Милий Алексеевич Балакирев — русский композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, р одился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье.

Милий Балакирев учился в нижегородской гимназии, нижегородском Александровском дворянском институте.

Музыкальные способности Балакирев обнаружил в раннем детстве — мать и старшая сестра учили его игре на фортепиано. Видя музыкальную одаренность сына, мать отвезла его в Москву, где он обучался у известного пианиста Дюбюка. Он также некоторое время брал уроки у Джона Фильда.

По финансовым причинам занятия в Москве продолжались недолго, мальчик вернулся в Нижний Новгород и стал брать уроки музыки у дирижера оркестра местного театра Карла Эйзриха, который не только дал ему основные сведения по теории музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым (автором первой русской монографии о Моцарте), имевшим великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образцами классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить первоначальные навыки дирижирования.

В 1853-1855 Балакирев состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета, зарабатывая на хлеб уроками игры на рояле.

В 1855 Балакирев встретился в Петербурге с Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Уезжая в Берлин, Глинка подарил ему свой портрет.



12 февраля 1856 Балакирев блестяще дебютировал в Санкт-Петербурге в университетском концерте как пианист и композитор, своим концертным Allegro (fis-moll). Оркестром управлял Карл Шуберт. «Балакирев — богатая находка для нашей отечественной музыки », — писал Серов под впечатлением от его выступления.

Имя молодого композитора сразу же становится известным в музыкальных кругах Петербурга. О нем пишут в газетах. Его охотно приглашают к себе представители знати для участия в домашних концертах. Однако его не привлекает роль модного виртуоза, выполняющего прихоти знатных покровителей. Он решительно порывает светские связи, хотя и обрекает себя тем самым на жизнь, полную нужды и лишений. Основным источником существования остаются для него частные уроки музыки. В то. же время всю свою энергию, все свои силы он отдает борьбе за содержательное, высокоидейное музыкальное искусство.

Балакирев близко сошёлся со Стасовым, в котором нашёл чуткого, любящего друга и идейного вдохновителя. Знакомство с Даргомыжским, также оказало на него влияние.

С конца 1858 по 1861 год Милий Балакирев был занят сочинением музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Толчком послужила новая постановка трагедии на сцене Александрийского театра. Музыка Балакирева к «Королю Лиру», принадлежащая, по словам Стасова, «к числу высших и капитальнейших созданий новой музыки» , отличается глубоким проникновением в характер шекспировской драмы, рельефностью музыкальных образов и органической связью со сценической драматургией. Однако в театре эта музыка никогда не исполнялась, а увертюра, получившая характер вполне законченного, самостоятельного произведения, стала первым образцом русского программного симфонизма.



В этот же период сформировалось содружество композиторов «Могучей кучки». Еще в 1856 Балакирев познакомился с молодым военным инженером Кюи, с которым быстро сошелся на основе общих музыкальных интересов. В 1857 произошла встреча с выпускником военного училища Мусоргским, в 1861 — с семнадцатилетним морским офицером Римским-Корсаковым, а в 1862 — с профессором Медико-хирургической академии по кафедре химии Бородиным. Так сложился кружок. По свидетельству Римского-Корсакова, Балакирева «слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой» .

Занятия со своими товарищами-учениками Балакирев строил по методу свободного обмена творческими мыслями. Произведения всех членов кружка проигрывались и обсуждались сообща. Подвергая критике сочинения своих друзей, Балакирев не только указывал, как следует исправить отдельные недочеты. Зачастую он сам дописывал целые куски музыки, инструментовал, редактировал. Он щедро делился с друзьями творческими замыслами, опытом, подсказывал им темы и сюжеты. Большое место в занятиях занимал также анализ выдающихся произведений классиков и современных кружку композиторов. Как писал Стасов, беседы Балакирева «были для товарищей его словно настоящие лекции, настоящий гимназический и университетский курс музыки. Кажется, никто из музыкантов не равнялся с Балакиревым по силе критического анализа и музыкальной анатомии». Возникавшие в кружке споры зачастую выходили далеко за пределы чисто музыкальных вопросов. Горячо обсуждались проблемы литературы, поэзии, общественной жизни.

Милий Балакирев был первым из русских музыкантов, предпринявшим экспедиционную поездку для записи песен на Волгу (лето 1860). Он отправился на пароходе от Нижнего Новгорода до Астрахани вместе с поэтом Щербиной, исследователем и знатоком русского фольклора. Щербина записывал слова, Балакирев — мелодии народных песен.

А.К. Глазунов и М. А. Балакирев.

Первым творческим итогом поездки была новая увертюра (или картина) на темы трех русских песен из числа записанных на Волге. Балакирев дал ей название «1000 лет», а позднее, в 1887, переработав, назвал ее симфонической поэмой «Русь». Внешним поводом к сочинению явилось открытие в 1862 в Новгороде памятника «Тысячелетие России».

Милий Алексеевич создал новый тип музыкальных обработок воспроизводящих своеобразными художественными средствами особенности народно-песенного искусства. В этих обработках, как и в собственных сочинениях на народные темы, он смело сочетал ясную диатонику крестьянской песни с колористическим богатством современной ему романтической гармонии, находил необычные инструментальные краски, новые интересные приемы развития, которые подчеркивали своеобразие русской песни и воссоздавали характерные картины народной жизни, природы.

Ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866.

Балакирев трижды побывал на Кавказе: в 1862, 1863 и 1868. Под впечатлением от этих путешествий им была написана фортепианная фантазия «Исламей», главной темой которой стала услышанная во время странствий мелодия кабардинской пляски. По итогам этих путешествий Балакирев начал работать над симфонической поэмой «Тамара».


18 марта 1862 Балакирев вместе с хоровым дирижером Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу». Эта школа на первых порах своего существования развернула широкую деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми - Балакирев. 28 января 1868 после отказа Ломакина от управления школой, Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874.

Вагнер, будучи в России и услышав выступление Балакирева, с большой похвалой отозвался о его дирижерском искусстве и добавил, что видит в нем своего будущего русского соперника.

В 1867 Балакирев выступал в качестве дирижера в Праге, где впервые знакомил чешскую публику с «Русланом и Людмилой» Глинки: «Руслан» окончательно покорил себе чешскую публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я его уже дирижировал 3 раза». Пражские слушатели преподнесли Балакиреву венки, и один из них он решил отвезти на могилу Глинки. Чешские газеты признали в лице Балакирева достойного ученика Глинки, продолжателя его дела

С осени 1867 до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза, Листа и оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского.

К концу шестидесятых годов завязываются дружеские связи Балакирева с Чайковским. Композиторы ведут оживленную переписку. Балакирев своими советами во многом помогает развитию программного симфонического творчества Чайковского, а тот, в свою очередь, содействует популяризации сочинений Балакирева в Москве.

К этому времени на Балакирева уже начинают один за другим сыпаться тяжелые удары.

