В этом году ожидается огромное количество мероприятий, посвященных 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира. Уильям Шекспир - был величайшим драматургом.
Елизаветинский театр времен Шекспира являл собой бескрайнюю Вселенную, со своим уникальным лицом, своими архетипами, героями, мифами. В особенности этими мифами обросла фигура самого Шекспира, вплоть до того, что сама личность великого актера из Стратфорда ставится под сомнение.

До нас не дошло ни одной рукописи, написанной самим Шекспиром. Единственное свидетельство его существования - это бессмертные пьесы. Театр, в котором они ставились, время тоже не пощадило. Но все знают его название - Глобус. Через века театр Шекспира был воссоздан, можно сказать, что возрожден из пепла, поскольку был сожжен.

Легендарный театр “Глобус” (“The Globe”), уютно расположился на берегу Темзы в самом центре города.
Первоначально он был построен в районе Bankside в 1599 году на средства актеров труппы Lord Chamberlain’s Men, к которой принадлежал и Уильям Шекспир. Премьеры многих пьес великого драматурга прошли именно там. “Глобус” был одним из самых успешных театров Лондона, а Шекспир – одним из его совладельцев, наряду с другими актерами.
Как выглядели тогда театры - круглый зал на три тысячи человек, дырка вместо крыши и стоячий партер

Глобус не был первым из театров в Лондоне. До него были Театр «Театр» в Шордиче. 1576 год, «Куртина»(The Curtain Theatre), «Роза» (The Rose), «Лебедь» (The Swan) и другие.


Театр «Театр» в Шордиче. 1576 год


Интерьер театра «Лебедь». Копия с рисунка Йоханнеса де Витта. 1596 год

В 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», повысил арендную плату, и здание разобрали, а строительный материал использовали для сооружения нового театра на другом берегу Темзы, получившего название «Глобус».

Первый «Глобус» был типичным общедоступным театром начала XVII века: овальное помещение, напоминавшее по форме римского амфитеатр, огороженное высокой стеной, без крыши. Название театр получил от стоявшей у входа статуи Атланта, поддерживающего земной шар, называемый глобусом. Глобус опоясывала лента с надписью на латыни: Totus mundus agit histrionem («Весь мир лицедействует», или в более привычном переводе - «Весь мир - театр»).
«Глобус» простоял всего четырнадцать лет. В 1613 году во время спектакля “Генрих VIII” от театральной пушки воспламенилась тростниковая крыша театра, и “Глобус” сгорел дотла.
Трагический конец первого «Глобуса» ознаменовал и смену литературно-театральных эпох: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы, попрощался с миром театра и уехал в Стратфорд.
Но актеры принялись задело, и на том же месте был построен новый театр, второй “Глобус”, но уже с черепичной крышей.


Реконструкция внутреннего устройства «Глобуса» (после пожара 1613 года). 1958 год

Реконструкция базируется на воспоминаниях Венцеслава Холлара 1635 года
о «Глобусе», каким он был выстроен после пожара.
Театр оставался родным для шекспировской труппы до закрытия всех театров Пуританской властью Англии в 1642 году. Пуритан театр не интересовал, они отличались крайней строгостью нравов, аскетичностью и бережливостью. Поэтому театр был снесен, а на его месте построены доходные дома.


Это Лондон, каким его изобразил чешский гравер Венцеслав Холлар, долгие годы живший в Англии и фиксировавший, как менялся город в промежутках между частыми пожарами. На панораме 1647 года снесенный в 1644-м «Глобус» изображен в виде круглого трехэтажного здания (в левой части панорамы) в злачном и далеком от Сити районе Бэнксайд.

На протяжении столетий точное местоположение театра оставалось неизвестным до тех пор, пока в 1989 году остатки его основания не были обнаружены под автостоянкой.

Инициатором проекта восстановления “Глобуса” был американский актер, режиссер и постановщик Сэм Уонамейкер (1919–1993), известный широкому зрителю по фильмам, в т.ч. «Смерть на Ниле». Во время посещения Лондона в 1949 году он был разочарован, обнаружив, что единственным напоминанием о Шекспире на месте “Глобуса” была табличка на стене пивоварни.


