А ЧОЙ-ТО ТЫ ВО ФРАКЕ?,
Трагикомедия.
Запись спектакля по рассказу А. П. Чехова «Предложение».

Водевиль, опера и балет для драматических артистов одновременно, в легкой и изящной постановке Иосифа Райхельгауза. Постановка театра «Школа современной пьесы» (Москва) стала одним из самых популярных спектаклей начала 1990-х годов. Музыка Сергея Никитина из этого спектакля использовалась также в музыкальном фильме П. Фоменко «Поездки на старом автомобиле».

В ролях: Любовь Полищук, Алексей Петренко, Альберт Филозов.

Режиссеры: Виктор Безега,
Иосиф Райхельгауз.
Автор сценария: Дмитрий Суханов.
Композитор: Сергей Никитин.

Водевиль происходит от французского слова. Это легкая, шутливая пьеса чаще в одном или двух действиях, в которой диалоги чередуются с пением куплетов и танцами. Антон Павлович Чехов написал свои водевили в 80-90-ые годы 19 века. Особенностью его водевилей является то, что он раскрывает не комедию положения, а комедию характеров.
В "Предложении" помещик Иван Васильевич Ломов приехал к своему соседу помещику Чубукову свататься к его дочери Настасье Степановне. В процессе сватовства начинаются споры о праве собственности на Воловьи Лужки и том, чья собака лучше.Из-за споров чуть не расстроилась свадьба. Чехов высмеивает собственническую ограниченность героев.
Водевили Чехова, словно зеркало, отражают суету и нелепость нашей жизни, в которой всё же есть место и любви, и смеху. Этот лёгкий и вёсёлый спектакль позволяет зрителю не только посмеяться, но и оценить остроту и яркую образность чеховской речи, тонкую иронию и мудрость классика.

Чехов был поистине гениальным драмматургом не только больших пьес, но и малых форм, водевилей. В одном из своих писем он говорил: "Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских недр". Нельзя выделить водевили Чехова в отдельную главу его творчества. Все его произведения, и большие и малые пьесы пронизаны стихией трагикомедии. Каждое произведение его вскрывает глупость и пошлость мелких людишек с их фальшью, бессмысленностью затей и претензий. Но Чехов верил, что человек может измениться, способен к нравственному пробуждению.
Единственный водевиль, где все заканчивается хорошо - "Медведь". Скандал главных героев оканчивается "продолжительным поцелуем". А уже в "Предложении" герои желают объясниться, но вместо этого устраивают нелепые ссоры.

Выбор именно этих произведений неслучаен. Во-первых, оба рассказа - шутки, веселые комедии положения, что одинаково привлекательно как школьникам 6-х, так и 11-х классов. Живая актерская игра и интерактивная форма способствует вовлечению школьников в действие спектакля с целью более полного (и эмоционального, и интеллектуального) сопереживания, усвоения сюжета.
Во-вторых, оба рассказа - шутки, на наш взгляд, объединены одной темой: проблемой отношений между мужчиной и женщиной в обществе. Отсюда и современное звучание представления, его злободневность. Один из актуальных вопросов нашего времени - укрепление института семьи, преодоление эгоцентризма. Именно эгоцентризм является мишенью сатиры А.П. Чехова. Процесс обучения молодого поколения должен строиться на развитии и осознании чувства Любви, ведущего к полноте жизни и творческой самореализации человека.
Цель спектакля - вскрыть ложные стереотипы поведения, сомнительные социальные условности, мешающие нормальному общению между людьми.
Этот спектакль воспитывает чувство толерантности, приоритет духовных и общечеловеческих ценностей.

В 1971 году, актрису пригласили в мюзик-холл для исполнения главной роли в спектакле «Красная стрела прибывает в Москву». Спектакль имел у публики, но Московский мюзик-холл через несколько лет фактический прекратил свое существование и актриса с 1978 года работала в «Москонцерте», выступала с монологами.
В 1978 году была удостоена первой премии Всероссийского конкурса артистов эстрады, где читала монологи Михаила Жванецкого.
В 1979-1988 годах – актриса Театра миниатюр (позже – «Эрмитаж»);
В1989-1996 годах играла в театре «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза, где участвовала в постановках «А чой-то ты во фраке?» (водевиль Д. Сухарева на музыку С, Никитина по драматической сценке Чехова «Предложение») и «Пришел мужчина к женщине».

