Изображение картин природы отмечено в вершинах произведений русских писателей. Начиная еще с древнерусской литературы, авторы, понимая все величие и силу матери-природы, с поклонением и любовью создавали картины пейзажных образов в собственных произведениях. В шедеврах русского художественного слова традиции использования пейзажных картин отмечены не в значении фоновой декорации основных событий, а в роли полнозначных образов, которые являются олицетворениями идей произведения, органично вплетаясь в сюжетную канву. Эта же функция отведена пейзажу в романе «Война и мир».

Отражение характеристики персонажей через пейзажные образы

Лев Николаевич Толстой, биографические данные и особенности мировоззрения которого свидетельствуют об особом трепетном и уважительном отношении к природе, отвел ей особую роль в романе «Война и мир». Роль пейзажа в романе характеризуется не только отражением основных идей, заложенных автором, но и служит вспомогательным приемом характеристики героев произведения.

Основной прием, использованием которого характеризуются идейные, композиционные особенности и принципы построения системы персонажей, – это антитеза. Путем противопоставления поступков и взглядов героев через отношение к природе природы, автор раскрывает основные идеи произведения.

Одним из аспектов, на основе которых противопоставляются герои романа, является природа. Главные герои произведения, которым импонирует автор, открыты к красоте и величию природы, умеют чувствовать ее, понимать ее знаки. В произведении «Война и мир» пейзаж влияет на формирование мировоззрения тех, чьи души открыты к свету и добру. Напротив, персонажи, поведение и взгляды которых осуждаются в произведении, совершенно холодны к природе, словно не замечая ее существования.

Роль образа неба в формировании мировоззрения князя Андрея

Роль пейзажных описаний в романе Толстого – не только в олицетворение идейного замысла автора и дополнительный прием психологической характеристики героев, но и способ воздействия на осознание главными героями основных ценностей жизни. Наиболее ярко образы природы в произведении направлены на раскрытие образа Андрея Болконского и отражение эволюции его взглядов. Для создания характеристики и развития персонажа князя Андрея автор использует образы пейзажных элементов, ставшими самыми яркими символами в произведении.

Эпизод, раскрывающий мысли Андрея Болконского, смотрящего в небо, служит в роли переломного момента в жизни героя, временем крушения былых идеалов и осознанием истинной сущности человеческого существования. Использование пейзажа как средства психологического анализа в романе позволяет отразить богатство внутреннего мира героя, глубину его терзаний и идейных поисков, желание осознать истинное предназначение своей роли в жизни. Благодаря мастерскому созданию пейзажных картин читатель получает возможность, любуясь пейзажем неба вместе с князем Андреем, осознать глубину идейного замысла Толстого: «всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!

Аллегорический образ дуба

Развитие персонажа Андрея Болконского изображается и при помощи олицетворения его внутреннего состояния при помощи образа дуба. Это дерево, которое является символом силы, мощи и непобедимости в фольклорных традициях Руси, является пейзажным отражением персонажа. Когда герой впервые встретился с дубом, который описан старым и засохшим, читатель осознает подавленность внутреннего состояния Андрея, его безнадежность и разочарование.

Однако когда судьба подарила ему шанс новой любви и духовного возрождения, герой чувствует прилив сил, молодости, уверенности и стремлений. И вслед за возрождением сил и стремлений, чудесным образом оживает и дерево, олицетворяя новую весну жизни Андрея Болконского.

Упоение прекрасными пейзажными зарисовками связанно не только с описаниями образов. Читатель, проходя с героями через многочисленные драматические события войны и мира, параллельно получает удовольствие благодаря возможности прикоснуться к красоте русской природы, картины воссоздания которой сопровождают все сюжетные линии произведения, то динамично, то умиротворенно отражая события, чувства, настроение. В этом и заключаются основные функции пейзажа в романе.

Роль образов природы в художественном противопоставлении войны и мира

Все структурные особенности в нем построены на основе приема антитезы, что символизирует название романа. В параллельном сопоставлении картин войны и мира участвует также и природа. При описании охоты, сельских пейзажей автор создает великолепные мечтательные образы, наполненные солнцем, светом, мерцающей росой и искрами костра. Однако как изменяется природа, созданная пером Толстого в моменты описания боевых действий. Хмурое небо, затянутое тучами, мрачная погода и неприветливая атмосфера отражают весь трагизм войны, обрушившейся на Россию.