Сэм Уонамейкер с моделью «Глобуса»

Уже побывав режиссером Нового шекспировского театра в Ливерпуле, в 1960-х годах в Оксфорде он находит ранние чертежи театра эпохи Якова I, которые походили на проекты «Глобуса». Спустя несколько лет Уонамейкер учреждает фонд, целью которого стало восстановить театр “Глобус” и создать на его основе образовательный центр, посвященный Шекспиру. Место выбрали практически то же самое: первый театр “Глобус” находился на расстоянии приблизительно ста восьмидесяти метров от реконструированного театра на Bankside.
При Сэме Уонамейкере театр начали восстанавливать, но меценат умер, не дождавшись окончания строительства. В 1997 году – спустя три с половиной года после смерти Уонамейкера – строительство театра и вспомогательных зданий были завершены, и новый старый “Глобус” вновь распахнул свои двери перед любителями театрального искусства.

Театр “Глобус” стоит на геркулесовых столбах. Они сделаны не из мрамора, а из окрашенного дерева. На стволах этих громадных дубов держится украшенная знаками зодиака крыша - “небесный свод”. Его предназначение - поддерживать чердак, с которого актеры, играющие богов и ангелов, могут спускаться на сцену через самую таинственную дверь в театре - опускную. Эта дверь вела как на чердак, так и под сцену. По преданию, через нее можно было попасть в преисподнюю. Через эту дверь на сцене театра появлялись привидения, ведьмы, черти и другая нечисть.

Зрительного зала как такового нет – есть зрительный двор с двумя галереями вокруг. Во времена Шекспира в невыносимо жаркие дни около тысячи зрителей стояли в этом дворе, и выражение “безденежная вонючая чернь” употреблялась в прямом смысле. Пахло потом и дешевым пивом – простые зрители не привередничали с напитками.

Представления проводились с двух до пяти вечера - освещение было естественным; о начале представления объявлял звук трубы и поднятый флаг.
Сейчас часть зрительного зала также находится под открытым небом, поэтому театральный сезон на этой сцене длится с 19 мая по 20 сентября.

Прежде во время спектакля зрители громко говорили, шутили, смеялись. Часто между зрителями вспыхивали драки. Актерам нелегко приходилось играть в таких условиях. Бывали случаи, когда зрелище останавливали, и актеры убегали со сцены, не желая стать невольными жертвами потасовок.

Потасовки в театре давно остались в прошлом, а стоячие места сохранились. Во дворе могут разместиться до семисот зрителей. Билеты на стоячие места недорогие - всего пять фунтов, - и этой возможностью охотно пользуются студенты и молодежь. Всего (со стоячими местами) театр рассчитан на тысячу шестьсот человек.

По бокам галерей расположены ложи, предназначавшиеся когда-то исключительно для благородных господ. Любители театра побогаче могли за шесть пенсов купить билеты на удобные кресла в этих ложах. Королевской ложи в театре нет, и королевская семья не приходила в “Глобус” из соображений безопасности.

Сцена состояла из двух зон: передней площадки и задней частей, отделенной раздвижным занавесом. Передняя часть использовалась для массовых сцен, шествий, дуэлей (например, сцены из “Макбета” и “Гамлета”). За занавесом обычно исполнялись любовные сцены (свидание Ромео и Джульетты, объяснение Отелло с Дездемоной...). Часто во время постановок на сцене находились музыканты, исполняющие живую музыку.

Как и первый «Глобус», сегодняшний театр имеет выступающую сцену, которая выдаётся в огромный круглый двор, окружённый сидячими местами на трёх круто наклонённых ярусах.

Сегодня театр “Глобус” – один из лучших английских и европейских театров. Каждый год перед началом сезона заново формируется труппа театра. В репертуаре - как бессмертные пьесы Шекспира, так и новые пьесы современных авторов. Ежегодно театр посещают приблизительно четверть миллиона человек.

