Случилось мне служить в театре им.А.С.Пушкина как раз в ту пору, когда в Храме находились мастерские театра и реставраторы нашли там подземный ход. Я и раньше слышала, что театр стоит на "костях", а тут мы решили этот подземный ход исследовать (по слухам он вел к Страстному монастырю). Полезли вдвоем с реставратором, обвязавшись канатом, взяли фонари, а конец каната дали в руки третьей участнице предприятия, которая сидела на краю, ну вроде как страховала и во время всей экспедиции дергала за конец веревки, выясняя живы мы там или как... Вообще я и сейчас с ужасом вспоминаю это путешествие, это только в 25 безбашенных лет человек на такое способен по доброй воле. Проход был очень узким, развернуться было невозможно, слева и справа в нишах видны были скелеты людей. Доползли мы, по ощущению, до Тверской и уперлись в кирпичную кладку, дальше хода не было - замуровали. Возвращались, пятясь как раки, задним ходом. Какое же счастье было оказаться снова среди людей и вздохнуть свежего воздухе весенней ночи, выпив залпом стакан вина для успокоения трясущихся коленок...))))))))

Церковь Иоанна Богослова на Большой Бронной известна с 1625 года и была основана при Романовых. В ней хранилась древняя икона св. евангелиста Иоанна Богослова, подаренная еще царем Михаилом Федоровичем. Слобожане были богатыми, и в 1652 году "тщанием приходских людей" был возведен новый, большой и красивый, каменный храм, доживший до наших дней.

В 1892 году, в праздник Иоанна Богослова, рядом, в Трехпрудном переулке родилась Марина Цветаева, прожившая все детство неподалеку от этого храма.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Красную кисть.
В этом "споре" колоколов был и голос храма Иоанна Богослова.
При советской власти храм пострадал, но не погиб.
В 1932 году, сосед - Московский Городской камерный театр (им. Пушкина) ходатайствовал о сносе храма, но архитектор Д.П.Сухов выступил против, и тогда разрушили только церковные купола и сам барабан. Затем внутри разместились театральные мастерские, склад декораций и столярный цех.
В начале 70-х годов началась медленная реставрация храма: была исправлена колокольня и по фотографии из альбома Найденова изготовлен крест. Однако строительные работы велись с перерывами, не хватало то средств, то строителей. Рассказывали, что однажды М.А.Суслов, главный идеолог компартии, живший рядом с храмом на Большой Бронной улице, прогуливался около дома и обратил внимание на полуразрушенную церковь, которую долго реставрировали и никак не могли закончить работы. Был один его звонок в Министерство культуры - и появились и средства, и материалы, и строители. Только вмешательство Суслова ограничилось всего лишь этим одним звонком, и реставрационные работы вскоре опять "повисли".

Храм Иоанна Богослова в узеньком и кривом Богословском переулке осенью 2015-го года.

Мимо этой церкви я проходил много раз, когда водил экскурсию "От Пушкинской до Патриарших". Я собирал экскурсантов на Пушкинской площади, показывал им "дом под юбкой" (здоровенный домина архитектора Мордвинова на углу Тверского бульвара и Тверской, с башенкой, наискосок от памятника Пушкину), рассказывал короткое, озорное четверостишие, и вёл на бульвар. Сама церковь не была моей целью - я упоминал её вскользь, точно так же, как и видел - мельком, за ветками деревьев, в тени Пушкинского театра (бывшего театра Таирова) - выразительного здания приятных пропорций, приспособленного под театр в 1914-ом году.

В 1914-ом году молодой режиссёр Александр Таиров искал помещение для своего камерного театра. Его жена, актриса Алиса Коонен, так вспоминала об этом: "Мое внимание ещё раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нём что-то есть: "Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр. Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра!" Хозяева особняка, братья Паршины, дали согласие на необходимые переделки, и уже в декабре 1914-го года новый театр открылся драмой "Сакунтала" индийского автора Калидасы. Главную роль блестяще исполнила Алиса Коонен...

Но - здесь на экскурсии я делал выразительную паузу - недолго, как говорится, были радости. Те самые зрительный зал и сцену таировского театра построили, оказывается, "на костях" кладбища Богословской церкви. Часть кладбища преспокойненько засыпали и отгрохали на ней театр - зачем было это делать?! На голову Таирова посыпались всяческие несчастья, главным из которых стало постановление ЦК ВКП(б) от 20-го августа 1946-го года, запретившее зарубежную драматургию и ориентирующее театры на советские "бесконфликтные" пьесы о борьбе хорошего с лучшим. Такой репертуар был противоестественен таировскому методу, и в 1949-ом году театр был закрыт "за эстетство и формализм". Спустя год Александр Таиров сошёл с ума и умер.

