• Дата рождения: 6 (17) августа 1798
  • Место рождения: Москва
  • Направление: Классицизм, сентиментализм
  • Жанр: Драмы, стихотворения, рассказы

Антон Антонович Дельвиг родился в 1798 г. в Москве; его отец, генерал-майор, происходил из обедневшего и обрусев­шего (будущий поэт даже не знал в детстве немецкого язы­ка) рода прибалтийско-немецких (остзейских) баронов. В 1811 г. Дельвиг поступил в Царскосельский лицей, где об­рел себе друзей на всю жизнь, одним из них был А. С. Пушкин .

Любимейшим поэтом Дельвига-лицеиста был Державин . «Небесных песен похититель» своей жизнью и поэзией во­площал для него идеал поэта: «На сильных он метал перу­ны и добродетель прославлял» («К поэту-математику»). В ранних стихах Дельвига чувствуется также воздействие сентиментально-песенной поэзии конца XVIII века. Но зна­чительнее всего в конце лицейского периода, по-видимому, было влияние поэзииБатюшкова (а также увлечение древнеримским поэтом Горацием; горацианский дух присущ и поэзииБатюшкова ), сказавшееся в целом ряде стихотво­рений Дельвига этого времени — в общем эпикурейском тоне, в родстве художественных идей и образов, в их размере: «Тихая жизнь», «Бедный Дельвиг», «Застольная песнь», «Ди­фирамб» и т. д. Знакомство Дельвига с поэтическими дек­ларациями Карамзина и Батюшкова , где говорилось о воз­вышенной судьбе поэта, о его высокой миссии, произвело на юношу глубокое впечатление. Тема призвания поэта стала одной из ведущих в его творчестве, он постоянно обращает­ся к ней в целом ряде произведений — «К А. С. Пушкину», «Элизиум поэтов», «Пушкину», «На смерть Державина». Уже в этих ранних стихах поэт предстает как песнопевец и про­рок, способный предвидеть будущее:

Судьбой открыта

Грядущих дней

Ему завеса...

Но эта двойная способность не безусловна — дар поэзии и провидения истины требует от поэта верности своему ге­нию, смелости следовать за ним, душевной чистоты. Тот кто почувствовал в себе огонь поэзии, не должен искушаться славой — ни военной, ни гражданской, ибо ему в удел дана слава более громкая и мудрость более глубокая:

...Паллада туманное облако

Рассевает от взоров — и в юности

Он уж видит священную истину

И пророк, исподлобья взирающий!


Дельвиг Антон Антонович (6.08.1798-14.01.1831), поэт, критик, журналист. На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу. С 1824 издавал альманах “Северные цветы”, в 1830 редактировал “Литературную газету”. После конфликта с шефом жандармов масоном Бенкендорфом газета была закрыта. Это событие, наряду с семейными неурядицами, повлекло болезнь и скоропостижную смерть поэта.

Один из ярких представителей русской поэзии пушкинской поры, Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни “Соловей мой, соловей” (1826, комп. А. А. Алябьев) и “Не осенний мелкий дождичек...” (к. 1820-х, комп. М. И. Глинка).

Антон Дельвиг работы неизвестного художника

Дельвиг и Пушкин

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831), барон; один из ближайших друзей Пушкина еще с лицейской поры. Пушкин, по его словам, «с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит». Высоко ценил великий поэт и поэтический талант друга: «Ты гений свой воспитывал в тиши» («19 октября», 1825).

Дельвиг был редактором ежегодника «Северные Цветы» (1825-1831), альманаха «Подснежник» (1829-1830) и «Литературной газеты» (1830) — издания, в которых Пушкин принимал живейшее участие.

Ранняя кончина Дельвига потрясла Пушкина: «Вот первая смерть, мною оплаканная», «Никто на свете не был мне ближе...», «Он был лучший из нас». Пушкин берет на себя заботы о его осиротевшей семье.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1834).

«Никто на свете не был мне ближе Дельвига»,— писал Пушкин П. А. Плетневу, потрясенный известием о ранней смерти своего лицейского друга, и несколько позже: «Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас».

Дельвиг стал писать стихи очень рано и первым из лицеистов стал печататься. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном читающей публике.

Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий. 

Поэтическое наследие Дельвига сравнительно невелико. Основное в его лирике — идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен. Широко известны его «Соловей», «Ах ты, ночь ли, ноченька...», «Не осенний частый дождичек...», положенные на музыку. Значительна роль поэта в развитии русского стиха. «Идиллии Дельвига для меня удивительны,— писал Пушкин в 1827 году.— Какую силу воображенья должно иметь... и какое необыкновенное чутье, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы».

Дружба поэтов прервалась лишь со смертью Дельвига. Они были неразлучны в послелицейское время. Их можно было видеть на заседаниях «Зеленой лампы», членами которой они состояли, на праздновании дня основания Лицея и в литературных кругах столицы.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

Встречи Пушкина с Дельвигом возобновляются летом 1827 года. Петербургский салон Дельвига был одним из культурных центров столицы, и Пушкин посещал его ежедневно. Его завсегдатаями были друзья хозяина П. А. Плетнев, А. Мицкевич, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, О. М. Сомов, М. И. Глинка, М. Л. Яковлев, музыканты и актеры. Пушкин деятельно участвовал в изданиях Дельвига «Северные цветы» (1825—1831), «Подснежник» (1829) и «Литературная газета» (1830), печатал в них свои стихотворения и критические статьи. Своему другу великий поэт посвятил множество стихотворений, и среди них «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных...») (1815), «Любовью, дружеством и ленью...» (1817-1820), «Послание Дельвигу» («Прими сей череп, Дельвиг, он...»). Упоминает его в стихотворениях «Сонет», «Чем чаще празднует Лицей...» и других.

