Одним из самых главных помощников для верующих людей является Николай Спаситель, который еще при жизни отвечал на просьбы нуждающихся. После его смерти люди молятся перед его образом, а основным местом паломничества являются мощи Николая Чудотворца. Просить у святого можно о решении разных проблем.

Как доставали мощи Николая Чудотворца?

После своей смерти святой был похоронен в городе под названием Мира. В те времена на этих землях проходили войны и люди пытались покинуть города, переехав в более уединенные районы в городе. Этим решили воспользоваться барийцы, которые хотели заполучить мощи святого, поскольку в их городе он считался главным покровителем. В истории, касающейся того, как доставали мощи Николая указано, что в 1097 году отряд напал на храм, и выкрал большую часть мощей святого. По новому стилю реликвия была доставлена в город Бари 9 мая.

Где находятся мощи Николая Чудотворца?

После похищения останков в городе Мира осталась часть мощей, но они также не остались на родине и были похищены. В результате они оказались на острове Лидо в Венеции. Основная часть останков святого находятся в Бари. После перевозки мощи Святого Николая Чудотворца были расположены в местном Кафедральном соборе, а через время был построен храм, получивший свое название в честь святителя. В 1989 году святыню разместили в подземную часовню в Базилике. Ежегодно священнослужители собирают миро с мощей, разбавляют его святой водой и раздают паломникам.

Чем помогают мощи Николая Чудотворца?

Святой помогает людям в разных ситуациях, так возле его мощей можно просить о многих вещах:

  1. Он является покровителем странников и моряков, поэтому если близкие люди находятся в пути, то можно просить у Чудотворца об их благополучии и успешном возвращении домой.
  2. Поклонение мощам Николая Чудотворца можно осуществлять для того, чтобы уберечь детей от проблем, укрепить их здоровье и направить на праведный путь.
  3. Святой является помощником в примирении враждующих людей.
  4. Одинокие девушки и парни обращаются к Чудотворцу, чтобы тот помог найти вторую половинку и обрести .
  5. Существует много свидетельств, что мощи Николая Чудотворца исцелили от разных болезней.
  6. Помогает святой людям, которые хотят исправиться и встать на праведный путь. Родственники молятся о невинно осужденных людях, прося об их освобождении.

Как правильно поклониться мощам Николая Чудотворца?

Иногда мощи перевозят в другие храмы, чтобы верующие в других городах могли приложиться к святыне. Есть некие правила, которые касаются посещения храма, в котором находится реликвия. Используйте следующие советы, как поклоняться мощам Николая Чудотворца:

  1. После того как человек зайдет в храм, он должен наполниться глубокой верой. К реликвии необходимо подходить без спешки. Важно помнить, что это святое место, поэтому толкаться не нужно.
  2. Перед тем, как поклониться мощам Николая Чудотворца подходя к ковчегу мысленно прочитайте молитву, обращенную к святому.
  3. Перед святыней два раза поклонитесь в пояс, крестясь. После этого можно приложиться к мощам, а затем, отойдите в сторону, и третий раз перекреститесь и поклонитесь.
  4. Паломничество к мощам Николая Чудотворца не останавливается уже долгое время и люди с разных уголков мира приходят к реликвии, хоть поклонение и не занимает несколько секунд.

Что просят у мощей Николая Чудотворца?

Если человеку удалось дотронуться до реликвии, то он может просить о самом заветном, например, об исцелении, рождении ребенка, поиске роботы, замужестве и так далее. Важно, чтобы преклонение к мощам сопровождалось искренними молитвами, и каждое слово должно быть произнесено от чистого сердца. Священнослужители утверждают, что святой помогает всем, кто на это заслуживает, но прежде всего, молиться нужно о том, чтобы он помог войти в вечное царство Господа.

Как молиться мощам Николая Чудотворца?

При посещении храма, где находится реликвия, обязательно нужно читать специальную молитву, обращенную к святому. Есть несколько молитвенных текстов и все они разрешены к использованию. Посещение мощей Николая Чудотворца это важное событие в жизни верующих людей, поэтому рекомендуется выучить текст наизусть. Есть короткие молитвы и одна из них представлена выше. После посещения храма рекомендуется молиться перед образом святого дома.


Мощи Николая Чудотворца – чудеса

Существует много историй, которые доказывают Божью силу и мощь реликвии, поэтому огромное количество верующих стремится поклониться мощам Николая Чудотворца, чтобы ощутить на себе все блага.

