Введение

Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.

На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю . В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями , адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие - торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Сад земных наслаждений - это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей.

Федерико Дзери

Центральная часть

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и - прежде всего - открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом , отсутствием теней , ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента , вдохновившего художника.

Главная цель художника - показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло - как они недолговечны»

Шарль де Тольнай

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем - как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений - мир, растленный любострастием.

Босх абсолютно верен библейским текстам в других своих работах, мы с уверенностью можем предположить, что центральная панель также основана на библейских мотивах. Такие тексты действительно можно найти в Библии. До Босха ни один художник не осмелился вдохновиться ими, и на то есть веская причина. Тем более, что они расходятся с общепринятыми правилами библейской иконографии, где возможно только описание уже случившегося или того, что произойдет в будущем согласно Откровению.

Левая створка

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль , украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии , пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского . Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем .

На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена »), а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.

Правая створка («Музыкальный Ад»)

Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом - монстром с рыбьей мордой.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке - кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, - это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча - охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала » (см. ссылку внизу), изданное в Хертогенбосе в г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.

На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа.

Дьявольский механизм - вычлененный из тела орган слуха - составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо - слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста , которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. судя по всему, обжора - безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, приклеплённом к ягодицам другого, зелёного демона, - таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Внешние створки

Внешние створки

Глядя на гризайлевые изображения с внешней стороны, зритель ещё не ведает, какое буйство цвета и образов скрывается внутри. В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9), на правой - «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5).

Литература

  • Баттилотти, Д. Босх. М., 2000
  • Бозинг, В. Иероним Босх: Между Адом и Раем. М., 2001
  • Дзери, Ф. Босх. Сад земных наслаждений. М., 2004
  • Зорилья, Х. Босх. Aldeasa, 2001
  • Игумнова, Е. Босх. М., 2005
  • Коплстоун, Т. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. М., 1998
  • Мандер, К ван. Книга о художниках. М., 2007
  • Марейниссен, Р. Х., Рейфеларе, П. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
  • Мартин, Г. Босх. М., 1992
  • Никулин, Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1999
  • Тольнай, Ш. Босх. М., 1992
  • Фомин, Г. И. Иероним Босх. М., 1974. 160с. Belting, Hans. Hieronymus Bosch: Garden of Earthly Delights. Munich, 2005
  • Dixon, Laurinda. Bosch A&I (Art & Ideas). NY, 2003
  • Gibson, Walter S. Hieronymus Bosch. New York; Toronto: Oxford univ. press, 1972
  • Harris, Lynda. The Secret Heresy of Hieronymus Bosch. Edinburgh, 1996
  • Snyder, James. Bosch in perspective. New Jersey, 1973.

Ссылки

  • Живопись из музея Прадо в высочайшем разрешении на Google Earth
  • «Сад земных наслаждений» в базе данных Музея Прадо (исп.)

Иероним Босх – один из самых великих и загадочных художников Северного Возрождения. И речь идет не только о жизни мастера, ведь о ней известно очень мало. Его картины неоднозначны и изобилуют скрытыми посланиями. Искусствоведы не устают изучать их и открывать в творчестве художника новые грани.

Биография Иеронима Босха

История жизнеописания мастера лаконична, поскольку до наших дней дошло совсем немного документально подтвержденных фактов. Иероним Босх – псевдоним живописца. Его настоящее имя – Иерон ван Акен. В переводе с голландского на русский слово «босх» означает «лес». Почему был выбран этот псевдоним? Вряд ли мы получим ответ на этот вопрос. Но эта деталь характеризует личность художника очень ярко.

Точная дата рождения Иерона ван Акена неизвестна. Историки склонны считать, что это произошло около 1460 года в небольшом голландском городке Хертогенбос. Здесь живописец провел почти всю жизнь. Семья Иерона происходила из немецкого города Аахен. Его дед и отец были художниками. Именно они передали Босху азы мастерства. Но юноша несколько лет путешествовал по Голландии и оттачивал свой стиль под руководством известнейших живописцев того времени.

В 1480 году Иерон возвращается в Хертогенбос. Уже в тот период он признан очень перспективным мастером и пользуется популярностью. В 1481 году Иерон женился на Алейд ван де Мервенне – девушке из аристократической и очень богатой семьи. Это обстоятельство имело огромное значение для его творчества. Художнику не нужно было хвататься за любые заказы, чтобы прокормить семью. Он получил возможность развивать свое творчество.

