Один. Два. Три. Досчитали до трех и, пожалуй, хватит. Этого достаточно, чтобы задуматься, как элементы, сгруппированные по три, могут помочь в работе над различными проектами. Этой идее много лет, но она до сих пор активно используется в самых разных дисциплинах.

В публичных выступлениях, таких, как доклады, лекции или презентации, три контрольные точки служат одной цели – быть максимально убедительным. В фотографии и изобразительном искусстве правило третей помогает достичь композиционного единства. Три тезиса часто используются в различных программных документах, просто потому, что это работает. Но как можно задействовать магическое число 3 в своих проектах? Есть несколько способов.

ИЗОБРАЖЕНИЯ, ВИДЕО И ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Если применить правило третей к какому-либо изображению, то мы получим сетку, которая делит кадр на девять равных частей. Чаще всего эта сетка присутствует лишь в воображении автора, но ее все равно можно использовать для обрезки кадра при редактировании изображения или видео. Сегодня сетка стала более распространенной, к примеру, некоторые устройства могут ее отображать в видоискателе фотокамеры (данная функция имеется в iPhone), и пользователи могут воспользоваться ей для лучшего захвата изображения.

Правило третей является частным случаем золотого сечения, это упрощенное понятие, которое, впрочем, очень часто является основой более сложных сеток. В отличие от сетки золотого сечения, сетка третей проще и, как следствие, удобнее. Есть пять преимуществ использования этой концепции:

  • Правило третей понятно и просто в использовании
  • Функционал графических редакторов, таких, как Photoshop и др. включает в себя правило третей при кадрировании изображений
  • Правило третей создает визуальную гармонию и уравновешивает композицию
  • «Точки силы», то есть места пересечения линий, хорошо различимы, при этом саму сетку можно применять как ко всему изображению, так и к его части
  • Упрощенный вариант золотого сечения является более предпочтительным для людей, слабо знакомых с основами композиции

В интернете есть множество подборок, где показывается, как можно использовать правило третей. , к примеру, можно посмотреть.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ И СПИСКИ

Всем известно, что списки являются одним из лучших способов создания привлекательного контента. Списки структурируют информацию, делая ее более понятной для пользователей. Однако немногие знают, что правило третей можно успешно применять не только к изображениям, но и к спискам. Список из двух пунктов далек от идеала, а вот три элемента уже добавляют веса к содержимому, при этом не запутывая и не подавляя. Магия числа 3. Три пункта легко считываются и хорошо запоминаются, так уж устроен человеческий мозг.

Многие харизматичные ораторы часто используют правило третей, точнее, трех пунктов, чтобы расставить акценты и убедить слушателей. Но само по себе правило третей не работает. При составлении списков прежде всего нужно думать о ценности контента.

В списках каждая часть должна быть аналогичной по длине и объему двум другим частям. Список может состоять из одного слова или фразы и очень важно, чтобы это условие сохранялось при использовании правила третей. Упорядоченная структура помогает управлять каждым из трех элементов и объединять их таким образом, чтобы получилось гармоничное сочетание.

В риторике и литературе правило третей трансформируется в прием tricolon – автор или оратор использует три элемента примерно одинаковой длины, объединенных в группу. Всем известно выражение Veni, Vidi, Vici. «Пришел, увидел, победил». Юлий Цезарь, да. Сказано мощно и на века. Три одинаковой длины глагола, триколон, очень частный случай использования правила третей.

В массовой культуре правило третей используется для создания драматического эффекта или для логичного завершения эпизода.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ И НАВИГАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Группа из трех элементов, может быть визуально привлекательной благодаря продуманной организации всех частей в одно целое. Как следствие, такой контент привлекает больше внимание и может поспособствовать увеличению аудитории.

Правило третей – это не аксиома, его нужно использовать выборочно и по мере необходимости. Не нужно подгонять изображение под сетку, если видно, что так композиционного единства не найти. Тем не менее, у сетки есть одно неоспоримое достоинство – она упорядочивает любой контент. И неважно, как сгруппированы элементы – по горизонтали или по вертикали, грамотное использование сгруппированных элементов повышает эффективность работы и усиливает воздействие на зрителя.

Тут лучше пояснить на примере. Перед нами три (чувствуете, три!) сайта, три совершенно разных сайта. Здесь правило третей напрямую не используется. Нет сетки из девяти элементов. Но есть между ними кое-что общее.