Среди постановок театра – новые инсценировки пьес Шекспира “Буря”, “Сон в летнюю ночь” и “Макбет”, три мировые премьеры по пьесам молодых английских драматургов. В 2013 году в театре состоялись гастроли театра из Южной Африки, Грузинского театра имени Марджанишвили и Белорусского Свободного театра. Белорусская труппа представляла “Короля Лира” в постановке Владимира Щербаня с Олегом Сидорчиком в главной роли. Этот спектакль получил высочайшую оценку критики после премьерных показов во время Международной театральной Олимпиады в 2012 году.

Большое количество копий и вольных интерпретаций «Глобуса» построено по всему миру, в т.ч.и в Мосве и Новосибирске.

Лондонский театр “Глобус” по праву можно назвать одним из самых знаменитых театров мира. Его история тесно связано с именем Уильямом Шекспиром и блистательной елизаветинской эпохой. “Глобус” был открыт в 1599 году на средства труппы актеров Lord Chamberlain’s Men (“Слуги лорда-Камергера”), к которой принадлежал и великий Бард. Он был одним из акционеров театра, выступал на его сцене как актер (правда, в незначительных ролях) и писал для него пьесы. Самая большая труппа актеров того времени с самым великим драматургом всех времен обеспечила театру громадную популярность и стабильную прибыль.

Специально построенные здания для театральных спектаклей появились в Лондоне в конце XVI века. До этого времени небольшие бродячие актёрские труппы, как правило, выступали в гостиничных дворах, задерживаясь на одном месте не более чем на один-два дня. Сценой служило импровизированное возвышение в одном конце двора, а зрители наблюдали за представлением стоя, занимая оставшееся пространство.

Внутренний двор гостиницы окружала крытая галерея, на которую выходили номера. С нее наблюдала за театральным действом богатая публика. Представления значительно увеличивали продажу вина, эля, прохладительных напитков и легких закусок. Наиболее дальновидные смекнули, что постановки вкупе с торговлей могут дать неплохую прибыль.

Некоторые постоялые дворы были преобразованы в театры, постоянно работающие в теплое время года с фиксированной платой за вход, а позднее для театральных представлений стали строить специальные здания, где торговля легкой едой и напитками стала весьма прибыльным добавлением к искусству. Во время археологических раскопок в 90-х годах прошлого века на месте расположения театра “Глобус” (англ. The Globe) , было обнаружено громадное количество устричных раковин и скорлупы орехов – своеобразного попкорна XVI века. А если учесть, что “Глобус” вмещал до 3 000 человек, то съедалось и выпивалось немало.

Свое название театр получил от стоявшей у входа статуи мифологического Атланта, поддерживающей земной шар (глобус), который опоясывала лента с надписью на латыни Mundus universus exercet histrionеm, что означает — «в есь мир лицедействует « .

Профессия актера не считалась уважаемой в то время, хотя путь к богатству открывала. Повсеместная популярность театральных постановок была так высока, что в 1591 году был издан закон, запрещающий театрам работать по четвергам, чтобы дать возможность заработать другим увеселительным заведениям. Самым популярным театром того времени был “Глобус”. Сама королева не гнушалась посещать постановки знаменитого театра.

«Королева Елизавета в театре Глобус», Дэвид Скотт

“Глобус” заслужил также звание самого красивого театра, который когда-либо видел Лондон. Он представлял собой обнесенный высокой стеной открытый амфитеатр диаметром около 30 м, а прямоугольник сцены был выдвинут в середину открытого двора. За 1 пенни можно было смотреть спектакль, стоя на открытом пространстве перед авансценой. Зрителей во двор набивалось много, стоять было неудобно, к тому же толпа простонародья не отличалась изысканными ароматами. Чтобы не досаждали запахи, публика активно использовала апельсины, которые были вкусны, обладали свежим ароматом, а их кожура частенько летела на сцену, когда представление не нравилось. Зрители “двора” получили прозвище groundling (донная рыбка). Позднее граундлингом стали называть любого малокультурного человека.

