Он не стремится к тому, чтобы танцевать лучше остальных, но он хочет танцевать так, чтобы превзойти самого себя - в этом и заключается вся суть Михаила Барышникова. Этого человека когда-то называли величайшим артистом в балете XX века. Михаил Барышников - это один из избранных русских людей, который внес вклад в судьбу всего мирового балета. В данной статье речь пойдет о биографии этого великого танцора. Кроме этого, ниже можно будет ознакомиться с фото Михаила Барышникова в молодости.

Биография: семья, детство

Михаил родился в 1948 году, 27 января, в городе Риге. Семья Михаила Барышникова переехала в Латвию, причиной этого стала служба отца Михаила. Отец был человеком довольно жестким, обладал крутым нравом. Отношения со своей женой и с Михаилом Барышниковым были довольно сложными.

Что касается матери Михаила, то она, напротив, прививала своему сыну с детских лет любовь к искусству, ходила с ним в филармонию и театр. Именно поэтому Михаил Барышников (фото в молодости можно будет увидеть в этой статье) был так сильно привязан к своей матери. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже определил свою судьбу: Миша заявил, что хочет посвятить себя балету, и уже в этом возрасте записался на экзамен в балетную школу.

После этого началась учеба в хореографическом училище в Риге. Миша всегда мечтал сольно выступать на сцене, но проблема его заключалась в маленьком росте. Однажды педагог Елена Тангиева своему ученику сказала, что он должен дорасти. Поэтому каждый день Миша выполнял сложные упражнения, несмотря на боль в суставах, в результате чего он смог вырасти практически на 4 см. Рост Михаила Барышникова в настоящее время составляет 168 см.

Юношество

Когда Мише исполнилось двенадцать лет, мать его перевезла к бабушке на Волгу, после чего вернулась обратно в Ригу. После этого она вскоре покончила с собой. Причина данного самоубийства так и осталась для многих загадкой. Некоторое время Михаил жил с отцом, но тот, спустя какой-то период, женился во второй раз. Михаилу при этом не нашлось места в новой семье своего отца.

Начало карьеры

Спустя еще некоторое время Барышников переезжает в Ленинград, и с тех времен он больше никогда не общается с отцом. В 1964 году национальная Латвийская опера выехала на гастроли в Ленинград. И в некоторых ее спектаклях был задействован танцор Михаил Барышников. После этого один из артистов его привел в хореографическое Ленинградское училище. Таким образом, он стал учеником одной из знаменитых школ русского балета. Спустя некоторое время Михаил становится солистом прославленной на весь мир Мариинки.

Балет

В Мариинку Михаил поступил буквально сразу после вышеупомянутого училища. Это произошло 1967 году. Там он проработал на протяжении семи лет. За короткий промежуток времени Барышников завоевал большую популярность и стал знаменитым. Артисты и хореографы заметили его невероятный и уникальный талант, идеальную координацию и безупречное исполнение. Правда, стоит отметить, что внутри театра был застой. В те времена советские чиновники, которые курировали культуру, тормозили все развитие.

Михаил стремился выступать в балетных постановках, интересных ему, но подобных спектаклей в те времена существовало только лишь два: "Сотворение мира" и "Вестрис".

В 1973 году танцору разрешили организовать свой творческий вечер, а также самостоятельно подобрать репертуар. Михаил пригласил всех современных хореографов, чтобы поставить балетные танцы в одном акте. В этот вечер он исполнил "Дивертисмент", "Блудного сына", а также "Дафниса и Хлою". Этот вечер можно назвать вершиной творчества Михаила в России.

Переезд

В 1974 году Барышников отправляется на гастроли в Канаду, после чего не возвращается обратно в Россию. Там артист просит политического убежища, несмотря на то что решение остаться в Канаде далось ему весьма непросто. Вскоре Михаил получает приглашение вступить в труппу американского театра балета, в которой он стал коллективным премьером, а затем и ее руководителем.

27 июля этого же года Михаил впервые выступает перед американцами в городе Нью-Йорке. Это была партия в балете "Жизель", которая происходила на сцене Метрополитен-оперы. Все американские зрители буквально кричали от восторга. С тех времен Барышников завоевал большую популярность и в Америке.

Барышников принимал участие во многих современных и классических постановках, самостоятельно поставил версию "Щелкунчика", сотрудничал со многими хореографами в самых различных направлениях. В 1978 году Михаил переходит в балетную труппу NYCB, а спустя десять лет возвращается обратно в АБТ, откуда и начинался его путь в Соединенных Штатах как художественного руководителя и солиста.

Михаил смог создать довольно сильную труппу, а также поставить оригинальную версию "Лебединого озера" и "Золушки". Через год после этого танцор уходит из АБТ, так как он хочет согласовать свои творческие планы на будущее с дирекцией, а в 1990 году он вместе с хореографом Моррисом создает проект "Белый дуб" во Флориде.

Когда Михаил ушел из АБТ, он окончательно ушел и из классического балета. Следующий этап Барышникова - это модерн, который в США ценится так же, как и классический стиль балета. Но и здесь Михаил смог превзойти самого себя, показав совсем другой, новый уровень мужских танцев, наполнив их красотой и эстетикой. Большинство сложных балетов Барышникова представляют собой монологи-исповеди, в которых на первом плане присутствует тема неизбежности смерти, скоротечности жизни, а также размышления о творчестве.

Личная жизнь

Первое время после эмиграции жизнь давалась довольно тяжело Михаилу. До переезда в Америку он жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. На протяжении некоторого времени танцор не мог говорить по-английски, что также осложняло жизнь за границей. Но спустя некоторое время все стало налаживаться.

В 1976 году, весной, Михаил знакомится с актрисой по имени Джессика Лэнг. Вскоре у Михаила Барышникова с женой рождается дочь. Девочку назвали Александрой. Казалось бы, Михаил Барышников, Джессика Лэнг и их дочь являются идеальной семьей. Но это абсолютно не так. В союзе этих двух людей страсти бушевали изначально, поэтому брак можно было назвать обреченным. Можно увидеть на фото Джессику Лэнг и Михаила Барышникова. Журналисты говорили о том, что она часто изменяла своему мужу, а Джессика при этом оправдывалась тем, что Михаил буквально сводил с ума, постоянно заставляя готовить различные русские блюда, а также принимать гостей посреди ночи. В результате этого пара развелась.

