|
бесприданница краткое содержание, бесприданница читать
драма

Александр Николаевич Островский

Язык оригинала: Дата написания: Дата первой публикации: Текст произведения в Викитеке

«Бесприда́нница» - пьеса Александра Николаевича Островского. Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет - с 1874 по 1878 год. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора.

  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Сюжет
    • 3.1 Действие первое
    • 3.2 Действие второе
    • 3.3 Действие третье
    • 3.4 Действие четвёртое
  • 4 Сценическая судьба. Отзывы
  • 5 Художественные особенности
    • 5.1 Главные герои
    • 5.2 Образ города
    • 5.3 Имена и фамилии персонажей
  • 6 Экранизации
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

История создания

В 1870-х годах Александр Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу самой жизнью: одним из резонансных дел, всколыхнувшим весь уезд, стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены.

Приступая в ноябре 1874 года к новому сочинению, драматург сделал пометку: «Опус 40». Работа, вопреки ожиданиям, шла медленно; параллельно с «Бесприданницей» Островский написал и издал ещё несколько произведений. Наконец, осенью 1878 года пьеса была закончена. те дни драматург сообщил одному из знакомых актёров:

Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений.

Дальнейшие события также свидетельствовали о том, что новая пьеса была обречена на успех: она легко прошла цензуру, журнал «Отечественные записки» начал готовить произведение к публикации, труппы сначала Малого, а затем и Александринского театра приступили к репетициям. Однако премьерные спектакли в Москве и Петербурге завершились провалами; отзывы критиков изобиловали резкими оценками. Лишь через десять лет после смерти автора, во второй половине 1890-х годов, к «Бесприданнице» пришло признание зрителей; оно было связано прежде всего с именем актрисы Веры Комиссаржевской.

Действующие лица

В облике Кинешмы угадываются черты города Бряхимова
  • Харита Игнатьевна Огудалова - вдова средних лет, мать Ларисы Дмитриевны.
  • Лариса Дмитриевна Огудалова - молодая девушка, окружённая поклонниками, но не имеющая приданого.
  • Мокий Парменыч Кнуров - крупный делец, пожилой человек, с громадным состоянием.
  • Василий Данилыч Вожеватов - молодой человек, знающий Ларису с детства; один из представителей богатой торговой фирмы.
  • Юлий Капитоныч Карандышев - небогатый чиновник.
  • Сергей Сергеич Паратов - блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.
  • Робинзон - провинциальный актёр Аркадий Счастливцев.
  • Гаврило - клубный буфетчик и содержатель кофейни на бульваре.
  • Иван - слуга в кофейне.
  • Илья - музыкант цыганского хора.
  • Ефросинья Потаповна - тётка Карандышева.

Сюжет

Действие первое

Действие происходит на площадке перед кофейней, расположенной на берегу Волги. Здесь беседуют местные купцы Кнуров и Вожеватов. ходе разговора выясняется, что в город возвращается судовладелец Паратов. Год назад Сергей Сергеевич спешно покинул Бряхимов; отъезд был настолько стремительным, что барин не успел попрощаться с Ларисой Дмитриевной Огудаловой. Та, будучи девушкой «чувствительной», бросилась даже догонять любимого; её вернули со второй станции.

По словам Вожеватова, знающего Ларису с детских лет, главная её беда - отсутствие приданого. Харита Игнатьева, мать девушки, стремясь найти для дочери подходящего жениха, держит дом открытым. Однако после отъезда Паратова претенденты на роль Ларисиного мужа попадались незавидные: старик с подагрой, вечно нетрезвый управляющий какого-то князя и кассир-мошенник, которого арестовали прямо в доме Огудаловых. После скандала Лариса Дмитриевна объявила матери, что выйдет замуж за первого встречного. Им оказался небогатый чиновник Карандышев. Слушая рассказ коллеги, Кнуров замечает, что эта женщина создана для роскоши; она, подобно дорогому бриллианту, нуждается в «дорогой оправе».

Вскоре на площадке появляются мать и дочь Огудаловы, сопровождаемые Карандышевым. Жених Ларисы Дмитриевны приглашает посетителей кофейни к себе на званый обед. Харита Игнатьевна, видя презрительное недоумение Кнурова, поясняет, что «это всё равно, что у нас - обед для Ларисы». После ухода купцов Юлий Капитонович устраивает невесте сцену ревности; на его вопрос, чем же всё-таки хорош Паратов, девушка отвечает, что видит в Сергее Сергеевиче идеал мужчины.

Когда на берегу раздаётся пушечный выстрел, возвещающий о прибытии барина, Карандышев уводит Ларису из кофейни. Однако заведение пустует недолго: через несколько минут хозяин Гаврило встречает всё тех же купцов и Сергея Сергеевича, прибывшего в Бряхимов вместе с актёром Аркадием Счастливцевым по прозвищу Робинзон. Имя книжного героя, как поясняет Паратов, актёр получил из-за того, что был найден на безлюдном острове. Беседа давних знакомых строится вокруг продажи Паратовым парохода «Ласточка» - отныне её владельцем станет Вожеватов. Кроме того, Сергей Сергеевич сообщает, что собирается жениться на дочери важного господина, а в качестве приданого берёт золотые прииски. Известие о предстоящем замужестве Ларисы Огудаловой заставляет его задуматься. Паратов признаётся, что чувствует небольшую вину перед девушкой, однако теперь «старые счёты покончены».

Действие второе

События, разворачивающиеся во втором действии, происходят в доме Огудаловых. Пока Лариса переодевается, в комнате появляется Кнуров. Харита Игнатьевна встречает купца как дорого гостя. Мокий Пармёныч даёт понять, что Карандышев - это не лучшая партия для такой блестящей барышни, как Лариса Дмитриевна; в её ситуации гораздо полезнее покровительство богатого и влиятельного человека. Попутно Кнуров напоминает, что свадебный наряд невесты должен быть изысканным, а потому весь гардероб следует заказать в самом дорогом магазине; все расходы он берёт на себя.

После ухода купца Лариса сообщает матери, что намерена сразу после свадьбы уехать с мужем в Заболотье - дальний уезд, где Юлий Капитоныч будет баллотироваться в мировые судьи. Однако Карандышев, появляясь в комнате, желания невесты не разделяет: его раздражает торопливость Ларисы. запале жених произносит длинную речь о том, что весь Бряхимов сошёл с ума; извозчики, половые в трактирах, цыгане - все радуются приезду барина, который, промотавшись в кутежах, вынужден продать «последний пароходишко».

Следом наступает черёд Паратова нанести визит Огудаловым. Сначала Сергей Сергеевич душевно общается с Харитой Игнатьевной. Позже, оставшись наедине с Ларисой, интересуется, долго ли женщина способна жить в разлуке с любимым человеком. Девушке мучителен этот разговор; на вопрос, любит ли она Паратова, как прежде, Лариса отвечает - да.

Знакомство Паратова с Карандышевым начинается с конфликта: произнеся поговорку о том, что «один любит арбуз, а другой - свиной хрящик», Сергей Сергеевич поясняет, что русскому языку он учился у бурлаков. Эти слова вызывают возмущение Юлия Капитоновича, который считает, что, бурлаки - это грубые, невежественные люди. Разгорающуюся ссору пресекает Харита Игнатьевна: она велит принести шампанского. Мир восстановлен, однако позже, в разговоре с купцами, Паратов признаётся, что найдёт возможность «потешиться» над женихом.

