Аркадий и Борис Стругацкие — знаменитые российские и советские прозаики, драматурги, братья-соавторы, неоспоримые лидеры советской научной фантастики на протяжении последних нескольких десятилетий, самые популярные российские фантасты за рубежом. Оказали неоценимое влияние на развитие советской и мировой литературы.

Книги братьев Стругацких совершили некий диалектический переворот и тем самым заложили фундамент для появления новых утопических традиций научной фантастики.


Творчество братьев Стругацких

Братья Стругацкие на протяжении многих лет были главными писателями-фантастами в СССР. Их разноплановые романы служили зеркалом изменения мировоззрения писателей. Каждый опубликованный роман становился событием, вызывавшим противоречивые и яркие обсуждения.

Некоторые критики считали Стругацких писателями, умеющими наделять людей будущего лучшими чертами современников. Главной темой, которая прослеживается практически во всех работах авторов, является тема выбора.

Лучшие книги братьев Стругацких онлайн:


Краткая биография братьев Стругацких

Аркадий Натанович Стругацкий родился в 1925 году в Батуми, после семья переехала в Ленинград. В 1942 году Аркадий вместе с отцом были эвакуированы, среди всех пассажиров вагона мальчик один чудом остался жив. Был направлен в город Ташль, где работал на выдаче молока, после был призван на фронт.

Получал образование в артучилище, но весной 1943 года незадолго до выпуска был отправлен в Москву, где продолжил обучение в Военном институте иностранных языков. В 1949 году получил диплом по специальности переводчик. Далее работал по специальности, переезжая из одного города в другой. В 1955 году отошел от службы, приступил к работе в «Реферативном журнале», а потом устроился редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился в 1933 году в Ленинграде, после окончания войны вернулся на родину, где и окончил университет по специальности астрономия. Сначала работал в обсерватории, но с 1960 года вместе со своим старшим братом стал писать.

Известность пришла к братьям после выхода в свет первых научно-фантастических рассказов. Фантастика Стругацких отличалась от других прежде всего научностью и продуманными психологическими образами персонажей. В своих первых работах они успешно использовали метод построения собственной истории будущего, которая и по сей день останется основой для всех писателей-фантастов.

Аркадий Стругацкий, старший из братьев, умер в 1991 году. Борис Стругацкие после смерти брата продолжал писать и издавал произведения под псевдонимом С. Витицкий. Прожив всю жизнь в Санкт-Петербурге, умер в 2012 году.

"Трудно быть богом". Наверное, самый прославленный из романов братьев Стругацких.

История землянина, ставшего "наблюдателем" на планете, застрявшей в эпохе позднего средневековья, и принужденного "не вмешиваться" в происходящее, экранизирована уже несколько раз – однако даже лучший фильм не в силах передать всего таланта книги, на основе которой он снят!..

Фантастическая повесть «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о современной науке, об ученых и о том, что уже в наше время человек совершает самые на первый взгляд фантастические открытия и подвиги.

«Парень из преисподней» показывает обреченность темных сил реакции.

В этот том вошло классическое произведение позднего периода творчества братьев Стругацких - роман "Град обреченный", увлекательная история горстки людей из разных стран и эпох, согласившихся на участие в странном эксперименте - и перенесенных в загадочный город "вне времени и пространства", где происходят очень и очень необычные вещи, порой забавные, порой - опасные, а порой и откровенно страшные...

"Здесь собраны, наверное, далеко не самые увлекательные наши повести. И, уж конечно, не самые романтически-жизнерадостные. И безусловно, даже не самые популярные. Но зато - самые любимые, самые ценимые, самые уважаемые самими авторами. Все самое "зрелое и совершенное", если угодно, что удалось им создать за пятьдесят лет работы.

У нас было много сборников. Очень разных. И превосходных в том числе. Но, пожалуй, ни одного такого не было, которым бы мы гордились.

Пусть теперь будет".

Борис Стругацкий

1 Улитка на склоне

2 Второе нашествие марсиан

4 Град обреченный

5 За миллиард лет до конца света

6 Отягощенные злом

7 Дьявол среди людей

8 Бессильные мира сего

Шедевр братьев Стругацких. Жёсткая, бесконечно увлекательная и в то же время бесконечно философская книга.

