Уважаемые пользователи официального сайта Централизованной библиотечной системы города Тюмени!

Проходит оптимизация сайта и перенос контента страницы «Краеведение» на другие страницы официального сайта и тематические сайты учреждения «Электронная библиотека тюменского писателя» и «ГородТ» .

В процессе переноса контента могут возникнуть ошибки и неточности при отображении информации. В случае их обнаружения, просим сообщить об этом в Гостевой книге , либо на электронную почту [email protected] Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. отдела информационной поддержки веб-ресурсов Центральной городской библиотеки, Алевтине Владимировне Попченковой.

  • Сазонов Геннадий Кузьмич

Сазонов Геннадий Кузьмич


Сазонов Геннадий Кузьмич (1934 – 1988) родился 22 октября 1934 года в селе Красный кут Саратовской области. В период учебы на геологическом факультете Саратовского университета проходил преддипломную практику на Севере Тюменской области. После окончания университета распределился в «Главтюменгеологию» и 16 полевых сезонов провел в экспедициях.

В 1963 году в газете «Тюменская правда» Г.Сазонов дебютировал очерком «Хасырей». Затем последовали очерки «Прометей просит огня», «Седьмое путешествие Синдбада» и другие. В 1965 году выходит его первая книга – сборник рассказов «Привет, старина!».

В 1966 году он принимает участие в совещании молодых литераторов Урала и Сибири, в 1989 году издает сборник рассказов «Жалость». В тот же год он участвует в VI Всесоюзном совещании молодых писателей. Его очерки охотно публикуют журналы «Урал», «Смена», «Аврора».

В 1971 году становится членом Союза писателей. Его прозу отмечают премией Тюменского обкома комсомола. В течение многих лет Геннадий Сазонов был руководителем секции прозы на ежегодных областных семинарах молодых писателей.

Уже в первой книге «Привет, старина!» проявились характерные черты творческой индивидуальности Сазонова. В каждой из 17 новелл писатель с любовью рисует природу Севера. Природа у него живет своей жизнью, это – живой организм, открытый каждому и требующий сбережения и такой же открытости от каждого.

Значительным событием в прозе Тюменского края стал созданный Геннадием Сазоновым в соавторстве с Анной Коньковой роман-сказание «И лун медлительных поток…» (1982), ставший первым в мансийской литературе романом. История рода охотников манси здесь тесно переплетена с народной мифологией и историей Югорской земли.

Произведения Г.К. Сазонова

  • Валька Адмирал: глава из неопублик. повести // Тюм. правда. – 1994. – 22 окт.
  • Великий охотник Бахтияров: рассказ // Урал. – 1974. - № 11. – С. 74-78.
  • Вечный бой: рассказ // Литература Тюменского края: хрестоматия / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень,1996. – Кн.2. 8-9 кл. – С. 76-91.
  • Волжские корни: очерки // Самотлор: стихи, романы, рассказы, повести, поэмы, очерки, статьи, юморески / сост. Н. В. Денисов. – Тюмень,1975. – С. 33-46.
  • Война, Петр и Алена: глава из повести «Вечный бой» // Тюм. правда. – 1983. – 9 мая.
  • Гости; Почта полевая: рассказы // Волга. – 1968. – № 12. – С. 8-17.
  • Гости: новелла // Письма идут месяц. – Новосибирск, 1970. – С. 248-256.
  • Жалость: рассказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1969. – 108 с.
  • Земля, как мать …; Ода геологической карте // Самотлор. – Свердловск, 1982. – С. 5-31.
  • И вечный бой: повесть // Волга. – 1975. – № 5. – С. 5-21.
  • И лун медлительных поток…: роман-сказание / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,1990. – 253 с.
  • И лун медлительных поток…: роман-сказание / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,1982. – 253 с.
  • И лун медлительных поток… / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова: отрывки из романа-сказания // Тюменской строкой: антология / сост. Ю. А. Мешков. – Тюмень, 2008. – С. 74-79.
  • Из неопубликованного: рассказы / предисл. А. Гришина // Эринтур (поющее озеро): альм. писателей Югры. – Ханты-Мансийск,1999. – Вып. 4. – С. 323-364. – Содерж.: Сашка Протокол; Туф, правнук Копы; Вдова.
  • Июнь; Июль: отрывки из романа-сказания «И лун медлительных поток …» / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова // Литература Тюменского края: хрестоматия / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень,1996. – Кн.3. 10-11 кл. – С. 87-106.
  • Как поссорился человек с медведем: отрывок из романа-сказания «И лун медлительных поток …» / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова // Литература Тюменского края: хрестоматия / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень,1996. – Кн.1. 5-7 кл. – С. 90-95.
  • Карта: отрывок из повести «Соната Леонова» // Тюм. правда. – 1984. – 26 мая.
  • Комполэн – болотный дух // Тюм. комсомолец. – 1984. – 26 окт.
  • Литературные мечтания // Тюм. правда. – 1988. – 9 янв.

О семинаре молодых литераторов в Тюмени.