После смерти мужа Алиса Коонен прокляла Московский драматический театр имени Пушкина - так он стал теперь называться - и предрекла ему сплошные невзгоды. Слова её оказались пророческими: ни одна из новых постановок театра не была успешной, сборы проваливались, залы оставались полупустыми. В довершение всего в театре завелось привидение. Актёры встречали его по ночам то в гримерках, то в коридорах, и уверяли, что это не кто иной, как сам маэстро, Александр Таиров, разгуливает по своему детищу назло Центральному комитету партии, который ничего не смыслит в театральном искусстве, зато отличается редкой узостью взглядов на вещи. В 1974-ом году ушла из жизни Алиса Коонен - и привидений в театре стало два.

"Так и бродят они по театру, чёрное и белое" - заканчивал я свой рассказ, - "и до сих пор Пушкинский театр считается самым загадочным и нечистым во всей Москве. Нечистым - не в смысле отсутствия канализации. Просто нечисто здесь что-то. Путано. Хотите верьте, хотите нет. А нам - наука. На кладбище мы, до поры до времени, гости. И нечего строить! Мертвое - мертвым. Пусть их. Пусть спят спокойно..."

А теперь мы узнаем, за какие такие заслуги Камерный театр Таирова (позже - Драматический театр имени Пушкина) понёс столь суровое наказание...


В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами жили слободой государевы оружейники - бронники, занимавшиеся изготовлением брони, а в коротеньком переулочке у них под боком стоял деревянный однопрестольный приходской храм в прославление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построили его, по некоторым сведениям, ещё во времена царствования благочестивого царя Фёдора Иоанновича, около 1587-го года. В честь бронников получили своё название Большая и Малая Бронные улицы, а переулок в честь храма стал Богословским.

В 1652-ом - 1665-ом годах на средства прихожан храм перестроили в камне. Вот как сказал о нём (новом, каменном) один ученый и сочный язык: "Главное место в архитектурном пространстве храма занимает двусветный четверик, покрытый сомкнутым сводом, который поддерживает центральный световой барабан и четыре малых глухих барабана, расположенных по углам четверика. Завершают композицию шлемовидные главы. С востока и запада к четверику примыкают более низкие объёмы трехапсидного алтаря и трапезной. Сверху четверик украшен поясом кокошников, элементы которых использованы также в украшении барабанов и обрамлении окон..."

Красотища! Вкуснотища! Так и вижу перед собой все эти апсиды, барабаны и четверики. Читаем дальше...

В 1668-ом году при храме Иоанна Богослова по инициативе прихожан открылась первая в Москве частная православная школа. А ещё спустя десять лет знаменательным событием в жизни прихода и города стало строительство при храме одной из первых в Москве богаделен, в которой содержались "для поминовения царских родителей сто человек нищих".

Следующей вехой в истории храма явилось сооружение в 1694-ом году с северной его стороны каменного придела во имя Святителя Николая Чудотворца. Никольский придел, увенчанный одной луковичной главой на двухъярусном барабане, в своей архитектурной композиции сохранил верность заданному основным храмом стилю, однако же, выделялся из него новыми элементами московского барокко (например, разрывными фронтонами над окнами).

В 1740-ом году на месте старой, обветшалой колокольни была построена новая, двухъярусная, в классическом стиле.

В конце 1870-х в храме был поставлен новый иконостас, стены расписаны масляными красками, устроено духовое отопление, переложены полы, сделаны подоконники из "подольского мрамора", а вход был украшен чугунным зонтом на литых столбиках.

К 1917-му году храм Иоанна Богослова располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле стояло четыре дома, в одном из которых, каменном, четырёхэтажном, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть сдавалась внаём. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

В 1920-е годы храм был закрыт. Церковное здание использовалось как склад, периодически в нём держали заключенных. В 1932-ом году администрация театра Таирова выступила с предложением снести храм, однако, оно не было поддержано благодаря заступничеству архитектора Дмитрия Сухова, занимавшегося в ту пору реставрацией памятников Московского кремля. Тем не менее, с храма сняли купола с барабанами, частично разобрали колокольню. В 1933-ем году общину храма упразднили, церковное здание передали театру, который принялся перестраивать его на свой лад. В одной из стен, например, устроили пролом для установки ворот, через которые в театр заносили крупные декорации. Долгое время в храме располагались актерские общежития, столярная и слесарная театральные мастерские, в которых работали на станках люди.