В своем сочинении на тему: «Пейзаж в романе «Война и мир» я попытался проанализировать роль природы в произведении, и сделал вывод, что ее влиянием проникнуты все пласты прозаического текста от создания образов персонажей до сущности идейного содержания.

Тест по произведению

Сен 24 2014

Лучшие герои Л. Н. Толстого и лучшие минуты их жизни связаны с природой. «Да, это тот самый дуб», - подумал , и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему». Отрицательные же персонажи Л. Н. Толстого почти никогда не изображаются в единстве с природой, они лишены живой связи с ней. Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного , они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему, как в сцене с дубом. После тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе , еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни.

Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблеск солнца по синеющему разливу… и… волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома». Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый, могучий дуб, сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами, чувствует прилив жизненных сил, сливаясь allsoch.

ru 2001-2005 со всей обновленной природой. Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи.

Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы, заковывали смоченную дождями землю». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно то страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, которое с такой художественной выразительностью дает в сценах охоты Ростовых и их пребывания в гостях у дядюшки.

Прекрасно описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением молодежи. «Тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны», но вот тройки с ряжеными вырвались за ограду, «алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон». И эта сверкающая равнина, и безумная скачка, и смех и крики ряженых - все было созвучно той молодой радости, которую переживали и Николай, и Соня, и .

«Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было не заметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело». Светлая ясная природа дает человеку радость и силы и делает еще более непонятным безумие людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы «было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов».

Пьер в этот момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца… кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески». А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля.

«Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди.

Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» Полное изгнание врага потребовало от русских людей много настойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма.

И этой их деятельности созвучна простая русская природа. «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь». В лесу выслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым.

Партизаны готовились к нападению. «Дождик шел с утра, и казалось, что вот-вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям». Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войск ослабевших и заболевших, но это не ослабляет русскую армию в целом.

«8-го ноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно-лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться». Суровая природа воспитала крепких, выносливых, сметливых людей.

Солдаты притащили плетеную стенку сарая, разрубили трубки. Один из них стал плясать… Но слабые пришельцы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью едкие насмешки русских богатырей.

От дальнего, шагов за сто костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь жалкому голодному человеку, забыв, что недавно он был их врагом. «И все затихло.

Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой». Казалось, сама природа сочувствует проявлению доброго, человеческого чувства. Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» - символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе « и мир».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роль пейзажа в романе «Война и мир» . Литературные сочинения!

Тип урока : Объяснение нового материала

Вид урока : Исследование

Цель урока : Образовательная – формирование умения и навыков анализа художественного произведения, выявить роль пейзажа в раскрытии характеров героев.

Воспитательная – формирование эстетического вкуса, воспитание любви к природе при изучении художественных произведений;

Развивающая – развитие умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Межпредметные связи : Обеспечивающие – МХК, ИЗО, музыка.

Обеспечиваемые – история, русский язык.

Обеспечение урока

Презентация « Пейзаж в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Литература основная: Роман Л.Толстого «Война и мир», учебниПрезентация «Пейзаж в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»к Ю.Лебедева 10 класс.

Литература дополнительная:

Днепров В. Искусство человековедения: Из художественного опыта Льва Толстого. Маранцман В.Г.Работа над портретами Л.Н.Толстого как средство эстетического воспитания учащихся.

Мышковская Л.М. Мастерство Льва Толстого.

Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство.

Ковалев В. Поэтика Льва Толстого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пейзаж в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Пейзажи Толстого – элемент большой и цельной

картины жизни, без которого она была бы неполна.

А.А.Сабуров

Организационный момент: Ребята, у вас на столах карточки, в которых вы будете делать записи в ходе нашей беседы. Приготовьте текст романа «Война и мир». Запишите тему урока и эпиграф.

1. Вступительное слово :

Л.Н.Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту.