  • Маков цвет: отрывок из повести «Не сотвори себе кумира» // Тюм. правда. – 1996. – 18 мая.
  • Мамонты и фараоны: повести и рассказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1976. – 182 с.
  • Могучая музыка звука: отрывок из новой повести // Тюм. правда. – 1984. – 1 дек.
  • Мой дед – Захар Нерчинск: повесть. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1973. – 123 с.; Волга. – 1969. – № 12. – С. 3-46.
  • На небе был: из повести «Тропы к верховьям» // Тюмень литературная. – 2012. – № 4. – С. 18.
  • Название беру у гор и речек: [интервью] / Г. Сазонов; кор. Н. Бубнова // Тюм. правда. – 1982. – 26 сент.
  • Неподалеку от войны: рассказ // Тюм. правда. – 1995. – 29 апр. – С. 5.
  • О чем молчит геологическая карта // Разбудившие землю: док. повесть о первооткрывателях тюм. нефти и газа. – Свердловск, 1965. – С. 65-69.
  • Открыватели: повесть, рассказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985. – 303 с.; Современный уральский рассказ. – Свердловск, 1982. – С. 314-323.
  • Охотник из рода манси: рассказ // Аврора. – 1975. – № 12. – С. 6-10.
  • Привет, старина!: новеллы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. – 44 с.
  • Простой сюжет // Тюм. комсомолец. – 1985. – 24 апр.

О поэте Н.Денисове.

  • Прощание / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова // Лукоморье: лит. хрестоматия: кн. для учащихся 5-7 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1997. – С. 218-220.
  • С любовью сыновней // Тюм. правда. – 1979. – 7 июля

О творчестве хантыйского писателя Е.Айпина.

  • Следы: очерк // Страна без границ: лит. хрестоматия для учащихся 8-9 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1998. – Кн. 1. – С. 303-310; Тюм. правда. – 1988. – 20 марта.
  • Солнечный ветер // Тюм. правда. – 1987. – 11 апр.

О прозе поэта Р.Ругина.

  • Соседи: отрывок из повести // Тюм. правда. – 1985. – 27 июля.
  • Страна семи звезд: рассказ // Тюмень литературная. – . – № 2. – С. 14-15.
  • Струги Ермака: глава из неопублик повести «Последняя капля Чингиза» // Тюм. правда. – 1999. – 23 окт.
  • То было раннею весной: рассказ // Тюм. изв. – 1994. – 22 окт.
  • Торопи меня молодость… // Тюм. комсомолец. – 1977. – 11 нояб.

О тюменском поэте Н.Денисове.

  • Тропы к верховьям: повесть. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. – 280 с. – (Новинки прозы); Современная уральская повесть. – Свердловск, 1981. – Т. 2. – С. 303-429.
  • Туф, правнук Копы: рассказ // Тюм. правда. – 1995. – 5 нояб.
  • Яшка – бриллиантовые глаза: рассказ // Тюм. правда. – 1984. – 21 окт.

Литература о жизни и творчестве Г.К.Сазонова

  • Денисов Н. Сазонов и паровоз Черепановых // В чистом поле: о тюм. писателях и не только о них / Н. Денисов. – Шадринск, 2012. – С. 27-33; Страницы разных широт / Н. Денисов. – Шадринск, 1998. – С. 115-117; Тюмень литературная. – 2008. – № 1. – С. 7; Тюм. изв. – 1996. – 2 марта.
  • Мешков Ю. [Сазонов Геннадий Кузьмич] // Очерки литературы Сибирского Зауралья: (Тюменские тетради) / Ю. Мешков. – Тюмень, 2010. – С. 175-177.
  • Геннадий Сазонов // Тюменской строкой: антология / сост. Ю. А. Мешков. – Тюмень, 2008. – С. 73.
  • Гришин А. Геннадий Сазонов / А. Гришин // Проталина: лит. прил. к газ. «Тюм. изв.»: сб. / сост. Е. Ю. Минакова (Тихомирова). – Тюмень, 2005. – С. 132.
  • Комаров С. А. Сазонов Геннадий Кузьмич / С. А. Комаров // Большая Тюменская энциклопедия. – Тюмень, 2004. – Т. 3. Р-Я. – С. 58-59.
  • Чернышов А. В. Сазонов Геннадий Кузьмич / А. В. Чернышов // Тюменскому региональному отделению Союза писателей России – 40 лет (1963-2003) / А. В. Чернышов. – Тюмень, 2003. – С. 95-96.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич (1934-1988): биогр. // Сердца и песни людям отданы (у писателей Тюмени юбилей): указ. лит. / ЦГБ им. А. В. Луначарского; ИБО; сост. Э. Н. Ишунина. – Тюмень, 1999. – Вып. 2. – С. 22.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич // Страна без границ: лит. хрестоматия для учащихся 8-11 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1998. – Кн. 2. – С. 482.
  • Роман-сказание Г. Сазонова и А. Коньковой «И лун медлительных поток…» // Литература Тюменского края: кн. для учителя и ученика / под ред. Н. А. Рогачевой. – Тюмень, 1997. – С. 123-130.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич: биогр. // Лукоморье: лит. хрестоматия: кн. для учащихся 5-7 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1997. – С. 312-313.
  • Лагунов К. Я. Солнцу и ветру брат // Портреты без ретуши / К. Я. Лагунов; ред. А. С. Шилова. – Тюмень, 1994. – С. 92-113.
  • Геннадий Кузьмич Сазонов: (к 60-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат Тюменской области на 1994 год: ист.- информ. справки и рек. списки лит. / ТОНБ; отд. краевед. библиогр. и лит.; сост. Сущая Е. А. – Тюмень,1993. – С. 38-40.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич // Писатели Тюменской области: биобиблиогр. указ. – Свердловск,1988. – С. 80-82.
  • Немченко М. Верность тропе: предисл. / М. Немченко // Открыватели / Г. Сазонов. – Свердловск, 1985. – С. 294-302.
  • Геннадий Кузьмич Сазонов // Писатели земли Тюменской: метод. разработка в помощь лекторам. – Тюмень, 1980. – С. 23-27.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич // Наш современник в произведениях тюменских писателей / ТОБ; обл. отд-ние о-ва книголюбов; сост. А. Х. Сайфуллина, Т. Ю. Ксенофонтова. – Тюмень, 1979. – С. 7.
  • Геннадий Сазонов: крат. биогр. справка // Письма идут месяц. – Новосибирск, 1970. – С. 248.
  • Омельчук А. Привет, старина / А. Омельчук // Мир Севера. – 2009. – № 5. – С. 36 -38.
  • Материалы к «Словарю писателей Тюменского края»: Сазонов Геннадий Кузьмич / сост. Ю. А. Мешков // Филолог. дискурс. – 2006. – № 5. – С. 139. - Библиогр. в конце разд.
  • Щенников Г. Сюжет как движение мысли / Г. Щенников // Урал. – 1986. – № 5. – С. 179-182.