Во второй раз хореограф и танцор женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом союзе у Михаила рождается еще трое детей: две дочери, София и Анна, а также сын Петр. Фото Михаила Барышникова и детей можно увидеть в этой статье.

Вообще, жизнь Михаила в Соединенных Штатах не похожа на тяжелую жизнь эмигранта. Барышников лично был знаком с принцессой Дианой, Жаклин Кеннеди, а также дружил с самим Иосифом Бродским. Кроме этого, Михаил был владельцем популярного русского ресторана "Самовар", который находился в центре Нью-Йорка. У артиста также есть собственный завод по производству одежды и пуантов для балета, он выпустил собственные именные духи, которые продаются так же отлично, как и билеты на его выступления.

Балет является далеко не единственным творческим занятием Михаила. Танцор также увлекается в свободное время фотографией, работы его размещали когда-то в музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина.

Фильмы

В период с 1974 по 2002 год Михаил принял участие в качестве актера в шести художественных фильмах. Кроме этого, за работу в кинокартине "Поворотный момент", которая была снята в 1977 году, танцор был номинирован на премию "Оскар" за второстепенную роль. Кроме этого, он снялся в таких кинокартинах, как "Это танец", "Танцовщики", "Динозавры", "Кабинет доктора Рамиреса". Но больше всего зрители заполнили Барышникова по фильму "Белые ночи". Особую популярность завоевал тот фрагмент кинокартины, в котором Барышников танцует под композицию Высоцкого "Кони привередливые". Для танцора специально на протяжении пяти лет подряд снимали телевизионные программы, в которых он принимал участие.

Еще запоминающиеся роли

Еще одной запоминающейся работой стала роль в телесериале "Секс в большом городе". В этом проекте Михаил Барышников снимался в начале двухтысячных годов. Там он исполнил роль русского художника Александра Петровского, который был возлюбленным Кэрри Брэдшоу. На Барышникова в этой роли можно посмотреть в последних сериях 6 сезона "Секс в большом городе". После этого он снялся в киноленте "Джек Райан. Теория хаоса", а также "Мой папа Барышников".

"Белый дуб" закрылся в 2002 году, после чего артист сосредоточился на издании собственной площадки. После этого он в 2005 году открывает арт-центр Михаила Барышникова, который находится в Нью-Йорке. Данный центр можно назвать креативной лабораторией, образовательным учреждением, а также площадкой для экспериментальных постановок. Кроме этого, данное учреждение имеет собственный информационный сайт, а также аккаунт в Instagram, где можно найти как промо, так и атмосферные фото.

В 2016 году, в октябре, появился довольно скандальный слух о том, что танцор всей душой ненавидит Россию. Однако выяснилось, что этими громкими заголовками в газетах журналисты обозначили прошлый статус Михаила как "невозвращенца". Кроме этого, Михаил Барышников стал главным героем выставки одного знаменитого фотографа - Роберта Уилтмена. Его выставка называлась "Михаил Барышников. Метафизика тела".

В 2017 году, в августе, танцор попал в топ-100 самых влиятельных русских людей данного столетия, которые были названы журналом Forbes. В этом же году Михаил получил латвийское гражданство.

Партии танцора

Михаил Барышников исполнил следующие партии:

  • 1969 год - Л. В. Якобсона в «Вестрисе».
  • 1969 год - И. А. Чернышова в «Ромео и Юлии» на музыку Гектора Берлиоза.
  • 1970 год - К. М. Сергеева в «Гамлете» на музыку Н. П. Червинского.
  • 1971 год - Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева в «Сотворении мира» на музыку А. П. Петрова.
  • 1974 год - М. Мурдмаа в балете «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля.
  • 1976 год - Дж. Ноймайера в «Гамлете: сопутствующие» на музыку А. Копленда.
  • 1976 год - А. Эйли в «Па Дюка» на музыку Дюка Эллингтона.
  • 1976 год - Туайлы Тарп в «От пробы к делу» на музыку Йозефа Гайдна.
  • 1976 год - Дж. Баланчина, Дж. Роббинса в «Других танцах» на музыку Ф. Шопена.
  • 1979 год - Дж. Баланчина, Дж. Роббинса в «Опусе 19» на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева.
  • 1978 год - Р. Пети в «Пиковой даме» на музыку Петра Ильича Чайковского.
  • 1983 год - Туайлы Тарп в «Маленьком балете» на музыку Александра Константиновича Глазунова.
  • 1984 год - Туайлы Тарп в «Сюите Синатры» на музыку Ф. Синатры.
  • 1985 год - Ф. Аштона в «Месяце в деревне» на музыку Петра Ильича Чайковского.
  • 2015 год - Роберта Уилсона в «Письме человеку».

С 14 по 30 сентября 2018 года можно будет увидеть Михаила Барышникова в Тбилиси, где пройдет ежегодный Международный театральный фестиваль.

Заключение

В заключение стоит отметить, что Михаил Барышников - это весьма успешный и популярный хореограф и танцор классического балета. Он смог завоевать любовь зрителей не только в СССР, но и в Соединенных Штатах Америки. Несмотря на все трудности переезда и языковой барьер в США, Барышников смог многого добиться в своей жизни, построив невероятную карьеру. Он смог добиться успеха не только в балете, но и в кино, сыграв незабываемые роли.

Михаил Барышников — один из лучших представителей советской балетной школы, который смог достичь успеха и как драматический актер. Его и на Западе посвящена эта статья.

Родители

Танцовщик родился в конце января 1948 года в Риге, в семье офицера Советской Армии Николая Петровича Барышникова и его жены Александры Васильевны Григорьевой. Супруги оказались в Латвии сразу после войны, куда отца будущего танцовщика направили для прохождения дальнейшей службы.

Ранние годы

Отец Миши — человек с суровым характером — был абсолютно равнодушен к искусству и особенно не интересовался воспитанием сына. Все заботы о мальчике были возложены на Александру Васильевну. Она привила сыну любовь к театру и к классической музыке, а когда он немного подрос, отдала в балетную студию.

После ее окончания Михаил Барышников поступил в Рижское хореографическое училище, где ему преподавали Н. Леонтьева и Ю. Капралис. Там его одноклассником был будущий известный танцор и киноактер Александр Годунов, позже также эмигрировавший в США.

