Археологическая культура - термин, употребляемый для обозначения общности (комплекса) сходных между собой археологических памятников, относящихся к одному времени и распространены в определенной местности.


1. Определение понятия

Археологическая культура - фундаментальное понятие археологической науки. С одной стороны, оно позволяет упорядочить археологические источники, локализовав их в пространстве и времени, с другой - прокладывает мостик между археологическими источниками и их создателями.

Не вызывает сомнения, что за археологическими культурами стоят определенные сообщества - отдельные народы или группы родственных народов. Этот момент чрезвычайно важен для древней истории, имеющей дело с дописьменный период. "Немая" история будто начинает говорить, приобретает определенную конкретности, а анонимные сообщества, оставили определенные археологические культуры, получают, пусть условную, название. Поэтому выделение археологических культур составляет основу для решения самых разнообразных проблем древней истории: способа хозяйствования, социального устройства, этнокультурной специфики сообществ. Сопоставление материалов различных археологических культур позволяет воспроизвести определенной степени этногенез отдельных народов, их хозяйственные связи, миграционные процессы и т.д..

Сходство археологических памятников прослеживается по разным чертами, например, по формам и отделкой посуды, украшениями, приемами домостроения и оформлением интерьера домов, погребальными обычаями и т.д.. О распространении тех или иных археологических комплексов в пределах определенных территорий начали говорить в XIX веке, для определения таких комплексов пользовались разными терминами: культурная группа, культурная провинция, культурный ареал, просто культура и т.д.. Термин "археологическая культура" широко входит в науку конце XIX - начале ХХ веков. С тех пор он становится главным для определения археологических комплексов. Именно в первой половине ХХ века выделено большинство археологических культур.


2. Археологические культуры

Названия археологических культур условные, имеют разную природу, чаще культуры называют по какому-либо отличительным признаком:

Археологические культуры, с точки зрения этнической принадлежности, могут относиться:

Отдельные элементы культуры могут также запозичитися в результате распространения идей или переселения народа, носителя этой культуры. Изучение возникновения, распространения и исчезновения археологической культуры позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохах, предшествующие возникновению письменных источников.


3. Материальная культура

Термин "материальная культура" предусматривает, во-первых, значимость всех физических объектов среды для народа определенной культуры, а во-вторых, - комплекс артефактов (ТЕХНОКОМПЛЕКС), типичных для данной социокультуры и является существенной частью ее культурной идентичности. Люди в массе своей относятся к материальным объектам так, как принято в их культуре, и исследователи материальной культуры изучают связь между найденными объектами и их значением для носителей данной культуры. В этом смысле материальная культура сравнима с языком, т.е. вербальной культурой, и то, и другое - культурные феномены. Археологи пытаются воссоздать общую культуру древних сообществ, делая выводы о менее постоянных культурных особенностях на основании изучения остатков материальной культуры.


См.. также

Источники

Литература

  • Кудрявцева Н. К вопросу об определениях понятия "археологическая культура". В кн.: Археология и методы исторических реконструкций. К., 1985.

МЕЗОЛИТ. СВИДЕРСКАЯ И ГРЕНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ


ГРЕНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В 11 тысячелетии до н.э. на Днепре и Соже начала складываться Гренская культура.

Гренская культура - археологическая культура позднего палеолита и раннего мезолита (12 - 8 тыс. лет назад; 10 - 6 тыс. до н.э.) Верхнего Поднепровья , распространена на территории Северной и Центральной Беларуси.

Различают 2 этапа: финальнопалеолитический (ранний); раннемезoлитический (поздний).

По мере расстаивания последнего ледникового покрова в Скандинавии, на рубеже плейстоцена - голоцена, племена из которых сформировались Гренская и Свидерская культуры продвигались со Среднего Поднепровья на север в Белорусское Полесье, осваивая новые территории.

Плейстоцен - эпоха четвертичного периода, начавшаяся 1,806 миллиона лет назад и закончившаяся 11,5 тысяч лет назад. Эпохе плейстоцена предшествует эпоха плиоцена, а последовательницей является эпоха голоцена.

Голоцен - эпоха четвертичного периода, которая продолжается последние 10 тысяч лет вплоть до современности. Начало голоцена относится к концу последнего ледникового периода (9600 год до н. э.).

Самые древние памятники Гренской культуры на территории Беларуси: Боровка, Коромка, Хвойная (11 800 -10 800 тыс. лет назад).

Второй этап развития Гренской культуры представлен памятниками: Гренск, Дальнее Лядо, Рекорд.

На рубеже раннего и позднего мезолита на смену Гренской культуры приходят памятники Сожской культуры.

Поселения Гренской культуры представлены сезонными стоянками охотников на берегах рек, часто на песчаных дюнах. В это время широко использовались лук и стрелы, что позволило усовершенствовать способы охоты на северного оленя и других животных.

Особенностью Гренской культуры является распространение асимметричных наконечников стрел (гренский тип), обработанных по одному краю крутой ретушью по всей длине заготовки и выемкой на другом крае.