Весной 1869 представители придворной клики грубо отстраняют его от дирижирования концертами Императорского русского музыкального общества. Это вызвало глубокое возмущение передовой музыкальной общественности. Чайковский поместил в «Современной летописи» статью, в которой выразил отношение всех честных музыкантов к факту бесцеремонного изгнания из высшего музыкального учреждения человека, составляющего гордость и украшение русской музыкальной культуры. Чайковский писал: «Балакирев может сказать теперь то, что изрек отец русской словесности, когда получил известие об изгнании его из Академии наук: «Академию можно отставить от Ломоносова, но Ломоносова от Академии отставить нельзя».

К этому же времени сильно пошатнулось материальное положение «Бесплатной музыкальной школы». Она была на грани закрытия. Балакирев это очень тяжело переживал.

Возникли серьезные неурядицы и в его личной жизни: смерть отца повлекла за собой необходимость принять на себя заботы о содержании незамужних сестрах, в то время как сам композитор не имел средств к существованию.


К началу семидесятых годов изменили сь и отношения Балакирева с членами «Могучей кучки». Питомцы Балакирева стали зрелыми, вполне сложившимися композиторами, перестали нуждаться в его повседневной опеке. В таком явлении не было ничего противоестественного, и один из членов кружка — Бородин — дал этому правильное объяснение, хотя и облеченное в шутливую форму: «Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева) все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцу — обросли перьями. Перья у всех вышли по необходимости различные; а когда отросли крылья — каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела». Однако болезненно самолюбивый, тяжело уязвленный неудачами, Балакирев не мог примириться с потерей былого влияния на недавних учеников.

Неудачи Милия Алексеевича завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде, задуманным для улучшения финансового положения.

Тяжелые переживания вызвали острый душевный кризис. Одно время Балакиревым владела мысль о самоубийстве. Вынужденный ради заработка поступить рядовым служащим в правление Варшавской железной дороги, он отстраняется от прежних друзей и надолго отказывается от каких-либо музыкальных занятий.

Лишь к концу семидесятых годов у него постепенно возрождается интерес к музыке. Он вновь берется за прерванное сочинение симфонической поэмы «Тамара». Возвращению Балакирева к музыкальной деятельности во многом содействовали старания его друзей. В частности, значительную роль сыграла Шестакова, предложившая ему принять участие в редактировании готовящихся к изданию партитур Глинки. Балакирев деятельно принялся за эту работу, пригласив для помощи Римского-Корсакова и его ученика Лядова.

Но Балакирев вернулся к музыкальной жизни уже не прежним «орлом», как его когда-то называл Даргомыжский. Душевные силы его были надломлены, появилась болезненная замкнутость. Особенно поразило друзей обращение Балакирева к религии.

С 1883 по 1894 Балакирев был управляющим Придворной певческой капеллы. Все музыкальное дело певческой капеллы он сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов. Он приобщил к работе в капелле в Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле.

К 1894 относится последнее публичное выступление Балакирева как пианиста. Это было на торжествах в Желязовой Воле — на родине Шопена, где по инициативе Балакирева был открыт памятник великому польскому композитору.

До конца жизни Балакирев сохранял горячую любовь к Глинке. В 1885 в Смоленске он участвовал в празднестве открытия памятника великому композитору и дирижировал там двумя концертами. В 1895 он добился установки мемориальной доски на доме в Берлине, в котором скончался Глинка, сам ездил на торжества в составе русской делегации и дирижировал в Берлине своей симфонией. А в 1906 в честь открытия памятника Глинке в Петербурге (инициатором и на этот раз был Балакирев) исполнялась сочиненная им торжественная кантата.



Балакирев принимал непосредственное участие в создании Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Кюи оперных произведений, помогая им в выборе сюжетов и работе над музыкой, пропагандировал русские оперы как дирижер и публицист. Особенно значительна была деятельность Балакирева в области популяризации опер Глинки в России и за границей.

Милий Алексеевич Балакирев умер 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, в своей квартире на Коломенской улице, 7. Согласно его воле Ляпунов завершил ряд не законченных им произведений, в том числе и фортепианный концерт ми-бемоль мажор.

Балакирев погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1936 во время реконструкции Некрополя мастеров искусств прах Балакирева был перенесен от южной ограды кладбища ближе к стене бывшей Тихвинской церкви, и захоронен на Композиторской дорожке рядом с Римским-Корсаковым, умершим в 1908.

Милий Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, хотя сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому «Королю Лиру», симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии». Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор, блистательную фантазию «Исламей» и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой - на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза.

enc.vkarp.com ›2011/04/24/б-балакирев-милий…

Ещё:

Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.
В. Стасов

М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога - пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры. Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.

В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки» (данным ему B. Стасовым) и «балакиревского кружка».

Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке. Ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский - офицером в отставке, Римский-Корсаков - моряком, Бородин - химиком. «Под руководством Балакирева началось наше самообразование», - вспоминал впоследствии Кюи. - «Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Задания давались сразу же ответственные: начинать прямо с симфонии (Бородин и Римский-Корсаков), Кюи писал оперы («Кавказский пленник», «Ратклиф»). Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания: «...критик, именно технический критик, он был удивительный», - писал Римский-Корсаков.

К этому времени сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как «Приди ко мне», «Песня Селима» (оба - 1858), «Песня золотой рыбки» (1860). Все романсы были изданы и получили высокую оценку А. Серова: «...Свежие здоровые цветки на почве русской музыки». В концертах звучали симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, Увертюра из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он также немало фортепианных пьес и работал над симфонией.

Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром - Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку. Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе (1862 и 1863) дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу (1867), где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни. Все эти впечатления нашли отражение в творчестве: симфоническая картина на темы трех русских песен «1000 лет» (1864; во 2-й ред. - «Русь», 1887), «Чешская увертюра» (1867), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), симфоническая поэма «Тамара» , начатая в 1866 г. и законченная много лет спустя.

Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах Общества, с успехом прошла премьера Первой симфонии Бородина.

Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди - восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО. Несправедливость происшедшего была очевидна. Возмущение высказали выступившие в печати Чайковский и Стасов. Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной. Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Доведенному до отчаяния композитору приходят даже мысли о самоубийстве. Поддержать его некому: товарищи по кружку отдалились, каждый занятый своими замыслами. Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Не слушая их призывов и уговоров, он поступает в Магазинную контору Варшавской железной дороги. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 г....

Хотя в конторе Балакирев прослужил недолго, возвращение его к музыке было долгим и внутренне трудным. На жизнь он зарабатывает фортепианными уроками, но сам не сочиняет, живет замкнуто и уединенно. Лишь в конце 70-х гг. он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Страстность и кипучую энергию человека, разделявшего - пусть не всегда последовательно - прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская, набожность и аполитичность, односторонность суждений. Исцеление после пережитого кризиса все не приходило. Балакирев вновь становится во главе оставленной им музыкальной школы, работает над завершением «Тамары» (по одноим. стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала под управлением автора весной 1883 г. Появляются новые, преимущественно фортепианные пьесы, новые редакции (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма «Русь»). В середине 90-х гг. создается 10 романсов. Сочиняет Балакирев крайне медленно. Так, начатая в 60-е гг. Первая симфония была завершена лишь через 30 с лишним лет (1897), в задуманном тогда же Втором фортепианном концерте композитор написал лишь 2 части (завершил его С. Ляпунов), работа над Второй симфонией растянулась на 8 лет (1900-08). В 1903-04 гг. появляется серия прекрасных романсов. Несмотря на пережитую трагедию, отдаление от прежних друзей, роль Балакирева в музыкальной жизни значительна. В 1883-94 гг. он был управляющим Придворной певческой капеллой и а сотрудничестве с Римским-Корсаковым неузнаваемо изменил там музыкальное обучение, поставив его на профессиональную основу. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка, собиравшегося у академика А. Пыпика в 1876-1904 гг.; здесь он выступал с целыми концертными программами. Обширна и содержательна переписка Балакирева с зарубежными музыкальными деятелями: с французскими композитором и фольклористом Л. Бурго-Дюкудре и критиком М. Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Б. Каленским.

Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, «Исламея» исполняет знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.

Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. Тамара - одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки - в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена. Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.

Биография

Балакирев Милий Алексеевич (1836/1837-1910), композитор.

Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист.

На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев, первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева, который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин.

Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», - писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка.

В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50--60-е годы XIX в. - пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.).

В 1869 г. закончена фортепианная фантазия «Исламей», ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным.

Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел.

В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода - симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки.



Балакирев, Милий Алексеевич

Известный русский композитор и музыкально-общественный деятель; род. 21 декабря 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском университете. Музыкальным образованием Б. обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал "Бесплатную музыкальную школу", состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января 1868 г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 г. В 1866 г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила" Глинки, которые были даны под управлением Б. и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера "Руслан и Людмила".

С осени 1867 г. до весны 1869 М. А. дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 г. вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа и оркестровые сочинения собственно русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и др. В середине 70-х годов, М. А. Балакирев, по расстроенному здоровью, принужден был на время отказаться от общественной деятельности. В 1883 г. М. А. был назначен Государем Императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело поставлено ныне на прочных педагогических основаниях; им выработана программа научных классов; Б. взял в свои руки музыкальное дело, пригласив к себе помощником Н. А. Римского-Корсакова, занимающего должность инспектора музыкальных классов. При Б. здание певческой капеллы перестроено заново; изящный внешний вид здания, роскошь (залы) и обширность помещения для учащихся не оставляют желать лучшего. Особенное внимание обращено Б. на развитие оркестрового класса в капелле; цель эта практическая и, без сомнения, окажет благотворное влияние на тех, которые вследствие потери голоса должны прекратить свои занятия в хоре; им представится, в таком случае, возможность нового заработка, который удержит их в привычной среде и устранит необходимость искать себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности. В придворной певческой капелле существует в настоящее время вполне самостоятельный оркестр.

Композиторская деятельность М. А. Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру (1860 г.), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856 г.); две увертюры на русския темы, из которых первая сочинена в 1857 г., а вторая, под названием "Русь", написана в 1862 г. на открытие памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма "Тамара" (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 г. Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и H-moll), скерцо, фантазия "Исламей" на восточные темы (1867 г.); им же переложены для фортепиано в две руки: "Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила", "Песня жаворонка" Глинки, увертюра (вступление) ко второй части "La Fuite en Egypte" сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), "Арагонская хота" Глинки. В четыре руки: "Князь Холмский", "Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде" Глинки.

Из вокальных сочиненийБ. большой популярностью пользуются романсы и песни ("Золотая рыбка", "Приди ко мне, "Введи меня, о ночь, тайком", "Наступление", "Взошел на небо месяц ясный", "Слышу ли голос твой", "Еврейская мелодия", "Грузинская песня" и проч.) - числом 20. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является "Сборник русских народных песен", изданный Б. в 1866 году (всех песен 40). Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Б. своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом.

{Брокгауз}

Балакирев, Милий Алексеевич

Композитор, пианист и дирижер. Род. 21 декабря 1836 в Нижнем Новгороде. Учился в Казанском университете. Игру на фп. изучал сначала дома у матери, затем в Москве. Много помогло музыкальному развитию юноши знакомство с Улыбышевым, автором известной книги о Моцарте; в молодые годы Б. подолгу живал в деревне Улыбышева, знакомясь с лучшими образцами западной музыки, заключавшимися в его богатой музыкальной библиотеке и при помощи его деревенского оркестра изучая инструментовку. Там же Б. близко познакомился с русской народной песнью и научился ценить ее, что также не осталось без влияния на его дальнейшую деятельность. Таким образом, своим музыкальным образованием (как в эту эпоху, так и позднее) Б. обязан прежде всего самому себе. В 1855 Б. переселился в Петербург, где выступил публично в качестве пианиста виртуоза и первыми своими сочинениями (оркестровой фантазией на русские темы и фортепианной - на трио из "Жизни за Царя") привел в восхищение Глинку, который называл его своим преемником. В конце 50-х и в 60-ые годы Б. сгруппировал вокруг себя кружок молодых русских композиторов (Кюи и Мусоргский, потом Римский-Корсаков и Бородин). Все четверо, как и сам Б., были главным образом автодидакты; вместе изучали они партитуры великих произведений, расширяли свой музыкальный горизонт и вырабатывали художественные идеалы, слагавшиеся, главным образом, под влиянием Глинки и Даргомыжского (последнего периода) - с одной стороны, и Шумана, Берлиоза, Листа - с другой; при этом Б., как наиболее богатый опытом и знаниями, являлся естественным главой и как бы руководителем кружка, имевшего столь важное значение в русской музыке. Кличка "могучая кучка", которою с легкой руки Серова насмешливо окрестили этот кружок, оказалась верной в своей первой части и неверной во второй, ибо эта "кучка" заняла позднее господствующее положение в русской музыке. И одна из главных заслуг Б. заключается в том, что он сумел дать толчок внутреннему музыкальному развитию членов кружка, не подавляя в то же время индивидуальности каждого из них (что выяснилось из их дальнейшей деятельности). Некоторое влияние имел Б. и на Чайковского, кое-какие сочинения которого написаны по мысли и даже по плану Б. (напр., "Ромео и Джульетта" и др.).В 1862 вместе с Ломакиным Б. основал в СПб. "Бесплатную музыкальную школу", концертами которой управляет с тех пор (за исключением 1874-1881). Концерты эти, процветавшие в 60-х годах, имели для своего времени большое музыкально-образовательное значение, ибо в них публика впервые знакомилась со многими произведениями, как русскими (членов кружка), так и иностранными, (особенно Берлиоза и Листа). В 1867-69 Б. дирижировал концертами И. Р. М. О., составляя программы в том же духе, как и в Бесплатной Музыкальной Школе, что и было причиной ухода его из И. Р. М. О. В 1883-95 Б. управлял (после Бахметева) придворной капеллой; он улучшил ее репертуар и исполнение и превратил ее в то же время в первоклассное музыкально-учебное заведение, подняв преподавание пения и теории музыки на должную высоту и введя прочно поставленные инструментальные классы. В 1867 Б. поставил "Руслана и Людмилу" в Праге (впервые за границей), а раньше "Жизнь за Царя" (там же). В 1894 по энергичной инициативе Б. поставлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), причем Б. там же (а затем и в Варшаве) исполнял публично его произведения. Сочинения Б. немногочисленны (он работает очень медленно), но отличаются крупными достоинствами: отсутствием общих мест, стройностью формы, блеском оркестра и вообще мастерством отделки. К лучшим из симфонических сочинений Б. относятся: музыка к "Королю Лиру" (1858-1861), симфоническая поэма "Тамара" (наброс. 1867, оконч. 1882), симфония C-dur (наброс. относ. к 60-м гг., оконч. 1897). Кроме того, для оркестра Б. написаны еще увертюры: "на три русские темы" (1858); "1000 лет", позже названная "Русь" (1862, по поводу 1000-летия России); чешская; испанская (1885, на темы, данные еще Глинкой). Фортепианные пьесы Б. также сыграли видную роль в развитии русской фортепианной литературы, до него лишенной выдающихся оригинальных произведений. В этом отношении особенно замечательна фантазия "Исламей" (1869) и транскрипции глинкинских сочинений ("Аррогонская Хота" и др.). Б. написал еще две серии романсов (1857 и 1896), из которых некоторые пользуются широким распространением. Выдающееся значение имел сборник русских народных песен (Нижегородской губ.), выпущенный Б. в 1866 и в некоторых отношениях послуживший образцом для последующих собирателей; своими научно-художественными достоинствами сборник этот даль сильный толчок серьезному изучению русской народной песни. В настоящее время Б. живет в СПб.

