Среди всех эпонимических терминов психических психопатологий одним из самых известных, пожалуй, является синдром Ван Гога. Суть отклонения заключается в непреодолимом желании проводить на себе хирургические операции: отрезать части тела, наносить порезы. Данный синдром может наблюдаться при различных психических заболеваниях, например, при шизофрении.

Основой расстройства являются аутоагрессивные установки, направленные на нанесение увечий и повреждений собственному телу. Данный синдром часто сравнивают с дисморфоманией, заключающейся в патологическом недовольстве своей внешностью. Лица, страдающие данным отклонением одержимы идеей, во что бы то ни было исправить мнимый физический недостаток любым способом: самостоятельно или с помощью хирургического вмешательства.

Понятие синдрома и его признаки

Синдром Ван Гога – это психическое отклонение, связанное с желанием самостоятельно проводить на себе хирургические операции с ампутацией частей тела. Данный синдром проявляется также в принуждении медперсонала к проведению подобных манипуляций. Самой известной личностью, страдающей данной психопатологией был Винсент Ван Гог, в честь которого и назван синдром. Всеизвестный поступок великого гения потряс общественность своим безумством и жестокостью. Знаменитый художник ампутировал себе ухо и отправил его в письме своей возлюбленной. Существует много версий по поводу случившегося: одни считают, что Ван Гогу нанёс увечья его товарищ, другие говорят, что художник употреблял опиум и под действием наркотического вещества совершил этот безумный поступок. И всё же, многие факты свидетельствуют про то, что гений страдал психическим расстройством, предположительно , и в период обострения болезни отрезал себе ухо. Как бы там ни было, но на сегодняшний день существует немало людей с синдромом Ван Гога.

Зачастую синдром сопровождает какое-либо психическое расстройство. Иногда подобные самоувечья имеют демонстративный характер, например, современный российский художник, вероятно страдающий данным отклонением, постоянно проводит акции, якобы с политической подоплекой, в которых либо отрезает себе часть тела, либо наносит порезы и прочие увечья. Данный синдром встречается при следующих психопатологиях:

  • шизофрения;
  • ипохондрический бред;
  • галлюциноз;
  • дисморфомания;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • расстройства пищевого влечения;
  • эпилепсия с психотическими припадками;
  • импульсивные влечения.

Наиболее часто синдрому подвержены лица с дисморфоманией, шизофренией и ипохондрическим бредом. Под дисморфоманическим бредом понимают убеждённость человека в своём несуществующем мнимом физическом отклонении. Зачастую такие бредовые идеи и приводят к удалению частей тела, самооперированию. Импульсивный поступок может также послужить причиной нанесения самоповреждений, такая потеря контроля страшна своими последствиями, так как в состоянии аффекта человек может совершить ужасающие вещи. Так, китаянка, страдающая шопингоманией, на очередное недовольство мужа отреагировала путём ампутации собственного пальца. Женщину вовремя доставили в больницу, палец удалось спасти. Заключение психиатров прозвучало, как «импульсивное влечение на фоне зависимого поведения».

Основой синдрома является самоповреждающее поведение и аутоагрессия. Под самоповреждающим поведением понимают ряд действий, направленных на причинение вреда собственному телу. Среди основных причин аутоагрессии выделяют:

  • невозможность адекватно реагировать на жизненные трудности и противостоять стрессовым факторам;
  • демонстративное поведение;
  • депрессия;
  • импульсивное поведение, нарушение самоконтроля.

При самоповреждающем поведении чаще всего страдают доступные участки тела: руки, ноги, область груди и живота, половые органы. Согласно статистике, аутоагрессивному поведению наиболее подвержены женщины, а синдрому знаменитого художника – мужчины. Женский пол более склонен к нанесению порезов, глубоких ран, нежели к ампутации частей тела. Мужчины с данным синдромом часто наносят себе увечья в области половых органов.

На развитие синдрома может повлиять множество факторов:

  • генетическая предрасположенность;
  • алкогольная и наркотическая зависимость;
  • социально-психологический аспект;
  • заболевания внутренних органов.

Генетический фактор коренным образом влияет на развитие психических расстройств и синдромов. Согласно историческим фактам, сестра матери Ван Гога страдала эпилепсией, а родные братья и сёстры художника страдали психопатологиями: от умственной отсталости до шизофрении.

Употребление алкогольных и наркотических средств влияет на уровень контроля личности. При расположенности личности к аутоагрессивному поведению снижение волевых качеств и самоконтроля может привести к нанесению самоувечий. Знаменитый французский художник, ампутировавший себе ухо, употреблял алкоголь, абсент и курил опиум, что, вероятно, и послужило пусковым механизмом для развития самоповреждающего поведения.