Начиная с 1950-х годов, храм начали реставрировать. Восстановительные работы шли крайне медленно и приводили зачастую к прямо противоположным результатам: годами не засыпаемый шурф, вырытый для изучения состояния фундамента, спровоцировал трещины на одной из стен, а потом и её частичное обрушение. Затягиванию работ способствовало и руководство театра, периодически обращаясь с просьбами об их переносе, поскольку проводились они частично за его (театра) счёт.

В 1991-ом году храм, наконец, был передан Русской Православной Церкви. Первое богослужение в Никольском приделе прошло в 1992-ом году, в 1995-ом из храма окончательно выехали театральные мастерские. Но уехали они не далеко - перебрались в соседнее владение, под крышу театра, который так до сих пор и стоит рядом с церковью, выразительный и неумолимый. Годами театр и храм воевали друг с другом. Актёры и режиссёры умирали и ложились в гроб, священники следили за сценой. Что будет дальше, покажет время - круговорот человеческих душ...


Апостол Иоанн Богослов. Русская икона, XVII век.

Иоанн Богослов (Иоанн Зеведеев , на иврите - Йоханан Бен-Заведи ) - один из Двенадцати апостолов, евангелист, сын Зеведея и Саломии, брат апостола Иакова. Согласно христианской традиции, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Был призван Иисусом Христом в число своих учеников на Генисаретском озере. Оставив отца, рыбака Зеведея, в лодке, Иоанн вместе с братом Иаковом последовал за Христом.

Иисус называл обоих братьев "боанергес" (с арамейского - "сыновья грома"), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда братья хотели низвести с неба огонь на самарянское поселение, а также в их просьбе сесть в Царстве Божьем по правую и левую сторону от Христа.

Из жития Иоанна Богослова известны следующие случаи воскрешения им усопших.

В Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там скончался юноша по-имени Домн. Отец Домна, Диоскорид, узнав о смерти сына, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и пригрозила убить его. Помолившись, апостол воскресил Домна и его отца.

Во время праздника в честь богини Артемиды апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что те забросали его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, от которой умерло двести человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших. Воскресшие приняли крещение.

В Риме апостол Иоанн был осужден на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи. Сын одного из них, разыгравшись, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он, узнав, что они чтят языческих богов, отказал им. Утром Иоанн все же помолился Богу о спасении язычника, и набежавшая волна вынесла живого и невредимого юношу на корабль.

На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители чтили его, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по его молитве морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Помолившись, Иоанн исцелил больных и воскресил умерших.

Через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных, а также воскресил сына жреца, умершего в бане.

А вам слабо?

Богословский переулок и на переулок то не похож - так, короткий и незаметный выезд с Большой Бронной на Тверской бульвар.

Нелегкая судьба была у храма святого апостола Иоанна Богослова на Бронной , впрочем, как и у большинства религиозных построек, которые с трудом смогли пережить некоторые исторические события и находились на грани полного исчезновения.

Есть предположение, что храм возник еще в 1587 году. В 1615 г. взошедший на престол Михаил Федорович дарит церкви икону святого апостола Иоанна Богослова, которая станет ее основной святыней.

До 1652 г. постройка храма была выполнена из дерева, но пожертвований прихожан стало достаточно, чтобы начать строительство каменного здания.

Жизнь в церкви начинает бить ключом. Здесь открывается православная школа, ставшая первым частным учебным заведением Москвы, строятся богадельни (на тот момент их в Москве были считанные единицы), возводится Никольский предел, стиль которого повторяет основную концепцию храма, однако привносит еще и элементы барокко.

В 1740 г. появляется колокольня, выполненная в стиле классицизма.

До 1917 г. храм жил своей обычной жизнь: дополнялся новыми постройками, претерпевал ремонтные работы, разрастался, богател. Он представлял собой уже целый комплекс, где размещались дома для священнослужителей, работников храма, а некоторые помещения даже сдавали в наем.

Октябрьский переворот разделил историю храма на до и после.

До - изысканный центр религиозной жизни, после - разграбленный и, кажется, забытый Богом.

От Камерного театра, расположившегося по соседству, однажды поступило предложение снести храм Иоанна Богослова, дабы освободить земли для театральных нужд. К счастью, пришлось согласиться с мнением архитектора Сухова, выступившего против сноса.

В 1933 г. здание церкви передается театру. Алтарь уничтожают, барабан храма разбирают, от росписи на стенах не остается и следа, ограду сносят, а к храму пристраивают гараж.

