертак), служащие на 171 железнодорожном разъезде под командованием старшины Федота Васкова. Однако они уничтожают 11 фашистов. Оставшихся пятерых старшина обнаруживает в избушке. Одного убивает, а четверых пленит. Далее сдает пленных своим, теряя сознание от усталости.

«Судьба человека»

Этот рассказ Михаила Александровича Шолохова знакомит нас с бывшим красноармейцем - водителем Андреем Соколовым. Просто и убедительно раскрывается писателем и героизма. Аргументы, трогающие за душу читателя, искать долго не приходилось. Практически в каждую семью война принесла горе. У Андрея Соколова его было в избытке: в 1942 году погибли жена Ирина и две дочери (бомба попала в жилой дом). Сын чудом остался жив и после этой трагедии добровольцем ушел на фронт. Сам Андрей воевал, попал в плен к фашистам, бежал из него. Однако его ожидала новая трагедия: в 1945 году, 9 мая, снайпер убил сына.

Сам Андрей, потеряв всю свою семью, нашел в себе силы начать жизнь «с чистого листа». Он усыновил беспризорного мальчишку Ваню, став для него приемным отцом. Этот нравственный подвиг опять наполняет его жизнь смыслом.

Вывод

Таковы аргументы к проблеме героизма в классической литературе. Последняя действительно способна поддержать человека, пробудить в нем мужество. Хотя она не в состоянии помочь ему материально, зато возводит в его душе границу, через которое Зло переступить не может. Так писал о книгах Ремарк в «Триумфальной арке». Аргументация героизма в классической литературе занимает достойное место.

Героизм можно также представить как общественный феномен своеобразного «инстинкта самосохранения», только не индивидуальной жизни, а всего социума. Часть общества, отдельная «клеточка» - человек (подвиги совершают наидостойнейшие), сознательно, движимый альтруизмом и духовностью, жертвует собой, сохраняя нечто большее. Классическая литература - один из инструментов, который помогает людям понять и постигнуть нелинейную природу мужества.

В чём заключается подвиг людей в годы войны? Только ли на фронте совершали героические поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя В. Быкова.

Раскрывая проблему подвига людей в годы войны, автор рассказывает о ещё нестарой женщине, живущей в неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки. В годы войны, она, совсем юная девушка, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших ребятишек и на долгие годы стала для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей.

Да, она внесла свой вклад в беспримерный подвиг советского народа, одержавшего победу над самым жестоким и коварным врагом. Несомненно, подвиг совершили и старый заслуженный генерал, прошедший со своей дивизией от подмосковных полей до Берлина, и прославленный партизанский руководитель, организатор всенародной борьбы на оккупированной территории, и эта безвестная женщина, воспитавшая полдюжины сирот. Невозможно раскрыть всё многообразие народного подвига в огневые годы войны. Героизм проявляли не только на фронте, но и в тылу.

Авторская позиция заключается в следующем: беспримерный подвиг людей в годы Великой Отечественной войны заключается в том, что они и на фронте, и в тылу ценой собственных жизней боролись с фашизмом, защищая от него свою страну, заботясь о жизни будущих поколений.

Прочитав рассказ Е. И. Носова «Красное вино победы», мы познакомились с одним из множества скромных героев Великой Отечественной войны, благодаря которым мы победили фашизм. Это простой солдат Иван Копёшкин, получивший в конце войны тяжёлые увечья. На фронте он продолжал свой крестьянский труд – отвечал за обозных лошадей. Наград у Копёшкина нет никаких, да и героем он себя не чувствует. Но это не так. Преодолев страх, он честно исполнил свой долг и умер от ран в военном госпитале в самый День Победы, так и не попробовав красного вина Победы.

Ещё в одном рассказе Е. И. Носова, который называется «Живое пламя», мы узнаём о трагической судьбе сына квартирной хозяйки рассказчика Ольги Петровны. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика. Юноша прожил короткую, но яркую жизнь, отдав её за Родину.

Итак, в годы войны подвиг совершали многие: и те, кто участвовал в сражениях, и те, кто в тылу ковал победу, жертвуя своим здоровьем и даже жизнью. Подвиг советского народа беспримерен, будем помнить о нём всегда.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.