Действие третье

В доме Карандышева - званый обед. Тётка Юлия Капитоновича, Ефросинья Потаповна, жалуется слуге Ивану, что это мероприятие отнимает слишком много сил, да и расходы чересчур велики. Хорошо, что удалось сэкономить на вине: продавец отпустил партию по шесть гривен за бутылку, переклеив ярлыки.

Лариса, видя, что гости не прикоснулись к предложенным блюдам и напиткам, испытывает стыд за жениха. Ситуация усугубляется тем, что Робинзон, которому поручено напоить хозяина до полной бесчувственности, громко страдает из-за того, что вместо заявленного бургундского ему приходится употреблять какой-то «киндер-бальзам».

Паратов, демонстрируя приязнь по отношению к Карандышеву, соглашается выпить с соперником на брудершафт. Когда Сергей Сергеевич просит Ларису спеть, Юлий Капитонович пытается протестовать. ответ Лариса берёт гитару и исполняет романс «Не искушай меня без нужды». Её пение производит сильное впечатление на присутствующих. Паратов признаётся девушке, что терзается из-за того, что потерял такое сокровище. Тут же он приглашает барышню ехать за Волгу. Пока Карандышев провозглашает тост в честь своей невесты и ищет новое вино, Лариса прощается с матерью.

Вернувшись с шампанским, Юлий Капитонович обнаруживает, что дом опустел. Отчаянный монолог обманутого жениха посвящён драме смешного человека, который, разгневавшись, способен на месть. Схватив со стола пистолет, Карандышев бросается на поиски невесты и её приятелей.

Действие четвёртое

Александр Ленский - первый исполнитель роли Паратова на московской сцене

Вернувшиеся с ночной прогулки по Волге Кнуров и Вожеватов обсуждают участь Ларисы. Оба понимают, что Паратов не променяет богатую невесту на бесприданницу. Чтобы снять вопрос о возможном соперничестве, Вожеватов предлагает решить всё с помощью жребия. Брошенная монета указывает, что на выставку в Париж Ларису повезёт Кнуров.

Тем временем Лариса, поднимаясь с пристани в гору, ведёт непростой разговор с Паратовым. Её интересует одно: жена она теперь Сергею Сергеевичу или нет? Известие о том, что возлюбленный обручён, становится для девушки потрясением.

Она сидит за столиком неподалёку от кофейни, когда появляется Кнуров. Он приглашает Ларису Дмитриевну во французскую столицу, гарантируя в случае согласия высочайшее содержание и исполнение любых капризов. Следом подходит Карандышев. Он пытается открыть невесте глаза на её приятелей, объясняя, что те видят в ней лишь вещь. Найденное слово кажется Ларисе удачным. Сообщив своему бывшему жениху, что он для неё слишком мелок и ничтожен, барышня запальчиво заявляет, что, не найдя любви, будет искать золото.

Карандышев, слушая Ларису, вынимает пистолет. Выстрел сопровождается словами: «Так не доставайся же никому!». Выбежавшим из кофейни Паратову и купцам Лариса угасающим голосом сообщает, что ни на что не жалуется и ни на кого не обижается.

Сценическая судьба. Отзывы

Премьера в Малом театре, где роль Ларисы Огудаловой исполнила Гликерия Федотова, а Паратовым был Александр Ленский, состоялась 10 ноября 1878 года. Ажиотаж вокруг новой пьесы царил невиданный; в зале, как сообщали позже рецензенты, «собралась вся Москва, любящая русскую сцену», в том числе писатель Фёдор Достоевский. Ожидания, однако, не оправдались: по свидетельству обозревателя газеты «Русские ведомости», «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Это был самый оглушительный провал в творческой биографии Островского.

Первая постановка на сцене Александринского театра, где главную роль сыграла Мария Савина, вызвала меньше уничижительных откликов. Так, петербургская газета «Новое время» признала, что спектакль по «Бесприданнице» произвёл на зрителей «сильное впечатление». Однако говорить об успехе не приходилось: критик того же издания, некто К., сетовал, что Островский потратил много сил на создание мало кому интересной истории о «глупенькой обольщённой девице»:

Жестоко ошибается тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновлённые старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия. Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой

Не пощадили критики и актёров, участвовавших в «Бесприданнице». Столичная газета «Биржевые ведомости» (1878, № 325) отметила, что Гликерия Федотова «совсем не поняла роли и играла плохо». Журналисту и писателю Пётру Боборыкину, опубликовавшему заметку в «Русских ведомостях» (1879, 23 марта), в работе актрисы запомнились лишь «рисовка и фальшь от первого шага до последнего слова». Актёр Ленский, по мнению Боборыкина, при создании образа слишком явный акцент сделал на белых перчатках, которые его герой Паратов надевал «без всякой надобности ежеминутно». Михаил Садовский, исполнивший на московской сцене роль Карандышева, представил, по словам обозревателя «Нового времени», «плохо задуманный тип чиновника-жениха».

В сентябре 1896 года пьесу, уже давно снятую из репертуара, взялся реанимировать Александринский театр. Роль Ларисы Огудаловой в исполнении Веры Комиссаржевской вначале вызвала знакомое раздражение рецензентов: они писали, что актриса «играла неровно, в последнем акте ударилась в мелодраматизм». Однако зрители поняли и приняли новую сценическую версию «Бесприданницы», в которой героиня была не между ухажёрами, а над ними; пьеса постепенно начала возвращаться в театры страны.