В критической литературе о писателе глубоко и разносторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним миром героев. Пейзаж Толстого, пишет один из критиков, «обогащенный и осмысленный восприятием героев, их чувствами и мыслями… в свою очередь служит им службу – он полнее, ярче и звучнее раскрывает сложнейшие моменты их душевной и духовной жизни». Картины природы у Толстого, отмечает другой исследователь, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его…Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развертывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».

Помимо лирической и психологической связи с героями, пейзажи Толстого несут и другую, часто не меньшую нагрузку: они уясняют смысл романа, позицию самого автора,

своеобразие его как художника.

Некоторые справедливо считают, что природа у Толстого «является как бы одним из действующих лиц повествования».

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить роль пейзажа в идейном содержании романа «Война и мир», а также понять своеобразие взглядов Толстого на природу.

Вы знаете о том, как Толстой относился к природе. Начать наш урок о Толстом-пейзажисте я хочу с портрета «Толстой на отдыхе в лесу», выполненном современником писателя художником И.Репиным.

«Репин – художник, влюбленный в живую жизнь, в яркие краски мира, в природу… в Толстом, человеке и писателе, его восхищает именно эта близость к природе», - так написал В.Г.Маранцман.

В картине-портрете «Толстой на отдыхе в лесу» мы видим писателя лежащим в тени дерева с книгой в руках. Он в белой одежде, игра света и теней делает его фигуру неповторимо прекрасной, как яркое солнечное пятно среди сверкающей зелени леса.

Как вы думаете, что удалось художнику показать в этой картине?

(Природа и писатель – единое целое.)

Репин показал не только страстную любовь Толстого к природе, органическую близость к ней, но и в определенной мере раскрыл мировоззрение писателя: стремление к естественности, свободе и простоте, к единению с окружающим.

2. Основная часть. Работа по тексту романа.

1. Первый пейзаж, о котором мы будем говорить, - описание неба над Праценскими высотами, где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский.

(т.1, ч.3,гл.16)

2.- Какими изобразительными средствами создан пейзаж?

(Они очень лаконичны – это эпитеты, многие из их повторяются: синеющая бесконечность, плывущие облака и небо – высокое, бесконечное и, наконец, справедливое и доброе .)

Эпитеты Толстого неоднозначны по смыслу: часть из них дает представление о внешнем виде предмета, другие вносят эмоциональную окраску, а третьи дают как бы моральную оценку. Первые мы условно назовем описательными , вторые – метафорическими, третьи- оценочными . Распределите эпитеты по видам.

3. Один ученик выполняет работу у доски, вставляя в таблицу карточки с названиями эпитетов, объясняет, почему так распределил.

Эпитеты бесконечное, высокое могут показаться описательными, как передающие беспредельность неба. Но на самом деле их значение глубже. Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его пока ещё не вполне четким идеалам.

Чем является небо для Андрея в этот момент?

(Небо для него – полная противоположность тому, что здесь, на земле: телам убитых и раненых, самодовольному Наполеону и недавним мечтам самого князя Андрея о славе.)

К каким мыслям приходит Андрей, глядя на небо?

(На земле, охваченной распрями, убийствами, эгоистическими стремлениями людей, нет справедливости и добра, а они нужны, прежде всего.)

Стремление к миру, бескорыстию, справедливости – это высокие стремления, и осуществление их требует от людей бесконечных усилий. И эпитеты бесконечное , высокое не столько живописуют безбрежность неба, сколько оценивают идеалы героя и самого автора, т.е. их следует отнести к оценочным.

4. Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приемов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию. Как вы думаете, какую?

(Пейзаж проникнут страстным осуждением войн, эгоистических стремлений, призывом к идеалам добра и справедливости .)

Какова роль этого пейзажа в композиции произведения?

(Он дает почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился перелом, что произойдет серьезное изменение в жизни героя, а значит, читателя ожидает поворот сюжета.)

5. Неповторимость толстовского видения мира мы можем почувствовать в сопоставлении пейзажа «Небо Аустерлица» с картиной И.Левитана «Над вечным покоем».

Посмотрим на репродукцию картины. Ученик выполняет индивидуальное задание, данное заранее.

Карточка. 1.Что ты видишь на картине Левитана «Над вечным покоем»?

2. Какова её основная мысль?