Саша и Миша выделялись на фоне сверстников своим талантом, поэтому Юрис Капралис старался уделять им больше времени и ставил для подростков оригинальные концертные номера.

Трагедия

Когда Михаилу Барышникову исполнилось двенадцать лет, мама отвезла его на каникулы в Поволжье, к своей матери. Вернувшись в Ригу, она покончила с собой. Почему молодая женщина совершила этот поступок, никто так и не выяснил. По возвращении домой Миша узнал о случившемся и долгое время тяжело переживал утрату матери. Ситуация усугубилась тем, что Барышников-старший очень скоро вступил во второй брак, а мальчик не смог найти общего языка с мачехой.

Учеба в городе на Неве

В 1964 году в Северную столицу приехала с гастролями Латвийская Миша Барышников был занят в некоторых спектаклях вместе с одноклассниками. Один из артистов Кировского театра отвел мальчика в Ленинградское хореографическое училище и показал его известному педагогу А. Пушкину. Тот проэкзаменовал юное дарование и предложил Мише поступить в училище.

Барышников сообщил об этом своему горячо любимому наставнику, и Капралис, хотя и не хотел расставаться с одним из своих лучших учеников, посоветовал ему не терять такой шанс. Парень отправился в Ленинград и совершенно отдалился от отца и его новой семьи.

В годы учебы в городе на Неве он принял участие в Международном конкурсе балетных артистов, проходившем в Варне, и завоевал первую премию.

Начало карьеры

После завершения учебы в 1967 году Михаил Николаевич Барышников стал солистом в Кировском театре оперы и балета Ленинграда.

Звезда молодого танцовщика взошла мгновенно, так как специалисты и зрители не могли не разглядеть несомненный талант артиста. Он обладал уникальными профессиональными данными, имел идеальную координацию движений, был необыкновенно музыкален и обладал редким актерским мастерством.

Эксперименты

В первые годы работы Барышникова в Кировском театре там наступила эпоха застоя. Она была связана с политикой нового худрука Константина Сергеева, который придерживался консервативных взглядов на балет и препятствовал отступлению от устоявшихся догматов.

С его приходом творческая жизнь в Кировском театре практически умерла. Барышников, будучи человеком творческим и свободомыслящим, искал выходы из создавшегося тупика. Он стремился внести новизну в классический репертуар. Кроме того, для его творчества огромное значение имела работа над балетами «Сотворение мира» и «Вестрис».

Творческий вечер

К 1973 году актер стал лучшим артистом труппы Театра им. Кирова, что позволило ему получить право организовать творческий вечер и самостоятельно выбирать свой репертуар для этого концерта. Тогда Барышников пригласил 2 современных хореографов — М.-Э. Мурдмаа и Г. Алексидзе — и попросил их поставить одноактные балеты специально для этого мероприятия. Руководству Кировского театра пришлось уступить, тем более что новый худрук труппы поддержал своего лучшего солиста.

Творческий вечер Барышникова на сцене Кировского театра стал вершиной его творчества в СССР. В программу концерта были включены «Дивертисмент» Алексидзе, а также «Блудный сын» и «Дафнис и Хлоя» Мурдмаа. Творческий вечер Барышникова сделал еще более очевидным его значение для советского искусства и культуры.

В 1973 году танцовщика удостоили звания заслуженного артиста РСФСР. Он снялся в нескольких балетных фильмах: «Город и песня», «Сказ о холопе Никишке» и пр.

Кроме того, его пригласил в свой телеспектакль «Фиеста» Сергей Юрский, доверивший балетному артисту драматическую роль Дона Педро.

Побег из СССР

Со временем Барышников стал все более ощущать, что ему в творческом плане тесно в Советском Союзе. Любые попытки сделать что-то новое воспринимались в штыки. Последней каплей в чаше терпения Михаила стал отказ руководства Кировского театра на предложение Ролана Пети бесплатно поставить на его сцене балетный спектакль специально для Барышникова.

В 1974 году, во время гастролей в Канаде артистов из разных театров СССР, артист балета Михаил Барышников решил не возвращаться на Родину. Решающим фактором стало то, что его давний знакомый, танцовщик Александр Минц, эмигрировавший в США в 1972 году, предложил советской звезде войти в труппу Американского театра балета.

Канада предоставила Барышникову политическое убежище, однако его побег на Запад означал полный разрыв со всеми, кто был ему дорог на Родине. В частности, этим своим поступком Барышников предал свою гражданскую жену Татьяну Кольцову, которая была одной из солисток Кировского театра. Танцор тяжело переживал разрыв всех связей с друзьями и родственниками, но понимал, что это та цена, которую ему придется заплатить за творческую свободу. Его «оплакивали» и зрители, для которых любимый артист был кем-то вроде Моцарта в мире танцев.

В составе труппы Американского театра балета

Впервые Михаил Барышников появился перед американской публикой летом 1974 года. Он вместе с такой же «невозвращенкой» Натальей Макаровой станцевал балет «Жизель». Труппа Американского театра балета выступала на сцене «Метрополитен опера» в Нью-Йорке. Публика обожала танцора. Ему устраивали овации и десятки раз поднимали занавес под возгласы «Миша! Миша!». В 1974 году Барышников стал премьером труппы и солировал во многих и в музыкальных спектаклях современных хореографов. Кроме того, он поставил балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Запись этого спектакля была заснята на видеокассету, и ее тираж был быстро раскуплен любителями классического танца. В Америке Барышникову удалось поработать и с Роланом Пети, о чем он мечтал еще во времена, когда танцевал в Кировском театре.

NYCB

В 1978 году основоположник неоклассического балета Джордж Баланчин пригласил Михаила Барышникова, биография которого вам уже известна, в свою труппу New York City Ballet. Он относился к бывшему солисту Кировского театра как к сыну, но великому хореографу уже исполнилось 74 года, и у него были проблемы со здоровьем. Баланчин был не в состоянии поставить для Михаила новый балет, однако Барышников станцевал главные партии в балетах «Аполлон» и «Блудный сын» Джорджа Баланчина. Эти работы звезды мирового балета стали событием в сфере танцевального искусства, а его самого назвали лучшим исполнителем спектаклей великого хореографа.

