Газета «Культура», 25 января, 1992 г.

«Четыре четверти пути»

Сегодня - день рождения Владимира Высоцкого

Жизнь человека можно измерять периодами, десятилетиями, годами. А можно - четвертями. И тогда речь будет идти о канатоходце. «...Он по жизни шагал над помостом по канату, по канату, натянутому, как нерв!». Это - Высоцкий. Почему он жил так, а не иначе? Наверное, потому, что было ему «очень нужно пройти четыре четверти пути». Путь пройден. И посмертно окружен пафосными речами, громкими словами, многозначительными воспоминаниями. Слава Богу, с годами они тише. Теперь время взглянуть на каждый шаг, пройденный по канату в отдельности. Изучить, как на моментальном снимке. Может, тогда нам, «лилипутам»,путь его станет понятней.

...Две четверти

Творческая судьба актера театра Владимира Высоцкого началась после получения им 20 июля 1960 года диплома об окончании Школы-студии МХАТа. На сцену Театра драмы и комедии на Таганке он впервые вышел 14 октября 1964 года. Время между этими датами было для него, пожалуй, самым сложным и самым трудным в его жизни.

После окончания Школы-студии его приглашали к себе Н. Охлопков - в Театр имени Вл. Маяковского, Р. Быков - в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Высоцкий дал согласие Б. Равенских, недавно перешедшему из Малого театра в театр имени А. С. Пушкина. С открытием театрального сезона он был введен в комедию о молодежи «Трехминутный разговор» В. Левидовой на маленькую эпизодическую роль Кости, шофера.

Затем сатирическая комедия Альдо де Бенедетти «Доброй ночи, Патриция!» - фотокорреспондент (роль без слов); сатирическая композиция по Б. Горбатову «Дороги жизни» - красноармеец Ляшенко (эпизодическая роль); комедия А. Толстого «Изгнание блудного беса» - массовка (без слов); представление неиндийской пьесы «Глиняная повозка» - игрок (без слов); пьеса И. Дворецкого «Трасса» - начальник отдела кадров (эпизодическая роль); сказка С. Аксакова «Аленький цветочек» - Леший (эпизодическая роль).

В 1961 году Высоцкий дебютировал в комедии Ярослава Дитла «Свиные хвостики» - снова в массовках. С таким репертуаром он проработал в театре чуть больше года и покинул его. Безработица, киномассовки. В некоторые попасть удавалось («Карьера Димы Горина», «Увольнение на берег», «713-й просит посадку»...), в другие - нет («Иваново детство»).

В феврале 1962 года известный писатель-сатирик Владимир Поляков, руководивший при Москонцерте Московским театром миниатюр, под давлением своих же актеров подписал приказ о зачислении в труппу театра двух молодых: Владимира Высоцкого и Рудольфа Рудина. Через месяц с небольшим тем же Поляковым Владимир был отчислен из театра «за полное отсутствие чувства юмора».

В мае 1962 года он возвращается в Театр имени А. С. Пушкина и с ходу вводится в три прежних спектакля и один новый «Дневник женщины» К. Финна, в котором играл роль Журина. В этом спектакле он исполнял под гитару песню, правда, не свою. Проработав в театре месяц, сыграв в 18 спектаклях и еще месяц на гастролях, Высоцкий был вынужден снова уйти.

Поверил в него в 1964 году Юрий Петрович Любимов. С октября он уже играл в его театре и до конца года исполнил четыре роли в двух спектаклях («Герой нашего времени» и «Добрый человек из Сезуана»), что было дальше - известно.

В. Чубуков

...Три четверти

Поклонников Высоцкого ждет подарок - на подходе его неизвестный роман, написанный вместе с сибиряком Леонидом Мончинским, - «Черная свеча». Об этом нашему корреспонденту Светлане Шевченко рассказал иркутянин, благодаря которому и загорелась «Черная свеча».

