Мы живем в прогрессивное время глобализации и информатизации, время, когда народы, их язык и культура смешиваются друг с другом и образуют такой коктейль, что разобраться «откуда растут ноги» уже очень и очень не просто. И наша страна в этом смысле мало отличается от остальных. Однако есть кое-что, что пришло к нам из глубины веков и до сих пор передаётся из поколения в поколение и путешествует из уст в уста. Это детские песенки и потешки. Кто из нас не слышал про сороку-белобоку и не играл в ладушки? Но задавались ли вы вопросом, почему у этих потешек такие слова? Кто их придумал? Мы попытались найти истоки детского фольклора.

«Смотри, какая лялечка маленькая!», - говорит женщина пятилетнему ребенку и указывает на крошку в коляске, - «ты тоже такой лялькой был, а сейчас уже вон какой большой». «Ты моя ляля», - умиленно улыбается молодая мамочка, держа на руках младенца. Откуда же взялось это слово? Такое нежное и мягкое. Его легко запоминают детки, оно приятно ложится на язык.

Существует мнение, что слово это было в ходу еще у древних славян, произошло оно от имени Лели - богини весны и любви. Отсюда и колыбель называют «люлькой», а нежное отношение к ребенку передают словом «лелеять». То есть ему уже не одна тысяча лет и несет оно в себе не только память о прошлом, но и удивительно добрый и светлый посыл, служит самым настоящим оберегом для наших крошек.

С уверенностью можно сказать, что многим детским потешкам, пестушкам и пальчиковым играм лет не меньше.

Сегодня мы учим своих деток, растим и воспитываем. Много лет назад все эти понятия были объединены словом «пестовать». Когда-то наши предки, не зная таких умных слов, как медицина и психология, смогли придумать игры, которые по сей день считаются правильными и полезными, необходимыми для полноценного развития ребенка, для развития его мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи.

В старину, как и сегодня, малышами занимались с самого рождения, рассказывали им истории, и чем младше был малыш, тем проще язык изложения, элементарнее рифма, короче слова. Потом к словам присоединялись движения - от простого к сложному. Ведь для полугодовалого крохи умение пользоваться пальчиками, ручками и ножками - это целая наука, и чтобы постигнуть её, нужна помощь взрослого. Взять, к примеру, ладушки. Вот наиболее распространенный вариант этой потешки:

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленна,

Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Мы попили, мы поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!

Казалось бы, все просто, но откуда в детской песенке взялась бражка? Кто такие ладушки? Кто куда полетел и на чью голову сел?

Оказывается, что многие детские потешки имеют обрядовые корни. «Ладо-ладушки» припевка множества весенне-летних обрядовых песен, и происходит она от имени богини любви плодородия Лады.

Присказка «шу-шу полетели, на головушку сели» берет начало от праздника встречи прилетающих по весне птиц. К этому дню, как правило, пекли печенье в виде птичек, а дети и молодые девушки играли с ними, подбрасывали в воздух и клали себе на голову, а затем рассаживали на проталинах, заборах, верхушках стогов. Пели песни веснянки, закликали весну.

В тексте Ладушек нашли отражение и родильные обряды. Бабушка-повитуха угощает деток кашей, да не простой, а ритуальной, ели такую при рождении и на крестинах, а так же на годовых праздниках в честь повитух, рожениц и маленьких детей. Да и брага была вполне ритуальным напитком.

Все эти обряды проводились, хранились и передавались из поколения в поколение женщинами, потому и перекочевали постепенно в детские песенки да прибаутки, адаптировались, перефразировались, но сохранили глубокий смысл. Надо только почувствовать его и попытаться понять.

Не менее удивительна и любимая нами с детства сорока-белобока. Давайте вспомним, как в нее правильно играть.

Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:

Сорока - белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец)
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят)
Он дров не рубил
оду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!

А вот продолжение уже мало кто слышал, но оно есть и несет в себе урок.

Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая:

Вот он ходит - воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперед.
(«Топаем» своими пальцами от большого пальчика по руке ребенка до запястья, затем на сгибе локотка останавливаемся и нежно, но отрывисто постукиваем)
Здесь водица студеная,
(Также задерживаемся на плечике)
Здесь водица теплая,
(
Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок)
А здесь кипяток, кипяток,
кипяток-щекоток.