Постановки

  • 1932 - Драматический театр «Комедия» (бывший Театр Корша). Пост. Василия Сахновского и Елизаветы Телешёвой. Лариса - Вера Попова, Карандышев - Анатолий Кторов, Паратов - Николай Соснин, Огудалова - Надежда Борская, Кнуров - Семён Межинский, Вожеватов - Михаил Болдуман, Робинзон - Борис Петкер, Евфросинья Потаповна - Мария Блюменталь-Тамарина.
  • 1935 - Большой драматический театр. Пост. Сергея Морщихина, худ. Александр Самохвалов, комп. Михаил Чулаки.
  • 1936 - Ярославский театр. Пост. Аркадий Надеждов, худ. Николай Медовщиков. Лариса - Чудинова.
  • 1937 - Народный театр (София). Пост. Николая Массалитинова, худ. Миленков и Георгиев. Лариса - Петрана Герганова, Карандышев - Константин Кисимов, Паратов - Владимир Трандафилов.
  • 1939 - Театр им. М. Азизбекова (Баку). Пост. Шарифова, худ. Ефименко. Лариса - Кадри, Паратов - Афганлы, Кнуров - Алиев.
  • 1940 - Театр Революции. Пост. Юрия Завадского, худ. Владимир Дмитриев. Лариса - Мария Бабанова, Карандышев - Сергей Мартинсон, Паратов - Михаил Астангов, Кнуров - Осип Абдулов, Огудалова - Анна Богданова.
  • 1944 - Саратовский драматический театр им. Карла Маркса. Пост. Андрея Ефремова, худ. Константин Кисимов; Лариса - Валентина Соболева, Карандышев - Иван Слонов, Паратов - Муратов, Кнуров - Карганов, Робинзон - Петров.
  • 1944 - Театр им. К. А. Марджанишвили (Тбилиси). Пост. Таблиашвили, худ. Сумбаташвили. Лариса - Верико Анджапаридзе, Карандышев - Георгий Гоцирели, Паратов - Кабахидзе, Огудалова - Сесилия Такаишвили, Кнуров - Шалва Гамбашидзе.
  • 1944 - Театр им. Хамзы (Ташкент). Лариса - Ишантураева, Паратов - А. Ходжаев.
  • 1946 - Театр им. Г. Сундукяна (Ереван). Пост. Гургена Джанибекяна, худ. Локшин, Лариса - Розанна Вартанян, Паратов - Давид Малян, Огудалова - Ольга Гулазян, Робинзон - Авет Аветисян.
  • 1948 - Малый театр. Пост. Константина Зубова, реж. Лев Прозоровский и Борис Никольский, худ. Владимир Козлинский, муз. оформление С. М. Богучевского. Лариса - Констанция Роек, Карандышев - Александр Афанасьев, Паратов - Борис Телегин, Огудалова - Софья Фадеева, Кнуров - Владимир Владиславский, Робинзон - Николай Светловидов, Евфросинья Потаповна - Варвара Рыжова.
  • 1948 - Большой драматический театр. Пост. Ильи Шлепянова, худ. Владимир Дмитриев. Лариса - Нина Ольхина, Карандышев - Виталий Полицеймако, Паратов - Бруно Фрейндлих, Вожеватов - Павел Панков, Огудалова - Анна Никритина, Кнуров - Александр Лариков, Робинзон - Василий Софронов. Партия гитары - Сергей Сорокин.
  • 1948 - Латвийский театр драмы (Рига). Пост. Веры Балюна. Лариса - Велта Лине, Кнуров - Альфред Амтманис-Бриедитис.
  • 1948 - Театр им. А. Лахути (Сталинабад).
  • 1950 - Литовский театр драмы (Вильнюс).
  • 1951 - Киргизский театр драмы (Фрунзе). Лариса - Кыдыкеева, Карандышев - Саргалдаев, Кнуров - Рыскулов.
  • 1952 - Большой драматический театр. Возобновление постановки Ильи Шлепянова. Режиссёр возобновления Исай Зонне. Художник возобновления Илларион Белицкий.
  • 1953 - Башкирский театр драмы (Уфа). Реж. Брилль, худ. Калимуллин. Лариса - Бикбулатова.
  • 1953 - Театр им. К. С. Станиславского. Реж. Михаил Яншин, худ. Борис Волков. Лариса - Лилия Гриценко, Карандышев - Сергей Маркушев, Паратов - Борис Белоусов, Робинзон - Борис Лифанов.
  • 1953 - Театр «Повшехны» (Варшава).
  • 1954 - Народный театр (Пловдив).
  • 1973 - Одесский драматический театр. Пост. Матвея Ошеровского. Лариса - Светлана Пелиховская.
  • 1983 - Татарский государственный Академический театр имени Г.Камала (Казань). Реж. Марсель Салимжанов, худ. Рашит Газеев, муз. Фуат Абубакиров. Лариса - Алсу Гайнуллина, Огудалова - Халима Искандерова, Карандышев - Ринат Тазетдинов, Паратов - Наиль Дунаев, Кнуров - Шаукат Биктемиров, Вожеватов - Ильдус Ахметзянов, Робинзон - Равиль Шарафеев.
  • 1997(?) - Воронежский театр драмы. Пост. Анатолия Иванова, худ. Лариса и Михаил Курченко.
  • 2002 - Балтийский дом. Постановка Анатолия Праудина, художник Александр Мохов.
  • 2008 - Мастерская П. Фоменко. Постановка Петра Фоменко, художник Владимир Максимов.
  • 2012 - Театр на Васильевском (Санкт-Петербург). Постановка Дениса Хусниярова, художник Николай Слободяник, хореография Егор Дружинин.
  • 2012 - Малый театр
  • 2014 - Московский академический театр им. В. Маяковского. Постановка Льва Эренбурга, художник-постановщик Валерий Полуновский.

Художественные особенности

Литературовед Борис Костелянец, изучая историю «Бесприданницы», пришёл к выводу, что негативная реакция современников Островского была связана как с «новаторской природой самой пьесы», так и с теми непростыми взаимоотношениями, что сложились между драматургом и зрителями. Литературный критик Александр Скабичевский писал в середине 1870-х годов, что Островский относится к числу авторов, чьи произведения театральное сообщество всегда исследовало с особой скрупулёзностью. «Бесприданница» стала для Островского «пьесой-исканием»; она «как бы предвосхитила поэтику чеховской драмы». Те же самые упрёки в отсутствии динамики позже услышат от критиков и автор «Чайки», и Лев Толстой, вынесший на суд публики пьесу «Живой труп».

Главные герои

Лариса , входящая в галерею заметных женских образов литературы второй половины XIX века, стремится к самостоятельным поступкам; она ощущает себя личностью, способной принимать решения. Однако порывы молодой героини сталкиваются с циничной моралью общества, воспринимающего её как дорогую, изысканную вещь.

Девушку окружают четверо поклонников, каждый из которых пытается добиться её внимания. При этом, по мнению исследователя Владимира Лакшина, отнюдь не любовь движет Ларисиными ухажёрами. Так, Вожеватов не сильно сокрушается, когда жребий в виде брошенной монеты указывает на Кнурова. Тот, в свою очередь, готов ждать, пока в игру вступит Паратов, чтобы позже «взять реванш и увезти сломленную героиню в Париж». Карандышев также воспринимает Ларису как вещь; правда, в отличие от соперников, он не желает видеть возлюбленную чужой вещью. Простейшее объяснение всех бед героини, связанное с отсутствием приданого, разбивается темой одиночества, которую несёт в себе молодая Огудалова; её внутреннее сиротство столь велико, что девушка выглядит «несовместимой с миром».

Критики воспринимали Ларису как своеобразное «продолжение» Катерины из пьесы Островского «Гроза» (их объединяет пылкость и безоглядность чувств, приведшая к трагическому финалу); в то же время в ней обнаруживали черты других героинь русской литературы - речь идёт о некоторых тургеневских девушках, а также о Настасье Филипповне из «Идиота» и Анне Карениной из одноимённого романа:

Героинь Достоевского, Толстого и Островского сближают совершаемые ими неожиданные, нелогичные, опрометчивые поступки, диктуемые эмоциями: любовью, ненавистью, презрением, раскаянием. Михаил Садовский - первый исполнитель роли Карандышева в Москве

Карандышев , как и Лариса, беден. На фоне «хозяев жизни» - Кнурова, Вожеватова и Паратова - он выглядит как «маленький человек», которого можно безнаказанно унижать и оскорблять. то же время, в отличие от героини, Юлий Капитонович не жертва, а часть жестокого мира. Желая связать свою жизнь с Ларисой, он надеется рассчитаться с былыми обидчиками, продемонстрировать им своё моральное превосходство. Ещё до свадьбы он пытается диктовать невесте, как нужно вести себя в обществе; её ответный протест Карандышеву непонятен, углубиться в причины их разногласий он не может, потому что «слишком занят собой».

Проводя параллель между Карандышевым и «униженными» героями Достоевского, исследователи подчёркивают, что Юлий Капитонович бесконечно далёк от Макара Девушкина из романа «Бедные люди» и Мармеладова из романа «Преступление и наказание». Его «литературные братья» - герой повести «Записки из подполья» и Голядкин из «Двойника».