  1. Когда вторая часть мощей была вывезена из города Мира, епископом рядом с ними положил и пальмовую ветвь, которая была привезена из Иерусалима. Через некоторое время люди заметили, что она дала побеги.
  2. Паломники приезжают к святыне со страшными диагнозами, например, многие женщины мечтали о ребенке, но врачи говорили о бесплодии, а через год после приложения к мощам женщины приезжали в храм опять, чтобы крестить своих малышей. Есть свидетельства об исцелении рака и других серьезных болезней.

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

В храм Христа Спасителя привезли мощи Николая Чудотворца..

1. Почему это считается большим событием?

– К Николаю Чудотворцу в России всегда было особое отношение, – объясняет религиовед Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. – Он является одним из самых почитаемых святых.

Изначально Николай Чудотворец был покровителем мореплавателей, но в России стал заступником путешественников. Считается, что он спасает во время бедствий, заблудившимся помогает найти дорогу. По словам Романа Лункина, со временем образ Николая Чудотворца стал народу даже ближе, чем образ Христа:

– Жития святых народу были более понятны, чем тексты Библии. Из всех житий больше всего в церквях читали жития Николая Чудотворца, его чаще всего изображали на фресках.

Приезд мощей воспринимается как большое событие еще и потому, что культ почитания Николая Чудотворца появился до того, как христианская церковь разделилась на ветви – православную и католическую. Святого угодника ждут как православные, так и католики.

2. Говорят, мощи святого Николая никогда не покидали итальянский город Бари. Это так?

– Мощи Николая Чудотворца не покидали Бари на протяжении 930 лет, – уточняет священник Андрей Постернак, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В свое время мощи были похищены итальянскими моряками из города Миры Ликийские, находящегося на территории современной Турции, где в IV веке жил Николай Чудотворец, в то время архиепископ Ликии. Поскольку похитители очень торопились, они забрали не все мощи, а только часть – примерно 4/5. То, что осталось от тела святого, позже из Мир Ликийских вывезли венецианцы и оставили храниться на острове Лидо, в церкви Святого Николая. Возникает вопрос: почему на протяжении 930 лет мощи одного из самых почитаемых в христианском мире святых никогда не «путешествовали»?

– Когда барийцы украли мощи, они очень ревностно к ним относились, ни разу никому не дарили и не передавали даже частицу мощей, – говорит протоиерей Андрей Бойцов, настоятель Патриаршего подворья Николая Чудотворца в Бари. – И это действительно впервые происходит. Именно поэтому это уникальное событие.

Часть мощей позже была похищены венецианцами и находится сейчас в церкви на острове Лидо. Венецианцы, в свою очередь, охотно дарили частички мощей другим христианам, и они есть в других храмах, но, по словам Андрея Бойцова, не всегда есть уверенность в их подлинности. А в данном случае «мы имеем стопроцентную уверенность, что это мощи св. Николая».

«К Николаю Чудотворцу в России всегда было особое отношение...» / Global Look Press

Священник Андрей Постернак уверен, что в наше время древняя история с похищением забылась. Просто у католиков такие «путешествия» мощей не приняты. Там к ним в целом более сдержанное отношение.

– У католиков другая традиция почитания мощей, – говорит отец Андрей. – В православии мощи выставляют, к ним прикладываются, целуют. Католики на мощи только молятся и смотрят, если они выставлены в прозрачных сосудах.

3. Что именно привезли в Москву из Италии?

– Мощи – это останки человека, которого церковь признает святым, – объясняет священник Андрей Постернак. – Некоторые считают, что они должны быть нетленными, то есть должны сохраниться не только кости, но и кожа и т. д. Но это не так. Часто бывает как раз наоборот, когда остается только скелет или отдельные его части. С Николаем Чудотворцем именно такой случай – речь идет о костях.

Протоиерей Андрей Бойцов уточняет: барийцы перевезли в город 85 процентов скелета святого, а в Москву доставили только ребро с левой стороны.

– Мощи находятся под очень толстой мраморной плитой, – говорит священнослужитель. – Никто бы ее специально демонтировать не стал. Но в ней есть отверстие диаметром 6 сантиметров. Оно нужно для того, чтобы раз в год откачивать миро, которое источают мощи. Это происходит каждый год 9 мая, в день, когда были перевезены останки. Итальянские специалисты с помощью прибора извлекли из-под плиты одну кость. Это восьмое ребро, под которым бьется сердце человека – центр его духовной жизни.

