Об архитектуре Турции можно говорить бесконечно. Историю турецкой архитектуры можно разделить на три периода. Первый, сельджукский период, примерно 13 век. Второй, османский период, примерно 14-19 век. Третий, современный период, конец 20 века начало 21 века.

Внутри каждого периода выделяют несколько этапов. Подобные жилища средних слоев населения, как и у других народов, не представляют никакого интереса, поэтому, когда говорят о турецкой архитектуре, то имеют в виду самые яркие и наиболее известные сооружения, таких как: караван-сараи, мечети, медресе, общественные бани, а так же правительственные здания и многое другое.

Империя сельджуков, которая была до прихода турок на территорию Анатолии (т.е. на современной территорию Анталии), примерно, в 11 веке, включала в себя еще и Иран. Иран – это государство, которое имеет высокую культуру и довольно развитую архитектуру. Турки привезли из Ирана навыки и опят, которые хорошо повлияли на строительство и всю архитектуру данного периода. Для сельджукского периода характерны элегантность, простота, гармоничные пропорции не только комнаты, но и всего здания. Еще можно отнести богатство и изысканность деталей, особенно входных ворот или парадных дверей. Этому стилю характерны еще небольшие внутренние дворики.

Османский период имеет большое влияние византийской архитектуры и строительных традиций Египта. Например, хорошо известный Собор Святой Софии. Это известный памятник, который относится к византийскому зодчеству, стал большим примером для подражания и источником вдохновения для других сооружений данного периода. Архитектура османского периода характеризуется величественными куполами, сводами, арками. В общем виде архитектура данного периода отражается как архитектура Средиземноморья и Ближнего Востока.

На современную турецкую архитектуру оказала огромное влияние политика секуляризации, которая началась при Кемалеме Ататюрке. Если раньше медресе и мечети являлись основными образцами национальной архитектуры, то уже в середине 1920 годов строительство медресе, мечетей и других культурных сооружений не поощрялось государством. В связи с этим резко усилилось влияние современной архитектуры. Этим объясняется отсутствие преемственности в стиле современной турецкой архитектуры. С 1920 года основными образцами архитектуры стали офисы, гостиницы, музеи, правительственные здания и т. п. Главными чертами стиля становятся простота, функциональность и модернизм. Основоположниками современной школы турецкой архитектуры считаются Седат Хаким Элдем, Клеменс Хольцмайстер и Онат.

Архитектура Турции очень разнообразна. Большая часть сооружений и зданий построено из камня. Бани, цитадели, дворцы, крытые рынки, все практически здания украшены искусными эрзацами, керамической облицовкой, орнаментной резьбой. Архитектура Турции имеет свои характерные черты, к ним можно отнести каллиграфические надписи, геометрические фигуры и растительные мотивы. Чтобы придать узору объемность и глубину архитекторы использовали «игру света и тени».

Османское зодчество в своем развитии прошло два этапа. Первый (с XIV до первой половины XV в. - до взятия Константинополя в 1453 г.) связан со строительством в Бурсе (Бруса) и некоторых других городах Малой Азии. Второй этап начался в правление Сулеймана Великолепного и связан с именем замечательного османского архитектора Кемаля ад-Дина Синана.

Еще в XI в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румий- ский султанат со столицей в городе Конья. Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077-1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Так, мечеть, построенная в Заваре (1135), -типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. Тогда же, в эпоху Сельджукидов, сложилась модель четырехайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Архитектурный декор построен ими на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетенки. Из древнеперсидского искусства сельджукские мастера заимствовали рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого до нас дошла в фрагментарном виде.

Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечети и медресе. Особенностью многих сельджукских построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Медресе строили двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др. В медресе второго типа архитекторы, чтобы избежать расчлененного пространства, строили большие залы под куполом. Таковы медресе Каратай, Индже-минар в Конье (оба построены в XIII в.).

