Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кл. руководитель Демина В.О. Как оформить «Читательский дневник»

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников.

Ведение читательского дневника позволит: 1)полюбить книгу и процесс чтения; 2)повысить качество чтения; 3)расширить кругозор читателя; 4)развить его творческие способности; 5) научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя.

Как оформить «Читательский дневник» На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», своё имя и фамилию, класс (можно оформить обложку по своему усмотрению).

В тетради укажите: дата чтения название произведения автор главные герои мои впечатления о прочитанном «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложениях основную мысль текста.

При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться образца, данного в таблице. Дата Название произведения Автор Имена и главные герои Мои впечатления о прочитанном 30.01. 2015 "Неизвестный цветок" Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе,предместье Воронежа. 1.Даша 2.Неизвестный цветок Это история маленького цветочка, который хотел жить. Мне стало очень грустно, когда я прочитал, что неизвестный цветок умер. Сказка учит нас не бояться трудностей, а делать всё, чтобы «не жить печально».

Вот вопросы в помощь: Опишите внешность героя. Назовите черты его характера. Каковы его любимые занятия? Кто его друзья? Какие они? Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем? А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему? Какой отрывок из книги понравился больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

СТРАНИЦА ДНЕВНИКА

Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО” Следи, чтобы глаза двигались по строчке. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимателен к каждому слову. Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно: вслух,про себя..

ТРЕНИРУЙСЯ В ЧТЕНИИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как оформить портфолио?

Если вы не знаете как оформить портфолио, с чего начать? Начните с самого главного: какие разделы вы включите в своё портфолио. Я предлагаю Вам свой вариант. Если Вам это поможет - буду очень рада....

Как оформить исследовательскую работу?

Трудным моментом для учащихся начальных классов является оформление исследовательской работы. Предлагаю для образца исследовательскую работу "Мои права и обязанности". Учащиеся, защищавшие данную рабо...

Памятка "Как оформить читательский дневник?"

Читательский дневник - это сборник отзывов о прочитанных книгах, которые понравились (или не очень). Читайте - и будьте счастливы!...

Начиная с первого класса, преподаватели дают детям конкретный перечень книг, которые они должны прочитать к началу учебного года. Дневниковые записи помогут школьнику вспомнить содержание книги. Кроме того, дневник читателя позволяет легко и быстро находить нужную информацию при подготовке к различным опросам, тестам и экзаменам. Зафиксированные впечатления от книги помогут вспомнить литературные образы даже спустя много лет после того, как вы прочитали последнюю страницу указанной книги.

Оформлять читательский дневник легко. Немного терпения — и у вас все получится.

Для начала определитесь с оформлением будущего помощника . Самым простым вариантом будет использование обычной тетради в клетку. На титульном листе напишите: «Читательский дневник», ниже укажите имя и фамилию его составителя, а также класс. После этого ваш ребенок может украсить тетрадку, как ему нравится.

Посмотрите, как можно оформить тетрадь.

Примерный образец оформления

Следующую и последнюю страницы тетради вы можете оставить для заметок. Либо на первой после титульной страницы укажите перечень прочитанных книг с указанием количества страниц.

Раскройте следующий разворот и расчертите таблицу , состоящую из 6 колонок:

  1. В первой колонке укажите фамилию, имя и отчество автора, название и год написания произведения. Желательно сразу приучать ребенка полностью писать имя и отчество писателя, чтобы ему или ей было проще готовиться к экзамену. Также попросите ребенка указать два-три значимых факта из жизни автора.
  2. Вторую колонку отведите под краткое описание. Объясните ребенку, что он должен записать все значимые факты произведения, выделить главных героев, определить все сюжетные линии таким образом, чтобы ему было проще сделать подробный пересказ.
  3. В третьем столбце укажите жанр, стилистические особенности и структуру книги.
  4. Четвертый столбец отведите полностью под персонажей. Можете предложить дочери или сыну начертить схему взаимоотношений главного героя с остальными действующими лицами, появляющимися в работе. Не забудьте особо подчеркнуть черты характера, внешность и прочие важные особенности героев. Также не забывайте описывать место и время действия, основной конфликт и способы решения его по ходу раскрытия сюжета.
  5. Попросите ваше чадо описать запомнившийся эпизод в пятой колонке. Интересные цитаты с указанием того, кто это сказал, можно фиксировать здесь же. Их можно впоследствии использовать для группового обсуждения в классе.
  6. В последней колонке напишите несколько строк о впечатлениях после прочтения. Затем через некоторое время снова вернитесь к этой колонке и напишите общее впечатление от книги. Если книга большая по объему, то впечатления можно записывать по ходу прочтения. Не забывайте просить ребенка делиться с вами мыслями о героях.

