Мы приехали в Третьяковскую галерею, забронировав экскурсию заранее. Школьники сами изъявили желание познакомиться с творчеством Архипа Куинджи. Детей поделили на две группы, каждой из которых достался свой экскурсовод. Первой группе очень повезло. Их встретила молодая, жизнерадостная девушка, Бенидовская Анна Михайловна, явно любящая свою работу. Экскурсовод была настолько позитивна, очень старалась, чтобы школьникам понравилось, чтобы они узнали что-то новое, чтобы это новое осталось в памяти. Никто не хотел уходить, дети с удовольствием рассматривали картины и образцы красок. А вот второй группе вообще не повезло. Их встретила с самого начала враждебно настроенная экскурсовод, Егорова Елена Николаевна, которая постоянно пыталась их унизить, выставив "теперешнее молодое поколение" бестолковыми, не готовыми воспринимать информацию людьми из "Силиконовой долины", только и делающими, что сидящими в своих гаджетах и ничем не интересующимися. Во время экскурсии постоянно звучали фразы: "Я со своим многолетним опытом работы уж точно знаю, что вы не сможете правильно ответить...", "ну раз вы устали, тогда я вам больше ничего показывать не буду, и в следующий зал мы вообще не пойдем", "ну откуда вам знать?!", "мне все молодые так говорят, что, естественно, неправильно". Конечно же никакого желания у детей, достоинство которых постоянно унижали, участвовать в так называемой интерактивной игре "Угадай, какая картина...", не было. Вместо того, чтобы наслаждаться искусством, в детях зарождалась обида. Они стали намеренно отставать от группы. Нам, взрослым, было стыдно за такого экскурсовода, которая знала много интересной информации, но, по-видимому, уже настолько "выгорела" на своей работе, что ей пора с работой завязывать. Экскурсия на каждую группу стоила 5000 рублей. Для Москвы наверно сумма невелика, но тем не менее получилось, что деньги заплатили за то, чтобы быть обвиненными в неграмотности, невежестве и незнании. Разве для этого стоило собраться на экскурсию в столицу?! Кроме того, когда дети начали обсуждать выставку между собой, оказалось, что второй группе показали не всё, что увидела первая. Например, состав и образцы красок, которыми писались картины, и кино о художнике. Школьники из второй группы покидали галерею с плохим настроением, недовольными и неудовлетворенными, и дома поделились своими чувствами с родителями. При дальнейших разговорах выяснилось, что какие-то дети из нашего города сталкивались с подобным отношением в галерее. Не исключено, что по той же самой причине.
Мы бы хотели пожелать руководству экскурсионного отдела и галереи в целом обратить внимание на эту неординарную ситуацию, потому что, несмотря на глубокие знания экскурсовода, подобное отношение к детям, и тем более гостям города, явно недопустимо!
Потенциальные посетители! Будете заказывать экскурсию, обратите внимание на фамилии!

Телефон +7 (499) 230-7788 Билет 250 рублей

Государственная Третьяковская галерея , ГТГ (известна также как Третьяковка ) — художественный музей в , основанный в купцом и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» ( , д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в .

История

начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» , хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В для широкой публики в была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

В августе Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу . В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё . По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в — архитектором по рисункам художника . Руководство строительством осуществлял архитектор .

Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен , занимавший этот пост ещё с . При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.

В директором музея стал академик архитектуры . Уже в следующем году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985—1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Л. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.

В 1928 году в галерее был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в проведено электричество.

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины " " (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

В был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с были включены в основной маршрут экспозиции.

С первых дней в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. В середине лета эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в . Лишь Галерея была вновь открыта в Москве.

В , в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова.

В — Третьяковскую галерею возглавлял . Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

С 1986 по Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.

Состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея»

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10,
  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах,
  • Третьяковская галерея на Крымском Валу, д. 10,

В 1985 году , располагавшаяся на , 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея. Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

Частью Третьяковской галереи является , представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах. В музее предлагаются услуги .

Руководители Государственной Третьяковской Галереи

  • ( — наст. время)
  • ( — )
  • ( — )
  • (1926—1929)
  • (1913—1925)

Коллекция музея

К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.

В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства — начала .

Вторая половина

Особенно полно представлена русская живопись второй половины XIX века. Третьяковская галерея обладает самым лучшим собранием работ ( , , , , , , , , и др.).