Время идёт… Но история загадочной Зоны и лучшего из её сталкеров – Рэда Шухарта – по-прежнему тревожит и будоражит читателя.

«Улитка на склоне». Самое странное, самое неоднозначное произведение в богатом творческом наследии братьев Стругацких. Произведение, в котором собственно фантастика, «магический реализм» и даже некоторые оттенки психоделики переплетены в удивительно талантливое оригинальное единое целое.

Аркадий и Борис Стругацкие.
Понедельник начинается в субботу. Повесть-сказка для научных работников младшего возраста.
1-е издание 1965 г.

"Хохот метался между полом и потолком, прыгал от стены к стене, как огромный цветной мяч.
В редакции читали "Суету вокруг дивана" - первую часть "Понедельника...". Было это сразу
после выхода философской трагедии "Трудно быть богом", поэтому хохотали с облегчением:
одумались-де Стругацкие, решили не ходить по лезвию ножа, а заняться делом веселым и
безопасным. Писатели позволили себе наконец-то повеселиться от души...".
Так описывает атмосферу, царившую вокруг этой повести, один из участников ее подготовки
к "выходу в свет".
Блистательная книга русских фантастов по праву считается одной из вершин их творчества. Прошедшая испытание временем, наполненная юмором и добротой, история будней сказочного НИИ
не оставит равнодушными никого из читателей.

В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правят энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью.

Иллюстрации и обложка Евгения Мигунова.

Примечание:
Рисунки в этом издании отличаются от иллюстраций в последующих переизданиях.

«Счастье для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным!» Знаковые слова…

Шедевр братьев Стругацких.

Жёсткая, бесконечно увлекательная и в то же время бесконечно философская книга.

Время идёт…

Но история загадочной Зоны и лучшего из её сталкеров - Рэда Шухарта - по-прежнему тревожит и будоражит читателя.

Счастье для только что вышедшего из тюрьмы сталкера в том, чтобы вести к Комнате других. На этот раз он ведёт Профессора (Гринько), исследователя-физика, и Писателя (Солоницын) в творческом и личностном кризисе. Они трое проникают через кордоны в Зону. Сталкер ведёт группу осторожно, окружным путём, прощупывая путь гайками. Флегматичный Профессор ему доверяет. Скептичный Писатель наоборот, ведёт себя вызывающе, и, похоже, не слишком-то и верит в Зону и её «ловушки», хотя встреча с необъяснимыми явлениями его несколько переубеждает. Характеры героев раскрываются в их диалогах и монологах, в мыслях и снах Сталкера. Группа проходит Зону и на пороге Комнаты выясняется, что Профессор нёс с собой небольшую, 20-ти килотонную бомбу, которой намерен уничтожить Комнату – потенциальную исполнительницу желаний любого деспота, психопата, мерзавца. Потрясённый Сталкер пытается остановить Профессора кулаками. Писатель считает, что Комната всё равно исполняет не благообразные обдуманные пожелания, а подсознательные, мелкие, стыдные. (А впрочем, возможно, никакого исполнения желаний и вовсе нет.) Профессор перестаёт понимать, «зачем тогда вообще к ней ходить», развинчивает и выбрасывает бомбу. Они возвращаются.

Советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни, отец умирает от истощения в дороге в Вологде. Только в 1943 г. старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они вернулись в 1945 г. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

В 1974 году привлекался КГБ в качестве свидетеля по делу Михаила Хейфеца, которому инкриминировали ст. 70 УК РСФСР (Антисоветская агитация и пропаганда).

Учредитель премии «Бронзовая улитка». С 2002 года главный редактор журнала «Полдень. XXI век».

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября 1931 - 20 декабря 2013), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение в его творчестве.

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет. В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами.

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики. Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

К написанию этого труда меня побудило чувство вселенской справедливости. Так как авторы являются моими любимыми писателями, но порой я слышу от людей удивленные возгласы, типа «почитал я этих ваших Стругацких, и, честно сказать, так себе», и это меня настораживает. После недолгого допроса выясняется, что по большей части неофиты начинали знакомство с творчеством АБС с заведомо слабых или неактуальных книг, оставив за бортом истинное наследие братьев-писателей.

Поэтому, стиснув зубы, я написал очень краткий обзор повестей авторов, которые рекомендую к прочтению в первую очередь, а потом уже можно и переходить к изучению всего собрания сочинений.

