Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА
«ОТЦЫ И ДЕТИ»
Одинцова
Николай Петрович
Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Евгений
Базаров
Родители
Ситников
/ Кукшина
Павел Петрович
Кирсанов

Особенности композиции

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
Образ Базарова занимает
центральное
место
в
композиции романа. Из 28
глав герой не появляется
лишь в двух, в остальных
является
центральным
действующим лицом. Все
остальные
персонажи
группированы вокруг него
и
раскрываются
во
взаимоотношениях с ним.

Хронология событий

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Роман состоит из 2 частей
(28 глав)
В I части (I – XIII главы)
Базаров заявляет о себе как
о нигилисте, высказывает
свои взгляды на жизнь,
отстаивает свою философию
(все события происходят
до знакомства Базарова
с Одинцовой).
Во II части (XIV – XXVIII
главы) происходит
проверка всех жизненных
позиций и убеждений
Базарова; описывается
кончина героя.

Две части – два круга странствий
ХРОНОЛОГИЯ ВСЕХ СОБЫТИЙ РОМАНА
ПРЕДСТАВЛЕНА В ДВУХ КРУГАХ СТРАНСТВИЙ
Первый круг
помогает
понять положения
теории нигилизма
Второй круг
«развенчивает»
все отрицания
Базарова

Разночинец по происхождению, демократ
по политическим убеждениям,
представитель поколения «детей»
(однако, единственный представитель,
все остальные персонажи оказываются
во враждебном лагере). Отмечается
внешняя непривлекательность
«волосатого» студента, его пренебрежение
к одежде. Но в герое восхищает
многое другое: ум, самобытность,
физическая сила, уверенность в себе,
огромная работоспособность.
Является в романе выразителем
идей народной демократии и
противопоставлен либеральному
дворянству. Его политические взгляды
сводятся к резкой критике существующего
положения в стране. Созидание
не считает целью. Красоту, эстетическое
наслаждение отрицает начисто.
Резок в своих суждениях и оценках. Не успев
реализовать себя в жизни, герой
только перед лицом смерти избавляется
от своей нетерпимости и
впервые ощущает, что жизнь шире и
многообразней его представлений о ней.
Пытается построить свою жизнь на
основе теории нигилизма (уверен, что
жизнь можно прожить без чувств,
переживаний и любви, т.е. без всякой
«белиберды»). Но в душе героя
существуют зародыши всех чувств,
которые он отрицает, среди них и
способность любить. Получается,
что главный конфликт в романе –
это конфликт героя с самим собой.
Умеет обращаться с мужиками,
просвещать их. У него у самого народный
склад речи(отмечается простота и
меткость его выражений, обилие в
ней пословиц и поговорок). Его
любовь к народу лишена сентиментализма
и идеализации простого русского мужика.

Образ Евгения Базарова

ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА
Внешний облик «Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная
красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху
плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум»
Происхождение Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым
доктором», «Мой дед землю пахал»
Образование
«Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он
в будущем году хочет держать на доктора».
Отношение
воспитанию
к «Всякий человек сам себя воспитать должен»
Отношение
родителям
к «- Ты их любишь, Евгений?
Черты
характера
- Люблю, Аркадий».
Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение
подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в
Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал,
Базаров работал»

Общественнополитические
взгляды
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько
иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;
«Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет
правительство, едва ли пойдет нам впрок.»
Особенности
мировоззрения
Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не
верю», « - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
Все? Все. Как? не только искусство, поэзию … но и … страшно вымолвить…
Все…»; «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех
других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься
каждою отдельною березой».
Отношение
любви
к «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы,
физиологи, знаем, какие это отношения»;«Это что за фигура?.. На остальных
баб не похожа… У нее такие плечи, каких я не видывал давно…»; «Этакое
богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр.», «Баба с мозгом. Ну, и
видала же она виды»; «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…»
Отношение
к
природе,
к
искусству
Отношение народу
Особенности
Базарова
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша
медного не стоит…», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник»
Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ)
заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы
только напиться дурману в кабаке.»
речи Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок,
афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости
обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и
понятий, резкая, отрывистая интонация