Сельджукским архитекторам был известен парус - элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и отчасти из Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора. Но после опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя. Военно-феодальная верхушка османов сначала сделала своей столицей Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени в Бурсе являются мечеть Улу-Джами (XIV в.), Йешиль-Джами («зеленая мечеть », 1423 г.), а также мечети в Изнике и других городах. Вначале архитекторы стремились следовать простым, геометрически правильным формам, подражая сельджукским образцам. Так, «зеленая мечеть» в Бурсе представляет собой два соединенных между собой купольных зала, в центре первого находится бассейн для омовений. Справа и слева расположены небольшие помещения. Купола опираются на барабан в форме граненого фриза. Уже в тот период ощущался интерес турецких мастеров к архитектуре Византии, в завоеванных городах под мечети приспосабливали христианские часовни и церкви. В самостоятельных постройках османские зодчие в разных вариантах разрабатывали тему большого купольного перекрытия.

И если византийские мастера украшали капители колонн точеными и резными листьями, то османские мастера использовали комбинации из сталактитов, которые, по мнению искусствоведов, отличаются от тех, которые применялись в арабских странах и Иране. Так, в мечети султана Баязида II (1500-1506) купол опирается на четыре массивных столба со сталактитовым наверши- ем (рис. 17.22). В отличие от мечетей эпохи Сельджуки- дов, бассейн (шадриван - турецк.) вынесен за пределы помещения - во внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами. Надо отметить, что османские строители не убирали деревья со строительных площадок до последнего момента. Так, во дворе мечети Баязида оставлены кипарисы, которые придают живописный вид всему ансамблю.

Мечеть султана Баязида II. Стамбул (Турция). 1500-1506 гг. Разрез

Интересен план этого здания. При входе в помещение мечети справа и слева открываются два крыла, образующие своеобразный притвор с остросводчатыми аркадами. Если встать на крайнюю точку одного из притворов, то открывается грандиозное зрелище длинной сводчатой галереи, напоминающей средневековые монастырские трапезные. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. И хотя мечеть относится к числу погребальных, тюрбе («гробница» - турецк.) находится позади мечети.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке - помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Так, мечеть Баязида II строил архитектор Хайретдин. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-Дин Синан (1489-1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это - мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль- курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали), водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т. д. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543-1548) и Сулейманийе (1549-1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566-1574) в Эдирне. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи. Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей - Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В оформлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню. Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог (рис. 17.23). Мечеть находится в окружении платанов и кипарисов, что не мешает увидеть чистоту ее архитектурного стиля и гармонииность контуров здания. Ее два минарета - разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт малозаметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

Мечеть Сулейманийе. Стамбул (Турция). 1549-1557 гг. Архитектор ходжа Кемаль ад-Дин Синаи

Мечеть Сулейманийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен. Минареты Синана - это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ» в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Творчество Кемаль ад-Дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира.

В XVII в. была воздвигнута мечеть Ахмедие в честь султана Ахмеда I (1601-1617), автором которой стал зодчий Мехмед Ага (1540-1620). Эту мечеть иногда называют «зеленой», так как попадающий через окна свет отражается в голубых, зеленых и белых изразцах, которые сплошным ковром покрывают стены от пола и до арок. На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари, а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из мекканской Каабы. Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Характерно, что архитекторы следовали парковой планировке, воздвигая небольшие дворцовые постройки внутри парка, который делился на зоны. Павильоны (например, Чинили Кешк («фаянсовый павильон» - турецк.) или Багдад Кешк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» - турецк.)) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами. Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, так как позволяет избежать монотонности.

Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413-1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.

Памятники мусульманской архитектуры османской школы: Медресе Сырчалы в Конье. Чифте-Минар в Эрзеруме. Медресе Каратай. Индже-минар в Конье. Мечеть Улу-Джами в Бурсе. Мечеть Йешиль-Джами в Бурсе («зеленая мечеть»). Мечеть султана Баязида II. Мечеть Шах-Заде в Стамбуле. Мечеть Сулейманийе в Стамбуле. Мечеть Селимийе в Эдирне. Мечеть Ахмедие. Чинили Кёшк. Багдад Кёшк.

