Имя: Венера (Venus)

Страна: Италия

Создатель: древнеримская мифология

Деятельность: богиня красоты и плотской любви

Семейное положение: не замужем

Венера: история персонажа

Прелестная Венера даровала нежные чувства и супружеское счастье римлянам. Ее почитали как богиню плодородия и сердечных страстей – с латинского слово «veneris» переводится как «плотская любовь».

Верными спутниками Венеры считались голубь и заяц (животное, как известно, плодовитое), а цветочными символами стали мирт, роза и мак.

История происхождения

Венера пустила корни в религии римлян в 3 веке до нашей эры. Богиню особенно почитали в итальянском регионе Лацио – здесь ей возвели первый храм, а также учредили праздник Vinalia Rustica. С ходом истории покровительницу влюбленных стали отождествлять с прекрасной из поверий Древней Греции, которая считалась матерью Энея, чьи потомки основали Рим (воину удалось бежать из осажденной Трои в Италию). Поэтому Венера почиталась еще и как прародительница римлян.


Богиня призывалась на свадьбы, а затем супруги просили у нее семейного счастья и благополучия. Римляне верили, что Венера помогает сдерживать обиды, горечь разочарований, учиться терпеть невзгоды и трудности супружеской жизни. А еще божество, конечно, благословляло на рождение потомства.

За привлекательную внешность люди благодарили богиню красоты, считалось, что эта добрая женщина с вершины Олимпа одаривала взором красавца еще при рождении. Со временем Венера обрела дополнительные функции: богиня наделяла талантами к искусствам, ораторскими способностями и умением обольщать, мягко управлять людьми.


Ритуалы, связанные с Венерой, носили очень чувственный оттенок. В празднества статую из мрамора усаживали в колесницу, похожую на раковину. К повозке привязывались голуби, которые парили в небе, а когда процессия двигалась по городским улицам, люди бросали к колесам цветочные венки и даже ювелирные украшения с натуральными камнями. Впереди повозки обязательно шествовала молодежь, ведь безумную страсть и любовь в силах испытывать только юные, считали в древности.

С 1 века до нашей эры Венера набирала невиданную популярность. Сулла, считавший себя поцелованным богиней любви и красоты, взял прозвище Эпафродит. Помпей построил даме божественных кровей храм Победительницы, а был уверен, что Венера – праматерь Юлиев.


Скульптура "Венера Милосская"

В России прекрасную богиню любви принято называть Афродитой, тогда как на Западе она укрепилась как Венера – это имя носит россыпь скульптур, оно используется в художественных произведениях и названиях картин. Самая известная статуя – Венера Милосская (прилагательное – производное от острова Милос, где нашли изваяние в начале 19 века) – появилась в 130-100 годах до нашей эры. Мраморная богиня лишилась рук в противостоянии французских и турецких мореходов, которые отстаивали право вывезти ценную находку из Греции на свои земли.

Художники и скульпторы дают точное представление о внешности римской богини любви. Это вечно юная красавица с длинными белокурыми волосами, которые обрамляют круглое лицо.


Картина "Рождение Венеры"

Изображали девушку либо обнаженной, либо в соблазнительном «поясе Венеры». Яркую и чувственную картину «Рождение Венеры» посвятил богине . А Готфрид Мюллер описывал божество так:

«Венера - самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают».

Мифы и легенды

Переплетение греческой и римской мифологии привело к двум вариантам рождения Венеры. Считается, что богиня появилась, как и Афродита, из пены морской. В других легендах – это плод любви верховного бога Юпитера и богини влаги Дионы.

Новорожденная девочка приглянулась океаническим нимфам, которые воспитали ее в коралловых пещерах. Повзрослевшую Венеру добрые покровительницы решили представить богам. Когда жители Олимпа увидели неземную красоту, склонили головы и выразили восхищение.


Венере предоставили в обители богов трон. Как только она заняла его, олимпийцы-мужчины тут же возжелали взять ее замуж. Но свободолюбивая красотка с отвращением отказала претендентам на руку и сердце, решив «пожить для себя».