Сильные стороны
Слабые стороны
Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во
многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме)
есть и сила и слабость.
Базарова отличает смелость критической мысли,
отход от незыблемых авторитетов, критика
государственной системы. Вызывают уважение
его решительность, убежденность, смелость,
готовность идти да конца. Взгляды Базарова
представляют собой стройную и логическую
систему.
У него не существует никакой положительной
программы («Мы расчищаем место, строить будут
другие»). Хотя человека не может не волновать, что
будет построено на развалинах. Отрицая то, что на
самом деле заслуживает отрицания, Базаров
замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию,
музыку), поэтому вступает в конфликт с самой
человеческой природой.
В борьбе за новое (в спорах с Павлом
Петровичем) Базаров спокоен, потому что
уверен в своей правоте. Он не хочет спорить,
презирает болтовню и бесполезные слова (тогда
как его противник рвется в бой, волнуется,
бледнеет, срывается на личные оскорбления,
чувствует свое бессилие).
Наделен острым критическим умом, но лишен
широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он
признает лишь естественные науки, которые просто и
ясно объясняют все жизненные явления. До предела
сужает всю красоту и многообразие жизни, природы,
где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он
обедняет жизнь своим практическим рационализмом.
В эпизоде смерти герой показан сильным,
стойким, способным чувствовать и любовь, и
красоту, и жалость. Он как бы очищается от
всего наносного, избавляется от развязности и
черствости. В финале перед нами титаническая
личность.
Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не
смогла в полной мере реализовать свои способности.
Возникает чувство сожаления и жалости от того, что
безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного
человека
из-за
узости
и
односторонности
нигилистических теорий.

10. Составить характеристики героев по плану:

СОСТАВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЕВ ПО ПЛАНУ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Внешность
Происхождение
Воспитание
Черты характера,
образование
Общественнополитические взгляды
Отношения с
окружающими.
Речь, лексика
Образы героев в романе:
1. Е. Базаров
2. П.П. Кирсанов
3. Н.П. Кирсанов
4. А. Кирсанов
Работа с текстом! (цитаты)

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году и заслуженно считается одним из самых известных и ярких произведений великого русского писателя. Знаменитого романиста своей эпохи отличало уникальное умение распознавать героев своего времени, видеть их с первого взгляда, чувствовать отношение общества к этим героям и его настроение. Не исключением в этом отношении является и роман «Отцы и дети». В тот период времени, когда писался роман, в России отмечалось ожесточенное общественно-политическое противостояние между либерально настроенными дворянами и разночинцами-демократами. И те и другие прекрасно понимали, что в стране назрела необходимость проведения реформ, но обе стороны совсем по-разному видели эти реформы. Демократически настроенное молодое поколение выступало за коренные изменения в стране, в то время, как либералы видели решение проблем в проведении постепенных реформ. На почве этого в стране и произошел раскол, участниками которого стали демократично настроенная революционная молодежь и либеральная буржуазия. И. С. Тургеневу удалось достаточно верно и подробно рассмотреть процессы, происходящие в обществе и отразить их в своем произведении. В романе «Отцы и дети» писатель решил обратить свое внимание на начало политического противостояния – конец 50-х годов XIX столетия. Если быть более точным, то действие романа происходит в 1859 году. Главный герой этого выдающегося произведения русской литературы Базаров, вне всякого сомнения, является выдающейся личностью, которая вобрала в себя все лучшие черты прогрессивной молодежи. Он был образованным и отличался широкими познаниями в различных науках, он привык трудиться не покладая рук и не представляет своей жизни без труда, который позволяет ему быть самостоятельным и независимым. Несмотря на то, что иногда разговоры и поведение Базарова имели все признаки чрезмерного самолюбия и гордости, он является настоящим героем своего времени. В образе Базарова писатель объединил все наиболее значимые черты передовых людей середины XIX столетия, которые в большинстве своем были ярыми материалистами. Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова достаточно ярко выражают их взгляды на жизнь и сложившуюся в современном обществе политическую ситуацию. Основное направление всех их споров – это характеристика дворянства и обсуждение принципов аристократизма, отношение к искусству и нигилизму. По словам Павла Петровича, основная миссия в дальнейшем развитии страны возлагается на аристократов, в то время, как Базаров полностью отрицал те надежды, которые его оппонент возлагал на дворянство. Как известно, именно в спорах рождается истина, и, расписывая их во всех подробностях, автор предоставляет читателям возможность составить свое собственное мнение и определиться со своим отношением к героям романа. Уже с первых минут знакомства мы видим, что Базаров – достаточно сильная личность, что позволяет ему не отступать от своих принципов при любых обстоятельствах. Однако в дальнейшем автор подвергает героя своего времени серьезным испытаниям. После того, как Базарова охватывает чувство любви, он начинает понимать, что реальные жизненные обстоятельства намного сложнее всех его теорий. И поскольку герой все-таки не может потерпеть поражения даже в любви, чтобы избежать унижения, ему приходится оставить Анну Сергеевну в покое и уехать. Утратив весь смысл своей жизни, потеряв уверенность в справедливости своей теории, потерпев крах в любви, Базаров в конце романа умирает. Но, умирая, он еще раз показывает нам недюжинную силу своей натуры. Именно эта сила делает Базарова героем своего времени, человеком новой эпохи, о котором общество тогда и не помышляло, человеком, во многом нужным своей стране и своему народу. Он и сегодня необходим России как сильная личность, как человек, в котором живы все человеческие ценности и вековая мораль.