Место в галерее, защищенной от солнца и дождя соломенной крышей, стоило 2 пенни, дороже были места с мягкими подушками совсем близко к сцене и даже на ней. Самыми лучшими считались Lord’s rooms (комнаты лордов) прямо над сценой. И хотя с этих мест можно было видеть только спины актеров, саму сидящую знать лицезрели все присутствующие. На представление в театр “Глобус” собиралась самая разношерстная публика от низов до самых верхов общества с различными вкусами и уровнем образования. Перед труппой стояла непростая задача – угодить всем.

Когда Шекспир впервые познакомился с этой требовательной публикой, она жаждала интриги и пышного зрелища, шума, грубого фарса, вульгарной клоунады, потока тонких и ловких острот и самой лучшей музыки, потому что у англичан тогда были самые лучшие песни и лучшая музыка в Европе; она также была полна страстного интереса, которого нет у современной средней публики, к риторике и поэзии как средству передачи актерской игры и выражения страстей

Джордж Маколей Тревельян, ”История Англии от Чосера до королевы Виктории”

Театр “Глобус” оповещал о своем репертуаре, используя цветные флаги, поднятые на флагштоке в день спектакля. Черный цвет флага означал трагедию, белый – комедию и красный – историческую хронику. Спектакли начинались в час дня, но публика приходила заблаговременно, чтобы выбрать места получше.

В ожидании начала зрители наслаждались сладостями, прохладительными и горячительными напитками. Привилегия торговать едой во время спектакля принадлежала, как правило, кому-нибудь из пайщиков театра и давала существенную прибавку к доходу. Спектакли не имели антрактов, интервалы в развитии сюжета заполнялись выступлениями клоунов, жонглеров и акробатов. Каждый спектакль завершался обязательной джигой в сопровождении песни, за которой следовала благодарственная молитва. Все представление занимало 3-4 часа. Проголодавшаяся публика активно подкреплялась по ходу действия разнообразными морепродуктами, выпечкой и десертами, мясом, жаренным на вертеле, колбасой, фруктами и орехами. Устрицы и “обед пахаря” (хлеб и сыр) – еда простонародья. Богатые горожане и аристократическая публика предпочитали крабов и самое дорогое лакомство той поры – курагу, изюм и инжир. Мясные пироги, одно из самых популярных блюд того времени, с удовольствием ели как представители высших, так и низших классов, к тому же корку пирога удобно было использовать в качестве ложки.

Елизаветинцы особо любили разнообразные десерты, сладкие пироги, печенья и сладости. Ниже проведен адаптированный рецепт медовых булочек из елизаветинской эпохи.

Медовые елизаветинские булочки (адаптированный рецепт)

Ингредиенты :
3 1/2 стакана муки
3 столовые ложки меда
2 чайные ложки сахара
3 столовые ложки молотого миндаля
2 ¼ чайные ложки сухих дрожжей
300мл эля
Щепотка соли

Растворите дрожжи в подогретом эле. Измельчите миндаль и сахар в кухонном комбайне, а затем соедините с мукой и солью в большой миске. В углубление, сделанное в центре муки, влейте дрожжевое пиво. Замесите тесто до эластичной консистенции. Оставьте его на полчаса в теплом месте, прикрыв салфеткой, чтобы оно подошло. Сформируйте из теста 10 небольших булочек. Дайте им подойти еще 15 мин. Запекайте булочки в предварительно разогретой духовке до 190С в течении 20 мин.
С помощью овощного ножа в каждой готовой булочке сделайте небольшую выемку, в которую аккуратно влейте мед. Когда мед впитается, повторите процесс еще раз.

Театр времен Шекспира не имел декораций, но фейерверки и спецэффекты, в основном шумовые со звуками труб, фанфар и даже стрельбой из пушек, использовались в полной мере. Отходы мясных лавок добавляли натурализма кровавым сценам сражений и битв и щекотали нервы публике, жаждущей острых ощущений.