Среди прочих орудий представлены скребки и резцы на пластинах и отщепах, пластины и отщепы со срезанным ретушью концом, проколки, скобели, рубящие орудия. На II этапе (7- 5 тысячелетия до н.э. ) размеры орудий несколько уменьшаются, появляется большое количество вкладышей, трапеции, микрорезцы. На II этапе существования Гренской культуры прослеживается тесная связь с мезолитическими памятниками Десны (Песочный Ров) и иеневской культурой Волго-Окского междуречья.

археологический культура мезолит неолит

СВИДЕРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В 10 - 7 тысячелетиях до н.э. на территории Западного Полесья, Волыни, в бассейнах Немана и Вислы жили племена Свидерской культуры.

Свидерская культура - археологическая культура рубежа палеолита и мезолита, распространённая главным образом на территории Польши и Беларуси (бассейны рек Вислы, Немана, Припяти). Название получила от памятника Свидры-Вельке , найденного на территории Польши, на месте слияния Вислы и Свидера .

Большинство польских археологов относят Свидерскую культуру к концу позднего палеолита. Геологическая датировка позднеледниковое время, радиоуглеродная несколько древнее (11-10 тысяч лет назад; 9 - 7 тыс. до н.э.).

Свидерская культура представлена остатками небольших сезонных охотничьих стоянок на песчаных дюнах. Жилища представляли собой округлые постройки, крыша которых устраивалась на жердевом каркасе из шкур животных. Сохранились только кремнёвые изделия: двухплощадочные нуклеусы, т. н. свидерские листовидные наконечники стрел с черешком, скребки и резцы.

Племена Свидерской культуры жили в условиях тундры. Основное занятие - охота на северного оленя. Широко использовались лук и стрелы.

Свидерская культура сезонно кочующих за северным оленем охотников характеризуется 5 типами и 11 формами наконечников стрел с хорошо и слабо выраженным черешком, наконечниками иволистной, ромбовидной и ланцетовидной форм. Эти наконечники являются культурно-определяющими. Обычно памятник, где находят 2-3 типа таких стрел, объявляется свидерским.

Культуроопределяющими являются и грубо оббитые специфические топоры, кремневые пилки, скобели для древков стрел, ножи на ножевидных пластинах, сверла, резцы.

По мнению некоторых исследователей большое влияние на развитие поздней Свидерской культуры оказала Липская культура.

Культуры, родственные Свидерской культуре, а также испытавшие её влияние, распространены на территории Беларуси и дальше на восток - до бассейна Оки и Верхней Волги.

Население Свидерской культуры стало генетической основой Сожской (Днепро-Деснинской) культуры, Неманской, Бутовской и Кундской мезолитических культур лесной полосы европейской части бывшего СССР.

Существует версия, что представители Свидерской культуры говорили на т.н. "евразийском" (бореальном) языке (Н.Д. Андреев), т.е. были предками индоевропейской, уральской и алтайской языковых семей. (Н.А. Николаева, В.А. Сафронов в книге "Истоки славянской и евразийской мифологии" ).

Как утверждают Н.А. Николаева и В.А. Сафронов ареал евразийской прародины (прародины ранних праиндоевропейцев) по данным лингвистики находился между Северным Прикарпатьем и Балтикой. Основную часть этого ареала в IX тыс. до н. э. занимала лишь одна археологическая культура - свидерская, сосуществующая на западе с родственной аренсбургской археологической культурой.

Н.А. Николаева и В.А. Сафронов также утверждают, что именно носители Свидерской культуры изобрели топор и одомашнили волка, выведя породу собак.


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ НЕОЛИТА


НАРВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА (4 тыс.-2300г. до н. э.) - названная по месту открытия на реке Нарва. Была распространена на территории восточной части современной Прибалтики, от Южного Приладожья до Беларуси, Памятник культуры - деревня Осовец (Бешенковичский район, Витебская область). Стоянки находились вблизи воды, жилища представляли собой полуземлянки, а кое-где уже наземные четырехугольные постройки с деревянными элементами конструкции. Находки: Статуэтки животных и людей из кости и дерева, статуэтка лося, змеи, бородатого мужчины, голова утки, лицо мужчины, первый музыкальный инструмент на Беларуси - костяная жалейка (свирель). Орудий из кремня и камня было не много, больше из кости и рога, с рукоятками из дерева.

НЕМАНСКАЯ КУЛЬТУРА (4,5 - 2 тыс. лет до н. э.) распространена в бассейне Немана (а также в северо-восточной Польше и юго-западной Литве). Ареал культуры распространялся на юг до верховьев Припяти. Для культуры были характерны наземные жилища. Памятники: деревня Крансносельск (шахты по добыче кремня, выявлены в 1920г.) (Волковыский район, Гродненская область, Река Рось), найдены останки шахтёра, горшок, иголка-проколка; деревня Камень (Пинский район, Брестская область), найден кремниевый серп. Керамика неманской культуры имела заострённое дно, изготавливалась из глины, смешанной с другим органическим материалом или размолотым кварцитом. Поверхность стенок выравнивалась расчёсыванием гребнем. У более поздних артефактов были плоские днища, их украшали тонким слоем белой глины и рядами небольших отпечатков вдоль верхней кромки, орнамент в виде рыбачьей сети, или несколько рядов небольших отпечатков, отпечатки шнура или в виде ёлочки.