Османское зодчество в своем развитии прошло два этапа. Первый (с XIV до первой половины XV вв. – до взятия Константинополя в 1453) связан со строительством в Бурсе (Бруса) и некоторых других городах Малой Азии. Второй этап начался в правление Сулеймана Великолепного и связан с именем замечательного османского архитектора Кемаля ад-дина Синана.

Еще в XI в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077–1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Так, мечеть, построенная в Заваре (1135) – типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. Тогда же, в эпоху Сельджукидов, сложилась модель четырехайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Архитектурный декор построен ими на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетенки. Из древнеперсидского искусства сельджукские мастера заимствовали рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого до нас дошла в фрагментарном виде.

Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе. Особенностей многих сельджукских построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Медресе строили двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др. В медресе второго типа архитекторы, чтобы избежать расчлененного пространства, строили большие залы под куполом. Таковы медресе Каратай (оба построены в XIII в.).

Сельджукским архитекторам был известен парус – элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и отчасти из Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора. Но после опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.

Военно-феодальная верхушка османов сначала сделала своей столицей Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени в Бурсе являются мечеть Улу-Джами (XIV в.), Йешиль-Джами («зеленая мечеть» – 1423), а также мечети в Изнике и других городах. Вначале архитекторы стремились следовать простым, геометрически правильным формам, подражая сельджукским образцам. Так, «зеленая мечеть» в Бурсе представляет собой два соединенных между собой купольных зала, в центре первого находится бассейн для омовений. Справа и слева расположены небольшие помещения. Купола опираются на барабан в форме граненого фриза.

Уже в тот период ощущался интерес турецких мастеров к архитектуре Византии, в завоеванных городах под мечети приспосабливали христианские часовни и церкви. В самостоятельных постройках османские зодчие в разных вариантах разрабатывали тему большого купольного перекрытия. И если византийские мастера украшали капители колонн точеными и резными листьями, то османские мастера использовали комбинации из сталактитов, которые, по мнению искусствоведов, отличаются от тех, которые применялись в арабских странах и Иране. Так, в мечети султана Баязида II (1500–1506) купол опирается на четыре массивных столба со сталактитовым навершием. В отличие от мечетей эпохи Сельджукидов, бассейн (шадриван – турецк.) вынесен за пределы помещения – во внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами. Надо отметить, что османские строители не убирали деревья со строительных площадок. Так, во дворе мечети Баязида оставлено несколько кипарисов, которые придают живописный вид всему ансамблю.

Интересен план этого здания. При входе в помещение мечети справа и слева открываются два крыла, образующие своеобразный притвор с остросводчатыми аркадами. Если встать на крайнюю точку одного из притворов, то открывается грандиозное зрелище длинной сводчатой галереи, напоминающей средневековые монастырские трапезные. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. И хотя мечеть относится к числу погребальных, тюрбе («гробница» – турецк.) находится позади мечети.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и др. городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана . Так, мечеть Баязида II строил архитектор Хайретдин . Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи.

Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню.

Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Мечеть находится в окружении платанов и кипарисов, что не мешает увидеть чистоту ее архитектурного стиля и гармоничность контуров здания. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

Мечеть Селимийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ» в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Творчество Кемаль ад-дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира.

В XVII в. была воздвигнута мечеть Ахмедие в честь султана Ахмеда I (1601–1617), автором которой стал зодчий Мехмед Ага (1540–1620). Эту мечеть иногда называют «голубой», так как попадающий через окна свет отражается в голубых, зеленых и белых изразцах, которые сплошным ковром покрывают стены от пола и до арок. На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари , а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из меккской аль-Ка"бы .

Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Характерно, что архитекторы следовали парковой планировке, воздвигая небольшие дворцовые постройки внутри парка, который делился на зоны. Павильоны (например, Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.) или Багдад Кёшк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» – турецк.) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.

Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.

· Музыка Язык и литература · Османский язык · Диван · Тасаввуф · Проза Спорт · Масляная борьба · Лук · Копьё · Матрак Другое · Общественная структура · Образование
·
Кухня · Ковры · Платье

Османская архитектура - архитектура Османской империи, которая возникла в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв.. В архитектуре Османской империи прослеживается влияние архитектуры Сельджуков, а также армянской , иранской, византийской архитектуры . После завоевания Константинополя турками заметно влияние мамлюкской архитектурной традиции . В течение почти 400 лет византийские церкви и соборы служили образцами для османских мечетей .

Османы достигли высокого уровня архитектуры. Освоенная ими техника создания огромного внутреннего пространства при помощи сводов, куполов, полукуполов и колонн, позволила создать эстетическую и элегантно утонченный стиль в исламской архитектуре. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи .

Сельджукская архитектура

Форма и стиль «сельджукской» монументальной архитектуры по существу были обязаны своим образованием армянскому зодчеству и его творцам. Кроме того, ряд форм «сельджукской» архитектуры являлись прямым воспроизведением форм армянских строений . Помимо этого, ряд архитекторов и зодчих строивших сельджукские строения, являлись армянами по происхождению. Однако кроме армянского влияния, сельджуки интегрировали в свою архитектуру элементы персидской архитектуры. Чаще всего сельджуки строили свои здания из кирпича, а внутренние и внешние стены оформлялись из мрамора, извести, гипса и т. д. Ещё в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии, создав на её территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители оставляли после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в традиционном для этих мест стиле.

Ранний Османский период

В начале XIV века были созданы первые Османские бейлики . В этот период османское искусство находилось в поиске новых идей. В столице Османов Бурсе была построена первая куполообразная мечеть сельджуков - Улу джами (1396-1400). Построенные в Стамбуле в период завоевания города мечеть Баязида II (1501-1506) считается произведениями раннего периода. К этому периоду также можно отнести мечети Фатих (1470), мечеть Махмут-паши (1464), дворец Топкапы (1475-1478).

Классический период

Классический период османской архитектуры в значительной степени связан с работами Мимара Синана . Этот архитектор сумел объединить и создать гармонию из различных архитектурных элементов и влияний, которые ране были приняты османской архитектурой . В мечетях, построенных Синаном, использовался купол похожий на купол собора Святой Софии, но с изменённой пропорцией и освобождением от колоннад, что в совокупности с большими окнами добавило больше света внутри помещений .

В мечетях классического периода стали включаться внутренние дворы. Образцы османской архитектуры классического периода помимо Турции сохранились также на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе, Алжире и других странах бывшей Османской империи.

Поздний период

Заключительный период архитектуры в Османской империи начался после XX веке после прихода к власти младотурков (1908-1909 года). Этот период назывался «Национальным архитектурным Ренессансом» . В архитектуре этого периода начали применяться современные строительные технологии и материалы, такие как железобетон, железо, сталь, и стекло. Первоначально, этот стиль был призван способствовать патриотизму и исторической идентичности многонациональной Османской империи, но к концу Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики, он был принят турецкими националистами для внедрения в сознание турков чувства патриотизма. В этой роли, она продолжается влиять на дальнейшую архитектуру Турции.

Один из самых ранних и наиболее важных примеров этого стиля является главное здание стамбульской почтовой службы (англ. Istanbul Central Post Office ), завершённое в 1909 году . В Анкаре, самая ранняя постройка в этом стиле является здание Национального Собрания Турецкой Республики (1917 г.), в котором сейчас находится Музей войны за независимость.