Электронный или бумажный

Иногда намного проще и полезнее вести электронный дневник . Благодаря ему, дети быстрее освоят пакет офисных программ компьютера. Вы можете подготовить шаблон читательского дневника в электронном виде и показать, как его заполнять. После чего вам останется только распечатать дневник.

Электронный дневник хорош еще и тем, что ребенок может постепенно начать осваивать поиск в Интернете, находить фотографии прочитанных им авторов. Вы можете придумывать и делать с малышом интерактивные задания. Например, найдите в Интернете несколько картинок, отражающих сюжет разных сказок, в том числе и той, которую вы читаете с ребенком. И попросите его или ее найти ту, которая соответствует смыслу прочитанного.

Или же вы можете найти раскраски с героями из сказок. Пусть малыш раскрасит героев, как пожелает, затем аккуратно вырежьте листки и вклейте их в дневник.

Еще один пример оформления — в этом видео.

Приучайте ребенка читать до того, как он пойдет в первый класс . Купите ему красочный букварь и кубики. Чтение развивает воображение, сострадание, помогает мыслить нестандартно. Вы можете под чутким руководством своего чада начать публиковать на страницах в социальных сетях его рисунки. Ведь дети так любят рисовать после того, как им прочитают какую-нибудь запоминающуюся сказку.

Как правило, дети, которым еще только предстоит пойти в первый класс, уже активно осваивают компьютерные игры. Предложите ребенку самостоятельно заняться оформлением электронного читательского дневника. Поищите шаблоны оформления, которые можно будет потом распечатать.

Вести электронный дневник будет намного проще и интереснее. Его основным преимуществом перед бумажным собратом является невозможность потерять его . Его ведение целиком и полностью зависит от детских идей и творческого подхода. Немаловажно также ставить для ребенка конкретные цели или задавать вопросы, связанные с содержанием произведения, например:

  • Прочитать такую-то книгу к такому-то числу.
  • Почему автор назвал своего главного героя так, а не иначе?
  • Как бы ты закончил произведение?

А затем отслеживать выполнение поставленной цели по мере заполнения дневника и ответов на поставленные вопросы.

Независимо от того, какой вариант ведения читательского дневника вы изберете со своим первоклашкой, это занятие само по себе принесет ощутимые плоды в ближайшем будущем .

Дневник читателя - это дневник для книголюбов (и для тех, кто должен ими стать, т. е. для школьников, которым приходится читать летом по заданным спискам), он является идеальным журналом для учёта истории книг, которые вы прочитали и хотите оставить всё самое важное, собрав всё по разным книгам в одном месте. Эта книга, от первого в России наставника по чтению, научит анализировать и понимать книги, покажет, что литература - это целый мир, в котором вы тоже можете стать творцом.

Этот дневник представляет собой прочную книгу/дневник, которая состоит из двух частей. В первой части объясняется, чем можно заниматься в читательском дневнике : как записывать свои впечатления и цитаты, рисовать любимых героев, составлять словарь, даже придумывать кроссворд или интеллект-карту, искать рецепт блюд, упоминавшихся в книге, придумывать фанфик. Здесь есть примеры, составленные детьми - учениками Марты.

Вторая часть дневника - творческие страницы , которые читатель и будет заполнять.

Это полезный подарок для любителей книг, которым полезно отслеживать все свои литературные завоевания, для любого школьника , потому что такой дневник поможет быстро вспомнить прочитанные произведения и написать сочинение (незаменимо для подготовки к ЕГЭ!). Как бы ни были удобны тома с краткими содержаниями литературных произведений, своя собственная "выжимка" гораздо полезнее любого из них. Здесь именно ваши мысли и ощущения, то, что поможет вам написать уникальное, неповторимое сочинение.

Дневник индивидуален, поэтому каждому читателю - свой экземпляр . Для семей книголюбов рекомендуется приобретать экземпляры для каждого читающего члена семьи.

Читательский дневник научит свободно выражать и записывать на бумаге свои мысли; рассуждать логически, анализировать, находить закономерности, работать с информацией; обращать внимание на детали; запоминать важное. Это именно те самые навыки, которые требуются при написании любого эссе .

Тем, кто любит писать , эта книга поможет развить писательское мастерство, расширит кругозор, научит через анализ литературного произведения лучше понимать себя и других людей.

Более того, эта уникальная книга привьёт любовь к литературе и чтению, разнообразит досуг, потому что в ней собрано много идей, как провести время после прочтения книги.