Главная страница данного сайта разделена на три части одинакового размера. Изображения перекликаются между собой и служат отправной точной к другим разделам сайта, которых, если проскроллить страницу до конца оказывается (внезапно) тоже три. Группа из трех изображений в данном случае является элементом навигации. Каждая картинка по-своему интересна и рассказывает свою историю. Вместе же они составляют мощный аккорд, предваряющий появление новой информации.

В дизайне этого сайта строенные элементы используются сразу в нескольких местах. На главной мы видим анимированный баннер, а под ним группу из трех элементов. Дальше еще интереснее – три изображения превращаются в шесть, при этом сетка остается неизменной. Дизайнер, пользуясь правилом третей, грамотно реализовал принцип «от общего к частному» и при этом не потерял композиционного единства.

Число 3 действительно обладает необъяснимой привлекательностью. Оно встречается в столь разных дисциплинах, что стоит, пожалуй, заменить термин «правило третей» на термин «правило трех элементов». Так будет точнее.

Целитель Колман Смит, специализирующийся в области акупунктуры и китайской народной медицины, запустил сайт, где правило трех элементов используется совершенно особым образом. Число 3 здесь присутствует, но не в виде сетки и не в виде сгруппированных изображений. Это треугольник, расположенный в центре главной страницы. Если в списке нужно сгруппировать три примерно одинаковых по размеру тезиса, то здесь, для того, чтобы создать акцент, было достаточно расположить перевернутый вниз вершиной равнобедренный треугольник. Простое, но вместе с тем очень эффективное дизайнерское решение.

РАЗДЕЛИТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ИЛИ ИСТОРИЮ

Любой проект или статью можно разделить. Точно так же, как делится действие в спектакле, в котором три акта. Это сделает проект с большим количеством контента более легким и простым для понимания.

Правило трех элементов настолько универсально, что его можно применять практически везде, где нужно систематизировать контент. Есть несколько распространенных моделей использования, но никто не запрещает группировать элементы по три любым удобным способом. Если вернуться к примеру со спектаклем, то действие делится на три акта, потому что зрителю рассказывают историю, в которой, как известно, есть начало, середина и конец. Сделано это не случайно – таким образом зритель становится частью истории, которую ему рассказывают со сцены.

ПРАВИЛО ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ И МАРКЕТИНГ



В презентации планшета Apple iPad2 прозвучала знаменитая фраза: «Тоньше, легче и быстрее». Такое сочетание трех ключевых элементов было легко запомнить – в результате появился вирусный эффект. Большая часть СМИ в своих материалах, посвященных выходу нового яблочного планшета, использовали эту фразу, потому что она мгновенно стала, как говорили раньше, крылатой. Вряд ли это выражение было бы столь эффектным, если бы в нем было четыре или пять слов. Маркетологи Apple явно что-то знали о магии цифры 3.

Правило трех элементов можно и нужно использовать в маркетинге. А также в дизайне, фотографии и копирайтинге. Везде, где оно поможет улучшить контент, каким бы он ни был. Нужно просто подумать о своем проекте как профессионал. Можно ли описать его в трех слова? Если можно, то все не так уж плохо и можно двигаться дальше.

Всего три элемента, но используя их, можно рассказать впечатляющую историю. Можно сгруппировать изображения так, что они запомнятся на всю жизнь. Тремя словами можно описать продвигаемый продукт. Всего три слова, которые легко вспомнить.

ВЫВОД

Как и золотое сечение, правило третей незримо присутствует в нашей жизни. Это некая закономерность, на которую начинаешь обращать внимание, когда глубже разберешься в деле которым занимаешься. Мир, в котором мы живем, гармоничен и сбалансирован, но эту гармонию нужно научиться видеть. Проще всего это сделать, начав использовать правило трех элементов. Удивительно, сколько вокруг элементов, сгруппированных по три. Использовать или нет правило третей в своей работе – каждый должен решить сам. Это одно из самых простых правил композиции, одно из многих. Нужно лишь помнить, что оно есть и оно работает.

Правила композиции в фотографии

  • Правило третей
  • Правило золотого сечения
  • Правило диагоналей
  • Советы для начинающих

Правила композиции

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?
Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило золотого сечения

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее, чем просто фасад.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

источник информации: http://www.colorpilot.ru/comp_rules.html

дополнительная статья для тех, кто не смог разобраться: http://cifrovik.ru/publish/open_article/15363/

Обсуждение статьи «Золотое сечение и правило третей в фотографии.»