Балакирев, Милий Алексеевич

(1837-1910) - русский композитор, пианист, дирижер и муз.-общ. деятель, глава "могучей кучки ". Происходил из дворянской чиновничьей семьи, учился на физико-математическом факультете Казанского ун-та. В музыкальной работе Б. помогали его изумительная память и острый аналитический талант. В 1855 Б. переселился в Петербург, где обратил на себя внимание М. Глинки, как пианист и композитор. В конце 50-х и в 60-х гг. Б. собрал вокруг себя ряд крупнейших рус. музыкальных талантов - Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, - всецело подчинив их своему авторитету. Художественная идеология этой группы развилась под сильным влиянием народничества 60-х гг., с одной стороны, и смешанных влияний Глинки и Даргомыжского и новозападной музыки (Шуман, Берлиоз, Лист), с другой. Б. - в музыке самоучка - с первых же шагов занял позицию, враждебную зарождавшемуся в то время профессиональному академизму, оплотом которого был А. Рубинштейн. Проникнутый славянофильской идеологией, Б. сильно воздействовал на окружающих его музыкантов в смысле их стремления к музыкальной новизне для создания музыкального языка на основе народного мелоса. В 1862 Б., совместно с Р. Ломакиным (см.), основал "Бесплатную музыкальную школу", на концертах которой исполнялись произведения представителей новой рус. школы и излюбленных ею западных композиторов. Директором школы и дирижером ее концертов Б. был в 1862-74 и 1881-1905. В течение 1867-69 он дирижировал также симфоническими концертами Русского музыкального общества, а в 1883-94 был управляющим Придворной капеллой. Б. редактировал первое издание опер Глинки (совместно с Н. А. Римским-Корсаковым, А. Лядовым - 1878-82) и дирижировал этими операми в Праге (1867). В начале 70-х гг., под впечатлением глубоких личных разочарований, Б. совершенно отстранился от музыкальной жизни. - Черты дворянского реакционного мировоззрения, вообще свойственные Б., к этому времени усилились чрезвычайно. В середине 70-х гг. им овладевает религиозное настроение. В 1881 Б. возвращается к руководству концертами Бесплатной музыкальной школы (после отказа от директорства Римского-Корсакова). В последние два десятилетия своей жизни, замкнувшись в кругу немногих поклонников, Б. продолжал прерванную творческую деятельность, закончившуюся лишь за несколько лет до его смерти. Общее число написанных Б. композиций невелико. Работал он медленно, с большими перерывами, тщательно отделывая свои произведения. Сочинения Б. отличаются превосходным гармоническим письмом, четкостью формы, выразительной мелодикой (с уклоном в сторону музыкального Востока), но при всем том однообразны и не дают впечатления непосредственности переживания Им свойственна некоторая вялость и рассудочность. Главное значение Б. - в его влиянии на композиторов новой рус. школы, особенно Римского-Корсакова. Из произведений Б. наибольшей известностью пользуются симфоническая поэма "Тамара" (1867-82) и фантазия "Исламей" для фортепиано (1869) на темы грузинского кругового танца. Кроме того, Б. написаны две симфонии C-dur и D-moll, музыка к драме Шекспира "Король Лир" (1858-61), ряд увертюр; для фортепиано с оркестром - концерт Es-dur, для голоса - свыше 40 романсов, а также изданный в 1866 сборник рус. песен, давший толчок к изучению рус. народного музыкального творчества. Кроме того, перу Б. принадлежит фортепианная соната, ряд мелких фортепианных пьес и транскрипций (в том числе знаменитое переложение "Жаворонка" Глинки), несколько духовных песнопений, кантата в память Глинки (1906).

Лит.: Ляпунов, С. M., M. А. Балакирев, "Еженедельник ими. театров", 1910; Каратыгин, В., М. А. Балакирев, "Аполлон", 1910; Pимский-Коpсаков, Н. А., Летопись моей музыкальной жизни, СПб, 1910; Тимофеев, Г., М. А. Балакирев. "Русская Мысль", 1908; Гродский, М. А. Балакирев, СПб, 1911; Стрельников, Н., М. А. Балакирев, П., 1922; Чернов, М. А. Балакирев, "Музыкальная Летопись", Л., 1926; Римский-Коpсаков, Н. А., Два Балакирева (там же); переписка Балакирева с Римским-Корсаковым, "Музыкальный Современник", 1915-17, с П. Чайковским ("Русская Мысль", 1909, отдельное издание С. М. Ляпунова, 1912), с В. В. Стасовым (отдельное издание - с примечаниями В. Каренина, П., 1917).

Е. Браудо.

Балакирев, Милий Алексеевич

(род. 2.I.1837 в Нижнем Новгороде, ум. 29.V.1910 в Петербурге) - рус. композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель. Первые уроки музыки получил у матери, в 1847 занимался в Москве у А. Дюбюка. В дальнейшем пополнял муз. знания отчасти самостоятельно, пользуясь поддержкой просвещенного любителя музыки, автора 3-томной биографии В. Моцарта нижегородского помещика А. Улыбышева (1794-1858), отчасти с помощью местного театрального дирижера и пианиста К. Эйзриха. В 1853-55 учился на математическом фак. Казанского университета, не оставляя муз. деятельности. В 1855 переехал в Петербург, посвятив себя музыке. В 1856 познакомился с М. Глинкой, высоко оценившим его дарование. В конце 50-х гг. становится главой и рук. творческого объединения Могучая кучка. В 1862 совместно с Г. Ломакиным основал Бесплатную музыкальную школу. В 1860 совершил поездку по Волге для записи народных песен; начиная с 1862 предпринял аналогичные поездки на Кавказ. В 1866-67 посетил Прагу, где (впервые за рубежом) осуществил постановку оперы Глинки "Руслан и Людмила". В 1867-69 руководил симфоническими концертами Петербургского отд. Русского музыкального общества. В 1872 в результате творческого кризиса временно оставил муз. деятельность, вернувшись к ней лишь в 1881, когда вновь возглавил Бесплатную музыкальную школу. В 1883-94 упр. придворной Певческой капеллой. Б. вошел в историю рус. музыки как преемник Глинки и продолжатель его традиций, создатель высокохудожественных произведений, вдохновитель и наставник содружества Могучая кучка, прославивший своим творчеством отечественное муз. искусство, борец за прогрессивную, демократическую муз. культуру, исследователь и знаток нар. песни.

