Золотые пески небогаты на достопримечательности, но кое-чего есть и тут. Если вам надоест лежать на пляже, а никуда далеко ехать не хочется, можно прогуляться в недействующий скальный монастырь Аладжа. Он вполне досягаем даже пешком, нужно пройти несколько километров. Но в горку.
1. Кроме самого монастыря интерес представляет и коллекция старых болгарских икон, выполненных в духе провинциального примитивизма.

Что интересно настоящее христианское название монастыря неизвестно, так как не было обнаружено ни одного письменного источника, в котором бы данный монастырь упоминался! В конце XIX века было записано лишь одно предание, в котором утверждалось, что монастырь носил имя «Святого Спаса».
Название же «Аладжа» имеет турецкое происхождение и обозначает «пёстрый, разноцветный». Оно возникло, вероятно, из-за сохранившихся в разрушенном монастыре до более поздних времён красочных фресок в часовне, ярко выделявшихся на светлом фоне известковой скалы.
2.

"С IV века в этой местности в катакомбах, высеченных в известковой отвесной скале обитали христианские отшельники. Как скальная монашеская обитель монастырь окончательно оформился в XII веке. В конце XIV века после завоевания Болгарии Османской империей монастырь был разрушен, но отшельники продолжали населять пещеры до XVIII века. " Так написано в Википедии. Только мне вот непонятно, как данная информация соотносится с тем, что монастырь не упоминался в письменных источниках. Откуда тогда информация о дате возникновения?
3. По лестнице можно подняться на несколько уровней. Проход по уровням идет по таким вот деревянным настилам.

В монастырский комплекс входили: кафоликон во имя Святой Троицы, 2 часовни, церковь для отпевания, склеп, кухня, трапезная, 20 келий и хозяйственных помещений.
4.

Все данные помещения были расположены в естественных пещерах на двух ярусах сорокаметровой известняковой скалы.
5.

6. Закопченный потолок

7. Келья игумена

9. Трапезная и кухня.

10. Захоронение братии. Зачем то на могилы кидают монетки

Монастырские помещения были украшены фресками. Фресковый цикл частично сохранился лишь в монастырской часовне на стене и потолке.
12.

На потолке можно наблюдать фрагменты фрески «Вознесение Господне», созданной в XIII-XIV веках.
13.

14. Часовню совсем деньгами завалили. Ну зачем??

15. Администрация музея настойчиво предупреждает желающих не совать записки в трещины скалы.

16. Вот сюда их и толкают. Устроили тут стену плача, понимаешь.

17. Модель, как раньше выглядел монастырь

18. При монастыре есть небольшой музей, в котором есть коллекция болгарских икон.

19. Иконы выполнены в довольно примитивной провинциальной манере и вызывают добрую улыбку:).

20. Овцы прямо как у Пиросмани:)

21. Почему грудь так непропорционально высоко нарисована?

24. Улыбка коня прекрасна:)

25. Есть тут остатки мозаики римского периода

Катакомбы комплекса Аладжа расположены примерно в 800-х метрах на северо-запад от монастыря.
29. Копать здесь!

Они представляют собой пещеры в трёх уровнях. Наиболее хорошо сохранился второй ярус, состоящий из одного просторного помещения, предназначение которого установлено не было, и помещения меньшего размера с пятью могильными камерами - склепа. На стенах обоих помещений были обнаружены вырезанные в камне изображения крестов раннехристианской эпохи с буквами Α (альфа) и Ω (омега), смысл которых истолковывается как: «Я (Христос) есть первый и последний, начало и конец».
30.

На внешней площадке этого же уровня есть ещё один вход в помещение для захоронений, но он завален сползшей вниз скальной массой. Нижний и верхний, менее сохранившиеся уровни, также представляют собой естественные пещеры, в которых обитали монахи. В нижнем уровне предположительно располагались храм и монашеские кельи, в верхнем - часовня.
31.

32. Сейчас вход в катакомбы закрыт решетками

33. Но в щели между ними можно и сфотографировать, что там внутри

Склеп, вырезанные кресты и другие находки (фрагменты керамики, монеты императора Юстиана I Великого) дают основание полагать, что катакомбы были обитаемы в IV-VI вв. Недалеко от монастыря также были обнаружены развалины раннехристианской базилики, небольшого украпления и нескольких поселений, относящиеся к этому же периоду. Возможно это был один из ранних христианских центров Черноморья, упоминаемых в хрониках Константина Багрянородного.
34.