Довольно быстро слава Иеронима Босха распространилась далеко за пределы Голландии. Ему поступает очень много заказов от знати и богатейших людей Европы, в том числе, королевских домов Испании и Франции. Картины мастера не имеют дат. Поэтому историки искусства ориентируются лишь на приблизительные периоды жизни живописца.

Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Среди современников художник слыл респектабельным и очень религиозным человеком, он состоял в братстве Богоматери при кафедральном соборе Святого Иоанна. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди.
Умер художник в 1516 году. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.

Альтернативная версия жизнеописания Босха

Речь идет о версиях, которые не имеют 100% подтверждения в документальных источниках. Но историки искусства не склонны отбрасывать их. Эти сведения о художнике многое объясняют в его творчестве и достойны тщательного изучения.

Существует теория, что Босх страдал от шизофрении. Эта болезнь проявилась не сразу. Некоторые учены считают, что именно она привела художника к ранней смерти. Но мы уже не сможем узнать, соответствует ли эта версия действительности. Большего доверия заслуживает история о тайных убеждениях Босха.


Несмотря на благочестие и участие в религиозном обществе, художник принадлежал к секте адамитов, считавшейся в те времена еретической. Если бы современники Босха узнали об этом, его бы сожгли на костре. Впервые эта гипотеза прозвучала на рубеже XVI–XVII веков. С ней согласен известный искусствовед Вильгельм Френгер. Современная исследовательница творчества художника Линда Харрис уверена, что Босх был приверженцем «катарской ереси».

О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Они считали все материальное проявлением зла. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Часть из них стала демонами. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.

«Катарская ересь» отвергала основные постулаты католической веры. Церковь жестоко преследовала сторонников этого учения, и к началу XVІ века течение исчезло.

Триптих «Сад земных наслаждений»

Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Она является любимым произведением Леонардо Ди Каприо, и упоминается в его документальном фильме .

Линда Харрис уверена, что Босх намеренно исказил канонический сюжет. Художник написал триптих по заказу короля Испании и оставил будущим поколениям тайное послание, в котором рассказал о своих истинных убеждениях.

Символы, зашифрованные в триптихе «Сад земных наслаждений»

Левая створка – Эдем в период создания первых людей

Именно тогда ангелы пали, а их души попали в ловушку материальной плоти. На левой створке зашифровано несколько важных символов, повествующих о верованиях катаров.

1. Источник жизни. Сооружение, украшенное затейливой резьбой, расположено в центре композиции. Его окружают фантастические животные. Этот элемент соответствует представлению того времени об Индии, в которой, согласно верованиям катаров, спрятан источник жизни.

2. Сова, которая выглядывает из сферы в источнике. Хищная птица стала воплощением Князя Тьмы. Он внимательно наблюдает за происходящим и за тем, как ангелы снова и снова попадают в ловушку земных соблазнов.

3. Иисус. Его сторонники течения считали противопоставлением Князя Тьмы. Иисус стал спасителем ангелов. Он напоминает бессмертным душам о духовном и помогает им выбраться из плена материального мира. На картине Иисус предостерегает Адама от соблазнов, символом которых является Ева.

4. Кошка и мышь. Символ души, которая оказалась в тисках материального мира.

Центральная часть – современный Эдем

Линда Харрис считает, что Босх изобразил место, в которое души ангелов перерождаются и готовятся к реинкарнации. Ее оппоненты склонны полагать, что на центральной части художник показал Золотой век – утраченный мир всеобщей чистоты и духовности, в котором человек является гармоничной частичкой природы.

1. Люди. Этот фрагмент воспринимается по-разному. Согласно традиционному представлению плотские утехи беспечных грешников отображают традиционные для того периода истории представления о популярном сюжете «сад любви». Если рассматривать этот элемент под углом восприятия катаров, возникает символ низменных удовольствий в мире, который для грешных душ стал иллюзией рая.

2. Кавалькада всадников. Некоторые эксперты уверены – эта сюжетная линия является отображением круговорота страстей, которые снова и снова проходят через лабиринт земных наслаждений. Линда Харрис считает, что здесь изображен круг перевоплощений душ.

3. Рыба. Символ беспокойства и вожделения.

4. Клубника. В средние века эта ягода была отображением иллюзорных удовольствий.

5. Жемчуг. Согласно учению катаров он символизирует душу. Босх изобразил жемчужины в грязи.


Правая створка – музыкальный Ад

Это одно из самых жутких изображений Ада. Аллегоричность картины и характерная манера Босха усиливают эффект. На правой створке изображена кошмарная действительность, последствия, которые ожидают ангелов, не сумевших разорвать круговорот перерождений и погрязших в материальном мире.