Многогранно представлено творчество (в том числе «Не ждали», ) и (в том числе « », « », « »), , скульптора .

Конец XIX — начала

Основные художники, представленные в коллекции: , , , , , , , мастеров ( ,

Знаменитая на весь мир «Третьяковка» (Государственная Третьяковская галерея) - это музей, в котором хранится и экспонируется одна из крупнейших коллекций изобразительного национального искусства. Российским и иностранным туристам обычно не терпится узнать, где в Москве находится Третьяковская галерея. Художественные сокровища музейной коллекции можно увидеть по нескольким адресам города.

Славное объединение

Третьяковская галерея - это комплекс, состоящий из главного здания, Инженерного корпуса, экспозиции в храме Святителя Николая в Толмачах, филиала на Крымском Валу и домов-музеев русских живописцев.

Дом-теремок

Главное здание художественного музея не трудно найти в самом центре столицы. Адрес, где находится Третьяковская галерея: Лаврушинский переулок, дом 10. Уютное старомосковское местечко вблизи Москвы-реки. Фасад здания в сказочной стилизации привлекает к себе внимание, и мимо музея трудно пройти. Здесь любознательный посетитель найдет впечатляющую коллекцию русских икон и картин, которые считаются по праву драгоценными шедеврами отечественного искусства. Собрание содержит образцы русской живописи 10-19 веков.

Замоскворецкий маршрут

Своим названием подскажет, где находится Третьяковская галерея, станция метро «Третьяковская». Она носит имя музея и его основателя Павла Михайловича Третьякова. Станция располагается на оранжевой ветке метрополитена (Калужско-Рижская линия) и на пересекающей ее желтой ветке (Калининская линия). Маршрут, начатый отсюда, поможет быстрей всего оказаться у цели. Дорога займет 5 минут. Из метрополитена имеется только один выход. Поднявшись наверх по эскалатору и выйдя на улицу, вы окажетесь на Большой Ордынке. Улицу следует пересечь. Сделав это, вы очутитесь перед баром-рестораном. Поверните налево, дойдите до Ордынского тупика и двигайтесь по нему, пока не увидите Лаврушинский переулок. На другой его стороне находится Третьяковская галерея, а к югу от нее расположился Инженерный корпус музея. Он появился в период реконструкции, в 1989 году, рядышком со старинным зданием, фасад которого был спроектирован Васнецовым. В новом строении расположились информационный центр, конференц-зал, детская творческая студия, демонстрационные помещения, в которых можно не только насладиться русскими и зарубежными предметами искусства, но и познакомиться с экспозициями региональных музеев нашей страны.

За Инженерным корпусом виден храм Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, дом 9). Здесь можно посмотреть церковные художественные раритеты. Если вы передвигаетесь на автомобиле, то знайте: со стороны переулка легче всего достичь галереи.

Другая станция в Москве, где находится Третьяковская галерея, расположена рядом с «Третьяковской», она называется «Новокузнецкая» и располагается на зеленой ветке метрополитена (Замоскворецкая линия). Обе станции сообщаются друг с другом посредством перехода. Можно не поднимаясь из метро перейти на станцию «Третьяковская». Если вы воспользовались выходом Новокузнецкой станции, сначала дойдите до улицы Большая Ордынка и дальше следуйте маршрутом, описанным выше.

Другой вариант

Еще одно место, помогающее отыскать в Москве, где находится Третьяковская галерея, - метро «Полянка». Станция находится на серой ветке (Серпуховско-Тимирязевская линия). Но оттуда ехать придется наземным транспортом с остановки автобуса №700 или троллейбуса №1. Дорога займет 20 минут. Выходите на остановке «Улица Большая Якиманка» и увидите галерею.

Экспозиции в Лаврушинском переулке доступны во все дни, кроме понедельника. Время работы: вторник, среда и воскресенье с 10 до 18 часов. В четверг, пятницу и субботу музей можно посещать с 10 до 21 часа.

Отделение на Крымском Валу

Так называемая Новая Третьяковская галерея, где находятся работы русских и российских мастеров живописи периода 20 - начала 21 века, располагается по адресу: Крымский Вал, дом 10. Музей работает по такому же расписанию, как и в основном здании.