По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Был ли Базаров героем своего времени? Я счи­таю, что да. За такими, как он, - будущее России. Это можно доказать, проследив его жизнь, поступки, взаимоотношения с людьми, соотнеся его взгляды на жизнь с проблемами, волновавшими русское обще­ство в 60-е годы XIX века, когда был написан Роман .

Тургенев всегда точно обозначает время действия в своих произведениях. Так, события в Романе «Отцы и дети» начинаются 20 мая 1859 года и заканчива­ются зимой 1860 года. В это время резко обостряет­ся борьба между революционерами-демократами и либералами за выбор путей развития России. Кре­постническая система изжила себя. На арену обще­ственной борьбы выходит новый тип борцов - раз­ночинцы-демократы. Тургенев уловил и изобразил в «Отцах и детях» нарождающееся в обществе дви­жение. Его Евгений Базаров - центральный герой романа - представитель этого прогрессивного движения. Это человек действия, не любящий пустых фраз и рассуждений о благе Отечества.

При первом же появлении героя бросается в глаза его резкое отличие от дворян-помещиков Кирсановых. Он прост, об этом говорит его непритязательная одежда, небрежная прическа, народное «Евгений Ва­сильевич», когда он представляется Кирсанову.

Большую роль в раскрытии характера и взгля­дов Базарова играют споры между ним и его идей­ными противниками. Особенно острый конфликт возникает между Базаровым и аристократом Пав­лом Петровичем Кирсановым.

«Павел Петрович всеми силами души вознена­видел Базарова ». Эта ненависть происходит от того, что «молодой нигилист», отрицатель, перечеркнул всю его жизнь. Старший Кирсанов считал себя до­стойным уважения, но Евгений называл подобных ему людей «дрянью, аристократишками». Между представителями старого и нового поколений назре­вает конфликт. Схватка произошла за вечерним чаем. В ней выразились идейные разногласия ан­тагонистов по поводу насущных проблем русской жизни. Павел Петрович вынуждает Базарова вы­сказаться. «В теперешнее время полезнее всего отри­цать», - так выражает Евгений то, в силу чего дей­ствуют нигилисты. Он считает, что до всего надо доходить путем эксперимента и исследования, что прежде чем строить новое, надо «место расчистить». Он презирает в народе патриархальность и религи­озность, отсталость, но, несомненно, ближе к нему, чем воинствующий аристократ.

«Мой дед землю пахал. Спросите любого из ва­ших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете», - говорит Базаров . И в этом он прав.

