Варианты ответа:

а. «Очарованный странник», «О любви»

б. «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

в. «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

г. «Гроза», «О любви»

В рассказе «Крыжовник» не поднимается А.П.Чеховым следующая проблема.

Варианты ответа:

а. русской интеллигенции

б. личной ответственности за происходящее в мире

в. взаимоотношений человека и природы

г. деградации личности

Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

Варианты ответа:

а. попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

б. мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

в. стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

г. желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

14. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас - и все былое…»

Варианты ответа:

а. А.С.Пушкин

б. Н.А.Некрасов

в. Ф.И.Тютчев

г. А.А.Фет

Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

Варианты ответа:

а. свободолюбие

б. жертвенность

в. лицемерие

г. легкомыслие

Варианты ответа:

а. А.П.Чехов

б. М.Е.Салтыков-Щедрин

в. Н.А.Некрасов

г. И.А.Гончаров

17.М. Горький явился основоположником литературного направления:

Варианты ответа:

а. Романтизм

б. Критический реализм

в. Социалистический реализм.

г. Классицизм

18. Литературное направление, к которому можно отнести рассказы «Макар Чудра», "Старуха Изергиль", " Челкаш", "Песнь о Соколе" М. Горького

Варианты ответа:

а. романтизм

б. неореализм

в. неоромантизм

г. реализм

Лойко Зобар является героем рассказа

Варианты ответа:

а. «Старуха Изергиль»

б. «Макар Чудра»

в. «Челкаш»

г. «Песнь о буревестнике»

20. Настоящая фамилия М Горького:

Варианты ответа:

а. А. Булыга

б. А. Климентов

в. А. Пешков

г. С. Огурцов

Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова - Щедрина

а. взаимоотношение власти и народа

б. отдельные пороки людей

в. недостатки в человеческих взаимоотношениях

г. недостатки государственных чиновников

Укажите литературное направление, которое господствовало в литературе второй половины 19 века

Варианты ответа:

а. сентиментализм

б. реализм

в. классицизм

г. романтизм

Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

Варианты ответа:

а. Марьино

б. Отрадное

в. Заманиловка

г. Ягодное

Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

Варианты ответа:

а. А.С.Пушкин

б. М.Ю.Лермонтов

в. Н.А.Некрасов

Вариант № 1

А-1. В каком веке в России появился классицизм? А) в 16 Б) в 17 В) в 18 Г) в 19

А-2. Что НЕ было свойственно классицизму?

А ) характеристика героев с помощью «говорящих фамилий»

Б) деление героев на положительных и отрицательных

В) служение в первую очередь государству и его интересам

Г) отсутствие строгой иерархии жанров

А-3. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века :

А) И.А. Крылов Б) А.С. Грибоедов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин

А-4. Кто из русских писателей был назван Екатериной II « бунтовщиком хуже Пугачёва »?

А) Г.Р. Державин Б) А.Н. Радищев В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин

А-5. Кого прославляет Г.Р. Державин в оде «Фелица»?

А) Екатерину I Б) Екатерину II В) Анну Иоанновну Г) Елисавету Петровну

А-6. В каком произведении русской литературы 18 века автор поднимает тему Отечества и верного служения ему?

А) «Путешествие из Петербурга в Москву» Б) «Бедная Лиза» В) «Недоросль» Г) «Памятник»

А-7. « Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем , - ...» Что же помещики-крепостники оставляют крестьянину?

А) воду Б) воздух В) солнце Г) землю

А-8. Что происходит в финале повести Н.М. Карамзина с главной героиней, Лизой?

А) рожает ребенка и выходит замуж за соблазнителя В) убивает своего соблазнителя

В) кончает жизнь самоубийством Г) умирает от чахотки

А-9. В произведении «Властителям и судиям» Г.Р. Державин считал, что цари:

А) должны отменить рабство В) должны соблюдать законы

Б) должны покровительствовать наукам Г) должны расширять территорию России

А-10. Черты каких двух литературных направлений проявились в «Путешествии…» А.Н. Радищева?

А) классицизма и реализма В) сентиментализма и реализма

Б) классицизма и сентиментализма Г) классицизма и романтизма

А-11. Кто из указанных персонажей «Недоросля» Д.И. Фонвизина НЕ относится к положительным?

А) Софья Б) Милон В) Вральман Г) Стародум

А-12. Митрофанушке привиделся сон, что маменька сильно устала, колотя батюшку. Кого во сне пожалел Митрофанушка?