3.В чём сходство и различие с пейзажем в романе Толстого?

4. Обрати внимание на колорит и оттенки неба на картине Левитана, на

Своеобразие и смысл эпитетов Толстого.

(Словно с высоты смотрит художник на бесконечную водную ширь, на затерянный среди неё маленький островок суши с деревянной церквушкой и полуразрушенным кладбищем. Несутся по небу свинцовые тучи, ветер гнет к земле деревья. Тяжёлые, сумрачные облака проходят, как само время. О небе Левитана никак не скажешь, что оно доброе и справедливое. В картине Левитана «Над вечным покоем» выражена мысль о мимолетности и быстротечности жизни перед единственной вечной реальностью, какой является природа. В основе двух пейзажей лежит философская мысль о вечности природы и быстротечности человеческой жизни. Но решена она по-разному. От картины Левитана веет скорбью и грустью. Небо Аустерлица внушает мысль о высоком назначении человека. Толстой смотрит на жизнь оптимистичнее. Его пейзаж внушает веру в человека и его высокое предназначение.)

Записи в карточках, выводы.

(Пейзаж Толстого, философский по мысли, необычайно лаконичный в средствах изобразительности, имеет большое значение для понимания образа Андрея Болконского и мыслей автора о смысле жизни человека.)

6. Следующая картина природы, которую мы проанализируем,- описание березовой рощи и дуба в гл.1,3,ч.3,т.1 .

Ученик читает отрывок наизусть.

(Толстой не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре, но он видит цвета и форму предметов, слышит звуки, ощущает предгрозовую жару. При этом читатель, как и герой, находится как бы внутри леса: смотрит то на левую, то на правую сторону дороги, слышит то далекие, то близкие звуки. И все это: и изображение природы в движении, и умение ощутить её всеми органами чувств – делает пейзаж ярким, реалистическим и прекрасным. Но привлекательность его ещё и в особой весенней, радостной настроенности. Её можно почувствовать, сравнив пейзаж Толстого с картиной И.Левитана «Березовая роща ».)

7. Рассказ о картине ученика. Сравнение пейзажей.

(«Березовая роща» - одно из самых светлых и радостных полотен художника, тех, о которых А.П.Чехов сказал, что «на них появилась улыбка». Залитые солнцем деревья сияют. Переливаются всеми оттенками зелени, нежно белеют, чуть тронутые розовым, их стволы. Солнечные пятна, затенённые места, полутень блестяще переданы художником. Картина наполнена воздухом, светом, движением ветвей, теней на траве и стволах. Она вызывает чувство радости, очень близкое к тому, что возникает при чтении описаний Толстого.)

Сравниваем живописную палитру Толстого и Левитана. Зачитываем.

(Мажорность Толстого нисколько не меньше, чем у Левитана, а яркость красок

Даже ощутимее, рельефнее.)

Эту картину мы видим глазами Андрея. Радость пробудившейся природы вначале не соответствует душевному состоянию князя Андрея. Почему это происходит? О чём думает Андрей?

(Герой находит в этой роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб. Андрей думает о жизни: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб…пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!»

Прошло немного времени, и совсем другим предстает великан-дуб, покрывшийся «шатром сочной, темной зелени». И на Андрея «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления». «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

8. В чем особенность данного пейзажа? Что такое дуб в нём?

(Дуб – параллель образу Болконского. Первый раз он едет мимо него разочарованным в своих прежних идеалах после ранения под Аустерлицем и смерти жены, когда ему кажется, что жизнь для него уже позади. Второй – после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе героя намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к большой гражданской деятельности.)

9. Какие художественные приёмы использует автор в этих описаниях?

(Толстой применяет приём олицетворения, метафоры: дуб с неуклюжими корявыми руками и пальцами стоит презрительным уродом, то млеет в лучах солнца, и нет у него недоверия и горя.)

Описание дуба помогает воспринять состояние Андрея, которое изменилось не только под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей, не только потому, что прошёл уже немалый срок после Аустерлица и смерти Лизы, и раны начали зарубцовываться, но и в определённой мере способствовала этому природа, та самая роща и необычный дуб в ней, природа, которую Андрей зорко чувствует, о которой, как и сам автор, глубоко размышляет.