Социально-психологическое влияние играет немаловажную роль в формировании аутоагрессивного поведения. Зачастую человек наносит себе повреждения из-за невозможности пережить психоэмоциональные нагрузки, ежедневные конфликты и стрессы. Больной, страдающий вспышками самоповреждающего поведения, утверждал, что нанося себе увечья он «затмевал душевную боль физической».

Иногда желание провести хирургическую операцию на собственном теле может быть вызвано болезненным протеканием какого-либо заболевания. Человек, страдающий психическим расстройством, постоянно переживающий болезненные ощущения в каком-либо органе или части тела с большой вероятностью может нанести себе увечья, с целью избавиться от боли. Одной из версий нашумевшей ампутации Ван Гога является предположение о том, что художника мучила невыносимая боль после перенесённого отита.

Лечение синдрома

Терапия синдрома предполагает лечение основного психического заболевания, на фоне которого проявляются вспышки аутоагрессии. Для того чтобы снизить непреодолимое желание и навязчивые мысли о нанесении увечий используются различные нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты. При наличии синдрома Ван Гога показана обязательная госпитализация, с целью снизить риск нанесённых повреждений.

Психотерапия оказывается эффективной лишь в том случае, когда синдром является проявлением самоповреждающего поведения на фоне депрессивного расстройства или невроза. Наиболее действенной является когнитивно-поведенческая психотерапия, устанавливающая не только причины самоповреждений клиента, но и способы противостояния вспышкам аутоагрессии. Психотерапевт детально изучает степень аутоагрессивных установок, если таковые преобладают, то когнитивно-поведенческий подход не всегда оказывается действенным. При доминировании аутоагрессивных убеждений процесс выздоровления личности затрудняется из-за неспособности клиента добиться желаемых результатов.

Лечение заболевания является довольно сложным и долгим процессом и не всегда увенчивается успехом. Например, данный синдром намного легче поддаётся терапии при шизофрении, чем при дисморфомании и эпилепсии. При наличии у пациента стойкого бреда лечение вовсе может зайти в тупик из-за сложности фармакотерапии.

Шокирующие факты

Американская художница А. Филдинг была настолько одержима идеей достижения духовного просветления, что просверлила себе отверстие в черепе. Перед совершением операции женщина многократно обращалась к хирургам с настойчивыми просьбами о проведении трепанации, которая якобы поможет ей иначе смотреть на мир.

На некоторых людей огромное влияние оказывает фантастический мир компьютерных игр, кино и книг. Фантастическая эльфийская тематика свела с ума многих любителей данного жанра. Известно несколько случаев самооперирования ушных раковин для схожести с остроконечными ушами эльфов.

На сегодняшний день нередким явлением считается ампутация пальцев в знак протеста (политического, социального) либо преданности. Такое патологическое проявление эмоций носит в основном демонстративный характер и свидетельствует о психических нарушениях. Данное явление наиболее распространено в восточных странах, таких как Япония, Китай из-за наследования древней техники «юбицумэ», которая использовалась в преступных сообществах. Процедура заключалась в ампутации части пальца в знак несоблюдения правил мафиозной общины.

Писатель и врач-психиатр Максим Малявин рассказывает о тех, кто постоянно хочет себе что-нибудь отрезать, и не только ухо.

Что такое синдром Ван Гога? Это нанесение психически больным самому себе калечащего повреждения (отрезание частей тела, обширные разрезы) или предъявление врачу настойчивых требований произвести больному хирургическое вмешательство, что обусловлено наличием ипохондрического бреда, галлюцинаций, импульсивных влечений

История, от которой берёт своё название этот синдром, произошла давно. Настолько давно, что верифицировать её сможет разве что опытный некромант, а нам остаётся довольствоваться версиями и догадками. Винсент Ван Гог, голландский художник XIX века, страдал хроническим психическим недугом. Каким именно - тоже остаётся гадать: по одной из версий, у него была шизофрения, по другой, более вероятной, основанной на мнении большинства психиатров, - эпилептический психоз (именно этот диагноз был поставлен Ван Гогу его доктором Реем и его коллегой доктором Пейроном в приюте Сен-Реми-де-Прованс), по третьей версии, речь шла о пагубных последствиях злоупотребления абсентом, по четвёртой - о болезни Меньера.

Так или иначе, в ночь с 23 на 24 декабря 1888 года Ван Гог лишился мочки уха. Как сообщил полиции его друг и соратник по искусству Эжен Анри Поль Гоген, между ним и Ван Гогом произошла ссора: Гоген собирался покинуть Арль, Ван Гог не хотел расставаться, они повздорили, Ван Гог швырнул в друга стакан с абсентом. Гоген ушёл ночевать в ближайшую гостиницу, а Ван Гог, оставшись дома один и пребывая в самом плачевном состоянии духа, опасной бритвой отсёк себе мочку уха.

Потом завернул её в газету и отправился в бордель, к знакомой проститутке, показывать трофей и искать утешения. Так, по крайней мере, он рассказал полиции.