Есть и другие варианты, сорока может варить кашку не для деток, а для гостей, но движения остаются всегда одинаковыми. И кто же эта сорока?

Птица-колдунья. Считалось, что она предвещает что-то плохое, ведь «сорок» - число вредоносных сил. Смысл же потешки связан с праздником «Сараки». Его справляют на весеннее равноденствие 22 марта. В древности считали, что в дни равноденствия прилетают души пращуров к домам своих родственников, воплощаясь в птиц. Поэтому в это время принято поминать предков. И есть для этого 5 поминальных дней (как пять пальцев), которые требуют строгого поведения, проведения особых ритуалов и в том числе приготовления поминальной каши, «дедушек кормить» (в потешке детушек или гостей). А сорока здесь - сила, которая несет вред или пользу, в зависимости от того, уважили люди предков или нет.

А если человек дров не рубил (ветер), воду не носил (вода), печку не топил (огонь) и кашу не варил (земля), значит, предков он не помнит и «ничего не получает». Вот и приходится нашему пальчику-мальчику исправляться.


Таким образом, в генетическую память, в подсознание народа с рождения закладывались нравственные и культурные основы и сегодня они тоже здесь, лежат на самой поверхности. Просто нужно их разглядеть, ухватить кончик и размотать клубок удивительных знаний наших предков. Не нужно обижаться на бабушку, которая назвала вашего ребенка лялькой. Не надо заменять «бражку сладеньку» на «Фанту» и тогда мы сохраним ту часть себя, о которой почти не помним, но которая связывает нас с нашими корнями. Наши пра-прабабушки смогли создать удивительно мудрые, точные и правильные игры, нам остается только сберегать этот культурный пласт, хранить его для своих детей, внуков и правнуков.

Анастасия Александрова

Здравствуйте, уважаемый читатель! Уверен, Вы слышали детскую песенку, которая начинается со слов:

«Ладушки, ладушки,

А знаете ли Вы, что означает слово «ладушки»? Наверное, подавляющее большинство ответит: «Конечно знаю! Это же ладошки!»

Дело в том, что раньше я думал ровно так же. Однако это неверный ответ.

Это не ладони

Слово «ладушки» — это ласкательное от слова «лада», а не от слова «ладони».

А что такое «лада»? Лада – это возлюбленный или возлюбленная. Говоря в общем, это милый (или милая) сердцу.

«Лада» — очень древнее русское слово. Достаточно сказать, что оно встречается еще в «Слове о полку Игореве», написанном в 1185 году.

Соответственно, ладушки – это не описание процесса битья в ладоши, не «хлоп-хлоп» и не «бац-бац». Это не что иное, как ласковое прозвище маленьких деток. Именно их и спрашивают в песенке о том, где же они были. А они отвечают, что гостили у бабушки.

Таким образом, в песенке нет никаких ладошек. Нет, Вы, конечно, можете хлопать в ладоши, когда её поёте. Однако «ладушки» — это детки, а не ладошки.

Что ж, теперь Вы знаете чуточку больше, чем две минуты назад, верно?

К слову, сегодня у нас 14 февраля. Поздравляю Вас с Днём всех влюблённых! Самое главное, что есть в жизни, — это любовь к Вам со стороны тех, кто Вам дорог, и ответная Ваша любовь к своим родным и близким! Я искренне желаю Вам, чтобы у Вас была именно такая, обоюдная любовь!

Потешки для самых маленьких – это коротенькие, ритмичные стихи, которые, как правило, не несут в себе глубокого смысла. Некоторые молодые мамы задаются вопросом: зачем нужны потешки? Приносят ли они какую-то пользу малышу? Специалисты по раннему развитию уверенно отвечают: да! О значении потешек для самых маленьких – в материале ниже.

Чем полезны потешки для самых маленьких?