О книге «Тропы к верховьям».

  • Медников С. Сибирское направление / С. Медников // Знамя. – 1979. – № 3. – С. 223-233.

О творчестве писателей, пишущих о Тюменском крае, в том числе о Г.Сазонове.

  • Лейдерман Н. Непокорность материала // Н. Лейдерман // Урал. – 1979. – № 5. – С. 160 -162.

О книге «Тропы к верховьям».

О книге «Мамонты и фараоны».

  • Лагунов К. Привет, старина! / К. Лагунов // Урал. – 1966. – № 10. – С. 147-148.

О новеллах «Привет, старина!»

  • Чечета О. Крестовый поход в старую Тюмень / О. Чечета // Тюм. курьер. – 2012. – 21 февр. – С. 3.

О писателе и его книге «Мамонты и фараоны».

  • Гончарова Н. Их имена запомнятся надолго / Н. Гончарова // Тюм. обл. сегодня. – 2007. – 14 марта. – С. 6.
  • Вдовенко Е. С тобой и без тебя: стихи памяти Геннадия Сазонова / Е. Вдовенко // Тюм. правда. – 2001. – 20 окт. – С. 5.
  • Огрызко В. Барон Врунгель / В. Огрызко // Лит. Россия. – 1998. – 25 сент. – С. 10.
  • Вдовенко Е. Запоздалое посвящение [Г. К. Сазонову] / Е. Вдовенко // Тюмень литературная. – 1995. – № 1. – С. 10.
  • Гришин А. Привет, старина, привет! / А. Гришин // Тюм. изв. – 1994. – 22 окт. – (Проталина).
  • Гилев В. Считавший годы – по веснам / В. Гилев // Тюм. правда. – 1989. – 21 окт.
  • Тоболкин З. Время собирать камни / З. Тоболкин // Тюм. правда. – 1988. – 19 окт.
  • Слово прощания // Лит. Россия. – 1988. – 17 июня. – С. 20.
  • Памяти товарища // Тюм. правда. – 1988. – 23 апр.
  • Тереб Н. Пласты творчества / Н. Тереб // Тюм. комсомолец. – 1984. – 26 окт.
  • Дементьева Н. В верховьях рек мансийских / Н. Дементьева // Тюм. правда. – 1982. – 10 июля.
  • Филиппович А. Мужество повседневности / А. Филиппович // Урал. – 1977. – № 3. – С. 166-167.

О книге «Мамонты и фараоны».

  • Лагунов К. Гранить талант трудом / К. Лагунов // Тюм. правда. – 1976. – 14 окт.

О «Мамонты и фараоны».

  • Геолог и писатель: [Г. Сазонов] // Тюм. комсомолец. – 1971. – 12 дек.
  • Александрова Е. Необходимость или инерция? / Е. Александрова // Лит. газ. – 1970. – 11 февр. – С. 5.

О книге «Жалость».

  • Андреев Ф. От лица искателей / Ф. Андреев // Тюм. правда. – 1969. – 20 сент.

О книге «Жалость».

Алфавитный указатель произведений Г.К. Сазонова

Валька Адмирал

Великий охотник Бахтияров

Вечный бой

Война, Петр и Алена

Волжские корни

Земля, как мать

И вечный бой

Как поссорился человек с медведем

Комполэн – болотный дух

Литературные мечтания

Маков цвет

Мамонты и фараоны

Могучая музыка звука

Мой дед – Захар Нерчинск

На небе был

Название беру у гор и речек

Неподалеку от войны

О чем молчит геологическая карта

Ода геологической карте

Открыватели

Охотник из рода манси

Почта полевая

Привет, старина!

Простой сюжет

Прощание

Сашка Протокол

С любовью сыновней

Современный уральский рассказ

Солнечный ветер

Соловьи, соловьи

Страна семи звезд

Струги Ермака

То было раннею весной

Торопи меня молодость

Тропы к верховьям

Туф, правнук Копы

Яшка – бриллиантовые глаза

Кожевников Алексей Венедиктович Книга былей и небылиц про медведей и медведиц

Алексей Венедиктович Кожевников

Алексей Венедиктович Кожевников

БЫЛЕЙ И НЕБЫЛИЦ ПРО

МЕДВЕДЕЙ И МЕДВЕДИЦ

Последняя книга старейшего советского писателя, лауреата Государственной премии СССР - маленькие рассказы о нравах, обычаях и поверьях людей Сибири и Урала в разные годы, о дружбе человека с медведем.

МЕДВЕДЬ - ЛИПОВА НОГА

МЕДВЕДЬ-ОБОРОТЕНЬ

МЕДВЕДЬ-ПЧЕЛОВОД

С МЕДВЕДЕМ ВОКРУГ СВЕТА

МЕДВЕДЬ-ПОДЖИГАТЕЛЬ

МЕДВЕДЬ-КЛЮЧНИК

МЕДВЕЖЬЯ ЛЮБОВЬ

МЕДВЕДЬ-ПАХАРЬ

МЕДВЕДЬ, ОБУТЫЙ В КАПКАН

МЕДВЕДЬ-ГЕОЛОГ

МЕДВЕЖЬИ СЛЕЗЫ

ДВУЛИКИЙ МЕДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ-НЕДОДУМОК

МЕДВЕДЬ ТУНГУССКИЙ

МЕДВЕДЬ-ПЛОТОГОН

МЕДВЕДЬ-СТРОИТЕЛЬ

ПОСЛЕСЛОВИЕ Ю.ЛУКИНА

ДОРОГИЕ МОИ ЧИТАТЕЛИ!