Интересно, что именно страсть к эффектам сгубила театр. Неудачный выстрел из пушки во время спектакля “Генрих VIII” привел к загоранию соломенной крыши, и деревянное здание театра сгорело дотла меньше чем за час. Это случилось 29 июня 1613. К счастью, никто из зрителей не пострадал, за исключением одного, на котором загорелись новомодные брюки — кюлоты. Их удалось оперативно потушить с помощью бутылки эля – самого популярного напитка елизаветинской эпохи.
Сгоревший театр был восстановлен в 1614 году на фундаменте старого, но на этот раз уже под черепичной крышей.

“Глобус” процветал до 1642 года, когда война пуритан против театров наконец-то увенчалась победой. Пуритане (английские протестанты) проповедовали строгость нравов, аскетизм, бережливость и трудолюбие. Театр наряду с другими светскими развлечениями считался бесовской забавой, насаждающей пороки. Виноторговцы, продавцы эля и трактирщики поддерживали ревнителей нравственности, поскольку театры отбивали у них клиентов. Наконец, в 1642 году указом парламента все театры Англии были закрыты. Через два года здание театра было снесено, а на его месте вырос квартал доходных домов.


Уже в наше время театр был восстановлен по плану елизаветинских времен. Он был открыт в 1997 под названием “Шекспировский театр „Глобус“ буквально в 200 метрах от расположения исторического “Глобуса”. Основной репертуар театра, конечно же, состоит из знаменитых пьес Уильяма Шекспира. Билет на представление стоит 5 фунтов стерлингов. По правилам техники безопасности, на спектакле могут присутствовать не более 1300 человек. “Глобус”, как и в шекспировские времена, работает с апреля по октябрь, не давая представлений в зимнее время, но для экскурсий театр открыт круглый год.

Театр Глобус (The Globe Theatre) – это известный театр в Лондоне, связанный с именем великого Уильяма Шекспира.

"Глобус" был возведен в 1599-ом году с использованием конструкций из дерева, принадлежащих более раннему театру, который назывался просто "Театр" и был возведен в Шордиче в 1576-ом году Джеймсом Бёрбеджем, являющимся отцом Ричарда Бёрбеджа. Бёрбеджи первое время арендовали на 21 год землю, на которой был возведен "Театр". В 1598-ом году хозяин земли увеличил арендную плату, и Бёрбеджи произвели демонтаж "Театра" балка за балкой, после чего транспортировали его к Темзе и собрали опять, но уже как "Глобус".

В июле 1613-ого года "Глобус" сгорел когда на его сцене шел спектакль "Генрих VIII". Театральная пушка дала осечку и деревянные балки с крышей из соломы воспламенились. Никто тогда не пострадал, кроме одного зрителя, потушившего загоревшиеся брюки бутылкой с элем.

Точные габариты "Глобуса" неизвестны, но его план возможно точно восстановить на основе исследований, которые были проведёны. Данные утверждают, что это был открытый трёхъярусный, обнесённый довольно высокой стеной амфитеатр, диаметры которого были 97 - 102 футов или же 29,6-31,1 метра, вмещающий до 3 тысяч зрителей. На эскизе, который сделал Уэнсеслас Холлар, "Глобус" имеет вид круглого здания. Позже в аналогичном виде не существующий к тому времени он был включён в гравированный т. н. "Длинный пейзаж". В 1997-1998 годах. обнаружение маленькой части фундамента театра "Глобус" показало, что он имел форму многоугольника с двадцатью (или восемнадцатью) сторонами.

По внутренним сторонам его стены шли ложи для лондонской аристократии. Над ними помещались галереи для зажиточных слоев. Было в общей сложности 3 уровня сидячих мест. Наиболее привилегированные зрители располагались прямо на сцене. Сцена имела у основания площадку - "партер", на которой за 1 пенни люди могли стоя смотреть представление. Граундлинги когда шло представление ели апельсины и лесные орешки, шелуха которых была найдена во время раскопок театра.