DennisGom (09.02.19 03:20) :
2ктпн-6-10кв Блочные ктп 2Бктп Модульные ктп Ктп, Ктп комплектные трансформаторные подстанции москва, Производство ктп москва и т.п. на нашем специализированном сайте:https://sviloguzov.ru/ - Мы рады Вам!

DennisGom (17.01.19 22:12) :
Производство ктп, КТП КОМПЛЕКТНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРНЫЕ ПОДСТАНЦИИ москва, Производство ктп москва и т.п. Вы найдете на нашем специализированном сайте:https://sviloguzov.ru/ - Здесь есть то, что Вам нужно!

Аноним (27.02.18 18:26) : Спасибо за познавательную статью.

Аноним (29.05.17 16:46) : Спасибо, очень полезно

Аноним (11.05.16 04:22) : Здорово

Аноним (09.08.14 00:23) : доходчиво

Аноним (26.05.14 10:12) : !

Аноним (05.12.13 18:17) : Спасибо, учту!

Аноним (09.11.13 21:32) :

Аноним (09.11.13 21:27) : правило "сбалансированности композиции" приводит к размещению главных объектов по центру вертикальной и горизонтальной составляющих, что отменяет все принципы)

Большинство отличных снимков сделаны под влиянием ситуации и эмоций. Но если задаться целью разобрать их на составные части, то можно выявить некоторые закономерности, позволяющие получать интересные кадры.

И среди таких закономерностей особо выделяется правило третей. По факту, это правило двух третей, но распространено оно именно как правило трех третей, что не меняет сути и не снижает его эффективность.

Правило третей подразумевает расположение композиционно важных элементов в наиболее удобных для восприятия участках снимка. Эти участки находятся следующим образом: мысленно разделите площадь кадра вертикальными и горизонтальными линиями, как для игры в крестики-нолики. То есть, кадр разбивается на равные трети по вертикали и горизонтали. Основные объекты снимка располагаются в точках пересечения третей или на их линиях.

Смещение важных элементов композиции к этим точкам и линиям помогает акцентировать внимание на главном, делая композицию более интересной, чем расположение предмета съемки в центре, так как позволяет взгляду зрителя совершить путешествие по кадру, дольше удерживает внимание.

На практике это реализуется в том, что, например, в пейзаже горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а не по центру, а одинокое дерево лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий. При разглядывании этого снимка, взгляд останавливается на камнях, сконцентрированных в левой части, где они выделены резкостью в области точки пересечения линий по правилу третей. Потом взгляд уходит на линию горизонта, к светящемуся огнями городу, расположенному чуть выше горизонтальной линии воображаемой сетки. Точное следование правилу и не нужно.

Практически в любом жанре фотографии, при любом сюжете можно применить это универсальное правило. Также этот принцип работает при любой ориентации кадра , как горизонтальной, так и вертикальной.

Восприятие человека устроено таким образом, что мы не можем удерживать во внимании сразу все части снимка. Поэтому не только для того, чтобы выделить главный объект, но и для лучшего восприятия всей фотографии, необходимо указать места, на которых задержится взгляд. Кроме того, правило третей помогает упорядочить композицию при хаотичном нагромождении объектов.

Правило третей в фотографии настолько распространено и так часто употребимо, что производители фототехники снабдили большинство цифровых фотоаппаратов функцией отображения специальной сетки на дисплее.

Правило третей вносит в творческий процесс математическую строгость, что, впрочем, не означает, что фотограф должен добавить к своему арсеналу фототехники еще и линейку. Фотография - наука не точная, доверьтесь себе и снимайте «на глаз», смелее отходя от жестких рамок и стандартов.

Большинство людей, которые занимаются фотографией, хорошо знает, что композиция имеет основополагающее значение. Разве что у новичка может закрасться сомнение с чего начинать при изучении этого вида искусства. И даже, не смотря на то, что у всех на слуху принцип, что помещать объект прямо по центру кадра нельзя, все-таки стоит напомнить на чем основывается Правило третей и как применяется в портретной и уличной фотографии.

EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/4.5, 55mm, 1/1600sec, ISO320

Правило третей: краткое руководство

По этому правилу фотография мысленно разбивается на сетку с девятью равными частями, которые образованы двумя горизонтальными и вертикальными линиями. Эти линии пересекаются четыре раза, и именно вокруг этих точек желательно размещать объекты в кадре. Так вы привлекаете взгляд зрителей к важному объекту самым естественным образом.

EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/5.0, 100mm, 1/1600sec, ISO320

Портретная фотография

Портретная фотография предоставляет отличную возможность попрактиковаться в применении Правила третей, потому что, в отличие от уличной фотографии, у фотографа есть достаточно времени, чтобы разместить свой объект съемки так, как нужно, выстроить правильную композицию и получить идеально .


EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/4.5, 55mm, 1/640sec, ISO320

Размещение объекта в центре фотографии не привлекательно.

На фотографии выше вы видите, что лицо объекта не находится ни в одном из четырех пересечений, а располагается посредине - в "мертвом центре фотографии". Хотя, естественно, именно так мы и увидели бы окружающий мир и любые объекты, если бы смотрели прямо, тем не менее, центрального расположение объекта в кадре не делает фотографию привлекательной и может выглядеть довольно неуклюже.


EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/4.5, 55mm, 1/1250sec, ISO320

Размещение вашего предмета вдоль третей кадра делает фото более приятным.

Уличная фотография

Уличная фотография - это изображение людей и окружающей среды, захваченных в жизни, в их естественном состоянии, где фотограф должен сливаться с фоном, быть незаметным и не влиять своим присутствием на происходящее в кадре.

В стрит-фото не бывает никакой постановки, поэтому, разумеется, нельзя терять ни минуты, когда появляется возможность сделать кадр. У фотографа может быть всего несколько секунд, чтобы сделать снимок до того, как объект продолжит движение или уйдет.

Однако принципы Правила третей применяются неукоснительно. Сделать захватывающие фотографии вполне по силам, если использовать точки пересечения в качестве ориентиров для размещения объектов


EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/6.3, 200mm, 1/1250sec, ISO320

На фото объект размещен по вертикальной линии.

Практика создает совершенство


EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/4.5, 55mm, 1/60sec, ISO320

Используйте Правило третей даже в групповой фотографии.

Данное краткое руководство поможет начать работу, но важный этап все-таки - это выйти на улицу и практиковаться как можно больше. Правило третей - полезный метод, особенно для самого начала занятия фотографией, его нужно освоить идеально, чтобы в дальнейшем развивать свои собственные предпочтения и стиль.

Как построить композицию без правила третей.

Тэвис Лиф Гловер из Гонолулу, Гавайи, - фотохудожник, автор статей и основатель фотостудии IPOX. Он убежден, что принципы гештальтпсихологии применимы не только к психике, душе, но также к фотографии и искусству в целом. В своей статье о принципах композиции он рассуждает о классическом правиле третей в изображениях и о том, почему от него стоит отказаться.

Всем нам в нашем творческом младенчестве насильно скармливают идею о правиле третей, и даже когда наше понимание композиции становится более зрелым, мы по-прежнему не можем от нее избавиться. Возможно, мы сможем изменить будущее искусства, если вместе откажемся от правила третей и познакомимся с бесценными композиционными приемами, о которых рассказывается в этой статье.

Без композиции искусство процветать не может. Но, используя правило третей для ее создания, вы оказываетесь в тупике посредственности. Звучит жестко - но это так. Я пытаюсь показать, что правило третей - это даже не правило, которое нужно нарушить, это база, на которой вы строите - или не строите - свои произведения. Это ваш выбор.»

Миф № 1 о правиле третей: «Оно делает изображение приятным глазу»

Что значит «делает изображение приятным глазу»? Уверяю вас, это не имеет ничего общего с размещением людей и предметов на пересечении неких линий. Приятна глазу та композиция, которая четко воспринимается зрителем, без отвлекающих элементов, без путаницы и непоследовательности. Как этого добиться?

Во-первых, надо понять, как мозг воспринимает зрительные стимулы. В качестве пояснения воспользуемся понятиями из гештальтпсихологии. Например, на этом фото применяется техника «Взаимодействие фигуры и фона», которая дает возможность четко разделить персонажа фотографии и задний фон.

Подпись к фотографии: Фотография Анри Картье-Брессона, которая демонстрирует великолепное «взаимодействие фигуры и фона»)

Здесь - «Закон продолжения», который позволяет создавать изогнутые арабески с помощью множества предметов.

Здесь - «Наибольшая область контраста», которая помогает направить взгляд зрителя к главному персонажу.


(Подпись на фотографии: «Наибольшая область контраста»)

Миф № 2: «Этим правилом пользуются профессионалы»

Очередной распространенный миф. Возьмем для примера Энни Лейбовиц. Она, безусловно, профессионал и один из самых вдохновляющих фотографов нашего времени. Давайте наложим сетку правила третей на один из ее снимков и посмотрим, использовала она это правило или нет.