1. Древо смерти. Растение монстр вырастет из замерзшего озера. Это человек-дерево, который безучастно наблюдает за распадом собственной телесной оболочки.

2. Почему на левой створке изображены музыкальные инструменты? Эксперты пришли к выводу, что Босх считал светскую музыку греховной, созданием Князя Тьмы. В Аду они превратятся в орудия пытки.

3. Пожар. Фрагмент в верхней части левой створки отображает бренность материальных благ. Дома не просто горят – они взрываются и превращаются в черный пепел.

4. Мифическое существо на престоле. Искусствоведы склонны считать, что эта чудовищная птица является еще одним изображением Князя Тьмы. Он пожирает души грешников и низвергает безжизненные тела в Преисподнюю. Человек, предававшийся чревоугодию, осужден вечно изрыгать все съеденное, скупец до окончания времен будет испражняться золотыми монетами.

Исследователи творчества Босха до сих пор продолжают изучать и анализировать символы, зашифрованные в триптихе, и на других картинах художника. Споры о смысле его посланий не прекращаются, ведь вся жизнь великого мастера окутана тайной. Смогут ли искусствоведы разгадать эту загадку? Или наследие великого мастера так и останется непонятым?

Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Его живопись - отражение средневековых тайных эзотерических доктрин: алхимии, астрологии, черной магии. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании? В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Дат у большинства произведений нет, и названий им сам живописец не давал. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотографиякоторой здесь представлена, самим художником.

Заказчики

Кроме заказчиков на родине, у глубоко верующего художника были высокопоставленные поклонники его произведений. За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю, и Ад». В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская - «Искушение св. Антония». Современники считали, что живописец давал благоразумную трактовку Ада или сатиру на все греховное. Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Сколько людей - столько и мнений.

История

Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» - работа ранняя, кто-то - поздняя. При исследовании дубовых панелей, на которых она написана, ее можно датировать примерно 1480-1490 годами. В Прадо под триптихом стоит дата 1500-1505 годы.

Первыми владельцами работы были члены дома Нассау (Германия). Через она вернулась в Нидерланды. В их дворце в Брюсселе ее видел первый биограф Босха, который путешествовал в свите кардинала Луиса Арагонского в 1517 году. Он оставил детальное описание триптиха, которое не позволяет сомневаться, что перед ним была действительно картина Босха «Сад земных наслаждений».

Ее унаследовал сын Вильгельма Рене де Шалон, потом она перешла в руки во время войны во Фландрии. Далее герцог оставил ее своему внебрачному сыну дону Фернандо, настоятелю ордена Святого Иоанна. Испанский король Филипп II по прозвищу Разумный приобрел ее и отправил в монастырь Эскориал 1593 года. То есть практически в королевский дворец.

Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Огромную картину написал Босх - «Сад земных наслаждений». Размер картины: центральная панель - 220 х 194 см, боковые - 220 х 97,5 см. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». В 1857 году появляется ее нынешнее название - «Сад земных наслаждений». В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Там картина находится до наших дней.

Закрытый триптих

На закрытых створках изображен земной шар в прозрачной сфере, символизирующей хрупкость Вселенной. На нем нет ни людей, ни животных.

Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны, и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Это - третий день творения. Число 3 считалось полным и совершенным, потому что содержит в себе и начало, и конец. Когда створки закрыты, то это - единица, то есть абсолютное совершенство. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал, и было сделано. Он повелел, и все создано». Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.

Открываем триптих

Живописец дарит нам три подарка. Левая панель - образ Рая последнего дня творения с Адамом и Евой. Центральная часть - безумие всех плотских удовольствий, которые доказывают, что человек потерял благодать. Справа зритель видит Ад, апокалиптический и жестокий, в котором человек навечно обречён пребывать за грехи.

Левая панель: Эдемский сад

Перед нами - Рай земной. Но он не типичен и не однозначен. В центре явлен Бог почему-то в виде Иисуса Христа. Он держит за руку Еву, стоящую на коленях пред лежащим Адамом.

Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. При создании человека Бог вдохнул в Адама душу, но после сотворения Евы этого сказано не было. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет, и она полна дьявольского соблазна. Это будет один из переходов от Рая к греху. Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде. Мужчина также не безгрешен - его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами.

Парадиз и смерть

В центре - фонтан, подобный розовому фаллосу, и в нем сидит сова, которая служит злу и символизирует здесь не мудрость, а глупость и духовную слепоту и безжалостность всего земного. Кроме того, бестиарий Босха наполнен хищниками, пожирающими своих жертв. А разве возможно такое в Раю, где все живут мирно и не знают смерти?