Прямоугольник сцены, или "авансцена", несколько выдвинут в центр открытого двора. Сцена была примерно 43 фута шириной (13,1 метра) , глубиной 27 футов и поднята от земли на 5 футов (1,52 метра). Сцена имела люк, используемый исполнителями для того, чтобы из подвального помещения выходить под сценой. Возможно были и другие люки. Сцена театра была без занавеса.

По просьбе режиссёра и катера Сэма Уэнамэйкера был построен новый "Глобус" по плану елизаветинских времен.

При возведении здания стремились получить оптимально соответствующую к оригиналу копию. Обнаруженные остатки первоначального «Глобуса» способствовали этому и повлияли на окончательное решение и планы о расположении воссозданного здания. Модернизация театра состояла из установки осветительного оборудования, разбрызгивателей на крыше, защищающих от огня и частично соединили театр с современным фойе, посетительским центром и дополнительной закулисной территорией, поддерживающей проведение представлений. По правилам безопасности, спектакль может посетить не больше 1300 человек, а это примерно половина тех 3 тысяч зрителей, которых вмещал театр шекспировских времен.

Театр "Глобус", очень похож на существовавший 400 лет назад. Он помогает лучше пьесы и время Шекспира и доносит до нас волшебство искусства, которое есть и в настоящем театре.

Как добраться?

Добраться до театра Глобус проще всего на метро, станция Cannon St и Mansion House .
|
|
|
|
|
|
|

Театр "Глобус" - один из старейших лондонских театров, тесно связанный с именем великого английского драматурга Вильяма Шекспира. В конце XVI века появляются профессиональные актерские труппы, из бродячих балаганов превращающиеся в постоянные действующие театры. Строятся и первые специальные здания - до этого спектакли игрались и на ярмарках, и в дворцовых банкетных залах, на постоялых дворах, и на площадках для травли медведей и петушиных боев. Первым был Джеймс Бербедж, построивший в 1576 году помещение для театральных представлений, которое он назвал "Театр". В 1598 году его разобрали и перевезли на новое место, и в 1599 году было построено здание театра "Глобус".

Театром на паях владели актеры труппы "Слуги Лорда-Камергера". В состав труппы входили двое сыновей Джеймса Бербеджа - Ричард и Кутберт, а также Вильям Шекспир. Возможно, театр открылся постановкой "Генриха V", но первой документально зафиксированной постановкой в новом театре была пьеса Бена Джонсона "Всяк без своих причуд" ("Всяк вне своего нрава"). 29 июня 1613 года во время спектакля "Генрих VIII" в театре случился
пожар. Выстрел из театральной пушки поджег соломенную крышу и деревянные стены. Никто из зрителей не пострадал. Восстановленный в 1614 году, театр был закрыт пуританами в 1642, как и все прочие театры Лондона. Через два года здание было разобрано и на его месте построены доходные дома.

Точное местоположение театра удалось установить в ходе археологических раскопок в 1988-89 г.г. В частности, выяснилось, что здание "Глобуса" в плане представляло собой не круг, а многоугольник с 20 сторонами. Сцена поднималась над полом на полтора метра, и в партер со стоячими местами выдавался прямоугольный просцениум. В полу сцены был люк, откуда появлялись привидения, а в глубине - балкон, так называемая "верхняя сцена". Сцена не имела занавеса, спектакли игрались днем, практически без декораций и реквизита, существовала масса "театральных условностей", известных публике. Например, если персонаж переодевался в другой костюм, то его никто не узнавал.

Современный театр под названием Шекспировский театр "Глобус" был построен в 1997 году приблизительно в 200 метрах от того места, где располагался старый. Новое здание построено по планам того времени и максимально воссоздает облик шекспировского театра. С 1666 года - Великого Лондонского пожара - это первое здание, которое разрешено покрыть соломой. Спектакли даются с мая по октябрь, а экскурсии проводятся круглый год.

