Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ. Родина Аристотеля -полис Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец был придворным врачом царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило будущему философу получить хорошее образование.

Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, оставаясь в ней до самой смерти учителя. Это был единственный ученик, осмелившийся спорить с Платоном. Тот однажды в шутку заметил, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать. Философ высоко ценил Платана, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Покинув Афины, он отправился в малоазийскую Грецию. Его пригласил македонский царь Филипп II воспитывать своего сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он оставался в течение четырех лет. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их отношения не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александра о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир.

Философ вернулся в Стагиру, где провел около трех лет. Возвратившись в Афины, он открыл философскую школу Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского -отсюда и ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове

Наиболее известны следующие сочинения философа: «Метафизика», «Протрептик», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании». В этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах.

Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот - от общего к частному, как утверждал Платон. Позднее эти сочинения были объединены под общим названием «Органон».

Основы физики нашли воплощение в таких произведениях, как «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» и др. В «Метафизике» Аристотель выстроил своеобразную «лестницу познания», первой ступенькой которой является чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус). Вторая ступень - представление - возникает на основе чувственного восприятия. Затем следует опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт, говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука - знание об общем. Наука является высшей ступенью познания: она исследует первоначала и первопричины. Аристотелю принадлежит первый психологический трактат «О душе», где ученый подразделил души на следующие виды: вегетативные (растения), чувственные (животные) и разумные (человек).

Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим Разумом. Биология также ведет свое начало с работ Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных». До нас дошли три этических сочинения мыслителя: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

В политико-экономических сочинениях «Политика» и «Экономика» Аристотель разделил типы государственного устройства на естественные и неестественные. Вопросы искусствоведения рассмотрены им в его «Поэтике» и «Риторике». Философия Аристотеля делится на теоретическую, практическую и творческую.

Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, а плоды его сладки. Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: «Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом».

Аристотель (384-322 до Р. Х.)

Великий древнегреческий философ Аристотель родился в 384 г. до Р. X. в Стагире – греческой колонии на северном берегу Эгейского моря, близ Македонии. Семья Аристотеля по происхождению принадлежала не к местным «варварским» племенам, а к природным эллинам. Его отец Никомах был личным врачом македонского царя Аминты II, отца знаменитого Филиппа II . Близкие связи Аристотеля с македонским двором идут ещё с детских его лет.

Аристотель. Скульптура работы Лисиппа

Ещё ребёнком Аристотель лишился родителей и жил в доме своего опекуна Проксена, который дал ему хорошее воспитание. В 367 году 17-летний Аристотель поехал в Афины , чтобы изучать там философию. В этом самом славном из греческих городов он прожил двадцать лет. Аристотель поступил учеником в Академию – школу, открытую великим мыслителем . Заметив блестящие таланты Аристотеля, Платон стал отличать его среди прочих своих питомцев. Но молодой философ вскоре начал отступать от многих идей своего учителя и вырабатывать собственное мировоззрение. Заметив это, с горечью сказал, что «Аристотель оттолкнул нас от себя, как жеребенок – свою мать». Однако личные отношения двух гениев греческой мысли долго оставались дружескими.

Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа

Более всего Аристотель оспаривал платоновское учение об идеях . Платон считал, что идеи образуют особый высший бестелесный мир, а Аристотель видел в них лишь сущности материальных явлений, заключённые в самих этих последних. Именно по поводу этого спора Аристотель и произнёс однажды довольно длинную фразу, более известную в сокращённом переводе: «Платон мне друг, но истина дороже».

Учитель Аристотеля, Платон

Зная о близких связях Аристотеля с македонским двором, афиняне отправили его послом к царю Филиппу II во время конфликта с ним из-за Олинфа. Когда философ вернулся из этой поездки, Платон уже умер (348), и главой Академии стал его племянник Спевсипп . То ли по этой причине, то ли из-за народного недовольства результатами посольства к Филиппу (которое не смогло спасти от разрушения взятые македонянами города), Аристотель и другой выдающийся «академик», Ксенократ, покинули Афины. Они отправились в Малую Азию к их общему другу Гермию , тирану городов Атарнея и Асса. Аристотель и Ксенократ прожили у Гермия три года, пока персидский царь Артаксеркс Ох не приказал распять того за попытку восстания. В память о погибшем жестокой смертью Гермии Аристотель написал стихотворный гимн.