У Дельвига было много друзей среди петербургских художников, и он стремился сблизить с ними Пушкина.

Незадолго до смерти, осматривая в мастерской скульптора Б. И. Орловского модели статуй Кутузова и Барклая-де-Толли, Пушкин вспоминал своего друга:

Но меж тем в толпе молчаливых кумиров —
Грустен гуляю: со мною доброго Дельвига нет;
В темной могиле почил художников друг
и советник.
Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 27-29.

Поэт

Дельвиг Антон Антонович (1798 - 1831), поэт. Родился 6 августа (17 н.с.) в Москве в семье обрусевших лифляндских баронов, из старинного обедневшего рода. Учился в частном пансионе, затем в 1811 поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохраняется на всю жизнь.

Особое внимание уделяет русской литературе и поэзии, начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным.

После окончания лицея в 1817 Дельвиг служит в разных ведомствах. В 1818 был избран в "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", много пишет.

В 1820 Дельвиг - помощник библиотекаря в Публичной библиотеке, служит под началом И.Крылова, но основное время отдает литературному творчеству, посещает литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы, сближается с А.Бестужевым, и К.Рылеевым. Однако идеи декабристской революционности ему чужды.

Основным жанром поэзии Дельвига становятся идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен, некоторые из которых пользуются широкой популярностью ("Соловей", музыка А.Алябьева, "Не осенний мелкий дождичек", музыка М. Глинки). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига.

В 1825 - 31 издает альманах "Северные цветы" и "Литературную газету" (1830 - 31), имевшие большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе того времени. Доносы Ф.Булгарина сыграли свою роль, "состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией" (1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался (14 января, в Петербурге).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

А. А. Дельвиг Художник В. П. Лангер. 1830

Искал новых путей

Дельвиг Антон Антонович (6.08.1798—14.01.1831), барон, поэт. Учился в Царскосельском лицее (1811—17), по окончании которого определился на службу. С 1824 Дельвиг целиком отдается литературной работе. Он начал печатать стихи еще будучи воспитанником лицея, там же установились его художественные взгляды. В 1818 был избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Дельвиг отказался участвовать в декабристском путче. Он выступил в поэзии оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и др.). Основными видами его лирики становятся подражания древним (идиллии) и стихи в духе русских народных песен. Увлечение античностью для Дельвига, как и для многих поэтов н. XIX в., обусловливалось романтическими поисками гармоничной личности, отличающейся простотой и естественностью чувств. Именно в этом заключался идейный смысл таких идиллий, как «Цефиз», «Дамон», «Купальницы», «Конец Золотого века». В идиллии «Отставной солдат» Дельвиг стремился воспроизвести особенности русского народного характера, быта, языка. В жанре народных песен он значительно глубже отразил народный дух по сравнению с предшественниками (Ю. А. Нелединским-Мелецким, И. И. Дмитриевым). Некоторые из песен пользуются широкой популярностью («Соловей», муз. А. А. Алябьева, «Не осенний мелкий дождичек», муз. М. И. Глинки). Дельвиг одним из первых разработал в русской поэзии форму сонета. Как показывает набросок «Ночь на 24 июня», Дельвиг искал новых путей в области драмы и смело обращался к новым метрическим формам, вводя их в литературу. Лирика Дельвига, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин, высоко ценивший стихи Дельвига, указывал, что в них «…заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял».

Издательская деятельность Дельвига, его альманах «Северные цветы» (1825—1831) и «Литературная газета» (1830—31) имели большое значение для объединения поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе 20-х. С первых же номеров газета повела борьбу за идейную свободу художника. Литераторы пушкинской группы через газету Дельвига отстаивали свою творческую независимость. Издателя газеты несколько раз вызывал к себе шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. В результате «состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией» (дек. 1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

РУССКАЯ ПЕСНЯ

Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?

Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;

Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.

У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,

У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,

В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
1825

Не осенний мелкий дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман
Слезы горькие льет молодец
На свой бархатный кафтан.

"Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!

- "Не тоска, друзья-товарищи,
Грусть запала глубоко,
Дни веселия, дни радости
Отлетели далеко".

"Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!"

- "И как русский любит родину,
Так люблю я вспоминать
Дни веселия, дни радости,
Как пришлось мне горевать".

"Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!

Сотрудничал с декабристами

ДЕЛЬВИГ Антон Антонович, барон (6.8.1798 — 14.1.1831). Чиновник Министерства иностранных дел.
Родился в Москве. Отец — генерал-майор (1816) Антон Антонович Дельвиг (1772 — 8.7.1828), мать — Любовь Матвеевна Красильникова (ум. 1859). Лицеист I курса (выпуска) (1817) (Тося).
В службу вступил в Департамент горных и соляных дел — 6.2.1817, уволен по прошению - 28.2.1819, определен в канцелярию Министерства финансов — 2.4.1819, уволен — 1.10.1821, поступил в Публичную библиотеку помощником библиотекаря — 2.10.1821, в Министерство внутренних дел — 1825, а с 1829 в Департамент иностранных исповедании.
Известный поэт, ближайший лицейский товарищ Пушкина, издатель альманахов «Северные цветы» (1825 — 1831) и «Подснежник» (1829 — 1830) и «Литературной газеты» (1830). Член Вольного общества любителей российской словесности (сотрудник — 22.9.1819, действительный член — 3.10.1819) Масон, член ложи «Избранного Михаила».
Член преддекабристской организации «Священная артель» и литературного общества «Зеленая лампа».
Высочайше повелено оставить без внимания.

Жена (с 30.10.1825) — Софья Михайловна Салтыкова. Сестра — Мария (р. 1809), братья Александр (28.8.1816 — 2.12.1882) и Иван (р. 9.8.1819).