Один из старейших театров Англии, "Глобус" - публичный театр Лондона. Он действовал с 1599 по 1644 год. В "Глобусе" до 1642 года играла труппа "Слуги лорда Камергера", возглавлявшаяся главным актером этого театра трагиком Р. Бербеджем. С именем этой труппы связано творчество Шекспира - его драматическая и актерская деятельность. Именно постановка произведений Шекспира и других драматургов эпохи Возрождения делали этот театр одним из важнейших центров культурной жизни страны.

Именно в это время (с XVI века) сценическое искусство из любительского превращается в профессиональное. Возникают труппы актеров, ведущих сначала бродячее существование. Они переезжают из города в город, давая представления на ярмарках и в гостиничных дворах. Стало развиваться меценатство. Представители богатых аристократических родов принимали актеров в состав своей челяди - это давало им официальное общественное положение, хотя и чрезвычайно низкое. Актеры считались слугами какого-либо вельможи. Это положение актеров и зафиксировалось в названии трупп - "Слуги лорда Камергера", "Слуги лорда Адмирала", "Слуги лорда Хендсона". Когда на престол вступил Иаков I, право покровительствовать труппам было предоставлено только членам королевской семьи. Соответственно труппы были переименованы в "Слуг его величества Короля" или "Слуг его высочества Наследного принца" и т.д.

Театр в Англии с самого начала формируется как частное предприятие - им занимаются предприниматели. Они строили театральные здания, которые сдавали внаём актерским труппам. За это владелец получал крупную долю сборов со спектаклей. Но существовали и актерские товарищества на паях. На таких началах строилась жизнь труппы, в которой состоял Шекспир. Не все актеры труппы состояли пайщиками - актеры победнее были на жалованье и в дележе доходов не участвовали. Таково было положение актеров на второстепенных ролях и подростков, игравших женские роли.

Каждая труппа имела своих драматургов, писавших для нее пьесы. Связь авторов с театром была весьма тесной. Именно автор разъяснял актерам как следует ставить пьесу. Материальное положение драматургов, работавших на предпринимателей и живших только на литературный заработок, было достаточно трудным. Актер-пайщик и драматург Шекспир смог добиться более благоприятных условий для своего творчества. Кроме того, у него были покровители. Значительные суммы он получил от графа Саутгемптона. Но в целом труд драматурга ценился низко и оплачивался плохо.

Местом для театральных представлений служили и банкетные залы во дворцах короля и знати, дворы гостиниц, а также площадки для травли медведей и петушиных боев. Специальные театральные помещения появились в последней четверти XVI столетия. Начало строительству постоянных театров положил Джемс Бербедж, соорудивший в 1576 году помещение для театральных представлений, которое он назвал "Театр". В Лондоне с конца XVI века было три вида театров - придворный, частный и публичный. Они различались по составу зрителей, по устройству, репертуару и стилю игры.

Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, то есть за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета, что объяснялось пуританским духом буржуазии, враждебно относящейся к театру вообще. Городские театры были двух типов. Эти театры не имели крыши. В большинстве случаев они были круглой формы. Театр "Глобус" был восьмигранным. Его зрительный зал представлял собой овальную площадку, обнесенную высокой стеной, по внутренней стороне которой шли ложи для аристократии. Над ними размещалась галерея для зажиточных граждан. Зрители стояли вокруг трех сторон площадки. Некоторые привилегированные зрители сидели на самой сцене. Театр вмещал до 2000 человек. Плата со всех взималась при входе. Желавшие занять места на галерее платили за это дополнительно, так же как и зрители, сидевшие на сцене. Последние должны были платить больше всех. Спектакли шли при дневном свете, без антрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса. Ее отличительной особенностью являлся сильно выступавший вперед просцениум и балкон в глубине - так называемая верхняя сцена, где также разыгрывалось действие спектакля. Сценическая площадка вдавалась в зрительный зал - публика окружала ее с трех сторон. Позади сцены находились артистические уборные, склады реквизита и костюмов. Сцена представляла собой помост высотой около одного метра над полом зрительного зала. Из артистического помещения был вход под сцену, где имелся люк, через который появлялись "привидения" (например, тень отца Гамлета) и куда проваливались грешники, предназначавшиеся для ада (как Фауст в трагедии Марло). Просцениум был пустым. По мере необходимости сюда выносили столы, стулья и прочее, но по большей части сцена английского театра была свободна от реквизита. Сцена делилась на три части: переднюю, заднюю и верхнюю. На задней было три двери, куда входили и выходили актеры. Над задней сценой находился балкон - в хрониках Шекспира на балконе появлялись персонажи и предполагалось, что они находятся на стене замка. Верхняя же сцена была трибуной или изображала спальню Джульетты. Выше верхней сцены помещалось строение, которое называлось "хижиной". Оно и по форме напоминало домик. Здесь было одно или два окна, которые служили для тех сцен, где по ходу действия персонажи разговаривали из окна, как Джульетта во втором акте трагедии. Когда в театре начиналось представление, на крыше хижины вывешивался флаг - он был далеко виден и служил опознавательным знаком того, что в театре дается спектакль. В ХХ веке не раз режиссеры будут возвращаться к принципам бедного и аскетичного театра времен Шекспира, вплоть до эксперимента по размещению зрителей на сцене.