А) уставшую от битья матушку В) себя, т.к. ему ночью такие страсти привиделись

Б) сильно избитого батюшку Г) няньку Еремеевну, которая подвернулась матушке под горячую руку

А-13. Что писатели-классицисты прославляли в своих произведениях?

А) Свободу и Братство Б) Долг и Разум В) Отвагу и Мужество Г) Богатство и Власть

А-14. Кто приехал в имение госпожи Простаковой с целью взять в опеку её имение за жестокое обращение с крестьянами? А) Стародум Б) Милон В) Кутейкин Г) Правдин

В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты: отсутствие прямолинейности в обрисовке характеров персонажей, культ природы, резкое противопоставление мирной жизни в деревне бездушному городу, взгляд на человека как на существо чувствительное? _____________________________________________________

В-2. Откуда эти строки «…может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать

В-3. К какой книге был дан эпиграф: « Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй »? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-4. В произведении какого автора присутствуют «говорящие имена и фамилии»? _______________________

В-5. К какому «штилю» (высокому, среднему или низкому) относится произведение Г.Р. Державина «Фелица»? Свой ответ аргументируйте (2 доказательства). _____________________________________________

Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной »? __________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Русская литература 18 века»

Вариант № 2

А-1. Как называется литературное направление, к которому относится творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина? А) реализм Б) романтизм В) классицизм Г) сентиментализм

А) лучшие произведения современников В) произведения эпохи Возрождения

Б) книги Пушкина, Лермонтова и Гоголя Г) произведения античных авторов

А-3. Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал теорию русского силлабо-тониче- ского стихосложения.

А) Г.Р. Державин Б) М.В. Ломоносов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин

А-4. Назовите фамилию русского поэта, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистической оды: он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».

А) Д.И. Фонвизин Б) Г.Р. Державин В) Н.М. Карамзин Г) М.В. Ломоносов

А-5. Кого прославлял М.В. Ломоносов в оде 1747 года «На день восшествия на российский престол…»?

А) Екатерину I Б) Елисавету Петровну В) Екатерину II Г) Анну Иоанновну

А-6. Какой русский поэт 18 века в своих произведениях пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?

А) М.В. Ломоносов Б) Д.И. Фонвизин В) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

А-7. На какой литературный источник опирался Г.Р. Державин, создавая оду "Памятник"?

А) на стихотворение А.С. Пушкина "Памятник" Б) на оду Горация
Б) на «Оду на день восшествия…» М.В. Ломоносова Г) на свою оду «Фелица»

А-8. Что происходит в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» с главным героем, Митрофанушкой?

А) он женится на Софье и получает её деньги В) его, избитого Скотининым, отправляют лечиться

В) Правдин решает его отправить служить Г) он по-прежнему припеваючи живёт

А-9. Какая тема стала ведущей в произведении Г.Р. Державина «Властителям и судиям»?

А) любви и дружбы Б) законности и беззакония В) природы и родины Г) свободы поэтического творчества

А-10. Что обозначают названия глав в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

А) названия русских городов В) имена правителей российского государства

Б) названия деревень Г) это названия событий, произошедших с путешественником

А-11. Кто из указанных персонажей НЕ был учителем Митрофанушки?

А) Кутейкин Б) Вральман В) Правдин Г) Цыфиркин

А-12. Почему г-жа Простакова хотела во что бы то ни стало женить своего сына на Софье?

А) девушка была редкой красавицей В) Простакова хотела так позлить своего брата, Тараса Скотинина

Б) Митрофан был влюблён в Софью без памяти Г) Софья получила наследство от дяди и стала богата

А-13. Укажите «лишнее» правило в правиле «трёх единств».

А) единство времени Б) единство образа действия В) единство действия Г) единство места

А-14. Кого просит Митрофанушка защитить его от разозлённого дядюшки?