КУЛЬТУРА ГРЕБЕНЧАТО-ЯМОЧНОЙ КЕРАМИКИ (4200 - 2000гг. до н. э.) - культура, существовавшая на северо-востоке Европы (Скандинавия, русский северо-запад). Название было дано по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней. Памятники: Финнмарк (Норвегия) на севере, река Каликс (Швеция) и Ботнический залив (Финляндия) на западе и река Висла (Польша) на юге. На востоке была распространена до Уральских гор. Керамика: большие горшки ёмкостью 40-60 литров, закруглённые или заострённые внизу. Форма изделий в течение столетий оставалась неизменной, а вот наносимые орнаменты разнились. Среди многих стилей ямочно-гребенчатой керамики есть один, который использует свойства асбеста: Культура асбестовой керамики. Поселения располагались на морском побережье или берегах озёр. Жильё: типи площадью около 30 м², в котором могло жить до 30 человек. Захоронения устраивались внутри поселения и покойников покрывали красной охрой. Для культуры гребенчатой керамики типично захоронение покойника вместе с предметами из кремня и янтаря. Каменные инструменты изготавливались из местных материалов, таких как сланец и кварц. Характерны маленькие фигурки из обожжённой глины и головы животных из камня. Известны также и наскальные рисунки.

ДНЕПРО-ДОНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА (4300г. - 2 тыс. до н. э.) локализуется в восточном Полесье (бассейн нижней Припяти) и Правобережья Днепра до Березины. Название предложено В.Н. Даниленко в 1956 году и позже принято Д. Я. Телегиным и другими археологами. Памятники: деревня Юровичи (Калинковичский район, Гомельская область), найдена выгравированное изображение мужчины с уткой; деревня Озёрное (Люблинский район, Минская область), найдено жезлоподобное изделие из кости лося с двумя фигурами человека. Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно, останки посыпали охрой. Предполагается, что носители этой культуры говорили на праиндоевропейском языке. Сменилась среднестоговской культурой. Представители были ярко выраженными кроманьонцами.

КУЛЬТУРА ШАРОПОДОБНЫХ АМФОР (4 - 2 тыс. до н. э.) Название предложил археолог Густаф Коссинна в связи с характерной керамикой, шаровидными сосудами с 2-4 ручками. Расположение: от бассейна Эльбы на западе до Вислы на востоке, распространяется на юг до середины Днестра и на восток до Днепра . Шаровидные амфоры, встречаются на широкой территории, достигая Осетии. Находки: несколько шаровидных амфор найдено в мегалитических погребениях, каменные топоры. Поселения: редкие, удалённые друг от друга, и обычно в них обнаруживаются только фундаментные ямы. Предполагается, что некоторые из поселений были населены не круглый год, или были временными. Погребения: происходили путём положения трупа в саркофаг или в колодец. Сохранилось большое количество погребальных даров, включая животных (быков, свиней). Погребения скота в сопровождении погребальных даров. Помещение в могилы животных М. Гимбутас рассматривает как устойчивый культурный элемент . Возможно, что племена шаpовых амфоp являются пpедками не только славян, но и геpманцев и балтийцев без каких-либо заметных внyтpенних гpаниц междy ними.

ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ КУЛЬТУРА (4 - 2 тыс. до н. э.) оставила до 500 известных стоянок, из которых исследовано лишь около 40. На раннем этапе носители культуры изготовляли толстостенные горшки, орнаментация производилась ямочными вдавлениями и отпечатками гребёнки. На позднем этапе стали появляться более толстогорлые горшки с более сложными композициями в орнаменте. Существовали круглые и овальные жилища, на позднем этапе углублённые в землю. Влияние на культуру извне наблюдается только в конце неолита. Предполагается, что верхнеднепровская культура была связана с финно-уграми.


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ БРОНЗОВОГО ВЕКА


СРЕДНЕДНЕПРОВСКАЯ КУЛЬТУРА (32-23 вв. до н. э.) Территория: охватывает верхнее и среднее Поднепровьев Среднем Поднепровье (территория Гомельской, Могилёвской, частично Минской и Витебской областей). Исследователь: Артеменко, Городцов (выделил в 27-ом). Памятники: Ксендзова Гора, Струмень, Лучин, Ходосовичи, Стрелица, Себровичи. Основные занятия: земледелие и животноводство. Поселения: жили на песчаных дюнах, возвышенностях, берегах рек (1-1,5 км.кв.). Тип жилища: наземные столбовые строения (44 м.кв.) и полуземлянки (10 м.кв.). Находки: медные и бронзовые диадемы, шейные гривни, бронзалеты, височные кольца, круглые и овальные янтарные подвески; топоры, треугольные наконечники стрел, скребки, скобли, ножи, тёсла, резцы, проколки, гарпуны и т.п. Керамика: шароподобные, яйцеподобные, S-подобные посудины с плоским утолщённым дном, украшались шнуром, орнаментом, штрихами и вдавливаниями. В глину добавляли песок, шамот, мелкий кварц. Похоронный обряд: курганное трупосожжение, трупоположение головой на запад в скрученном состоянии, а на бок насыпали пепел или охру. Курганы самые древние у индоевропейцев, раскопаны в 1959 - 1962. Характерно господство культа солнца и огня и вера в загробную жизнь. Население первое познакомилось с бронзой.