Соч.: Кантата на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); 2 симфонии (1897, 1908); 3 увертюры, в т. ч. Увертюра на темы 3 рус. песен (1858), симф. поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882); музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); 2 концерта (включ. юношеский) для фп. с орк.; фантазия "Исламей" (1869) и др. пьесы для фп., 40 романсов, в их числе "Грузинская песня", "Песня золотой рыбки", "Обойми, поцелуй", "Песня разбойника", "Песня Селима", "Введи меня, о ночь" и др.; 2 сб. рус. нар. песен.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

  • Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород).… … Большая советская энциклопедия

    - (1836—1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1836/37 1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867 69),… … Большой Энциклопедический словарь

    Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С. Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском… … Биографический словарь

    - (1836 1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Балакирев. Милий Балакирев … Википедия

    - (1836/1837 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт Петербург). Дирижёр Императорского Русского… … Энциклопедический словарь

    БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич - Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород 16.05. 1910, С. Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых… … Православная энциклопедия


Балакирев М. А.

Милий Алексеевич (21 XII 1836 (2 I 1837), Нижний Новгород, ныне Горький - 16 (29) V 1910, Петербург) - рус. композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Игре на фп. обучался под рук. матери, неск. уроков взял у А. И. Дюбюка и К. К. Эйзриха. Муз. развитию Б. способствовало сближение с А. Д. Улыбышевым, в доме к-рого Б. знакомился с муз. лит-рой, в том числе с сочинениями М. И. Глинки, Ф. Шопена. На муз. вечерах, устраивавшихся Улыбышевым, начались выступления Б. как пианиста и дирижёра. В 1853-55 жил в Казани, состоял вольнослушателем математич. ф-та Казанского ун-та, продолжал концертировать, давал фп. уроки.