С Володей в 1976 году меня познакомил Вадим Туманов, который был тогда председателем старательской артели «Лена». Там старался и я. Вместе с Володей мы объездили несколько участков - Барчик, Хомолхо, Перевоз, были на реке Вача, откуда и появилась его песня: «Я на Вачу еду плача...» Там Высоцкий узнал «других» людей, тех, которые работают без внутреннего сопротивления, притом всерьез и, извините за банальность, с полной отдачей.

На серьезные размышления навели знакомства с заключенными, бывшими и нынешними. Они стали прототипами книги, которая охватывает период с 1951 по 1963 год. То, что творилось в зонах, формировало десятилетиями и нас.

Это не книга ужасов, как предполагали сначала многие из первых читателей рукописи, а попытка взглянуть на себя по-иному: не как на стадо, которое любой может повести за собой, а как на личности, достойные уважения. Такие, которые в состоянии если не возвыситься, то хотя бы выжить.

Главный герой романа - Вадим Упоров - сумел сохраниться в зоне как человек, ни разу не опустился до положения скота. Один из воров сказал ему: «Ты тоже волк, но белый». Трагедия Упорова в том, что жизнь его в послелагерном, этом мире становится гораздо более тяжкой. Так, может, наш мир вообще - ужаснее того беспредела?..

Книгу мы писали на основе многих бесед, материалов, которые удалось раздобыть. Первую часть успели сделать с Володей вместе, вторую я писал один. Все было готово в 1984 году. Узнав об этом, некоторые собеседники спохватились. Образы там собирательные, никаких имен не названо, но у страха глаза велики - и в результате несколько раз прошли обыски. Изъяли фотопленки, где я снимал Володю, магнитофонные записи, блокноты. Поэтому и сейчас не хочу называть издательства, в которых книга выйдет.

Таких людей, как Володя, я больше не встречал. У него было уникальное чувство Господа; я наблюдал его не раз. Вот случай. Однажды мы посетили Никольский храм в Забайкалье. Какие чудесные глаза у него были в церкви! Глядишь - не насмотришься... Там глаза не лгут. Верующая дама, которая отперла для нас храм, узнала песенного «блатаря» Высоцкого и очень ревностно наблюдала за нами. Но, пообщавшись, поразилась Володиному ощущению Бога. Когда Господь призвал его к себе, он не сопротивлялся...

Кроме варианта визуализации строки В.С.Высоцкого напрашивается и аналогия с "Последним листом" О.Генри: "Пока не будет выпита последняя капля..." Ну а если по существу, то этот пост - первый из серии "Музей". В новый год - с новым прожектом.


Предыстория банальна. В связи с покупкой и участием в покупках деревенских домов накопилось некоторое количество старых (а порой и старинных) предметов сельского быта, выбросить которые просто рука не поднималась. И как-то постепенно-внезапно созрела мысль создать сельский музей (истории и быта села Орехово). Пощение же в ЖЖ заставит наконец систематизировать и каталогизировать накопленное. А его уже столько, что без бутылки не разберёшься.
И вот она, классика жанра (особенно если речь идёт о самогоне) - четверть. 3,0748 л = 1/4 ведра (12,299 л). Производилась до середины(?) прошлого века. В связи с борьбой с самогоноварением в послевоенные годы четверти использовались в основном для хранения керосина и в качестве реквизита в бОльшей части советских фильмов.

Четыре четверти пути

О фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Вот посмотрел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Очень даже неплохой фильм, скажу я вам.

1980 год, год до смерти барда. Все мы знаем его срок, не боги, все нам ясно. На экране резиновая маска поэта, неживое лицо, обездвиженное, обескровленное, статичное. А какое у него было лицо тогда? Смертельно уставшее в сорок лет, изнаркоманенное, исколотое, испитое. Да и сам Владимир Высоцкий не герой и не пророк. Артист, опустившийся до уровня наркомании и «чёса», «левых» концертов и шабашек. Без самого малого преступник по меркам того времени, расхититель соцсобственности и рвач.

