Балет зародился в XV веке в Италии, и само слово «ballo», означающее «танец», - итальянское. Однако более полное развитие получил во Франции, Король Людовик XIV, бывший страстным танцором, в 1661 года открыл в Париже первую европейскую Академию танцев.

Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.

Изначально движения в балете базировались на придворных танцах и не требовали физической подготовки. А вот первой исполнительницей, вставшей на пальцы ног, была итальянка Мария Тальони, которая гастролировала и в России.

К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

Возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе»

Чтобы сшить балетную пачку, потребуется около 13-16 метров тюля и 2 дня работы.

За год балерина меняет более 300 пар балетных туфель

Вес средней балерины составляет около 51 кг

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей.

Выдающаяся балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама артистка.

Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин

Мужчина танцующий в балете поднимают за каждое выступление не меньше тонны, то есть он поднимает балерину около 200 раз.

В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил балет в Туркменистане. «Я не понимаю балет, - заметил он. - Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». По его распоряжению театр оперы и балета в Ашхабаде были снесены. Пришедший ему на смену Гурбангулы Бердымухамедов оставил балет под запретом.

Детские мечты похожи на балерин – лёгкие и воздушные, в красивых платьях, окружённые восхищением. В маленьких головках с косичками балерины предстают не иначе как воздушными облачками – прекрасными и невесомыми. Потом девочки вырастают, косички отрезаются, и мечты сменяются целями.

А сегодня мы решили вернуться к этим детским мечтам и узнать о балете то, чего мы не знали тогда, и может быть, даже не подозреваем сейчас.

Барби Мечты о Балете

1. Только мужчины

Балет - это женский мир, в котором мужчина - лишь почетный гость. (Джордж Баланчин)

Сегодня балет считается в основном женским искусством, женщина в нём царит и правит. А когда балет только-только появился и до самого конца XVII века, танцевали в нём только мужчины. Для женщин это считалось неприличным, так как их массивные туалеты с длинными юбками и жёсткими корсетами не позволяли благородным дамам нормально двигаться, буквально придавливали к земле.

Мадмеуазель де Ла Фонтен

Первой профессиональной балериной в истории считается Мадмеуазель де Ла Фонтен . Она исполнила главную партию в балете «Триумф любви». С неё началось проникновение женщин в балет, а в XVII веке наступил перелом и женщины стали играть главную роль.

Кукла Краса Балета Блондинка

2. Выворотность

Все мы видели, как стоят балерины: их стопы неестественно выворачиваются носками врозь. В балете на самом деле 5 основных позиций рук и ног (и все они выворотные). А пришли они из фехтовального искусства. Ведь в балете участвовали только мужчины, причём благородного происхождения, а фехтование тогда было обязательным умением дворянина.

Позиции в балете и в фехтовании очень схожи, а выворотность ног помогает из каждой позиции двигаться в любом направлении. На самом деле у танцев и борьбы много общего - гораздо больше, чем просто позиции тела.

Кукла Время Весны

3. Без слов?

Первые балеты были вовсе не бессловесны. И включали в себя не только танцы. Точнее, это танцы были частью грандиозных представлений, которые могли продолжаться по 17 часов и включали в себя драматические чтения, диалоги, пение, конные представления, битвы, ну и танцы тоже.

Кукла Венди Праздничная Балерина

А вот первые безмолвные балеты появились лишь спустя два столетия. Они назывались «балеты действия» и появились благодаря хореографам-новаторам (Новерру, Уиверу, Анджолини), которые совершили целую революцию в артистических костюмах. Громоздкие, стесняющие движения одежды были отвергнуты, так же как и маски (обязательные для представлений). И у танцоров появилась свободная пластика тела и возможность помогать танцу мимикой. Представления стали гораздо выразительнее и живее, и танец уже мог рассказывать без слов.

Кукла Пуллип Пер Ноэль

4. Непонятные названия

На самом деле они понятны, но французам. Все балетные движения традиционно именуются на французском, потому что именно во Франции была основана первая Академия танца. И все термины произошли от обычных французских слов. Например, гран жете (grand – большой, jeté от глагола jeter – кидать, бросать) – получается, «большой бросок» - это прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону и максимальным раскрытием ног.