Важное событие в жизни Б. - переезд в Петербург (кон. 1855) и встреча с М. И. Глинкой, последователем к-рого он становится. В 1856 Б. дебютировал в Петербурге как пианист и композитор (исполнил концерт для фп. с оркестром). В 1856-62 завязывается дружба Б. с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным и критиком В. В. Стасовым, оказавшим заметное влияние на формирование идейно-эстетич. позиций В., познакомившим его с революционно-демократич. лит-рой. В нач. 60-х гг. 19 в. под рук. Б. сформировался муз. кружок, известный под назв. "Новая рус. муз. школа", Балакиревский кружок, "Могучая кучка". Благодаря целеустремленности и художеств. инициативе, творч. и исполнительскому опыту, Б. пользовался большим авторитетом у членов кружка.
В 50-60-е гг. Б. созданы "Увертюра на тему испанского марша" (1857), "Увертюра на темы трёх русских песен" (1858), музыка к трагедии У. Шекспира "Король Лир" (1858-61), увертюра "1000 лет" (1864), романсы, фп. пьесы. Эти произв. развивают традиции Глинки, особенно его симф. музыки. В 1862 Б. совм. с Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу (БМШ), ставшую очагом массового муз. образования и просвещения. Б. учредил постоянные концерта БМШ, в к-рых пропагандировал сочинения рус. (особенно молодых) композиторов глинкинского направления и зарубежных композиторов-романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана). Во 2-й пол. 60-х гг. Б. по приглашению чеш. музыкантов посетил Прагу, руководил постановкой оперы "Руслан и Людмила", дирижировал оперой "Жизнь за царя" (1867). В 1867-69 был гл. дирижёром РМО, изменив прежний консервативный характер его конц. программ.
Расцвет муз. деятельности Б. связан с 60-ми гг. В 70-е гг. он пережил длительный душевный кризис, вызванный рядом неудач в его муз.-обществ. деятельности и в личной жизни. Б. отходит от БМШ, перестаёт сочинять, выступать как исполнитель, порывает дружеские связи с членами кружка. Одновременно сближается с церковными кругами Петербурга, проявляет несвойственную ему ранее религиозность.
В нач. 80-х гг. Б. возвращается к муз. деятельности, к-рая, однако, утратила прежний размах и боевой "шестидесятнический" характер. В 1881-1908 он вновь возглавлял БМШ, одновременно (1883-94) состоял директором Придв. певч. капеллы. Принимал участие в муз.-обществ. жизни: содействовал увековечению памяти Глинки (открытие памятника в Смоленске, 1885) и Шопена (открытие памятника в Желязова-Воле, 1894). Выступления Б.-пианиста приобрели камерный характер (играл лишь на частных муз. вечерах). Ближайшим другом и последователем Б. стал С. М. Ляпунов. В 1880-1900 Б. создал симф. поэму "Тамара" (ок. 1882, начата в 60-е гг.), 2 симфонии (1-я - 1897, начата в 60-е гг.; 2-я - 1908), мн. романсов, фп. произв., "Кантату памяти Глинки" (1904, исп. в 1906, написана к открытию памятника Глинке в Петербурге). В эти годы он занимался переработкой и редактированием большинства своих крупных сочинений раннего периода. Его новые произв. свидетельствовали о росте композиторского мастерства, но в то же время и о нек-ром угасании таланта.
Важнейшая черта творчества Б. - яркая нац. характерность. Нар. образы (бытовые или эпические), картины рус. жизни, природы проходят через большинство его произв. Композитора отличает также традиционный для рус. музыки интерес к теме Востока (точнее Кавказа) и нар. муз. культурам др. стран (польской, чешской, испанской). Б. постоянно изучал муз. фольклор, особенно русский. Богатый материал дала Б. поездка по Волге, предпринятая в 1860 с целью записи нар. песен, результатом её явился сб. "40 русских народных песен для голоса с фп." (напечатан в 1866) - первый классич. образец этого рода в истории рус. муз. фольклористики. 2-й сб. - "30 русских народных песен для фп. в 4 руки" (1898) создан на материале, собранном песенными экспедициями Рус. географич. об-ва. С увлечённостью фольклором связано обилие в произв. Б. подлинных нар. мелодий и близких к ним авторских тем жанрово-песенного или танц. характера. Напр., увертюры на рус. нар. темы, симфонии (особенно 1-я), вок. сочинения. Поездки на Кавказ, знакомство с его фольклором вызвали к жизни красочные вост. муз. образы (поэма "Тамара", фп. фантазия "Исламей", "Грузинская песня" и др.). И в этом Б. продолжил творч. принципы Глинки.
Б.-лирику свойственно воплощение контрастных эмоций: пылкая страстность, горячность сменяются ленивой истомой, спокойной мечтательностью. В поздних сочинениях преобладают сдержанно-лирич. созерцательные настроения, связанные с философским восприятием природы или с воспоминаниями о прошлом.
Осн. сфера творчества Б. - инстр. музыка (симфоническая и фп.). Развивая вслед за Глинкой жанрово-нар. симфонизм (первое крупное сочинение этого рода - "Увертюра на темы трёх русских песен"), Б. стремился к обогащению жанра увертюры эпич. элементами (использование былинных напевов, мелодики древнего характера, окаймление центр., подвижных по темпу жанрово-бытовых разделов медленными эпизодами эпич. склада). Он обращался преим. к историческим сюжетам, стремясь воссоздать величавый образ народа. Такова его вторая рус. увертюра - "1000 лет" (написана к открытию в Новгороде памятника "Тысячелетие России"; во 2-й ред. - симф. поэма "Русь"), в лит. программе к-рой автор писал о своём намерении запечатлеть в музыке поэмы нек-рые моменты рус. истории (Русь языческая, московская, казацкая).
С именем Б. связано рождение жанра рус. эпич. симфонии. В 60-х гг. Б. начал работать над 1-й симфонией. Одновременно он принимал участие в создании симфоний Бородина и Римского-Корсакова. Принципы рус. эпич. симфонии вырабатывались в совм. творч. исканиях этих композиторов.
Б. работал преим. в области программного симфонизма. Лучший образец симф. поэмы Б. - "Тамара" (по одноим. стихотворению М. Ю. Лермонтова, посв. Ф. Листу). Построенная на оригинальном муз. материале изобразит.-пейзажного и нар.-танц. характера, "Тамара" стилистически родственна программным симф, поэмам Ф. Листа - создателя этого жанра. В то же время она связана с творчеством Глинки ("Восточные танцы" из оперы "Руслан и Людмила"). В "Тамаре" отчётливо проявились индивидуальные черты симф. стиля Б.: яркость звукописного и нац.-характерного (кавказского) колорита, свободное сопоставление разнохарактерных и красочных муз. картин (ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж). Др. тип программного симфонизма Б. - музыка к трагедии Шекспира "Король Лир". (Первым классич. произв. этого рода в рус. музыке был "Князь Холмский" Глинки.) Это сочинение Б. открыло шекспировскую тему в творчестве рус. композиторов (произв. П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева на сюжеты Шекспира).
Б. - один из первых рус. композиторов, широко использовавший в фп. музыке крупные концертно-виртуозные формы. Среди его фп. произв. выделяется вост. фантазия "Исламей" (1869), отличающаяся оригинальным тематич. материалом (подлинные вост. темы), широтой и симфоничностыо замысла, сочетанием европ. конц. стиля со специфич. чертами вост. инстр. колорита. Эта виртуозная блестящая пьеса - важнейшая веха в развитии рус. пианизма. Характерно также обращение Б. к жанрам рвмантич. фп. музыки (мазурки, вальсы, ноктюрны, скерцо), свидетельствующее о близости к Ф. Шопену. значит. часть фп. наследия Б. составляют транскрипции и переложения (для фп. в 2 и 4 руки) произв. др. композиторов (М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского, Л. Бетховена, Г. Берлиоза).