Наберитесь терпения и прочтите, возможно, скучную, но необходимую страницу о том, как создавалась эта книжка.

Первые тринадцать лет своей жизни я провел в северной деревушке, вдали от городов, от больших рек и шумных, людных столбовых дорог. Кругом на многие и многие версты стояли сумрачные хвойные леса с редкими поселочками, крошечными полями и покосами.

Воистину медвежий угол. Медведь там - не редкость, не диво, а постоянный сосед человека. Первая сказочка, что запомнилась мне, была про медведя. Первая песенка - тоже про медведя. Моя первая встреча с диким зверем - встреча с медведем.

Медведи лакомились в тех же лесных малинниках, где и мы, деревенская ребятня. Разговор о медведях был одним из самых частых, не уступал коренным крестьянским: о погоде, о полевых работах, об урожае.

Почти каждый день нашу деревеньку волновала какая-нибудь медвежья новость. То найдут около скотных дворов медвежьи следы. То прибегут с пастьбы в деревню кони, напуганные медведем. То ребятишки встретят медведя в малиннике. То собаки поднимут истошный лай на медведя.

В раннее весеннее время оголодалые после зимней спячки медведи часто угоняли у зазевавшихся пастухов телят и баранчиков, случалось, гробили и крупный скот.

Медведи - любители сладкого - не давали покою моему дедушке, пчеловоду. От тех весенних дней, когда медведи поднимались из своих зимних берлог, и до тех осенних, когда снова забирались в них, дедушка почти безвыходно жил на своем пчельнике. А медведи-лакомки ухитрялись как-то разорять и даже уносить ульи.

Были у медведей повадки и посерьезней, поопасней. Когда людям приходилось работать возле леса, медведи любили пугнуть их и пугали по-своему, по-медвежьи: выворачивали пенья, коренья и швыряли в работающих. Эти медвежьи шутки порой кончались нешуточно, тяжелыми увечьями.

Недобрые медвежьи повадки, забавы, шутки мой дедушка считал продолжением тысячелетней войны медвежьего отродья против рода человеческого. До появления человека в наших лесах царствовали медведи, тут среди зверья нет им опасных супротивников. Но появились люди и пошли охотиться за медвежьим мясом и мехом. Сильно досаждали медведям и самые смирнейшие из людей - землепашцы. Эти принялись жечь леса - высвобождать землю под поля и покосы. Заодно с лесами горели и медвежьи дома-берлоги. Тогда медведь пошел на человека со всеми своими зубами и когтями, а человек на медведя - с рогатиной, с ружьем, с огнем. Устраивал лесные пожары нарочно, чтобы отогнать медведей из ближних лесов в дальние. Но ведь там были свои хозяева - медведи, которые совсем не радовались пришельцам.

Потом при своей шатучей жизни я увидел, что в нашей стране тема "Человек и медведь" почти повсеместная, она - и сказка, и воспоминание, и живая обыденность. У меня все тверже становилось желание написать "медвежью книгу".

Я расспрашивал о медведях везде, куда забрасывала меня жизнь. Выслушал множество историй, особенно много охотничьих. Но эти не упомнил, даже постарался выбросить из памяти. Я не охотник по твердому убеждению, охота без крайней нужды - варварство, ее надо не воспевать, а осуждать. Моя книга совсем-совсем не охотничья.

МЕДВЕДЬ - ЛИПОВА НОГА

Жестокая северная зима. От холода громко "стреляют" бревна нашей избенки. Лед толстым слоем нарос на оконных стеклах и на двери.

В пять часов вечера уже темным-темно. А светло будет только в девять утра. Куда девать шестнадцать ночных часов? Правда, у отца с матерью всегда вдоволь работы. Он чинит обувь на всю семью, она прядет, шьет, латает. А мы, мелюзга, изнемогали от избытка времени: читать не умели, спать по шестнадцати часов в сутки не могли, даже играть порой уставали. Тогда мы прилипали к бабушке и.начинали канючить:

Баушка, скажи сказку! Про лису, баушка, нет, сперва про медведя.

Бабушка обычно сдавалась: "Ладно, скажу. Марш все на полати аль на печку!" Бабушка избыток времени любила проводить там, в тепле, в темноте, без хлопот. Это у нас в деревне называлось "сумерничать".

Любимейшей у всех сказкой была "Медведь - липовая нога".

Не за горами и морями, не в тридесятом царстве-государстве, а в самом в том, в котором мы живем, совсем близко от нашей деревни жили старик со старухой. Оба сильно хиленькие и совсем беленькие, вроде меня, грешной, - неторопливо начинала бабушка. Жили небогато, одиноко, ни детей при них, ни внуков, ни коровушки, ни лошадушки. Всей живности один баранчик, две курочки да кошка.

Жили не шибко просторно и не шибко тесно, в избушке в три окошка. У одного старик плел лапти, у другого старуха командовала чугунками, горшками, чашками, ложками, а третьим владела кошка - то нежилась одна, то играла с котятами.

Жили не шибко голодно, но и не шибко сытно: в праздники ели хрен, редьку, картоху в тулупах да лук с солью и запивали снедь квасом, а в будни делали наоборот - пили квас и заедали его редькой, хреном, картохой и луком с солью. Даже кошка привыкла есть хрен и редьку.

