Геннадий Викторович Попов (1940-) – один из ведущих в стране специалистов, исследователей и популяризаторов древнерусского искусства, искусствовед, доктор искусствоведения, профессор. Директор Центрального музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

Предки Геннадия Викторовича имели непосредственное отношение к церкви. Один из них был расстрелян в 1919 году в Астрахани в должности архиепископа. Другой, родной дед, приходской священник, был взят в 1925 году в Гдовской губернии в Белоруссии.

Свое военное детство Попов провёл в эвакуации в Нижнем Новгороде.

Семья несколько раз переезжала. Сначала, жили в Электростали, потом переехали на московскую окраину, ближе к Коломенскому, а потом на улицу Кооперативная. В послевоенный период, в 50-х гг. учился в общеобразовательной школе № 23 – базовой при Пединституте.

В восьмом классе пошёл учиться в художественную школу «на Чудовке». Родители не позволили продолжать образование в этой области «отправили поступать в архитекторы». Завалив экзамен в Архитектурный институт Геннадий Викторович пришёл в центральные научно-реставрационные мастерские, размещавшиеся в Андрониковом монастыре. Впервые посетив это место в августе 1957 года, в 17 лет, сразу после школы. С сентября пришёл сюда работать.

В 1958 году поступил на отделение истории искусств МГУ – проучился там полтора года, понял, что будет заниматься древнерусским искусством, и пошёл в Музей Рублёва.

Начав свой профессиональный путь в Музее имени Андрея Рублева в 1960 г. в должности научного сотрудника, Г.В. Попов стал крупнейшим ученым. Возглавив Музей в 1994 году, превратил его в один из важнейших исследовательских центров в области изучения и сохранения древнерусской культуры и искусства. Он является автором более 130 научных трудов, среди которых такие фундаментальные как:

  • «Живопись и миниатюра Москвы середины XV - нач. XVI в.») Москва 1975 г.);
  • «Тверская икона ХШ- ХVII вв.» (Москва, 1993г.);
  • «Андрей Рублев» (Москва, 2007 г.);
  • «Московские художники в Дмитровском княжестве конца XIV - первой трети XVI веков» (Москва, 2007г.);
  • «Рукописная книга Москвы. Миниатюра и орнамент. Вторая половина XIV – XVII веков» (Москва, 2009г.) и многие другие.

Геннадий Викторович Попов многие годы является членом научно-методического совета по охране и реставрации памятников культуры Министерства культуры Российской Федерации, постоянно привлекается Администрацией Президента РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Министерства культуры РФ в качестве ведущего эксперта в области сохранения и изучения древнерусской культуры.

Г.В. Попов внес неоценимый вклад в выработку модели сотрудничества между музейным сообществом и Русской православной церковью в деле сохранения памятников русской культуры.

Библиография автора

  • Попов, Г.В. Художественная жизнь Дмитрова XV-XVI веков / Геннадий Викторович Попов. – М.: «Наука», 1973. – 183с. :ил.
  • Попов, Г.В. Древнерусское искусство: Худож. памятники рус. Севера: [Сб. ст. АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, ВНИИ искусствознания]; Отв. ред. и сост. Геннадий Викторович Попов. – М.: Наука, 1989. – 375 с.
  • Попов, Г.В. Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художеств, культура Москвы XIV-XV вв.: [Сб. ст. Рос. акад. наук, Науч. совет по истории мировой культуры и др.; Редкол.: Геннадий Викторович Попов (отв. ред.) и др.]. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. - 440 с.
  • Попов, Г.В. Рукописная книга Москвы [Текст] = The art of hand-written book in Moscow: миниатюра и орнамент второй половины XV-XVI столетия / Геннадий Викторович Попов; Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. - Москва: Индрик, 2009. - 277 с.
  • Попов, Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века. / Геннадий Викторович Попов. - М.: Искусство, 1975.- 334 с. : ил.
  • Попов, Г.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI века. Геннадий Викторович Попов. - М: Наука, 1979. - 640с. : ил.
  • Древнерусское искусство: Худож.памятники рус. Севера: [Сб. ст. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, ВНИИ искусствознания; Отв. ред.и сост. Г. В. Попов]. - М.: Наука, 1989. - 375 с. : ил.
  • Попов, Г.В. Дионисий: [альбом] / Геннадий Викторович Попов. - М.: АРТ-РОДНИК, 2002. - 71 с.: ил.
  • Попов, Г.В. Андрей Рублев / Геннадий Викторович Попов. - Москва: Арт-Родник, 2002. - 71 с.: цв. ил.
  • Попов, Г.В. Феофан Грек / Геннадий Викторович Попов. - Москва: Арт-Родник, 2002. - 71 с.
  • Попов, Г.В. Андрей Рублев / Геннадий Викторович Попов; [Центр. музей древнерус. культуры и искусства им. Андрея Рублева]. - Москва: Северный паломник, 2007. - 215 с.
  • Федоровское Евангелие из Ярославля - шедевр книжного искусства XIV века: материалы к выставке / под ред. Г.В. Попова. - Москва: Penates-Пенаты, 2003. -24 с.: цв. ил.
  • Попов, Г.В. Церковь Ризоположения из села Бородава / Геннадий Викторович Попов. - Москва: Северный паломник, 2006. - 64 с.
  • Троицкий образ преподобного Сергия Радонежского / [гл. ред. И.В. Мельников; авт. текста: Г. В. Попов]. - Москва: [Типогр. "Новости"], 2010. - 144 с.