Напишите отзыв о статье "Османская архитектура"

Примечания

  1. А. Л. Якобсон . . № 4 . стр-цы. 126-130. ISSN 0135-0536 . Историко-филологический журнал (1983). Проверено 17 ноября 2012. .
  2. Seljuk architecture , Illustrated Dictionary of Historic Architecture , ed. Cyril M. Harris, (Dover Publications, 1977), 485.
  3. Architecture(Muhammadan) , H. Saladin, Encyclopaedia of Religion and Ethics , Vol.1, Ed. James Hastings and John Alexander, (Charles Scribner’s son, 1908), 753.
  4. Necipoğlu Gülru. . - Leiden: E.J. Brill, 1995. - P. 60. - ISBN 978-90-04-10314-6 .
  5. Behrens-Abouseif Doris. . - Leiden ; New York: E.J. Brill, 1989. - P. 29. - ISBN 90-04-08677-3 .
  6. Rice, John Gordon; Robert Clifford Ostergren (2005). «». The Professional geographer (Guilford Press) 57 (4). ISSN . Проверено 2007-08-20.
  7. Çevikalp, Mesut . , Today"s Zaman (27 августа 2008). Проверено 17 сентября 2008.
  8. Goodwin Godfrey. Sinan: Ottoman Architecture & its Values Today. - London: Saqi Books, 1993. - ISBN 0-86356-172-1 .
  9. Stratton Arthur. Sinan. - New York: Charles Scribner"s Sons, 1972. - ISBN 684-12582-X.
  10. Bozdogan Sibel. Modernism and Nation Building: Turkish Architectural Culture in the Early Republic. - Seattle and London: University of Washington Press, 2001. - ISBN 0-295-98152-0 .

Ссылки


Османская архитектура (или, как ее называют, турецкая)- это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор – возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн.

Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство.

И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций.

Историческая справка:

В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса.
В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.


Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы.

И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

Ранний Османский период

Начиная с создания первых Османских бейликов,1300-1453 года составляют ранний или первый Османский период, когда османское искусство находилось в поиске новых идей. Османы воспринимали существующий строй завоеванных городов, и архитектура не стала в этом вопросе исключением.


На отвоёванных у византийцев землях военно-феодальная верхушка османов своей столицей избирает Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени являются мечеть Улу джами (1396-1400), Зеленая мечеть (1423), а также мечети в Изнике, столице другого османского бейлика-княжества, и других городах. Священная мечеть в Бурсе Улу Джами была первой Сельджукской мечетью, которая стала многокупольной.

После завоевания земель в Европе, Эдирне стал последней Османской столицей, предшествовавшей Стамбулу, и именно здесь мы можем наблюдать заключительные стадии архитектурного развития, кульминацией которых стало строительство крупных мечетей в Стамбуле.

Здания, построенные в Стамбуле в период завоевания города, и строительство стамбульской мечети Баязида II (1501-1506) считаются также произведениями раннего периода. К их числу относят мечеть Фатих (1470), мечеть Махмут Паша (1464), дворец Топкапы (1475-1478). Османы интегрировали мечети в гармоничный архитектурный комплект, добавив в их структуру бесплатные столовые для бедных, богословские школы, больницы, турецкие бани и гробницы.

Классический период

В ходе классического периода (1437-1703) , который последовал за переносом столицы в Стамбул, план мечети претерпевает изменения и включает в себя внутренний и внешний дворики. Внутренний двор и мечеть были неразделимы.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текийе – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текие Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений.

Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно в этот период главным архитектором классического периода стал Мимар (Архитектор) Кемаль ад-дин Синан (родился в 1492 г. в Кайсери, умер в 1588 г. в Стамбуле).

Великий зодчий Синан

Синан начал новую эру в мировой архитектуре. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 (предположительно 334) позиций в различных городах. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке или текийе (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Мечеть Шах-Заде (1548) стала первым серьезным проектом Синана. Она была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы.

Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. Его вторая значительная работа мечеть Сулеймание (1550-1558) и окружающий ее комплекс, построенный для Сулеймана Великолепного. Мечеть Селимийе (1568-1574) в Эдирне был построен в то время, когда Синан находился в расцвете своего таланта как архитектора.

Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели и цветные витражи. В качестве своей базы в классическом периоде использовались элементы Византийской архитектуры соседних балканских стран.