Из Франции увлечение балетом распространилось и в другие страны, но термины остались на французском, такое единообразие помогало ученикам преодолевать языковой барьер и спокойно постигать искусство танца в любой стране.

Кукла Флок Гран Жете Малышка-Балерина

5. Пуанты

Сейчас пуанты – это визитная карточка балета. Однако и так тоже было не всегда. Сперва для танцев использовались туфли на каблуках (изобретённые Людовиком XIV). Первая балерина, отказавшаяся от каблуков в пользу мягких туфель, была Мари Салле , она также укоротила юбку и сбросила панцирь корсета. Такой гибкий и хрупкий образ балерины, с короткой юбкой и облегающей туникой в XVII веке считался верхом неприличия, зато выглядело это очень артистично.

Мария Тальони в балете Сильфида. Литография Шалон и Лэйн

Но, несмотря на эти ранние попытки, лавры первой танцовщицы на пуантах достались Марии Тальони . И это оправданно. Мария готовилась выступить в главной роли в балете «Сильфида», который рассказывает о фольклорном персонаже, фее, духе воздуха – вечно юной и лёгкой, крылатой Сильфиде. Чтобы передать эту воздушность и невесомость Мария придумала балансировать на самом носочке ноги – на пуанте (en pointe – на фр. означает «на носочке», «на пике», «на острие»). Для того, чтобы это можно было сделать, сапожник Марии создал обувь, укреплённую на носке пробкой, чтобы на него можно было переместить весь вес – так и появились пуанты.

Коллекционная Фарфоровая Барби Прима Балерина

6. Пачка

Ещё один характерный признак балета – это пачка. И её появлением мы тоже обязаны Марии Тальони. Её наряд сильфиды – лёгкое платье без рукавов с юбкой в форме колокола – стал основой для «романтического костюма».

Сейчас существует два вида пачек. «Романтическая» (её ещё называю «шопеновской») выглядит так: струящаяся ткань, юбка пышная длиной до колена или ниже, иногда к образу добавляются воздушные рукавчики – такой костюм придаёт образу балерины лёгкость и воздушность.

Но с развитием балетной техники понадобилась ещё большая свобода движений ног, и пачка укоротилась и уплотнилась. Такая пачка немного походит на блюдце, её стандартный радиус около 50 см и танцуются в ней балеты, считающиеся сегодня классическими.

Есть и ещё один вариант одежды балерины. Он называется «хитон» . Наряд, в котором танцуют партию Джульетты – самый яркий пример.

7. «Большая тройка»

Основные классические балеты, написанные П.И. Чайковским и поставленные М. Петипа, и образуют «большую тройку»: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Эти мастерские, истинно гениальные постановки знают все, и именно с них началось триумфальное шествие русского балета по всему миру.

J-Doll Улица Росси в Петербурге

Музыкальный «Щелкунчик» - самая любимая волшебная сказка, без которой не обходится ни одно Рождество в мире. А партия Одетты – Одилии из «Лебединого озера» в балетной среде считается негласным экзаменом на право называться настоящей Балериной.

Балет всё равно останется загадочным искусством. И всегда будет привлекать мечты девочек, потому что воплощает в себе грацию, лёгкость и красоту. И, наверно, эти мечты нужны, чтобы выросшая девочка ощущала в себе этот прекрасный цветок женственности, который выращивает в нас балет. И с каждым соприкосновением с балетом – будь то спектакль, кукла, модная нынче юбка-пачка - этот цветок всё больше хорошеет и расцветает.

Кукла Классическая Балерина

В статье использованы фотографии Emapyl, N.Razina,

Такое искусство, как балет, существует уже несколько столетий, и всё это время оно продолжает усложняться и развиваться. Ценители балета и раньше, в минувшую эпоху, порой проделывали путь в сотни и тысячи километров длиной, чтобы насладиться представлением, но сейчас, к счастью, всё намного проще. Впрочем, подобные танцы нравятся не всем - это дело вкуса.