СЕВЕРОБЕЛОРУССКАЯ КУЛЬТУРА (конец 3 - первая пол. 2тыс до н.э.) Территория: охватывала Витебскую, север Минской, юг Псковской областей а так же некоторые соседние районы. Памятники: Кастыки, Кривино, Осовец. Основные занятия: охота, рыболовство, собирательство, а так же примитивное земеледелие и животноводство. Поселения: жили на берегах озёр и мелких рек. Тип жилья: строения с двухуклонной крышей. Находки: из рога и кости найдены наконечники стрел, кинжалы, ножи, проколки, гарпуны, рыболовные крючки, топоры и ложки; из зубов, кости и бурштына делали украшения; статуэтки людей, зверей, птиц, силуэты людей на керамике. Керамика: остродонные и плоскодонные посудины, в глины добавляли толчёные ракушки, украшались штрихами, горизонтальными поясами, отпечатками гребня, насечками и наколами.

КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ ПОЛЕСЬЯ (18 - 14 вв. до н.э.) Территория: охватывает большую часть континентальной Европы, за исключением стран средиземноморского региона. Исследователи: Исаев, Кухаренко. Памятники: деревни Остров, Камень, Моталь, Владычино, Теребин (Пинский район, Брестская область). Основные занятия: земледелие и животноводство. Поселения: жили на возвышенностях. Тип жилища: полуземлянки. Находки: кремниевые клиноподобные топоры, сердце и листоподобные наконечники стрел, копий и дротиков, мотыги и зернотёрки. Встречаются изделия из бронзы и меди. Керамика: горшки с S-подобным краем, с ушками и кососрезанными краями, в глину добавляли песок и шамот, заглаживали пучком соломы и украшали шнуром. Похоронный обряд: бескурганное трупоположение в скрученном состоянии, мужчины на правом боку, женщины на левом, оба лицом на юг. Могилы в ряд.

ТШТИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА (15 - 11 вв. до н.э.) Название получила от деревни Тштинец (Пуловский павет, Польша). Территория: охватывает районы восточной Польши, западной Украины, южной Беларуси. Исследователи: Кастшевский (ввёл термин в 30-м), Гордавский (сделал полное описание в 59-м). Памятники: Здитов, Камень, Хомск (Ивановский район), Востров, Горновое, Гривковичи, Сошно (Пинский район), Прилуки, Горынь. Основные занятия: земледелии и животноводство. Поселения: жили на песчаных возвышенностях на берегах рек. Тип жилища: землянки и столбовые наземные постройки. Находки: брозовые кинжалы, брозолеты, шпильки, подвески; каменные и кремниевые топоры, наконечники стрел, скребки и др. Керамика: горшки с утолщённым кососрезанным венчиком, глубокие миски, кубки, сито и вазоподобные посудины с пересечёнными, волнистыми, дугоподобными, зубчатыми линиями, шнуровым онаментом, валиками, вдавливаниями, жемчужинами. Похоронный обряд: трупоположени в скрученном состоянии в курганных и грунтовых могилах, иногда встречаются трупосожжения с остатками костра.

СОСНИЦКАЯ КУЛЬТУРА (15 - 10 вв. до н.э.) Название получила от поселения Сосница (Черниговская область, Украина). Территория: бассейны Дисны, верхнего Днепра и нижней Припяти. Исследователи: Березанская, Артеменко. Памятники: Годзиловичи, Мохов, Прысно, Романовичи, Ходосовичи. Основные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство, охота, обработка меди и бронзы. Поселения: жили на песчаных возвышенностях у берегов рек, на мысах, которые врезались в пойму. Тип жилища: столбовые наземные строения и полуземлянки (24-98 м.кв.) с 1-2 помещениями (жилым и хозяйственным) и двухуклонной крышей. Находки: бронзалеты со спиралеподобными щитками, двуспиральные и окуляроподобные фибулы; кремниевые топоры, ножи, наконечники стрел, скребки, скобли, серпы, каменные мотыги, бронзовые кельты, долото, наконечники копий. Керамика: слойкоподобные посудины, плоскодонные тюльпано- и S-подобные горшки, сверху украшены пересечными линиями, отпечатками шнура, налепными валиками, треугольным орнаментом и зигзагами. Похоронный обряд: трупосожжение в грунтовых могилах, иногда трупоположение в скрученном положение в курганном, или на спине в вытянутом состоянии в бескурганном могильнике. Покойников, обожженные останки, урны также хоронили в могильных ямах с деревянным настилом.