Камерно-вок. сочинения Б. - своего рода связующее звено между рус. романсом Глинки, Даргомыжского и рус. вок. лирикой 2-й пол. 19 в. Свежестью и новизной отличаются романсы раннего периода. Нек-рые из них - фантастико-пейзажная "Песня золотой рыбки", лирические "Исступление", "Приди ко мне", "восточные" романсы ("Песня Селима", "Грузинская песня") - являются первыми образцами этого типа в вок. музыке композиторов Балакиревского кружка. Лучшие романсы Б. написаны на тексты М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. А. Фета, А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова.
Произв. Б. нередко содержат стилистич. противоречия: оригинальность муз.-поэтич. замысла и богатство муз. фантазии сочетаются в них с рыхлостью и недостаточной цельностью формы (преим. крупной). В этом проявились как индивидуальные свойства дарования композитора, так и особенности его творч. процесса - длит. перерывы в работе, вследствие чего Б. приходилось заново "вживаться" в произв. С этим связана также двойственность историч. судьбы его творчества: Б. вначале шёл впереди своих товарищей по кружку, уверенно намечал пути развития рус. музыки после Глинки, но по сравнению с другими представителями "Могучей кучки" достижения Б. оказались более скромными, тем более, что его капитальные произведения появились после симфоний Бородина и программных симф. сочинений Римского-Корсакова. Однако это не умаляет значения Б. как вождя "Новой рус. муз. школы", как автора произв., вошедших в рус. муз. классику 19 в.
Основные даты жизни и деятельности
1836. - 21 XII. В семье служащего нижегор. Соляного правления А. К. Балакирева родился сын Милий. 1844. - Занятия с матерью Елизаветой Ивановной (фп.).
1846. - Поездка с матерью в Москву, 10 уроков у А. И. Дюбюка, "от к-рого впервые усвоил себе правильные приёмы фп. игры" (Автобиография). - Поступление в Нижегор. губернскую гимназию.
1851. - Продолжение ранее начатых занятий с К. К. Эйзрихом. - Знакомство с произв. Ф. Шопена. - Первая встреча с комп. и пианистом И. Ф. Ласковским. - Начало выступлений на муз. вечерах А. Д. Улыбышева (в качестве пианиста, потом и дирижёра).
1852. - Первые композиторские опыты.
1853. - Окончание Александровского дворянского ин-та. - Переезд в Казань, зачисление вольнослушателем Казанского ун-та на физ.-математич. ф-т. - Продолжение композиторской и исполнительской деятельности.
1855. - XII. Приезд в Петербург. - Знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, позднее - с А. Н. Серовым. Отзыв Глинки: "Балакирев очень дельный музыкант".
1856. - Знакомство с Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым, а также с С. Монюшко. - 12 II. Первое выступление в Петербурге (исп. 1-ю часть своего концерта для фп. с орк. на муз. утреннике Петерб. ун-та, дирижёр К. Б. Шуберт).
1857. - Знакомство с М. П. Мусоргским.
1858. - Появление в печати сочинений Б. (романсов), а также фп. произв. И. Ф. Ласковского в ред. Б. - Поездка в Москву, замысел "Симфонии в честь Кремля". - 21 XII.
Исп. "Увертюры на темы трёх русских песен".
1859. - Знакомство с Т. Г. Шевченко, H. P. Щербиной. - 15 XI. Исп. увертюры "Король Лир" на концерте Петерб. ун-та.
1860. - Знакомство с Л. А. Меем, И. С. Тургеневым. - VI-VII. Поездка вместе с Н. Ф. Щербиной и Н. А. Новосельским по Волге (от Н. Новгорода до Астрахани), запись нар. песен.
1861. - Замыслы (неосуществл.) крупных сочинений (Реквием, 2-я симфония "Мцыри", "Русская симфония"). - Знакомство с H. A. Римским-Корсаковым.
1862. - Организация и открытие (при участии Б.) Бесплатной муз. школы (БМШ). - VI-VIII. Поездка на Кавказ. - XI. Знакомство с А. П. Бородиным. - Окончательное сформирование Балакиревского кружка.
1863. - Выступление Б. как дирижёра в первом концерте БМШ. - VI-IX. Вторая поездка на Кавказ, запись нар. музыки.
1864. - Замысел (неосуществл.) оперы "Жар-птица".
1866. - Поездка в Прагу. Встречи с представителями чеш. интеллигенции (Б. Сметана и др.). Знакомство с нар. музыкой.
1867. - Второе посещение Праги. - 4 II. Исп. в Пражском т-ре под упр. Б. оперы Глинки "Руслан и Людмила". - 29 I. Б. дирижировал оперой Глинки "Жизнь за царя". - X. Начало дирижёрской деятельности в РМО. - XI. Знакомство с Г. Берлиозом.
1868 - Знакомство с П. И. Чайковским, Н. Г. Рубинштейном. - VI-XI. Третья поездка на Кавказ.
1869 - IV. Б. отстранён от руководства концертами РМО. - XI. Исп. Н. Г. Рубинштейном фантазии "Исламей" в концерте БМШ.
1870. - Знакомство с Т. И. Филипповым, поэтами А. М. и В. М. Жемчужниковыми.
1872. - Прекращение концертов БМШ. - Поступление на службу в Магазинное управление Варшавской ж. д.
1873. - I. Зачисление на должность инспектора музыки в жен. Мариинский ин-т. - XII. Уход из БМШ (преемником Б. стал Н. А. Римский-Корсаков).
1875. - Уход из Мариинского ин-та, зачисление на должность инспектора муз. классов жен. уч-ща св. Елены.
1876. - Постепенное возвращение к муз. деятельности.
1877. - Редактирование оперных партитур Глинки (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Лядовым).
1881. - Возвращение в БМШ. - Начало работы по редактированию своих ранее написанных сочинений.
1882. - Возобновление концертов БМШ под упр. Б. (17 III впервые исп. 1-я симфония Глазунова). - XII. Выступление в концерте из произв. Глинки в пользу сооружения памятника ему в Смоленске.
1883. - 3 II. Уход с должности инспектора муз. классов при жен. уч-ще св. Елены. - Назначение Б. управляющим Придв. певч. капеллой. - III. Исп. под. упр. Б. симф. поэмы "Тамара" (в концерте БМШ). - IX. Участие в торжествах, связанных с закладкой памятника Глинке в Смоленске.
1884. - Знакомство с С. М. Ляпуновым. - Переписка Б. и Ф. Листа в связи с посвящением Листу поэмы "Тамара". - II. Присуждение Б. Глинкинской пр. за "Увертюру на темы трёх русских песен".
1885. - V. Концерт под упр. Б. в Смоленске в честь открытия памятника Глинке.
1887. - Муз. вечера у Б. с новым составом посетителей (Ляпунов, ученики Придв. певч. капеллы и др.). - Начало постоянных выступлений Б. на муз. вечерах в доме А. Н. Пыпина. - III. Юбилейный концерт БМШ. - Назначение Б. пожизненной пенсии (в день 25-летия БМШ).
1889. - IX. Первое исп. произв. Б. за рубежом ("Увертюра на темы трёх русских песен", дирижёр. H. A. Римский-Корсаков, Париж).
1890. - Начало переписки с франц. муз. критиком и комп. Л. А. Бурго-Дюкудре, получившим от Б. нар. темы, записанные на Кавказе.
1891. - IX. Поездка в Польшу. Посещение Желязова-Воли.
1894. - Участие в торжествах в Желязова-Воле, посв. открытию памятника Шопену (по инициативе Б.). - X. Выступление в концерте (Варшава). - 20 XII. Увольнение со службы в Придв. певч. капелле, выход на пенсию. - Первое исп. в Париже симф. поэмы "Тамара" (дирижёр Ш. Ламурё).
1897. - Выход из печати книги Б. Каленского "Бедржих Сметана и Милий Балакирев, их значение для развития славянской музыки, их личные и художественные связи" (Прага, 1897).
1898. - Чествование Б. в связи с 30-летием БМШ. - III. Б. вошёл в состав комиссии по составлению и изданию рус. нар. песен, собранных экспедициями Рус. географич. об-ва. - 11 IV. Исп. в концерте БМШ под упр. Б. его 1-й симфонии.
1899. - Концерт под упр. Б. в Берлине по случаю открытия мемориальной доски на доме, в к-ром умер Глинка.
1900. - Редактирование партитуры "Те Deum" Берлиоза.
1902. - Начало редактирования собр. соч. Глинки (совм. с С. М. Ляпуновым).
1904. - Прекращение публичных выступлений.
1906. - Исп. кантаты Б. на торжествах, посв. открытию памятника Глинке в Петербурге.
1908. - Отказ от руководства БМШ (преемником Б. стал С. М. Ляпунов). - Редактирование сочинений Ф. Шопена.
1910. - 16 V. Смерть Б. в Петербурге.