Покинув Малую Азию, Аристотель прожил некоторое время в Митилене, на острове Лесбосе, родине великих поэтов Алкея и Сапфо . В 343 году царь Филипп II пригласил его в учителя и воспитатели к своему сыну, Александру Македонскому , будущему великому завоевателю. Аристотель занимался с Александром восемь лет, до самого его воцарения и пользовался огромным уважением пылкого юноши. Философ искусно умерял страстность души Александра, возбуждал в нем серьезные мысли и благородные стремления к славе и подвигам. Аристотель привил своему воспитаннику любовь к «Илиаде » Гомера – книге, с которой Александр потом не расставался всю жизнь. В благодарность Аристотелю Филипп II даже восстановил из руин родной город философа Стагиру, разрушенный македонянами вместе с Олинфом.

Незадолго до выступления Александра в восточный поход , Аристотель возвратился (335 г.) из Македонии в Афины. Он прожил в Афинах последующие 13 лет. Главой платоновской Академии был тогда Ксенократ, а Аристотель основал собственную философскую школу в Ликее – гимназии на востоке города, близ храма Аполлона Ликийского. Слово «Ликей» (лицей) стало с тех пор нарицательным – так же, как и слово «Академия». Аристотель имел привычку учить, прогуливаясь взад и вперед по аллее. От этого он и его ученики получили прозвище «перипатетиков » («прогуливающихся»). Аристотель читал в Ликее два вида лекций: для широкой публики (экзотерические – «внешние») и для лучших, хорошо подготовленных воспитанников (акроаматические или эзотерические –«внутренние», «глубинные»). Во время этого вторичного своего пребывания в Афинах Аристотель, вероятно, и написал большинство своих главных произведений. В эти годы умерла его жена, Пифиада, и философ взял себе новой супругой её бывшую рабыню, Герпиллиду.

Аристотель и его ученики. Слева - Александр Македонский и Деметрий Фалерский, справа - Теофраст и Стратон. Фреска Э. Лебедицкого и К. Раля

Александр Македонский поддерживал связь с Аристотелем и из Азии. Некоторые историки утверждают, что царь выделил своему бывшему наставнику огромную сумму в 800 талантов на научные исследования. В восточном походе Александра сопровождал племянник Аристотеля, Каллисфен , приславший дяде из Вавилона астрономические наблюдения, сделанные халдеями за 1900 лет до этого. Человек образованный, но очень честолюбивый, Каллисфен вскоре вовлёкся в оппозицию восточно-деспотическим замашкам , которые Александр проявлял всё сильнее по мере движения в Азию. Македонская знать, недовольная тем, что царь в ущерб ей приближает к себе побеждённых персов, составила против Александра заговор (327 г.). К этой конспирации, скорее всего, имел отношение и Каллисфен, и он был казнён за это.

Гибель Каллисфена, по-видимому, разрушила дружбу Аристотеля и Александра. Ходили слухи, что по окончании восточного похода Александр умер (323 г.) не своей смертью, а был отравлен, и что яд для царя прислал из Греции Аристотель в ослином копыте. Эти рассказы маловероятны, однако целиком пренебрегать ими всё же нельзя.

После смерти Александра греки восстали против македонской гегемонии , начав Ламийскую войну . Аристотель имел репутацию сторонника македонян. Возможно, по этой причине он подвергся обвинению в атеизме и счёл за лучшее бежать из Афин (конец 323 или начало 322). Философ уехал на остров Эвбею, в город Халкиду, где спустя несколько месяцев скончался от гастрита (322 г.). Жители родной Стагиры позже чтили Аристотеля как героя и учредили в его честь особый праздник. Почести философу воздавались даже в священных Дельфах .

Преемником Аристотеля на посту главы Ликея стал его самый талантливый ученик . Сын Аристотеля Никомах был, как говорят, еще в юности убит на войне, но род философа продолжила его дочь, Пифиада.

Теофраст (Феофраст). Античный бюст

был человеком телесно слабым, малорослым и болезненным . Говорил он быстро и имел дефект речи – смешивал звуки «р» и «л». В древности были распространены обвинения великого философа в изнеженности, мелочности и завистливости, но они, скорее всего, являлись лишь наветами личных врагов.

Аристотель, голова статуи работы Лисиппа

Некоторые сочинения, дошедшие до нас с именем Аристотеля, считаются подложными. Другие, очевидно, не предназначались для опубликования – это просто собрания заметок, наброски, или записные тетради его учеников. В отличие от Платона, слог Аристотеля обретает возвышенность и силу только там, где выражается какая-нибудь высокая мысль; обыкновенно же он сух и малохудожественен. Однако именно Аристотель первым выработал строго научный язык.