Тургенев показывает не всю биографию своего героя, а только ее основные моменты. Его прошлое нам неизвестно, но мы знаем, что личность Евгения формировалась в условиях общественного и научного подъема. «Главный предмет его - естественные науки. Да, он всё знает», - так отзывается о друге Аркадий Кирсанов. Евгений осведомлен в ботанике, медицине, зоологии, химии, физике. Бекетов, Сече­нов, Боткин, Менделеев - эти имена появились в русской науке во второй половине XIX века. Они определили интерес молодежи к естественным на­укам. На смену идеалистическим представлениям о жизни приходит материализм. Взгляды Евгения на жизнь, науку, религию, государство, народ во мно­гом совпадают со взглядами подлинных революцио­неров-демократов: Добролюбова, Чернышевского, Писарева.

В споре с оппонентом-аристократом видны ум, уверенность в себе, прогрессивность мировоззрения Базарова . Павел Петрович так и не сумел доказать правомерность своих взглядов на государство, пра­во, авторитеты и т. д. К концу спора он был взбе­шен, а Базаров - спокоен. Он лишь пожалел, что «рассиропился», слишком «распространился» перед этим аристократом. Базаров отвергает крепостниче­скую систему, грубое суеверие, иностранные авто­ритеты (Павел Петрович - приверженец всего анг­лийского), он стоит за просвещение народа.

Схватку, конечно, выиграл нигилист, так как взгляды Кирсанова устарели, он не знает жизни, но за то, к чему привык, за свой комфорт стоит на­смерть. Его подробно рассказанная биография гово­рит о том, что он потратил свою жизнь на романти­ческую любовь к некой Р. Не таков Базаров. Он за­нимается делом, наукой, лечит людей, помогает отцу. И в любви к Одинцовой проявилась не слабость, а сила его характера. Хотя он отвергает любовь, ис­кусство, поэзию, Рафаэля, что в духе времени (ког­да рождается новое, всегда бывают какие-то переги­бы), перед смертью Евгений заговорил как роман­тик: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». В этих словах нежность к любимой и такой далекой от него Анне Сергеевне, испугавшейся его страсти, его искренних чувств, подобных буре. Умереть так, как умер Базаров, означает совершить подвиг». Невозможно опровергнуть это мнение Пи­сарева. Евгений, зная, что он заражен, ведет себя мужественно, старается утешить родителей-стари­ков. Жалеет лишь о том, что не успел осуществить желаемое. Тургенев не говорит, как могла бы сло­житься его героя, если бы он не умер. Веро­ятно, Базаров посвятил бы себя революционной де­ятельности. Ведь не случайно Тургенев в одном из писем заметил, что если его герой называется «ни­гилист», то надо читать «революционер».

Добролюбов говорит, что люди базаровского скла­да решаются «ступить на дорогу беспощадного от­рицания для отыскания чистой истины», что их цель - «принесение возможно большей пользы че­ловечеству». Тургенев полагал, что время базаровых еще не настало, но его произведение сказало боль­ше: России нужны реалисты, деятели, революцио­неры в области мысли. Всегда вначале рождается новая идея, а затем появляются люди, которые во­площают эту идею в жизнь.

Я считаю, что в своем отрицании Базаров захо­дит иногда далеко. «Природа не храм, а мастер­ская, и человек в ней работник», - утверждает он. Это односторонний взгляд на природу. Природа - и храм, и мастерская. Она - часть мироздания, она - наше спасение! Надо не только брать у природы, но и щадить ее. Что, как не природа врачует истомлен­ные цивилизацией души? И без поэзии, живописи, музыки невозможно представить нормальную жизнь. Гораздо проще торговать, из всего извлекать при­быль, как в наше «переходное время». Но как мель­чает человек, замыкаясь в заботах только о хлебе насущном! Базаров, возможно, не это имел в виду, когда резко отрицал всё старое. Может быть, он и не знал подлинного искусства: слишком занят был своим делом. И всё же, хотя он высказывает много спорного, это передовой человек своего времени, ге­рой своего времени. За такими всегда будущее.

В каждом мыслящем, деятельном человеке есть частичка Базарова .

Скачать сочинение »Был ли Базаров героем своего времени?» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Отцы и дети, Тургенев

Если домашнее задание на тему: » Был ли Базаров героем своего времени? [сочинение] оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      ? S (Включая Острова И Ледники) = 13 177 Тыс. Км? ? S (Без Островов) = 13 087 Тыс. Км? ? Самая

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона - это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров - это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.