ВД, I, 54.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/

Софья Михайловна Дельвиг (Салтыкова), жена Антона Антоновича.
Портрет работы К.Шлезингера.

Последние годы жизни и смерть Дельвига

В 1825 году А.А.Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Она была умна, приветлива, хорошо разбиралась в литературе. У Дельвигов собирались литераторы, музыканты, издатели. Постепенно их дом превратился в модный литературно-музыкальный салон.
У Софьи Михайловны появилось много поклонников, которым она отвечала взаимностью. А.А.Дельвиг знал об этом, но скандалов никогда не устраивал.
Одновременно с этим, в 1830 году, у А.А.Дельвига обострились отношения с Ф.Булгариным, с которым они давно находились в неприятельских отношениях, на поэта обрушились критики, обвиняя его в том, что половину стихов за него написал Пушкин, а вторую половину – Е.А.Боратынский.
Проблемы в литературно-издательской деятельности, а также семейные неурядицы сильно изматывали поэта. Он часто болел.
В ноябре 1830 года А.А.Дельвиг был вызван на допрос к начальнику III отделения графу А.Х.Бенкендорфу, который обвинил поэта в неподчинении властям и пригрозил ссылкой в Сибирь.
После этого А.А.Дельвиг слег в приступе нервной лихорадки, осложнившейся воспалением легких. Больше месяца он пролежал в постели. А 14 января 1831 года умер.
Узнав о смерти друга, Пушкин написал: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть…». В память о нем А.С.Пушкин в 1831 году издал еще один том альманаха «Северные цветы».

Дельвиг А.А.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

Общие сведения о Дельвиге
Дельвиг Антон Антонович, барон. Родился в 1798 году в Москве. Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Поэт. Окончил Лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, затем в министерстве финансов. С 1821 года служил помощником библиотекаря в Публичной библиотеке. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", - вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах. В этих изданиях Дельвига Пушкин принимал деятельное участие. Еще в 1815 году, в пору ученья, Дельвиг опубликовал стихотворение "К Пушкину" - первый в русской литературе восторженный отзыв о молодом поэте, уверенно предрекавший ему бессмертие:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.

Антон Антонович Дельвиг начал печатать стихи ещё будучи лицеистом. В 1818 году избран в вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Вольное общество любителей российской словесности – это литературное общество в Санкт-Петербурге в 1816-25. Среди членов: Ф. Н. Глинка (председатель), К. Ф. Рылеев, Н. А. и А. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, А. С. Грибоедов и др. В поэзии Дельвиг выступил оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и других). Основные жанры его лирики – подражание деревни – греческим поэтам (идиллии) и стихи в духе русских народных песен. Увлечение Античностью было связано для Дельвига с романтическими поисками гармоничной простоты и естественности чувства. Несмотря на свою камерность, лирика Дельвига сыграла важную роль в развитии поэтических форм и метрической техники (Дельвиг одним из первых разработал форму сонета). Пушкин писал, что в его стихах заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял. Также Пушкин ценил Дельвига как рассказчика.

В эти годы Пушкин посвящает Дельвигу ряд стихотворений: «Послушай, муз невинных» (1815 г.), «Блажен, кто с юных лет увидел пред собою» (1817 г.), Любовью, дружеством и ленью», «Се самый Дельвиг тот, что нам всегда твердил» (1817-1820 гг.); он упоминает Дельвига в «Пирующих студентах» (1814 г.), в стихотворениях «Мы недавно от печали» (1814 г.), «Мои завещания друзьям» (1815 г.) и «Послание к Галичу» (1815 г.).

К 1827-1836 гг. относятся стихотворения и отдельные строки, посвящённые Дельвигу: «Прими сей череп, Дельвиг», «Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?», «Сонет», «Мы рождены, мой брат названный», «Чем чаще празднует лицей» и «Художнику».

С 1825 года, Дельвиг издавал альманах «Северные цветы», потом - «Подснежник». «Северные цветы» - это литературный иллюстрированный ежегодный альманах, 1825-1831 годов, выпускаемый в Санкт-Петербурге, под редакцией А. А. Дельвига. Основную роль играл стихотворный отдел, где публиковались произведения А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского и др. Последний выпуск издан Пушкиным.

А с 1830 года «Литературную газету». Пушкин участвовал во всех изданиях Дельвига в качестве сотрудника, помощника и редактора. Эти издания объединяли поэтов пушкинского круга и защищали их позиции в литературной борьбе 20-х годов.

Дельвиг откликался на многие литературные события жизни. Он первым печатно приветствовал Пушкина и предсказал ему славный творческий путь. С исключительным достоинством он вёл полемику с писателями и критиками, которые отстаивали устаревшие и ложные принципы художественного творчества.

Дельвиг, как и его друзья, подлежал к поколению дворянских интеллигентов, воспитанному в атмосфере патриотического и революционного подъёма русской общественноё мысли. Два крупнейших события обусловили характер мироощущения Дельвига и его современников. Это отечественная война 1812 года и восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 1825 года.

В молодости Дельвиг посещал собрания «Зелёная лампа» (филиал «Союза благоденствия») и испытал непосредственное влияние дворянской революционности. «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА», литературное общество в Санкт-Петербурге (1819-20), по литературно-политической ориентации связанное с «Союзом благоденствия». Участвовали Н. В. Всеволожский (основатель), А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, Н. И. Гнедич и др.

Позднее, однако, он не вошел ни в одну из декабристских организаций. Как поэт и человек, Дельвиг не обладал могучим темпераментом Пушкина, революционной страстью Рылеева и Кюхельбекера, однако он никогда не был чужд духу своей эпохи, по-своему выражая протест, против не удовлетворяющей его российской действительности. Поэт сознавал что, ни его характеру, ни его таланту не свойственны одическая речь или гневное обличение.

Дельвиг участвовал в издании «Русской потаённой литературы XIX столетия». Это литературный сборник, изданный в Лондоне в 1861 году с предисловием Н. П. Огарева. Опубликованы поэмы, памфлеты, эпиграммы политической направленности, а также эротическая лирика русских поэтов. Среди авторов - А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг, К. С. Аксаков, К. Ф. Рылеев, И. П. Мятлев и др. Сборник нелегально распространялся в России. Пушкин!

В годы ссылки Пушкина Дельвиг поддерживал с ним переписку как личного, так и литературного характера. Радостным был приезд Дельвига в Михайловское в апреле 1825 года. По этому случаю, Пушкин написал:
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос побудил
Сердечный жар, так долго усыплённый,
И бодро я судьбу благословил.

Встречи Пушкина с Дельвигом возобновляются летом 1827 года. Петербургский салон Дельвига был одним из культурных центров столицы, и Пушкин посещал его ежедневно.

За помещение в «Литературной газете» стихотворения Де ла Виня, посвященного жертвам Июльской революции во Франции, Дельвиг получил грубейший выговор от {Бенкендорфа}; ему было запрещено издавать "Литературную газету". События эти сильно потрясли Дельвига, и вскоре, заболев горячкой, он умер.

"Никто на свете не был мне ближе Дельвига", - писал Пушкин П. А. Плетневу, потрясенный известием о ранней смерти своего лицейского друга, и несколько позже: "Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас". Преждевременная смерть Дельвига была для Пушкина ужасным известием. В стихотворении, написанном на лицейскую годовщину 1831 года ("Чем чаще празднует лицей..."), Пушкин с глубокой болью говорит о безвременно ушедшем друге.

Дельвигу посвящен ряд стихотворений и отдельных поэтических строк: "Прими сей череп, Дельвиг", "Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?", "Мы рождены, мой брат названный", "Чем чаще празднует лицей", "Художнику". Пушкин посвятил Дельвигу "Сонет":
Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

Пушкин был знаком с семьей Дельвига: женой Софьей Михайловной, дочерью Елизаветой и малолетними братьями Дельвига Александром и Иваном, жившими вместе с Дельвигом в Петербурге. После смерти друга Пушкин издал в пользу вдовы его и братьев альманах "Северные цветы" на следующий, 1832 год. Преждевременная смерть друга потрясла поэта: "Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался, когда собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели" - писал Пушкин П.А. Плетневу 21 января 1831 года.

Семья Дельвига
Дельвиг Антон Антонивич (старший), барон (1772 г. - 8 июля 1828 г.) – отец поэта. С 1806 года плац-майор, полковник лейб-гвардии Измайловского полка. С августа 1816 года генерал-майор, позднее окружной генерал внутренней службы. Мать поэта – Дельвиг Любовь Матвеевна. Дельвиг был не единственным ребёнком в семье. У него было много братьев и сестёр: Александр, Антон, Дмитрий, Иван, Анна (Антонида), Варвара, Глафира, Любовь и Мария.

Дельвиг Софья Михайловна родилась 20 января 1806 года и умерла 4 марта 1888 года. Её отец - Михаил Александрович Салтыков действительный камергер при дворе Александра I. Мать - Елизавета Францовна Ришар (умерла 4 ноября 1814 года в Казани). Воспитание и образование закончила в Петербургском женском пансионе девицы Елизаветы Даниловны Шрётер. Одним из ее педагогов был Петр Александрович Плетнёв. Была знакома со многими декабристами. Внимание влюбленного Каховского льстило ей, однако отец был против этого брака. На уговоры декабриста о тайном венчании отвечала отказом. Со временем эта любовь стала тяготить Салтыкову и за полтора месяца до восстания она вышла замуж за А.А. Дельвига. Казнь Каховского никакого сожаления не вызвала. Вторым браком с лета 1831 года замужем за Сергеем Абрамовичем Баратынским, дочь - Елизавета (7 мая 1830 года - август 1913 года). В 1866 году вторично овдовела. В 1880 году потеряла единственного сына. Умерла в Маре.

Первые поэтические опыты
"Дельвиг никогда не вмешивался в игры, требовавшие проворства и силы; он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами, коих умственные склонности сходствовали с его собственными. Первыми его опытами в стихотворстве были подражания Торацию. Оды "К Диону", "К Лилету", "Дориде" писаны им на пятнадцатом году и напечатаны в собрании его сочинений безо всякой перемены. В них уже заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял.

В то время (1814 году) Измайлов был издателем "Вестника Европы". Дельвиг послал ему свои первые опыты: они были напечатаны без имени его и привлекли внимание одного знатока, который, видя произведения нового, неизвестного пера, уже носящие на себе печать опыта и зрелости, ломал себе голову, стараясь угадать тайну анонима. Впрочем, никто не обратил тогда внимания на ранние опресноки столь прекрасного таланта! Никто не приветствовал вдохновенного юношу, между тем как стихи одного из его товарищей, стихи посредственные, заметные только по некоторой легкости и чистоте мелочной отделки, в то же время были расхвалены и прославлены, как некоторое чудо!

Но такова участь Дельвига; он не был оценен при раннем появлении на кратком своем поприще; он еще не оценен и теперь, когда покоится в своей безвременной могиле!"

Трудно, иногда невозможно было разделить литературный и душевный талант "милого Тоси". "Жизнь Дельвига, - скажет один из близких, - была прекрасная поэма; мы, друзья его, читали и восхищались ею".

Особенности характера Дельвига
Даже мрачный недоброжелатель Мартын Пилецкий, давая характеристики своим "подопечным", никак не мог соединить воедино Дельвиговых недостатков и достоинств.

"Способности его посредственны, - записывал надзиратель, - как и прилежание, а успехи весьма медленны. Мешкотность вообще его свойство и весьма приметна во всем, только не тогда, когда он шалит и резвится: тут он насмешлив, балагур, иногда и нескромен; в нем примечается склонность к праздности и рассеянности. Чтение разных русских книг без надлежащего выбора, а может быть, и избалованное воспитание поиспортили его, почему и нравственность его требует бдительного надзора, впрочем, приметное в нем добродушие, усердие его и внимание к увещаниям, при начинающемся соревновании в российской истории и словесности, облагородствуют его склонности и направят его к важнейшей и полезнейшей цели".

Дельвига искренне любили товарищи и незлобно потешались над ним. Так уж повелось с лицея, где поэт учился в 1811-1817 годах. Мемуары, письма, стихотворения донесли до нас облик Дельвига – ленивца сонливого и беспечного. Пушкин в стихотворении «Пирующие студенты» писал:
Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

Лень, ленивец, лентяй, феноменальная леность, сонливость - кажется, все, приятели и недруги, помнили об этом примечательном качестве Дельвига.
Дельвиг мыслит на досуге
Можно спать и в Кременчуге…

Это куплет из коллективного лицейского сочинения (в Кременчуге служит в ту пору отец "ленивейшего из смертных"). Близкие друзья, однако, рано распознали, как много в этой лени маскировки, позволяющей хитроумному ленивцу жить и действовать, как ему нравится, и отстаивать свою личность порою в очень непростых обстоятельствах.

Леность Дельвига – особенная. Это не леность ума или воображения, а черта характера, граничащая с удивительной сосредоточенностью, с исключительной погруженностью в размышления над самым заветным и дорогим. Известно, что Дельвига, уносившегося мечтой в созерцании гармонии античного мира и слагавшего шёпотом мерные гекзаметры, лицейские профессора часто заставали врасплох. Но тот же Дельвиг долго и тщательно, иногда годами, отделывал свои стихотворения, прежде чем отдать их в печать. И в творчестве, и в практической жизни, лень Дельвига, по его собственному признанию, имела свои пределы.

С легендарной ленью поэта никак не вяжется и его кипучая, многообразная деятельность по изданию альманахов. В «северных цветах» - лучшем альманахе 20-х годов – Дельвигу удалось объединить самых выдающихся писателей современности. Это потребовала затраты огромного количества сил, борьбы с цензурой, громадной переписки, незаурядных организаторских способностей. А «Литературная газета» Дельвига и Пушкина, хотя и не долго просуществовавшая, сыграла очень важную роль в истории русской журналистики, пропагандируя и поощряя реалистические тенденции в литературе, выступая против беспринципности, продажной печати Булгарина, Грега, Сенковского и закладывая основы русской критике в России.

Жанры поэзии Дельвига
Жанры поэзии Дельвига отразили эту особенность его таланта. Наибольшие художественные достижения выпали ан долю идиллий, русских песен, а так же замечательных элегий, широко известных русскому обществу, и пленительных романсов, которые с удовольствием исполнялись в салонах и гостиных. Некоторые песни Дельвига положены на музыку Алябьева и Глинки.

Жанровой диапазон в лирике Дельвига в целом ряде стихотворений, и в особенности в его знаменитом «Подражании Беранже», в котором поэт возвышается до сатирического обличения современности и самого принципа самодержавной власти.

Смысл жизни для Дельвига
Ещё в лицее Дельвиг, как и многие его товарищи, усвоил гуманное представление о смысле жизни. И высокое понятие о предназначении человека. Воспитанный на русской поэзии (он не расставался с Державиным, прочёл всех самых крупных писателей) Дельвиг пришел к твёрдому убеждению, что жизнь дана человеку для счастья и наслаждения. Не для того бездумного и пустого наслаждения, которое называется праздностью или бездельем, а для наслаждения высокого, состоящего в одухотворённом созерцании жизни, в ощущении её красоты и гармонии, в полном удовлетворении чувственных и духовных потребностей. Жизнь – это радостное пребывание человека на земле, и она должна быть веселой и творческой, счастливой и простой. Человек – лучшее создание природы, и его ум должен быть в ладу с сердцем. Окружает человека прекрасная природа, и самые естественные его отношения с ней – гармонические. И между людьми не должно быть никаких других чувств, кроме дружеской привязанности и любви. Всё это так просто и так мудро!

Это идеи прочно вкоренились в сознание Дельвига.

Однако поэт усвоил не только представление о радостях жизни, но и о невозможности их обрести.

Русская жизнь не удовлетворяла романтически настроенного поэта. В ней Дельвиг видел всякого рола несправедливость, коварство, ложь, разобщённость человека с другими людьми, с природой, внутреннюю дисгармонию, то есть невозможность поступать так, как думается, и рассуждать, так как чувствуется. Поэзия Дельвига запечатлела мир страданий простых русских людей в печальных, заунывных мелодиях песен, настроенных на народный лад.

Мотивы лирики Дельвига
Содержание лирических песен Дельвига всегда грустно: не сложилась судьба девицы, тоскующей о суженом («Соловей мой, соловей…»). Нет воли у молодца, заливающего грусть вином («Не осенний частый дождичек…»). Любовь никогда не приводит к счастью, а приносит лишь неизбывное горе, из которого нет выхода. Русский человек в песнях Дельвига жалуется на судьбу даже в том случае, когда нет ясной причины: просто из его жизни ушли радость и веселье.

Дельвиг угадал дух и строй русской народной песни. Он внёс в неё глубоко современное содержание, поведав о скорби русского человека, по утраченной молодости и недостижимому счастью. Песни Дельвига, широко вошедшие в народный репертуар, проникнуты гуманным сочувствием к простым людям. Поэт был недалёк от социального объяснения причин их страданий, - его интересовали лишь их интимные чувства. Но это не мешало Дельвигу замечать, как вянет молодость, лишённая свободы, любви, непосредственного проявления высоких жизненных эмоций.

В лирических песнях Дельвига слышится тихая жалоба на жизнь, отнимающую у человека его законное право на счастье. И вместе с тем в этих унылых мотивах ясно звучат и другие ноты – ожидания светлой и радостной жизни.

Не найдя счастья ни в простонародной России, ни в дворянской среде, лирический герой поэта находит его в домашнем и частном быте. Поэт создаёт идеальный мир удовольствий, основанный не на социальных связях, а на личных достоинствах человека. В лирике Дельвига возникает образ беспечного баловня судьбы, который наслаждается молодостью, здоровьем, любовью, вином, поэзией.

Условный герой Дельвига
Вымышленный условный герой поэта уединяется на лоно природы, подальше от роскошных дворцов, от чопорных и надменных богачей. Ему дороги не богатство и знатность, не чины и титулы, а дружеское общение, чистая и нежная любовь, вдохновенная и свободная беседа с друзьями, весёлая, дружеская, шумная пирушка. Среди притязательной обстановки хижины ищи домика все равны. Здесь царствуют простые, естественные отношения между людьми, законы милого гостеприимства и личной независимости.

Продолжая мотивы «Моих пенатов» Батюшкова, Дельвиг пишет стихотворения «Моя хижина», «Домик», в которых прославляет домашний уют и высокую прелесть интимных наслаждений:
За далью туманной,
За дикой горой
Стоит над рекой
Мой домик простой;
Для знати жеманной
Он замкнут ключом,
Отвёл я веселью
Мечтам и безделью.

Однако этот домашний быт достаточно узок и замкнут. Безмятежное личное счастье добывалось слишком дорогой ценой: лирический герой Дельвига отгораживается не только от светской дворянской России, но и от широкого вольного мира народной жизни. Искомая поэтом полнота бытия не могла быть в нём достигнута. К тому же Дельвиг понимал, что это лишь условный идеальный островок, которому постоянно грозит уничтожение в среде беспощадной стихии железного века.

Стихотворения, подобные «Домику» и «Моей хижине», по мере созревание таланта Дельвига совершенно исчезают из его поэзии. Романтическая мечта о большом идеальном мире человеческого счастья всё чаще связывается в сознании Дельвиг с седой древностью, где человек, по тогдашним представлениям, не уединялся от общественного и народного бытия, а жил с ним в согласии.

Античность в лирике Дельвига
В античности поэт нашёл свой романтический идеал гармонического общества и прекрасного, совершенного человека. В ней он увидел прообраз счастливого будущего человечества.

Огромный интерес к поэзии Эллады, к её мифам, легендам, духу её народа появился у Дельвига ещё в лицее. С тех пор и до последних дней короткой и небогатой внешними событиями жизни Дельвиг не изменил своего пристрастия к античности. К культуре древнего мира Дельвига приобщил Кюхельбекер, любовь к нему в последствии поддерживал знаменитый переводчик «Илиады» Гнедич. Стихотворения Дельвига в антологическом роде восхищали его верных друзей – Баратынского и Пушкина.

Удивительно при этом было то, что сам Дельвиг «родом германец» - не знал не только греческого языка, но доже родного ему немецкого, и только позже выучился понимать по-немецки. Пушкин изумлялся силе воображения своего друга. Ведь Дельвиг сквозь немецкие переводы и латинские подражания безошибочно угадывал дух и строй мыслей и чувств человека «золотого века». Из XIX столетия Дельвиг легко и свободно переносился в «детство человечества». Он открыл в нём неисчерпаемый кладезь мудрости и красоты.

Но Дельвиг был человеком нового времени, и его античность – не достоверная копия древнего мира. Он вносил в античность, пользуясь словами Пушкина, «вкус и взгляд европейца». Можно даже сказать, что античность Дельвига – славянская, русская античность. Недаром Пушкин называл Дельвига «молодой славянин»: по жажде совершенства, по устремлённости к нему Дельвиг, конечно же, очень русский человек.

Воссоздавая идеальный, романтический воспринятый мир античности, Дельвиг опирался в первую очередь на идиллии Феокрита. В лирике этого замечательного древнегреческого поэта он заметил интерес к простоте и народности.

Феокрит тяготел к жанровым картинкам, сценкам, изображающим скромную, добродетельную, свободную от сильных страстей жизнь простых людей – пастухов и пастушек на лоне природы. Герои идиллий (кстати, «идиллия» в переводе означает «сценка», «картинка») Феокрита не умеют притворятся и лгать. Идиллии часто драматичны, но оканчиваются всегда благополучно, потому что победа над своим чувством радостна, а тем более радостна разделённая любовь. Дельвига пленило в идиллиях Феокрита обращения к народному быту и гармоническое равновесие между изображённой картиной и нравственной выразительностью движений души.

Действие идиллий Дельвига разворачивается обычно над сенью рощи или деревьев, в прохладной тишине, у сверкающего источника. Поэт придаёт картинам природы яркие краски, пластичность живописность форм. Состояние природы всегда умиротворённое, и это подчёркивает гармонию внутри и вне человека. На фоне мирной природы появляются герои, испытывающие силу любви или дружбы. Стихийная, внезапно вспыхивающая страсть, в конце концов, подчиняется разуму. Дельвиг считает это нормой гармонии, чрезвычайно характерной чертой древнего человека. На фоне мирной природы появляются герои, испытывающие силу дружбы. Стихийная, внезапно вспыхивающая страсть, в конце концов, подчиняется разуму. Дельвиг считает это нормой гармонии, чрезвычайно характерной чертой древнего человека.

Герои идиллий Дельвига – цельные существа, никогда не изменяющие своим чувствам. В одном их лучших стихотворений поэта – «Идиллии» - восхищенно рассказывается о прекрасной любви юноши к девушке, сохранённой ими навеки. В пластичной и чистой зарисовке поэт сумел передать благородство и высоту нежного и глубокого чувства. И природа, и боги сочувствуют влюблённым, оберегая и после их смерти неугасимое пламя любви.

Чувства героев и Дельвига всегда земные, реальные. Пушкин проницательно заметил, что Дельвиг не любил мистической поэзии. Это, конечно, звучало в устах Пушкина большой похвалой. Чуждый всякой неопределённости, туманности, зыбкости ощущений, Пушкин наблюдал тоже отвращение к поэзии потустороннего мира и у своего друга.

Герои Дельвига не рассуждают о своём чувстве – они отдаются его власти, и это приносит им радость. У поэта нет подробных психологических описаний любви, - она выражается через мимику, позы, жесты, поступки, через непосредственное действие. Зрительная выразительность картин дополняется музыкой речи, мерной и строгой, лишенной внешних эффектов.

Для создания античного колорита, Дельвиг не прибегает к археологическим и историческим реалиям, не стремится удивить своей осведомленностью в античной мифологии или античном быте. Он передаёт дух античности простыми намёками. Так, древний грек, думал, что богов нужно благодарить. За посланную ими любовь, и Титир и Зоя посвещают деревья Эроту.

Анализ некоторых идиллий («Цефиз» и «Друзья»)
В идиллии «Цефиз» нежная и бескорыстная дружба увенчивается даром: Филинту понравились плоды с груши, и Цефиз с радостью дарит ему дерево, обещая укрывать его от холода: «Пусть оно для тебя и цветёт и плодами богатеет!». Старый Филинт вскоре умер, но Цефиз не изменил прежнему чувству: он похоронил своего друга под его любимой грушей, а «холм увенчал кипарисом» - его деревом скорби. Сами эти деревья, вечно живой кипарис и плодоносящая груша, стали символами не умирающей дружбы, духовной чистоты и человечности.

В «священном листьев шептание» Цефиз слышал благодарность Филинта, а природа одаривала его благовонными плодами и прозрачными гроздями. Так духовная красота Цефиза тонко слилась в идилии с красотой и щедростью природы.

Природа и народная среда воспевают в людях благородство, укрепляют их дух и нравственные силы. В труде и на лоне природы человек становится духовно богатым, умеющим наслаждаться истинными ценностями жизни – дружбой, любовью, красотой, поэзией.

В идиллии «Друзья» весь народ от мала до велика живёт в согласии. Ничто не нарушает его безмятежного покоя. После трудового дня, когда «вечер осенний сходил на Аркадию», «вокруг двух старцев, друзей знаменитых» - Полемона и Дамета, - собрался народ, чтобы ещё раз полюбоваться их искусством определять вкус вин и насладиться зрелищем верной дружбы. Привязанность друзей родилась в труде, а самый их труд – чудный дар природы.

Отношения любви и дружбы выступают у Дельвига мерилом ценности человека и всего общества. Ни богатство, ни знатность, ни связи определяют достоинства человека, а простые, интимные чувства, их цельность и чистота. И конец «золотого века» наступает, когда они рушатся, когда исчезает высокая духовность.

Заключение
«Добрый Дельвиг», «Мой парнасский брат» - называл любимого друга Пушкин, и эти славные титулы навечно останутся за поэтом своеобразного, неподдельного лирического дарования. Дельвигу, воспевшему красоту земного бытия, радость творчества, внутреннюю свободу и достоинство человека, принадлежит почётное место среди звёзд пушкинской плеяды.

Литература: 1. Большой энциклопедический словарь (том 8).
2. Лирика А. А. Дельвига.
3. Л. А. Черейский. Пушкин и его окружение. С-П: Наука, 1989 г.

По лицею и его лучшим другом. Многочисленные упоминания о Дельвиге в пушкинских стихах и до, и после его смерти – одно из прекраснейших выражений дружбы в мировой поэзии. Окончив лицей, Дельвиг жил в Петербурге и стал там центром поэтического мира. Его личное влияние на поэтов-современников было огромно. Он славился «пиитической ленью», добротой и здравым смыслом. С 1825 г. и до самой смерти он издавал ежегодный альманах партии поэтов-аристократов Северные цветы . В 1830 г. ему удалось получить разрешение на издание Литературной газеты . Его ранняя смерть в 1831 г. была жестоким ударом для Пушкина и всех поэтов их круга.

Как поэт Дельвиг развился рано. Все характерные черты его стиля уже присутствуют в лицейских стихах, написанных до 1817 г. Но печатал он немногое и не сразу, главным образом из-за своей пресловутой лени. Он так и не стал популярным, хотя Пушкин и Баратынский ценили его очень высоко. Он не субъективный поэт. Как и поэты XVIII века, он не делает предметом поэзии свою внутреннюю жизнь, а берет темы из внешнего мира.

Поэт Антон Дельвиг, 1798-1831

При жизни всего популярнее были его русские песни, но лучшие его стихи те, что написаны классическими размерами. Никто, ни прежде, ни после, не писал таких совершенных эпиграмм (в греческом смысле этого слова) как Дельвиг. Еще лучше его идиллии, высоко ценившиеся Пушкиным: Купальницы , без сомнения, высочайшее достижение русской поэзии в чисто чувственном восприятии классической древности. Безличная, неэмоциональная, формальная, чрезвычайно искусная и до странности непоказная поэзия Дельвига была словно специально создана для того, чтобы поздний XIX век ее презирал. Однако позднее Дельвигу было возвращено его законное место в истории – возможно, даже более того. Ибо Дельвиг, как и Катенин , хотя и является большим мастером, но не имеет того общечеловеческого значения, которое в конце концов только одно и делает поэзию великой.