Позже в NYCB он смог поработать и с другим знаменитым создателем балетных спектаклей - Джеромом Роббинсом. Последний поставил для Барышникова «Опус 19. Мечтатель».

Возвращение в Американский театр балета

В 1988 году танцор возглавил Американский театр балета (АВТ), который когда-то стал его первым местом работы в США. Барышников руководил его труппой в течение 9 лет. До его прихода в АВТ в качестве худрука спектакли ставились для звезд, часто - приглашенных из других стран. Барышников же создал постоянную труппу. Кроме того, он выступил в качестве хореографа для балета «Золушка» С. Прокофьева и создал новую редакцию «Лебединого озера» М. И. Петипа.

Этот счастливый творческий период Барышникова завершился в 1989 году, когда великий танцор покинул АВТ. Одной из основных причин его ухода стало нежелание постоянно согласовывать свои творческие планы с советом директоров.

В последние годы

В 1990 году Барышников и Марк Моррис создали труппу White Oak Dance Project. Проект просуществовал 12 лет. Затем Михаил занялся созданием центра искусств, который открылся в 2005 году.

Михаил Барышников: фильмы

В США Барышников снялся в нескольких художественных и музыкальных фильмах. В их числе:

  • «Поворотный пункт».
  • «Щелкунчик».
  • «Дон Кихот».
  • «Белые ночи».
  • «Танцоры».
  • «Кабинет доктора Рамиреса».
  • «Кармен».
  • «Дело фирмы».
  • «Секс в большом городе (6-й сезон)».
  • «Мой папа Барышников».
  • «Джек Райан: Теория хаоса».

Из них наиболее знаменитой стала картина «Поворотный момент», получившая множество номинаций на «Оскар». Большой кассовый успех имела картина «Белые ночи». Кроме того, актер сыграл в бродвейском спектакле «Метаморфозы», за который был номинирован на премию «Тони».

Семья Михаила Барышникова

Вскоре после приезда в США танцор познакомился с двухкратным лауреатом «Оскара», актрисой Хотя брак между звездами не был заключен, в 1981 году у них родилась дочь, Александра Барышникова. Девушка пошла по стопам отца и стала балетной танцовщицей. Спустя год Михаил и Джессика расстались.

После этого прошло немало времени, прежде чем личная жизнь Михаила Барышникова наконец-то наладилась. В конце 80-х танцор женился на бывшей балерине Лизе Райнхарт. Дети Михаила Барышникова от этого союза — Питер, Анна и София. Брак единомышленников оказался счастливым и продолжается уже почти три десятка лет.

Теперь вы знаете интересные подробности из биографии Михаила Барышникова. Семья артиста в последнее время оказалась в центре внимания прессы, так как его дети подросли и стараются доказать, что достойны носить фамилию своего знаменитого отца.

Он эмигрировал в Штаты в 1974 году. В духе голливудских боевиков. Оттанцевав гастрольный концерт в составе кировского балета в Торонто, сквозь толпу поклонников он помчался вдрут к поджидавшей его машине, машина рванула с места и... Барышников стал невозвращенцем. Пресса писала, что причина его внезапного побега - тайная любовь. На поверку оказалось - даже любовный треугольник: у Барышникова в Ленинграде осталась девушка, а за океаном ждала Свобода.

Он выбрал последнюю. Михаила Барышникова сейчас часто упрекают: как виртуозно он сумел перевоплотиться в американца! Стал солистом Американского театра балета, затем его директором. Все как у западных звезд, кроме одного: шлейф его славы, как ни странно, не украшали известия о победах и поражениях на любовном фронте, что всегда считается неотъемлемым признаком звезды. Он не только считает Америку своей страной, но и к жизни относится совершенно по-чужестрански: научился зарабатывать не искусством, а бизнесом - танцует исключительно для удовольствия, а для заработка владеет какими-то ресторанами, домами и гостиницами, массу времени посвящает деловым переговорам.



Mikhail Baryshnikov during his student days at the Vaganova Ballet Academy, circa 1962

О его личной жизни и любовных похождениях почти ничего не известно. Звезды обычно никогда не отказывают себе в удовольствии раззвонить на весь свет о своих явных и мнимых романах, справедливо полагая, что их актерский имидж от этого только выигрывает. Барышников же в амплуа героя-любовника является исключительно в классических балетах. За артистом закрепилась репутация "человека в футляре", русского чудака. Очень многим казалось чрезвычайно соблазнительным взять эту крепость приступом, тем более, что на светских вечеринках небольшого роста улыбчивый живчик со странным именем Мisha вовсе не казался монстром. Не тут-то было. «Загадочная русская душа» - решили про себя американцы. И отступились.



Mikhail Baryshnikov by Ted Thai for LIFE, 1994



Но не все. И все упорнее расползались слухи о его жестоких романах... У изредка наезжавших русских друзей непроизвольно открывались рты от называемых в кулуарах имен: Лайза Миннелли, Джессика Лэнг, Шэрон Стоун, Изабелла Росселлини... Но на все прямые и косвенные вопросы о той или иной «жертве» Барышников отвечал дипломатично и неизменно: «Она прекрасная женщина. Мы очень уважаем друг друга». И больше ни полслова. Американцы такую невиданную сдержанность приписывали его советскому прошлому. В совдеповской тюрьме, шептались в театре, Барышников приучился молчать и ничем не выдавать своих чувств.



Был ли у Михаила роман с Шэрон Стоун? Газеты говорят: да!
Misha и Шэрон молчат...

В 1977 году на экраны выходит фильм режиссера Герберта Росса «Поворотный пункт», где Барышников решил попробовать себя в качестве киноактера и сыграл некоего господина Копейкина - вертлявое существо, главной страстью которого были женщины. Роль удалась необыкновенно. Барышников в амплуа сердцееда выглядел столь убедительно, что невольно срабатывал эффект узнавания: таков он и в жизни! Никто не хотел верить его повадкам скромника.




Наконец, всему свету открылся его роман с одной из самых ярких голливудских звезд Джессикой Лэнг. Сплетники торжествовали: то-то же - оказался как все! А то уж возвышенная у всех на виду дружба с Иосифом Бродским и впрямь стала наводить на мысль, что эти русские устроены как-то по-особенному.