А) госпожу Простакову Б) своего отца В) няню Еремеевну Г) Софью

В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты : культ разума, гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры нарисованы прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров? ____________________________________________________________________________

В-2. « Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала ». Откуда эти строки? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-3. Откуда эти строки: « И крестьянки любить умеют »? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-4. В произведении какого автора звучит призыв к молодому поколению изучать науки? ________________

В-5. К какому «штилю» (высокому, среднему или низкому) относится произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Свой ответ аргументируйте (2 доказательства). ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В-6. Как называется средство выразительности: « Но скоро восходящее светило пробудило все творения »? ___________________________________________________________________________________________________

Не секрет, что для получения высокого балла по части С (сочинение) на Едином государственном экзамене по литературе необходима подготовительная работа, самостоятельная или с репетитором. Часто успех зависит от изначально правильно выбранной стратегии подготовки к экзамену. Перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе стоит ответить себе на важные вопросы. Каким образом репетитору систематизировать темы так, чтобы не приходилось с каждым новым произведением начинать всю работу сначала? Какие «подводные камни» скрываются в формулировках темы? Как правильно спланировать работу?

Одним из проверенных временем принципов подготовительной работы к сочинению является разбивка разнообразных тем на определенные типы. При необходимости внутри типа можно выделить подгруппы. Внимательная работа с одним типом темы у разных писателей (четырех-шести) позволяет лучше понять своеобразие творчества каждого и одновременно научиться работать с подобной темой, не бояться ее и опознавать в любой формулировке. Нужно стремиться к тому, чтобы уметь определять тип темы для части С и формулировать ее как устно, так и письменно. Главная задача такой подготовки - развить умение аргументировать свои мысли и делать выводы, необходимые для раскрытия темы. Форма подготовки может быть выбрана любая: сочинение на 1–2 страницы, подбор материала на заданную тему, составление плана сочинения, разбор небольшого текста, составление цитатного портрета какого-либо героя, анализ сцены, даже свободные размышления по поводу цитаты из произведения…

Опыт показывает: чем больше репетитор задает домашних наработок к определенному типу темы, тем успешнее будет работа на экзамене. Мы считаем, что иногда полезнее вместо написания сочинения обдумать один тип темы и разработать план построения нескольких сочинений, которым можно воспользоваться на экзамене.

Эта статья будет посвящена одному типу темы - «Своеобразие деталей…». На экзамене тема может быть сформулирована по-разному («Художественная деталь в лирике…», «Психологические детали в романе…», «Функция бытовой детали…», «О чем нам говорит сад Плюшкина?», «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни…» и т.д.), суть от этого не меняется: нам досталась тема, связанная с определенным литературоведческим понятием - художественная деталь.

Прежде всего, уточним, что мы понимаем под термином «художественная деталь». Деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа. Под художественной деталью подразумевается родовое понятие, которое дробится на много частных. Художественная деталь может воспроизводить черты быта или обстановки. Детали также используются автором при создании портрета или пейзажа (портретная и пейзажная детализация), действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т.п. Зачастую художественная деталь может быть одновременно и портретной, и бытовой, и психологической. Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского изобретает особую походку, чтобы не были видны его дырявые подошвы. Дырявая подошва - реальный предмет; как вещь она может причинить хозяину сапог неприятности - промоченные ноги, простуду. Но для внимательного читателя порванная подметка - это знак, содержанием которого является бедность, а бедность - один из определяющих символов петербургской культуры. И герой Достоевского оценивает себя в рамках этой культуры: он страдает не оттого что ему холодно, а оттого что ему стыдно. Ведь стыд - один из наиболее мощных психологических рычагов культуры. Таким образом, мы понимаем, что писателю нужна была эта художественная деталь, для того чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду, быт Петербурга XIX века.

Насыщенность произведения художественными деталями определяется, как правило, стремлением автора достичь исчерпывающей полноты изображения. Особенно значимая с художественной точки зрения деталь нередко становится мотивом или лейтмотивом произведения, аллюзией или реминисценцией. Так, например, рассказ Варлама Шаламова «На представку» начинается словами: «Играли в карты у коногона Наумова». Эта фраза сразу же помогает читателю провести параллель с началом «Пиковой дамы»: «...играли в карты у конногвардейца Нарумова». Но помимо литературной параллели, подлинный смысл этой фразе придает страшный контраст быта, окружающего героев Шаламова. По замыслу писателя, читатель должен оценить степень разрыва между конногвардейцем - офицером одного из самых привилегированных гвардейских полков - и коногоном, принадлежащим привилегированной лагерной аристократии, куда закрыт доступ «врагам народа» и которая состоит из уголовников. Значима и разница, которая может ускользнуть от неосведомленного читателя, между типично дворянской фамилией Нарумов и простонародной Наумов. Но самое важное - страшная разница самого характера карточной игры. Игра в карты - одна из бытовых деталей произведения, в которой с особенной резкостью отразился дух эпохи и авторский замысел.

