Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия - безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах. Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят». Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом - в Волгу. Дикой дее просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «…мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и ^одавляет всех. За ним капитал - это основа его бесчинств, юэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон - деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. 1и за что человека оборвет». Кабаниха и Дикой- «столпы общества», духовные наставники в городе Калинове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются. Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знаеа истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-тс вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочет ся. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, ка! старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, д{ уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них oi видит основу своей безграничной власти над людьми. Причег для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитыва ет горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недопла ченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойн присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетиле в выборе средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их дс машние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает пере ними неограниченную возможность произвола и самодурств* «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города К; линова, а следовательно, и любого другого города царско России. В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину зат: лой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатлеш складывается у читателя и зрителя, но почему же драма акт альна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожал нию, и поныне.

А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается «певцом купеческого быта». Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей «темным царством», стало главной темой творчества Островского. Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством. Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства». «Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит окружающих, как «делали в старину», касается ли дело сватовства, проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова - непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет «должного почтения», не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, «ученость лишь развращает умы». Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем. Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают «милости», а взамен рассказывают то, что от них хотят услышать - сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о «сумасшедших» людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. «Ханжа, - говорит о Кабановой Кулигин, - нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием - вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не одчиняться матери. Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя - соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги («Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…»), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а «у меня из этого тысячи составляются». Дикой является опекуном своих племянников - Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, «если будут с ним почтительны». Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него «свои собственные дети есть».

Уж такого-то ругателя, как у нас
Савел Прокофъич, поискать еще!
А. Н. Островский
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия - безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах.
Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят».
Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом - в Волгу. Дикой же просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «...мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и подавляет всех. За ним капитал - это основа его бесчинств, поэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон - деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет».
Кабаниха и Дикой - «столпы общества», духовные наставники в городе Кали-нове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются.
Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знает истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них он видит основу своей безграничной власти над людьми. Причем для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитывает горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недоплаченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетилен в выборе средств.
Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурства. «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города Калинова, а следовательно, и любого другого города царской России.
В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину затхлой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатление складывается у читателя и зрителя, но почему же драма актуальна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось в психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожалению, и поныне.

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали,
как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» - мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями? В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» - так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города - безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир - на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Тест по произведению

Сочинения по литературе: Дикой и кабаниха Что представляют собой персонажи драмы Островского "Гроза" Дикой и Кабаниха? Прежде всего следует сказать об их жестокости и бессердечии. Дикой ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Точно так же ведет себя и Кабаниха Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: "Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть.

Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?". Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшею сопротивления. Надо ли удивляться, что Дикой все тверже убеждается в безнаказанности своих действий, в результате чувствует себя полноправным хозяином жизни? Кудряш говорит: "Уж это у нас в купечестве такое заведение". Он имеет в виду, что все купцы города Калинова, да и всей России ведут себя аналогичным образом.

Кабанова, или Кабаниха, как зовут ее в городе, ничем не отличается от Дикого. Кабанова прячется под маской благочестия. Как говорит о ней Кулигин: "Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем". Насколько фальшивым и лицемерным кажется радость странницы Феклуши: "Бла-але-пие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете!

И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых". Можно ли назвать купечество благочестивым народом? Ни в коем случае, ведь в произведении из уст Кулигина ясно слышится разоблачение существования представителей купечества.

Люди погрязли в чванстве, злобе, разврате и пьянстве. И считают это нормой жизни. Весь уклад жизни в городе таков, что находиться там непривычному человеку просто невозможно. Не случайно Борис рассказывает, что его мать не могла находиться с родней даже несколько дней. Она была дворянского происхождения, поэтому купеческие порядки ее совершенно не устраивали. Дикого и Кабаниху, с одной стороны, можно назвать типичными представителями русского купечества. Ведь уклад жизни везде был одинаков, поэтому нет ничего удивительного в том, что все обладали схожими качествами и характеристиками. Поведение Дикого и Кабанихи никого не удивляет.

И Дикой, и Кабанова стоят во главе собственного семейства. Именно поэтому они распоряжаются окружающими так, как считают нужным. С одной стороны, можно констатировать тот факт, что все русское купечество XIX в. погрязло в пошлости, жестокости и тупости. Но сразу же вспоминается рассказ Бориса, отец которого "женился на благородной", то есть женщине дворянского происхождения. А ведь отец Бориса являлся родным братом купца Дикого. О чем это говорит? Это говорит о том, что даже рожденные и воспитанные в одной семье люди могли существенно отличаться друг от друга Отец Бориса вырос в тех же условиях, что и купец Дикой.

Но тем не менее он вел совсем иную жизнь, чем его родной брат. Значит, Дикой при всей похожести на других представителей своего сословия все же не может быть назван типичным. То же самое можно сказать и о Кабановой. Она - мать семейства, но при этом так третирует свою семью, что ни о какой материнской любви и речь идти не может. Она изводит придирками и упреками не только Катерину, которая, в сущности, ей чужая, но и собственных сына и дочь.

Разве нормальный человек будет вести себя подобным образом? Скорее всего, нет. Сразу же на ум приходит рассказ Катерины о своем детстве. Девушка рассказывает о своей матери, которая очень любила и заботилась о ней. А ведь родители Катерины принадлежали к тому же купеческому сословию, что и Кабанова Мать Катерины обладала чуткостью, добротой и искренне любила своих детей.

А Кабаниха не способна любить кого бы ни было. Поэтому можно сделать вывод о том, что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого сословия. Эти персонажи драмы Островского отличаются эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей, именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с другой - черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.

Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Про-кофьевичем, а Кабаниху - Марфой Игнатьевной.

И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно (“Уж лучше терпеть”), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах (“Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”). И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им.

Главная черта, объединяющая этих купцов, - любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. (“Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”) Еще одна черта, которая объединяет их, - это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать.

Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой - жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. (“...Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю”.) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. (“Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”.) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. (“Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?”) Дикой - очень расчетливый. Он никогда -не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его (“...воюешь-то ты всю жизнь с бабами”). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил).

Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина “Хороша тоже и Кабаниха” он отвечает: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия”... Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: “Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать”. Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти.

В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. (“Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку”.)" Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь.

И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным “лучом света в темном царстве”.