Mikhail Baryshnikov and Jessica Lange, 1982
by Ron Galella

Пресса накинулась на роман Барышникова с Лэнг, как голодная собака на кость. Писали, что Барышников ведет себя как жесткий сумасброд: Джессику периодически избивает, заставляст готовить невиданные русские блюда и на коленях мыть полы. Что Лэнг подала всуд на артиста за то, что он принуждал ее к любви. «В любое время, даже ночью, - сообщала одна нью-йоркская газета, - в их дом могут без предупреждения ввалиться русские друзья, и бедная Лэнг вынуждена их принимать, поить, кормить и до рассвета слушать возбужденные крики на чужом языке».



Jessica Lange and Mikhail Baryshnikov

И это при том, что на время их романа пришелся актерский пик Джессики: она подряд снялась в таких фильмах, как «КингКонг», «Весь этот джаз», «Почтальон всегда звонит дважды».

Барышников непроницаемо молчал в ответ на провокационные вопросы журналистов. Однако нельзя было не заметить, что его далекий от совершенства английский неожиданно приобрел фривольную разговорность и артисту стали легче даваться ругательства.

Неожиданно стало известно, что за год жизни с Барышниковым Джессика Лэнг побила все рекорды посещаемости психоаналитика. В среднем рядовой американец наносит ему примерно 14 визитов в год. Лэнг посетила врача не менее пятидесяти раз! Если учесть, что час общения со специалистом стоил около $ 250, можно себе представить, во что обошелся актрисе ее экзотический роман.




Однажды Джессика поведала целителю душ, что ее возлюбленный одиннадцатилетним мальчиком остался без матери, которая покончила с собой. «У Барышникова - материнский комплекс!», «Страх перед женщинами!» - пресса с восторгом муссировала вынесенный психоаналитиком диагноз и ставила свои: Барышников маленького роста, всю юность смертельно боялся, что ему не стать солистом, если не дотянет несчастных двух сантиметров, - у него наполеоновский комплекс! И если уж весь мир - у ног Барышникова-танцовщика, то он просто обязан бессознательно хотеть, чтобы у его ног были и все женщины.



Mikhail Baryshnikov
by Eve Arnold, 1987

Джессика и вправду стала замечать, что Барышников чересчур много времени проводит на репетициях. В 1979 году ему сделали весьма необычное предложение - принять участие в мюзикле «Барышников на Бродвее»... «Из чувства благодарности стране, которая меня приняла, я просто не мог отказаться от своего вклада в ее национальный жанр», - говорил Барышников. Но мюзикл - это в первую очередь пение, игра, да и танец здесь совершенно особенный. Надо было учиться, и роль наставника по собственному почину взяла на себя Лайза Миннелли.



на Бродвее 1980

Она и не думала скрывать, что загадочно сдержанный русский танцовщик всегда ей нравился. Она по восемь часов в день обучала его пению, новым ритмам, произношению и даже позволяла себе критиковать его танцевальные па. Друзья просто не узнавали Барышникова во время этих занятий: его хмурость как рукой сняло. Всем без исключения было ясно - он по уши влюблен. Что касается Миннелли, то она недавно рассталась со своим вторым мужем, телепродюссром Джеком Хэйли-младшим, и жаждала новой страсти.



Mikhail Baryshnikov and Liza Minnelli, 1980

В сияющих глазах Лайзы, в её бесконтрольной искренности и готовности к авантюрам, Барышникову, похоже, чудилось что-то родное. В отличие от добропорядочной Джессики с ее сексом по расписанию (как у всех работающих американцев - по уик-эндам) Лайза была к его услугам всегда и всегда полна энтузиазма. Лэнг безумно ревновала - Барышников парил в облаках. Он часами читал своей новой подруге Бродского - она широко раскрывала глаза и восхищалась, он ставил ей записи своих друзей Окуджавы и Высоцкого - она еще шире раскрывала глаза и снова восхищалась.



Liza Minnelli and Mikhail Baryshnikov at Studio 54, 1977

В отличие от Лэнг Лайза обожала принимать участие в ночных кухонных посиделках русских. Досадно Лайзе было только одно: Мisha, с которым появиться на людях было так «очаровательно и престижно», никуда ее не водил, не рассказывал репортерам об их связи, в конце концов, не хвастался ею. Как-то не выдержав, Миннелли спросила свою приятельницу Марину Влади, жену Владимира Высоцкого: «Твой что, тоже с тобой только разговаривает да стихи читает?»



Liza Minnelli, Mikhail Baryshnikov and Halston at Studio 54, 1977

Барышников стал замечать, что горящий в глазах Лайзы энтузиазм стал иссякать. Однажды они гуляли по дождливому НьюЙорку и Лайза вдруг задумчиво заявила, что подумывает, не выйти ли ей замуж за известного театрального менеджера и скульптора Марка Геро. Барышников оторопел от такой прямоты. «Я давно поняла - ты мечтатель, - с неожиданным раздражением произнесла Миннелли. - Мне хочется настоящей жизни, а с тобой можно только грезить да разговаривать. Все приключения ты давно пережил в своих балетных сказках».

Жестокая, но правда. Романтика переживалась на сцене - в «Жизели»,«Щелкунчике». «Лебедином озере». А в жизни он проглядел, что его подружка уже наслаждается благосклонностью мэтра бродвейской сцены Марка Геро.



Михаил Барышников и Лайза Минелли

В апреле 1980 года состоялась триумфальная премьера мюзикла «Барышников на Бродвее», в котором русский танцовщик и Миннелли выступили вместе. Но к этому времени любовники уже расстались.



Михаил Барышников и Лайза Минелли

Мудрее всех оказалась Джессика Лэнг. В 1981 году она родила Михаилу дочь Александру, тем самым вернув его себе еще на пару лет. Но как ни старались оба ради дочери, из их союза, продержавшегося около шести лет, так ничего и не вышло.

Разойдясь с Лэнг, Барышников изменил своей обычной сдержанности и сделал историческое признание: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, - но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня». Это был его единственный комментарий развалившихся отношений.