1. Успокаиваем или забавляем малыша

Маленький ребенок воспринимает стихи гораздо лучше, чем обычную речь (что, впрочем, верно и для взрослого человека). представляют собой четко рифмованные стихи с ясным и простым ритмическим рисунком. Слыша такую речь, произнесенную родным и знакомым голосом, малыш успокаивается и прислушивается. Если озвучивать потешку с веселой, задорной интонацией – это развеселит карапуза, а если произносить слова медленно, задумчиво, можно успокоить малыша, подготовить ко сну, снять дневное перенапряжение.

2. Учим с ребенком слова и тренируем его память

Состоят из простых, легко произносимых слов. Даже если эти слова пока еще не понятны малышу, он запомнит их, а позже попытается произнести. Запоминая короткий веселый стишок, ребенок развивает память и внимание, активно работает речевой центр его головного мозга.

3. Знакомим малыша с окружающим миром

Сюжет большинства потешек для самых маленьких носит бытовой характер и знакомит ребенка с окружающим миром, с его предметами и событиями.

4. Учим ребенка каким-либо действиям

Некоторые потешки для самых маленьких направлены на то, чтобы в игровой форме научить малыша какому-либо полезному действию. Есть потешки, которые мама может произносить, занимаясь с грудничком гимнастикой, например:

Ты, мышонок, потянись,
Маме, кроха, улыбнись!
А теперь давай, дружок,
Повернемся на бочок!

Есть потешки, помогающие малышу умываться, одеваться, и т.д.

Тексты потешек для самых маленьких

Наверное, самые популярные потешки для малышей – «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки » и «Идет коза рогатая »:



«Ладушки»

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

Но есть и не очень популярные потешки, не менее забавные и полезные для развития малыша. Далее мы приведем тексты потешек для самых маленьких, объединенных по смыслу.

Потешки о животных



«В этом домике»

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

«Улитка-улитка»

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

«Черепаха»

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Никого я не боюсь.

«Лебёдушка»

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Потешки о частях тела (рассказывая, нужно показывать ребенку его пальчики, ножки, ручки – по смыслу потешки)



«Ножки, ножки, где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

«А где наши ручки?»

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у крохи рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки -
мягкие подушки.
Покажи-ка язычок
Пощекочем твой бочок.
Ай люли люли люли
Кроху маме принесли.
Кроха маааааленький
Кроха маааменькин.
(Вместо «Кроха» подставляем имя малыша).

«Пальчик - мальчик, где ты был?»

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

«Раз, два три четыре пять!»

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

***
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Потешки про умывание


***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

***
Водичка, водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся,
Грязь смывайся!

***
Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

Потешки про первые шаги


***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

***
Топ, топ, топотушки...
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Потешки про еду


***
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушке
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

***
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И сыночку на зубок.

***
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для деточки калачи,
Для деточки горячи.

***
Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!

***
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.

***
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Потешки для самых маленьких хороши не только для развлечения. Они знакомят малышей с окружающим миром, тренируют память, учат звукам и словам. Потешки отлично запоминаются, а если мама не вспомнила подходящий стишок – она легко может придумать его сама! Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения!

» речь про исторические корни песни «Ладушки» . Наверное, вы слышали: ладушки-ладушки, где были — у бабушки. Что ели — кашку, что пили — бражку. Менее известна книга «Исторические корни волшебных сказок » Проппа. Весьма во всех отношениях — про то, почему баба Яга — баба, а не мужик; про то, что такое избушка, и почему она действительно страшна. Но корни можно найти не только у сказок…

Исторические корни песни «Ладушки» идут в тысячелетия намного дальше, чем корни сказок. Можно сказать: в то время, когда создавались «Веды» в Индии, а египтяне только задумались о спуске с веток и другом назначении камней.

Теперь докажем.

В первой строке вопрос: где были? Ответ: у бабушки . Обратите внимание — не у дедушки, не у мамы или папы. Именно у бабушки. Чувствуете некоторую мистичность направления?

Обычно эта песня ассоциируется с гусями-ладошками: гуси-ладушки имитируются ладошками детей и их мам с бабушками. Так что на гусях мы сделаем акцент. Но нужно помнить: видовая принадлежность птиц не указывается .

Вторая строчка про пиршество: ели кашку, пили бражку .

