Чем опасен висцеральный жир, окружающий внутренние органы и выдавливающий живот вперед? Все о том, как быстро и безопасно избавиться от лишнего веса.

Что такое висцеральный жир?

Висцеральный жир - это жир, окружающий внутренние органы. Несмотря на то, что в малых количествах подобный жир важен для нормальной работы организма, его избыток приводит к ряду серьезных проблем: начиная от передавливания внутренних органов, заканчивая . Наличие висцерального жира является первичной характеристикой ожирения.

Хорошая новость заключается в том, что висцеральный жир - самый легкий для сжигания. Поскольку он набирается в результате малоподвижного образа жизни и чрезмерной калорийности питания, при нормализации рациона и умеренных тренировках тело крайне быстро от него избавляется. Недельная потеря веса в 0.5 кг - вполне достижимый результат при достаточном уровне мотивации.

Различные типы жира в организме

В материале «Научная стратегия похудения» FitSeven упоминал о том, что , а относится к одному из трех принципиально отличающихся друг от друга типов: 1) подкожный абдоминальный жир, 2) внутренний висцеральный жир, 3) забрюшинный жир. Отличие состоит не только в месте залегания каждого из этих типов жира, но и в их влиянии на организм.

Если наличие подкожного жира является исключительно «эстетической» проблемой (другими словами, мягкий жир на животе никоим образом не влияет на здоровье), то внутренний жир активно участвует в метаболизме, непосредственно влияя на уровень гормонов и . Помимо прочего, наличие больших объемов висцерального жира влияет и на мозг.

Внутренний жир: причины образования

Главнейшей причиной набора висцерального жира является резкое ограничение физической активности на фоне - начиная от беременности на последних месяцах, заканчивая переломами. Еще одной важной причиной роста жира на животе является затяжная депрессия, когда человек целыми днями лежит на диване и поедает чипсы.

Постепенно процесс разрастания висцерального жира переходит в хроническую фазу, когда становится все сложнее ограничивать себя в употреблении высококалорийных продуктов и сладкого, а желание заниматься спортом полностью исчезает. Человек видит, что толстеет, однако либо не может изменить образ жизни, либо ему становится просто безразлично.

Как избавиться от висцерального жира?

Сформированные в отсутствии физических нагрузок запасы висцерального жира отличаются чрезвычайно малым количеством капилляров. По сути, подобный жир представляет собой инертную массу, которую организм даже не пытается использовать для энергетического обмена. Для того, чтобы «переучить» его, потребуются регулярные тренировки.

Под воздействием аэробных и средней интенсивности кровоток в жировой ткани постепенно повышается, в результате чего организм начинает использовать висцеральный жир как источник энергии - что и приводит к его постепенному сжиганию. Также важно отметить и то, что процесс избавления от висцерального жира ускоряется со временем.

Борьба с внутренним жиром: тренировки

Главным критерием при выборе физических тренировок для борьбы с внутренним жиром является легкость поддержания . Для большинства нетренированных людей, страдающих ожирением, наиболее эффективными будут быстрая ходьба или тренировка на эллипсоиде. Бег или плавание разгоняют сильнее сердце, что может быть опасным.

Для успешного сжигания висцерального жира рекомендуется выполнять 2-4 кардиотренировки в неделю, по 45-60 минут каждая. По прошествии одного-двух месяцев и успешного достижения первых результатов в виде уменьшения веса тела на 10-15 килограммов вы можете постепенно переходить к силовым упражнениям и начинать .

Почему отказ от углеводов эффективен для быстрого похудения?

Нужно ли бегать, чтобы похудеть?

Отдельно отметим, что бег настоятельно не рекомендуется людям с массой тела выше 80-85 кг. Кроме того факта, что лишний вес сам по себе создает чрезмерную нагрузку на колени и позвоночник (особенно при плохой технике бега), чаще всего наличие висцерального жира оказывает излишнюю нагрузку и на сердечно-сосудистую систему человека.

У неспортивных людей, страдающих ожирением, тренировки в красной зоне сердцебиения (пульс выше 90% от МЧП) могут привести к серьезным проблемам со здоровьем и даже вызвать остановку сердца. Для измерения пульса во время тренировки обязательно используйте либо , либо встроенные датчики тренажеров.

Диета для избавления от висцерального жира

В процессе избавления от висцерального жира чрезвычайно важно противостоять желанию сесть на агрессивную диету или начать голодать. Это вовсе не поможет сжечь жир быстрее, а лишь введет организм в состояние шока. Несмотря на то, что вы должны полностью пересмотреть свой рацион, ставший причиной набора веса, делать это лучше постепенно.

***

Висцеральный жир - это внутренний жир, залегающий преимущественно в брюшной полости и выдавливающий живот вперед. Наличие запасов этого жира является главной характеристикой ожирения. Для того, чтобы избавиться от висцерального жира важно, прежде всего, постоянство умеренных кардиотренировок и контроль за диетой без попыток голодать.

В дошкольном, а также младшем школьном возрасте, как правило, всем детям нравится рисовать. Не рисуют только те дети, у которых при рисовании возникают трудности. У ребенка то, что «не получается», вызывает стойкое неприятие. Зачастую объяснить это можно вполне оправданными причинами.

Плохо развитая мелкая моторика

Руки ребенка плохо слушаются, поэтому он не может держать карандаш правильно. В начальной школе, когда почерку уделяется особое внимание, письменные занятия превращаются в настоящий стресс. Поэтому, соответственно, учение превращается в мучение. Именно по этой причине необходимо заниматься развитием мелкой моторики заранее, применяя для этих целей раскраски, занимательные прописи и многое другое.

Бедность фантазии

Данное качество напрямую связано с задержкой в психическом развитии. Особенно оно проявляется у тех детей, которые успели уже привыкнуть к компьютеру и телевизору. Ещё десять лет назад, детские психологи заволновались по поводу того, что у детей, проводящих много времени у компьютера и телевизора, обедняется фантазия. Тогда, 90-х годах это казалось крайне спорным вопросом, поскольку допускалось, что малыш наоборот обогащается за счет многообразия сюжетов и образов. Да и игры в то время были в основном развивающими.

Но сегодня такие споры поутихли. Сильно уж заметны плоды таких «развивающих» игр. И даже если ваш малыш смотрит исключительно добрые и хорошие мультики, но в неограниченном количестве, это также негативно влияет на его творческую фантазию. В памяти детей фиксируется уже сформированный зрительный образ, заслоняющий собой сюжеты, которые могут появиться в его воображении. Если это случается очень часто, то у ребенка возникает заштампованное мышление. Какой уж тут может быть простор для его фантазии? Для простора требуется свободное место: меньше смотреть телевизор, больше впитывать живые, яркие впечатления, пробуждать интерес к сочинению сказок, чтению, играть в разнообразные ролевые игры.

Бывает, что ребенку необходим лишь маленький толчок, чтобы его фантазия забила ключом. Сегодня безумно модно раннее обучение, и зачастую ребенок получает эмоциональную травму, так как не может справиться с заданием, чувствуя неодобрение педагога.

Понять свои переживания, а тем более рассказать внятно о них ребенок просто не способен, поэтому многие родители и вовсе об этом не подозревают. Однако у детей вырабатывается стойкая неприязнь к занятию, которое им не поддаётся. Переживая, что он опять совершит ошибку, ребенок уже не хочет повторять неудачный опыт. И тут все напрямую зависит от родителей, от их настойчивости, терпения и такта. Сравнивая его с более успешными детьми, родители могут заставить его тем самым чувствовать себя неполноценным. И напротив, одобряя малыша, помогая ему, способны вывести его из такого состояния.

Вот уже два дня подряд я сижу рисую
Красок много у меня выбирай любую
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет
(текст из песни «Оранжевая песня», А.Арканов)

К написанию статьи меня подтолкнула беседа со знакомым педагогом по рисованию, она работает в детской студии и имеет большой опыт работы с детьми. Возраст ее учеников от 1,5 лет до 99 лет, точнее для взрослых нет возрастного максимума.

Сколько раз приходилось читать о том, что рисование «готовит руку к письму» - помогает овладеть малышу первыми навыками аккуратного и быстрого письма. Старшая дочка Лиза любит рисовать с 2х лет, рисует много карандашами, красками, мелками. Сейчас она учится во 2 классе, но писать до сих пор получается не очень аккуратно. Сыну Мише 4,5 года, начинает писать буквы. Рисовать и закрашивать рисунки он никогда не любил, краски более чем на 10 мин за одного занятие его не привлекали. К моему удивлению буквы писать, обводить изображения по точкам и пунктирам получается почти идеально.
Наблюдая за детьми знакомых уже не раз убеждалась, что увлечение рисованием и любовь к раскрашиванию никак не влияет на дальнейшие способности к письму.

Конечно - ответила моя знакомая - ведь для рисования важны мышцы плеча и предплечья, а для письма развитие мышц кисти.

Для нее ответ на этот вопрос был естественен. Но откуда же взялась легенда? Много рисуем с младенчества = хорошо пишем в школе.
Читаю в интернете: по мнению некоторых специалистов, рисование помогает быстрее овладеть навыками письма. Уважаемые родители, обратите внимание: по мнению некоторых специалистов - это не аксиома.

Итак,
1. Не переживайте, если ваш ребенок не любит рисовать. Возможно, в школе он будет писать быстро и красиво. Навыки письма и рисования связаны лишь частично.

2. Если ребенку больше 3х лет, но он рисует 10-15 минут, а потом теряет интерес, значит, ему больше не хочется, не настаивайте. Есть дети, которые начинают рисовать в 2 года, другие в 4 года, а к некоторым усидчивость, интерес и умение приходят только после 6-7 лет.

3. Для чего же стоит посещать ИЗО-студию в 3, 4, 5 лет? Первое и самое важное - рисование активно развивает детскую фантазию и позволяет ребенку выразить то, что он не может сказать словами.
По мнению некоторых специалистов, рисование способствует согласованной работе правого полушария головного мозга (во время рисования развивается конкретно-образное мышление) и левого полушария головного мозга (развивается абстрактно-логическое мышление).

4. Ну и, конечно же, в какой-то степени готовит к письму, организации учебного процесса:
- ребенок учится правильно держать кисть и карандаш;
- экспериментирует с силой нажима на орудия рисования;
- учится ориентироваться на листе (вверху, снизу, левее того-то…).

Бывают ли нерисующие дети? Ответ однозначен: нет, не бывает!
Есть дети, которые начинают рисовать сами, другие нуждаются в обязательных занятиях со взрослыми. Так, что если ваш ребенок в 4-6 лет не любит рисовать - вы просто с ним мало занимались, как говорится, не заинтересовали

Хотя, конечно, ребенок, который любит и рвется рисовать сам, к этому творчеству всегда будет подходить по-иному. Можно научить технике, но нельзя научить восприятию цвета, которое дается от природы.

Желаю всем больших творческих успехов!
Всегда хвалите своего ребенка за успехи. Замечания можно и нужно делать, если ребенок может, но не делает что-то из-за того, что лень и «и так сойдет».

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.


Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль. Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка .


Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

  • Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.


  • Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке. Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.


Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Буду рада увидеть в комментариях обсуждения рисунков ваших деток.

Рисование - одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы - страхи, тревожность, агрессивность.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме . Если преобладает черный , это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок - это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5-6 образцами, сделанными в разное время. А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать .

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме - например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка.

4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши - они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок - это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью .

И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

Человек

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола. Если фигура расположена в центре - это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка. О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая - о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши - признак того, что слух - важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук - о желании действовать.

Ноги - это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики - это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом


Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

Дерево


Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) - перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Подробнее:

Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал.

Расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы.

Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.

Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам.

Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде.

Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

Линии контура, наполнение ствола , свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.

Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша.

Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития.

Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития.

Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.

Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.

Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.

Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности.

Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным.

Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики.

Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность.

Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля.

Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника.

Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.

Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.

Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.

Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны.

Моя семья

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения - маленькая схематичная фигура.

Если все члены семьи держатся за руки - семья дружная.

Каждый занимает своим делом - семья разобщенная.

Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

Люди, занятые игрой, - отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.