Выстрел Карандышева является действием сложным по своим мотивам и по своим результатам. Можно тут усмотреть всего лишь преступную акцию собственника и эгоиста, одержимого одной мыслью: не мне, так никому. Но можно видеть в выстреле и ответ на тайные мысли Ларисы - сложным путем они проникают в сознание Карандышева, единственного из четырёх мужчин, не желавшего передавать её в чьи-либо руки.

Образ города

Мария Савина - первая исполнительница роли Ларисы на петербургской сцене

Если судьба Ларисы во многом повторяет историю Катерины, перенесённой из середины XIX столетия в 1870-е годы, то Бряхимов - это развитие образа города Калинова из той же «Грозы». За два десятилетия, отделяющих одну пьесу Островского от другой, основные типы горожан изменились: если прежде в глубинке главенствовал купец-самодур Дикой, то теперь ему на смену пришёл облачённый в европейский костюм «делец новой формации» Кнуров. Вытравляющая вокруг себя всё живое Кабаниха также стала персонажем уходящей эпохи - она уступила своё место «торгующей дочерьми» Харите Игнатьевне Огудаловой. Пасующий перед жизненными реалиями племянник Дикого Борис, согласно веяниям времени, обернулся блестящим барином Паратовым.

При этом темп городской жизни не изменился. Быт в Бряхимове подчинён привычным ритуалам - каждый день обедня, вечерня и долгие чаепития возле самоваров. Затем, по словам буфетчика Гаврилы, город накрывает ощущение «первой тоски», которая снимается долгими прогулками - так, Кнуров «каждое утро бульвар-то меряет взад и вперёд, точно по обещанию».

Всех героев пьесы связывает «общий интерес»: им невыносимо в этом городе. Даже молчаливость Кнурова - свидетельство «конфликтного положения», в которое он вступил с ненавистным Бряхимовым. А Вожеватов? Он тоже в «конфликте с бряхимовской скукой». Ларису гнетёт не только обстановка в её доме, но «вся атмосфера Бряхимова».

Имена и фамилии персонажей

Борис Костелянец убеждён, что Островский вкладывал в имена и фамилии своих героев особый смысл. Так, Кнуров, согласно авторским ремаркам, - «человек с громадным состоянием». Фамилия персонажа усиливает ощущение мощи, идущей от «крупного дельца»: «кнур» (по Далю)- это боров, кабан. Паратов, которого драматург характеризует как «блестящего барина», также не случайно обрёл свою фамилию на страницах пьесы: «паратыми» называли особо стремительную, неудержимую породу собак.

Харита Игнатьевна, умеющая при необходимости и обмануть, и подольститься, носит фамилию «Огудалова», в основе которой глагол «огудать», означающий «оплести», «облапошить».

Экранизации

  • Первая экранизация «Бесприданницы» состоялась в 1912 году - фильм был снят режиссёром Каем Ганзеном, роль Ларисы Огудаловой исполнила Вера Пашенная. К числу наиболее известных киноверсий произведения относится фильм Якова Протазанова, вышедший на экраны в 1936 году.
Лариса в фильме не наделена чертами трагедийной обречённости. <…> соответствии с замыслом Островского, Лариса представлена режиссёром фильма жизнерадостной, до последней минуты тянущейся к жизни всеми силами своей чувствительной натуры. Чтобы показать такую именно Ларису, авторы фильма раскрывают жизнь её задолго, за целый год до тех событий, с которых начинается пьеса и которые продолжаются всего лишь двадцать четыре часа.
  • Экранизация Эльдара Рязанова «Жестокий романс», осуществлённая в 1984 году, вызвала разноречивые оценки критиков. Стремясь защитить режиссёра, Нина Алисова - исполнительница роли Ларисы в протазановской ленте - напомнила со страниц «Литературной газеты», что «пьесы Островского безграничны, и каждый художник вправе ставить его по-своему».

Примечания

  1. 1 2 Александр Островский. Пьесы. - М.: Олма-Пресс Образование, 2003. - С. 30-31. - 830 с. - ISBN 5-94849-338-5.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Костелянец, 2007
  3. 1 2 3 4 Эльдар Рязанов. Неподведённые итоги. - М.: Вагриус, 2002. - С. 447.
  4. 1 2 Драматургия, 2000, с. 215
  5. // Русские ведомости. - 1878. - № 12 ноября.
  6. 1 2 Эльдар Рязанов. Неподведённые итоги. - М.: Вагриус, 2002. - С. 446.
  7. 1 2 3 Владимир Лакшин. Театральное эхо. - М.: Время, 2013. - 512 с. - ISBN 978-5-9691-0871-4.
  8. Лотман Л. М. Островский и. - М.: Наука, 1991. - Т. 7. - С. 71.
  9. Драматургия, 2000, с. 228
  10. 1 2 Драматургия, 2000, с. 229
  11. Державин К. Н. Островский. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1956. - Т. 8. - С. 469.
  12. Исакова И. Н. Собственные имена в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница». Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». Проверено 30 апреля 2015.
  13. Бесприданница. Энциклопедия отечественного кино. Проверено 30 апреля 2015.
  14. Эльдар Рязанов. Неподведённые итоги. - М.: Вагриус, 2002. - С. 451.

Литература

  • Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории. - М.: Совпадение, 2007. - 502 с. - (Theatrum Mundi). - ISBN 978-5-903060-15-3.
  • Островский А. Н. Драматургия. - М.: Астрель, 2000. - ISBN 5-271-00300-6.

бесприданница аудиокниги, бесприданница аудиокниги, бесприданница видео монолог видео, бесприданница видео монолог видео, бесприданница и жестокий романс, бесприданница и жестокий романс, бесприданница картина, бесприданница картина, бесприданница краткое содержание, бесприданница краткое содержание, бесприданница островский, бесприданница островский, бесприданница смотреть, бесприданница смотреть, бесприданница фильм, бесприданница фильм, бесприданница читать, бесприданница читать, бесприданница эльдар рязанов, бесприданница эльдар рязанов

Бесприданница Информацию О

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Меню статьи:

Пьеса Александра Островского «Бесприданница», созданная автором в 1874 – 1878 годах, – яркое повествование, касающееся проблемы «маленького человека». Её действующие лица, в основном, люди, для которых превыше всего стоит земное богатство, и только дочь Огудаловой Лариса пытается противостать общепринятым нормам поведения и мыслит иначе. Ознакомившись с главными героями и описав краткое содержание, можно глубже понять то, что хотел сказать автор в своем произведении.

Главные герои пьесы

Лариса – главное действующее лицо, девушка из небогатой семьи, желающая выйти замуж. Преданная богатым барином Паратовым, она соглашается на брак с Карандышевым, человеком ревнивым и неумным, хотя совсем его не любит. Это, в конце концов, приводит к трагедии.

Харита Игнатьевна Огудалова – вдова, мать Ларисы, женщина властная, которой девушка с детства привыкла подчиняться.

Юлий Капитонович Карандышев – жених Ларисы, эгоистичный, ревнивый и мстительный человек. Чтобы отстоять свою правоту, хватается за оружие. Производит очень неприятное впечатление.

Сергей Сергеевич Паратов – богатый барин, бывший возлюбленный Ларисы. Предпочел ей невесту с большим состоянием.

Василий Данилыч Вожеватов – друг детства Ларисы, богатый юноша.

Мокий Парменыч Кнуров – пожилой человек, в руках которого – огромное состояние. Дает советы матери Ларисы по поводу женитьбы дочери на Карандышеве.