Как видим, каминная полка идет ровно вдоль линии. Хм, видимо, Энни действительно использовала правило третей… но погодите, а как она расположила моделей? Как ей удалось создать столь замечательную композицию, если можно пользоваться только вертикальными и горизонтальными направляющими? Некоторые из моделей расположены по сетке, но что дальше? Как разместить их руки, ноги, платья, взгляды? И вот тут на сцену выходит динамическая симметрия.



Энни разместила модели согласно динамической симметрии, или, другими словами, решетчатой системы.



Динамическая симметрия помогает нам организовать композицию, она использует вертикальные, горизонтальные и диагональные линии для создания ритма и единства изображения. Будь то картина, фотография или скульптура, динамическая симметрия работает для всего.

Миф № 3: «Правило третей помогает взгляду двигаться по изображению»

Это заявление очень далеко от истины. Выстраивание объектов в какой-то точке без рассмотрения того, как будет выглядеть изображение в целом, вовсе не способствует созданию движения в композиции.


«Закон продолжения» из гештальтпсихологии дает нам несколько инструментов для создания движения и единства, которые будут перемещать взгляд зрителя по снимку или картине. Самый визуально привлекательный из них - «арабеска».


«Арабеска» - это криволинейный элемент, который вы можете включить в свое изображение; она создаст на нем образ красивого, изящного движения. Многие художники активно пользовались этим инструментом в своих работах.


Еще одна техника для создания движения - это «совпадение». Оно определяет отношения между гранями и объединяет многочисленные элементы на изображении, что помогает создать движение в стороны и вверх-вниз.

«Направляющие линии» вовсе не непрерывные полосы, как можно подумать, судя по названию. Она рваная, невидимая, и фокус в том, что мозг с легкостью воспринимает ее и сам «дорисовывает» недостающие части линии.

На этом фото видно, как Энни Лейбовиц выстраивает грани, используя руки и ноги мужчины и женщины.


То же самое мы видим на картине «Мона Лиза» да Винчи и на сложной композиции «Рождения Венеры» кисти Бугро.


Миф № 4: «Правило третей убирает персонажа из центра»

Во-первых, кто решил, что расположение персонажа по центру - это плохо? Почему нас заставляют в это верить?



В гештальтпсихологии есть техника, называемая «Закон симметрии». В общих словах она означает, что человеческий мозг всегда пытается найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если мы используем правило третей и смещаем персонажа из центра, нам нужно чем-то его уравновесить. Если этого не сделать, получится плохо сбалансированная композиция.

Существует вертикальный и горизонтальный баланс (я называю их «воздушное пространство» и «направление взгляда»); чтобы получить хорошо сбалансированное изображение, нам нужно научиться управлять ими обоими.


Вертикальный баланс по отношению к горизонтальной центральной линии
Горизонтальный баланс по отношению в вертикальной центральной линии, направление взгляда влево и вправо
Картина Дега, сбалансированная по горизонтали

На этой моей фотографии главные герои находятся в центре, но изображение хорошо уравновешено, потому что здесь есть и вертикальный, и горизонтальный баланс.

Мне потребовалось несколько лет, чтобы избавиться от влияния правила третей на мои композиции. Раньше я всегда располагал персонажей с одной или другой стороны, не задумываясь о снимке в целом.

Миф № 5: «Правило третей - это основа сбалансированного и интересного снимка»

Мы уже поговорили о «Законе симметрии», который обеспечивает правильный баланс изображения. Теперь надо упомянуть о том, что правило третей создает нежелательное негативное пространство.

Если мы просто помещаем персонажа на одно из пересечений сетки, не думая об изображении в целом и не уравновешивая его, на снимке появляется негативное пространство, которое отвлекает взгляд зрителя от главного героя.

Негативное пространство может использоваться намеренно, чтобы создать чувство одиночества, отрезанности от мира. Но если оно появилось на снимке случайно, значит, кадр делал неопытный новичок.

Миф № 6: «Правило третей - отличная точка отправления для начинающих»

Мой собственный опыт подсказывает, что правило третей может только завести в тупик. Сперва я думал о нем как о чем-то революционном, хвастался его использованием перед фотографами-новичками.

Но позже я оказался на «плато», не понимая, как мне дальше выстраивать композицию - и все потому, что следовал правилу третей.