Художественная детализация может быть необходимой или, напротив, избыточной. Например, портретная деталь в описании Веры Иосифовны из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»: «...Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pence-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям». Вера Иосифовна носит pence-nez, то есть мужские очки, эта портретная деталь подчеркивает ироническое отношение автора к эмансипированности героини. Чехов, говоря о привычках героини, добавляет «читала вслух гостям» свои романы. Гипертрофированная увлеченность Веры Иосифовны своим творчеством подчеркнута автором как бы в насмешку над «образованностью и талантливостью» героини. В данном примере привычка героини «читать вслух» является психологической деталью, раскрывающей характер героини.

Предметы, принадлежащие героям, могут быть средством раскрытия характера (кабинет Онегина в усадьбе) и средством социальной характеристики героя (комната Сони Мармеладовой); они могут соответствовать герою (усадьба Манилова), и даже быть его двойниками (вещи Собакевича), а могут быть противопоставлены герою (комната, в которой живет Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите»). Обстановка может влиять на психику героя, его настроение (комната Раскольникова). Иногда предметный мир не изображается (например, значимое отсутствие описания комнаты Татьяны Лариной). Для пушкинской Татьяны значимое отсутствие предметных деталей - результат приема поэтизации, автор как бы возвышает героиню над бытом. Иногда значение предметных деталей снижено (например, в «Журнале Печорина»), это дает возможность автору сосредоточить читательское внимание на внутреннем мире героя.

Готовя абитуриента к части С, репетитору следует помнить, что формулировка темы может не включать в себя термин художественная (бытовая, предметная и т.д.) деталь, но это, тем не менее, не должно смущать и отвлекать от темы.

Нестандартные формулировки темы в виде вопроса или неожиданной детали репетитору обязательно нужно разбирать с учащимся при подготовке к части С, поскольку цель таких упражнений - помочь лучше запомнить информацию и добиться свободного изложения мыслей. Рекомендуем как репетитору, так и ученику пользоваться некоторыми темами из нашего списка:

  1. Что мы знаем о дяде Онегина? (мини-сочинение)
  2. Усадьба и ее владелец. (сочинение по «Мертвым душам»)
  3. Что показывают часы Коробочки? (мини-сочинение)
  4. Мир коммуналок в рассказах М. Зощенко. (сочинение)
  5. Турбины и их дом. (сочинение по «Белой гвардии»)

Выбранный нами тип темы - «Своеобразие деталей…» - удобнее разделить на две подгруппы: своеобразие деталей в произведениях одного автора и в произведениях разных авторов. Ниже представлен план работы для каждой из подгрупп, который объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.


I. Своеобразие деталей в произведениях одного автора:

  1. Что понимается под предметно-бытовой деталью?
  2. Степень насыщенности произведения бытовыми деталями.
  3. Характер бытовых деталей.
  4. Систематизация бытовых деталей.
  5. Степень характерности бытовых деталей и функций, которые детали выполняют, для времени создания произведения.

Бытовые детали можно охарактеризовать следующим образом:

  • степень насыщенности пространства в произведении бытовыми деталями («Сжала руки под черной вуалью…», А. Ахматова);
  • объединение деталей в некую систему (Система значимых деталей в «Преступлении и наказании» Достоевского);
  • деталь расширительного характера (в «Бане» у Зощенко пальто рассказчика с единственной сохранившейся верхней пуговицей свидетельствует о том, что рассказчик - холостяк и ездит в общественном транспорте в час пик);
  • противопоставление деталей друг другу (обстановка кабинета Манилова и обстановка кабинета Собакевича, стук ножей в кухне и пенье соловья в саду Туркиных в «Ионыче»);
  • повторение одной и той же детали или ряда сходных (футляры и футлярчики в «Человеке в футляре»);
  • гиперболизация деталей (у мужиков в «Диком помещике» не стало прута избу вымести);
  • гротесковые детали (деформация предметов при изображении дома Собакевича);
  • наделение предметов самостоятельной жизнью (персидский халат Обломова становится почти действующим персонажем романа, мы можем проследить эволюцию взаимоотношений Обломова и его халата);
  • цвет, звук, фактура, отмечаемые при описании деталей (цветовая деталь в рассказе Чехова «Черный монах», серый цвет в «Даме с собачкой»);
  • ракурс изображения деталей («Журавли» В. Солоухина: «Журавли, наверно, вы не знаете, // Сколько песен сложено про вас, // Сколько вверх, когда вы пролетаете, // Смотрит затуманившихся глаз!»);
  • отношение автора и героев к описанным предметам быта (предметно-чувственное описание у Н.В. Гоголя: «голова редькой вниз», «редкая птица долетит до середины Днепра...»).