Деревья в Раю

Дерево добра, расположенное рядом с Адамом, увито виноградом, который символизирует плотские наслаждения. Дерево запретного плода обвил змей. В Эдеме имеется все, чтобы перейти к греховной жизни на Земле.

Центральная створка

Здесь человечество, поддавшееся похоти, идет прямо к погибели. Пространство заполнено безумием, которое охватило весь мир. Это языческие оргии. Тут представлено секс-шоу во всех видах. Эротические эпизоды соседствуют с гетеро- и гомосексуальными сценами. Есть и онанисты. Сексуальны связи между людьми, животными и растениями.

Плоды и ягоды

Все ягоды и фрукты (вишня, малина, виноград и «клубничка» - ясная современная коннотация), понятные средневековому человеку, - знаки сексуальных удовольствий. Одновременно эти плоды символизируют скоротечность, поскольку уже через несколько дней они загнивают. Даже птичка малиновка слева символизирует безнравственность и порочность.

Странные прозрачные и непрозрачные сосуды

Они явно взяты из алхимии и похожи и на пузыри, и на полусферы. Это ловушки для человека, из которых он никогда не выберется.

Водоемы и реки

Круглый пруд в центре заполнен преимущественно женскими фигурами. Вокруг него в круговороте страстей проходит кавалькада всадников-мужчин на животных, взятых из бестиария (леопарды, пантеры, львы, медведи, единороги, олени, ослы, грифоны), которые истолковываются как символы похоти. Далее находится пруд с голубым шаром, в котором найдется место для непристойных действий похотливых персонажей.

И это далеко не все, что изображено у Иеронима Босха. «Сад земных наслаждений» - картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Возможно, этим живописец пытался подчеркнуть, что все человечество едино и вовлечено в грех.

Это далеко не полное описание центральной панели. Потому что можно описать и 4 реки Рая и 2 Месопотамии, и отсутствие болезней, смертей, пожилых людей, детей и Еву в нижнем левом углу, которая поддалась искушению, и теперь люди ходят голые и не чувствуют стыда.

Колорит

Зеленый цвет преобладает. Он стал символом доброты, синий представляет землю и ее удовольствия (вкушение синих ягод и плодов, игры в синих водах). Красный, как всегда, - это страсть. Божественный розовый становится источником жизни.

Правая створка: музыкальный Ад

Верхняя часть правого триптиха выполнена в темных, контрастных двум предыдущим створкам тонах. Верх мрачен, тревожен. Ночную мглу пронзают вспышки света от пламени. Из горящих домов вылетают струи огня. От его отблесков вода становится алой, как кровь. Огонь вот-вот уничтожит все. Везде хаос и смятение.

Центральная часть - вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Она смотрит прямо на зрителя. На голове - диск с танцующими грешными душами под волынку. Внутри человека-дерева - души в обществе ведьм и демонов.

Перед вами - фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Музыка - легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Поэтому музыкальные инструменты стали один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне.

Не обойдены вниманием обжоры. Монстр с птичьей головой пожирает чревоугодников.

Свинья в не оставляет своей навязчивостью беспомощного мужчину.

Неистощимая фантазия И. Босха дает огромное количество наказаний за земные грехи. Не случайно Аду у Босха придается огромное значение. В средние века, чтобы управлять паствой, была усилена, вернее выросла до невероятных размеров, фигура дьявола. Ад и дьявол безраздельно правили миром, и спасти от них могло лишь обращение к служителям церкви, естественно, за деньги. Чем страшнее будут изображены грехи, тем больше денег получит церковь.

Сам Иисус и предполагать не мог, что некий ангел превратится в чудище, а церковь вместо воспевания любви и доброты к ближнему будет чрезвычайно красноречиво говорить только о грехах. И чем лучше проповедник, тем больше в его проповедях звучит речь о ждущих грешника неотвратимых карах.

С громадным отвращением к греху написал Иероним Босх «Сад земных наслаждений». Описание картины дано выше. Оно весьма скромное, потому что полностью раскрыть все образы не сможет ни одно исследование. Это произведение так и просит вдумчивого размышления над ним. Только картина Босха «Сад земных наслаждений» высокого качества позволит рассмотреть абсолютно все детали. Иероним Босх оставил нам не слишком много своих произведений. Это всего 25 картин и 8 рисунков. Несомненно, величайшие произведения, которые написал Босх, шедевры - это:

  • «Воз сена», Мадрид, Эскориал.
  • «Распятая мученица», Дворец Дожей, Венеция.
  • «Сад земных наслаждений», Мадрид, Прадо.
  • «Страшный суд», Вена.
  • «Святые отшельники», Дворец Дожей, Венеция.
  • «Искушение святого Антония», Лиссабон.
  • «Поклонение волхвов», Мадрид, Прадо.