Сразу отмечу, что я практически не знаком с современной отечественной фантастикой, а от того, что я читал, у меня начинают болеть зубы. К моему счастью, мнение о загнивании российской фантастики разделяю не только я, и собственно статья предназначена для тех читателей, кого тошнит от нынешней графомании Лукьяненко, книжек для домохозяек М. Фрая и прочих унылых авторов, но по каким-то удивительным причинам до сих не знакомых с классиками жанра.

1. Пикник на обочине (1972)

Не факт, что книга должна стоять на самом первом месте списка, но, каюсь, это моя самая любимая повесть. Сюжет: на нашей планете появилась зона, где законы физики ведут себя странно и неожиданно. Эта Зона источник ценных научных сведений и артефактов, однако соваться туда опасно для жизни и запрещено. Главный герой нелегально ходит в Зону за артефактами для перепродажи на черном рынке. Книга скрывает в себе мощный импульс человеколюбия, ярко выраженный в последних строках произведения. Отмечу, что фильм Тарковского «Сталкер», а также серия игр и книг “S.T.A.L.K.E.R.” не имеют ничего общего с замыслом повести. Любители вышеперечисленного, решившие обратиться к первоисточнику, скорее всего разочаруются.

2. Улитка на склоне (1965)

На мой взгляд - самая сложная повесть. Каждый раз, перечитывая ее, обнаруживаю какие-то новые смыслы и слои. Авторы сами признавались, что написание вышло из-под контроля и произведение получилось сложнее, чем задумывалось. Несмотря на это читается очень легко и увлекательно. Считаю, что «Улитка на склоне» недооценена даже поклонниками творчества АБС.

В повести два параллельных сюжета. Первый происходит в некоем Управлении, занимающимся вопросами Леса, который начинается рядом, сразу за обрывом. Сюда прибывает главный герой и мечтает посетить Лес, но вместо этого оказывается пленником странного учреждения, заплутав и запутавшись в абсурде бюрократической организации.

Во втором сюжете действие идет непосредственно в Лесу, где заблудился работник биостанции. Он пытается добраться до Города, но Лес не хочет отпускать его и затягивает, опутывает своими непонятными и странными порядками.

Суть произведения заключена в описании прогресса, который всегда непонятен и чужд, но медленно и неумолимо надвигается, сколько ему не сопротивляйся и не препятствуй.

3. Второе нашествие марсиан (1968)

Одна из самых актуальных повестей для всех времен. Что должно выбрать человечество: вечный рай и конец истории или постоянный дискомфорт и возможность свободы. Кем лучше стать: овцой или пастухом, рабом у идеального хозяина или хозяином без штанов? Мещанство или прогресс?

Здесь Стругацкие задали каверзный вопрос, на который очень трудно ответить. И это в 60-е годы прошлого века, когда критика нещадно «раздолбала» повесть. Ответ отдельного человека нам известен, объясняли авторы, но что ответит человечество в целом?

Сюжет прост: на Землю прилетают инопланетяне, но не проявляют никакой агрессии и даже не замышляют скрытых планов покорения человечества. Наоборот, они стараются улучшить жизнь всех жителей планеты вплоть до последнего забулдыги в маленьком городке.

4. Гадкие Лебеди (1967)

Повесть о том, что наше будущее вряд ли будет интересоваться, что мы думаем о нем и хотим ли мы его. Рано или поздно наступит переломный момент, когда будущее переступит через нас и прогонит прочь. И мы пойдем, плача, взывая к справедливости, жалуясь и беснуясь.

Сюжет повести рассказывает о писателе Викторе Баневе, ветеране войны, который приехал в маленький городок, где всегда идет дождь. А еще в этом городе живут люди, пораженные странной болезнью, и эти люди чем-то притягивают к себе детей, отчего дети становятся чересчур умными и перестают разделять взгляды родителей на жизнь, современность и т.п.

По мотивам книги Константином Лопушанским снят довольно неплохой одноименный фильм, хоть и в собственной интерпретации сюжета.

Чаще всего повесть издается в связке с повестью «Хромая Судьба» (1982), где является вторым сюжетом – романом, который пишет главный герой.

Сильная и сложная книга, написанная легким и красивым языком.