Своеобразие деталей в произведении одного автора можно закрепить при подготовке следующих заданий:

  1. Две эпохи: кабинет Онегина и кабинет его дяди.
  2. Комната человека будущего в антиутопии Замятина «Мы».
  3. Роль предметно-бытовой детали в ранней лирике Ахматовой.

Одно из искусств профессионального репетитора - умение создать комплексную работу с типом темы. Полноценная работа для части С должна обязательно содержать ответ на вопрос, какие функции выполняют в произведении предметно-бытовые детали. Мы перечислим наиболее важные:

  • характеристика персонажа (французский сентиментальный роман в руках Татьяны);
  • прием раскрытия внутреннего мира героя (картины ада в полуразрушенной церкви, потрясающие Катерину);
  • средства типизации (обстановка дома Собакевича);
  • средство характеристики социального положения человека (комната Раскольникова, похожая на гроб или шкаф);
  • деталь как примета культурно-исторического характера (кабинет Онегина в I главе романа);
  • деталь этнографического характера (изображение осетинской сакли в «Бэле»);
  • детали, рассчитанные на то, чтобы вызвать у читателя определенные аналогии (например, Москва–Ершалаим);
  • деталь, рассчитанная на эмоциональное восприятие читателя («Прощание с новогодней елкой» Б.Ш. Окуджавы, «Ходики» Ю. Визбора);
  • деталь-символ (полуразрушенная церковь в «Грозе» как символ крушения основ домостроевского мира, подарок Анне в рассказе И.И. Куприна «Гранатовый браслет»);
  • характеристика условий жизни (быт в доме Матрены из «Матрениного двора» А.И. Солженицына).

В качестве тренировки предлагаем продумать план для следующих тем:

  1. Функция бытовых деталей в романе в стихах «Евгений Онегин».
  2. Функции бытовых деталей в «Шинели».
  3. Исследователи назвали героев «Белой гвардии» «содружеством людей и вещей». Согласны ли вы с таким определением?
  4. В стихотворении Бунина «Все море - как жемчужное зерцало…» больше признаков, цветов и оттенков, чем конкретных предметов. Тем интереснее подумать о роли предметных деталей, например, лапок чайки. Как бы вы определили эту роль?
  5. В чем роль предметных деталей в стихотворении Бунина «Старик сидел, покорно и уныло…» (сигара, часы, окно - на выбор)? (По стихотворению Бунина «Старик сидел, покорно и уныло…»).

II. Своеобразие деталей в произведениях разных авторов. Например, сочинение на тему «Предметно-бытовая деталь в прозе А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя» можно писать по следующему плану:

  1. Что понимается под предметно-бытовой деталью.
  2. Различие авторских задач и различия в связи с этим в подборе бытовых деталей.
  3. Характер бытовых деталей в сопоставлении у всех авторов.
  4. Функции предметно-бытовых деталей, которые они выполняют в произведении.

Для ответа на вопросы С2, С4 репетитор должен объяснить ученику, как литературная традиция связала произведения, показать сходства и различия в использовании художественной детали в произведениях разных авторов. В заданиях ЕГЭ по литературе формулировки заданий С2, С4 могут быть различными:

  • В каких произведениях русской литературы мы встречаемся с описанием быта и как в них быт взаимодействует с человеком?
  • В каких произведениях русской классики христианская символика (описание соборов, церковных служб, христианских праздников) играет, как в тексте рассказа «Чистый понедельник», важную роль?
  • Какую роль играет в рассказах Чехова художественная деталь? В каких произведениях русской литературы художественная деталь имеет такое же значение?

Для заданий С2, С4 будет достаточно небольшого по объему ответа в 15 предложений. Но ответ обязательно должен включать два или три примера.

Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.

Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:

Дружно... живите.

Но как жить? Как же жить?

М. Булгаков.

«Белая гвардия».


По этому тексту предлагается выполнить два задания:

  • С1. Исследователи назвали дом героев «Белой гвардии» «содружеством людей и вещей». Согласны ли вы с таким определением? Свой ответ аргументируйте.
  • С2. В каких еще произведениях русской литературы мы встречаемся с описанием быта и как в них быт взаимодействует с человеком? Свой ответ подтвердите примерами.