В Музее Андрея Рублёва прошла конференция посвященная проблеме привлечения финансовых средств на поддержание и охрану памятников культуры. Так же состоялись поздравления в честь Фонда им. Преподобного Андрея Рублёва и его успешному первому году деятельности.

Фёдор Рындин и Геннадий Попов

Попов Геннадий Викторович , Президент Фонда, доктор искусствоведения, профессор, директор Музея им. А.Рублева озвучил проблему нехватки средств на поддержание культурного наследия, что стало следствием общего кризиса целеполагания и развития страны. Однако «миф о бедствии и страдании страны должен быть закончен, — Россия владеет большим культурным богатством. Это наследие необходимо оценить, составить реестр и заняться его восстановлением. Но работа не должна завершиться продажей всего, как это случилось в 1917-33гг. Так же необходимо принять решительные меры в отношении исторического пейзажа, сегодня же мы наблюдаем культурное преступление», — заключил Геннадий Викторович.

Для поддержки культурного наследия Фонд им. Преподобного Андрея Рублёва инициировал создание портала-сайта-социальной сети («Благо народа»), в которой можно будет освещать культурные проблемы, создавать акции, искать единомышленников и т.п.

Геннадий Каганович , член Координационного Совета Фонда отметил важность нахождения точек соприкосновения бизнеса-культуры и государства-культуры, в ином случае подобные инициативы не создадут значимого эффекта. «Безразличие к культурному наследию по своему деструктивному воздействию сейчас может быть даже хуже войны. Балансовая оценка низкая, люди не понимают, какое богатство у них есть. Недооценка приводит к суждению, что мы бедные. Богатство же считают лишь в баррелях и кубометрах. Для сохранения культурного богатства страны надо научиться говорить с финансовой администрацией на языке, который они понимают, поэтому оценку культурного богатства необходимо сделать, иначе не о чем и говорить. Культурное достояние – это скелет для возрождения русского народа. Народ, потерявший культурную и историческую память, умирает. Поэтому сейчас надо создавать сохранительное движение, и добиваться поставленных целей в разговоре ли с административными органами или в публичной политике. Оценивать же необходимо и «бесценное культурное достояние», иначе мы его просто потеряем. Это новая отрасль, это новый финансовый поток, но только так в нынешних условиях и можно добиться выделения средств на поддержание культуры», — выступил Геннадий Каганович.

Геннадий Каганович и Геннадий Попов

Далее тему развил Кирилл Коктыш . Им была озвучена историческая справка о семье Медичи, которая в течение 30 лет инвестировала средства в скульптуру и архитектуру, тем самым создав флорентийский рынок. «Были выращены люди, эксперты ценящие искусство и готовые его потреблять. Искусство может относиться к сфере нематериального потребления, и если культурные ценности будут оценены – вырастет и интерес к ним. Мы не умеем инвестировать в человека (не менее 12 лет возврат), инвестируем обычно только в товары, логистику. Но если мы вводим культурные ценности в оборот потребления, и воспитываем «умных» потребителей – тем самым мы расширяем рынок. Сейчас выращиванием «умных» потребителей активно занимается Индия. Образованный человек много хочет – это расширяет рынок, это же создаёт новую конструкцию мира, где спрос на культуру становится активной преобразующей силой», — заключил Кирилл Коктыш.