Михаил Барышников с обладательницей двух Оскаров Джессикой Лэнг и их дочерью Александрой 1981 год



Михаил Барышников с дочерью Анной, октябрь 2016

Прошло несколько лет. Барышников стал директором и художественным руководителем собственной труппы современного танца "White Oak Project". Давая интервью какому-то модному журналу, пишущему о частной жизни, король танца даже словом не обмолвился о своем втором гражданском браке с балериной Лизой Райнхарт. Зато рассказывал многочисленные байки о своих собаках. Насмерть разобиженная Лиза потребовала объяснений, и тогда Барышников поведал ей очень старую историю.



Mikhail Baryshnikov and Mark Morris by Annie Leibovitz, New York City, 1988

Еще в детстве латышка Эрика Витиньш, заменившая ему мать, внушила мальчику боязнь сглаза, особенно в личных отношениях. Эрика утверждала, что, если много народу знает, например, про твою любовь или успех в деньгах - неизбежная зависть и недоброжечательство породят "плохие вибрации", то есть сглаз. Тогда - конец и любви, и деньгам. Эрика приводила тому впечатляющие примеры, и Барышников навсегда это запомнил. Лиза знает, что, действительно, он - человек суеверный: ни одного дела не начнет в момент убывающей луны - плохая примета. Так же и с женщинами.



Михаил Барышников с балериной Лизой Райнхарт (у них трое детей)

Впрочем, Лиза совершенно равнодушна к его тайным романам, если даже они и случаются. Немка по происхождению, она играет но его правилам, и в результате они вместе и у них трое детей. Она никогда не спрашивает его о работе и не включает телевизор, если идет передача или постановка с участием мужа, не бывает с ним в свете, не шьет себе нарядов у модных портных. Если верить психоаналитику Джессики Лэнг, в лице Лизы артист обрел то, что искал, - замену матери. Американцев эта пара, безусловно, по-прежнему удивляет не меньше, чем когда-то удивлял холостой Барышников. Загадочная русская душа - пожимают они плечами.

Александр Кучкин.
"Караван историй"


Mikhail Baryshnikov in Leningrad
photo by V. Plotnikov


Isabella Rossellini and Mikhail Baryshnikov by Eve Arnold, 1985


Isabella Rossellini Mikhail Baryshnikov

Сегодня одному из самых известных современных танцоров, Михаилу Барышникову, исполняется 70 лет. Мы решили подобрать несколько интересных фото, запечатлевших разные моменты жизни артиста.

1. Многим читателям, особенно молодому поколению, Михаил знаком в первую очередь по роли обаятельного художника русского происхождения Александра Петровского в сериале « ».

Фото Анни Лейбовиц в Нью-Йорке, 2006 год

2. В то время как по словам современных культурологов, Михаил Барышников — «танцовщик-премьер (premier danseur) русской школы; виртуозная классическая техника и чистота стиля которого сочетаются в его искусстве с невероятной физической силой, что сделало Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 века». Жизнь этого талантливого и невероятно энергичного человека полна неординарных событий и встреч, и о некоторых из них мы хотим вам рассказать.

3. Родился и вырос Михаил в Риге. Отец практически не принимал участия в его воспитании. По инициативе матери мальчик оказался в балетной студии.

4. В 1964 году Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы, а затем – солистом прославленной балетной труппы театра имени С.М. Кирова. В течение семи лет Барышников являлся солистом Театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде (Санкт-Петербургского Мариинского театра). Его карьера развивалась достаточно успешно и быстро, талант получил признание со стороны коллег, руководства театра и сотен поклонников. Однако в целом в стране, и особенно в ее культурной жизни, началась эпоха застоя – инициативы талантливых людей подавлялись усилиями чиновников, не оставляя им каких-либо перспектив для реализации потенциала. Многие знаменитые артисты и представители творческой интеллигенции, среди которых были и друзья Барышникова, уехали из страны, став так называемыми «невозвращенцами».

5. Летом 1974 года Михаил находился на гастролях в Канаде и принял решение не возвращаться в СССР, получив от Канады политическое убежище. По словам его близкого друга Александра Минца, бывшего танцовщика Театра имени Кирова, который к этому времени уже жил на Западе и работал в Американском балетном театре, «решение остаться далось Барышникову нелегко».

На фото: Александр Галич, Галина Вишневская, Михаил Барышников, Мстислав Ростропович, Иосиф Бродский

6. Как-то у близкого друга Михаила Иосифа Бродского спросили, что стало бы с артистом, останься он в Союзе. Поэт кратко ответил: «Спился бы»….

7. Уже в конце июля 1974-го года Барышников вышел на американскую сцену вместе с балериной Натальей Макаровой, которая уехала на Запад в 1970 году. Исполняли они «Жизель» на сцене «Метрополитен опера».

8. Артисту довелось общаться и дружить с многими яркими, творческими людьми: на фото он запечатлен с в своей нью-йоркской квартире. Фотографировал их Леонид Лубяницкий, их общий друг.

9. Невероятно впечатляющий и пронзительный танец, исполненный пять лет спустя после смерти Владимира Высоцкого

10. На фото Энни Лейбовиц Михаил Барышников и Роб Бессерер, Грузия, 1990 год

Всего лишь через год после отъезда из СССР Михаил был уже премьером Американской балетной труппы, он выступал во множестве спектаклей — как в классических постановках, так и в постановках современных хореографов, а в 1978-м Барышников перешел в New York City Ballet.

11. 1987 год, Михаил Барышников и 17-летняя Ума Турман на фото Артура Элгерта

12. О личной жизни артиста известно немного. Около шести лет длились отношения артиста с голливудской звездой Джессикой Лэнг, которые подарили им дочь Александру. «Джессика — одна из очень немногих женщин, которых я любил», — скажет артист после их расставания.

13. Более двадцати лет Михаил женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт и воспитывает с Лизой троих общих детей.

14. На настоящий момент Михаил Николаевич Барышников является художественным руководителем Центра искусств. Он активно снимается в кино и на телевидении, а в прошлом году даже танцевал партию в балете «Человек в футляре» по одноименному рассказу Чехова. Все проекты с участием этого безмерно талантливого человека становятся яркими событиями в области современной культуры.

15. А так как у него сегодня праздник, завершаем мы наш рассказ словами: «С днем рождения, маэстро!»