Станция метро, где находится Третьяковская галерея на Крымском Валу, носит название «Октябрьская». Она расположилась на пересечении Кольцевой и Калужско-Рижской линий. Поднявшись из метрополитена в город, нужно пройти по подземному переходу на другую сторону улицы Большая Якиманка, а потом идти по Крымскому Валу до здания Центрального дома художника. В этом современном здании вы найдете филиал Третьяковки. Добраться до нее можно также от станции «Парк культуры», которая располагается на пересечении Кольцевой и Сокольнической линии (красная ветка). Покинув метро, идите в сторону Москвы-реки по Новокрымскому проезду, перейдите по Крымскому мосту на другой берег и двигайтесь до поворота на ул. Крымский Вал. Здесь вы увидите серое строение Центрального дома художника, где экспонируется коллекция Третьяковки, посвященная современному искусству.

Домашние экспозиции - тоже часть Третьяковки

В Мещанском округе Москвы, по адресу переулок Васнецова, дом 13, перед почитателем искусств предстает дом-музей Виктора Васнецова. Здесь выставлены малоизвестные произведения живописца, все в квартире «дышит» неповторимой атмосферой, в которой жил и трудился великий русский мастер. Добраться до музея проще всего от станции «Проспект мира», что на Кольцевой линии. Наверху поверните налево и идите по ул. Гиляровского до улицы Дурова. Там поверните направо, пройдя ул. Щепкина, сверните к Мещанской и двигайтесь до переулка Васнецова. Через 100 метров вы окажетесь у дверей музея.

Музей-квартира младшего брата художника - Аполлинария Васнецова, пейзажиста и историка, известного зарисовками старой Москвы, которые он делал на археологических раскопках - находится в Фурмановском переулке, доме № 6. Дойти до него вы можете со станции метро «Чистые пруды» (Сокольническая линия). Из метро пройдите на Гусятников переулок и двигайтесь по нему до Большого Харитоньевского. Сверните налево и идите до ул. Чаплыгина, которая появится справа. По ней вы доберетесь до Фурмановского переулка, 6. На третьем этаже вы обнаружите квартиру и увидите скромную изящную обстановку, знаменитые эскизы облаков, которые любил рисовать хозяин дома, и другие любопытные объекты.

По адресу Большой Левшинский переулок, 12 расположилась музей-квартира Анны Голубкиной, скульптора Серебряного века. До нее вы доберетесь от станции «Парк культуры». Выйдя из метро, найдите на Зубовском бульваре остановку «Метро Парк культуры» в направлении Крымского моста. Сядьте в автобус №Т10 либо №Т79 и поезжайте до остановки «Первый Неопалимовский переулок». Выйдя на улицу, вернитесь назад до Большого Левшинскогопер., в 1-м слева доме вы и найдете мемориальную мастерскую.

Еще одна точка, где находится Третьяковская галерея (филиал) - это дом-музей Павла Корина, русского портретиста и педагога. Он расположен по адресу: Малая Пироговская, дом 16, флигель №5.

Квартиры-музеи открыты для посещения со среды по воскресенье с 10 до 17 часов. Понедельник и вторник - выходные. Каждый из музеев в определенные периоды может быть закрыт на реконструкцию, поэтому заранее нужно узнавать, работает ли объект в те дни, когда вы решили его навестить.

Достояние отечества

В 1995 году объединение под названием Третьяковская галерея указом президента было включено в число наиболее ценных объектов российской национальной культуры. Сейчас в собрании музея имеется больше ста тысяч художественных шедевров.

Государственная Третьяковская галерея - один из красивейших и знаменитых музеев в Москве.

Здесь хранится самая крупная коллекция изобразительного искусства России.

Представляем вашему вниманию десять фактов из истории собрания, которые вы, возможно, знали, но успели забыть.

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда.

В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры.

Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулк

В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев.

Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения.

Так, в 1854-1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее:

«Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров.

Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”».

Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе.

По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание.

Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим:

«Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку.

Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами.

Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами» 1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата.

В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской.

Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре.

Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации».

Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла.

Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата

После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей).

Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве.

Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу.

Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке.

Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках.

Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова.

Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок.

Показательный случай произошел уже после смерти Александра III.

В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году.

Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства.

В 1902-1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом.

Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению.

Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи.

Позднее запрет был снят.

Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым.

После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев.

Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года.

В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию.

Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах.

Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники.

Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу».

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее.

Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери , а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».


10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи.

В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна.

Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го.

С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей.

Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу.

Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м.

За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

сайт покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика - художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя - как человек!» - говорил о ней Врубель.