Однажды богиня красоты прогневала , и тот наказал сумасбродную девушку, выдав замуж за уродливого, хромого кузнеца Вулкана (в греческой традиции – ). Несчастная в семейной жизни дева бросилась изменять направо и налево. Среди любовников Венеры числился даже бог войны – от любви грубого вояки и легкомысленной, нежной богини родился небесный лучник (Эрот).


Красивая легенда рассказывает о страданиях Венеры из-за любви к простому смертному. Богиня нашла любовника среди людей – им стал охотник Адонис, сын царя Кипра и Мирры. Причем она сама же стала инициатором рождения юноши. Жена кипрского правителя Кинира разнесла обидную сплетню, что дочь Мирра краше Венеры. Всесильная покровительница влюбленных в гневе наслала на Мирру страсть к отцу. Узнав о том, что в его постели побывала дочь, Кинир решил убить наследницу, но Венера вовремя пришла на помощь – превратила девушку в дерево мирру. Из трещины растения выпал младенец, которого назвали Адонисом.

Мальчика воспитала царица мертвых , сделав в дальнейшем возмужавшего смазливого юношу любовником. Венера тоже влюбилась в красавца, но Персефона не собиралась делиться. Спор разрешила муза Каллиопа, вынесшая вердикт, что Адонис будет две трети года делить между постелями богинь.


Однако хитрая Венера заманивала юношу на ложе чаще, чем следовало. Персефона рассердилась и рассказала мужу богини любви об изменах. Тот превратился в дикого вепря и убил Адониса во время охоты. День и ночь безутешная Венера оплакивала юношу. Наконец, верховный бог сжалился и попросил отпустить Адониса на землю. С тех пор охотник одну половину года живет среди живых людей, другую – в компании мертвых. Красочную историю любви описал в «Метаморфозах» , а в дальнейшем к сюжету возвращались и другие авторы.

Богиня любви покоряла сердца и души поклонников с помощью «Венериного пояса», сотканного из страсти и вожделения. Никто не в силах был устоять против его чар. А как-то даже просила Венеру дать на время эту волшебную вещицу, чтобы вернуть расположение Юпитера.

Экранизации


В 1961 году на экраны вышел фильм «Похищение сабинянок» режиссера Ришара Поттье. Сюжет основан на предании о том, как римские мужчины страдали от нехватки женщин. Проблему решил благородный Ромул, устроивший у стен города Олимпийские игры. Посмотреть на накачанных молодых юношей, конечно же, пришли жители окрестностей, среди которых было немало девушек. В картине собрался пантеон богов, среди них оказалась и Венера. Богиню любви играет актриса Розанна Скьяффино.

Аналогичность сюжетов греческой и римской мифологии при том, что одни и те же герои зовутся по-разному, часто вносит путаницу в сами истории. Поэтому о сегодняшних героях расскажу информацией, взятой с сайта греко-римской мифологии.

Марс (греческий Арес) - нелюбимый сын Юпитера-Зевса и Юноны-Геры, бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой.
Римская Венера (она же греческая Афродита) - богиня любви и красоты.
Мужем Афродиты является Вулкан (он же Гефест) - самый искусный в кузнечном ремесле мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Вулкан трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна.

Diego Velázquez The Forge of Vulcan 1630 г. Museo del Prado

Frans Floris Venus at Vulcan"s Forge 1560-64 гг.

Paolo Veronese Vulcan and Venus 1560-61 гг. Fresco Villa Barbaro, Maser.

Jan Brueghel the Elder Venus at the Forge of Vulcan (An Allegory of Fire) 1606-23 гг.

Palma Giovane Venus and Cupid at Vulcan"s Forge 1610 г.

Jan van Kessel I Venus at the Forge of Vulcan 1662 г.

Georg Raphael Donner Venus in Vulcan"s Workshop 1730 г.

Sigismund Christian Hubert Goetze Venus Visits Vulcan 1909 г.

Francesco Albani Summer Venus in Vulcan"s Forge 1616-17 гг.

Giorgio Vasari Vulcan"s Forge 1567-68 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Bartholomaeus Spranger Venus and Vulcan 1610 г.