Не так давно агентство Washington ProFile опубликовало рейтинг самых влиятельных и известных выходцев из СССР. Первое место в списке занял танцовщик Михаил Барышников, которого уже при жизни называют легендой. О его уникальной судьбе, а также о том, как он связан с голливудскими дивами Лайзой Миннелли и Джессикой Лэнг - в нашем расследовании.

Михаил Барышников уверяет: «Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни». Он очень хотел. Именно его небывалое трудолюбие, переходящее в перфекционизм, а также талант (все-таки без этого никуда) позволили нашему герою стать тем, кем он является на сегодняшний день.

…Он даже внешне не очень походил на звезду балета. Невысокого роста, щуплый, будто стесняющийся себя. Однако когда Михаил выходил на сцену и начинал танцевать, происходила невероятная трансформация. Из скромного застенчивого юноши он превращался в сексуального брутального мужчину, устоять перед чарами которого было просто невозможно.

Со стороны казалось, у Барышникова в Советском Союзе было все что нужно для счастья: место в престижнейшей труппе Мариинки, почитание публики, уютная квартира, личная жизнь. А он задыхался в тесных рамках, которые пыталось ему поставить руководство. Близкий друг Барышникова, великий поэт и бизнес-партнер по ресторану «Русский самовар» Иосиф Бродский, на вопрос, какая судьба ждала бы танцора на родине, в СССР, очень коротко, но емко ответил: «Спился бы».

…Побег Барышникова к свободе был обставлен очень театрально. В 1974 году он выступал в Торонто вместе со своей родной труппой. После концерта прошел сквозь толпу поклонников, раздавая автографы, а потом рванул к машине, которая предусмотрительно поджидала его поблизости.

Позже близкий друг Михаила, бывший танцор все той же Мариинки Александр Минц (именно он и подготовил побег), скажет: этот шаг дался Барышникову очень нелегко. Да и сам артист, описывая день, перевернувший его жизнь, признается, что в какой-то момент чуть было не передумал: «Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, были только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Не нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле я не был».

Премьер-лига

Скандал тогда разразился, конечно, страшный. Чтобы как-то отмести политическую составляющую этого побега, некоторые советские газеты сообщили: мол, причиной столь дерзкого поступка стала тайная любовь.

Однако любовь у Барышникова осталась как раз в Советском Союзе. Татьяна Кольцова, с которой он жил в гражданском браке, танцевала там же, в Мариинке. Понимая, как ей придется несладко, Барышников, по его признанию, очень переживал. Но и оставаться в СССР, где он уже достиг пика своей карьеры, тоже не мог. Тогда, после побега, он выпил такое количество спиртного - чтобы заглушить все переживания, - сколько обычный человек вряд ли мог осилить.

А уже через месяц вышел на сцену Метрополитен-опера в спектакле «Жизель» - вместе со своей давней партнершей Натальей Макаровой, к тому времени тоже эмигрировавшей в Америку за четыре года до побега Барышникова, в 1970 году. Еще спустя год Михаил стал премьером Американской балетной труппы. На сегодняшний момент он один из самых известных русских, который добился всемирной славы и узнаваемости. В Америке один из таких камертонов - цитируют ли тебя в сериале «Симпсоны». Так вот имя Барышникова в «Симпсонах» упоминалось не один, не два и даже не пять раз.

Писатель Сергей Довлатов так писал о популярности Барышникова в Америке: «...Я зашел в хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Михаила Барышникова. Одно изображение, без подписи... И вдруг я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность. Я думаю, слава - это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов не будет... Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно - в хозяйственной лавке…».

Помимо карьеры в Американском театре балета наш герой активно осваивал подмостки бродвейских театров и участвовал в заметных голливудских проектах.

В 1977 году на экраны вышел фильм «Поворотный пункт», в котором Барышников сыграл роль второго плана, написанную специально для него (в этой картине он исполняет песню Владимира Высоцкого «Хрустальный дом»). И - тут же был номинирован сразу на две престижнейшие кинопремии - «Золотой глобус» и «Оскар». Картину «Белые ночи» так и вовсе можно назвать автобиографической - она про побег из России (к слову, именно оттуда знаменитый танец под песню все того же Высоцкого «Кони привередливые», который уже давно стал отдельным, самостоятельным номером). В 1989 году Барышников был номинирован на «Тони» за роль в бродвейском мюзикле «Метаморфозы». Также у него в копилке три премии «Эмми» за участие в различных телепередачах. И, конечно, все помнят его роль русского художника Александра Петровского, который завел роман с Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе».

Любовь в большом городе

Кадр из сериала "Секс в большом городе"

«Нельзя быть счастливым в семейной жизни, будучи несчастливым в работе», - сказал как-то Барышников. Его мысль можно продолжить: нельзя быть счастливым на работе, будучи несчастливым в семье. У премьера были романы с самыми красивыми дамами Голливуда. Хотя сам он даже несколько стесняется от такого внимания к собственной персоне: «Я - секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. По-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее». А когда его в лоб спрашивали о знаменитых любовницах, лишь скромно отвечал: «Они прекрасные женщины. Мы очень уважаем друг друга».

По этой причине в прессе ему дали прозвище «человек в футляре»: от Барышникова невозможно было добиться рассказов о личной жизни. Известно, что когда он только переехал в Америку - его связывали отношения с партнершей по одному из танцевальных проектов Гелси Киркланд. Также в числе его возлюбленных называют Лайзу Миннелли, Шэрон Стоун, Изабеллу Росселлини. Доподлинно известно лишь об одной его долгой связи, в которой Барышников признавался сам.

Девушка Кинг-Конга

…Она с детства постоянно была в дороге. Отец Джессики Лэнг служил коммивояжером средней руки, поэтому их семья вечно кочевала с места на место. В детские годы Джессика переезжала восемнадцать раз! Видимо, эта страсть к путешествиям так и осталась у нее. После школы (точнее, нескольких школ в самых разных штатах) Джесс поступила в университет в Миннесоте, однако спустя время неожиданно бросила учебу и отправилась на поиски приключений. На это ее сподвиг первый муж - художник Франциско Пако Гранде. Вместе они проехали по всей Америке - Северной и Южной. Жили в коммунах хиппи, ходили на рок-концерты, участвовали в акциях протеста против войны. Но все-таки в какой-то момент Джессике надоела жизнь в стиле рок-н-ролла и в особенности - делить своего мужа с другими девушками, которые встречались на их пути.