5. Отягощенные злом или 40 лет спустя (1988)

Последняя совместная повесть (а точнее роман) братьев и самая тяжелая по философскому содержанию. Авторы переосмыслили свою жизнь и творчество и пришли к выводу, что светлое будущее невозможно в рамках политической или еще какой-то идеологической системы. Надо подходить к строительству светлого будущего с другой стороны. От того, что эта сторона до сих пор никем не рассматривается как основная и главная для закладки фундамента будущего, роман еще долгое время будет актуальным.

Итак, спустя две тысячи лет после первого явления, на Землю вновь приходит Христос, но он уже другой – уставший и разочарованный. И он уже не несет свет и истину, а ищет Человека, хотя бы одного.

Огромный интерес в книге представляет альтернативная библейская история. Кроме того имеется три сюжетных линии, одна из которых историческая, а две впоследствии переплетаются.

Роман оставляет тягостное впечатление (хоть и концовка очень оптимистичная), и вообще относить его к жанру фантастики можно лишь по недоразумению.

6. За миллиард лет до конца света (1977)

Данная повесть в кои-то веки не касается социальной проблематики, а затрагивает глубинные вопросы Мироздания. Что если Вселенная не хотела бы, чтобы человечество занималось наукой? Как бы могла она сопротивляться прогрессу затерянных в космосе органических пылинок, называющих себя людьми?

Занимательное чтение, оставляющее кучу вопросов и предлагающее читателю сделать собственный выбор.

7. Град Обреченный (1972)

Лично, я считаю, что с этого романа не стоит начинать знакомство с творчеством Стругацких, так как, несмотря на его эпичность и глубокий философский подтекст, он немного утратил актуальность. А утратил потому, что роман создавался как своеобразный ответ коммунистической идеологии. Писался «в стол» и его публикация в советские времена была немыслимой.

Тем не менее, прочесть его стоит обязательно немного позже, когда станет ясен стиль и мастерство авторов. И, возможно даже, прочесть стоит неоднократно.

Для меня откровением стал монолог одного из героев – Изи Кацмана – о строительстве Храма Культуры, который заменяет пресловутые смыслы нашего существования (диктуемые тоталитарными системами: религиозными или политическими), на вклад в строительство особенного Храма...

Сюжет книги трудно описать в двух словах. Непонятный город, непонятно где. В нем живут люди, участники непонятного эксперимента. Главный герой с его коммунистическими идеалами и моралью попадает в Город, но со временем его мировоззрение круто меняется.

Всё это происходит на фоне необъяснимых загадочных событий, которые происходят то ли по замыслу экспериментаторов, то ли вопреки их желанию. А может, Город вообще брошен на произвол судьбы и нет никакого Эксперимента…

8. Сказка о Тройке (1968)

Повесть в нехарактерном для авторов жанре сатиры. Хотя место и время действия – СССР времен застоя, ситуация с отношением науки и невежеством бюрократии по-прежнему не меняется. Достаточно вспомнить Петрика с его угольными фильтрами или очередной проект Сколково.

Герои произведения перешли из предыдущей фантастической весьма позитивной повести «Понедельник начинается в субботу». А вот замысел и стиль книги абсолютно другой.

Главный герой вынужден присутствовать на заседаниях комиссии по рационализации необъяснимых явлений и приходит в недоумение и даже ужас от действий и решений этой комиссии, которая состоит из фееричных бюрократов и невеж.

И, как любая сатира, книга смешная только поначалу. А потом замечаешь, что это тонкое завуалированное описание реальности.

9. Жук в Муравейнике (1980)

Вторая часть трилогии о Максиме Каммерере (можно читать без оглядки на первую часть). В этой повести авторы поставили интересный эксперимент, как поведут себя спецслужбы светлого будущего перед неизвестностью. Не хочу раскрывать сюжет, но вывод окажется печален: полиция всегда будет полицией даже в самом светлом, самом добром обществе.

Сильная вещь, написанная в интересном стиле. Но в то же время принадлежит к циклу романов о т.н. «Мира полудня» про далекое светлое будущее построенное землянами.

10. Волны гасят ветер (1986).