Это все большие алтарные триптихи. Их символика далеко не всегда понятна в наше время, но современники Босха читали их как открытую книгу.


Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели



В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл


Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье


О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл


Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»


До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, - самая загадочная из всех незнакомок.

"САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ" , 1500-1510 гг.

Ещё картину называют "САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ" . Я думаю, на протяжении веков многие поняли, что Сладострастие не такой уже и большой грех, скорее всего Удовольствие. Но каждому времени свои каноны. Картина очень интересная, многое, на первый взгляд, совсем непонятно, но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться, что же хотел выразить этот загадочный художник. Триптих " Сад земных наслаждений" Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде, я долго не могла разобраться, что же на ней изображено. Что именно хотел сказать нам средневековый художник? Даже внимательно слушая экскурсовода, очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей. "Сад земных наслаждений" - это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) - 1450-1516 гг. - нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Босх родился в семье художников, жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах. Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что "чертовщина" на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название. Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков. "Сад земных наслаждений" состоит из 3-х частей. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век - воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей "безгреховности" (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный "золотой" род людей современному, худшему "железному" роду, которому присущи все возможные пороки. Центральная часть. Сад земных наслаждений "Сад радостей земных" - представляет собой панораму фантастического "сада любви", населённого множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. В композиции "Сада радостей земных" выделяются три плана. На первом плане показаны "различные радости". Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнажённых всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах - не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, Рыба - символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты. Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. Сбоку молодой человек обнимает огромную сову. Девушки срывают с дерева экзотические плоды. Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишённую света божественной любви. Может показаться, что на картине изображено "детство человечества", "золотой век", когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем - как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений - мир, растлённый любострастием. ЛЕВАЯ СТВОРКА Она олицетворяет последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея "парности" всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей. Теперь подробнее рассмотрим животных, которые появились на земле. Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке - кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, - это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Огромный кролик тащит свою жертву - человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой - привязан к грифу лютни. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое "древо смерти", вырастающее из замёрзшего озера - вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Дьявольский механизм - вычлененный из тела орган слуха - составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия "имеющий уши да услышит". Выгравированная на лезвии буква "М" обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо - слово "Mundus" ("Мир"), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора - безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, - таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Аллегорически выглядят здесь музыкальные инструменты, которые из источников наслаждения превращены в пыточные машины. Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами. Средневековые моралисты именовали любострастие "музыкой плоти" - и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: "ручная пила", "пояс смирения", "аист", "покаянные рубашки ", "козлы для ведьм", колодки, жаровни, ошейники. "Железный шлем" завинчивался на голове, ломая кости черепа. В "железные ботинки" зажимали ноги, степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ И НА ДРУГОЕ МНЕНИЕ О ГРЕХАХ. ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ - ГЕРЦОГ МЕДИЧИ, ПРАВИТЕЛЬ ФЛОРЕНЦИИ, который жил с Босхом в одну эпоху призывал к наслаждению жизнью: "Пусть каждый поёт, играет и танцует! Пусть сердце горит негой! Долой усталость! Долой печаль! Кто хочет быть весёлым - веселись сегодня. Завтра - поздно". Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьёз верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал. Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду. Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления. Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B4_%D0%B7%D0%B... http://hieronim.ru/symbols4.php http://www.peremeny.ru/book/vh/441

Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели

Фрагмент центральной панели триптиха Босха.


В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл

Счастье, как стекло – оно однажды разбивается.

Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье

Прославленное Братство Пресвятой Богородицы.

О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл

Цвета картины также имеют скрытый смысл.

Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»

Сальвадора Дали - поклонник Босха.

До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского - самая загадочная из всех незнакомок.