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗА


МИЛОГРАДСКАЯ КУЛЬТУРА (7 - 3вв. до н. э.) Название от деревни Милоград (Речицкий район, Гомельская область). Территория от Березины на севере до Роси на юге и Западного Буга на западе (территории Гомельской, Могилёвской, востока Брестской, юга Минской областей и северной Украины). Исследователи: Мельниковская, Побаль, Третьяков, Седов, Митрофанов, Загорульский. Памятники: деревня Горошков. Основные занятия - земледелие и животноводство. Милоградцы имели культурные связи со скифами: найдены глиняные фигурки лошадей (90 шт) и оружие. Милоградская культура часто отождествляется с неврами Геродота. Находки: серпы, мечи, наконечники копий и стрел скифского типа, мотыги, топоры, кельты, горбатые ножи, зернотёрки, толкачи, шила, бр. и ж. бронзолеты, перстни, заушницы, фибулы, шпильки, бляшки и т.п. Керамика: шароподобные, яйцеподобные, полусферические горшки с венчиком (диаметр - 10-30см.) + орнамент, штрихи, жемчужины. Поселения: укреплённые городища и селища. Тип жилища: наземные или в большинстве подземные (глубина - 1,5 метра, 12-16 м.кв.) однокамерные прямоугольные столбовые строения, имели выступ в одной из стен . Похоронный обряд: курганные (2-22м.) и бескурганные, были так же трупосожжения (очищенные кости ссыпали в ямы 0,5-1м.). Центральным был культ солнца. Первые познакомились с железом.

ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА (2в. до н.э. - 2в. н.э.) Названа в честь деревни Зарубинцы возле Киева. Территории: Припятское Полесье, Верхнее и Среднее Поднепровье (территория западной и центральной Украины, южной Беларуси, и запада России). Открыта археологом В.В. Хвойкой в 1899. Исследователи: Кухаренко, Каспарова, Даниленко, Побаль, Третьяков, Петров. Памятники: деревня Чаплин (Лоевский район, Гомельская областьть). Основные занятия: земледелие, скотоводство и охота. Развито было кузнечное дело. Поселения: городища милоградцев, неукреплённые селища. Тип жилища: наземные столбовые прямоугольные строения (10-24 м.кв.), иногда полуземлянки (глубина 0,4-1 м, 8-24 м.кв.). Находки: ж. наконечникий копий, клиноподобные топоры, ножи, серпы, бронзалеты, височные кольца, заушницы, перстни, фибулы и т.п. Керамика: лепная, без использования гончарного круга, плоскодонные орнаментированные горшки. Похоронный обряд: в основном трупосожжения, выявлены ямные трупосожжения и кенотафы (символическая, пустая могила), урновые захоронения и погребения черепов. В захоронениях имеются бронзовые фибулы. На территории Беларуси выделяют две разновидности данной культуры - полесскую и верхнедвинскую группы. В поздний период существования Зарубинецкая культура подверглась сарматскому нашествию.

КУЛЬТУРА ШТРИХОВАННОЙ КЕРАМИКИ (7в. до н.э. - 4в. н.э.) Территория: охватывала районы восточной Литвы, юго-восточной Латвии, а также северо-западной и центральной Белоруссии. Исследователи: Лявданский (выделил в 20-е), Митрофанов (изучал). Памятники: Лобенщина и Малышки (Заславский район, Минская область). Основные занятия: подсечно-огневое земледелие и рыболовство. Поселения: городища (0,1-0,5 га) ранние - слабоукреплённые, вокруг поздних возводили валы и рвы, увеличивались в размерах. Тип жилища: многокамерные (3 секции) столбовые строения, позднее появились срубные полуземлянки, дереве облеплялось глиной. Находки: железные наконечники копий, топоры, серпы, шпоры, ножи, шилья, бронзовые украшения (фибла с разноцветными эмалями) и др. Керамика: представлена лепными горшками. Похоронный обряд: неизвестен. Вероятно, довольно широкое распространение имел культ медведя. Имелся центр ткачества, была развита металлургия.

ДНЕПРО-ДВИНСКАЯ КУЛЬТУРА (8в. до н.э. - 4в. н.э.) Условно балтская археологическая культура. Территория: распространена в верховьях Днепра и среднем Подвинье (Калужская, Псковская, Тверская, Смоленская, Витебская и Могилёвская области Беларуси и России). Исследователи: Митрофанов. Памятники: деревни Поддубники и Прудники (Миорский район, Витебская область). Ничем не отличается от штрихованной керамики, кроме отсталостью и палеолитическими пережитками (каменные топоры). Потомки - латгалы . Предполагается что культура принадлежала селонам . Основные занятия: подсечно-огневое, мотыжное земледелие, животноводство, рыболовство. Поселения: укрепленные деревянные городища (Лужесно, Новые Батеки, Акатово, Демидовка) вблизи водоёмов, ограждалось частоколом и валом (0,5-2,5км. кв.). Тип жилища: наземные столбовые строения. Находки: обилие изделий из камня и кости: клиноподобные сверлёные топоры, зернотёрки, толкачи, мотыги, стрелы, гарпуны, рукоятки орудий, иголки, дудочки; железные серпы. Известны редкие изделия из бронзы (привозные). Керамика: неорнаментированная, иногда малоорнаментированная (косые линии) и с ямками. До рубежа н.э. были каменные топоры.