Мятущийся и опустившийся, брошенный и любимый, он через силу едет в благословенную Бухару, как говорят на Востоке, «Бухара-шериф», город-жемчужина, где древние неуклюжие башни увенчаны гнездами аистов. Бухара! Восточный базар, гортанная перекличка на улицах, город, тогда еще наш, а теперь окончательно потерянный для русской ойкумены… Туда направляется русский поэт Высоцкий (Сергей Безруков? Впрочем, только он это и может сыграть), его «продюсер» Павел - профессиональный гешефтмахер в исполнении Максима Леонидова, врач-реаниматор Игорек (А.Панин), лукавый и подлый, небольшой артист Сева (И.Ургант). Едут зарабатывать бабло. Высоцкому - на наркоту, его продюсеру - на кайф. Высоцкий здесь не девочка-ляля, не «жертва режима», испившая «всю горесть репрессий», не непонятый обществом великий артист, не пресловутый диссидент. Поэт играет по «правилам», он едет «пилить» трешки и пятерки своих поклонников в одной из «самых дальних гаваней Союза», не очень-то честный и порядочный. Что ж смотреть на такого?

Не сразу и поймешь. Первые десятки минут давишься от мерзости его словно резинового лица-маски, столь не похожего на растиражированные миллионами копии портрета «нашего» «Володика». От его рвачей-дружбанов, ловко наживающих тысячи на таланте поэта. На его поте и крови, конвульсиях и судорогах. Но и его болезнь следствие его пьянства и бездуховности, лжи и блуда…

И вот тогда, когда наименее подготовленный к сюрпризам режиссера Петра Буслова зритель начинает подтягиваться к выходу из кинозала, в среду этих ничтожных киногероев - мелких «бизнесменов» и торгашей - врывается настоящее ЗЛО - палач из спецслужб Бехтеев (А.Смоляков). И здесь первый надрыв. Настолько уж явственно и близко это зло стукачества и верноподданичества, что зрительный зал начинает закипать. Здесь даже организатор концертов Высоцкого в Узбекистане Фридман (Д.Астрахан) - стукач и вор - становится положительным героем. Отечественная кинокритика назвала героя Андрея Смолякова очередным «героем нашего времени», но палаческое начало не вытравишь никакой ретушью. Смоляков цельно и талантливо сыграл средоточение подлости и лжи. В фильме он самый настоящий оборотень в погонах. Уже тогда такие, как он, меньше всего думали о безопасности страны, им для очередной звездочки на погоны и бирюльки на китель нужно было свернуть в бараний рог артиста. Что ж, это не так уж и сложно. Ведь все его друзья были завербованы. Маленькие люди, со своими грешками и должками… Неужели их нельзя было дожать, додавить мощной державе, казавшейся тогда великим колоссом!

О той державе чуть-чуть, о моем Союзе. В фильме небезынтересно показаны предпосылки грядущей геополитической трагедии 91-го года. Великого Развала Державы. Здесь и лживость, и показуха официоза, местничество националистических баев и божков местного разлива, лишь для вида размахивающих партбилетами, и пир во время чумы партноменклатуры, и гнусное шипение мещан. Но даже в фильме много правды. Средняя Азия! Родина великих поэтов и философов, замечательный народ, еще не ставший народом «равшанов» и «джумщудов». Разбавленный Старшим Братом - русскими учителями, врачами, музыкантами, мастеровыми, - подтянутый ими в культуре и профессии до нашего уровня. Еще скованный советской дисциплиной, направленностью к труду и созиданию.

Но вернемся к полковнику Бехтееву. Он, профессиональный лгун и карьерист, решает взвалить на свои плечи непомерную ношу - раскрыть «подлые» делишки Высоцкого. И все ему в помощь. Система и время, стукач Фридман и суперсовременная аппаратура (стереомагнитофон, скажите пожалуйста!). И вот уже Фридман сохранил левые билеты с контрафактных концертов, и Бехтеев перехватывает доморощенного наркокурьера Высоцкого Татьяну. Давай, слуга режима, застегивай наручники на запястьях поэта.