Жизнь художника оборвал пистолетный выстрел. Закончив писать картину "Пшеничное поле с воронами", 27 июля 1890 года Ван Гог выстрелил себе в грудь, а спустя 29 часов его не стало.

Почему при синдроме Ван Гога больные целенаправленно и упорно причиняют себе вред? Причин несколько. Прежде всего, это дисморфоманический бред. То есть твёрдая убеждённость в том, что собственное тело или какая-то его часть уродливы настолько, что вызывают у окружающих отвращение и ужас, а самому обладателю этого уродства причиняют нестерпимые нравственные и физические страдания. И единственным логически правильным решением пациент считает избавиться от дефекта любым путём: уничтожить, отсечь, ампутировать, прижечь, сделать пластическую операцию. И это при том, что на самом-то деле никакого дефекта или уродства нет и в помине.

К схожим выводам и последствиям может привести ипохондрический бред. Пациенту кажется, что какой-то орган, часть тела или весь организм тяжело (возможно, даже смертельно или неизлечимо) больны. И человек действительно ощущает, как именно всё это болит, и эти ощущения тягостны, невыносимы, от них хочется избавиться любой ценой.

Импульсивные влечения, как и следует из названия, носят характер внезапного толчка: надо, и точка! Ни критика, ни контрдоводы просто не успевают подключиться, человек просто подскакивает - и действует. Чик - и готово.

Галлюцинации, особенно императивные (то есть повелевающие), могут заставить больного лишить себя части тела, нанести себе глубокие раны, избить самого себя, а то и придумать какое-нибудь более изощрённое самоистязание,

Максим Малявин, врач-психиатр.

Хочу привести пример синдрома Ван Гога из своей практики. Есть у меня на участке паренёк по имени... скажем, Александр. Наблюдается довольно долго, что-то около лет десяти. Шизофрения. Симптоматика одна и та же много лет: параноидная (то есть галлюцинации и бред) с суицидальными и членовредительскими тенденциями и неоднократными попытками покалечиться, самоубиться, практически без критики к своим стремлениям и переживаниям, с мизерным и непродолжительным эффектом от медикаментозного лечения. При всём при этом спокойный, тихий, всегда вежлив, корректен - ну просто паинька. Отличился он несколько лет назад. Попал в стационар после очередной такой попытки - кажется, наглотался азалептина. Затем прошёл курс лечения, дело уже шло на поправку - по крайней мере, так казалось всем.

Незадолго до выписки был отправлен домой в лечебный отпуск, опять же, была Пасха. Вернулся Саша из отпуска с опозданием и в сопровождении мамы, с выпиской от хирурга на руках. Оказывается, дома больной закрылся в ванной и МАНИКЮРНЫМИ ножницами, вскрыв мошонку, удалил себе яичко. Выйдя из ванной, он уточнил у мамы:

Я всё правильно сделал?

Рана зажила достаточно быстро. Второе яичко тоже вскоре было удалено тем же способом. Потом были ещё суицидальные попытки, госпитализации, упорное лечение без надежды на эффект...

Недавно Александр пришёл сдаваться в больницу сам:

- А то снова что-нибудь с собой сделаю, а я уже устал с ней бороться.

- С кем?

- Ну с НЕЙ. Вы не понимаете? Я ведь для кого всё делаю? Для неё. Она попросила отрезать - я отрезал. Она попросила спрыгнуть с высоты - я спрыгнул (было дело, долго потом кости срастались). Я всё делаю, как ОНА просит, а она ко мне не приходит.

Так и не выяснив у Александра имени прекрасной и опасной незнакомки, столько лет изводящей его обещаниями неземного блаженства взамен на нечеловеческие страдания, я сел писать направление в стационар.

Как лечить синдром? Прежде всего необходимо установить, какая именно болезнь вызвала его в данном конкретном случае. И все усилия направлять на её лечение и последующую реабилитацию.

К вопросу о диагностике психического заболевания Винсента Ван Гога
Л. К. Шайдукова
Издано в журнале “Вестник неврологии”