Аристотель - древнегреческий философ, ученик Платона.

Аристотель краткая биография

Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе - Платоне в Афинах.

В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии.

В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором.

В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.

Увлечения Аристотеля

В своей жизни Аристотель уделял очень много времени исследованию жизни животных: изучал жизнь насекомых, вскрывал земноводных и пресмыкающихся, составил множество томов описания моллюсков, рыб и млекопитающих. Одно из высказываний Аристотеля гласит: «Тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, узнает их лучше всего».

Труд «История животных» Аристотеля стал одним из самых известных произведений Античности. А систематика животного мира, созданная Аристотелем, была обязательным предметов в школах до времен К. Линнея (1707-1778).

Во времена Аристотеля был период веры в переселение душ. Сам Аристотель считал, что главнее всего в организме человека - это сердце, которое формируется раньше других органов. Именно оно, по убеждениям ученого, является мыслительным центром живого существа. Мозг же только вырабатывает жидкость, охлаждающую сердце.

У Аристотеля достаточно много учений, последователи которых до сих пор отстаивают их правоту и, надо сказать, не безрезультатно. Например, одно из них, с которым сложно поспорить:

Учение Аристотеля о четырёх причинах

  • Материя - то, из чего. Материя вечна, её не может стать больше или меньше. Все вещи состоят из материи, которая соединяется друг с другом в разных пропорциях и при разных условиях. Первичными (не измененными) материями являются воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  • Форма - то, что. То, в каком виде существует объект. Формы создает сам Бог, либо ум живого существа.
  • Производящая причина - то, откуда. Момент времени, с которого начинает существовать вещь.
  • Цель - то, для чего. Каждая вещь существует для чего-то. Конечная (общая) цель всех вещей является Благо.

АРИСТОТЕЛЬ (Aristoteles) Стагирский

384 – 322 до н. э.

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына – 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:
– Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика».
– Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах».
– Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе».
– Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики».
– Этические сочинения: т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля).
– Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».
– Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика».

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («метафизике») Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное – увеличение и уменьшение; перемещение – пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» – присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого – «мнение», получаемое из опыта, второго – достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство – существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы – категория, силлогизмом. Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды – категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю – в «Поэтике» и «Риторике» – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.

Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.

Источники:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.

Хронология событий и открытий в химии

Этот человек стал одним из величайших философов и ученых античности. Аристотель Стагирит прославился как грамотный систематизатор всех имеющихся у человечества знаний об окружающем мире. Его сочинения наполнены преклонением перед чудом жизни и любовью ко всему сущему.

Будучи лучшим учеником Платона, он значительно превзошел собственного педагога. Древний грек стал основателем множества новых дисциплин, охватывающих практически все сферы человеческой жизни. Но каким он был в быту, и какие подводные камни уготовила ему судьба? Давайте вместе разберемся, кто такой Аристотель, и почему люди до наших дней не забыли его имя.

Содержние

Фракийский философ Аристотель: биография мыслителя из Стагиры

Если задуматься, чем мы обязаны Аристотелю, то можно насчитать десятки и даже сотни выдающихся открытий. Он написал и представил миру множество работ в различных областях знаний. Двадцать лет своей жизни философ отдал академии Платона. Но в отличие от своих «коллег» предпочитал получать знания преимущественно из книг, а не путем разговоров и размышлений. Это дало ему основу для осмысления, дополнения и правильной обработки материала. О результате его трудов можно судить по всемирной известности, даже по прошествии более двух тысяч лет после смерти.

Когда про Аристотеля еще никто ничего не знал ввиду юного возраста, Афины были самым богатым городом в Греции. Столица страны стала настоящим средоточием науки и культуры эпохи. Сам философ отправился туда в семнадцать лет и практически всю жизнь провел за городскими стенами.

Характеристика деятельности и открытий Аристотеля

Заслуги этого человека действительно сложно переоценить. Учение Аристотеля поражает размахом. До наших дней дошло почти пятьдесят его личных сочинений. Но ученые считают, что он являлся автором более ста пятидесяти книг. Диапазон его интересов и эрудиции способен привести в изумление даже самых безнадежных скептиков. Научные труды в области биологии, физики, астрономии, философии, психологии, этики, политики, педагогики, анатомии и даже зоологии представляют собой настоящий энциклопедический кладезь того времени.