В год в Бари к мощам святителя приезжает несколько десятков тысяч паломников с разными проблемами, – рассказывает Бойцов. – Чудо постоянно происходит. У бесплодных пар потом рождаются дети, разрешаются судебные дела, есть люди, у кого восстановилось зрение. Одна женщина, например, мне рассказывала, что у нее был рак последней стадии и она из последних сил приехала в Италию. После службы она села в автобус, и уже через два-три часа она почувствовала, как сила вошла в нее и аппетит появился. Приехав в Москву, она сделала анализы и узнала, что никакого рака у нее нет. А врачи оставляли ей три-четыре недели жизни. Она с тех пор приезжает хотя бы раз в три года, старается святого благодарить.

4. Есть ли в России другие мощи святого Николая?

– Мощи святых существуют не только в виде скелета, – объясняет священник Андрей Постернак. – Есть традиция разносить маленькие частицы мощей по храмам и монастырям, в которых делают специальные мощевики.

По словам эксперта, в России есть храмы, где хранятся мельчайшие частицы останков Николая Чудотворца. Скажем, в Москве это храм Святителя Николая в Котельниках. Но история многих из них непрозрачна: бывает так, что нет никаких доказательств подлинности мощей.

– Частицы мощей часто перевозят неучтенными, у нас нет центрального органа, который это где-то фиксировал бы, – рассказывает Постернак. – У католиков с этим намного строже. В России же в большинстве случаев мощи передаются без формальной предыстории, и не всегда можно понять, как они попали в храм.

В подлинности мощей, которые привезли из Бари, сомнений, говорят эксперты, нет.

– В 1952 году, когда в базилике проводили реставрацию, мощи достали, – рассказывает протоиерей Андрей Бойцов. – Ученые сравнивали их с теми останками, что хранятся у венецианцев, и пришли к выводу, что они принадлежат одному человеку.

Доступ к мощам открылся в понедельник. Увидеть их хотят сотни тысяч паломников / Global Look Press

По черепу американские исследователи восстановили облик человека, которому он принадлежал, и, как говорит Бойцов, он оказался очень похожим на образ Николая Чудотворца, который мы видим на иконах.

5. Что означает приезд мощей в Россию? Можно ли говорить о том, что православная и католическая церкви идут на сближение?

Можно предположить, что приезд мощей любимого в России святого – следствие переговоров Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, которые прошли 12 февраля 2016 года на Кубе. При обсуждении той встречи много говорилось о том, что православная и католическая церкви делают шаг навстречу друг другу.

– Я не думаю, что это (приезд мощей. – Авт.) всерьез что-то значимое, – рассуждает протодиакон Андрей Кураев. – Тем более что привозятся не все мощи Николая, а только небольшая часть, левое ребро. Сама по себе тема мощей Николая – слишком мелкая для исторической встречи. Но даже если бы она обсуждалась, нам бы наверняка сразу сообщили, что мощи были предметом этого разговора.

Настоятель Патриаршего подворья в Бари утверждает, что мощи доставили в Россию благодаря личной просьбе Патриарха, адресованной Папе Римскому.

– Это пиар-акция Патриарха, – комментирует Кураев. – Она очень напоминает историю с Поясом Богородицы: к нему тогда выстроились большие очереди, а в ста метрах от того места стоит храм, где кусочек Пояса традиционно находится.

А была ли «каменная Зоя»?

В советское время о Николае Чудотворце появилась новая легенда. Якобы в 1954 году жительница Куйбышева Зоя Карнаухова пустилась в пляс с иконой святого и была наказана за святотатство: она... окаменела. Что на самом деле тогда случилось, мы спросили самарского журналиста Виктора ЕРОФЕЕВА, который на протяжении 20 лет вел расследование громкой истории.

– Было скопление народа в Самаре на улице Чкаловской. Зои же не существует ни в документах, ни в упоминаниях очевидцев. Такая девушка в Самаре не проживала. Началось все с того, что во двор пришли старухи, которые рассказали эту историю и просили показать им девушку. Слух распространился мгновенно, и во двор стали приходить люди – сначала единицы, сотни, потом тысячи. Никакой «каменной Зои» в доме не было. Специалисты квалифицируют это как случай массового психоза.

Ни в одной стране мира нет такого количества христианских ценностей, как в России. И ни один город не хранит столько святынь, как столица. Чтобы прикоснуться к ним, люди съезжаются не только из других областей, но даже стран. Мы расскажем о самых известных и самых почитаемых

КИЙСКИЙ КРЕСТ

Точная копия Креста, на котором распяли Христа. Сделан из палестинского кипариса и выложен золотом, серебром и драгоценными камнями.

Но для христиан главной ценностью является то, что внутри креста укрыты частицы мощей почти четырехсот святых.

Интересная деталь: после революции крест долго находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере.