Личность Винсента Ван Гога была окутана тайной еще при жизни художника, и вот уже более столетия многочисленными исследователями выдвигаются версии и гипотезы в отношении его болезни.
При проведении «клинического разбора» психического заболевания Ван Гога специалисты называют различные диагнозы — пограничное расстройство личности, эпилепсия, органическое поражение головного мозга с аффективными нарушениями, циклотимия, зависимость от психоактивных веществ (абсент), интоксикация дигиталисом, последствия сифилитического менингоэнцефалита (6-9). Из психиатрических диагнозов — болезнь Меньера, перемежающаяся порфирия (5).
Наиболее популярный и общеизвестный диагноз — эпилепсия, который был выставлен еще при жизни Ван Гога.
Очевидно, что для подобного заключения имелись веские основания — наличие эпилептических приступов у двоих сибсов (родные брат и сестра) и одного близкородственного пробанда (тётя по материнской линии), что свидетельствует о значительной наследственной отягощенности. Поведение художника характеризовалось внезапными вспышками гнева, ярости, что может быть расценено как дисфории — психические эквиваленты эпилептических пароксизмов.
Знаменитый «Автопортрет с забинтованным ухом» (1889) является талантливым свидетельством аутодеструктивного эпизода. Довольно трудно оценить, был ли этот акт следствием уже изменившейся личности художника, проявлением психопатизации (Ван Гог нанес себе рану после бурной ссоры с Полем Гогеном), либо обострением основного заболевания — эпилепсии на фоне психотравмы.
Вместе с тем, еще до развития эпилепсии Ван Гог отличался специфическими характерологическими отклонениями в виде амбивалентности (страха одиночества и стремления к нему), чудаковатости, внутренней отгороженности, что позволило некоторым исследователям (К.Ясперс, Г.Гасто, М.И.Буянов) выдвинуть шизофреническую концепцию заболевания. Казалось бы, диагноз шизофрении и эпилепсии противоречат друг другу, но история психиатрии помнит старое определение «шизоэпилепсии», которое впоследствии было упразднено. Формально отвергнутый диагноз в клинической реальности встречается не столь уж редко. В этих случаях специалисты затрудняются в точном обозначении первопричины — эпилепсии, которая сопровождается шизофренической симптоматикой или шизофрении на фоне эпилептической активности (особенно это сложно сделать в практике детской психиатрии). Следует отметить, что все же существует т.н. «синдром Ван-Гога», обозначающий наличие импульсивных (или компульсивных) гетеро- и аутоагрессивных действий, возникающих «у больных шизофренией, со скрытой или проявившейся эпилепсией в сочетании с алкоголизмом», который авторы предлагают обозначить как синдром Камбиса Ван Гога из-за особой разрушительности этих действий (1).
Некоторые авторы предполагали наличие у художника ксантопсии. Обсуждая вопрос возможности ксантопсии у Ван Гога — предпочтения желтого цвета, необходимо отметить следующее. Выбор цвета человеком вообще, и художником в частности — процесс неслучайный, обусловленный психическим состоянием индивида, особенностями его эмоциональной сферы на определенный промежуток времени. Каждый цвет несет в себе смысловую (а скорее аффективную) нагрузку. На этом основан «Метод цветового предпочтения» М.Люшера. В то же время выбор определенного цвета по стандартной инструкции «от самого любимого цвета к нелюбимому» отражает и ведущие внутренние потребности:
1. Синий цвет — потребность в глубокой привязанности для достижения внешней защиты, эмоционального комфорта и покоя;
2. Зеленый — потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера;
3. Красный — потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность «завоевателя», высокая поисковая активность».
4. Желтый — потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане;
5. Фиолетовый — потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, индивидуалистичность, субъективизм и эмоциональная незрелость;
6. Коричневый — потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту;
7. Черный — потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне;
8. Серый — потребность в успокоении, отдыхе, пассивность.
Мы не знаем, какие цвета были отвергнуты художником, но мы ясно видим, какие цвета он предпочитал. Это чисто-желтый, желто-коричневый, коричнево-оранжевый и сине-зеленый. За два года проведенных в различных психиатрических клиниках (до своей смерти), художник написал сотни полотен в желто-оранжевых и сине-зеленых тонах. На полотне «Полдень, или сиеста» (1890) — оранжево-коричневые стога и тревожное синее небо (одежда двух «отдыхающих» также различных оттенков синего цвета); «Красные виноградники в Арле» (1888) — оранжевые, красно-багровые тона природы и сине-зеленые одеяния сборщиков винограда; «Ирисы» (1889) — торжество изумрудно- и сине-зеленого цвета; «Пшеничное поле со снопами» (1888) — желто-оранжевая нижняя часть картины и сине-зеленая — верхняя ее часть; «Пейзажи Брабанта» (1889) — всё наоборот, желто-оранжевая верхняя часть картины и зеленая – нижняя; «Звездная ночь» (1889) — смешение желтых ночных светил с сине-зелёной гаммой неба и гор; «Спальня художника в Арле» (1888) — все те же цвета: оранжевые кровать и столик, желтые подушки, багровое одеяло, разных оттенков синего стены, двери окна.
Потребность в этих цветах у художника столь велика, что на двух полотнах он изображает лица людей изумрудно-зеленым цветом («Пара в парке», 1888, «Сеятель» .1888). И как апогей предпочтения именно этой цветовой палитры — это знаменитые «автопортреты» Ван Гога, их насчитывается более сорока. Лица разные, будто принадлежат различным людям, но цвета… На одном автопортрете, датируемом 1987 годом, ярким пятном пламенеет борода художника, небрежно откинуты волосы желтовато-коричневого цвета, все это отчетливо выделяется на сине-зеленом общем фоне. На другом автопортрете скуластое, изможденное, болезненно желтого оттенка лицо Ван Гога контрастирует с салатово-зеленым жизнеутверждающим фоном картины. Характерно, что на этом полотне (1888) художник выбрит наголо, на нем нет рубашки, а накинут халат (не исключено, что автопортрет был написан в стенах психиатрического учреждения).
Выбор цвета, предпочтение того или иного оттенка может варьировать в зависимости от напряженности психических процессов, аффективной заряженности индивида, что обусловлено как эндогенной предиспозицией, так и психогенно-реактивным воздействием. Так, у другого художника — Пабло Пикассо отмечались разные периоды в творчестве, обозначенные специалистами как «голубой» и «розовый» (2). Таков был предпочтительный выбор цветов художника в юности и во время становления его личности. В поздних работах Пикассо, написанных в стиле кубизма, преобладают мрачные тёмные цвета с ведущим черным цветом. К концу жизни художника на его совести были многочисленные жены и возлюбленные, сын Поль, сломанные садистическим отношением — многие закончили жизнь самоубийством.
Возвращаясь к вопросу диагностики психического заболевания Винсента Ван Гога то, как уже было отмечено выше, большинство полотен создавалось за короткий период в 2,5 года — нередко художник писал по одной картине в день. Выплеск болезненной энергии проявлялся и в манере письма — в стиле импасто, когда краска накладывается на полотно таким густым слоем, что видны следы кисти или ножа-мастихина. Творчество художника перемежалось с госпитализацией, а порой и сочеталось с ней. Оно было нестандартным, также как и заболевание Ван Гога, в котором сочетались шизофреническая парадоксальность с эпилептической яростью. Самоубийство художника положило конец и его болезни, и его творчеству.