Он изучал труды древних и умел правильно скомпилировать материал, а также делать верные выводы на основе собственного опыта. Влияние философии Аристотеля на эволюцию западноевропейской мысли колоссально. В древности, а затем и в Средние века, его труды были переведены на множество европейских и мусульманских языков. Византийские ученые восхищались четкостью его логических построений.

Рождение и детство Аристотеля

Многие ошибочно считают, что Аристотель являлся македонянином. Якобы это и помогло ему с детства как бы со стороны оценивать греческую культуру и многообразность всевозможных политических устройств. На самом деле, доподлинно известно, что отец великого философа был исконным греком, и звали его Никомах. Приблизительно в триста восемьдесят четвертом году в Халкидиках близ Афонской горы, в городке под названием Стагирит у него и его супруги Фестиды родился мальчик, названный Аристотелем. Согласно древнему летоисчислению, это было первое лето девяносто девятой Олимпиады.

Отец мальчика происходил из древнего семейства асклепиадов, которые по преданию возводили свой род к Махаону, сыну бога Асклепия, отвечающего за медицину. Семья была зажиточной и богатой. Никомах служил придворным врачом у самого Аминты III, дедушки Александра Македонского. Он написал и даже опубликовал шесть полноценных книг по медицине и маленького Аристотеля начал обучать с ранних лет. Именно от отца будущий ученый получил начала знаний, еще будучи совсем мальцом.

Если кратко, Аристотель остался сиротой в пятнадцатилетнем возрасте. К счастью, он был не единственным ребенком. Его взяла на воспитание старшая сестрица. Ее супруг, Проксен, стал для юноши вторым отцом. Он взял на себя все заботы по обучению племянника и впоследствии живо интересовался его судьбой. Считается, что он даже нанял ему в преподаватели знаменитого ритора Исократа, который считался светилом афинского ораторского искусства. Проксен был хорошим человеком, старался дать парню все, что мог, покупал самые дорогие книги. Аристотель отвечал взаимностью, высоко ценил своего названного отца, а после его смерти усыновил и его сына Никанора, выдав за него свою дочку Пифиаду.

Становление ученого: характеристика Аристотеля – философа

Когда парню исполнилось семнадцать лет, названный отец отправил его в Афины, так как даже самые дорогие книги не могли дать тот уровень образования, который хотелось получить. Он попытался поступить в Академию Платона, но того не было в городе, так как он отправился на Сицилию. Некоторые ученые считают, что первые свои годы в столице будущее светило философии провел в школе Исократа, где досконально изучил умение формулировать свои мысли и высказывать их.

Стоит узнать

В 367 году до нашей эры Аристотель добрался до Афин, и, не застав в Академии ее главного преподавателя Платона, стал изучать не только искусство формирования мысли и риторику — он решил подготовиться к встрече с величайшим мыслителем современности, занимаясь философией. Считается, что именно поэтому он и не попал под мощную волну влияния учения Платона, а сумел сохранить собственную точку зрения.

Главное, что сделал Аристотель – осмысление простых истин в эволюции философской мысли, выведение философии на совершенно новый уровень. В общей сложности он провел в Академии около двух десятков лет, пока его учитель, престарелый Платон, не отдал Богу душу. Соученики и преподаватели отзывались о способностях Аристотеля хорошо, а вот о поведении его можно поспорить.

Известен случай, когда преданный преподавателю Ксенократ уехал на родину. Тогда спорщик Аристотель стал «теснить» старика-учителя. Он даже добился того, чтобы тот перестал выходить на прогулку туда, где ходил с учениками обычно. Только приехавшему вовремя Ксенократу удалось разрешить ситуацию и примирить мужчин. Со временем, они с Аристотелем стали лучшими друзьями. Возраст добавил философу еще и мудрость, чтобы по заслугам оценить колоссальный вклад в науку платоновского учения.

Член содружества философов-платоников и учитель Александра

После смерти старого преподавателя школа развалилась, а Аристотель и его приятели отправились в прибрежный город Ассос, напротив острова Лесбоса. Ребята стали называть себя содружеством философов-платоников. Все они давали уроки, но Стагирит параллельно проводил и научно-исследовательскую работу. Там Аристотель познакомился с сатрапом (наместником) Гермием. Правитель стал слушать его лекции, а потом и выдал за него дочь Пифиаду. Вскоре она родила философу девочку, названную в честь матери.

После трех лет упорной работы в Ассосе, по рекомендации приятеля Феофраста (Теофраста), ученый переезжает в городок под названием Митилены, располагавшийся на острове Лесбосе. Там он с семейством осел до трехсот сорок третьего или второго года, когда правитель Македонии Филипп Второй пригласил его стать преподавателем у своего сына – Александра. Мальчишке на то время было тринадцать, он отличался крутым нравом, острым умом и великолепными способностями.