Специфика обоих вопросов в том, что они тесно связаны, что облегчает задачу преподавателя, готовящего к ЕГЭ. Так, отвечая на вопросы, предложенные в этих заданиях, учащиеся могут вспомнить о том, что изображение быта часто помогает охарактеризовать человека, вокруг которого этот быт выстраивается (типичный пример - первая глава «Онегина»). Взаимоотношения человека и быта различны. Быт может человека поглощать или быть ему враждебным. Так происходит, например, у Гоголя в «Мертвых душах», у Чехова в «Крыжовнике». Быт может подчеркнуть особую сердечность человека, как бы распространяющуюся на окружающие вещи - вспомним «Старосветских помещиков» Гоголя или Обломовку. Быт может отсутствовать (сводиться к минимуму), и тем самым подчеркивать бесчеловечность жизни (изображение лагеря у Солженицына и Шаламова).

Быту может быть объявлена война («О дряни», Маяковский). Изображение дома Турбиных строится по-другому: пред нами действительно «содружество людей и вещей». Вещи, привычка к ним не делают героев Булгакова мещанами; с другой стороны, вещи, от долгой жизни рядом с людьми, как бы становятся живыми. Они несут в себе память о прошлом, согревают, лечат, кормят, растят, воспитывают. Таковы у Турбиных печь с изразцами, часы, книги; символическим смыслом наполняются в романе образы абажура, кремовых штор. Вещи в мире Булгакова одухотворены.

Именно они создают красоту и уют дома и становятся символами вечного: «Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий». Напомним, что цитирование текста при ответе на экзамене только приветствуется.

Такая тема, как художественная деталь, бесконечно широкая, предполагает творческое отношение к литературному наследию. В этой статье мы смогли осветить лишь некоторые аспекты этой широкой и очень интересной темы. Надеемся, что наши рекомендации окажут помощь как старшекласснику при подготовке к экзамену по литературе, так и преподавателю при подготовке к занятиям.

Слово «автор» (от лат. аuсtог - субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т. е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. И наконец, в-третьих (что сейчас для нас особенно важно), это художник-творец, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность (бытие и, его явления), их осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.

Авторская субъективность организует произведение и, можно сказать, порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами). «Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено (анонимность, псевдоним, мистификация).

На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре и исторически ранней письменности (как и в иных формах искусства) авторство было по преимуществу коллективным, а его «индивидуальный компонент» оставался, как правило, анонимным. Если произведение и соотносилось с именем его создателя (библейские притчи Соломоновы и Псалмы Давида, басни Эзопа, гимны Гомера), то здесь имя «выражает не идею авторства, а идею авторитета». Оно не связывается с представлением о какой-либо инициативно избранной манере (стиле) и тем более - об индивидуально обретенной позиции творца: «Произведение скорее осознается как плод жизнедеятельности коллектива, чем как творение отдельной личности».

Но уже в искусстве Древней Греции дало о себе знать индивидуально -авторское начало, о чем свидетельствуют трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Индивидуальное и открыто заявляемое авторство в последующие эпохи проявляло себя все более активно и в Новое время возобладало над коллективностью и анонимностью.

Вместе с тем на протяжении ряда столетий (вплоть до XVII–XVIII вв., когда влиятельной была нормативная эстетика классицизма) творческая инициатива писателей (как и иных деятелей искусства) была ограничена и в значительной мере скована требованиями (нормами, канонами) уже сложившихся жанров и стилей. Литературное сознание было традиционалистским. Оно ориентировалось на риторику и нормативную поэтику, на «готовое», предначертанное писателю слово и уже имеющиеся художественные образцы.

На протяжении же двух последних столетий характер авторства заметно изменился. Решающую роль в этом сдвиге сыграла эстетика сентиментализма и в особенности романтизма, которая сильно потеснила и, можно сказать, отодвинула в прошлое принцип традиционализма: «Центральным «персонажем» литературного процесса стало не произведение, подчиненное канону, а его создатель, центральной категорией поэтики - не стиль или жанр, а автор» .

Если раньше (до XIX века) автор более представительствовал от лица авторитетной традиции (жанровой и стилевой), то теперь он настойчиво и смело демонстрирует свою творческую свободу. Авторская субъективность при этом активизируется и получает новое качество. Она становится индивидуально-инициативной, личностной и, как никогда ранее, богатой и многоплановой. Художественное творчество отныне осознается прежде всего как воплощение «духа авторства» (весьма характерное для романтической эстетики словосочетание).