Brothers Le Nain Venus at the Forge of Vulcan 1641 г.

Giovanni Battista Tiepolo Venus and Vulcan 1762-66 гг. Fresco Halberdiers" Room, Palacio Real, Madrid

François Boucher The Visit of Venus to Vulcan 1754 Wallace Collection, London

Богиню любви, впрочем, выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса (он же Арес), бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От их связи родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот, всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

Sandro Botticelli Venus and Mars circa 1445-1510 гг.

Nicolas Poussin Mars and Venus 1626-28 гг.

Узнав о связи жены от всевидящего Гелиоса, законный супруг Венеры - Афродиты, Вулкан решил по-свойски наказать неверную. Раздосадованный и обиженный, он выковал тончайшую, невидимую глазу, но очень прочную сеть и приладил ее к ложу. В нее-то и попались незадачливые любовники.
Во время свидания Венера и Марс оказались в ловушке, - и тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.
- Смотри, Юпитер (он же Зевс)! - крикнул Вулкан-Гефест. - Вот как я наказываю за неверность.
Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных, боги тоже развеселились, хотя многие из них сами не прочь были бы занять место Марса - Ареса.
Освобожденные Вулканом по просьбе Нептуна (он же Посейдон) любовники немедленно расстались. Марс умчался во Фракию, где немедленно разжег новую кровопролитную войну, а Венера-Афродита - на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.

Гомер в восьмой песне Одиссеи повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

Tintoretto Venus, Mars, and Vulcan 1551 г. Alte Pinakothek, Munich

Maerten van Heemskerck Vulcan Showing the Gods His Net with Mars and Venus. 1536-40 гг.

Diego Velázquez Mars 1639-41 гг. Museo del Prado

Как и другие боги, Венера - Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев. Она пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса, а перед битвой просит у своего мужа Вулкана-Гефеста, чтобы тот выковал меч для Энея.
В Риме греческая Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать" - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

Вероятнее всего, ни одну из античных богинь художники разных времен и эпох не изображали на своих полотнах так часто как римскую Венеру , отождествляемую с греческой богиней любви и плодородия Афродитой.
Но известно ли вам (я сейчас обращаюсь к любителям искусства, а не к профессиональным искусствоведам, которым, как известно, все известно, и не к тем, кому совершенно безразлично, каким именно смыслом наполнена та или иная картина), что именно художник хотел сказать, изображая Венеру с теми или иными атрибутами, в той или иной позе, одетой или обнаженной?
Если нет, то этот пост вам будет, я надеюсь, интересен.

Среди многочисленных атрибутов, с которыми изображается Венера, чаще всего встречаются: пара голубей или лебедей (и те, и другие могут везти ее колесницу), створка раковины, дельфины (и то, и другое напоминает о ее рождении из моря), ее волшебный пояс, горящий факел (оба служат для разжигания любви), пламенеющее сердце, красная роза, окрашенная ее кровью, вечнозеленый, подобно любви, мирт (и роза, и мирт являлись священными растениями Венеры).

Венера - часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких как зеркало или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его покровителя. Обнаженная Венера может принимать большое количество канонизированных поз - стоя или лежа.
Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной скульптуре, например, Venus Pudica (Венера Целомудренная), которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в "Рождении Венеры".

Типичная поза лежащей Венеры возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве образца для более поздних художников.


Любовь небесная и любовь земная.

Идея двух Венер - сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, тогда как Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения человеческого рода. Для гуманистов обе они были добродетельными - Земная Венера считалась ступенью к Венере Небесной. В искусстве их можно различить по убранству.
Земная Венера богато одета, украшена драгоценностями - символами земной суетности;

Небесная Венера - обнаженная и иногда держит вазу, в которой горит огонь божественной любви.

Для искусства эпохи Ренессанса нагота означала чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве - одна обнаженная, другая нет - олицетворяют контрастные идеи, например, такие как Старая и Новая Ева (Новая - Дева Мария).

"Sine Baccho et Cerere fliget Venus" ("Без Вакха и Цереры в Венере жара нет").