Народная артистка России (1994 год).
Последние месяцы жила на сильных обезболивающих препаратах… И ушла из жизни 28 ноября 2006 года, в шесть часов утра, у себя дома в Большом Казённом переулке.


Страничка спектакля на сайте театра
http://www.neglinka29.ru/play/a_choy_to_ty_vo_frake/

"Опера и балет для драматических артистов". Я представляла на спектакль какого жанра я иду. Сюжет я хорошо знала, относительно недавно видела спектакль по этому же произведению в театре "Апарте"
То бишь само по себе произведение - комедия, плюс балет для не балетных и опера не для оперных. Комедия, уходящая в фарс.
Очень точно происходившее описал подслушанный мною разговор в антракте:
- Тебе нравится спекталкь.
- Да, вполне себе. До момента, когда начали танцевать.
- Это у них просто слова закончились.

И это тоже часть спектакля, когда слова у актёров закончились, а уплОченные публикой деньги надо отрабатывать, то в ход идут всевозможные фокусы-танцы. И опять же - для этого жанра это тоже было к месту. Опера, кстати, более гармонично смотрелась, ибо песни были вплетены в сам сюжет. Собствнено, это же театр Современной пьесы. Поиски новых, неклассических форм.
Тут форма такого лёгкого балагана актёров, которым надо развлечь публику за заплаченные деньги.
Пиканстности балету особенно придаёт то, что за исключением дамы, остальные участники действа вот совсем на танцовщиков не тянут. И прямо ну ооочень очевидно, что "за что нам эти галеры?!!!". Но честно отрабатывают, как могут. А потом поклоны - это уже отдельный спекталкь в спектакле. Поют все, кстати, оочень неплохо. Ну, музыканта Владимира Качана я и до того прекрасно знала - хорошие у него были кавказские напевы в этом спектакле, ну и ремарка "кто это сочинил?". Приятно было услышать весьма достойное пение от Ивана Мамонова (хотя прыжковая балетная серия вызвала бОльший восторг публики). Ну, а Екатерина Директоренко вообще закончила косерваторию по классу вокала - там вообще всё замечательно было. И кстати, смех в балетной партии она больше вызывала цокотом пуант - ну так они и у Плисецкой цокать могут. А фуэте из Дон Кихота вообще замечательным было! Не хуже, чем у профессионалов
Осипова-Васильев

В общем на сцене происходил милый балаган на классический чехвский сюжет. Не могу сказать, что мне нравится такой жанр и я в восторге от спектакля. Но для разнообразия и ознакомления - вполне себе.
Периодически, правда, казалось, что актёры под лозунгом "всё в угоду публике" иногда перебарщивали. И про регулярную жизнь, и декольте барышни на первом балетном выходе - по-моему её (реально прекрасное) достоинство было в милиметре от выпадения. Да и на поклонах она всеми силами старалась выгодно подчеркнуть. Понятное, дело, барышня замуж хочут, актриса залу понравиться, но всё же... Тут и без того балаганчик, а какой-никакй Чехов.. Да - вот немного побрюзжала.

"Мне тридцать пять - пора!
Так в одиночестве печальны вечера,
что хоть на стену, право, лезь,
и вот я здесь,
и вот я здесь..."

И вот мы здесь - снова в самом продвинутом, креативном, я бы даже сказала - смелом театре Москвы. Дело в том, что в нем не ставят классических произведений в традиционной постановке. Их ставят, но предварительно переделав практически целиком. От этого интерес к классике у нашего искушенного зрителя нисколько не угасает, а наоборот, подогревается. Кто идет в надежде выспаться в зрительном зале - вы обломались! Сон как рукой снимет, ибо в этом театре - не соскучишься.

Знакомая, видевшая эту постановку, заверила: "посмеешься от души!" Так что на спектакль "А чой-то ты во фраке" в Московский Театр "Школа современной пьесы " мы шли с предвкушением веселого и приятного вечера.

Предчувствия нас не обманули. Спектакль, а точнее Опера и балет для драматических артистов по "Предложению" Антона Павловича Чехова начался с веселой увертюры живых музыкальных инструментов под руководством дирижера квартета, и захватил нас целиком в своё действие.