Самой трудной порой было начало лета, когда новый урожай не вырос, а старый подходил к концу. И вот в такое постное время старухе захотелось скоромного. Сперва она молвила тихо:

Мясца бы... давно не едали.

Старик будто и не слыхал. Тогда старуха молвила погромче:

Распромыслил бы как-нибудь.

Где-ка? - сердито отозвался старик.

И оба замолчали, оба понимали, что зарезать баранчика али курочку нельзя: баранчик для них шерстку растит, а курочки яйца несут.

Помолчав, старуха сказала:

Тебе лучше знать, где оно - мясо - водится. Ты - добытчик, а я только куфарка. Ты, случалось, хорошо добывал, а теперь разленился. Аес-от рядом. Пойди убей какую-нибудь зверюгу аль пичугу.

И верно, лес стоял круг всей избушонки, одна березка забралась даже во двор и склонилась над самым крылечком.

Вечером старуха прикинулась больной и всю ночь донимала старика:

Хочу мяса, хоть кусочек бы с наперсточек. Ох, умру без мясца, ох, ох!..

И наконец добилась - утром старик начал собираться на охоту. Обул новые лапти, надел испытанный во всех трудах старый зипун, подпоясался веревкой, сунул за нее топор, взгромоздил на плечо ружье суворовского кремневого фасону.

А старуха тем временем наставляла его:

Голубя встретишь - не секи: грешно, божья птица. Соловья, скворца тоже не секи: птицы певчие. Зайца не трожь: жалко, зверек маленький, безобидный, все равно что дитеночек.

Кого же сечь мне? - всполошился старик.

Кабана, картофельного вредителя. Медведя, скотского ненавистника.

Тут она замолкла. Старик перекрестился в святой угол и ушел. Старуха проводила его глазами до околицы, затем крепко уселась возле своего окошка и стала переговариваться с теми, кто проходил мимо. Когда у нее не было своих дел, она любила заниматься чужими.

Первую половину дня старику не счастливило: птицы встречались только запретные - соловьи, голуби, а звери только совсем поганые - крысы, мыши, жабы.

Он хотел уж воротиться домой и обмануть старуху: ис-крестил-де вдоль и поперек весь лес - ничего в нем нетути. Но тут ему сильно повезло. На лесной прогалинке спал большущий медведь, от него шел такой храп, что деревья кругом вздрагивали. Одна медвежья лапа крепко обнимала толстую колодину, на которой как на подушке лежала медвежья голова.

Сгоряча старик чуть было не замахнулся на всего медведя, но вовремя призадумался. С его ружьишком и топориш-ком смертельно опасно затевать этакое: если не убьешь одним ударом, другой не успеешь сделать. И старуху не увидишь больше. Да зачем ему весь медведь, хватит и одной лапы.

Тут старик вспомнил, как обходился с медведями его отец - убивая, он говорил: "Не стал бы трогать тебя, но голодуют мои детушки. Ты пожил, теперь им пожить надо. Прости уж меня, не сердись". Так и старик сперва шепнул: "Прости меня, медведко, я отвалю у тебя только одну ногу, ошшо три останутся. Проживешь, привыкнешь. Я вот при двух живу". Потом собрал весь дух, всю силу и жахнул топором по медвежьей лапе. Она отскочила, как полено от чурки. Старик схватил ее и бежать в деревню. На медведя даже не посмел оглянуться, таков был грозен и страшен медвежий рев. Казалось, весь лес орет и стонет медвежьим голосом.

Старика охватила такая дрожь, будто бы голенького, босого вытолкнули на снег, на трескучий мороз.

Дома он сразу забрался на печку под одеяло и скоро уснул. А старуха остригла лапу, содрала с нее шкуру, мясо поставила на огонь вариться и села прясть медвежью шерсть.

Медведь тем временем зализал искалеченную ногу, приделал к ней деревяшку и пошел искать старика. Шел и жало-бился.

Тут бабушка запела:

Скрыпи, скрыпи, липова нога!

Скрыпи, скрыпи, осинова нога!

Веди, веди, липова нога,

К моему злому обидчику!

Мы всем ребячьим хором подхва...

ВЛ / Статьи / Интересное

23-01-2016, 14:41

Медведь – удивительный зверь. Особенный для нас, русских – и с незапамятных времен. Сейчас в мире насчитывается около 200 000 медведей, из них 120 000 – в России. Медведь на Руси - нечто вроде царя зверей, подобно льву в Африке или тигру в Индии, он - хозяин русского леса.

Осознание родства человека с медведем восходит к глубокой древности. Мифы, сказки, ритуалы, поверья – многие из них сохранились до наших дней. Медведь очень похож на человека. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. Как и люди, он неравнодушен к меду и водке. Он «думец» и наделен разумом, но, как говорят, «в медведе думы много, да вон нейдет». Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. Если с медведицы содрать шкуру, она выглядит как женщина. И по множеству поверий охотники под медвежьей шкурой находили бабу в сарафане.

Некоторые охотничьи ритуалы можно встретить и сейчас, особенно среди коренных народностей Сибири. Считается, что стрелять в медведя можно только после того, как он тебя увидел. Чтобы душа вышла из убитого медведя, нужно открыть ему пасть. Снятие шкуры с медведя – тоже ритуал, похожий на снятие шубы с расстегиванием пуговиц.

Медведи – едва ли не единственные животные, которых наши предки хоронили (правда, только голову и лапы), да так, чтобы медвежьи останки не достались другим зверям и птицам. А культ отрубленных лап известен нам со времен неолита и до XIX века. Помните сказку «Медведь-липовая нога»? Между прочим, очень страшная сказка, о том, как убитый медведь явился к охотнику за своей шкурой и отрубленной ногой.