Среди наиболее известных работ Синана можно назвать также мечеть Рюстемпаша (1561-1563), мечеть Михриман Султан (1562-1565), мавзолеи Шехзаде, Султана Сулеймана Кануни (Законодателя), Роксоланы и Селима II.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным – шюрфэ – балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Еще о работах Синана...

XVI век Османские зодчие поставили образцом для последующих творений. Здания, такие как Голубая мечеть или Ахмедийе (1609-1616) (сейчас первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула) были простой имитацией Синановского стиля. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана, который решил превзойти своего учителя.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, включающего: медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Сельджукское барокко

Во время правления Ахмеда III (1703-1730) и с подачи его великого визиря Ибрагима Паши последовал период мира с Францией, что повлияло на проникновение в Османскую архитектуру стилей барокко и рококо, которые были популярны в Европе в то время. А произведения архитектуры этого периода – медресе Чифтеминаре в Сивасе, медресе Индже Минаре в Конье и т.д., занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот стиль часто называют Сельджукское барокко. После Турции он снова возник в Италии и пользовался популярностью в Османской империи, а декоративные элементы европейских барокко и рококо повлияли даже на религиозные сооружения Османской архитектуры.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских стиля были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. В орнаменте использовался куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек.

Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых изображали вьющиеся растения, цветы или плоды. И, конечно, тюльпан.

Родина тюльпанов

Люди несведущие склонны полагать, что родина тюльпанов – Голландия. Но это ошибочное представление. Прекрасный цветок появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Турки, также не чуждые прекрасного, вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине.

Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520–1566) турецкие садовники принялись создавать новые декоративные сорта – за короткий срок их появилось около 300. Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703- 1730 гг.). И этот период в истории Турции стал "Лале Деври" – "Эрой тюльпанов". Цветы появились повсюду – в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах и, конечно, в садах. Луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота, покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью – воровали цветы из садов султана и его придворных.

Естественно, современная Турция отличается от той, давней, но тюльпаны здесь по-прежнему любят, а в последние годы даже стремятся восстановить историческую справедливость – напомнить всему миру, что родина этих прекрасных декоративных цветов находится на Босфоре. Уже несколько лет подряд в апреле сады и парки Стамбула расцветают полями тюльпанов, а в апреле проводится тюльпанный фестиваль.

Поздний период

В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода, а первые примеры барочной архитектуры появились в XVIII в. в таких зданиях, как Гарем дворца Топкапы, дворец Айналикавак (1603-1617) и мечеть Нур-у Османие (1748-1755), мечеть Зейнеп Султан (1769), мечеть Лалели (1760-1763) и т.д. Мимар Тахир является важным архитектор этого периода.

Многие здания были построены в XIX веке с эклектичным миксом различных европейских стилей, таких как барокко, рококо и неоклассицизма архитектуры, включая дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи, мечеть Долмабахче (1853-1855) и мечеть Ортакёй (1854-1856). Архитекторы из семьи Балян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени.

Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан или Аксарай Валиде Султан (1872) и мечети Йылдыз Хамидийе (1884-1886) рядом с дворцом Йылдыз и бульваром Барбарос.

В конце XIX - начале XX вв. Стамбул стал одним из ведущих центров движения «модерн» во главе с архитекторами Александром Vallaury и Раймондо д-Аронко, разработке ряда известных зданий в этом стиле. А в начале XX в турецкие архитекторы Мимар Кямаледдин Бей и Мимар Ведат Бей впервые вводят «турецкий неоклассический» архитектурный стиль, используя многие архитектурные элементы зданий прошлых веков. Примером этого стиля является Главный Почтамт в Стамбуле.

Примеры Османской архитектуры классического периода (и не только), помимо Турции, можно увидеть на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе и Алжире, где строились мечети, мосты, фонтаны и школы.

  • Мечети Стамбула
  • Смотрим иллюстрации....