Действие первое: Карандышев – жених Ларисы

Большой город Бряхимов, на Волге. По одну сторону входа в кофейную находится бульвар, по другую – деревья, в глубине – низкая чугунная решетка, за которой открывается вид на Волгу.

Явление первое
На площадке перед кофейной ведут диалог Гаврило – буфетчик и Иван – слуга. Они рассуждают о жизни, о своеобразии поведения богатых, в частности Мокия Парменыча Кнурова, человека в летах, обладающего огромным состоянием и Василия Даниловича Вожеватова, юноши, представителя богатой торговой фирмы.

Явление второе
В кофейню заходят Вожеватов и Кнуров, которые беседуют друг с другом, к разговору иногда подключаются Гаврило и Иван. Сначала речь идет о покупке парохода, затем, собираясь пить шампанское и чай, рассуждают об этих напитках и постепенно переходят к теме, касающейся замужества Ларисы Дмитриевны, дочери Хариты Игнатьевны Огудаловой. Все присутствующие в кофейне считают, что жених – Юлий Капитоныч Карандышев – совершенно не пара девушке.

Конечно, были те, кто сватался к ней раньше, но ни один не удержался. Например, девушка сильно унывала, когда в прошлом году Сергей Сергеевич Пиратов «месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда».

А Карандышев, по утверждению Вожеватова и Кнурова, ведет себя странно.

Явление третье
Среди присутствующих появляются Огудалова Харита Игнатьевна и её дочь Лариса. Мать девушки соглашается выпить чашечку чая. Карандышев приглашает Василия Даниловича и Мокия Парменыча на обед, но последний соглашается только тогда, когда узнает, что на самом деле предложение исходит от Огудаловой, и обед устраивают для Ларисы.

Вдруг Иван говорит, что подходит корабль под названием «Ласточка», но ни Кнуров, ни Вожеватов не желают спуститься к пристани. Огудалова, подойдя к Кнурову, сообщает ему, что, во-первых, свадьба требует многих расходов, а во-вторых, у её Ларисы завтра день рождения, и она не знает, что подарить. Мокий Парменыч понимает намек, обещает зайти. Наконец, Харита Игнатьевна, Кнуров и Вожеватов покидают сцену.

Явление четвертое
Лариса любуется видом на Волгу и вдруг обращается к Карандышеву с просьбой уехать в деревню. Однако, в женихе взыграла ревность, и он задает вопрос: о чем она говорила с Вожеватовым, да еще и называла его просто по имени – Васей. Карандышева не интересуют оправдания Ларисы, что она знакома с Василием Данилычем с детства, что у них ничего плохого не было. Но Юлий Капитонович заявляет, что нужно бросать старые привычки. И попрекает невесту прошлым, говоря, что у них был в доме «цыганский табор». Девушка возражает, что не по своей воле это происходило, так нужно было маменьке. Она изо всех сил пытается полюбить своего жениха, и открыто ему в этом признается, желая поддержки. Карандышев вдруг понимает, что обидел любимую девушку и сконфуженно произносит: «…Это я сказал так…» Лариса просит его быть осторожнее в словах, потому что она очень впечатлительная и ранимая. Девушка боится осуждать даже Сергея Сергеевича, хотя по всему видно, что этот человек в прошлом поступил с ней нехорошо, – и пытается пресечь вопросы, которые по этому поводу задает Карандышев. Но жених не унимается. Тогда Лариса открыто признается: Сергей Сергеевич лучше него. И приводит в пример историю о том, как однажды они с кавказским офицером стреляли из пистолетов – сначала офицер по стакану, который Сергей Сергеевич держал на голове. И выбил его, но побледнел. «Я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего – и не побледнею» – заявил Паратов. И выбил монету, вложенную в руку Ларисы.

Карандышев скрепя сердце согласен признать некоторые достоинства Сергея Сергеевича, ведь, кроме всего, Лариса рассказала, что он помогал бедным, но продолжает ревновать невесту. Однако, она честно говорит, что не любит и никогда не полюбит Юлия Капитоныча, а чувства продолжает испытывать только к Сергею Сергеевичу. Раздается выстрел из пушки в честь Паратова. Нервничая, Лариса собирается домой.


Явление пятое
Иван и Гаврило радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Господа – Паратов с Робинзоном, своим другом, Вожеватов и Кнуров – заходят в кофейную. Иван пытается всячески угодить Сергею Сергеевичу.

Явление шестое
За свою услужливость слуга получает от Паратова рубль. Сергей Сергеевич сообщает, что продал баржи, затем представляет Кнурову и Вожеватову своего друга, актера Аркадия Счастливцева, которого называет Робинзоном, и не без причины. Оказывается, он великодушно подобран на острове, где очутился со своим другом, купеческим сыном: их высадили за непристойное поведение. Теперь артист находится в полном подчинении у Паратова.

Явление седьмое
Робинзон недоволен тем, что Вожеватов обращается к нему на «ты», но узнав о том, что он богат, смиряется и говорит: «Вот это в моем вкусе». А затем предлагает дружбу Василию Данилычу.

Сергей Сергеевич приглашает друзей на обед, но и Вожеватов, и Кнуров вынуждены отказаться, потому что их позвали в дом Ларисы, которая выходит замуж. Узнав эту новость, Паратов падает духом, но делает вид, что искренне рад за бывшую возлюбленную. Что касается обеда, беседующие уверены: на него будет приглашен и Сергей Сергеевич.



Действие второе: отношение окружающих к замужеству девушки

Явление первое

Действие происходит в доме Огудаловой. Мать Ларисы находится в хорошо обставленной комнате с мебелью и фортепиано, на котором лежит гитара. Она держит в руках коробочку и зовет дочку, чтобы показать подарок от Васи. Лариса переодевается, поэтому говорит: «Позже посмотрю». Вдруг в комнату заходит Кнуров.

Явление второе
Огудалова очень обрадована неожиданному визиту Кнурова, не знает, куда его посадить. Они начинают беседовать, и главная тема разговора – замужество Ларисы. Мокий Парменыч убежден в том, что мать Ларисы в корне неправа, выдавая дочь за человека бедного. Лариса, по мнению Кнурова, создана для блеску, а Карандышев не способен обеспечить достойное существование. Он советует в этом случае опереться на сильное плечо богатого человека.

Затем Мокий Парменыч задает Огудаловой вопрос по поводу коробочки, которую она держит в руках.

– Это я хотела дочери подарок сделать – отвечает мама Ларисы. Кнуров советует обеспечить девушку, в первую очередь, хорошим гардеробом и обещает оплатить все покупки. После этого он уходит.

Явление третье
Появляется Лариса, которая, кажется, не разделяет восторг матери по поводу подарка Василия. Огудалова предлагает поблагодарить и Вожеватова, и Кнурова, хотя Лариса не догадывается о том, что Мокий Парменыч хочет для нее сделать. Главное желание Ларисы, о котором она говорит маме – пока не прошло лето, вырваться из города в село, гулять по лесу, собирая ягоды и грибы… «До деревни ли ему?» – возражает Огудалова, зная характер Карандышева.

Явление четвертое
Входит Илья-цыган. Лариса просит его наладить гитару. Илья сожалеет, что у них в цыганском хоре много басов, но только один тенор, Антон, но он теперь заболел. Вдруг сообщают, что приехал барин, и обрадованный цыган поспешно уходит.