Этнографами изучено ритуальное убийство медведя, которого называют родным, отцом, дедом (иногда отцом отца), а в момент убийства зверя стараются задобрить его: "Ты не сердись, дедушка! Пойдем к нам в гости". Представители народов Сибири при убийстве медведя хоронят его и пытаются убедить: «Это не я тебя убил, я тебя только хороню».

На женщин медведь нападает не затем, чтобы их съесть, а чтобы увести к себе и сожительствовать с ними. Верят, что от такого сожительства рождаются на свет люди, обладающие богатырской силой. Помните сказку «Ивашка-медвежье ушко»? (или мультфильм «Маша и медведь» J). И если при встрече с медведем мужчине следует притвориться мертвым, то женщина по поверьям должна показать ему свою грудь.

Изучая случаи нападения медведя на человека, я обратила внимание: как мало среди жертв медведей женщин. Не возьмусь говорить о статистике, но на первый взгляд в этом поверье есть какой-то смысл.

В сказке про медвежьего сына, у того "кожа медвежья, лицо человечье" или "до пояса человек, а от пояса медведь". Иногда у него только ухо медвежье. Богатырь растет не по дням, а по часам и, будучи еще ребенком, выворачивает дубы, выламывает бревна в избе и т. д. Важно отметить, что сказочный полумедведь-получеловек убегает из берлоги, идет к людям и в большинстве случаев убивает своего медвежьего родителя. В числе подвигов взрослого богатыря Медвежье Ушко почти всегда упоминается поимка медведя, езда на медведе или запугивание попа медведем.

У славян до сих пор название этого зверя осталось в древней табуированной, иносказательной форме: "мед-ведь" - "мед ведающий", а исконная запретная форма была, очевидно, близка к североиндоевропейской, так как зимнее жилище медведя повсеместно в России называется "бер-логой", т. е. "логовом бера".

У медведя русский характер. Он - силен, свиреп, страшен, но не так уж и смел - во всяком случае, здесь он уступает волку. Есть и поговорка: «Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!». И ленив он («Силен медведь, да в болоте лежит»), и вороват... В фольклоре, да и в анекдотах медведь выглядит не лучшим образом. Силен, но прямолинеен, туповат... Сказочного медведя легко провести. Словом, добрый, сильный, недалекий, неуклюжий. Медвежья услуга - то, чем Топтыгин может удружить тем, кому он благоволит. А кому нет - задерет, загрызет, заломает...

Соприкосновение с огромным страшным медведем, одоление и подчинение его пробуждали в человеке самоуважение и стимулировали, кстати, лихую безалаберную русскую душевную щедрость: ручной медведь становился напарником, а порой и приятелем. Ручного медведя водили, его обучали разным штукам, его показывали, он плясал, кувыркался, он самолично собирал в шляпу деньги за представление; он танцевал, он изображал барышню, собирающуюся на свидание, и пьяного, и скрюченную древнюю старушку; медведь курил, тренькал на балалайке, разве что не пел... Правда, быть приятелем и балаганным забавником медведя принуждают: «Не охоч медведь плясать, да губу теребят». Или: «Не привязан медведь, не пляшет». Но такова медвежья доля...

На Руси издревле были популярны медвежьи бои, то есть схватка медведя с человеком (подобно испанской корриде). Смелый боец с рогатиной выходил против медведя и в одиночку его убивал. Довелось мне читать воспоминания опытного охотника-медвежатника XIX века, ходившего на медведя с рогатиной в одиночку. Он говорил, что никогда в жизни больше на такое не отважится – это чистое безумие. А мечтателей выйти против медведя с рогатиной до сих пор хоть отбавляй – не дает русским мужчинам покоя медвежья сила, хочется им единоборства со зверем. Вот только кто в этом единоборстве победит?

Рогатина, вопреки бытующему мнению, это вовсе не рогатка, а копье с перекрестьем. В отличие от боевого копья, перекрестье не дает проткнуть медвежью тушу насквозь – охотник не только ранит медведя, но и держит его на расстоянии от себя (если может, конечно). С появлением огнестрельного оружия рогатина используется для того, чтобы удержать зверя до выстрела: один охотник держит медведя на рогатине, а другой стреляет. До сих пор ненарезная двустволка считается более надежной в охоте на медведя, она безотказна. А отказ оружия в такой ситуации – смерть охотника.

Однако медведь - неагрессивный зверь, если его не трогать, и случаи нападений медведя на человека очень редки. Как правило, медведь имеет веские основания для нападения: медведица защищает детенышей, человек ведет себя вызывающе, ну и от зимнего голода человека может убить медведь-шатун. Однако медведя очень легко приучить как к человеческой пище, так и ко вкусу человеческого мяса: и то, и другое для зверя – словно наркотик, это легкая и вкусная еда. Там, где туристы приучили медведей попрошайничать, те могут запросто отобрать у человека его припасы силой. И, конечно, всем известно, как легко зверя пристрастить к спиртному.

При встрече же в лесу медведь обычно ведет себя флегматично, или, пугаясь, убегает сам. Однако не надо думать, что этот зверь вовсе неопасен и добродушен. Ударом лапы матерый самец способен переломить хребет быку, что уж говорить о человеке… Медведя надо уважать, а не боятся. И вести себя с ним в соответствии с его силищей.

Убежать от медведя невозможно: при всей своей кажущейся неуклюжести, он развивает скорость до 55-70 км/ч. Бегают медведи красиво, легко и неслышно, при этом они похожи на кошачьих – грацией, изяществом, совершенством движений. По лесу медведь ходит бесшумно, как всякий хищник. Еще медведь отлично плавает – совсем как человек, в том числе саженками. И лазает по деревьям, но только в молодости – старые медведи этого не любят.