Сперва они поселились в Пелле, а потом переехали в Миезу. Там учеба велась в сакральном месте – Нимфайоне (святилище нимф, греч. Νυμφαῖον). Юный царевич учил литературу, философию, историю, поэзию, медицину, геометрию и прочие полагающиеся науки. В триста тридцать пятом Филиппа II убили, и обучение Александра пришлось приостановить. Он должен был стать царем и выполнять свои обязанности по управлению государством.

Перипатетическая школа философии

Оставшись без самого способного последователя, Аристотель снова возвращается в любимые Афины, где и организовывает собственную обновленную школу – Ликей. Название учебное заведение получило из-за места расположения – северо-восточная часть города, неподалеку от базилики Аполлона Ликейского.

Интересно

Кроме привычного всем именования школы Аристотеля – Ликей – у нее было и другое название. Многие говорили, что это учебное заведение перипатетическое, о чем писал еще Диоген Лаэртский. Он говорил, что происходит слово от греческого «περιπατέω», что значит «гулять» или «прогуливаться». Во время лекций учитель с учениками в основном прохаживались туда и обратно по саду или парку. После этого всех последователей «аристотелизма» называют еще и «перипатетиками».

Ликей обладал обширной библиотекой, это можно понять из творений самого Аристотеля. В своих работах он дает множество точных ссылок на древних авторов и прямые выдержки из их книг. Это было бы невозможно, не имей он под рукой соответствующей литературы. В этой школе, от которой впоследствии пошло современное название “лицей”, преподавалось множество наук.

  • Философия.
  • Теория познания и логика.
  • Математика.
  • Космология.
  • Анатомия.
  • Политика, этика и политик в государстве.
  • Риторика и ораторское искусство.
  • Естественные науки: биология, зоология, ботаника и прочее.
  • Физика и метафизика.

Аристотель знаменит тем, что сумел разделить все науки на основные направления: теоретические, практические и поэтические (творческие). К первым относилась физика, теологическая философия, что равно метафизике, и математика – все они образовывали учение ради знания, не более. Второе направление, практическое, подразумевает этику и политику, которая является наукой о государственности и самом государстве. К творческому направлению относилось как стихосложение и написание музыкальных произведений, так и игра на разных инструментах.

Философия в жизни Аристотеля

Несмотря на схожесть идей, Аристотель сумел пойти гораздо дальше, намного опередив своего учителя Платона. В первую очередь полемика возникала потому, что они совершенно по-разному воспринимали реальность. Платон описывал предметы материальной вселенной, как иллюзию, искаженное изображение истинно (реально) существующего (сущего). Аристотель даже материально оцениваемые вещи описывал, как существующее на данное время единство внешней формы (материи) и внутреннего наполнения (духа). Кроме всего, основная роль управления Вселенной по Платону отходит разуму (богу), а по Аристотелю – идеальной высшей форме понимания (сознанию).

Учение о метафизике и определение категорий

В своем главном философском труде «Метафизика» Аристотель открыл и развил науку о причинах возникновения и реальности сущего. По его мнению, первоначала следует искать в самой основе материального и духовного мира.

  • Основой является материя – «то, из чего». Выразить ее можно при помощи пяти основных элементов: вода, воздух, огонь, земля и эфир (небесная сущность).
  • Материя должна обладать формой – «то, что». Сущность, стимул, а также цель – вот что определяет становление (образование) многообразных предметов из единообразной изначальной субстанции (материи).
  • Причина (в основном, действующая или же производящая) – «то, откуда». Это характеристика временного отрезка, когда появляется предмет материального мира. Началом начал всегда считается Бог, а далее у него уже есть энергия для созидания.
  • Конечная причина называется целью – «то, почему» или «то, ради чего». Наивысшей целью становится абсолютно совершенное Благо, но у каждого объекта может быть своя конечная причина.

Обобщая исторический процесс познания, Аристотель доказывал правильность разделения всей философии на основные категории. Он даже разработал специальную иерархическую сетку для простоты оценки. Сперва он обозначил девять категорий: качество, отношение, количество, обладание, действие, место, страдание и положение. Но со временем он упростил все до трех основных позиций: изначальная сущность, состояние и отношение.

Риторика - искусство ясно говорить

Искусство речи определялось Аристотелем совершенно не так, как воспринимали его древние. Он видит риторику, как возможность находить методы убеждения, относительно любого произвольного предмета или объекта. Каждый гражданин, по мнению великого философа, должен был уметь внятно выражать свои мысли на публике. Он выделял всего три вида речи.