Список используемой литературы:
1. Двирский А.А. Гетеро- и аутоагрессивные действия (синдром Камбиса- Ван Гога) у больных шизофренией со скрытой и проявившейся эпилепсией в сочетании с алкоголизмом.// Первый национальный конгресс по специальной психиатрии. «Психическое здоровье и безопасность в обществе» — М., 2004 — с.43 — 44.
2. Рохас К. Мифический и магический мир Пикассо – М., Издательство «Республика» — 1999 — 270с.
3. Собчик Л.Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера; Практическое руководство — СПТ., Издательство «Речь», 2001 — 112стр.
4. Arnold W.N., Loftus L.S. Xanthopsia and van Gogh’s yellow palete.// Eye. 1991; 5 (Pt 5): 503 — 510.
5. Arenberg I.K., Countryman L.F., Bernstein L.H., Shambaugh G.E. Van Gogh had Veniere’s disease and not epilepsy.// JAMA, 1990; 25; 264 (4): 491 — 493.
6. Blumer D. The illness of Vinsent van Gogh.// Am. J. Psychiatry. 2002 Apr; 159 (4): 519 — 526.
7. Lee T.C. Van Gogh’s vision. Digitalis intoxication?// JAMA, 1981; 245 (7): 727 — 729.
8. Morrant J.C. The wing of madness: the illness of Vinsent van Gogh.// Can J. Psychiatry. 1993 Sep; 38 (7): 480 — 484.
9. Strik W.K. The psychiatric illness of Vinsent van Gogh.// Nervenarzt., 1997; 68 (5): 401 — 409.

Гениальность и сумасшествие... Эта тема всегда будоражила воображение обывателей и волновала умы исследователей всего мира. История жизни великого голландского художника Винсента Ван Гога - яркий тому пример.

Роковые передряги в его жизни начались с момента рождения - 30 марта 1853 года. Будущий художник явился миру день в день с рождённым за год до него старшим братом, прожившим всего 6 недель. Заменив родителям погибшего первенца, Винсент унаследовал и его имя. С тех пор определённая двойственность преследовала художника всю его недолгую жизнь. Он мечтал о семейном очаге и детях, но остался одиноким. Хотел дарить людям своё искусство, но в ответ получал лишь насмешки...

И продолжал бороться с душевной болезнью, заключив с ней своеобразный контракт. Поняв, что не может победить недуг, он высчитывал моменты обострений, чтобы по максимуму, с наибольшей отдачей использовать светлые периоды для работы. Кстати, на вопрос, чем же он был болен, до сих пор нет однозначного ответа. При его жизни речь шла в основном об эпилепсии.

В ХХ веке мнения учёных разделились. Проанализировав известные факты его жизни с позиции современной психиатрии, специалисты нашли у художника признаки шизофрении, о которой при жизни Ван Гога ещё не было известно: впервые эта болезнь была описана только в 1911 году. Были и те, кто считал, что душевный недуг художника - следствие нейросифилиса или менингоэнцефалита. Другие продолжают утверждать, что Ван Гог страдал эпилепсией.