К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира. Вопреки распространённому мнению, зимний сон у бурого медведя неглубок; температура его тела во сне колеблется между 29 и 34 градусами. В случае опасности он просыпается и покидает берлогу, отправляясь на поиски новой. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами.

Самые крупные бурые медведи живут на Камчатке и Аляске. Самцы весят 400-500 и более кг; попадались гиганты весом 600-800 кг. Самый крупный медведь, пойманный на острове Кадьяк, весил 1134 кг. Некоторые самцы, встав на задние лапы, достигают роста 2,8-3 м.

В наших лесах медведи заметно меньше, весом около 200-300 кг. Их рост в холке – около метра. Самцы в полтора раза крупней самок. У медведей пятипалые (человеческие) лапы и огромные когти – до 12 см.

Друг с другом медведи не дружат, они одиночки. Только во время брачного сезона медведь сходится с медведицей, иногда они вместе проводят «медовый месяц» (и очень нежны друг с другом). Но после этого расходятся и стараются не встречаться. Взрослый самец запросто может напасть на медвежонка, поэтому медведица избегает встречи с самцами.

Медвежата рождаются в феврале, в берлоге, и весят при этом всего 300-600 граммов, а выходят из берлоги уже 25-килограммовыми. Они проводят с матерью иногда до четырех лет, кормит их медведица молоком от полутора до трех лет. Часто вместе с детёнышами-сеголетками (лончаками) держатся прошлогодние медвежата, так называемые пестуны. Но когда приходит срок, мать жестоко изгоняет медвежат. Братья еще некоторое время могут держаться вместе, но потом расходятся и не помнят родства.

О медведях можно рассказывать бесконечно. Парадоксально, но чем больше человек отдаляется от медведя, тем сильней идеализирует его образ: в массовом сознании бесповоротно утверждается антропоморфный образ медведя, представление о косматом буром хищнике как о всегда ручном, большом, добродушном, сильном и справедливом.

Но, чтобы там ни было, образ медведя для русского человека всегда был и останется одним из самых мощных архетипов. Может, секрет моего «Берендея» именно в этом?



Оцените новость

Новости партнеров:

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

Мужик, я тебя сломаю.
- Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
- Быть так, - сказал медведь.
- А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
- Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь?
- Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
- Дай-ка попробовать - каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:
- А-а! - заревел.
- Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:
- Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Грибы, ягоды, рыбалка, вулканы... Отправляясь на природу, жители и гости Камчатки рискуют в любую минуту встретить хозяина здешних мест — бурого медведя. В августе опасность недооценила француженка, приехавшая полазить по горам вместе с друзьями. Несмотря на многочисленные травмы, ей посчастливилось выжить, но так везет далеко не всем. Учитывая рост числа туристов, все чаще выбирающих полуостров благодаря комфортной рублевой конъюнктуре, проблемой озаботились краевые энтузиасты.

Особо опасен

Камчатский косолапый - один из самых больших хищных млекопитающих планеты. На полуострове медведи обитают везде. По последним подсчетам, их тут более 20 000 особей. Средний вес самца - порядка 450 кг, хотя случалось, охотники встречали мишек килограммов по семьсот. При этакой грузности местные медведи довольно красивы. Для Камчатки это не просто звери, а символ региона: посмотреть на них в дикой природе или поохотиться ежегодно прилетают сотни туристов, в том числе иностранцев.

Впрочем, у 29-летней Мартэн Настасии Аманди Флоры были другие планы: она путешествовала по вулканам вместе с русскими друзьями. Пройдя несколько исполинов, группа в составе трех человек начала последнее восхождение в программе - на Плоский Толбачик. Француженка шла впереди, не заметила, как оторвалась от спутников, и неожиданно за бугром столкнулась с медведем. Как сейчас говорят охотоведы, женщина, скорее всего, случайно напугала косолапого: первая реакция хищника - защита. Он укусил туристку за голову (медведи сначала кусают, а потом только начинают задействовать страшные когтистые лапы) и сразу убежал. Да так быстро, что подоспевшие на помощь друзья его не увидели. К счастью, туристка выжила, но была госпитализирована в тяжелом состоянии - с переломом челюсти, порванным лицом и сотрясением мозга. Врачи сделали несколько операций, и вскоре француженка отправится домой, но еще долгие годы будет залечивать раны после рандеву с хозяином Камчатки...


В текущем сезоне это второй случай, когда человек выжил в подобной ситуации. В Елизовском районе 42-летний мужчина отправился по грибы, прихватив с собой таксу Люську. Во время сбора дикоросов он заметил двух маленьких медвежат, потом появилась и медведица. Здесь у зверя, как и в случае с француженкой, сработал инстинкт: за детишек косматые мамы способны насмерть сражаться даже со взрослыми самцами. Мужчина забрался на дерево, но хищница стащила его оттуда и начала «рвать». На защиту хозяина бросилась собака. Ценой своей жизни она таки отвлекла медведицу. Сейчас пострадавший находится в больнице с обширными травмами.

А вот одному из рыбаков не повезло. Подыскивая удобное место для ловли, он наткнулся на бурого и погиб. Вообще, надо сказать, ни одно лето на Камчатке не обходится без похожих трагедий. Чаще страдают именно рыбаки и грибники - в это время года косолапые тоже активно ищут дары леса и ловят лосося, приходящего в камчатские реки и озера на нерест.