В ходе дискуссии были озвучены проблемы в подходе к ценообразованию, поднят вопрос о законе о благотворительности и законодательстве в целом. Так же обсуждались разные механизмы мотивации человека для участия в благотворительности. Центральным моментом в обсуждении стал вопрос о методике оценки стоимости и ценности культурного наследия. Так Лев Исаакович Лифшиц, заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения выделил такую современную закономерность: сейчас при повышении стоимости (которая всегда колеблется, и зависит от моды), понижают ценность (которая всегда только растёт), теряя при этом культурную подлинность. Так же участники обратили внимание на проблему потери реставрационных кадров и конкурсной процедуры выполнения реставраций (по принципу — где дешевле, а не профессиональнее).

Людмила Моралес информировала участников конференции о необходимости создания Образовательного центра (школы реставрации, выставочного зала) многофункциональной площадки, связки бизнеса и культуры. Предположительное место такого центра — исторические усадьбы Хрящевых и Лепёхиных . По мнению Людмилы, такая площадка могла бы стать духовно-ориентированным ответом Арт-стрелке в Красном Октябре.

Павел Зарифуллин , директор Московского Центра Льва Гумилёва выступил в поддержку необходимости переосмысления общественного культурного богатства страны, за изменение смыслов и нынешней парадигмы ценностей. «Вопросы совести, мировоззрения, смыслов утонули в беспринципности элит, необходимо поменять саму систему координат, мировоозрение общества. », — заключил Павел.

В конце официальной части конференции участники пришли к общему заключению о том, что восстановление культурного наследия России необходимо делать вопреки всеобщей неустроенности, коррупции и бюрократии, которая всегда была, есть и будет. Так же необходимо успеть провести необходимые работы, подготовить новые кадры в связи со сменой поколений – на всё остаётся около 5 лет.

Иван Мельник

Пресс-служба

Центр Льва Гумилёва

Краткое наименование организации
ЦМиАР

Сфера деятельности
Культура. Искусство

Достижения организации/история
Музей имени Андрея Рублева был учрежден постановлением правительства 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, много сделавший для сохранения древнерусского художественного наследия. Организация музея спасла от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы.
Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из выдающихся исследователей древнерусского искусства, знаток творчества Андрея Рублева.
В начале 1950-х годов в музей пришла молодой искусствовед Ирина Александровна Иванова. Усилиями этих людей были организованы первые научные экспедиции, началось формирование коллекций музея. Его сотрудники часто спасали от гибели произведения древнерусского искусства, вывозя их из храмов и некоторых периферийных краеведческих музеев, в которых не умели и опасались хранить сомнительные с точки зрения идеологии того времени произведения. Первым поступлениями в музей стали несколько икон XVI-XVII вв. из Владимирского краеведческого музея и комплекс иконостаса из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, созданный в 1660-х годах.
Одновременно велись исследования и научная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, в первую очередь белокаменного Спасского собора начала XV века – древнейшего сохранившегося памятника архитектуры Москвы, а также других монастырских зданий.
Музей был открыт для посетителей 21 сентября 1960 г. Этот год был объявлен ЮНЕСКО годом празднования 600-летнего юбилея Андрея Рублева, и открытие музея стало одним из важнейших событий юбилейных дней. В то время музейное собрание насчитывало всего 317 памятников. На сегодняшний день, благодаря многочисленным экспедициям, приобретениям, а также ценным подношениям, на музейном хранении находится около 10 тысяч предметов икон, произведений декоративно-прикладного искусства, оригиналов и копий фресок, рукописных и старопечатных книг, памятников археологии.
Музей имени Андрея Рублева занял особое место среди других российских музеев. Он стал единственным в стране музеем изобразительного искусства отечественного средневековья, охватывающего огромный этап истории протяженностью более чем в семь столетий. С момента открытия музей был настоящим неформальным культурным центром, куда стекалась московская интеллигенция, открывавшая для себя ранее неизвестный мир древнерусского изобразительного искусства. В 1960-е годы в музей пришло новое поколение научных сотрудников, среди которых Г.В. Попов, ныне являющийся его директором, а также К.Г. Тихомирова, В.В. Кириченко, А.С. Логинова, В.Н. Сергеев, Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков. В то время музей проводил особенно многочисленные экспедиции, благодаря которым музейная коллекция значительно расширилась. Собрание пополнялось и с помощью закупок у частных владельцев, коллекционеров, в антикварных и букинистических магазинах. Немало произведений, задержанных при попытке незаконного вывоза за рубеж передано в музей государственными организациями: таможней, органами внутренних дел и госбезопасности. Друзья музея, частные коллекционеры своими щедрыми дарами также внесли активный вклад в пополнение музейного собрания. Среди них Г.Д. Костаки и художник В.Я. Ситников.
Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 2001 году первому директору музея Д.И. Арсенишвили и первому научному сотруднику Н.А. Деминой в музее, на стене Настоятельского корпуса, были установлены памятные доски работы Зураба Церетели и Виктора Суровцева.