Мужчины в зале, конечно, были не во фраках, но принарядились для посещения "Храма искусства", как могли. Однако красавец - упитанный, в самом расцвете сил, мужчина на сцене переплюнул всех своим цветущим видом, белыми брюками с завышенной талией и элегантно сидевшем на нем чёрным фраком и бабочкой на белоснежной рубашке.

Нашему жениху, Ивану Васильевичу Ломову (Актер Иван Мамонов) даже не нужен был пропеллер за спиной - так великолепно он порхал по сцене, изображая счастливого соискателя руки прекрасной соседки, Натальи Степановны (Екатерина Директоренко).

"У Натальи Степановны
вкуса не мало,
и по части учёности,
образованности -
тоже немало,
и по части фигуры -
не сказать чтобы много,
но и не мало,
и нечего, нечего,
нечего ждать идеала..."

Наталья Степановна была великолепна. То заядлая фанатка псовой охоты, знающая такие слова, как "подуздоват" или "густопсовость", а то яростная помещица, не желающая признавать за соседом "Воловьи лужки". Затеяв это сватовство, наш жених был встречен не очень-то приветливо. К тому же дама сердца была "не одета", "в фартуке и неглиже". Неглиже в те времена было наверное, немного другим, но так еще смешнее!

Папаша девушки Степан Степаныч Чубуков (Владимир Качан) был, как всегда, на высоте.

Достойно встретив искателя руки, он тут же забыл о причине появления соседа и врезал ему словесно от души. А что может быть занимательней, чем наблюдать, как люди ссорятся и поминают всех предков до третьего колена со всеми их грехами, кто пил запоем, кто жену лупил, кто по пьянке помер раньше срока и чья мамаша, как известно, кривобока.

От всех переживаний наш кавалер чуть не отдал Богу душу. Но тут девица заметила, что сосед-то одет не обычно. "И все ж, к чему сей Вам идущий очень фрак?" - "Да я явился с предложением, дурак!" Текст Дмитрия Сухарева настолько приятен слуху и так хорошо лёг на музыку Сергея Никитина, что слушается легко и совсем не "оперно". А как живая разговорная и очень остроумная речь.

Завершилось всё это сватовство благополучно, согласием засидевшейся в девках Натальи Степановны и благословением папаши, откуда ни возьмись доставшего бокалы с шампанским, чтобы закрепить удачную сделку. Подозреваю, что шампанское, как и многое другое: яд, веревку, пистолет, появилось на сцене из рук дирижера. Да-да! Там был маленький живой квартет, состоящий из фортепиано, скрипки, флейты и фагота, который тоже добавил свою лепту в оперный винигрет - поднялся и спел замечательную фразу, чем вызвал смех в зале. Смех этот не смолкал, люди кричали "Браво!" балетным па и оперным ариям. А ведь пели артисты без микрофонов и под живую музыку. Однако нам на нашем восьмом ряду было прекрасно и отчетливо все слышно. Свободных мест в зале не было, подняв голову, я обнаружила полный балкон зрителей. Да, пьеса имела большой успех.

Последней каплей, когда уже казалось, смеяться было не над чем, благородный отец семейства, видимо ошалев от счастья (гора с плеч!) или под влиянием винных паров, вскинул двустволку и метким охотничьим выстрелом поразил чайку, украшавшую верхнюю часть занавеса. Упавшая к ногам чеховская птица - нечто символическое в этом есть, не правда ли? В общем - сходите, отдохните душой, ушами и глазами. Посмотрите эту смесь балета, оперы, оперетты и сдобренную хорошим современным юмором постановку - будете довольны.

Благодарю сообщество

Опера и балет для драматических артистов по «Предложению» А.П. Чехова

Музыка – Сергей Никитин

Текст Дмитрий Сухарев

Визитная карточка театра «Школа современной пьесы». Спектакль, выдержавший более 600 представлений, до сих пор собирает аншлаги. Первыми легендарными исполнителями ролей в нем были Альберт Филозов, Алексей Петренко, Любовь Полищук. Сегодня на сцену выходит уже новое поколение артистов.

Этот искрометный, остроумнейший спектакль раскрывает самые веселые и остроумные страницы чеховского творчества. Под аккомпанемент живого оркестра драматические артисты поют, танцуют на пуантах, и чем серьезнее они это делают, тем больше смеется публика.