Дневник написан живым языком, с ним дети начинают творить !

Страницы вы можете заполнять как угодно: если вы не хотите рисовать иллюстрации, оставьте эти страницы для записи о книгах. Никакого навязывания чужой воли: это ваш дневник.

Некоторые страницы на фото:



От автора

У тебя в руках редкость. Почти у каждого есть мобильный телефон или хорошие кроссовки, а читательский дневник - только у творческих и вдумчивых. Таких людей ещё называют талантливыми. Им обязательно нужно место для их идей, впечатлений, рисунков, чертежей. И в читательском дневнике его много! Это территория твоей свободы.

Первые страницы заняты рассказом о том, как можно с азартом и фантазией заполнять читательский дневник. Вторая часть - пустые развороты. Простор для тебя, главного человека в этом читательском дневнике.

Когда здесь не останется пустых строк, читательский дневник станет порталом в мир твоих суперспособностей ко всему на свете: рисованию иллюстраций, анализу фактов, кулинарии, написанию рецензий, а главное - увлечённому чтению художественной литературы, такому же редкому дарованию , как телепортация, предвидение или управление стихиями.

Сейчас ты прочёл сколько-то книг, может быть, одну, а может, несколько десятков. Их все ты кое-как держишь в памяти. Наступит день, когда ты уделишь внимание сотням писателей и их историям. Чтобы всё вспомнить, тебе будет достаточно пролистнуть свой читательский дневник.

Поспорить с Пушкиным, побыть соавтором Чехова, наставить восклицательных знаков, опубликовать разгромную критическую рецензию на последний роман Роулинг, выкрасить все буквы в зелёный цвет... Нет такого другого места, в котором столько свободы, сколько в читательском дневнике.

Что в книге?

КАК ВЕСТИ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

5 причин вести читательский дневник
Дневники великих
Что можно делать в читательском дневнике
Что ещё можно делать в читательском дневнике
Как писать о своих мыслях и чувствах
Звезда, круг, буква - шифр!
Зачем выписывать цитаты?
5 советов начинающему иллюстратору
Составь словарь книги
Интересные факты
5 действий картографа
Анатомия рецензии
Напиши фанфик
Попробуй литературу на вкус
Лучший способ задавать вопросы
Инструкция по составлению литературного кроссворда
Тайна двух книжных полок

МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Цитаты и мои мысли
Иллюстрации
Словарик
Интересные факты
Карта
Рецензия
Фанфик
Рецепт
Кроссворд

Об авторе

Марта Райцес - основатель и методист первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид».

По её словам, чтение - это занятие, в котором нужно развиваться постоянно: «Мы популяризируем чтение и показываем людям, что на самом деле это не просто развивающее занятие. Это ещё и исключительно интересно. Чтение - прекрасный вид досуга. Помимо этого мы формируем навыки, которые помогут человеку при чтении. Это навыки анализа текста, запоминания, методики скорочтения, способность рисовать интеллектуальные карты, ориентироваться в историко-культурном контексте ... Очень важно, что мы преподносим всё это в лёгкой форме, без назидательности».

Вот и наступили долгожданные летние каникулы, отложены в сторону портфели и учебники. Но, не смотря на каникулы, все школьники получили список книг, которые необходимо прочитать за лето. Многие учителя так же просят вести читательский дневник.

Предлагаем вашему вниманию нашу версию читательского дневника. Мы постарались оформить его так, чтобы он не только принёс пользу, но и заинтересовал вас. Читательский дневник не просто тетрадь, которую нужно заполнить, а потом забыть. Это не заменимый помощник! Он не только научит определять жанр произведения и главных героев, но и поможет научиться находить главную тему произведения, научиться кратко и чётко выражать свои мысли, пополнит словарный запас. Кроме этого вы уже не забудете свои впечатления от прочтённого произведения, не забудете автора. Ваш заполненный читательский дневник поможет вам и при написании сочинений.

Для ведения дневника вам понадобится папка-скоросшиватель с файлами, формат папки А4. В архиве вы найдёте следующие листы:


Данный материал предназначен исключительно для личного использования. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ публиковать его в других интернет-изданиях.

Подготовила Власова Наталья


Читательский дневник

Заканчивается учебный год и все школьники получат списки произведений для летнего чтения. Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в Читательский дневник . И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а, следовательно, и ребёнок начинает негативно относиться к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведёт.

Давайте же разберёмся, зачем и кому нужен Читательский дневник?

Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий - я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось – прочитала – забыла». Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!

Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все , что когда-то читал. Если ребёнок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.

«Моей дочке это не надо, и делает из-под палки.