В последнее время, в разгар антикоррупционных мероприятий, всё чаще в СМИ мелькают сенсационные заголовки, где фигурируют разного рода «оборотни» в погонах и без, в мундирах и рясах, на довольствии и в отставке, с портфелем и без и т.д. и т.п. Вот только по ведомству культуры давно нет никаких разоблачений после того, как эта легковесная в финансовом отношении отрасль перестала быть приоритетной для Счетной палаты РФ с уходом аудитора В.Г. Ульянова. А ведь именно Счетная палата РФ в свое время вывела нынешнюю администрацию ЦМиАР на чистую воду, установив, что директор Музея имени Андрея Рублева Г.В. Попов нанес ущерб государству на миллионы рублей ( ). Несмотря на протесты всего музейного коллектива ( ), Профкома ЦМиАР ( ), известных деятелей российской культуры и общественности ( ), поддержанные Госдумой РФ ( ), а также органами прокурорского надзора города Москвы ( ) и Таганского района ( ), Геннадий Попов ухитрился выйти «сухим из воды» благодаря ловкачеству Михаила Швыдкого ( ), покрывшего все правонарушения и злоупотребления Г.В. Попова ( ).

Спрашивается, как ТАКОЕ стало возможным и почему Геннадий Попов во всеуслышание заявляет, что «его никто не тронет, пока Путин у власти » (?!). Тут стоит напомнить, что нынешний советник Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой не так давно получил классный чин действительного государственного советника РФ 3 класса, присвоенный ему 24 сентября 2007 г. по указу В.В. Путина.


Главной заслугой Швыдкого перед ведомством Путина стал «слив» состряпанного ФСБ компромата на Генерального прокурора РФ Ю.И. Скуратова. В ночь с 17 на 18 марта 1999 г. по ВГТРК в ночном выпуске программы «Вести» граждане России увидели то же, что днем 17 марта, правда, не в купированном виде, смотрели сенаторы: видеопленку с постельными сценами, снятыми скрытой камерой. В сценах участвовал мужчина, внешне очень похожий на Ю.И. Скуратова. «Комсомольская правда» (19 марта 1999 г.) опросила ответственных работников телеканалов ОРТ и НТВ, почему не они показали пленку, а РТР. Из ответов можно сделать вывод, что доступ к пленке был у всех, но они не показали ее по этическим соображениям. «Лет тридцать знаю [бывшего заместителя министра культуры, председателя ВГТРК] Михаила Швыдкого и, хоть убейте, не поверю, чтобы он самостоятельно принял решение показать эту кассету на своем телеканале» (Юрий Щекочихин. «Новая газета», 23-30 марта 1999 г.). В 2 часа ночи (!) 18 марта 1999 г. прокурор Вячеслав Росинский, снизу, молчком, не извещая даже непосредственного шефа Прокурора Москвы С. Герасимова, заводит уголовное дело против Ю.И. Скуратова. Якобы бедные «девушки» с видеокассеты Швыдкого дали «соответствующие» показания (?!). «Девушки» из «Метрополя», кстати, со времен Андропова традиционно сотрудничают с госбезопасностью. Служба Президента, не моргнув глазом, опровергает слова Генпрокурора РФ Ю.И. Скуратова о том, что тот НАКАНУНЕ отправил Президенту РФ Б.Н. Ельцину письмо с перечнем 20 лиц самого высокого ранга в государстве, имеющих личные конфиденциальные счета в банках Швейцарии на общую сумму 40 млрд. долл. Министр С.В. Степашин лично мчится утром 18 марта 1999 г. на Дмитровку и, нарушая Закон, опечатывает 5-й этаж Генпрокуратуры, включая служебный кабинет Скуратова. Все продумано. Загодя сработан фильм, где сцены обычного массажа скомпонованы с «девицами», но директор ФСБ В.В. Путин свою пресс-конференцию по случаю «ночного» увольнения Скуратова начинает вовсе не с «уголовного дела», а с... морали: дескать, пленка Швыдкого «подлинна», т.е. не смонтирована, а изображает «кого надо». Все, кто близко знал Юрия Ильича Скуратова, ответственно заявляют, что сцены, подобные кадрам на пленке РТР (директор РТР Михаил Швыдкой, диктор - Борисов), немыслимы и непредставимы для их товарища...

Так, нужно ли удивляться тому, что «гласом вопиющего в пустыне» осталось предсмертное обращение нашего великого патриота, председателя Ассоциации реставраторов России, знаменитого искусствоведа Саввы Ямщикова: «Я официально заявляю, что наш бывший министр культуры Швыдкой делал ( ) и делает всё для уничтожения нашей памяти и нашей культуры » (( ). Без ответа осталось и ( ), и последнее обращение Профкома ЦМиАР о противоправной деятельности главы музейной администрации Г.В. Попова в Правительство РФ, которому был присвоен номер 2009-176039, как следует из уведомления от 30 июня 2009 г. в 09:15, что «Ваше обращение принято к рассмотрению » ( [email protected] ). Точно также без ответа остались наши обращения к , которые в нарушение действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и общественных организаций не принимали даже через официальный сайт Минкультуры. Лишь сам министр культуры Александр Авдеев провел кулуарную встречу с директором ЦМиАР Геннадием Поповым у нас в музее 12 мая 2009 г., правда, ни на официальном сайте Министерства культуры РФ, ни в СМИ не было ни слова об этой встрече министра «за закрытыми дверями» ( ).

Зато Геннадий Попов может и дальше дурить публику, выдавая 4 щита с фотографиями на западной стене Андроникова монастыря с внутренней стороны за «ландшафтно-визуальную экспозицию, посвященную Андрею Рублеву », как на полном серьёзе значится в пресс-релизах и документации Минкультуры. Это, выходит, любой наш ДЭЗ может величаво называть свою наглядную дворовую информацию «выставочной деятельностью»:-) Кстати, в Музее имени Андрея Рублева давно уже нет никаких планов и отчетов . А зачем? Ведь никто не спрашивает…
Точно также публику дурили, устраивая 10 декабря 2008 г. «псевдоюбилей» ЦМиАР ( ), который уже отмечался ранее массовой попойкой среди музейных икон в храме Архангела Михаила в 2007 г. ( ). Самое забавное, что на «псевдоюбилее» 10 декабря 2008 г. было озвучено прошлогоднее президентское (!) поздравление В.В. Путина от 2007 г., которое таким образом было дважды «прокатано» пред публикой Геннадием Поповым:-)

Теперь вот аффилированные СМИ наперебой запестрели кричащими на первой полосе «новостями», что де в 2010 г. будет отмечаться «». Странно, что ни в 2003 г., когда наступило 575 лет со дня преставления великого иконописца Древней Руси (
), ни в 2005 г., когда исполнилось 600 лет со времени первого летописного упоминания Андрея Рублева (http://community.livejournal.com/rublev_museum/4002.html ), ни в самом Музее имени Андрея Рублева, ни в Московской Патриархии никто не отметил ТАКИЕ настоящие юбилеи всемирно известного русского святого прп. Андрея Рублева († 17 октября 1428). Зато вдруг сейчас в одночасье вспомнили о том, что при официальном открытии Музея имени Андрея Рублева в 1960 г. специально для ЮНЕСКО была выбрана ФИКТИВНАЯ дата рождения древнерусского художника якобы в 1360 г ., которой НЕТ ни в одном источнике ( ).

Но, что самое поразительное, теперешнее священноначалие РПЦ, похоже, на полном серьезе собирается отмечать «липовую» дату. Ладно, в эпоху господства официального атеизма и воинствующего безбожия при Хрущеве было принято отмечать лишь дни рождений наших гениев, но после церковного определения местночтимой памяти прп. Андрея Рублева в сонме Радонежских святых в 1979 г. и его всероссийского прославления на юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 г. такое пристальное внимание к светской «дате» канонизированного святого в условиях полной религиозной свободы вызывает большое недоумение и вопросы. Вот уже и настоятеля Спасского собора в Андрониковом монастыре протоиерея Вячеслава Савиных (
) теребят звонками «из Патриархии» (Николай Маслов, близкий к вл. Феогносту из Сергиева Посада) о том, какие «юбилейные мероприятия» планируется провести Музеем имени Андрея Рублева совместно с Церковью...

Не так давно выяснилось, для чего главе музейной администрации Г.В. Попову понадобилось выволочь на божий свет пропахший нафталином «юбилей». Оказывается, что, устраивая все эти «псевдоюбилеи» ЦМиАР и фиктивное «650-летие со дня рождения Андрея Рублева », Геннадий Попов преследует единственную корысть - заполучить … звание заслуженного работника культуры РФ. Пока все его заходы с этой целью терпели полный провал, что в общем-то немудрено при его, мягко говоря, подмоченной репутации (