БАНЦАРОВСКАЯ КУЛЬТУРА (5 - 8вв. н.э.) - название получила от городища Банцаровщина под Минском (на 20м. возвышалось Свислочью). Территория: верхнее Поднепровье и Понёманье, верхнее и среднее Подвинье. Выделена Третьяковым в 50-х. Исследователь: Митрофанов. Основные занятия: земледелие, животноводство. Была развита добыча и обработка железа, бронзолитие, гончарство, обработка дерева и кости. Находки: глиняные пряслицы, ж. ножи, серпы, топоры, наконечники копий, шпоры, подковоподобные фибулы, бр. бронзалеты, подвески, перстни и т.п. Керамика: Круглобокие, цилиндрические, мископодобные горшкив глину добавляли зернистый песок и шамот (толчёные черепки). Поселения: открытые селища на возвышенностях или мысах. Тип жилища: многокамерные столбовые наземные строения и срубные полуземлянки (глубина 0,2 - 0,8 м., 7 - 20 м.кв.) Похоронный обряд: курганное и бескурганное трупосожжение, иногда кости складывали в урну. Культура принадлежала балтам.

КИЕВСКАЯ КУЛЬТУРА (3 - середина 5вв. н.э) Территория: Киевская, Черниговская, Сумская, Гомельская, Могилёвская, курская, Брянская области Украины, Росси и Беларуси. Исследователи: Даниленко (выделил в 53-ем), Побаль. Основные занятия: земледелие, животноводство и рыболовство, хорошо развиты ткачество, металлургия, гончарство. Памятник: деревня Адаменко и Колочин (Быховский район, Могилёвская область). Самые восточные памятники обнаружены в Самарском Поволжье.

Находки: железные ножи с прямой спинкой, серпы, свёрла, шила; костяные иголки, тупики, спицы; глиняные льячки. Грузила, пряслицы; стеклянные бусы и бронзовые пинцеты (свидетельствуют о торговле с Римской империей); каменныезернотерки, жернова. Открыты Обиденские эмали . Керамика: лепная, маленькие посудины, но и горшки высотой 50см., орнаментированная насечками, пальцевыми вдавливаниями или следами гребня. Поселения: неукрепленные селища (0,5-2 га., иногда 6-8 га.) на берегах рек. Тип жилища: столбовые или срубовые полуземлянки и наземные строения (глубина 0,4-1,2 м, 8-24 м.кв.). Похоронный обряд: трупосожжение за пределами могилы, иногда урновые захоронения вверх дном. Во второй половине 5 века подверглась гуннскому нашествию. Возможно носителями Киевской культуры были венеты .

КОЛОЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА (6 - 8вв н.э.) - название получила от деревни колочин (речицкий район, Гомельская область). Территория: бассейн Дисны, Сойма, Могилёвского и Гомельского Поднепровья (территории Гомельской, Могилёвской, Брянской и Курской областей). Исследователи: Седов, Русанова, Митрофанов, Перхавко, Третьяков, Семенович, Побаль, Гарунов, Основные занятии, земледелие, животноводство, охота. Поселения: неукреплённые селища (городища служили хранилищем на случай войны или Святилищем). Тип жилища: однокамерные четырёхугольные срубные или столбовые полуземлянки, часто с опорным столбом в центре. Похоронный обряд: трупосожжение на курганных и бескурганных могилах, похороны урные и ямные. Керамика: лепная, слойкокругловатобокие, тюльпаноподобные, ребристые посудины. Находки: Миски, петельни, ж. ножи, шила, топоры, долото, косы, наконечники копий и стрел, глиняные пряслицы, зернотёрки, бронзалеты, поясные наборы, подвески, пальцевые фибулы.


Существует фундаментальная система понятий археологии, используемая для классификации находок и определяющая суть этой науки как специальной источниковедческой исторической дисциплины: «признак» - «тип» - «археологическая культура». Археологическая культура - высшая ступень археологической классификации. Под ней понимается группа памятников археологии, объединенных по ряду существенных признаков. Главными среди них являются единая хронология, локализация памятников на какой-то ограниченной территории, а также сходство типов древних предметов (орудий, керамики, украшений) и сооружений (погребений, остатков жилищ), которые были обнаружены в ходе раскопок.
На территории Карелии к настоящему времени выделено полтора десятка археологических культур - частично одновременных, частично сменяющих друг друга. Границы этих культур в большинстве случаев выходят за административные рамки современной Карелии. Свои названия они получили либо по географическому признаку (ареалу), либо по первому исследованному памятнику, или характерной орнаментации, технологии изготовления керамической посуды, а для поздних эпох - по известному этносу носителей культуры. Мезолит характеризуется обоиежской культурой и культурной группировкой мезолитических памятников в северной Карелии. Неолит - культурой сяряйсниеми I, культурой сперрингс, культурой ямочно-гребенчатой керамики и культурой гребенчато-ямочной керамики. Энеолит - культурой ромбо-ямочной керамики и культурой асбестовой керамики. Бронзовый век - культурой сетчатой керамики. Железный век - позднекаргопольской культурой, культурой дуукон-саари, позднебеломорской и арктической культурами. Эпоху Средневековья характеризуют приладожские культуры древних вепсов и карел, а также саамские промысловые культуры в Беломорье и в бассейне Онежского озера и сменяющая их культура позднесредневековых крестьянских поселений.
В приведенной ниже таблице показано хронологическое соотношение перечисленных археологических культур, эпох, а также периодов послеледниковой эпохи - голоцена 3.