Эта фраза римского комедиографа Теренция означает, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была особенно популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближается Церера, предлагая ей рог изобилия, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.


Триумф Венеры.

Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Эта тема чаще всего встречается в итальянской живописи XV - начала XVI века, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств.

Мифологические сюжеты


Венера и Адонис.
Венера воспылала неразделенной любовью к кипрскому царевичу Адонису, причиной которой явилась царапина от случайной стрелы Купидона. Но Адонис был убит на охоте вепрем. Венера, услышав стоны своего умирающего возлюбленного, спустилась к нему с небес на своей колеснице, но было поздно. Художники изображают две сцены:

Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак уходит, в то время как Венера старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, иногда держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса.

В лесу скорбящая Венера склоняется над мертвым телом Адониса, проливая нектар, чтобы его кровь оплодотворила землю. Ей помогает Купидон.

Венера и роза.

Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка вписать ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, окрасив их в красный цвет. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, а Купидон ей помогает.


Рождение Венеры.

Согласно древнегреческой мифологии, Венера (Афродита) родилась из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана, выброшенные в море Кроносом. Она плывет к берегу в раскрытой раковине и причаливает на Кипре - одном из главных мест почитания ее культа в античности. Венера, выходящая из воды, изображенная выжимающей воду из волос, - один из самых популярных сюжетов в искусстве.

Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] 293 г. до н. э. был построен самый первый известный храм Венеры, и 18 августа стал праздноваться фестиваль Vinalia Rustica. 23 апреля[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] 215 г. до н. э. на Капитолии был построен храм Венеры в ознаменование поражения в битве у Тразименского озера во второй Пунической войне .

В русской традиции принято использовать греческое имя богини любви - Афродита , пришедшее через Византию, в то время как подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются варианта Венера . Обобщенно два этих варианта можно рассматривать как синонимы.

В честь богини названа вторая внутренняя планета Солнечной системы Венера .

Венера в искусстве

Венера в живописи

  • Рождение Венеры . Боттичелли . 1485-86. Флоренция, Уффици
  • Венера Урбинская . Тициан . О.1536. Флоренция, Уффици
  • Спящая Венера . Джорджоне . 1508-10. Дрезден
  • Марс и Венера. Паоло Веронезе . 1580-е гг. Турин , галерея Сабауда
  • Венера с зеркалом . Веласкес . 1657. Лондон , Национальная галерея
  • Рождение Венеры . Адольф Бугро . 1879. Париж , Музей Орсе .
  • Марс и Венера играют в шахматы . Падованино . 1530-40. Landesmuseum für Kunst und Kulturgeschichte Augusteum, Ольденбург .

В кино

  • 1961 - Похищение сабинянок (Il Ratto delle sabine) - худ. фильм, режиссёр - Ришар Поттье, Венеру играет Розанна Скьяффино.

См. также

Напишите отзыв о статье "Венера (мифология)"

Литература

  • Венера (мифология) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Венера (мифология)

Девушка лишь скупо улыбнулась и опять отвернулась к окошку... Она была очень красивой, но это была жестокая, холодная красота. Застывшее в её лучистых, голубых глазах нетерпеливое и, в то же время, скучающее выражение, как нельзя лучше показывало, насколько ей хотелось как можно быстрее закончить этот затянувшийся разговор.
Экипаж остановился около красивого большого дома, и она, наконец, облегчённо вздохнула.
– Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!..
Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал:
– Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!..
Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту...
Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами...
Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал.
Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей.
Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

Была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы и обаянию ее красоты покорялись все боги, люди и даже звери. Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты .

Мифы древней Греции. Афродита (Венера). Повелительница любовных желаний

Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой раковине. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров. В XVIII веке французские художники, и главным образом Буше , любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах. Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры».

Туалет Венеры – излюбленный сюжет для художников и поэтов. Оры занимаются воспитанием прелестной богини, а грации (хариты) присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она – самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона , желая вернуть любовь Юпитера , просит Венеру одолжить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Когда греческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений Венеры к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Венеры есть именно изящество, элегантность драпировок и движений. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Венеры выражена, главным образом, женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в Венере именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.