И здесь второй удар, словно девятый вал ледяного океана опрокидывается на зрителя. На сцену убогого концертного зала Бухары выходит артист. Он покрылся потом, не может произнести и слова от одышки, он в нестиранной рубашке. Но это Высоцкий! Наверное, совсем не тот, который был на самом деле. Но наш, нами же созданный образ русского барда. Он в огнях рампы! Он на глазах у тысячной толпы! Он рвется из сил и из всех сухожилий! Он с трудом произносит слова, отказывает сердце и саднит горло. Но сквозь надрывное дыхание и хрип до нас доносятся слова без лжи и фальши. И про «я из повиновения вышел», и про «рвусь из сил и из всех сухожилий», и про «спасите наши души». Здесь сквозь гекатомбы лжи, фальши и пошлости «пашущих на галерах» в нас брызжет капельками ручеек правды, пота, силы и воли. Ручеек Высоцкого, ручеек Бондарева, ручеек Распутина. Вместе они сливаются в могучий поток русской правды, вновь начинающей быть востребованной в очистительных процессах, происходящих в нашем обществе в наши дни.

Но там же сидели и простые бухарцы, не сдавшие ни одного билета тридцать лет назад, когда Володик почувствовал себя смертельно плохо на сцене. А здесь, в нашем зале, сидели обычные российские люди, аплодировавшие тому, как их Володик отказался «стучать», и как его пассия Татьяна, преодолев все границы, привезла ему «чудодейственное» средство, и как небольшой артист Сева доиграл свою репризу, осмеянный безжалостным плебсом, ждущим только своего кумира. И даже подлому Фридману, в конце концов раскаявшемуся и заключенному в объятия Высоцким.

Не хочу показаться навязчивым, но фильм посмотреть стоит. Фильм многослойный и многоплановый, неожиданный и противоречивый. Я его увидел таким, извините, если оказался не прав.

Константин Ерофеев.

Ленинград.

Константин ЕРОФЕЕВ.

«Но знаю я, что лживо, а что свято,-

Я понял это все-таки давно.

Мой путь один, всего один, ребята. -

Мне выбора, по счастью, не дано».

R С. Высоцкий

«Мой путь один» - читаем мы у Высоцкого, и открывая его гороскоп, видим, что это - путь одиночки, путь воина, сильной и само­стоятельной личности, когда все свои «четыре четверти пути» ты должен пройти исключительно сам - один, ни на кого не рассчитывая и ни от куда не ожидая никакой помощи. Подтверждением тому в гороскопе - огромный, ярко выраженный 1 дом, с пятью планетами, среди которых - все три его управителя - сигнифтикатор, альмутен и элеватор. Астрологически, жизнь Владимира Высоцкого - это путь Водолея-Овна с ярко выраженной мистерией 1 дома гороскопа: «Мой финиш - горизонт, и лента - край земли, я должен первым быть на горизонте! » В этом у него действительно не было выбора. Но только в этом!

Кармическое предназначение Высоцкого, согласно положению Лунных Узлов в знаках Стрельиа/Близнеиов и в 9-3 домах гороско­па, заключается в духовном лидерстве, связи с жизнью и идеологией своей страны, учительстве и миссионерстве, помогая другим выбрать правильный духовный путь, а также умении вести за собой.

«Но, как же так?! - можете возразить вы. - Ведь в Стрельце у него Черная Луна!» Да, Черная Луна в Стрельце, но давайте «разберемся» (излюбленное выражение поэта!), на каком уровне проявления Лилит находился Высоцкий?

В. С. Вькоикий

Гороскоп Владимира Высоцкого

Москва: 55°45’ с.ш., 37°35′ в.д. Поправка на Гринвич 3 ч.
10 солнечный лень * 24 лунный день

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 гола в Мо­скве. Время рождения отректифицировано.