Археологическая эпоха

Средневековье (середина 1-го тыс. н. э. - XVI в.):

Культуры:

Средневековые сельские поселения (XIV--XVI вв.).

Древнесаамские промысловые поселения (X-XI вв.).

Древневепсская курганная культура (X-XII вв.).

Древнекарельская культура (VI-XIV вв.)

Железный век (V в. до н. э. - V в. н. э.):

Культуры:

Позднекаргопольская культура. Культура лууконсаари.
Позднебеломорская культура. Арктическая культура

Бронзовый век (середина 2-го - середина 1-го тыс. до н. э.):

Культура:

Культура сетчатой керамики (середина 2-го - середина 1-го тыс. до н. э.)

Энеолит (3-2-е тыс. до н. э.):

Культуры:

Культура асбестовой керамики (середина 3-го - середина 2-го тыс. до н. э.).

Культура ромбо-ямочной керамики (начало 3-го - рубеж 3-2-го тыс. до н. э.)

Неолит (середина 5-го - конец 3-го тыс. до н. э.):

Культуры:

Культура гребенчато-ямочной керамики (конец 4-го - конец 3-го тыс. до н. э.). Культура ямочно-гребенчатой керамики (начало 4-го - рубеж 4-3-го тыс. до н. э.).
Культура сяряйсниеми I (конец 5-го - вторая половина 4-го тыс. до н. э.).
Культура сперрингс (середина 5-го - середина 4-го тыс. до н. э.)

Мезолит (7-е тыс. до н. э. - середина 5-го тыс. до н. э.):

Обонежская культура (начало 7-го - середина 5-го тыс. до н. э.). Культура северного мезолита Карелии (вторая половина 7-го - середина 5-го тыс. до н. э.)

В археологических исследованиях на территории Карелии можно выделить ряд последовательных этапов. Начало первого из них относится еще к середине XIX в. и связано с накоплением первых сведений о древностях Карелии. Именно тогда в музеи и частные коллекции поступили первые случайно найденные древние предметы. Важным достижением этого периода явилось открытие петроглифов Онежского озера, сделанное геологом из Петербурга В. И. Гревингом и учителем из Петрозаводска П. Г. Шведом.
Второй этап, характеризующийся началом целенаправленного изучения древнейшей истории Карелии по археологическим данным, относится к 20-м - началу 50-х гг. XX в. Он связан с деятельностью ученых из Москвы и Ленинграда А. Я. Брюсова, В. И. Равдоникаса, Н. Н. Гуриной и других, а также сотрудника Карельского научно-исследовательского института А. М. Линевского, который еще будучи студентом открыл петроглифы Белого моря. Проведение систематических полевых исследований позволило получить материал для первых научных обобщений. Была опубликована серия фундаментальных работ, среди которых особо следует выделить двухтомное издание «Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря» В. И. Равдоникаса (1936, 1938), книгу А. М. Линевского «Петроглифы Карелии» (1939), труд А. Я. Брюсова «История древней Карелии» (1940). Несколько позднее вышли в свет монографии Н. Н. Гуриной «Оленеостровский могильник» (1956) и «Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР» (1961), в которых подведены итоги полевых археологических работ в Карелии в 30-50-х гг. XX в.
Конец 50-х - 60-е гг. можно определить как начало третьего этапа в изучении археологии Карелии. С этого времени начинается складывание местной археологической школы, основоположником которой стал Г. А. Панкрушев. Формирование местных кадров археологов, создание сектора археологии в Институте языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР (ныне Карельский научный центр РАН) привело к увеличению объемов полевых археологических работ, накоплению новых материалов, получивших обобщение в ряде исследований. В 70-80-е гг. выходят труды Г. А. Панкрушева, книги Ю. А. Савватеева, в которых приводятся публикации и анализ петроглифов и стоянок в низовьях реки Выг, исследования С. И. Кочкуркиной по средневековым памятникам карел и вепсов, а также несколько тематических сборников, посвященных публикации новых материалов по древней и средневековой археологии Карелии.


  • Вместе с тем конец XIX - начало XX в. отмечены рядом достижений в развитии теоретической археологии: открытием новых археологических культур ...


  • Археологическая периодизация – деление истории человечества на большие, существенно
    Днепро-донецкая, верхневолжская, льяловская, волосовская, нарвская культуры .


  • Археологическая периодизация и хронология. Археологическая периодизация – деление истории человечества на большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи.


  • Начались первые систематические археологические работы в Египте.
    Он пришел к выводу о существовании в Приенисейском крае высокой культуры эпохи бронзы и ее самостоятельном...


  • Все это применяют, чтобы создать цельную и описанную последовательность напластований в рамках археологической культуры .