Болгары, как известно, православные. Впервые в болгарской церкви я побывала в Поморье — точнее, в монастыре. Было около шести вечера. Храмы, конечно, не такие красивые, как у нас. Вообще, южный стиль архитектуры не отличается особым разнообразием. Самая нарядная деталь — красная черепица, ею по всей Болгарии кроют крыши у половины зданий — и особняки, и храмы, и четырехэтажные «хрущовки», и даже гаражи.

Сначала было боязно — впервые в чужой стране, чужие порядки. Вдруг что-нибудь сделаю не так. Тем более, мужской монастырь. Но все прошло нормально. Я вошла внутрь. Некоторые посетители вообще расхаживали в шортах, женщины без платков. Внутри монастыря — источник Св. Георгия. Вода включается электрическим выключателем.

Территория монастыря не такая ухоженная, как у нас. Несколько плодовых деревьев, небольшие клумбы с неприхотливыми цветами, на заднем плане маленькие хозпостройки и инвентарь — в частности, бочки в рост человека. Храмы в Болгарии незаметные, невысокие. (Во времена турецкого владычества купол церкви вообще не должен был возвышаться над головой сидящего всадника.) Золоченых куполов в основном нет. Интерьер храмов похож на наш, но обычно беднее. Зато, как правило, беспрепятственно разрешают фотографировать на территории и в храмах.

Что поразило, так это подсвечники! Наряду с привычными нам бронзовыми подсвечниками есть и просто как бы глубокие корытца (тазики) с мелкой щебенкой. Щебенка сантиметра на четыре залита водой, иногда там ставят растения. Прямо аквариум какой-то.

Кропило у нас обычно кисточкой, а там для него используют какое-то растение.

Храмы, повторюсь, небогатые. По-моему, беднее, чем у нас самые бедные приходы. Часто росписи и иконы не реставрируется только из-за нехватки денег. Экскурсовод рассказывала, что за квадратный метр новой росписи художники берут 700 левов (на 2008 — 350 евро), а реставрация еще дороже. Так вот, таких денег у храмов и монастырей просто нет. Монастыри вообще малолюдные. В самом большом и знаменитом монастыре Св. Иоанна Рыльского 9 монахов, а в остальных еще меньше. В Арбанасском женском монастыре — 4 монахини, причем три довольно преклонного возраста.

Болгарская иконопись по манере несколько суровая. Краски яркие. В иконах мучеников заметен акцент именно на аспекте телесных страданий. Св. Иоанн Креститель и на некоторых наших иконах держит на блюде свою отсеченную главу. Так же в Болгарии изображают и других святых — Св. Варвару, Св. Екатерину, а Св. Параскева-Пятница (по-болгарски Петка) держит в руках блюдо с глазами (т.к. была ослеплена мучителями). Любимые святые в Болгарии — Св.Св. Кирилл и Мефодий, Св. Николай, Св. Георгий Великомученик, конечно же, Св. Иоанн Рыльский, Св. Муч. Мина, Св. Параскева, Св. Муч. Марина (почему-то держит за шкирку какого-то темно-зеленого беса). Несколько раз встречала в храмах образ Прп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского, было очень радостно. Если «Параскева» — это по-гречески «Пятница» (по-болгарски «Петка»), то есть у болгар еще и Св. Неделя (Воскресенье).

Часто, кстати, не разрешают прикладываться к иконам именно из соображений сохранности. В бедных храмах доводилось видеть объявление что-то вроде «не целуйте образа — сходит краска ("червило")». Образа ветхие, а денег, похоже, не хватает не то что на реставрацию — на защитный киот.