Смотрите также

«Шестнадцать поз»: О сексуальных традициях Ватикана эпохи Возрождения

10 скрытых изображений, обнаруженных на известных классических картинах

Криминальные татуировки российских заключенных - фотоиллюстрации к рассказам…

«А, ты ревнуешь?»: история одной картины Поля Гогена

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Смотрите также

Неизвестный Есенин: поэт в воспоминаниях женщины, которой посвящено…

10 чересчур откровенных сцен из литературных произведений далёкого…

20 средневековых картин с современными саркастическими подписями



Любовь напоказ: 16 сексуальных фантазий, запечатленных в скульптуре

10 популярных эротических книг 19 века, в сравнении с которыми «50 оттенков…

10 малоизвестных фактов о семейной жизни древних римлян

Легендарная «Мурка»: кем на самом деле была Маруся Климова

История любви Турии Питт - самой счастливой девушки в мире

События, повергшие мир в шок: серия документальных снимков, от которых…


«Мастер и Маргарита»: потрясающая серия фотоиллюстраций

30 фотографий самых известнейших и красивых женщин СССР, которые…

Африканская страна до получения независимости: ретро снимки…

В погоне за вечной молодостью: 15 голливудских звезд, переусердствовавших…

15 малоизвестных фактов о знаменитой картине Жоржа Сёра «Воскресный день на…

10 самых известных жриц любви, имена которых остались в мировой истории

Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника…

10 сексуальных традиций древнего мира, которые могут шокировать

Шокирующие факты о быте и гигиене женщин Европы в XVIII-XIX веках

Скандальный «Неравный брак» – картина, на которую не рекомендуется смотреть…

Кора Перл - куртизанка XIX века, которую первой «подали» голой на…

Последние статьи

Новости партнеров

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/220915/26361/

http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_12.html Сегодня мы познакомимся с одной из самых известных картин Босха "САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ" , 1500-1510 гг. Ещё картину называют "САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ" . Я думаю, на протяжении веков многие поняли, что Сладострастие не такой уже и большой грех, скорее всего Удовольствие. Но каждому времени свои каноны. Картина очень интересная, многое, на первый взгляд, совсем непонятно, но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться, что же хотел выразить этот загадочный художник. Триптих " Сад земных наслаждений" Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде, я долго не могла разобраться, что же на ней изображено. Что именно хотел сказать нам средневековый художник? Даже внимательно слушая экскурсовода, очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей. "Сад земных наслаждений" - это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) - 1450-1516 гг. - нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Босх родился в семье художников, жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах. Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что "чертовщина" на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название. Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков. "Сад земных наслаждений" состоит из 3-х частей. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век - воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей "безгреховности" (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный "золотой" род людей современному, худшему "железному" роду, которому присущи все возможные пороки. Центральная часть. Сад земных наслаждений "Сад радостей земных" - представляет собой панораму фантастического "сада любви", населённого множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. В композиции "Сада радостей земных" выделяются три плана. На первом плане показаны "различные радости". Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.
Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнажённых всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах - не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, Рыба - символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты. Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. Сбоку молодой человек обнимает огромную сову. Девушки срывают с дерева экзотические плоды. Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишённую света божественной любви. Может показаться, что на картине изображено "детство человечества", "золотой век", когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем - как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений - мир, растлённый любострастием. ЛЕВАЯ СТВОРКА Она олицетворяет последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.
Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея "парности" всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей. Теперь подробнее рассмотрим животных, которые появились на земле. ПРАВАЯ СТВОРКА. МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке - кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.
На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, - это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Огромный кролик тащит свою жертву - человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой - привязан к грифу лютни. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое "древо смерти", вырастающее из замёрзшего озера - вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Дьявольский механизм - вычлененный из тела орган слуха - составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия "имеющий уши да услышит". Выгравированная на лезвии буква "М" обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо - слово "Mundus" ("Мир"), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.
Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора - безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, - таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Аллегорически выглядят здесь музыкальные инструменты, которые из источников наслаждения превращены в пыточные машины. Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами. Средневековые моралисты именовали любострастие "музыкой плоти" - и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: "ручная пила", "пояс смирения", "аист", "покаянные рубашки", "козлы для ведьм", колодки, жаровни, ошейники. "Железный шлем" завинчивался на голове, ломая кости черепа. В "железные ботинки" зажимали ноги, степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ И НА ДРУГОЕ МНЕНИЕ О ГРЕХАХ. ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ - ГЕРЦОГ МЕДИЧИ, ПРАВИТЕЛЬ ФЛОРЕНЦИИ, который жил с Босхом в одну эпоху призывал к наслаждению жизнью: "Пусть каждый поёт, играет и танцует! Пусть сердце горит негой! Долой усталость! Долой печаль! Кто хочет быть весёлым - веселись сегодня. Завтра - поздно". Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьёз верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал. Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду. Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.
Источники.