Ученики делают записи в тетрадях о месте в композиции и идейной функции рассмотренного пейзажа.

10. Описание летней ночи в Отрадном т.2, ч.3, гл.2.

Ученик зачитывает описание.

Романтически и эмоционально приподнято описание ночи, которой одновременно любуются князь Андрей и Наташа.

Какие средства художественной выразительности использует Толстой?

(Большое количество эпитетов передает оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного – и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья чёрные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти бездонном небе. Ночь, луна, свет и тени – всё чарует незабываемой прелестью.)

11.Какова роль этого пейзажа в раскрытии образов героев?

(Эта картина ночи тонко подчеркивает поэтичность Наташи, и пока ещё не совсем понятную для самого Андрея встревоженность. Они видят её одновременно: эмоциональная девушка и сдержанный мужчина. Природа уже похожа на волшебную сказку. Характерных для Андрея рассуждений о природе здесь нет. Красоту ночи он видит и чувствует, но поглощён прежде всего присутствием Наташи.)

Учитель зачитывает цитату из книги «Мастерство Льва Толстого».

«Особенно интересны пейзажи Толстого, передающие моменты душевной высоты героев, когда реальный мир кажется фантастическим. Ночь в Отрадном – почти фантастический мир, а в чувствах героев такой взлёт, что у Андрея поднялась «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни», а Наташа «так бы вот села на корточки… и полетела бы».

Какова композиционная роль пейзажа?

(Романтическая красота лунной ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи. Пейзаж усиливает эмоциональный настрой сцены, сулящей прекрасные перемены сюжета.)

Запись в тетрадях наблюдений по рассмотренному пейзажу.

12.Музыкальной параллелью к картине лунной ночи является пьеса П.И.Чайковского « Июнь. Баркарола».

Прослушиваем запись. Что вы можете сказать об этом музыкальном произведении?

(П.И.Чайковский воплотил в звуках красоту русской природы. И там и здесь лето, июнь, ночь. Описание Толстого и пьесу Чайковского роднят тонкая поэтичность, проникновенный лиризм. Однако музыкальная картина грустнее и печальнее, в ней нет внутренней активности, которую можно ощутить в описании Толстого.)

13. Описание зимней святочной ночи т.2, ч.4, гл.10

Учитель зачитывает описание под музыку «Ноябрь. Катание на тройке».

Что роднит и отличает двух художников?

(И в описании, и в пьесе катание на тройке с бубенцами, одно настроение – светлое, романтически-радостное.)

Расскажите об особенностях данного пейзажа.

(По стилю описание близко к картине ночи в Отрадном, только она стала сказочнее и фантастичнее. Всё окружающее мы видим глазами Николая Ростова, такого же эмоционального и восприимчивого, как и его сестра Наташа. Герой ощущает необычность обстановки, влюбленность в него Сони и свою влюбленность. Пейзаж в этом отрывке – параллель именно к его образу. Для Николая природа – это праздник чувств, поэтому во фрагменте так много радости и движения.

Множество глаголов, рисующих езду в санях: тройка тронулась; зашумели и завизжали остальные; ехали рысью; толкнул ухаб в передних санях; стали растягиваться сани; лошади стали прибавлять ходу; присяжная подёргивала постромки; коренной раскачивался, поводя ушами; полетела тройка; заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки и т.д. Музыка звуков: визжат, свистят и шумят полозья; то звенит, то побрякивает густым колокольцом тройка; из саней слышны покрикиванье, хохот и голоса ряженых.)

Какова композиционная роль описания?

(В композиционном отношении пейзаж связывает Николая и Соню, как раньше Андрея и Наташу, и как бы предсказывает новые сюжетные повороты.)

Эти лирические и психологические картины таят в себе мысли автора не только о героях, но и о природе. Она так прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, приподнимает его и окрыляет.

Ученики записывают выводы в тетрадь.

Домашнее задание:

1.Выучить наизусть отрывок с описанием пейзажа.

2.Закончить заполнение карточки, проанализировав пейзаж в батальных сценах (на Бородинском поле, на батарее Раевского, после сражения под Красным)