Очень почитается Образ Пр. Богоматери Троеручицы, причем изображение тоже не совсем обычное. Как все помнят, третья рука была сделана из серебра и привешена в благодарность исцеленным Иоанном Дамаскином к иконе. Когда-то это третья рука изображается как серебряная, когда-то как обычная. А на болгарской иконе серебром покрыты все три руки.
А в женском монастыре в Арбанаси тоже есть чудотворная икона, называемая Троеручицей. Но по иконографии это — Богоматерь с Младенцем на престоле (Пантанасса). С правой стороны иконы сделаны две серебряные привески в форме правых рук, причем они намного крупнее рук Богоматери. Руки Богоматери при этом практически закрыты. Выглядит довольно необычно. Но как я не раз убеждалась, что художественные достоинства того или иного образа в общепринятом смысле не имеют ровным счетом никакого значения. Икона эта весьма почитаема в Болгарии. В начале июля эту икону и еще две из других мест Болгарии свозят вместе, и патриарх служит молебен о здоровье всех болгарских детей. Мы прикладывались, и действительно, как-бы какое-то неосязаемое тепло исходит от этой иконы. И через некоторое время становится так радостно. А одна из женщин из нашей группы долго стояла возле этой иконы на коленях, с просветленными слезами на глазах. Благодать!

А на богослужении мы побывали в храме Св. Параскевы в Равде . Сам храм нашли чудом — он стоит в глубине двора, за зданием школы. Шли-шли вдоль бесконечных рядов сувениров и увидели у уголке старенький плакат вязью «Храм Св. Параскевы». Сразу не попали, потому что он был закрыт. Но на заднем крыльце школы сидела стайка старшеклассников, они подсказали нам, что храм будет открыт завтра, в 10 утра. На следующее утро мы пришли в храм. Служба уже началась. Интерьер храма такой же, как у всех православных храмах. Сам храм конца XIX века, реставрирован, кажется, в 90-х годах прошлого века. Пол немного неровный — это соединенные цементом плоские камни, накрыт старенькими ковриками. В Болгарии по традиции тоже желательно, конечно, стоять, но для тех, кто этого делать не может, много стульев. У нас обычно лавки расставлены по стенам, а у них стоят рядами, как у католиков.


Православные храм Св. Параскевы Пятницы в Равде, Болгария. Фото автора

Народу в храме было немного — а ведь была воскресная служба, да к тому же и Петров день (болгарская церковь живет по юлианскому календарю). Кроме нас на службе присутствовали: пожилая супружеская пара (как выяснилось потом, католики из Польши), женщина из Софии и еще два—три человека. Помимо этого в храм несколько раз заходили люди поставить свечи и положить приношения на канун. Захожане, одним словом.

Из служащих в храме была лишь свечница и «хор» из одной-единственной женщины. Нам очень понравился батюшка — отец Димитрий. Это энергичный молодой священник с живыми черными глазами. Из-под подрясника виднелись сандалии на босу ногу. С каким энтузиазмом он выполнял свой пастырский долг! Воистину «где поставлен, там и служи». Приходилось ему быть и за священника, и за дьякона и за чтеца. Сам по ходу службы раздувал кадило, размахивая им такими лихими кругообразными движениями, что в памяти поневоле возникали ассоциации с восточными боевиками, и бойцами с нунчаками. А как он пел! Служба звучит непривычно: сначала нам даже показалось, что на болгарском, а это такой церковнославянский. Но все понятно, тем более, когда богослужебный текст хоть сколько-нибудь знаком. Распев отличается от привычной нашему уху, но тоже в своем роде звучит очень красиво и трогательно. (Нечто похожее можно услышать в фильме Копполы «Дракула» — в сцене венчания Джонатана и Мины, а дело там происходит в православной Румынии). По окончании службы батюшка поздравил всех с праздником и сказал проповедь. А потом подошел к народу и с каждым поговорил — кто откуда приехал, для всех у него нашлись теплые слова. Жительницу Софии поспрашивал о столице, католикам из Вроцлава рассказал, как его знакомый священник туда ездил. И с нами долго поговорил: спросил, сколько в Москве храмов, потом немного рассказал о своем храме и храмах Несебра. Было очень приятно! Мы подарили ему иконку Оптинских старцев, он очень обрадовался. (Кстати, в нескольких храмах мы видели изречение Прп. Амвросия «Говорящим в храмах посылаются скорби»). С большой теплотой будем мы вспоминать маленький храм и о. Димитрия. Набравшись смелости, попросили разрешения пофотографировать в храме на память. Он нам легко разрешил, и отошел разговаривать с другими людьми. Сделав несколько снимков, я была остановлена укоризненным взглядом подошедшей свечницы. Между нами состоялся тихий диалог, частично с помощью мимики и жестов — я пыталась объяснить, что сам батюшка дал разрешение, а бабушка давала понять, что не худо бы было и у нее спроситься. По рукам, конечно, никто не бил, но снимать как-то расхотелось. Да уж, суровые храмовые бабушки — они везде одинаковы.