Проблемы с психикой у Винсента отмечались ещё с детства: он был странным ребёнком, угрюмым и неразговорчивым, неуживчивым и вспыльчивым. Настолько, что отцу, пастору, пришлось забрать сына из школы, и лишь в 13 лет отдать на 3 года в пансион. Окончательное решение стать художником Ван Гог принял в возрасте 27 лет. Три года титанического труда ушли на постижение тайн мастерства. На период собственного творчества выпали короткие 7 лет, прерываемые в последние 1,5 года приступами болезни. А в 37 художник покончил жизнь самоубийством.

Пристрастие к абсенту окрасило картины мастера в жёлтый цвет

Ван Гог пережил несколько тяжёлых депрессий. Пытаясь унять душевную боль, мучимый непониманием со стороны художников и отсутствием заработка (его содержал младший брат), Винсент пристрастился к «мутному ядовитому напитку» - абсенту.

Изумрудно-зелёная жидкость (Absinthe - от греческого aрsinthion - «непригодный для питья» из-за горького вкуса) - алкогольный напиток из экстракта горькой полыни с добавлением ряда других трав, содержащий 70% алкоголя, поначалу был известен как лекарство. В XIX веке абсент становится напитком богемы - поэтов, художников, актёров. Считалось, что он стимулирует творческий процесс. Однако в 50-е годы отношение к абсенту кардинально меняется: специалисты стали с тревогой отмечать, что после его постоянного употребления развивается так называемый синдромом абсентизма, проявляющийся в виде бессонницы, сверхвозбудимости, депрессии, галлюцинаций, тремора, нарушения координации, конвульсий (судорог) и др. В начале ХХ века абсент был запрещён во многих странах (в настоящее время употребляются безопасные варианты напитка). Было установлено: в абсенте содержится сильное галлюциногенное вещество туйон, образующееся в высоких концентрациях при получении экстракта полыни. К тому же туйон родствен активному компоненту марихуаны тетрагидроканнабинолу и обладает нейротоксическим действием.

Кстати, возможно, именно из-за пристрастия к абсенту в картинах Ван Гога так много жёлтого цвета. Подобное предположение сделал Пол Вульф из Калифорнийского университета: при передозировке повышающий работоспособность туйон способен изменять восприятие цвета - человек начинает всё видеть в жёлтых тонах.

Жёлтого в палитру художника могло добавить и другое вещество: в качестве средства от эпилепсии он начал принимать дигиталис, используемый сейчас очень ограниченно, только при определённой сердечной патологии.

Ван Гог сам попросился в приют для душевнобольных

Как бы то ни было, пристрастие к абсенту не только окрасило картины Ван Гога в жёлтый цвет. Именно в период активного потребления изумрудно-зелёного напитка у Ван Гога появились «постоянные головокружения, обмороки и страшные кошмары», о чём он писал родственникам. Тогда же окружающих его людей стали поражать странности в поведении художника: то он был крайне молчалив, мрачен и замкнут, то необузданно весел. Таков Ван Гог на знаменитом портрете работы Тулуз-Лотрека: с опустошённым бокалом из-под абсента, весь - внимание и насторожённость, весь - натянутая струна.

Ещё более ярко о прогрессирующей болезни Ван Гога говорит парижский цикл из 23 его автопортретов, на которых он предстаёт «един во многих лицах». Переезд из Парижа в Арль - «к солнцу и теплу» - мало что изменил: у художника сохраняется тяга к абсенту, он много курит, плохо и нерегулярно питается, изнуряет себя работой и почти не отдыхает.

Трагической развязкой стал вошедший в историю эпизод с отрезанием уха, а точнее левой мочки и нижней части ушной раковины (художник покалечил сам себя). Кое-как остановив кровотечение, отмытый от крови кусочек уха Ван Гог в конверте передал своей неизменной подруге - девице лёгкого поведения Рашели со словами: «На память обо мне». Открыв конверт, та потеряла сознание, а хозяйка публичного дома вызвала полицию. Художник был помещён в палату для буйно помешанных психиатрической больницы. С тех пор приступы (с бредом, галлюцинациями, возбуждением, попытками отравления) стали постоянными спутниками Ван Гога. Правда, странные приступы заканчивались сами собой, болезнь не усыпляла его разума. Как только к нему возвращался рассудок, он принимался за работу и писал письма, обнаруживая полнейший самоконтроль и ясность ума. Осознав, что он болен, художник сам принял решение переехать в приют для душевнобольных. «Я должен без увёрток приспособиться к роли помешанного», - в отчаянии писал он брату.