Занимающих сплошную территорию и обладающих сходством признаков, которые образуют внутренне связанную систему, единообразно меняющуюся во времени и ограниченно варьирующую в пространстве.

Культура археологичекая - од-но из основных по-ня-тий (и клас-си-фи-ка-ци-он-ных еди-ниц) в ар-хео-ло-гии , при этом её де-фи-ни-ция, спо-со-бы вы-де-ле-ния, ин-тер-пре-та-ция и другие ас-пек-ты по-ни-ма-ния слу-жат пред-ме-том дис-кус-сий, как тео-ре-ти-че-ских и фи-ло-соф-ских (например, ряд ав-то-ров де-ла-ют ак-цент на то, что культура археологичекая яв-ля-ет-ся толь-ко од-ним из ис-сле-до-ва-тель-ских по-строе-ний), так и в от-но-ше-нии кон-крет-но-го ма-те-риа-ла. Тер-мин «культура археологичекая» в зна-че-нии, близ-ком со-вре-мен-но-му, упот-реб-ля-ют с XIX века; для бо-лее чёт-ко-го по-ни-ма-ния (как Kultur-ge-biet - куль-тур-ная об-ласть) важ-ное зна-че-ние име-ли ра-бо-ты Г. Кос-си-ны и его шко-лы, а так-же по-ле-ми-ка с ни-ми; счи-тает-ся, что пер-вую чёт-кую де-фи-ни-цию культуры археологичекой дал Г. Чайлд в 1929-1930 годы.

Культура археологичекая от-ра-жа-ет жиз-не-дея-тель-ность груп-пы древ-не-го на-се-ле-ния (в рам-ках ко-то-рой ак-тив-но цир-ку-ли-ро-ва-ла ин-фор-ма-ция), свя-зан-ной общ-но-стью про-из-вод-ст-вен-ных и других на-вы-ков, норм, тра-ди-ций (вплоть до куль-та) и так далее. Из-на-чаль-но за по-ня-ти-ем «культура археологичекая» ле-жа-ло имен-но стрем-ле-ние вы-де-лить древ-ние эт-ни-чес-кие общ-но-сти, их час-ти или объ-е-ди-не-ния, что со-хра-ня-ет-ся в ис-сле-до-ва-тель-ской прак-ти-ке боль-шин-ст-ва спе-циа-ли-стов. Со-от-но-ше-ние кон-крет-ной археологичекой культуры с хо-зяй-ст-вен-но-бы-то-вы-ми, идео-ло-гическими, язы-ко-вы-ми и другими ха-рак-те-ри-сти-ка-ми древ-ней общ-но-сти (в том числе во-енно-по-ли-тическими или другими) ре-ша-ет-ся ис-хо-дя из воз-мож-но-стей ар-хео-ло-гии в дан-ном слу-чае и по-ни-ма-ния осо-бен-ностей изу-чае-мых древ-них общ-но-стей. По-пыт-ки фор-ма-ли-зи-ро-вать про-це-ду-ру вы-де-ле-ния культуры археологичекой ус-пе-ха не име-ли.

В рам-ках археологичекой культуры мо-гут обо-соб-лять-ся ло-каль-ные и хро-но-ло-гич. ва-ри-ан-ты, са-ми культуры - объ-е-ди-нять-ся в куль-тур-но-ис-то-рические общ-но-сти, куль-тур-ные зо-ны, эпо-хи и так далее; фе-но-мен срав-ни-тель-ной куль-тур-ной не-ус-той-чи-во-сти, че-рес-по-ло-си-цы, ми-гра-ций мо-жет от-ра-жать-ся специальными по-ня-тия-ми: тип па-мят-ни-ков, куль-тур-но-ис-то-рический го-ри-зонт и другими. Гра-ни-цы археологичекой культуры мо-гут быть чёт-ки-ми (ко-гда они сов-па-да-ют с гра-ни-ца-ми куль-тур-ных общ-но-стей, при на-ли-чии ней-траль-ных зон, ес-те-ст-вен-ных ру-бе-жей и так далее) или раз-мы-ты-ми (об-ра-зу-ют-ся кон-такт-ные зо-ны). Аре-ал археологичекой культуры мо-жет ме-нять-ся, например, в ре-зуль-та-те из-ме-не-ний чис-лен-но-сти на-се-ле-ния. В слу-чае ми-гра-ций в иной ре-ги-он археологичекой культуры фик-си-ру-ет-ся на раз-дель-ных тер-ри-то-ри-ях, по-ка са-мо-сто-ятельное раз-ви-тие не при-во-дит к об-ра-зо-ва-нию раз-ных археологичеких культур. Сме-на археологичекой культуры про-ис-хо-дит в ре-зуль-та-те на-ко-п-ле-ния внутренних из-ме-не-ний или скач-ко-об-раз-но, например в ре-зуль-та-те по-яв-ле-ния но-во-го на-се-ле-ния и других внеш-них воз-дей-ст-вий. Вы-ска-зы-ва-лись мне-ния, что археологичекой культуры не бы-ло на древ-ней-ших и позд-них эта-пах ис-то-рии (или что их вы-де-ле-ние не-це-ле-со-об-раз-но).