Высоцкий Владимир -гороскоп

Он выделялся среди всех и всегда стремился быть первым, что связано с мистерией 1 дома его гороскопа. Но он не рвался к почес­тям, постам и власти, не отличался надутостью и чванливостью. Не был податлив и тому идеологическому обману, который царил в нашей стране в те далекие годы - в доказательство, его стихи и песни, полные критики, сатиры и юмора по поводу «мертвящей пустоты», в которой прожило целое поколение людей, лишенное -разума и памяти и глаз». Отвергнутый официальной идеологией, гонимый и презираемый властелинами социального строя (Лилит в Стрельце, Юпитер злой), он видел всех их насквозь - тщеславных карьеристов и бюрократов, надутых чиновников, вовлекавших миллионы людей в пучину своей лжеидеологии. Видел, разоблачал и боролся с помощью своего уникального оружия - стиха: «ни единою буквой не лгу, он был чистого слова слуга» (Меркурий — управитель 5 дома, творческого раскрытия, в королевском градусе). Теперь, по прошествии стольких лет, глядя на жизнь Высоцкого, как на историю, можно смело ска­зать: это неформальный лидер своего времени, «белая ворона», «один в поле воин» - «хоть бы льдина попалась мне, что л,. или встретился добрый дельфин?..- Это была борьба не во имя –«собственного Юпитера», но за восстановление закона и социальной справедливости. В своих стихах и песнях он не поучал жизни, претендуя на истину в по­следней инстанции, а ставил вопросы, которые заставляли других ду­мать. Таким образом, по Черной Луне в Стрельце (знаке идеологии и власти) Высоцкий проявлялся на 2-3 уровне: согласно второму (искуплению), был подвержен травле и отторжению со стороны власть имущих, а на третьем - имея иммунитет против тщеславия и лжи открыто и храбро сражался за правду. Конечно же, как выход не служения Лилит, можно было бы избрать и другую колею - сми­рения, терпения, не вмешательства в идеологию и дела социума. Но этот путь не для человека с мистерией 1 дома гороскопа - самоот­верженного воина и борца: «Я из повиновения вышел за флажки - жажда жизни сильней!Только сзади я радостно слышал удивленные крики людей».

В то же время Черная Луна стоит в 11 доме, а это - планы, друзья, реформы и, конечно же, проблема выбора и проблема жре­бия. Кто были его друзья, к чему они его устремляли и куда вели. Со временем биографы Высоцкого подробно ответят и на эти вопросы, не миновав фразы — Я был душой дурного общества». Мы же, никого не осуждая, остановимся лишь на том, что ничего хорошего из «такой дружбы» не вышло: «и не друг, и не враг, а так…». В то же время не бу­дем закрывать глаза на немалую долю авантюризма, своеволия и анархизма в жизни Высоцкого (альмутен 11 дома Юпитер злой) что совершенно не позволительно при Черной Луне в 11 доме, ибо ве­дет к укреплению «Злого Духа», как еще называют этот дом гороско­па. Высоцкому ни в коей мере нельзя было отпускать штурвал своего корабля, отдавая судьбу на волю волн, ибо надежда на случай - от­нюдь не его козырная карта, а та самая «Кривая и Нелегкая«, что пре- следовала его по пятам.

Но что можно было бы предложить в противовес «злой» судьбе, и в чем мог бы состоять светлый выбор этого человека?

Белая Луна, Ангел-Хранитель, в гороскопе Высоцкого находится в знаке Козеро­га, в доме, располагаясь прямо вблизи Асцендента. Козерог - знак цеди, высших профессиональных достижений «вершина го­ры», на которой стоит Арта. Вот откуда столь будоражащие слова поэта-песенника: Как Вечным огнем, сверкает днем вершина изумрудны.и льдом, которую ты так и не покорил». Управитель «Дома Цели», Юпитер, находится в 1 доме - значит, к вершине своей такой чело­век всегда будет идти исключительно самостоятельно. В тоже время Юпитер злой, следовательно, путь «к пьедесталу» нелегок, с массой преград и заслонов. И, как компенсацию за «светлое прошлое», Арта в Козероге дала своему ставленнику воз­можность достижения вершины - он, действительно, стал первым!

Повсеместно признанный поэт, композитор и исполнитель песен та­лантливейший актер театра и кино - вот перечень ярчайших творче­ских достижений Владимира В