Фабула знаменитой истории Чехова о Воловьих лужках, которые становятся яблоком раздора для соседствующих мечтающих породниться семей, лежит в основе двух либретто – оперного и балетного. По всем правилам жанра драматические артисты вначале исполняют сольные арии и ансамбли, а затем они же, переодетые в трико (мужчины) и пачку (дама), а также переобутые в пуанты по самым строгим правилам классического балета исполняют па-де-де, па-де-труа, а также сольные пируэты и фуэте. Артисты изящно балансируют на грани пародии, но нигде эту грань не переступают. Залогом этому служит безупречный вкус, чувство самоиронии и высокий профессионализм, с которым они решают сложные технологические актерские задачи.

Действующие лица и исполнители:

Степан Степанович Чубуков, помещик: Владимир Качан, Владимир Шульга
Наталья Степановна, его дочь: Екатерина Директоренко
Иван Васильевич Ломов, их сосед: Иван Мамонов, Николай Голубев
Дирижёр: Евгений Суслов
Инструментальный квартет:
фортепьяно - Вера Николаева
скрипка - Наталья Гейзлер
флейта - Инна Должикова
фагот - Инна Шегай

Берлинский музыкальный театр « Кабаре Лори» с пьесой-шуткой « А чой-то ты во фраке?».

Известная одноактная пьеса-шутка Антона Павловича Чехова «Предложение» повествует о том, как пришел молодой человек свататься к дочери соседа, да и поссорился с будущей невестой из-за участка земли под названием Воловьи Лужки.

Необычный жанр («опера-балет для драматических актеров»), стихи и музыка известных бардов Дмитрия Сухарева и Сергея Никитина, а также великолепные костюмы и живая музыка – сделали спектакль притягательным не только в России, но и в любом уголке планеты Земля, в котором ценят иронию, комизм положений и легкость чеховской прозы.

В Москве в театре народного артиста России, профессора Иосифа Райхельгауза «Школа современной пьесы» спектакль собирает аншлаги вот уже 25 лет. В первом его составе играли народные артисты СССР Любовь Полищук, Альберт Филозов и Алексей Петренко. Балетмейстером той постановки работала Елена Ключарева, которая спустя 20 с лишним лет (испросив разрешение у своего коллеги Иосифа Райхельгауза) поставила под его художественным руководством свою версию спектакля «А чой-то ты во фраке?». Премьера состоялась в Берлине 27 сентября 2015 года в музыкальном театре «Кабаре Лори». Таким образом, у легендарного детища худрука «Школы современной пьесы» родился «дочерний проект».

В спектакле участвуют «наши люди» из дружественной Германии:

Геннадий Ткаченко-Папиж

Московский артист, обладатель уникального голоса. Лауреат международных конкурсов. Финалист конкурса “Суперталант“ (2014). Знакомый по фильмам «По имени Барон», «Увлеченье» и др.

Светлана Лучко

Актриса, хореограф, театральный педагог. Работала в Государственных драматических и музыкальных театрах Москвы, Эстонии, Германии: Шмидт Тиволи (Гамбург), Хамелеон (Берлин), Бэтмен Шоу (Нью-Йорк), Миледи Винтер (Париж). Диплом фестиваля Мелехово 2016 за лучшую женскую роль.

Вадим Граковский

Артист театра и кино, режиссер, театральный педагог. Лауреат международных фестивалей и конкурсов. Звание «Лучший актер» международного театрального фестиваля в Софии.

За свою недолгую театральную жизнь спектакль уже стал:

Лауреатом XIII международного театрального фестиваля «Театр.Чехов.Ялта.2016»,

Лауреатом XVIII Международного театрального фестиваля «Мелиховская весна 2017»,

Лауреатом XIX Интернационального чеховского форума в Баденвайлере (ФРГ).

Спектакль будет показан в рамках Второго Международного Театрального Фестиваля «Пять вечеров на Кипре» .

Начало в 19.30.

Продолжительность 1 час 30 минут с антрактом.

Стоимость билетов – 25 евро.

Билеты в кассах театра Риалто и на сайте: www.rialto.com.cy

Дополнительная информация по телефону: 96 30 2770