В чем помогает

К этому Кресту люди приходят со всеми бедами. А еще прикасаются к нему, чтобы набраться сил не только духовных, но и физических.

Где находится

Храм Сергия Радонежского, Крапивенский пер., 4 (ст. м. "Пушкинская" или "Чеховская").

МОЩИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Частички останков самого почитаемого в России святого хранятся в Даниловом Свято-Троицком монастыре в ковчеге из серебра. Известно множество чудес, которые совершились благодаря этим мощам. Но одно только то, что их уже много веков не касается тлен, даже ученые считают феноменом.

В чем помогают

Николаю Чудотворцу молятся о помощи плавающим, путешествующим и пленным. При бедности и нужде. Просят о мире в семье и заступничестве вдов и сирот.

Где находятся

Данилов Свято-Троицкий монастырь, Даниловский вал, 22 (ст. м. "Тульская").

ГВОЗДЬ ГОСПОДЕНЬ

Одна из главнейших христианских святынь. Считается, что этот гвоздь - один их тех, которыми прибивали Христа к Кресту. Хранится в Успенском соборе в серебряном ковчеге.

В чем помогает

Для верующих прикоснуться к такой святыне - значит, укрепиться в вере. Для городов, в которых хранятся такие гвозди, это сильная защита от эпидемий и войн.

Где находится

Кремль, собор Успения Божией Матери (ст. м. "Боровицкая" или "Александровский сад").

МОЩИ И ИКОНА СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА

После мученической смерти мощи Пантелеимона частичками разошлись по всему миру. В Москве есть два храма с частицами мощей и чудотворные иконы.

В чем помогают

Святого еще при жизни признали великим целителем. И с тех пор к нему обращаются с молитвами при разных болезнях.

Где находятся

Храм Воскресения Христова, Сокольническая площадь, 6 (ст. м. "Сокольники").

Церковь великомученика Никиты, ул. Гончарная, 6 (ст. м. "Таганская" или "Чистые пруды").

ЦЕЛЕБНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В Москве около 30 святых родников. Самый известный - Холодный - находится в Теплом Стане, неподалеку от станции метро "Коньково". С давних пор считается, что если пить воду из Холодного натощак утром и вечером, то это поможет быстро очистить почки и печень. А еще такая вода быстро снимает головную боль.

Другой не менее известный источник находится в Татарском овраге, поблизости от церкви Рождества Богородицы. Вода в нем самая чистая из всех родников столицы. Излечивает многие недуги, даже психические расстройства.

В Коломенском более 20 ключей. Один из них - Кадочка - бьет рядом со знаменитой церковью Вознесения. По преданию, именно вода из него избавила от бесплодия одну из жен Иоанна Грозного.

Есть еще целебные источники неподалеку от станции метро "Войковская", в лесопарке Покровское-Стрешнево, в Филевском парке, Свято-Даниловом монастыре, Нескучном саду, Серебряном Бору, Битцевском лесопарке, Кунцеве, Медведкове и Царицыне.

Впрочем, пить воду из святых источников даже духовники советуют с осторожностью.

С сегодняшней экологией никто не может ручаться за чистоту ключей, - поясняет протоиерей Николай (Ремзовский). - Поэтому, прежде чем выпить из целебного источника, наберите из него воды и освятите на молебне в храме.

Как решается, что мощи или икона чудотворны

Правящий архиерей либо сам, либо через уполномоченных лиц не только собирает сведения о чудесах, но и проводит их освидетельствование. А также предоставляет в комиссию документальные подтверждения бывшего чуда (будь то медицинские документы либо свидетельство очевидцев перед Крестом и Евангелием).

Где можно спокойно посетить частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области:

В московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря - Даниловский вал, 22.

Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых - Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

Храм Всех Святых на Кулишках - подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.

Храм святителя Николая в Котельниках - представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.
Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе - подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).

Храм свт. Николая в Толмачах - домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.

Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.

Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.

Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.

Всех мест нахождения частиц мощей в России я не смогу перечислить, но уверен каждый может найти их в ближайших к себе храмах и монастырях.

Справка:
65 % мощей находятся в католической базилике Святого Николая в Бари. Примерно пятая часть мощей святителя находится в католическом храме святого Николая на острове Лидо в Венеции.
Остальные части мощей Николая Чудотворца разнесены по всему миру.

Самый уважаемый мной и любимый святой. Не чета нынешним служителям.

P.S. от ТС. Именно в 2013 году, в нашу церквушку привозили раку с мощами Святителя Николая, которым мне довелось поклониться и освятить нательный крестик.