Итак, авторская субъективность неизменно присутствует в плодах художественного творчества, хотя и не всегда актуализируется и приковывает к себе внимание. Формы присутствия автора в произведении весьма разнообразны. К ним мы и обратимся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо Охарактеризованные выше грани художнической субъективности, которая весьма разнородна - особенно в искусстве XIX–XX вв., - составляют образ автора как целого человека, как личности. Говоря словами

Из книги Зарубежная литература XX века: практические занятия автора Коллектив авторов

§ 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика Читатель может присутствовать в произведении впрямую, будучи конкретизированным и локализованным в его тексте. Авторы порой размышляют о своих читателях, а также ведут с ними беседы, воспроизводя их мысли и

Из книги Вред любви очевиден [сборник] автора Москвина Татьяна Владимировна

О произведении Шестнадцатилетний поэт создал «Пьяный корабль», еще ни разу не видя моря. Его представления о морской стихии были исключительно книжными и складывались на основе газетных статей и журнальных гравюр, историй о путешествиях реальных мореплавателей,

Из книги автора

О произведении «Наоборот», роман о герое, не приемлющем современного века, во всем идущем наперекор общепринятым условностям, служит своего рода энциклопедией дендизма. Но чисто внешняя стадия дендизма – подчеркнутое внимание к внешности, стремление к оригинальности,

Из книги автора

О произведении Роман «Приключения Гекльберри Финна» примыкает к написанным девятью годами ранее «Приключениям Тома Сойера» (1876), где автор поразительно правдиво раскрыл психологию подростка. Мальчишеское бунтарство Тома Сойера противопоставлено в романе

Из книги автора

О произведении Роман Уайльда отличается, как все философские произведения, повышенной мерой художественной условности: не только в сюжете его содержится волшебное, магическое допущение, но и персонажи не вполне жизнеподобны. Дело в том, что в философском произведении

Из книги автора

О произведении После пролога, в котором один из гостей загородного дома, Дуглас, рассказывает историю рукописи и ее автора, следует собственно рукопись, т.е. повествование ведется от лица главной героини произведения, гувернантки. Она поступает на место, от которого уже

Из книги автора

О произведении Стостраничная повесть «Сердце тьмы» на поверхностный взгляд может показаться чисто авантюрным произведением. В самом деле, в отличие от Джеймса, заменившего внешний сюжет психологическими переживаниями персонажа, проза Конрада изобилует событиями, и

Из книги автора

О произведении Одна из самых показательных новелл Шницлера – «Лейтенант Густль», опубликованная в уважаемой венской газете «Нойе Фрайе Прессе» на исходе 1900 года. Действие происходит в современной автору Вене, в ночь с четвертого на пятое апреля. Главное действующее

Из книги автора

О произведении «Смерть в Венеции» – самая знаменитая новелла Т. Манна, в которой представлены ключевые мотивы всего творчества писателя и главные особенности его творческой манеры. Произведение родилось из «целого ряда престранных обстоятельств и впечатлений» от

Из книги автора

О произведении Роман «В сторону Свана» состоит из трех частей, не равных в композиционном отношении. Первая, весьма обширная часть, называется «Комбре» и состоит из воспоминаний повествователя Марселя о детстве, о том, как на лето его почтенная буржуазная семья выезжала

Из книги автора

О произведении Первый набросок поэмы под названием «Пруфрок среди женщин» относится к 1909 году; через два года появилось новое заглавие, под которым поэма впервые была опубликована в чикагском журнале «Поэтри» в июне 1915 года. Для первого сборника стихотворений 1917 года,

Из книги автора

О произведении Действие романа занимает один день – 16 июня 1904 года, с восьми утра до трех часов ночи. Таким образом, в этом самом длинном дне мировой литературы Джойс увековечил день, когда познакомился со своей женой Норой Барнакль. Место действия, как и во всех остальных

Из книги автора

О произведении Рассказ «Голодарь» был написан в 1922 году и опубликован два года спустя издательством «Шмиде» в одноименном сборнике вместе с тремя другими новеллами. Автор успел подготовить тексты к печати, но вышла книга уже после его смерти.Рассказ отличают