Сначала кажестя, что это заговор против бедных русских путём создания у детишек положительных эмоций к алкоголю. Ведь о браге поёт мама, бабушка… самые близкие и любимые… Действительно, попахивает уничтожением нации посредством спаивания.

Вы можете сказать: «Да ладно, наверное, речь о другой бражке, детской». А вот и нет, что подтверждает куплет «Поели, попили, домой полетели, на головку сели «. Обычно гуси-ладошки садятся на головку ребёнку. Но где это видано, чтобы гуси (да и птицы в целом) садились на голову человеку! Кому такое вообще в голову могло прийти?

Совершенно верно. Гуси не отличаются склонностью залазить на головы. У них вообще с лазанием и усаживанием на проблемы — из-за лап с перепонками. Получается:

  • а) или автор песни набухался бражки
  • или б) автор песни имел в виду другую голову.

а) попахивает тем же заговором. Про — б) подробнее.

Факт: животные любят алкоголь.

Дикие свиньи, например, обожают подгнившие яблоки (с этанолом и этиловым альдегидом), отчего резвятся и пьяно-счастливо спят. Домашние птицы — не исключение. Так, если тем же гусям дать свежую черешню и черешню из-под наливки, то выбор — черешня из-под наливки (с алкоголем).

Ну а бухнув, гуси — как люди: совершают странные вещи. В том числе кувыркаются, крякают гусиные песни, дерутся. А если приход словлен в полёте? Тогда гуси садятся НА ГОЛОВКУ. То есть, приземляются не на лапы , а на голову. При этом мы сочетаем

  • строку, что птицы набухались перед полётом
  • факт воздействия браги на животных
  • странные слова про «на головку сели».

Теперь очевидна последовательность: птицы бражничали, словили приход в полёте и приземлились спьяну на свои головы. Теперь очевиден первый семантический пласт:

Песня про «Ладушки» на самом деле ПРОТИВ алкоголя.

И в детской, доступной форме показывает негативные последствия пьянства .

Но это лишь первый слой, потому что есть новый вопрос: «Кому вообще в голову пришло поить животных брагой?» Причём обратите внимание — речь идёт не о домашних гусях. Домашней птице ОБЯЗАТЕЛЬНО обрезают крылья. Иначе они отправятся далеко в тёплые страны, как только окрепнут. Тем не менее, в песне используются слова «попили, поели, домой полетели» — крылья не обрезаны.

То есть, у бабушки

  • а) были дикие гуси / птицы
  • б) они были пролётом.
  • в) безобразничали (пьяные) уже «дома».

Где дом у диких набухавшихся гусей? Зависит от количества выпитого. И явно рядом с гнездом разврата.

Итак, барабанная дробь……………… КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ!

Легко ли поймать пьяного дикого гуся? Так же, как ограбить пьяницу под мухой.

Таким образом, ушлая бабушка, напоив диких птиц брагой, могла с лёгкостью брать их тёпленькими.

Вы скажете: «Хороший способ охоты!» Но зачем? Ведь есть охотники, луки, стрелы, силки…

Значит, дело в другом.

Дело в том, КАК дикие гуси стали домашними . То есть, как древние люди

  1. Поймали диких вольных гусей
  2. Поймали более менее невредимыми, ведь раненые птицы хуже размножаются
  3. Поймали в достаточно самцов и самок для создания потомства, забывшего свободу.

Какой-то процент птиц, возможно, и был пойман ошибками в охоте. Но это сложно, хлопотно и не престижно (все зовут мазилой). Какой-то процент найден случайно или в силках. Но нужен не процент, нужна стопроцентная работающая технология поимки диких птиц для одомашнивания.

Таким образом:

Песня «Ладушки» — древняя технология одомашнивания.

Прошедшая до нас через ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ!

Вот это подарок от предков. Такая себе супер-мнемоническая техника по всем канонам:

  • и образность,
  • и тактильные ощущения,
  • и ритм,
  • и мелодия прилипчивая,
  • и учится с младых ногтей,
  • и полезная информация о технологии поимки диких животных для приручения.

Настолько удачное сочетание, что забылось всё , даже назначение стиха. А сама песня — вот она.

А вы «Ладушки… ладушки…»