  • Эпидейктическая.
  • Судебная.
  • Совещательная.

Первая подкатегория имеет отношение к порицанию, либо к воздаянию похвал. Вторая имеет под собой особую цель эмоционального убеждения человека, принимающего какие-либо решения. В последнем случае речь идет о совместном принятии решений человеком или группой людей, при условии принятия результатов всеми лицами. Все это подкреплено диалектикой, основанной на противоречиях.

Установление начал логики

Главным предметом познания по Аристотелю следует воспринимать существование (бытие). Опыт зарождается в памяти, а также ощущениях и привычках. То есть, какое-либо понимание может начинаться с ощущений (чувств), при этом разум способен усмотреть общее (целое) в единичном. Однако одними чувствами получить знание не получится. Потому формой истинно-научного познания становятся понятия, дающие описание сущности предмета. Аристотель ввел понятие «диалектическое» и «аподиктическое» знание. Первое исходит из опыта, а второе является абсолютным, заданным заранее. Считается, что в оригинальных выкладках, на манер «без ощущения, нет познания», он вплотную подошел к материализму.

Аристотель представлял главной целью науки соединение индукции (наведение от частного к общему) и дедукции (силлогизмов). При этом любое знание должно было обязательно приобретено путем опыта. Однако, сперва следует доказать, что свойства предмета существенны. С этим поможет справиться категорический силлогизм, основанный на трех выкладках: двух посылках и одному заключению. Схема на самом деле проста, можно привести известнейший пример: всякий человек смертен (большая посылка), Сократ – человек (меньшая посылка), Сократ – смертен (заключение).

По мнению Аристотеля, мир постоянно движется и это движение непрекращаемо и бесконечно. Более того, оно представляет собой единый, цельный процесс для всего сущего. Это предполагает согласованный «двигатель» для данной системы, своего рода причину. Эту теорию можно назвать космологическим доказательством бытия Бога. То есть, причиной всех причин является божество, а причинно-следственные связи – это лишь его прямые последствия. Потому изначально предметом познания, вернее его целью, должен являться Бог – общемировая сверхчувственная субстанция (сущность).

Вклад Аристотеля в развитие естественных наук

Отбросив первые философско-спекулятивные методы, Аристотель в более поздний период обращается к естественным наукам, выявляя глубокое понимание биологии и прочего. Ученый решил полностью отказаться от экспериментирования в данной области, справедливо полагая, что истинная природа намного ярче проявляется в естественной среде. Потому вместо опытов, он предпочитал наблюдения. В химии и физике такой подход оказывается малоэффективным, зато ботаника и зоология укладывается в эти рамки отлично.

Аристотель ввел понятие scala naturae – «Великая Цель Бытия», в котором предполагал деление всех живых организмов в определенной иерархии. В самых нижних рядах его пирамиды стояли растения, а на вершине – человек. Он считал, что форма определяет содержание, потому чем идеальнее она, тем богаче наполнение. Однако окончательно разобраться в природе элементов учёный так и не смог. Только Менделеев спустя почти две тысячи лет разрешит этот спорный вопрос, внеся ясность в классификацию химических элементов, согласно атомной массе.

Видение политики и в память об энциклопедисте Аристотеле

Платон рассматривал совершенное государство, как единственно возможное, к которому следует стремиться. Аристотель отверг такой подход к делу. Он обозначил, что стоит стремиться только к такой системе, которую можно ввести в большинстве стран. Он считал, что предлагаемая учителем общность, когда не останется ничего индивидуального, личного, разрушит государство как таковое. Именно Аристотель ввел понятие политики – умения и науки о том, как эффективно организовать бытие наилучшим образом для всех членов сообщества.

Занимательно

Аристотель был яростным ревнителем личных прав и свобод человека, поддерживал идеи моногамия, но при этом оставался приверженцем рабства. По его мнению, рабом не мог стать человек, к примеру, захваченный во время военных действий. Им должен быть только тот, кто при серьезной физической подготовке, не обладает разумом.

В честь этого великого человека, идеи которого сумел потеснить только Галилео Галилей, назван большой университет в Салониках, на родине мыслителя. Там же есть и площадь Аристотеля, а в космосе имеются два астероида, гордо несущие его имя. В честь него названо еще и двудольное растение из Южного полушария – аристотелия (Aristotelía), культивируемое многими в качестве декоративного.