1. Коллежский секретарь – гражданский чин X класса в Табели о рангах.
Известные в литературе коллежские секретари: Александр Сергеевич Пушкин, Иван Сергеевич Тургенев, Илья Ильич Обломов – «Обломов» И. А. Гончарова, Алёна Ивановна – «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, Коробочка Настасья Петровна – «Мертвые души» Н. В. Гоголя. ()

3. Оставляет службу в Министерстве финансов – см. о переводе по службе в письме Оленину:
А. Н. ОЛЕНИНУ
27 сентября 1821 г. Петербург
Ваше превосходительство, милостивый государь.
Служа в канцелярии Министерства финансов, я осмелился просить ваше превосходительство доставить мне место и при императорской Публичной библиотеке. Особенная склонность к занятиям библиографическим, желание быть вдвойне полезным и, скажу признательно, недостаточное состояние, принуждающее меня ожидать помощи только от трудов своих, – одним словом, необходимое для жизни заставило меня стараться удержать оба места. Но видя себя принужденным тем или другим пожертвовать, я решился по крайней мере удовлетворить моей склонности и желанию служить под лестным для меня начальством вашим. Смею ласкаться надеждою, что ревностною службою обращу на себя со временем благосклонное внимание моего начальства и заслужу милостивое его покровительство.
Вашему превосходительству угодно было, чтобы до определения моего в императорскую Публичную библиотеку я некоторое время занимался в оной, дабы можно было судить, имею ли я надлежащие способности к отправлению обязанностей, возложенных на чиновников сей библиотеки. Вследствие чего с 1 сентября прошлого 1820-го года я ходил в оную каждый день и, по мере сил и способностей моих, старался сколько мог лучше исправлять порученное мне дело. Если я был столько счастлив, что время сего испытания моего, по мнению начальства библиотеки, проведено мною не совсем для оной бесполезно, то ваше превосходительство не откажете мне в милостивом помещении меня в число подчиненных ваших по ведомству императорской Публичной библиотеки и тем доставьте присоединить чувство душевной признательности к тому глубочайшему почтению, с которым имею честь быть вашего превосходительства милостивого государя всепокорнейшим слугою
барон Антон Дельвиг.
С.-Петербург
27 сентября 1821. (

Дельвиг Антон Антонович родился в Москве 6 августа 1798 года. Известен как русский издатель, поэт и близкий товарищ А. Пушкина.

Первоначальное образование Антона Антоновича было получено в одном из столичных частных пансионов. В 1811 году будущего поэта приняли в Царскосельский лицей. Дельвиг обучался без особого энтузиазма, однако преподавателями было отмечено его увлечение отечественной словесностью. В учебном учреждении подружился с В. Кюхельбекером и А. Пушкиным, с которыми общался всю последующую жизнь. Первые литературные труды Антона Антоновича были успешны: его первого из числа лицеистов начали публиковать, и именно он впервые предложил в печать произведения Пушкина.

Поступил на службу в Департамент соляных и горных дел, служил в канцелярии Министерства финансов. В 1821 году был переведен в Публичную библиотеку, однако своей ленью и нерасторопностью вызывал недовольство начальства. В 1825 году Дельвига отправили в отставку. Впоследствии проходил службу в различных ведомствах, однако и там не отличался большим усердием.

В 1819 году Дельвиг, Пушкин, Кюхельбекер и Баратынский создали сообщество «Могучая кучка». Противники прозвали этот союз «вакхическими поэтами» за увлечение темой беззаботного отношения к жизни. В стихах, которыми они постоянно обменивались, преобладал культ дружбы и поэтической независимости.

С 1810 до начала 1820 годов был частым гостем масонских и литературных собраний, на которых присутствовали будущие декабристы. Не участвовал в тайных обществах и не разделял радикальных убеждений. Тем не менее, ссылки и аресты, которые последовали за восстанием 14-го декабря, воспринимал как собственную драму.

В начале 1820-х годов увлекся С. Пономаревой, владелицей литературного салона и покорительницей многих литераторов. Адресовал ей множество стихов. В 1824 году С. Пономарева безвременно ушла из жизни. Через год женился на С. Салтыковой и часто устраивал, в своем доме, литературно-музыкальные вечера. Семейная жизнь пары была неудачной из-за увлекающегося характера Салтыковой. Посвятил жене единственный стих – «За что, за что ты отравила…».

Антон Дельвиг оставил небольшое поэтическое наследие. Известен как автор лирических жанров (романсов, элегий, посланий), считался мастером утонченной литературной формы (антологических стихотворений, сонет и др.). Темами для своих «русских песен», написанных на основе народного творчества, избрал несчастную любовь, измену, разлуку. Особо знамениты его произведения «Не осенний частый дождичек» и «Соловей мой, соловей». «Русские песни» и идиллии обеспечивали Антону Антоновичу место среди величайших поэтов своего времени. В 1825-1831 издал альманах «Северные цветы».

Поэт проявлял незаурядные способности организатора. Привлек московских и петербургских авторов для участия в своем альманахе. Дельвиг сам писал и публиковал рецензии и критические статьи в «Северных цветах». В 1829 году издал альманах «Подснежник», сборник собственных произведений. Антон Антонович стал издателем и редактором «Литературной газеты», являющейся полемическим органом писателей, которых бранили не иначе как «литературными аристократами».

По делам печатного издания имел немало проблем с главой III отделения А. Бенкендорфом. В итоге, в 1830 году, газета была закрыта. Вскоре удалось возобновить издание под редакцией О. Сомова. Проблемы с «Литературной газетой» и семейные неурядицы серьезно сказались на здоровье Дельвига.