Из книги автора

О произведении «Нечто тонкое и неуловимое проникло в Америку – стиль жизни», – писал Фицджеральд о послевоенном десятилетии. «Нечто тонкое» проникло в это же время и в американскую литературу – стиль письма. Одним из лучших подтверждений тому служит роман «Великий

Из книги автора

Присутствие духа Знающие Александра Секацкого обычно относятся к нему с большой иронической нежностью. Нежность естественно возникает из понимания: перед тобой редкое, драгоценное, ни на кого и ни на что не похожее существо – оригинальный мыслитель. Но именно поэтому

Список пока не полный, так как в него вошли лишь вопросы из билетов для общеобразовательной школы или базовый уровень (и не вошли, соответственно, - углубленное изучение или профильный уровень и национальная школа).

"Житие Бориса и Глеба" конец XI – нач. XII в.

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

В. Шекспир – (1564 – 1616)

"Ромео и Джульетта" 1592

Ж-Б. Мольер – (1622 – 1673)

"Мещанин во дворянстве" 1670

М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)

Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)

"Недоросль" 1782

А.Н. Радищев – (1749 – 1802)

Г.Р. Державин – (1743 – 1816)

Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)

"Бедная Лиза" 1792

Дж. Г. Байрон – (1788 – 1824)

И.А. Крылов – (1769 – 1844)

"Волк на псарне" 1812

В.А. Жуковский – (1783 – 1852)

"Светлана" 1812

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Повести Белкина" 1829-1830

"Выстрел" 1829

"Станционный смотритель" 1829

"Дубровский" 1833

"Медный всадник" 1833

"Евгений Онегин" 1823-1838

"Капитанская дочка" 1836

А.В. Кольцов – (1808 – 1842)

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837

"Бородино" 1837

"Мцыри" 1839

"Герой нашего времени" 1840

"Прощай, немытая Россия" 1841

"Родина" 1841

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Вечера на хуторе близ Диканьки" 1829-1832

"Ревизор" 1836

"Шинель" 1839

"Тарас Бульба" 1833-1842

"Мертвые души" 1842

И.С. Никитин – (1824 – 1861)

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

"Есть в осени первоначальной…" 1857

И.А. Гончаров – (1812 – 1891)

"Обломов" 1859

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

"Бежин луг" 1851

"Ася" 1857

"Отцы и дети" 1862

"Щи" 1878

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

"Железная дорога" 1864

"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

"Преступление и наказание" 1866

"Мальчик у Христа на елке" 1876

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

"Свои люди – сочтемся!" 1849

"Гроза" 1860

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

"Дикий помещик" 1869

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869

"Премудрый пескарь" 1883

"Медведь на воеводстве" 1884

Н.С. Лесков – (1831 – 1895)

"Левша" 1881

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

"Война и мир" 1867-1869

"После бала" 1903

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

"Смерть чиновника" 1883

"Ионыч" 1898

"Вишневый сад" 1903

М. Горький – (1868 – 1936)

"Макар Чудра" 1892

"Челкаш" 1894

"Старуха Изергиль" 1895

"На дне" 1902

А.А. Блок – (1880 – 1921)

"Стихи о прекрасной даме" 1904

"Россия" 1908

цикл "Родина" 1907-1916

"Двенадцать" 1918

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

"Не жалею, не зову, не плачу…" 1921

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

"Хорошее отношение к лошадям" 1918

А.С. Грин – (1880 – 1932)

А.И.Куприн – (1870 – 1938)

И.А. Бунин – (1879 – 1953)

О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)

М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

"Белая Гвардия" 1922-1924

"Собачье сердце" 1925

"Мастер и Маргарита" 1928-1940

М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

А.П. Платонов – (1899 – 1951)

Б.Л. Пастернак – (1890-1960)

"Доктор Живаго" 1955

А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

"Реквием" 1935-40

К.Г. Паустовский – (1892 – 1968)

"Телеграмма" 1946

М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

"Тихий Дон" 1927-28

"Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)

"Судьба человека" 1956

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

В.М. Шукшин – (1929 – 1974)

В.П. Астафьев – (1924 – 2001)

А.И. Солженицын – (род. 1918)

"Матренин двор" 1961

В.Г. Распутин – (род. 1937)

Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).

Творчество одного из поэтов серебряного века.

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.)

Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.)

Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)

Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения.

Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения.

Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.

Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.)

Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый литературный герой.

Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.

Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка.

Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.

Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.)

Ваше любимое произведение современной литературы.

Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).

Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.)

Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).