Явление пятое, шестое
Ларисе надоело унижаться, и она говорит об этом матери. Когда заходит Карандышев, Огудалова сообщает ему, что Лариса очень хочет уехать из города. Однако, жениху абсолютно не понятно, куда она торопится и зачем. Юлий Капитонович уверяет, что они обязательно будут жить в деревне, но только после того, как станут мужем и женой.

Лариса, желающая, чтобы свадьба была скромной и слышащая возражения и от матери, и от Карандышева, сокрушается, говоря, что все играются с ней, как с куклой.

Юлий Капитонович осуждает нравы горожан. Ему непонятно, что все люди радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Испугавшаяся Лариса, узнав, что это не кто иной как Паратов, и сейчас он приближается к их дому, снова начинает уговаривать Юлия Капитоновича уехать в деревню. Она желает исчезнуть, спрятаться от бывшего жениха.

Явление седьмое
Паратов заходит в дом и подает ручку Огудаловой. Они обнимаются и целуются. Харита Игнатьевна делает вид, что несказанно рада визиту Сергея Сергеевича. Барин сообщает, что намерен выгодно жениться, но ни за что не хочет сообщить, кто его избранница. Затем он желает увидеть Ларису Дмитриевну. Огудалова зовет дочь.

Явление восьмое
Лариса и Сергей Сергеевич остаются наедине. Между ними происходит диалог, в котором Лариса упрекает Паратова, что раньше его ждала, но уже устала. Сергей Сергеевич, в свою очередь, тоже предъявляет претензии девушке, говоря, что она многое потеряла в его глазах. Главная героиня возражает, что выходит замуж не по своей воле. Паратов догадывается, что Лариса все еще любит его, но так сложились обстоятельства. Кроме того, девушка утверждает, что Карандышев питает к ней искренние чувства.

Явление девятое
Огудалова знакомит Карандышева и Паратова. И тот, и другой вроде бы вежливо говорят друг с другом, но в речи сквозит плохо скрываемая ревность. Атмосфера постепенно накаляется. Огудалова пытается примирить господ, каждый из которых испытывает неприязнь к другому. Следуя правилам этикета, Карандышев, по совету Хариты Игнатьевны, приглашает Паратова на обед. Тот холодным тоном произносит, что согласен.

Явление десятое
В комнату неожиданно входит Вожеватов, который спрашивает разрешения у Ларисы и Огудаловой впустить Робинзона. Василий сильно командует Аркадием, и это сразу бросается в глаза. Карандышев приглашает друга Василия на обед.

Явление одиннадцатое
Вожеватов спрашивает у Паратова, понравился ли ему жених Ларисы и получает отрицательный ответ: «кому он может нравиться». Сергей Сергеевич придумывает план, как посмеяться над Карандышевым.



Действие третье: Лариса сбегает с Паратовым, бывшим возлюбленным

Явление первое
Действие происходит в комнате Карандышева, обставленной без вкуса. Ковер на одной стене, оружие – на другой. Появляется еще одно действующее лицо – тетя Карандышева, Евросинья Потаповна, женщина властная и жадная. Иван просит у нее лимонов к чаю, она проявляет недовольство и дает вместо этого клюквенный морс.

Явление второе
Во время обеда у Карандышева Лариса сгорает от стыда. Но Юлий Капитонович будто бы ничего не замечает, кроме того, его стараются специально подпаивать, чтобы посмеяться. Девушка болезненно переживает такой позор.

Явление третье
Заходит Евдокия Потаповна, спрашивая, закончился ли обед. Она упрекает, что напрасно переводят купленные дорогие продукты. Лариса остро ощущает удушливую атмосферу происходящего вокруг и снова хочет бежать. Ефросинья Потаповна уходит считать серебро.

Явление четвертое
Кнуров собирается идти кушать в клуб, потому что после так называемого обеда у Карандышева остался голодным. Такое, по его словам, происходит впервые. Присутствующие делают вывод, что Юлий Капитонович глупец. Но Паратов раскрывает замысел: Карандышева специально напоили, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. А вот Робинзону, которого тоже хорошо угощали вином, вроде бы все нипочем.

Явление пятое
Робинзону после такого бурного возлияния становится плохо. Он говорит, что отравился каким-то непонятным вином. Паратов обещает его вылечить.

Явление шестое
Робинзон рассматривает комнату Карандышева и спрашивает по поводу оружия, которое висит на стене. Оно, оказывается, турецкое. Юлий Капитонович снимает со стены пистолет, но Паратов говорит, что он все равно не выстрелит, даже если сейчас применить в действие. Карандышев возражает. Затем речь заходит о качественных и некачественных сигарах.

Явление седьмое
Огудалова упрекает Карандышева за нетрезвый вид, но он сам себя пьяным отнюдь не считает. Паратов предлагает Юлию Капитонычу выпить с ним на брудершафт. Тот соглашается и велит Ивану принести коньяк. Робинзон оживляется, когда слышит, что у хозяина дома есть такой напиток, с которым он умеет обращаться.

Явление восьмое
Робинзон заявляет, что пьянкой Карандышева они добили: он начал, а Сергей Сергеевич докончит.

Явление девятое
Появившийся Илья-цыган предлагает поехать с ними, все готовы и ожидают на бульваре. Паратов, Кнуров и Вожеватов соглашаются, но Робинзона на прогулку брать совсем не хотят. Вожеватов придумывает способ, как отделаться от навязчивого попутчика.

Явление десятое
Вожеватов, чтобы избавиться от Робинзона, притворяется, что он едет в Париж и берет Аркадия с собой, только по дороге предлагает заехать к нему домой, чтобы тот отдохнул перед дорогой. Хитрый план удается.

Явление одиннадцатое
Появляется Лариса. Ей нездоровилось – так она объясняет причину, по которой не была с гостями. Паратов сообщает девушке, что они с Карандышевым пили на брудершафт. Сергей Сергеевич зовет Илью в их общество, объясняя это тем, что он его друг. Ларису просят спеть что-нибудь, но она поначалу отказывается, а потом соглашается – противясь Карандышеву, пытающемуся запретить будущей, как он считает, жене. Вместе с Ильей и Робинзоном, который подключился во втором куплете, они поют «Не искушай меня». Паратов и Вожеватов в восторге от голоса Ларисы.

Карандышев теперь просит шампанского, но Ефросинья Потаповна наотрез отказывается подавать напиток. Наконец, все расходятся. Лариса остается с Сергеем Сергеевичем.

Явление двенадцатое
Паратов корит себя за то, что в прошлом потерял такое сокровище, как Лариса. Он предлагает девушке ехать с ним на Волгу кататься на катерах – и получает согласие.

Явление тринадцатое
Все радуются, что в их компании будет Лариса. В её адрес поют дифирамбы, Карандышев заявляет, что гордится своей невестой. Наконец, собираются ехать. Девушка прощается с мамой.

Явление четырнадцатое
Карандышев сильно расстроен бегством невесты. Он не подозревал, что Лариса уедет на Волгу без предупреждения и требует у Огудаловой отчитаться, где её дочь. Не получая ответа, в порыве лютой злобы Юлий Капитоныч хватает пистолет и убегает. Харита Игнатьевна говорит Ивану, чтобы остановил его.