Завершающая часть трилогии о Максиме Каммерере. Опять далекое светлое будущее подвергается серьезному испытанию. На этот раз проблема настолько глобальна и драматична, что книга оставляет после себя ощущение оглушенности и обиды. Что будет, если человечество однажды разделится на обычных людей и сверхлюдей? И следствием будет отнюдь не война или геноцид. Это будут не люди-Икс и не злобные супер умные мутанты, как в американской фантастике...

Я и так слегка заспойлил, поэтому не буду продолжать. Стиль повести также необычен, а само повествование не отпускает с момента начала чтения и до конца. Считается, что этим произведением братья «похоронили» Мир Полудня.

Вот такая моя десятка произведений братьев Стругацких. Я сюда сознательно не включил самые известные повести «Понедельник начинается в субботу» и «Трудно быть богом», так как именно с них и разочаровывается современный читатель. Я всего лишь упомянул мистическую «Хромую судьбу» и совсем не рассказал о грустной пьесе «Жиды города Питера» - последнем произведении авторов. А сколько еще произведений осталось «за кадром»? Про тот же «Мир Полудня» - если честно не так давно я взялся перечитывать «Полдень XXI век» и он сильно мне не пошел. Зато наивную «Попытку к бегству» или завораживающую повесть «Малыш» мне нравится перечитывать наравне с более мощными авторскими творениями. Но, как я уже писал выше, эти неупомянутые повести будут восприниматься по-родному после знакомства с топовыми произведениями.

Я не претендую на исключительность своего мнения и даже не утверждаю, что канонично описал содержание произведений. Однако, надеюсь, что статья кого-то мотивирует обратиться к творчеству АБС и новых поклонников творчества прибавится.

Имя братьев Стругацких хорошо известно многомиллионной армии поклонников научной фантастики. Удивительный мир, созданный на страницах их произведений, неизменно привлекает и завораживает читателей. Эти яркие, талантливые произведения стали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) видные прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, лидеры сов. НФ 1960 1980 х гг.; классики современной фантастической, влияние которых на ее развитие бесспорно; авторы повестей и романов,… …

Русские писатели братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в повестях … Большой Энциклопедический словарь

СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) российские писатели. Братья. А.Н. японист, Б.Н. звездный астроном (Пулково). Авторы ряда утопий и антиутопий, написанных в единственно возможном в СССР в 1960 1980 х жанре… … Новейший философский словарь

СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (род. 1933). Проза в жанре социально философской научной фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в… … Русская история

Русские писатели, братья, соавторы. Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в… … Энциклопедический словарь

Стругацкие - Аркадий Натанович Стругацкий. СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, братья, соавторы: Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (родился в 1933). Научно–фантастические рассказы и повести. Социально–философская фантастика, с элементами гротеска, о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели фантасты за рубежом (на нач. 1991 х гг. 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр.… … Большая биографическая энциклопедия

Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы. Аркадий С. окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949). Борис С. окончил механико… … Большая советская энциклопедия

Стругацкие - СТРУГÁЦКИЕ, рус. писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925–1991) и Борис Натанович (р. 1933). Проза в жанре социально филос. науч. фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе:… … Биографический словарь

Книги

  • Братья Стругацкие , Володихин Д., Прашкевич Г.. Братья Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (род. 1933) Стругацкие занимают совершенно особое место в истории отечественной литературы. Признанные классики научной и социальной…
  • Братья Стругацкие. Полдень, XXII век (аудиокнига на 2 CD) , Братья Стругацкие. На дворе XXII век... Люди летают на птерокарах и получают еду через окно Линии Доставки. Выращивают кибердворников и киберсадовников, испытывают механо-зародыш и исследуют "бактерии жизни" .…

Колумнист журнала "Мир фантастики" Василий Владимирский специально для РИА Новости

19 ноября не стало Бориса Стругацкого, большого писателя, основателя литературной школы, мудрого и доброго человека. 15 апреля 2013 года Борису Натановичу исполнилось бы восемьдесят лет. Закрылась последняя глава истории советской фантастики, в которую братья Стругацкие вписали самые яркие страницы. Почти невозможно выделить главные произведения из не столь уж обширной библиографии Стругацких. Каждый текст стал значительной вехой - и те, которые недолюбливали сами авторы, как первую свою книгу "Страна Багровых туч" (1959), и те, которые издавались реже других, как "Повесть о дружбе и недружбе" (1980), и те, что были написаны "сольно" - Аркадием Натановичем под псевдонимом С. Ярославцев ("Подробности жизни Никиты Воронцова", "Экспедиция в преисподнюю", "Дьявол среди людей") и Борисом Натановичем под псевдонимом С. Витицкий ("Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", "Бессильные мира сего"). Но все же рискну назвать пять книг АБС (принятая среди поклонников их творчества аббревеатура), которые должен прочитать каждый культурный человек, владеющий русским языком, чтобы не пропустить отсылки и реминисценции, которыми плотно насыщена современная литература. Да что там подтексты - есть вещи, которые надо знать просто чтобы не утратить нить в застольной беседе.