«Плато» перед изучением художественных приемов
Изучение правила третей, «Плато» правила третей, Изучение художественных приемов, Уровень мастера
Подпись на нижнем фото: Сетка динамической симметрии (Ф 1,618)
Подпись к фото: Сетку динамической симметрии использовать так же просто, как сетку правила третей

Если художники и фотографы с самого начала будут применять не правило третей, а динамическую симметрию, они смогут пользоваться не только вертикальными и горизонтальными линиями, но также диагоналями, создавать с их помощью ритм - и не важно, будет это делаться правильной позой моделей или направлением мазков кисти.

Количество доступных диагоналей в прямоугольнике ограничивает число возможных направлений, и это позволяет создавать более сильную композицию, а не хаотичный разброс.


Ограниченное число направлений
Картина Вильяма Бугро демонстрирует, как автор создал ритм, расположив модель по сетке динамической симметрии

Миф № 7: «Правило третей создали художники Ренессанса, а то и вовсе древние греки»

Впервые документальное упоминание о правиле третей находится в книге английского художника и гравера Джона Томаса Смита, датированной 1797 годом. И, судя по его работам, его сложно назвать великим мастером.

Да Винчи использовал правило третей? Да Винчи бы в гробу перевернулся, если бы услышал это. Он столько сил и времени посвятил совершенствованию своих композиций, столько учился, практиковался - для чего? Чтобы кто-то свел все его усилия к простому правилу третей? Ни в коем случае.

Да Винчи, как и другие великие мастера, включая и древнегреческих, применял динамическую симметрию, золотое сечение , другие художественные приемы, такие как арабеска, гамма, совпадения, расходящиеся лучи, взаимодействие фигуры и фона, эллипсы, ограждения и так далее.

Миф № 8: «Взгляд автоматически притягивается к точкам силы»


Если бы все было так просто. Расположите персонажа на пересечении линий, обозначенных правилом третей, и - БАМ! - вы уже контролируете взгляд зрителя. Не тут-то было. Что насчет того факта, что взгляд притягивают области высокой контрастности?

Когда мы делаем персонажа «наибольшей областью контраста», разве мы не будем в первую очередь смотреть именно на него, вне зависимости от его позы и расположения?

Еще одна вещь, которая привлекает взгляд, - «мерцающий край», как я это называю. Имеются в виду высококонтрастные элементы у краев изображения, которые оттягивают на себя внимание.

Если вы создадите последовательность контрастов и уберете с краев все отвлекающие моменты, это поможет контролировать движение глаз ваших зрителей в рамках изображения.


Миф № 9: «Кадрирование изображения под правило третей - отличный способ спасти снимок»

Обрезав фотографию с плохой композицией, плохим освещением, вы не сделаете ее лучше. Обрезать снимок, чтобы его улучшить, - это все равно что работать задом наперед. Компоновать кадр надо до, а не после съемки.


Потраченные впустую пиксели.
Старайтесь не кадрировать изображение, а изначально снимать так, чтобы не нужно было ничего обрезать

Изучайте принципы композиции и гештальтпсихологии, чтобы знать заранее, что вы хотите получить в итоге, и понимать, как правильно этого добиться. Не жертвуйте пиксели правилу третей. Ваше творчество заслуживает большего.

Миф № 10: «Точки силы и золотые точки создают драматизм»

Как мы уже поняли, одно только расположение персонажей по третям не придает изображению драматического напряжения.

Точки силы и «Золотые» точки. Фото Тэвиса Лифа Гловера. Кадрирование по закону третей не создает драматизма

Чтобы получить нужный драматизм, обратимся к «закону близости» из гештальтпсихологии.

Посмотрим на эту фреску с потолка Сикстинской капеллы. Персонажи явно объединены их близостью и сходством. Но, кроме того, драматизм усилен тем фактом, что их руки почти, но еще не совсем соприкоснулись. Это миг перед прикосновением.

Или вот это фото, на котором мужчина почти дотянулся до своей умирающей жены. Драматизм здесь создается тесной близостью.


«Закон близости» позволяет использовать расстояние, негативное пространство для создания напряжения, как, например, на этом фото.


Заключение

Существует множество способов и техник создания композиции, с помощью которых вы можете взаимодействовать со своими зрителями.


Стань мастером!
Забудь правило третей, используй динамическую симметрию!
«Мсье Буало», Тулуз-Лотрек

Забудьте о правиле третей и возьмите на вооружение динамическую симметрию. Ее сеткой пользоваться так же просто, как сеткой правила третей, но первая дает значительно больше вариантов для построения фотографии. Поймите, как создавать сильную композицию, - и вы станете мастером в своем деле».