Виноваты туристы

Любой специалист на Камчатке скажет, что медведь, несмотря на свои размеры и мощь, не самое агрессивное животное на земле. Более того, некоторые уверяют, что априори человек не представляет для хищника никакого интереса. У местных жителей полно историй о том, как они, например, вместе с косолапым собирали жимолость с одного куста, или рыбачили рядом на реке и никто никому не мешал... Однако есть несколько «но», при которых медведь из мирного существа превращается в машину для убийства.

Звери начинают просыпаться ранней весной. Их первое желание - найти пропитание. Они едят кору деревьев, корешки растений, если откопают что-то из-под снега, иногда не брезгают и падалью... Но больше всего их привлекает запах отходов с помоек. Свалки, как правило, возникают неподалеку от населенных пунктов, поэтому медведи и появляются рядом с деревнями, иногда даже прогуливаются по улицам. В таких случаях частенько жители начинают стрелять по животным из винтовок. Но убить хищника с первого раза удается только профессиональным охотникам, обычно же зверь получает ранение и уходит в лес. Подранки - это самые опасные медведи, встреча с которыми на узкой дорожке несет неминуемую смерть...


Свою лепту в неадекватное порой поведение мишек вносят и браконьеры, опустошающие реки Камчатки от рыбы, являющейся основным кормом косолапых. Медведи, уснувшие натощак, проснутся раньше обыкновенного и начнут в поисках пищи выходить к жилью человека.

Известны многочисленные случаи, когда люди сами прикармливают медвежат. Обычно такое случается по дороге на туристические объекты, которыми изобилует Камчатка. Путешественники, увидев маленького медвежонка, останавливаются посмотреть на него и угостить, чем придется. Люди либо не подозревают, либо не хотят думать о том, что рядом с маленьким мишкой всегда есть мать, которая в любой момент может кинуться на защиту детеныша. По словам специалистов, подкормки опасны тем, что медведь привыкает к «легкой» пище, и начинает регулярно возвращаться туда, где ее получил. Все бы ничего, но косолапый с каждым годом становится взрослее и через пару лет это уже не очаровательный лохматый комочек, а огромный опасный зверь, который может уже не попросить, а потребовать еды...

Из-за неблагоразумия туристов на Камчатке охотоведам приходится даже отстреливать медведей. Как, например, в природном парке Налычево.

По завершении вечерних застолий подвыпившие туристы отправляются спать, оставляя после себя горы мусора и остатки ужина, - жалуется «Культуре» сотрудница заповедника Мария Марико. - Наутро недоумевают, как мог медведь «съесть всю картошку со сковородки». Между тем удивляться нечему: руководство парка постоянно призывает посетителей соблюдать правила поведения. Одно из главных - не оставлять съестное и не пытаться закопать недоеденное - у медведя очень тонкий нюх.

Мария рассказала, что в подобной ситуации этим летом сотрудники парка пытались отпугнуть хищников, но беспечность туристов привлекала тех вновь и вновь. Медведи осмелели настолько, что один даже разорвал палатку и поживился рюкзаком иностранного путешественника. Тогда охотоведы приняли вынужденное решение - двое наиболее активных косолапых были застрелены…


На ловца и зверь

Несмотря на единичные случаи нападения медведей на человека, на самих косолапых на Камчатке все же нападают чаще. Ежегодно охотники отстреливают сотни особей, чтобы получить красивую шкуру и большие когти в виде трофея.

На протяжении нескольких лет средняя годовая квота на добычу камчатского бурого медведя составляла 1250 особей, - сообщил нам Всеволод Воропанов, начальник отдела разрешительной деятельности и государственного охотничьего реестра краевого Агентства лесного хозяйства. - Однако в последнее время квота постепенно увеличивается: в 2012-м можно было добыть 1542 косолапых, в 2013 году - 1633, в 2014-м - 1714. Но при этом фактически охотники ежегодно добывают не больше половины медведей от разрешенных к отстрелу - в среднем около 600 особей. Также выявляется в среднем около 15 случаев браконьерской добычи.

Ежегодно для охоты на крупного и опасного зверя на полуостров приезжают 130-170 зверобоев из США, Германии, Чехии, Мексики, Норвегии и других стран. «Численность бурого медведя на Камчатке в последние два десятилетия остается достаточно стабильной. Ежегодно проводятся наземные учеты, а на 2016-й для получения более точных данных о размерах популяции запланированы авиаучеты», - сказал Всеволод Воропанов.

Что делать?


Для тех, кто приезжает на Камчатку не охотиться, а просто отдохнуть и подивиться нетронутыми цивилизацией природными уголками, выпустили специальные памятки под названием «Как не поссориться с медведем». Автор идеи - специалист по сувенирной продукции Кроноцкого заповедника Надежда Белякова. «Случаи нападения хищников на людей участились, и выводы напрашивались сами собой - необходимо рассказать, чего нельзя делать и как себя правильно вести, если наткнешься на косолапого», - объясняет она.

Не разбрасывать пищевые отходы вокруг дачных участков и поселков; не подкармливать медведей в дикой природе, в том числе милых пушистых медвежат; не подходить близко к взрослым особям, даже если они не проявляют агрессии; не петь в турпоходе слишком громко; не занимать «рыболовные участки» медведей. Для наглядности и хорошего запоминания эти и другие правила поведения на «медвежьей территории» проиллюстрированы забавными картинками художника Bird Born. Всего вышло десять рисованных историй.

Надежда Белякова добавляет, что в большинстве случаев трагедии можно избежать. Главное - будучи в тех районах полуострова, где водится особенно много бурых медведей, не пренебрегать элементарными правилами. Впрочем, хотя на Камчатке сентябрь еще вполне туристический месяц, насколько успешной оказалась данная инициатива, станет понятно, скорее всего, лишь в следующем году. А он - на фоне серьезного оживления интереса россиян к отдыху внутри страны - обещает стать для краевой туриндустрии непростым.