Лишь с 1956 г. начались попытки реставрации. Работы проходили очень медленно и часто в ущерб самой постройке. Так, например, когда вырыли шурф с целью исследовать фундамент храма, он время от времени наполнялся водой, а это в свою очередь приводило к появлению трещин на стенах святыни.

Когда в 1991 г. храм вернули Православной Церкви, состояние его оставляло желать лучшего. Поскольку делать приходилось все своими руками, а средств часто не хватало, восстановление шло очень медленно.

И тем не менее, к 1996 г. большая часть ремонтных работ была завершена. В 1997 г. наконец были разрешены все споры между театром, здания которого плотным кольцом окружили храм. Впервые после долгого перерыва святыня обретает свою целостность.

Однако многое еще предстояло сделать, ведь только 2003 год назовут окончательным в истории воссоздания облика храма.

Сегодня церковь живет своей обычной жизнью. Здесь открыта приходская библиотека, воскресная школа и совершаются всевозможные религиозные обряды: венчание, крещение, молебны, отпевания, панихиды. Храм занял свое законное почетное место среди прочих религиозных сооружений Москвы.

Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной расположен по адресу: Москва, Богословский переулок, 4 (станции метро Пушкинская и Тверская).

Иоанна Богослова на Бронной

В конце XVI ст. (по мнению большинства источников) на Богословском переулке, что проходил через центр слободы царских оружейников-бронников, был построен приходской в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Позже главной слободской улицей стала Бронная, и обитель стали называть соответствующе - « Иоанна Богослова, что на Бронной ».

Это была ничем непримечательная - деревянная, с одним престолом. Однако в дар ей досталась уникальная икона в честь вышеупомянутого апостола, выполненная в технике византийского письма. Исключительность образа не в письме – на нём красуется надпись: «От царя Михаила Фёдоровича». Эта икона стала наиболее почитаемой для обители.

В 1652-1665 гг. стараниями прихожан был построен новый, каменный храм. Здание вышло весьма боголепным. В центре архитектурной композиции – двусветный четверик, увенчанный 5-тью барабанами. Центральный – самый крупный, со щелевидным окном; по краям расположены остальные - они поменьше и глухие. Шлемовидные главы завершают композицию. Из декора – килевидные кокошники, многоступенчатые карнизы, арочные окна, разделённые пилястрами, аркатурно-колончатый пояс на барабанах.

При храме Иоанна Богослова на Бронной была открыта первая частная православная школа в Москве (в 1668 г.). Инициатива строительства принадлежала прихожанам, они же и финансировали проект. Однако активное участие в этом благом деле принял также Симеон Полоцкий – известная личность в религиозных кругах. Несколько позже при храме построили и богадельню на 100 человек.

В 1694 г. был сооружен каменный Никольский придел, прекрасно вписавшийся в экстерьер храма, несмотря на некую отличительную особенность - это единственная луковичная глава во всей архитектурной композиции.

В 1740 г. строят новую колокольню – двухъярусную, с элементами классицизма. Один из 7-ми колоколов, которые на ней находились, отлил известный мастер Иван Моторин. В конце 30-х гг. XIX ст. в храме проводились ремонтные работы, а также был построен второй придел – в честь Митрофания Воронежского (в 1870-м он был упразднён).

В 1876-1879 гг. Богословский храм снова обновлялся. В нём появились новый иконостас в стиле барокко, росписи на стенах масляными красками, новые полы, подоконники из «подольского мрамора» (сырьё добывалось на Подольском карьере) и духовое отопление.

К 1917 году располагал довольно большими земельными владениями. Часть домов, что находились на его территории, сдавалась в наём (в остальных проживали священнослужители и церковные работники). Рядом находился приходской погост.

После октябрьского переворота обитель была разорена и, естественно, лишена владений. Здание в основном использовалось как склад, но изредка в нём держали заключённых.

В 1932 г. храм имел все шансы быть уничтоженным, однако стараниями архитектора Дмитрия Сухова всё обошлось снятием куполов и частично разобранной колокольней. В здании разместилась мастерская Московского драматического театра.

С 1970-го началась затяжная (в виду отсутствия финансов) реставрация храма. Поскольку частично эти работы оплачивались из бюджета театра, его руководство раз за разом переносило сроки ремонта. Это, к сожалению, привело к ещё большим разрушениям обители.

В конце концов, в 1991 г. храм Иоанна Богослова на Бронной был передан Церкви, хотя и в аварийном состоянии. Через год состоялось первое богослужение, но лишь к 1995 году мастерская театра полностью освободила здание.

Все реставрационные работы были произведены на средства прихожан, сторонних организаций и Инкобанка.