Факты о балете

  • Родиной искусства балета является Италия. Оттуда он попал во Францию, а уже оттуда распространился по всей Европе.
  • Его название происходит от итальянского «ballo», что означает попросту «танец».
  • На заре балета танец не требовал значительной физической подготовки. А потом итальянская балерина Мария Тальони стала танцевать на кончиках пальцев, чем и задала новый вектор развития балетного искусства.
  • На протяжении нескольких столетий русский балет был настолько популярен, что европейские исполнители зачастую брали себе русские псевдонимы.
  • Возлюбленной Сергея Есенина была знаменитая балерина Айседора Дункан, трагически погибшая во время поездки на автомобиле ().
  • В среднем ежегодно прима-балерине требуется около 300 пар балетных туфель, то есть их расход составляет более 1 пары в день, считая выходные дни. У обычной балерины за год уходит около 100 пар.
  • Большинство балерин очень миниатюрны. Средний их вес не превышает 50 кг.
  • Занятия балетом на профессиональном уровне влекут за собой огромную нагрузку на организм, из-за чего танцоры балета болеют в среднем в 3-4 раза чаще обычных людей.
  • Легендарная балерина Ольга Лепешинская прямо на сцене сломала ногу в трёх местах, причём треск кости был слышен даже зрителям. Тем не менее, она закончила выступление, как ни в чём ни бывало. Как это у неё получилось, не поняла ни она сама, ни врачи.
  • Изначально в балете танцевали только мужчины.
  • Аналогом бросания тухлыми помидорами в балете служит завёрнутый в газету веник, брошенный на сцену.
  • В среднем танцор балета за выступление поднимает партнёршу около 200 раз, таким образом поднимая около 10 тонн суммарного веса.
  • С 2001 года балет находится под запретом в Туркменистане ().
  • Балетные пачки изготавливаются вручную, и на одну штуку требуется несколько дней труда и 13-15 метров тюля.
  • Многие танцоры балета довольно суеверны. Одно из распространённых суеверий - заходить в гримёрку только с левой ноги.
  • Балетные пачки были изобретены около 180 лет назад, и с тех пор они практически не изменились.
  • Самым популярным в мире балетным произведением является «Лебединое озеро».

Балет является видом сценического искусства. Это спектакль, содержание которого воплощается не в словах, а в музыкально-хореографических образах. Немного любопытных фактов из мира балета будут полезны и интересны не только для балетоманов.
1. Балет родился в Италии в 15 веке, само слово ballo итальянское, означающее танец. Однако полное развитие он получил во Франции. Людовик 14, король Франции, был серьёзным танцором, в Париже открыл в 1661 году первую европейскую академию танцев.
2. Костюмы балетных танцоров – их визитная карточка, а костюмерам приходится вкладывать огромные усилия для создания и поддержания первозданного вида костюмов. Чтобы сшить балетную пачку нужно закупить около 16 метров тюля, а затратить на это 2 дня работы.

3. Балетная обувь называется пуантами. В таких туфлях балерины танцуют, опираясь на кончики пальцев ног. Эту обувь изготавливают специальные мастера только по индивидуальным размерам каждого артиста. За год балерина меняет более 300 пар пуантов.

4. Несмотря на хрупкость балерин, вес которых в среднем составляет не более 51 килограмма, мужчина, танцующий в балете, поднимает за каждое выступление не меньше тонны, поскольку за одно представление он поднимает и опускает балерину около 200 раз.
5. Труд артистов балета сложен, они испытывают очень серьезные нагрузки. Об этом свидетельствует тот факт, что профессиональные балерины и танцоры балета болеют в 4 раза чаще, чем обычные люди.
6. Многие люди сомневаются в некоторой терминологии балета. Так, артистка балета называется балериной, а мужским эквивалентом этого слова является понятие «солист/артист балета» или «танцовщик» и никакое другое.


7. Балерины очень суеверны, так например считают что заходить в гримерную нужно только с левой ноги.

8. Еще одна примета - перейти дорогу идущей на сцену балерине дурной знак для нее.
9. Самый острый вид балетных унижений – завёрнутый в газету веник. Он попадает на сцену вместо букета. Дождёшься веника в газете – закулисная поговорка появилась отсюда.
10. Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин.

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Об истории и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».


Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского . Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда »), И. Стравинского («Жар-птица », «Весна священная», «Петрушка »), а также работа балетмейстеров М. Петипа , Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.



Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Основные компоненты

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» - американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.


Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.


Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.