Сочинения : для хора с орк. - Кантата памяти Глинки (1904); для орк. - 2 симфонии (C-dur, 1864-97; d-moll, 1907-08), Увертюра на тему испанского марша (d-moll, 1857, 2-я ред. - Испанская увертюра, 1886), Увертюра на темы трёх русских песен (h-moll, 1858, 2-я ред. - 1881), муз. картина 1000 лет (вторая увертюра на рус. темы, Des-dur, 1863-64, 2-я ред. - симф. поэма Русь, 1887, ред. 1907), Чешская увертюра (Fis-dur, 1867, 2-я ред. - симф. поэма В Чехии, 1905), симф. поэма Тамара (1882), Сюита в 3-х частях (h-moll, Prйambule, Quasi Valse, Тарантелла, 1901-09, окончена С. M. Ляпуновым), музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (увертюра, Шествие, антракты, 1858-61, 2-я ред. - полная партитура, включающая 2 варианта Шествия, Сон Кента, интерлюдию, воен. музыку, симф. картину битвы, мелодраму, трубные и барабанные сигналы, 1905); для фп. с орк. - концерт No 1 (fis-moll, I ч., 1855, партитура изд. M., 1952), концерт No 2 (Es-dur, 1861-62, 1909-10, окончен С. М. Ляпуновым), Большая фантазия на русские национальные напевы, op. 4 (Des-dur, 1852, изд., М., 1954); камерные ансамбли - октет для флейты, гобоя, валторны, скр., альта, влч., к-баса, фп., ор. 3 (c-moll, 1850-56, партитура изд. М., 1959); для фп. в 2 руки - фантазия Исламей (1869), 1-я соната (b-moll, 1856-57), соната (b-moll, 1905), сонатина (C-dur, 1909), 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов, разные пьесы (в т. ч. Полька, В саду, Думка и др.), М. А. Балакирев, Полн. собр. соч. для фп. в 3 тт. под ред. К. С. Сорокина, М., 1952; для фп. в 4 руки - 30 русских народных песен (обр. 30 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фп. из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и P. М. Истоминым, гармонизовал Милий Балакирев, 1898), Сюита в 3 ч. (Полонез, Песенка без слов, Скерцо, 1909), На Волге (1868, изд., М., 1948); соч. на темы др. композиторов - Воспоминание об опере "Жизнь за царя" М. Глинки. Фантазия, 1899 (1-я ред. - Фантазия для фп. на мотивы из оперы "Жизнь за царя" М. Глинки, 1854-56), экспромт на темы 2-х прелюдий Шопена (es-moll и h-moll), Испанская серенада на темы, записанные Глинкой (1856); транскрипции и перелож. для фп. в 2 руки - Глинка (Жаворонок, Арагонская хота, Камаринская, Не говори), П. Запольский (Грёзы), А. С. Танеев (2 вальса-каприса), Г. Берлиоз (увертюра "Бегство в Египет": 2-я ч. оратории "Детство Христа"), Л. Бетховен (каватина из струн. квартета, B-dur, op. 130; Аллегретто из струн. квартета, ор. 59 No 2), Ф. Шопен (Романс из 1-го концерта, ор. 11); в 4 руки - Г. Берлиоз (Гарольд в Италии), А. Ф. Львов (увертюра к опере "Ундина"); для 2 фп. в 4 руки - Глинка (Князь Холмский, Ночь в Мадриде), Л. Бетховен (квартет f-moll, op. 95); для голоса с фп. - 20 романсов (1857-65), 10 романсов (1895-96), романсы (1903-04), 3 забытых романса (Ты пленительной неги полна, Звено, Испанская песня, 1855, изд. 1908), Два посмертных романса (Заря, Утёс; 1909); М. Балакирев. Романсы и песни. Ред. и вступ. ст. Г. Л. Киселёва, М., 1937; Сборник русских песен (40) (1865, изд. 1866); перелож. для голоса с орк. - Даргомыжский (Паладин, О, дева-роза), Глинка (Ночной смотр, О, дева чудная моя), собств. произв. (Грузинская песня, Запевка, Сон); для хора a cappella - Гимн в честь св. вел. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Н. Новгорода, сочинённый по случаю празднования нижегородцами семисотлетия годовщины его рождения (1189-1889), духовно-муз. перелож. и соч. (М., 1900) и др.; перелож. для хора a cappella - Глинка (Венецианская ночь, Колыбельная песня), Шопен (мазурки, ор. 6, No 4; op. 41, No 4); инструментовка соч. др. композиторов - Н. В. Щербачёв (две пьесы для фп.: Две идиллии...(имя Б. в изд. не указано)), А. Львов (увертюра к опере "Ундина"), Глинка (Первоначальная полька), Шопен (концерт e-moll, Сюита из соч. Шопена); редакции соч. др. авторов, в т. ч. опер и симф. произв. М. И. Глинки, фп. соч. И. Ф. Ласковского, сонат Ф. Шопена, нек-рых оригин. произв. и транскрипций Ф. Листа, Те Deum Г. Берлиоза, произв. К. Таузига. Литературные сочинения : Автобиографическая заметка М. А. Балакирева (из его писем к Н. Финдейзену 1903 и 1907 гг.), "РМГ", 1910, No 41; Юбилей Гензельта (за подписью - Валериан Горшков), "Новое время", 1888, 12 марта, No 4323. Письма: Письма M. А. Балакирева к А. П. Арсеньеву (1858-1862 гг.), "РМГ", 1910, No 41, 42; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ, (1912); Письма М. А. Балакирева к И. А. Покровскому, "РМГ", 1916, No 40, 44, 46, 49-52; Письма М. П. Мусоргского к М. А. Балакиреву, в кн.; Мусоргский М. П., Письма и документы, М.-Л., 1932; Письма М. А. Балакирева к Ц. А. Кюи, в кн.: Кюи Ц., Избр. письма, Л., 1955; Письма М. А. Балакирева к Б. Каленскому, в кн.: Из истории русско-чешских связей, М., 1955; Балакирев) М. A., Переписка с Н. Г. Рубинштейном и с М. П. Беляевым, М., 1956; Балакирев М. А., Переписка с нотоиздателем П. Юргенсоном, М., 1958; Письма М. А. Балакирева к А. П. Бородину, в кн.: Дианин С. A., Бородин. Жизнеописание, материалы и документы, М., 1960; Балакирев М. A., Воспоминания и письма, Л., 1962; Переписка. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Лит. произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка, т. 1-2, М., 1970-71. Литература : Г. Т. (Тимофеев Г.), Очерк развития русского романса, М. А. Балакирев, "РМГ", 1895, No 4; его же, Балакирев в Праге. Из его переписки, "Современный мир", 1911, No 6; его же, М. А. Балакирев, "Русская мысль", 1912, No 6, 7; Финдейзен Н., Милий Алексеевич Балакирев, "РМГ", 1895, No 1; его же (Ник. Ф.), Забытый юбилей М. А. Балакирева (к 50-летию его артистич. деятельности, 1856-1906), "РМГ", 1906, No 17; Боборыкин П. Д., Русский музыкант (Памяти товарища), "Биржевые ведомости", веч. вып., 1910, 29 мая, No 11737; Ляпунов С., Милий Алексеевич Балакирев, "ЕИТ", 1910, вып. 7, 8; Шестакова Л. И., Из неизданных воспоминаний. Мои вечера, "РМГ", 1910, No 41; её же, Из неизданных воспоминаний о Новой русской школе, "РМГ", 1913, No 51-52; Чернов К., Милий Алексеевич Балакирев (по воспоминаниям и письмам), Музыкальная летопись. Статьи и материалы под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 3, Л.-М., 1925; Глебов И., (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М., 1930; его же. Их было трое...(Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954; его же, Русская музыка XIX и начала XX века, Л., 1968; Киселёв Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938; Гозенпуд A., М. А. Балакирев (к сорокалетию со дня смерти), "СМ", 1950, No 6; Серов А. Н., Новоизданные музыкальные сочинения - Песни и романсы Балакирева, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; его же, Музыкальное утро в зале СПб. ун-та, там же, т. 2, М.-Л., 1957; Стасов В. В., Двадцать пять лет русского искусства. Наша музыка, в кн.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, М., 1952; его же, Искусство XIX века, там же, т. 3, М., 1952; Чайковский П. И., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 2, М., 1953; Римский-Корсаков Н., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 1, М., 1955; Гиппиус Е. В., Сборники русских народных песен М. А. Балакирева, в изд.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957; Кандинский A., Симфонические произведения Балакирева, М., 1960; М. А. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества, М., 1963; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества (составители: А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая), Л., 1967; Kalienski В., Bedaick Smetana a Mily Balakirew, jich vyznam pro vevoi hudbi slovanske, jich osobni a umilacki stuky, Praha, 1897, его же, V Cechach. Symfonicka besen Milie Aleksejevice Balakirewa, "Samostatnost", (1906), No 53; Reiss Е., Lieder von Mili Balakirew, "Die redenden Kьnste", Jahrg. IV, 1897/98; Newmarch P., Mily Balakireff, "Sцmmelbцnde der internationalen Musikgesellschaft", Jahrg. IV, H. 1, 1902, Oktober - Dezember, S. 157-63; Calvocoressi M. D., Mili Balakirew, в кн.: Masters of Russian music, L., 1936; Garden E., Balakirew. A critical study of his life and music, N. Y., 1967. А. И. Кандинский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .