Коммуникация. Чтение художественной литературы

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Пояснительная записка

Перспективное планирование ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе: Закона «Об образовании» РФ; Конвенции ООН оправах ребенка, 1989; всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей,1990; концепции дошкольного воспитания; декларации прав ребенка,1959; приказа Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.2660-10; Устава МКДОУ.

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса".*

Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Литература Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2011

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). М.: 2009

Итоговые результаты:

1. Различает жанры литературных произведений;

2. Называет любимые сказки, рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;

4. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

1 Подготовишки

Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

Ход Гербова В.В. стр.14

2 Для чего нужны стихи?

Цель: побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения они помнят.

Ход Гербова В.В. стр.18

3 Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»

Цель: познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обработке Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Ход Гербова В.В. стр.19

4 Беседа о А. Пушкине

Цель: рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта

Ход Гербова В.В. стр.21

5 Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…»

Цель: помочь детям запомнить стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…»

Ход Гербова В.В. стр.22

6 Русские народные сказки.

Цель: выяснить, знают ли дети русские народные сказки

Ход Гербова В.В. стр.26

7 Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я- вам, вы- мне»

Цель: познакомить детей со сказкой А.Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли ни с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей производить последовательность слов в предложении.

Ход Гербова В.В. стр.28

8 Небылицы - перевертыши

Ход Гербова В.В. стр.29

9 Сегодня так светло кругом!

Цель: познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Ход Гербова В.В. стр.31

10 Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко с рассвет»

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Ход Гербова В.В. стр.34

11 Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»

Цель: познакомить детей с литературной сказкой К.Паустовского «Теплый хлеб»

Ход Гербова В.В. стр.37

12 Первый снег. Заучивание стихотворения наизусть А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель: развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение наизусть А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Ход Гербова В.В. стр.38

13 Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

Цель: приучить детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей.

Ход Гербова В.В. стр.41

14 Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок»

Цель: рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок»

Ход Гербова В.В. стр.43

15 Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Цель: познакомит детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь».

Ход Гербова В.В. стр.45

16 Повторение стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Цель: повторить с детьми любимые стихотворения.

Ход Гербова В.В. стр.47

17 Произведения Н.Носова

Цель: вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

Ход Гербова В.В. стр.50

18 Здравствуй, гостья- зима!

Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме

Ход Гербова В.В. стр.52

19заняие Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель: познакомить детей со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Ход Гербова В.В. стр.54

20 Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель: вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Ход Гербова В.В. стр.54

21 Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Цель: познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Ход Гербова В.В. стр.57

22 Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант»

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Ход Гербова В.В. стр.50

23 Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

Цель: обогатить литературный багаж детей. Помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Ход Гербова В.В. стр.59

24 Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Цель: приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи

Ход Гербова В.В. стр.60

25 Чтение сказки В.Даля «Старик-годовик»

Цель: совершенствовать диалогическую речь детей.

Ход Гербова В.В. стр.62

26 Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «День и ночь»

Цель: познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «День и ночь»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения

Ход Гербова В.В. стр. 63

27 чтение былины «Садко»

Цель: познакомить детей с былиной «Садко»

Ход Гербова В.В. стр. 68

28 Сочиняем сказку про золушку

Цель: помогать детям составлять творческие рассказы

Ход Гербова В.В. стр. 70

29 Пересказ сказки «Лиса и козёл»

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

Ход Гербова В.В. стр. 72

30 Сказки Г.Х.Андерсена

Цель: помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х.Андерсена

Ход Гербова В.В. стр.73

31 Заучивание сихотворения З.Александровой «Родина»

Цель: помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение

Ход Гербова В.В. стр. 74

32 Весенние стихи

Цель: помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне

Ход Гербова В.В. стр. 77

33 Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»

Цель: учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В.Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны.

Ход Гербова В.В. стр. 77

34 Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.

Ход Гербова В.В. стр. 79

35 Заучивание стихотворения С.Есенина «Черемуха»

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Развивать интонационную выразительность речи.

Ход. Г.Я. Затулина с153

36 Чтение Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Цель: Познакомить детей с новым произведением, вызвать сочувствие к животным, воспитывать чувство доброго юмора.

Ход. Г.Я. Затулина с 136

37 Повторение

Цель: Повторение материала (по выбору педагога)

Ход Гербова В.В. стр. 80

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "

краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....

Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область: «чтение художественной литературы»

Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

Мария Мочалова
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1)

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

1. А. К. Толстой «Колокольчики».

2. В. Катаев «Цветик-семицветик».

3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».

4. Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».

5. Н. Сладков «Любитель цветов».

6. Ю. Мориц «Цветок».

7. М. Познананская «Одуванчик»

8. Е. Трутнева «Колокольчик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

1. И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»

2. К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень»

3. А. Плещеев «Ель», «Осень наступила».

4. А. Фет «Осень».

5. Г. Скребицкий «Осень».

6. А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало».

7. А. Толстой «Осень».

8. А. Н. Майков «Осень».

9. С. Есенин «Нивы сжаты…».

10. Е. Трутнева «Осень»

11. В. Бианки «Синичкин календарь»

12. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…

13. М. Исаковский «Вишня».

14. Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».

15. Туве Янсон "В конце ноября" - о приключениях Мими-Тролля и его друзе

16. И. С. Соколов-Микитов "Осень", "Листопадничек", "Лес осенью", "Осень в лесу", "Пролетело жаркое лето", "Осень в Чуне".

17. К. Г. Паустовский "Желтый свет", "Рассказ про осень", "Подарок", "Барсучий нос", "Прощание с летом","Словарь родной природы".

18. К. В. Лукашевич "Осень"

19. И. С. Тургенев "Осенний день в березовой роще"

20. И. А. Бунин "Антоновские яблоки"

21. "Осенние сказки" - сборник сказок народов мира

22. М. М. Пришвин "Поэтические миниатюры об осени", «Кладовая солнца»

23. С. Топелиус "Солнечный луч в ноябре"

24. Юрий Коваль "Листобой"

25. М. Демиденко "Как Наташа папу искала"

26. Г. Снегирев "Как птицы и звери к зиме готовятся", "Черничное варенье"

27. Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

28. В. А. Сухомлинский Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», Как начинается осень», «Осенние дожди», «Как муравей перелез через ручеек», «Осенний клен», «Ива – будто девушка золотокосая», «Осень принесла золотые ленты», «Коростель и крот», «Ласточки прощаются с родной стороной», «Рыжие белочки», «Стыдно перед соловушкой», «Солнышко и божья коровка», «Пчелиная музыка»

29. Е. Пермяк «В школу»

30. Сказка «Кот – воркот, Котофеевич»

31. В. Сладков «Осень на пороге»

32. К. Твардовский «Лес осенью»

33. В. Строков «Насекомые осенью»

34. Р. н. с. «Пых»

35. Б. Заходер «Винни – Пух и все-все-все»

36. П. Ершов «Конек – горбунек»

37. А. Барто «Мы не заметили жука»

38. Крылов «Стрекоза и муравей»

Тема: Хлеб

1. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

2. Ю. Круторогов «дождь из семян».

3. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».

5. М. Глинская «Хлеб»

6. Укр. н. с. «Колосок».

7. Я. Тайц «Все здесь».

8. В. А. Схомлинский ««Кк из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд», «Пряник и колосок»

9. «Легкий хлеб» белорусская сказка

10. А. Митяев «Мешок овсянки»

11. В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел»

Тема: Овощи, фрукты

1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

3. М. Исаковский «Вишня»

4. Ю. Тувим «Овощи»

5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

7. Б. Житков «Что я видел».

8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,

9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

10. «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» - р. н. с.

11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»

Тема: Грибы, ягоды

1. Е. Трутнева «Грибы»

2. В. Катаев «Грибы»

3. А. Прокофьев «Боровик»

4. Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы»

5. В. Г. Сутеев «Под грибом»

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

1. Р. н. с. «Гуси-лебеди»

2. В. Бианки «Лсные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка»

4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

5. Л. Н. Толстой «Лебеди»

6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

7. А. Н. Толстой «Желтухин».

8. К. Д. Ушинский «Ласточка».

9. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».

10. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой», «Улетают лебеди», «Девочка и синичка», «Коростель и крот»

11. М. Пришвин «Ребята и утята».

12. Укр. н. с. «Хроменькая уточка».

13. Л. Н. Толстой «Птичка».

14. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

15. П. Воронько «Журавли».

16. И. Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной»

17. И. Токмакова «Птичка летает»

Тема: Наш город. Моя улица.

1. З. Александрова «Родина»

2. С. Михалков «Моя улица».

3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

4. С. Баруздин «Страна, где мы живём».

Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы

1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

2. З. Александрова «Сарафанчик».

3. С. Михалков «А что у вас?».

4. Бр. Гримм «Храбрый портняжка».

5. С. Маршак «Вот какой рассеянный».

6. Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка».

7. В. Д. Берестов «Картинки в лужах».

8. «Как братец Кролик перехитрил Братца лиса»,обраб. М. Гершензона.

9. В. Орлов «Федя одевается»

10. «Неряха»

Тема: Домашние животные и их детёныши.

1. Е. Чарушин «Что за зверь?»

2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».

3. Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».

5. Р. н. с. «Волк и семеро козлят».

6. С. Я. Маршак «Пудель».

Тема: Дикие животные и их детёныши.

1. А. К. Толстой «Белка и волк».

2. Р. н. с. «Заюшкина избушка»

3. Г. Снегирев «След оленя»

4. р. н. с. «Заяц-хваста»

5. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

6. Р. н. с. «Зимовье».

7. В. Осеева «Ежинка»

8. Г. Скребицкий «на лесной полянке».

9. В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся»

10. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко, «Морж».

11. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц».

12. Р. н. с. «Хвосты»

13. В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

14. Пришвин. «Жил – был медведь»

15. А. Барков «Голубой зверек»

16. В. И. Мирясов «Зайка»

17. Р. н. с. «Два медвежонка»

18. Ю. Кушак «Почтовая история»

19. А. Барков «Белка»

Тема: Поздняя осень. Предзимье

1. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зима. Крестьянин торжествуя…»

2. Д. М. Сибиряк «Серая шейка»

3. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

4. С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».

5. И. С. Никитин «Встреча зимы»

6. В. В. Коноваленко «Как готовятся к зиме звери и птицы»

7. Сказка «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко

8. Сказка про начало зимы.

9. В. Архангельский Сказка «Снежинка –пушинка»

10. Г. Скребицкий «Первый снег»

11. А. Блок «Снег да снег»

12. С. Козлов «Зимняя сказка»

13. Р. н. с. «Мороз, Солнце и Ветер»

14. Сказка «Горячие блины для Зимушки зимы»

15. Е. Л Малиованова. «Как звери и птицы к зиме подготовились»

16. И. З. Суриков «Зима»

17. И. Бунин «Первый снег»

Тема: Зима. Зимующие птицы

1. Н. Носов «На горке»

2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»

3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

4. В. Бианки «Синичкин календарь».

5. В. Даль «Старик – годовик».

6. М. Горький «Воробьишко»

7. Л. Н. Толстой «Птичка»

8. Ненецкая народная сказка «Кукушка»

9. С. Михалков «Зяблик».

10. И. С. Тургенев «Воробей».

11. И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».

12. А. А. Блок «Снег да снег кругом».

13. И. З. Суриков «Зима»

14. Н. А. Некрасов «мороз – воевода».

15. В. В. Бианки «Сова»

16. Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?»

17. В. А. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Любопытный дятел», «Девочка и синичка», «Елочка для воробьишек»

18. Р. Снегирёв «Ночлег зимой»

19. О. Чусовитина «Трудно птичкам зимовать».

20. С. Маршак «Где обедал, воробей?»

21. В. Берестов «Сказка про выходной день»

22. В. Жуковский «Птичка»

23. Н. Петрова «Птичья елка»

24. Г. Сапгир «Дятел»

25. М. Пришвин «Дятел»

Тема: Библиотека. Книги.

1. С. Маршак «Как печатали книгу?»

3. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

1. С. Я. Маршак «Багаж».

2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

4. Н. Саконская «песенка о метро»

5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

7. А. Матутис Кораблик», «Моряк»

8. В. Степанов, «Самолёт», «Ракета и Я», «Снежинка и троллейбус»

9. Э. Мошковская «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился», «К нам бегут автобусы»

10. И. Токмакова «Кда в машинах везут снег»

11. Братья Гримм «Двенадцать братьев»

12. В. Волина «Теплоход»

Тема: Новый год. Зимние развлечения.

1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».

2. Круглый год (декабрь)

3. Р. н. с. «Снегурочка»

4. Е. Трутнева «С Новым годом!».

5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

6. Н. Носов «Фантазёры», «На горке».

7. Ф. Губин «Горка».

8. И. З. Суриков «Детство».

9. А. А. Блок «Ветхая избушка».

10. С. Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».

11. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», «На коньках», «Зимние забавы».

12. Р. н. с. «Два Мороза».

13. Р. н. с. «В гостях у дедушки Мороза».

14. Р. н. с. «Морозко».

15. Л. Квитко «На катке»

16. В. Лившиц «Снеговик»

17. Т. Эгнер «Приключение в лесу елки – на горке»

18. Н. Калинина «Про снежный колобок»

19. Т. Золотухина «Метель».

20. И. Сладков «Песенки подо льдом».

21. Е. Благинина «Прогулка»

22. Н. Павлов «Первый снег»

23. Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода»

24. Н. Асеев «Мороз»

25. А. Барто «Елка в Москве» «В защиту деда Мороза»

26. З. Александрова «Дед Мороз»

27. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».

28. В. Даль «Девочка снегурочка»

29. М. Клокова «Дед Мороз»

30. В. Одоевский «Мороз Иванович»

31. В. Чаплина «Метель»

32. Е. Л. Малиованова «Новый год»

33. С. Д. Дрожжин Дедушка Мороз

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Развитие связной речи в онтогенезе. Описание детей с общим недоразвитием речи. Литературные произведения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста. Особенности работы по коррекции нарушений связной речи средствами детской художественной литературы.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе. Определение роль детской художественной литературы в процессе воспитания нравственности. Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2012

    Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2004

    Особенности художественно-эстетического развития ребенка. Основные функции детской литературы в воспитании детей. Основополагающие идеи Л. Выготского для детских писателей. "Охранительная" педагогика и литература-защита детей от жестокой реальности.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2016

    Чтение как вид речевой деятельности. Лингвистические особенности художественных текстов. Принципы отбора материала художественной литературы. Методика работы с текстами французской современной художественной литературы. Подготовительные упражнения.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2013

    Народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников, роль художественной литературы на примере пословиц, поговорок, сказок. Разработка педагогических условий нравственного воспитания в процессе деятельности по развитию речи в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 9

воспитатель:

Тарасова Светлана Юрьевна

Первой квалификационной категории

2017-2018 год

Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование в подготовительной группе.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка.

Воспитание читателя, способного испытывать чувство сострадания и сочувствия к героям произведения.

Уточнить представления о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц.

Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Ноябрь

9. К. Паустовский «Теплый хлеб»

10. Д . Мамин-Сибиряк «Медведко»

11. Сказка Ф.Зальтена «Бемби». Фрагмент с начала сказки до слов

« - Бемби, - говорила она, - мой маленький Бемби!»

12. Былина «Садко»

Программное содержание

Учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев, способствовать развитию связной речи

Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя. Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение. Развивать интерес и любовь к книге

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки, помочь понять мотивы поступков героев.

Декабрь

13. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

14. Заучивание стихотворения И. Суриков «Зима»

15. Коваль «Стожок»

16. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка»

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию

Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев

Учить понимать: - образное содержание сказки; - характеры героев; - оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Январь

17. С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка)

18. Чтение В Драгунского «Тайное становится явным»

19. Маршак «Тает месяц молодой...» (разучивание)

20. Русская народная сказка «Семь Симеонов - семь разбойников»

Учить: - различать жанровые особенности сказки; - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание прочитанного средствами игры. Формировать оценочное отношение к героям сказки

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

Продолжать знакомить с творчеством С. Маршака. Помочь вспомнить содержание прочитанного ранее произведения. Закрепить знание стихотворения и умение читать его выразительно. Познакомить с новым стихотворением .

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений

Февраль

21. Рассказ М.Зощенко «Великие путешественники»

22. С. Есенин «Береза»

23. Великий сказочник Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок» (чтение)

24. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, развивать у детей чувство юмора, продолжать знакомить с иллюстрациями художников.

Учить: - чувствовать ритм стихотворения; - видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой. Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи

Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности

Март

25. Сказка Х.-К. Андерсена «Дюймовочка»

26. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

27. В. Даль «Старик-годовик»

28. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание средствами игры.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить: - понимать главную мысль былины; - придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; - использовать средства связи частей предложения рассказа

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Учить: - выделять главную мысль сказки, ее мораль; - использовать образные выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки

Учить различать жанровые особенности сказок, осмысливать содержание прочитанного, формировать оценочное отношение к героям сказки

Апрель

29. Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

30. Заучивание Я. Аким «Апрель»

31. Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

32. Сказка братьев Гримм «Горшок каши»

Продолжать учить различать жанровые особенности прозы. Формировать оценочное отношение к героям. Учить: - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание средствами игры

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения, читать его наизусть.

Продолжать знакомить с творчеством В. Бианки; работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа. Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание.

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

Май

33. Алексеев «Первый ночной таран»

34. Заучивание П. Соловьева «Подснежник»

35. Чтение и обсуждение сказкиА.Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы».

36. Время загадок, скороговорок и считалок

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;

Повторить известные произведения малых форм фольклора. Познакомить с новыми произведениями

Литература:

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». М. 1999

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2014