"Трудно быть богом" (1964)

Повесть, которая задумывалась как легкая, бравурная, авантюрно-приключенческая, "мушкетерская", а стала одним из самых спорных произведений Стругацких, чаще всего вызывающих раздражение в высоких кабинетах. Книга о попытках изменить человеческую сущность и об этичности таких попыток. Принято считать, что повесть "Трудно быть богом" во многом повлияла на представление советской интеллигенции о "братской помощи", которую СССР щедро оказывал развивающимся странам и соседкам по соцлагерю. Однако сами Стругацкие это мнение не разделяли: их интересовали более близкие исторические параллели, недаром в одной из первых редакций дона Рэбу, "серого кардинала" Арканара, звали без затей доном Рэбией.

"Понедельник начинается в субботу" (1965)

"Сказка для научных сотрудников младшего возраста", веселая и лихая ода творческому труду и людям, которым "работать интереснее, чем отдыхать". Лучшее лекарство от депрессии и хандры, настольная книга каждого уважающего себя молодого ученого 1960-х, по сей день не утратившая свою актуальность для тех, кто любит свою работу до беспамятства. Наряду с фильмом "Девять дней одного года" и романом Даниила Гранина "Иду на грозу" стала одним из главных символов научно-технического расцвета в СССР того времени, литературным воплощением неподдельного энтузиазма, до сих пор вспоминаемого с ностальгией.

"Улитка на склоне" (1966-1968)

Фантасмагория о невыносимом настоящем и непредсказуемом будущем, о вечном бегстве от окружающей реальности, ведущем в никуда. Виртуозная работа с контрапунктом, блестящая детализация. Исследователи сравнивают эту вещь с произведениями Франца Кафки, для самих же Стругацких "Улитка на склоне" знаменовала отход от традиционной "шестидесятнической" научной фантастики и стала переломной повестью, над которой они проработали несколько лет, создав два кардинально различающихся варианта. На страницах этой книги они первыми из авторов своего поколения подошли к осознанию, что будущее, которое строят люди с самыми чистыми побуждениями, скорее всего, окажется вовсе не таким, каким ожидалось, и вряд ли встретит созидателей с распростертыми объятиями. Время подтвердило правоту такого взгляда.

"Пикник на обочине" (1972)

Самая резонансная вещь Стругацких, запустившая в широкий оборот словечко "сталкер". Повесть АБС дала Андрею Тарковскому повод для создания двухсерийного фильма, вошедшего в золотой фонд мирового кинематографа. Как всегда - о счастье человеческом и о глухих окольных тропах, которые порой к нему ведут. Первоисточник весьма далек и от картины Тарковского, и тем более от франшизы "S.T.A.L.K.E.R.", раскрученной украинскими игроделами и московскими издателями: стоит ознакомиться с "Пикником..." хотя бы для того, чтобы не попасть впросак и осознать эстетическую пропасть, разделяющую литературные поколения.

"За миллиард лет до конца света" (1977)

Как выжить в невыносимых условиях, под предельным давлением, когда сама вселенная восстает против тебя, как не предать то, что тебе дорого, спасти дело всей своей жизни - эта тема оказалась особенно важна для АБС на излете 1970-х. Выдвинутая на страницах этой книги теория Гомеостатического мироздания, рефлекторно стремящегося уничтожить всех, кто способен разрушить "статус кво", сложившийся порядок вещей, продолжает подтверждаться на наших глазах. "За миллиард лет до конца света" - текст, лучше всего передающий атмосферу "зрелого застоя", но при этом не зарубленный цензурой, не ушедший в "самиздат" и "тамиздат", а вполне официально опубликованный на страницах советской прессы. Что само по себе феномен на грани фантастики.