Во время болезни художник оставался без помощи

По иронии судьбы именно в самый трагический период жизни Ван Гог стал приобретать известность. Ещё в сентябре 1889 года на выставке независимых художников в Париже одна из его работ - «Красные виноградники в Арле» - была приобретена за 400 франков. Вышла и хвалебная статья о его творчестве. Однако сам художник, погружённый в свои проблемы со здоровьем, скорее испугался известности, того, что «некоторый успех выбьет его из колеи». К тому же он полагал себя не заслуживающим какой-либо похвалы. Многие свои полотна Ван Гог в отчаянии сам относил охапками старьёвщику, чтобы продать по цене использованного холста для тех, кто, по его мнению, писал лучше него.

Невысокого мнения о творчестве Ван Гога был и первый лечащий врач художника - практикант Феликс Рей, высказавший предположение об «особой форме эпилепсии» у Ван Гога. Знаменитый «Портрет доктора Рея», подаренный психиатру благодарным пациентом, вызвал такое неприятие у врача и его родственников, что пылился на чердаке, а затем закрывал дырку в курятнике. Спустя 11 лет, к несказанному удивлению доктора, картина была у него куплена за 150 франков. Самое удивительное, что с возрастом доктор Рей и впрямь всё более и более походил на свой портрет, который сейчас находится в Музее изобразительных искусств в Москве.

После доктора Рея знаменитого пациента наблюдали ещё два эскулапа - доктор Пейрон (в приюте Сен-Поль), который даже не был психиатром, и (после выписки из приюта) Поль Гаше - специалист по сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, свято веривший, что недуг Ван Гога - следствие длительного пребывания на солнце и отравления скипидаром - растворителем масляных красок. Всё время болезни художник, по сути, оставался без помощи. В приюте Сен-Поль для душевнобольных, где уход осуществляли надзиратели и монахини, питание было скудным и скверным, а лечение состояло в соблюдении режима и принятии ванн дважды в неделю. Да и принявший эстафету лечения Ван Гога доктор Гаше оказался не в силах помочь больному художнику. Но оптимизм доктора внушал ему надежду. В то время пугающие мастера приступы прекратились.

Тем неожиданнее был выстрел, произведённый Ван Гогом в себя 27 июля 1890 года. Пуля не задела сердца. Как знать, если бы после ранения художнику была оказана необходимая помощь, а не обычная перевязка, воля к жизни могла бы взять своё. Ведь, как утверждал сам Ван Гог, «неудавшееся самоубийство - лучшее лекарство от самоубийства». Увы, в ночь на 29 июля художник скончался. Без жалоб и стонов, со словами, обращёнными к брату Теодору: «Так будет лучше для всех». После своей смерти Ван Гог с лихвой рассчитался за помощь брата с его внуками - только одна, далеко не лучшая его картина «Заводы в Клиши» в 1957 году была оценена в сумму, в семь раз превысившую все затраты Теодора на поддержку своего гениального брата в течение 10 лет.

Ван Гог стал художником в 27 лет, а умер в 37. Продуктивность его была невероятной - за день он мог написать несколько картин: пейзажи, натюрморты, портреты. Из записей его лечащего врача: «В интервалах между приступами больной совершенно спокоен и страстно предается живописи».

Болезнь и смерть

Репродукция картины «Подсолнухи» (18888 г.)

Ван Гог был старшим ребенком в семье и уже в детстве проявлялся его противоречивый характер - дома будущий художник был своенравным и трудным ребенком, а вне семьи - тихим, серьезным и скромным.

В нем и в последующие годы жизни проявлялась двойственность - он мечтал о семейном очаге и детях, считая это «настоящей жизнью», но полностью посвятил себя искусству. Явные приступы психической болезни начались в последние годы жизни, когда у Ван Гога то случались сильнейшие приступы помешательства, то он рассуждал очень трезво.

Согласно официальной версии, к гибели его привели напряжённая работа, как физическая, так и душевная, и разгульный образ жизни - Ван Гог злоупотреблял абсентом.

Умер художник 29 июля 1890 года. За два дня до этого в Овер-сюр-Уаз он вышел на прогулку с материалами для рисования. При нем был пистолет, который Ван Гог купил для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре. Именно из этого пистолета художник выстрелил в себя в область сердца, после чего он самостоятельно добрался до лечебницы. Спустя 29 часов после ранения он скончался от потери крови.

Стоит отметить, что Ван Гог выстрелил в себя, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого смерти его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».

В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. Известно, что во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба, он мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По словам самого художника, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен.

В клинике для душевнобольных в Арле ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Но мнения врачей о том, что же происходит с художником, расходились. Доктор Феликс Рей считал, что Ван Гог страдает эпилепсией, а руководитель психиатрической клиники в Сен-Реми доктор Пейрон полагал, что художник страдал острой энцефалопатией (поражением головного мозга). В курс лечения он включил гидротерапию - двухчасовое пребывание в ванне дважды в неделю. Но гидротерапия не облегчила болезни Ван Гога.