Писаных декораций в театре "Глобус" было очень мало. Театр помогал зрителю понимать происходящее, вывешивая, например, таблички с надписями - с названием пьесы, с обозначением места действия. Многое в этом театре было условным - одно и то же место изображало то одну часть поля, то другую, то площадь перед зданием, то помещение внутри его. По преимуществу из речей героев зрители судили о перемене места действия. Внешняя бедность театра требовала от публики активного восприятия спектакля - драматурги, в том числе и Шекспир, рассчитывали на воображение зрителей. Например, пьеса Шекспира "Генрих V" заключала в себе изображение дворцов английского и французского королей, сражения и битвы двух больших армий. Показать этого на сцене не могли, потому Шекспир прямо обращался к публике:

Простите, господа, коль слабый ум
Решился на таких подмостках жалких
Изобразить высокий столь предмет!
Как здесь, где петухам лишь впору биться,
Вместить равнины Франции? Иль скучить
Здесь в деревянном "О" одни хоть шлемы,
Наведшие грозу под Азинкуром?
Простите же! Но если рядом цифр
На крохотном пространстве миллионы
Изобразить возможно, то позвольте
И нам, нулям ничтожным в общей сумме,
Воображенья силу в вас умножить!
Себе представьте вы, что в этих стенах
Заключены два мощных государства...
Пополните все недочеты наши
Фантазией своей...

Театр воспитывал воображение публики, доверял ей, и она не требовала полной материализации всего, что слышала из уст актеров. Можно утверждать и то, что актерское искусство эпохи стояло на большой высоте. Вся блистательная драматургия Шекспира осталась бы неоцененной, если бы актеры не сумели донести ее до зрителей. Можно вспомнить слова Гамлета (его наставление актерам), когда он требует произносить монолог "легким языком", а не горланить, он требует "не пилить руками воздух": "Мне возмущает душу, когда я слышу, как здоровенный, лохматый детина рвет страсть в клочки, прямо-таки в лохмотья, и раздирает уши партеру..." Шекспировские пьесы требовали от актера естественности, когда всякая страсть должна знать свою меру и сообразовывать всякое действие с речью.

В 1613 году деревянное здание сгорело, и театр "Глобус" вновь был отстроен из камня. В 1644 году здание "Глобуса" было снесено по приказу пуританского парламента.

И только в 1971 году американский кинорежжисер и актер Сэм Уанамейкер (Sam Wanamaker), попытался найти фундамент шекспировского театра и стал строить здание заново.

Работа над этим проектом продолжалась более 25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытия реконструированного "Глобуса".

В 1997 году новый "Глобус" был построен. Современное здание, вмещающее 1400 зрителей, - искусная реконструкция круглого деревянного театра елизаветинской эпохи.

Сегодня под лондонским небом с круглого деревянного помоста звучат слова трагедий и комедий Шекспира.

Поскольку здание театра без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре "Глобус" проводят ежедневно.

Рядом с восстановленным "Глобусом" открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.