Любви к чтению у неё это не прибавляет»

Конечно, если ребёнок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребёнка делать выводы из прочитанного, помочь ему лучше запомнить и понять произведение .

Среди родителей немало есть и сторонников ведения Читательского дневника . «В начальной школе ЧД - это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самому расставить точки над i в прочитанном произведении , сделать выводы, хотя бы в два-три предложения. В конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно».

Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.

Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Чётко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 - было уже просто».

Зачем нужен читательский дневник?

Как делать записи в дневнике?

Для Читательского дневника мы берём самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Можно взять и общую тетрадь, чтобы хватило на все 4 года обучения. Расчерчиваем на несколько колонок.


  • номер по порядку,

  • название произведения,

  • автор,

  • главные герои,

  • «О чём?», «Моё отношение к произведению».
Здесь ребёнок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти детей произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причём, если произведение большое, а ребёнок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и, конечно, о чём ребёнок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение .

Для тех, кто только учится самостоятельно читать, подойдёт самый простой способ - делать записи в таблице:



Если книга понравилась:


  • можно нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним;

  • найти и приклеить портрет автора книги, написать его полные имя и отчество.
Если книга очень понравилась:

  • сделай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;

  • придумай загадки или ребусы о героях;

  • составь кроссворд по прочитанному;

  • написать и «послать» в дневнике письмо героям или автору книги;

  • узнать и записать интересные факты из биографии писателя.
Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

2. Жанр произведения (сказка, рассказ, повесть, стихи, басня, былина…)


  • Возраст и внешность героя.

  • Черты его характера.

  • Его любимые занятия.

  • Что он любит или не любит, его привычки и т.д.

  • Кто его друзья? Какие они?

  • Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

  • А есть ли такое, что тебе в нём не нравится? Почему?

  • Нарисуй портрет любимого героя.
4. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чём он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

  • Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
5. Понравилась ли тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.

6. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел её прочитать?

Важно!

Данные пункты можно использовать не все, частично! Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника . Можно придумать свои странички, добавить свои пункты.

Главное!

Научите своего ребёнка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше он будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника , Вы научите анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Главное, чтобы читательский дневник стал помощником и собеседником его владельца.

Список литературы:

Как может выглядеть Читательский дневник, посмотрите здесь.

Фотографии читательских дневников учащихся из личного архива Сизиковой С.Д.

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. М.: «Просвещение», 2014.

Сайт Радуга-класс.

Сайт Читалочка.

Сайт Педсовет.ру читательский дневник 1, дневник 2, дневник 3, дневник 4.


  • Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

  • Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

  • При чтении будь внимателен к каждому слову.

  • Старайся понять, о чём читаешь.

  • Читай ежедневно: вслух или про себя.
Памятка

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ”


  • Прочитай текст.

  • Все ли слова тебе понятны? Если какое-либо слово ты объяснить не можешь, то обратись к Толковому словарю.

  • Подумай, о чём или о ком рассказывается в этом тексте .

  • Какие вопросы в тексте ставит автор? Какие вопросы хотелось бы задать тебе?

  • Предположи, о чём мог бы рассказать автор дальше.
Памятка

  • Прочитай текст медленно, тихим голосом.

  • Найди слова, которые было трудно прочитать.

  • Объясни их смысл, посмотри в Толковом словаре.

  • Прочитай эти слова ещё раз сначала медленно, потом быстро.

  • Прочитай весь текст быстро и громко.

  • Тренируйся каждый день.
Памятка

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ УДАРЕНИЕ”


  • Сначала необходимо выяснить смысл незнакомого для тебя слова. Для этого найди его в Толковом словаре. Из словарной статьи ты узнаешь, что обозначает это слово и на какой слог падает ударение.

  • Произнеси слово несколько раз, выделяя голосом ударный слог.

  • Напиши слово, выделяя ударную гласную красным цветом. Правильно произнеси слово несколько раз.

  • Составь предложение с этим словом . Запиши его. Прочитай предложение вслух.
Памятка

  • Внимательно рассмотри в тексте знаки препинания.

  • Определи, какие паузы ты будешь делать (длинные или короткие).

  • Каждую строчку читай, выделяя голосом знаки препинания.

  • Определи, какие чувства ты хотел бы выразить (радость, грусть, удивление). Прочитай, стараясь показать голосом свои чувства.
Памятка

УЧИМСЯ ПРИДУМЫВАТЬ РАССКАЗЫ”


  • Рассмотри внимательно сюжетные рисунки. Что на них изображено.

  • Подумай, что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что может произойти после событий, изображённых на рисунке.

  • Придумай название рисунку и рассказу.