При этом доктор Гаше, наблюдавший художника в Овере, утверждал, что на Ван Гога подействовали долгое пребывание на солнце и скипидар, который тот пил во время работы. Но скипидар Ван Гог пил, когда приступ уже начинался, чтобы снять его симптомы.

Эпилептический психоз

На сегодняшний день самым верным диагнозом считается эпилептический психоз - эти довольно редкое проявление заболевания, которое возникает у 3-5% больных.

Среди родственников Ван Гога со стороны матери были эпилептики - падучей болезнью страдала одна из его теток. Наследственная предрасположенность могла и не проявится, если бы не постоянное перенапряжение умственных и душевных сил, переутомление, плохое питание, алкоголь и тяжелые потрясения.

Маниакально-депрессивный психоз

Среди записей врачей есть такие строки: «Припадки у него носили циклический характер, повторялись каждые три месяца. В гипоманиакальных фазах Ван Гог снова начинал работать от восхода до заката, писал упоенно и вдохновенно, по две-три картины в день». Основываясь на этих словах, многие диагностировали болезнь художника как маниакально-депрессивный психоз.

К симптомам маниакально-депрессивного психоза относят мысли о самоубийстве, немотивированно хорошее настроение, усиленную двигательную и речевую активность, периоды мании и депрессивных состояний.

Причиной развития психоза у Ван Гога мог стать абсент, который по утверждению специалистов, содержал экстракт полыни альфа-туйон. Это вещество, попадая в организм человека, проникает в нервную ткань и головной мозг, что приводит к нарушению процесса нормального торможения нервных импульсов. В результате у человека случаются судороги, галлюцинации и прочие признаки психопатического поведения.

«Эпилепсия плюс безумие»

Безумным Ван Гога считал доктор Пейрон, французский врач, который в мае 1889 года констатировал: «Ван Гог - эпилептик и лунатик».

Отметим, что до XX-го столетия под диагнозом эпилепсия также подразумевалась болезнь Меньера.

Обнаруженные письма Ван Гога демонстрируют тяжелейшие приступы головокружения, типичные для патологии ушного лабиринта (внутреннего уха). Они сопровождались тошнотой, неукротимой рвотой, шумом в ушах и чередовались периодами, во время которых он был совершенно здоров.

Болезнь Меньера

Особенности болезни: постоянный звон в голове, то затихающий, то усиливающийся, временами сопровождающийся потерей слуха. Заболевание обычно развивается в возрасте 30-50 лет. В результате болезни нарушение слуха может стать постоянным, а у некоторых больных развивается глухота.

Репродукция картины «Автопортрет с отрезанным ухом» (1889 г.)

По одной из версий, история с отрезанным ухом (картина «Автопортрет с отрезанным ухом») - это следствие невыносимого звона.

Синдром Ван-Гога

Диагноз «синдром Ван-Гога» применяется при нанесении психически больным самому себе калечащего повреждения (отрезание части тела, обширные разрезы) или предъявление врачу настойчивых требований произвести ему хирургическое вмешательство. Это заболевание встречается при шизофрении, дисморфофобии, дисморфомании, обусловлено наличием бреда, галлюцинаций, импульсивных влечений.

Считается, что тяжело страдая от частых приступов головокружения, сопровождающихся нестерпимым шумом в ушах, доводившего его до исступления, Ван Гог отрезал себе ухо.

Однако, у этой истории есть несколько версий. Согласно одной из них, мочку уха Винсенту Ван Гогу отсек его друг Поль Гоген. В ночь с 23 на 24 декабря 1888 года Ван Гог между ними произошла ссора и в припадке ярости Ван Гог набросился на Гогена, который, будучи хорошим фехтовальщиком, рапирой отсек Ван Гогу мочку левого уха, после чего выбросил оружие в реку.

Но основные версии историков искусства основываются на изучении полицейских протоколов. Согласно протоколу допроса и по словам Гогена, после ссоры с другом, Гоген ушел из дома и отправился ночевать в гостиницу.

Репродукция картины «Звездная ночь» (1889 г.)

Расстроенный Ван Гог, оставшись один, отрезал себе бритвой мочку уха, после чего отправился в бордель показать кусочек завернутого в газету уха знакомой проститутке.

Именно этот эпизод из жизни художника и считается признаком душевного расстройства, которое привело его к самоубийству.

Кстати, некоторые эксперты утверждают, что чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками говорит о цветовой слепоте Ван Гога. К возникновению данной гипотезы привел анализ картины «Звездная ночь».

В целом, исследователи сходятся во мнении, что великий художник страдал от депрессии, которая, на фоне звона в ушах, нервного перенапряжения и злоупотребления абсентом, могла привести к шизофрении.

Считается, что этой же болезнью страдали Николай Гоголь, Александр Дюма-сын, Эрнест Хемингуэй, Альбрехт Дюрер и Сергей Рахманинов.