Еще одна необычная традиция — на канун почему-то клали только коробки шоколадных конфет. Еще несколько начатых коробок лежали там же, и проходящие люди иногда брали оттуда подтаявшую конфетку и съедали — без особого удовольствия, а скорее отдавая дань традиции.

Еще мы отметили, как народ украшает храмы. На Украине и юге России, например, приносят вышитые полотенца, у нас это, наверное, цветы, а там для украшения приносят ручные кружева. Такое трогательное стремление украсить храм! А вот в одном храме увидели — так просто не поверили своим глазам. Прямо под иконами натянута бечевка и на ней привешены разные вещи — скорее всего, по обету, для нуждающихся. Там висели салфеточки, платочки и… несколько нераспечатанных пар мужских носков. Да … везде свои особенности.

Возможно, я ошибаюсь, но, похоже, что русские сейчас более религиозны, чем болгары. Очень грустно, конечно, когда мало народу в храме. А ведь во всех храмах у них обязательно установлены кондиционеры (причем «промышленные» — размером со шкаф). Стулья стоят — не можешь стоять — сиди. Служба покороче чем, у нас — и все равно как-то у многих людей не находится время для храма. Еще было несколько неожиданно видеть простоволосых женщин в храме. Ящик с платками лежит на входе в каждый храм, но их предпочитают игнорировать. Часто без платка бывают и те женщины, которые убираются в храме и продают свечи.

Зато многие, наверное, наслышаны о такой местной традиции. На улице вывешиваются «възпоминание» — листки с портретом умерших людей и несколькими добрыми словами о них. Периодичность таких некрологов не совсем понятна — часто встречаются тексты что-то вроде «4 апреля 2008 исполнилось (се навершат) 2 года 3 месяца со дня смерти Ангела Дмитрова Стасова … Почивай в мир». Иногда рядом висят несколько некрологов по одному и тому же человеку с пометками «от друзей», «от родителей».


Болгарские поминальные листки. Фото автора

Эти некрологи висят повсюду — на столбах, на воротах дома, очень много их у храмов. Так вот, гуляешь и вдруг взгляд падает на портрет в траурной рамке, который как бы говорит «Остановись на секунду, задумайся о вечном». В маленьких городах таких некрологов больше (в Старом Несебре на каждом доме их по несколько штук), в крупных гораздо меньше.

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма “Александр Невский” в Софии можно проследить развитие в течении веков искусства иконописи, типичную для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях

Икону рисуют на плоских досках липового или кипарисового дерева, покрытых клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой алебастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки, изображенных святых.

Икона не имеет декоративных функций, не имеет характер стенописи, миниатюры или иллюстрации. Наоборот, это объект культа. Она создана чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается свое- образный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты.

Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа. Она может находиться на иконостасе - перегородке между перед- ним пространством храма и алтаря.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей, находящихся около Преслава возрастом эпохи Второго болгарского царства. Велико Тырново унаследовало это искусство и достигло апогея болгарской иконописи. Строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками приобретают в XIII веке мягкие формы и объем, созданные светотенями, а в XIV веке на иконах уже изображены сюжеты и они ук- рашены драгоценностями.

Османское нашествие временно воспрепятствовало творение религиозных произведений.

В XV и XVI веке ощущается влияние западного искусства, а точнее барокко. Канцоны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованных до мельчайших подробностей. Появляются различные школы. Самоковская школа с величественным стилем письма, Тревненская школа характерна яркими живыми красками и Байская, где в икону вплетаются пейзаж и природа.

В XIX веке рисуют иконы мастерски, умело написанные, но неодухотворенные.

С развитием техники иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Болгарская икона - свидетель превратностей истории маленького, но жизненного балканского народа.

Успехи искусства иконописи, усовершенствовавшиеся в течение десяти веков, сегодня, высоко оценены. Выставки болгарских икон вызвали живой интерес в Париже, Лондоне, Москве и Токио.

Теперь занимая заслуженное место в музеях и национальных галлереях, иконы помогают нам вникнуть в мир скромности и тишины, далекий от мирской суеты. Они доказывают святую принадлежность болгара к культуре и ортодоксальному искусству.