Она решила, что с нее хватит скитаться по миру и бросила якорь в Париже. Вот только официально оформить развод решилась не сразу, оставив эту неприятную процедуру на будущее. Потом Лэнг, к слову, очень пожалела о своем решении - Франциско подал на развод в 1981 году, когда она стала вполне успешной актрисой, и смог отсудить приличную сумму в качестве алиментов.

Ну а пока гром не грянул, Джесс наслаждалась парижскими буднями. Она поступила в школу пантомимы, где ее преподавателем был известный мим Этьен де Круа, выступала в качестве танцовщицы в «Опере Комик». А потом и Франция Лэнг надоела - не сидеть же на одном месте!

Вернувшись в Америку, первое время Лэнг работала моделью в одном из агентств. И именно это перевернуло ее судьбу. Ее фото однажды увидел продюсер Дино Де Лаурентис, который как раз искал главную героиню в картину «Кинг-Конг». Так Джессика сыграла одну из самых известных своих ролей, которая сразу же сделала 27-летнюю дебютантку узнаваемой личностью. Именно в это время ее и увидел Барышников. «Мы познакомились на вечеринке комика Бака Генри, а представил нас друг другу Милош Форман, - вспоминал танцор. - Помню, я спросил у Милоша: «А это кто еще такая?». Он ответил: «Девушка Кинг-Конга». В общем, у нас случилась любовь с первого взгляда».

Танцы вдвоем

Почти сразу они стали жить вместе. Когда в прессу просочилась информация об их связи, влюбленные тут же стали объектом пристального внимания. Всем было интересно: каков он в реальной жизни, этот загадочный русский танцовщик, «человек в футляре»? Но поскольку сам Барышников по-прежнему обходил стороной все разговоры о своей личной жизни, то публикации в некоторых американских изданиях поражали невиданной фантазией и выдумкой их авторов. Так, в одной газете появилась информация, что Михаил любит унижать голливудскую звезду, заставляет готовить ему чудаковатые блюда русской кухни и на коленях, как принято в Советском Союзе, мыть пол. «В любое время, даже ночью, в их дом могут без предупреждения ввалиться русские друзья, и бедная Лэнг вынуждена их принимать, поить, кормить и до рассвета слушать возбужденные крики на чужом языке», - сообщала другая газета.

А когда в одном интервью Джессика, рассказывая о своем возлюбленном, сообщила с горечью, что он в одиннадцать лет потерял мать (та покончила жизнь самоубийством), тут же появился новый вал публикаций. Смысл их сводился к тому, что у русского танцора существует стойкий страх перед женщинами - и именно по этой причине он-де и бывает столь жесток с Джессикой.

Тем не менее вместе Барышников и Лэнг прожили примерно шесть лет. Сказать, что это было безоблачные для обоих годы, было бы неверным. Хотя бы потому, что в прессе то и дело писали об увлечениях Джессики (например, ей приписывали бурный роман с режиссером картины Бобом Рейфелсоном, у которого она снималась в фильме «Почтальон всегда звонит дважды»). А вскоре повод для разговоров дал и сам Барышников.

Бродвейские страсти

Когда танцора пригласили в очередной кинопроект с названием «Барышников на Бродвее», он, конечно, не сомневался ни минуты. Во-первых, для него это был новый опыт, а он всегда стремился расширить рамки своих возможностей. Во-вторых, его партнершей была утверждена несравненная Лайза Миннелли, к тому времени сыгравшая в культовом фильме «Кабаре». Именно Лайза стала его наставницей при подготовке мюзикла - ведь нужно было не только танцевать, но и петь. Говорят, они репетировали по восемь часов кряду, но и потом не спешили расставаться.

И если Барышников вновь обходился без комментариев относительно своих отношений с актрисой, то Лайза оказалась более словоохотливой. Рассказывая о танцовщике в интервью, актриса не скрывала, что очарована этим загадочным русским: «Он милый, обаятельный гений и человек потрясающей красоты». А еще «мускулистый и безукоризненный в любви друг». На тот момент Миннелли была абсолютно свободна - она только рассталась со своим вторым мужем, телепродюсером Джеком Хейли-младшим. Поэтому она, по слухам, стала инициатором отношений с русским премьером.

Правда, в какой-то момент Лайзу стало утомлять то, что принято называть «загадочной русской душой»: странный Misha мог часами говорить с ней о поэзии, а вот о своих чувствах к ней предпочитал молчать. Рассказывают, что однажды Миннелли обратилась с вопросом к своей приятельнице Марине Влади: «Скажи, а твой тебе тоже только стихи читает да о высоких материях разговаривает?» В итоге к моменту премьеры мюзикла «Барышников на Бродвее», где Михаил и Лайза выступали в тандеме, их романтическая связь вне театра была уже завершена.

Зато у Барышникова наладились отношения с Джессикой Лэнг. В 1981 году у них родилась дочь, которую назвали Александрой. Впрочем, этот второй шанс они тоже не смогли использовать по-настоящему. Позже Барышников признается, что виной всему - разность менталитетов: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, - но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня».

Несмотря на расставание, Михаил и Джессика смогли сохранить хорошие отношения. Они до сих пор время от времени встречаются и общаются довольно мило. «Это останется со мной на всю жизнь, - разоткровенничался однажды Михаил. - Она одна из очень немногих женщин, которых я любил».

Следующая избранница Барышникова была не американкой. Но и не русской, как можно предположить. Вот уже много лет премьер живет в браке с балериной Лизой Райнхарт, чьи предки родом из Австрии и Германии. Лиза - внучка знаменитого театрального режиссера Макса Райнхарта, который когда-то организовал первый Зальцбургский фестиваль, а потом, уже в Америке, поставил киноверсию «Сна в летнюю ночь». Ради Михаила Лиза, которая танцевала в труппе Мэрса Каннингема, бросила сцену и стала обычной домохозяйкой. Она смогла создать ту тихую гавань, которая, как выясняется, и была ему нужна. Не бурные страсти, не жизнь под прицелом камер папарацци, а спокойные семейные будни.

Супруги воспитывают троих детей. Их первенец, которого назвали Питер Эндрю, появился на свет в 1989 году. Позже родились две дочки - Анна Катерина и София Луиза.