Действие четвертое: Карандышев стреляет в невесту

Явление первое
Робинзон предлагает Ивану играть с ним, однако, денег у него нет. На такие условия слуга не соглашается. Аркадий узнает, что Карандышев сильно возмутился, когда гости уехали с Ларисой и погнался за ними с пистолетом. Он гадает – не его ли хотел убить взбалмошный Юлий Капитоныч.

Явление второе
Появившийся Карандышев требует у Робинзона ответа на вопрос где все «товарищи». Аркадий предлагает ему ждать всех на пристани. Разгневанный Юлий Капитонович уходит.

Явление третье и четвертое
Гаврило и Иван переговариваются между собой, предполагая, что все уже приехали. Заходят Илья с цыганами. Гаврило предлагает им выпить чаю.

Явление пятое
Кнуров и Вожеватов рассуждают о том, что у Ларисы незавидное положение. Бедная девушка снова поверила человеку, уже один раз обманувшему её. А он обручен с очень богатой невестой, и вряд ли у них что-то получится.

Явление шестое
Робинзон и Вожеватов разговаривают между собой. Выясняется, что, когда Василий предлагал Аркадию поездку в Париж, речь шла не о столице Франции, а трактире на площади. Подходит Кнуров, который хочет что-то сообщить Василию Данилычу. Он предлагает Вожеватову спасти Ларису от произвола Карандышева и увезти её в Париж (настоящий).

Явление седьмое
Паратов спрашивает у Робинзона, скоро ли тот едет в Париж. Аркадий отвечает, что уже не доверяет купцам, а вот с ним бы в такое путешествие отправился. Лариса задает вопрос Паратову, серьезные ли у него намерения по поводу женитьбы, но Сергей Сергеевич предлагает ей сначала ехать домой. Девушка очень боится и предпочитает совсем не являться в родные пенаты, говоря, что с Карандышевым как с женихом покончено. Единственный, за кого она хочет выйти замуж, – это Сергей Сергеевич. Однако, Паратов снова предает её, сказав, что произнес неосторожную фразу «я твой» всего лишь в порыве нахлынувших чувств.

Явление восьмое
Робинзон сообщает Паратову, что Карандышев ходил возле кофейной с пистолетом, однако Сергей Сергеевич строго приказывает ему запрячь коляску и отвезти Ларису Дмитриевну домой. Вожеватов тоже предает отчаявшуюся девушку, которая слезно просит друга детства пожалеть её, научить, что делать в такой ситуации. Кнуров предлагает ей ехать в Париж, но расстроенная Лариса молчит.

Явление девятое
У Ларисы кружится голова. Она думает, не броситься ли в Волгу, но затем оставляет эти мысли, потому что боится. Однако, преданная всеми девушка хочет умереть – даже от того, что заболеет.

Явление десятое
Карандышев ищет Ларису. Он хочет, во-первых, отомстить её обидчикам, а во-вторых, если будет нужно, наказать невесту за бегство. «Вот она!» – восклицает Робинзон, увидев девушку. Юлий Капитонович приказывает оставить их одних.

Явление одиннадцатое
Лариса откровенно признается, что Карандышев ей противен. Но он желает во что бы то ни стало отомстить за оскорбление, нанесенное девушке, подмечая, что богатые господа играются с ней, словно с вещью. «Если я вещь, то очень дорогая» – утверждает девушка и просит позвать Кнурова. Лариса умоляет Юлия Капитоновича уйти, но он ни за что не хочет отступить, даже согласен немедленно уехать с ней из города. Однако, девушка непреклонна! Она ни в коем случае не хочет принадлежать Юлию Капитонычу. Отчаявшийся «жених» со словами «так не доставайся же ты никому» стреляет в Ларису из пистолета.

Явление двенадцатое
Лариса умирает. За сценой поет цыганский хор. Девушка, кажется, даже рада такой развязке. Она говорит, что всех любит и прощает. Голос её постепенно слабеет.

Год написания:

1878

Время прочтения:

Описание произведения:

Пьеса Бесприданница была написана Александром Островским в 1878 году. Интересно, что пьеса Бесприданница - это его сороковое произведение, которому Островский посвятил около четырех лет труда, тем самым отточив все детали произведения и создав шедевр.

Сам Островский сказал такие слова: "Эта пьеса начинает новый сорт моих произведений".

Читайте ниже краткое содержание пьесы Бесприданница.

Большой вымышленный город на Волге - Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев - давний и неудачливый поклонник - «и тут как тут». Вожеватов сообщает, что ждёт Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызывает радостное оживление владельца кофейни. К пристани поскакала лучшая в городе четверня с хозяином на козлах и цыганами в парадной одежде.

Появляются Огудаловы с Карандышевым. Огудалову угощают чаем, Карандышев важничает и, как равный, обращается к Кнурову с приглашением на обед. Огудалова поясняет, что обед в честь Ларисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев выговаривает Ларисе за фамильярность с Вожеватовым, несколько раз осудительно упоминает дом Огудаловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Паратове, к которому Карандышев относится с завистливым недоброжелательством, а Лариса - с восторгом. Она возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич - идеал мужчины». Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба - в честь приезда Паратова. Лариса с женихом уходят.

Появляется Паратов в сопровождении провинциального актёра Аркадия Счастливцева, которого Паратов зовёт Робинзоном, поскольку снял его с необитаемого острова, куда Робинзона высадили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отвечает: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. <…> найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сообщает, что женится на невесте с золотыми приисками, приехал проститься с холостяцкой волей. Паратов приглашает на мужской пикник за Волгу, делает ресторатору богатый заказ и зовёт пока к себе отобедать. Кнуров и Вожеватов с сожалением отказываются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие происходит в доме Огудаловых, главная примета гостиной - рояль с гитарой на нем. Приезжает Кнуров и упрекает Огудалову, что она отдаёт Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской жизни и, вероятно, вернётся к матери. Тогда им потребуется солидный и богатый «друг» и предлагает себя в такие «друзья». После этого он просит Огудалову, не скупясь, заказать Ларисе приданое и подвенечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появляется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огудалова рисует деревенскую жизнь в мрачных красках. Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовёт его наладить гитару. Илья рассказывает, что барин приезжает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента. Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «повеличаться» (выражение Огудаловой) Ларисой, удовлетворить своё самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свёл с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздражённо бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Испуганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огудалова ласково и фамильярно принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым. Огудалова зовёт Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Самолюбие Паратова удовлетворено. Огудалова знакомит его с Карандышевым, между ними происходит ссора, поскольку Паратов стремится задеть и унизить жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. Появляется Вожеватов в сопровождении Робинзона, выдаваемого за англичанина, и знакомит его с присутствующими, в том числе и с Паратовым, который сам недавно уступил ему Робинзона. Вожеватов и Паратов сговариваются повеселиться на обеде у Карандышева.

Третье действие - в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тётка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда. Появляется Лариса с матерью. Они обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым своего положения. Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним. После ухода женщин появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Карандышева. Появляется Карандышев, который важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берётся её уговорить. Появившуюся Ларису просят спеть, но Карандышев пытается ей запретить, тогда Лариса поёт «Не искушай». Гости в восторге, Карандышев, собираясь сказать давно заготовленный тост, уходит за шампанским, остальные оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что ещё несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса соглашается поехать на пикник в надежде вернуть Паратова. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышева посылают ещё за вином. Вернувшись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, понимает, наконец, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвёртое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Карандышева с пистолетом. Тот появляется и расспрашивает Робинзона, где его товарищи. Робинзон отделывается от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Карандышев уходит. Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов, полагающие, что «драма начинается». Оба понимают, что Паратов дал Ларисе серьёзные обещания, которые не намерен выполнять, а потому она скомпрометирована и положение её безвыходное. Теперь может осуществиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпадает Кнурову, и Вожеватов даёт слово устраниться.

Появляется Лариса с Паратовым. Паратов благодарит Ларису за удовольствие, но она хочет услышать, что теперь стала его женой. Паратов отвечает, что не может порвать с богатой невестой из-за страстного увлечения Ларисой, и поручает Робинзону отвезти её домой. Лариса отказывается. Появляются Вожеватов и Кнуров, Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот решительно уклоняется, оставляя её с Кнуровым, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её подумать. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь...» Появляется Карандышев, Лариса пытается прогнать его, говорит о своём презрении. Он упрекает её, рассказывает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали её в орлянку, как вещь. Лариса потрясена и, подхватывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Карандышев пытается её остановить, кричит, что прощает её и увезёт из города, но Лариса отвергает это предложение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбешённый и униженный Карандышев стреляет в неё. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладёт револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыганское пение. Паратов кричит: «Велите замолчать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыганский хор со словами: «...вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

Вы прочитали краткое содержание повести Бесприданница. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Сочинение

Персонажи “Бесприданницы” - представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые формируют установки, жизненные программы, поведение человека и обостряют проблемы личностной культуры. А. Н. Островский изображает и оценивает эти перемены с точки зрения христианской нравственности, защищая душу, любовь, красоту, единение людей как вечную правду, вечные блага человеческого существования. По словам А. И. Журавлевой, “основой всей деятельности Островского было безусловно твердое нравственное отношение к искусству как делу просвещения и наставления на путь добра, но не с позиции Учителя и Пророка, а средствами художника - через показ житейских ситуаций и возникающих в них нравственных коллизий” .

Мы ставим своей задачей сначала выявить установки персонажей “Бесприданницы”. Речь пойдет об этикете, о жестах, игровых и смеховых формах созидания характеров персонажей.

Установки в действиях тех из них, кто окружает Ларису Огудалову, едины в своей исходной точке. Каждый исполнен самолюбивых амбиций, жажды “повеличаться”, покрасоваться в избранном обществе. Соблазнительна сама мысль стать “притчей на устах у всех”. Сфера ценностей, признаваемых этим кругом общества, объемно выражена в словах Кнурова о Карандышеве: “Пожалуй, со своей точки зрения, он не глуп. Что он такое? Кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество”. Подняться на более высокую, а значит, и более заметную ступеньку, удержаться на ней - едва ли не единственная цель “героев” “Бесприданницы”. Для того чтобы “состояться” в обществе, все настойчиво ищут подобающий внешний облик.

Персонажи, озабоченные своим престижем, - Кнуров, Вожеватов, Огудалова, Паратов, Карандышев - неизменно следуют неким правилам поведения, назовем их этикетом, который, однако, никем и ничем не предначертан - не является жестко предписанным, но тщательное соблюдение его негласных установок имеет особое значение в городе Бряхимове.

Наиболее яркая фигура в этом отношении - Кнуров. Для него соблюдение этикета - знак причастности к высокому слою общества; ему важно убедить бряхимовцев в своем абсолютном превосходстве, удержать “престол”. Эмоциональная атмосфера поведения Кнурова - напряженность и беспокойство. Если дворянский этикет осуществлялся органично и ненапряженно, то купцы пытаются соблюдать этикетные правила с некоторой долей беспокойства и тревоги, заботясь дополнительно о том, чтобы возвеличить себя в глазах общества. (Любопытно, как преображается “этикет”, будучи заимствован купцами: розыгрыш Ларисы в “орлянку”- это своего рода перелицовка дворянской дуэли, а “честное купеческое слово” Вожеватова - дурной двойник “слова чести” дворянина.)

Итак, Кнурову нужна маска сдержанности и отчужденности, недосягаемости и могущества - все, что заставило бы окружающих почтительно считаться с ним. Но его осмотрительность и осторожность, постоянная оглядка на чужое мнение и т. п. обретают в глазах драматурга комический оттенок. Смешно и то, что этикет соблюдается перед людьми, открыто презираемыми. Выразительны в своем постоянстве реплики Кнурова: “люди посмотрят, скажут”, “много у них всякого сброда бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут”. Подобные детали готовят читателя и зрителя к смеховому восприятию первого вопроса Кнурова в разговоре с Огудаловой - он задан почти анекдотично, без обиняков, “в дверях”: “У вас никого нет?”.

Персонажи, утверждая себя посредством этикета, стремятся дать понять другим, кто они такие, и подчеркивают при этом различия социального статуса окружающих. В связи с этим вспоминаются “Мертвые души” Гоголя: “Надобно сказать, что у нас на Руси, если и не угнались еще кое в чем за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… У нас не то, у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть выходи до миллиона, все найдутся оттенки”.

Сцена приглашения на обед представляет и Кнурова, и Вожеватова, и Огудалову, и Карандышева виртуозами этикетности, выявляющей социально-иерархические дистанции. Здесь неожиданно соседствуют контрастные варианты обхождения. Кнуров солидно неразговорчив в общении с Огудаловой и как бы не замечает Карандышева. Под стать Мокию Парменычу и Вожеватов, позволяющий небрежно-распорядительный тон с Огудаловой и едкую насмешливость в обращении с Карандышевым. Огудалова свободно переходит от фамильярной манеры говорить с Васей к льстивым заискиваниям перед Кнуровым. И Карандышеву знакомы тонкости обхождения: к Вожеватову он обращается небрежно, а к Кнурову - почтительно-боязливо. Многочисленных оттенков и в самом деле не сосчитать. Каждый демонстрирует свое искусство обхождения. При этом “все себя любят”, как скажет Лариса. Этикетное поведение, служащее самоутверждению в земном бытии, лишено одухотворяющего начала и потому воплощает ложную иерархию ценностей.

Резонерство персонажей “Бесприданницы” выглядит неорганичным, подобно моралистическим маскам героев “Недоросля” Фонвизина. Перекличка резонеров “Бесприданницы” и пьес классицизма имеет пародийно-комический характер. Если герои трагедий и комедий XVIII в. носят маски проповедников новой морали, то персонажи “Бесприданницы” строят из себя “идолов” мещанской среды. Это резонерство предстает искусственным и смешным потому, что не имеет под собой какой-либо нравственной основы. Они возводят амбицию, позерство, ложь в ранг серьезного и высокого принципа. Герои Островского любуются собой в формах резонерства.

Паратов и Карандышев объединены автором в их лицедействе, направленном на импозантное и красивое самоутверждение: каждый обдуманно создает свой внешний облик, чтобы выделиться на общем фоне и поразить город. Стихия поведения Паратова - бесшабашность, безудержный разгул, чарующий бряхимовцев, в том числе и Ларису. Карандышев тоже поначалу без осуждения отмечает радостное оживление в городе по приезде “блестящего барина”. Но драматург проницательнее своих героев, он не склонен обольщаться “широкой натурой” Паратова. Островский взывает к трезвой и вместе с тем ироничной оценке поведения героя как самопредставления, как “спектакля”. Вспомним: Паратова ждут в Бряхимове, но он задерживается, чтобы произвести шум и эффект.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница»