Литературный род - это множество художественных произведений, объединенных общим стилем изложения, характерными сюжетными линиями. Род литературного произведения - это лирика, эпос или драма. О самых знаменитых примерах каждого из них рассказано в этой статье.

Драма

В переводе с это слово означает «действие». В современном русском языке термин приобрел иное значение. Но об этом будет сказано ниже. Драма - литературный род, зародившийся в Античности. Именно древнегреческим авторам Эсхилу, Софоклу и Еврипиду принадлежат первые драматические произведения. Этот литературный род произведений объединяет сочинения двух видов: комедии, трагедии.

Драма достигла своего совершенства в шестнадцатом столетии. Французские авторы строго держались определенных положений, установленных еще древними греками. А именно: единство времени и места, продолжительность событий не более двадцати четырех часов.

Примеры драматических произведений

В драме Софокла «Царь Эдип» речь идет о человеке, который по совершенной случайности некогда убил своего отца, а потом, по иронии судьбы, женился на своей матери. Зрители первой постановки сюжет знали. Но даже если бы им была незнакома история Эдипа, они бы узнали его краткую биографию. Тем не менее драма создана таким образом, что действие ее охватывает всего сутки. Все события происходят во дворце царя.

Мольер, Расин и Корнель переняли традиции античных драматургов. В их творениях также соблюдены вышеприведенные принципы. И, наконец, стоит привести пример которого знаком каждому школьнику, - «Горе от ума». Чацкий приезжает в дом Фамусова. Узнает о том, что Софья влюблена в человека корыстного и недалекого. Герой Грибоедова ведет беседы с прочими персонажами комедии. Он высказывает неординарные мысли. В результате окружение Фамусова решает, что Чацкий немного не в себе. Тот, в свою очередь, покидает дом родственника со словами «Карету мне, карету!». Все это происходит в течение дня.

Никуда за пределами особняка Фамусова ни один из героев не выходит. Потому как драма - это литературный род художественных произведений, в которых все происходящее свершается в течение суток. Стоит сказать еще об одной особенности таких сочинений. А именно - в них нет слов автора. Только диалоги. Независимо от того, комедия это или трагедия.

Эпос

Этот термин можно встретить в качестве существительного мужского рода в литературном словаре. И в этом энциклопедическом издании будет сказано, что эпос - не что иное, как произведение, в котором повествуется о событиях, происшедших в прошлом.

Примеры эпоса

Ярким примером служит знаменитая «Одиссея». В своем сочинении Гомер пространно и подробно описывает события, которые происходили некогда. Он рассказывает о путешествии своего героя, не забывая упомянуть о прочих персонажей и достаточно детально описать их жизнь, быт. Чем эпос отличается от драмы? Прежде всего тем, что повествование ведется от лица автора. Следующее отличие - беспристрастность.

Сочинения Гомера созданы в форме поэзии. В восемнадцатом веке в литературе стали развиваться новые тенденции: появился вид прозы, обладающий признаками эпоса. В качестве примера стоит привести роман Толстого «Война и мир». События охватывают довольно внушительный временной отрезок. В романе огромное количество персонажей.

Еще один образец эпической прозы - роман Голсуорси «Сага о Форсайтах». В этой книге рассказано о представителях нескольких поколений большого семейства.

Лирика

К какому литературному роду относится любое из стихотворений Анненского, Фета, Тютчева? Конечно, к лирике. Произведениям этого литературного рода присуща чувственность, эмоциональность. В отличие от эпоса, здесь чувства героя переданы чрезвычайно ярко, и даже несколько субъективно.

Примеры лирических произведений

В Древней Греции зародилось не только драматическое искусство. Античность - время расцвета и других направлений в литературе. Первыми лирическими авторами являются Терпандр. Этот древнегреческий поэт свои творения зачитывал под звуки струнной гитары. Под аккомпанемент читал стихи и Алкей - автор, отдававший предпочтение политическим темам. До наших дней дошла также поэзия Сафо.

В Средневековье, которое принято называть «мрачным», было создано несметное количество романтических баллад, авторами которых являлись трубадуры из Франции. Их сюжеты впоследствии не раз были использованы более поздними авторами. Лирика, как получила особое развитие в эпоху Возрождения. В тринадцатом веке появился новый тип трубадуров. Уже не французских, а итальянских. Ведь именно в Италии произошел расцвет лирической поэзии.

В девятнадцатом веке лиризм проник во все Его черты присутствуют в произведениях Шелли, Байрона, Кольриджа. Лиричность вдохновила и русских поэтов - Пушкина, Жуковского, Рылеева и т. д. Затем интерес в лирике на некоторое время угас: ее место заняла эпическая проза. И, наконец, начало двадцатого века в России ознаменовалось появлением целой плеяды талантливых лириков. Среди них Пастернак, Блок, Ахматова, Цветаева, Есенин.

В повседневной речи

Литературный род, как мы выяснили, является совокупностью художественных произведений, имеющих характерные признаки. Это может быть лирика, эпос или драма. В современной речи каждый из этих терминов имеет несколько иное значение.

Драма в кино - это жанр, для которого характерна трагичность. Под лирикой принято понимать любовную поэзию. В литературной терминологии эти понятия имеют другое значение. Какому литературному роду свойственна трагичность, сентиментальность? Драме или лирике. Но вместе с тем драматическое произведение может быть комедией. А сочинение автора-лирика - это не обязательно рассказ о его неразделенной любви или тоске по родине.

Деление литературы на роды

Словесно-художественные Произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика. Хотя и не все созданное Писателями (особенно в XXI в). укладывается в эту триаду, она поныне сохраняет свою значимость и авторитетность в составе Литературоведения.

О родах Поэзии рассуждает Сократ в третьей книге трактата Платона "Государство". Поэт, говорится здесь, может, во-первых, впрямую говорить от своего лица, что имеет место "преимущественно в дифирамбах" (по сути это важнейшее свойство лирики); во-вторых, строить Произведение в виде "обмена речами" героев, к которому не примешиваются Слова поэта, что характерно для Трагедий и комедий (такова драма как род Поэзии); в-третьих, соединять свои Слова со Словами чужими, принадлежащими действующим лицам (что присуще эпосу).

Сходные Суждения о родах Поэзии высказаны в третьей главе "Поэтики" Аристотеля. Здесь коротко охарактеризованы три способа Подражания в Поэзии (словесном Искусстве), которые и являются характеристиками эпоса, лирики и драмы: "Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных".

В подобном же Духе - как Типы отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому - роды Литературы неоднократно рассматривались и позже, вплоть до нашего Времени. Вместе с тем в XIX в. упрочилось иное понимание эпоса, лирики и драмы: не как словесно-художественных Форм, а как неких умопостигаемых сущностей, фиксируемых философскими категориями: литературные роды стали мыслиться как Типы художественного содержания.

Тем самым их рассмотрение оказалось отторгнутым от Поэтики (учения именно о словесном Искусстве). Так, Шеллинг лирику соотнес с бесконечностью и Духом свободы, эпос - с чистой необходимостью, в драме же усмотрел своеобразный синтез того и другого: борьбу свободы и необходимости. А Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий "объект" и "субъект": эпическая Поэзия объективна, лирическая - субъективна, драматическая же соединяет эти два начала. Благодаря В.Г. Белинскому как Автору статьи "Разделение Поэзии на роды и виды" гегелевская Концепция (и соответствующая ей терминология) укоренились в отечественном Литературоведении.

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и т.п. при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим ;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики ;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Роды художественной литературы

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Деление Литературы на роды не совпадает с её членением на Поэзию и прозу. В обиходной речи лирические Произведения нередко отождествляются с Поэзией, а эпические - с прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) Произведения. Эпос на ранних этапах Искусства был чаще всего стихотворным (эпопеи античности, французские песни о подвигах, русские былины и исторические песни и т.п).. Эпические в своей родовой основе Произведения, написанные стихами, нередки и в Литературе Нового Времени ("Дон Жуан" Дж. Н.Г. Байрона, "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова). В драматическом роде Литературы также применяются как стихи, так и проза, порой соединяемые в одном и том же Произведении (многие пьесы У. Шекспира). Да и лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической (вспомним тургеневские "Стихотворения в прозе").

Эпичность как идейно-эмоциональная Настроенность может иметь место во всех литературных родах - не только в эпических (повествовательных) Произведениях, но и в драме ("Борис Годунов" А.С. Пушкина) и лирике (цикл "На поле Куликовом" А.А. Блока). Драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженным Переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. И наконец, лиризм - это Возвышенная эмоциональность, выраженная в речи Автора, рассказчика, персонажей.

Драматизм и лиризм тоже могут присутствовать во всех литературных родах. Так, исполнены драматизма роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина", стихотворение М.И. Цветаевой "Тоска по родине". Лиризмом проникнуты роман И.С. Тургенева "Дворянское гнездо", пьесы А.П. Чехова "Три сестры" и "Вишневый сад", рассказы и повести И. А. Бунина.

Эпос, лирика и драма, таким Образом, свободны от однозначно-жесткой привязанности к эпичности, лиризму и драматизму как Типам эмоционально-смыслового "звучания" Произведений.

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая... Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча Малые жанры: пословицы поговорки загадки потешки...

Эпопея

Роман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный... Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Лит. сказка...

Игра Обряд Народная драма Раек Вертеп ...

Трагедия Комедия: положений, характеров, масок... Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс ...

Песня

Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма ...

Эпос

В эпическом роде Литературы (др. -гр. epos - Слово, речь) организующим началом Произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их Жизни, составляющих Сюжет. Это - цепь словесных сообщений или, проще говоря, рассказ о происшедшем ранее. Повествованию присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. Оно ведется со стороны и, как правило, имеет грамматическую Форму прошедшего Времени. Для повествующего (рассказывающего) характерна позиция человека, вспоминающего об имевшем место ранее. Дистанция между Временем изображаемого действия и Временем повествования о нём составляет едва ли не самую существенную черту эпической Формы.

Слово "повествование" в применении к Литературе используется по-разному. В узком Смысле - это развернутое обозначение Словами того, что произошло однажды и имело временную протяженность. В более широком значении повествование включает в себя также описания, т.е. воссоздание посредством Слов чего-то устойчивого, стабильного или вовсе неподвижного (таковы большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний).

В эпических Произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц - их диалоги и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя, их поясняя, дополняя и корректируя. И художественный Текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей.

Произведения эпического рода сполна используют арсенал художественных средств, доступных Литературе, непринужденно и свободно осваивают Реальность во Времени и пространстве. При этом они не знают ограничений в объеме Текста. Эпос как род Литературы включает в себя как короткие рассказы (юмористика О"Генри), так и Произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие Жизнь с необычайной широтой. Таковы древнегреческие "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Война и мир" Л.Н. Толстого.

Эпическое Произведение может "вобрать" в себя такое количество Характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам Литературы, ни какому-нибудь иному виду Искусства. При этом повествовательная Форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. Ей вполне доступны Характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в движении, становлении, развитии.

В эпических Произведениях глубоко значимо присутствие повествователя. Это-весьма специфическая Форма художественного воспроизведения человека. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий.

Текст эпического Произведения обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, об его взаимоотношениях с действующими лицами, о том) когда, где и при каких обстоятельствах ведет он свой рассказ, об его мыслях и чувствах.

А вместе с тем речь повествователя обладает не только изобразительностью, но и выразительной значимостью; она характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. В любом эпическом Произведении запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему видение мира и способ мышления. В этом Смысле правомерно говорить об Образе повествователя. "Повествователь - это не только более или менее конкретный Образ <".> но и некая образная Идея, принцип и облик носителя речи, или иначе - непременно некая точка зрения на излагаемое, точка зрения психологическая, идеологическая и попросту географическая, так как невозможно описывать ниоткуда и не может быть описания без описателя".

Эпическая Форма, говоря иначе, воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего, она художественно запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, а в конечном счете - склад ума и чувств повествователя. Облик повествователя обнаруживается не в действиях и не в прямых излияниях Души, а в своеобразном повествовательном монологе. Выразительные начала такого монолога, являясь его вторичной функцией, вместе с тем очень важны.

Не может быть полноценного восприятия народных сказок без пристального внимания к их повествовательной манере, в которой за наивностью и бесхитростностью того, кто ведет рассказ, угадываются веселость и лукавство, жизненный Опыт и мудрость. Невозможно почувствовать прелесть героических эпопей древности, не уловив Возвышенного строя мыслей и чувств рапсода и сказителя. И уж тем более немыслимо понимание Произведений А.С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и И. С. Тургенева, А. П. Чехова и И. А. Бунина, М. А. Булгакова и А. П. Платонова вне постижения "голоса" повествователя. Живое восприятие эпического Произведения всегда связано с пристальным вниманием к той манере, в которой ведется повествование. Чуткий к словесному Искусству читатель видит в рассказе, повести или романе не только сообщение о Жизни персонажей с её подробностями, но и выразительно значимый монолог повествователя.

Литературе доступны разные способы повествования. Наиболее глубоко укоренен и Представлен Тип повествования, при котором между персонажами и тем, кто сообщает о них, имеет место, так сказать, абсолютная дистанция. Повествователь рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием. Ему внятно все, присущ дар "всеведения". И его Образ, Образ существа, вознесшегося над миром, придает Произведению колорит максимальной объективности. Многозначительно, что Гомера нередко уподобляли небожителям - олимпийцам и называли "божественным".

Художественные возможности такого повествования рассмотрены в немецкой классической Эстетике эпохи Романтизма. В эпосе "нужен рассказчик, - читаем Мы у Шеллинга, - который невозмутимостью своего рассказа постоянно отвлекал бы Нас от слишком большого участия к действующим лицам и направлял внимание слушателей на чистый результат". И далее: "Рассказчик чужд действующим лицам <...> он не только превосходит слушателей своим уравновешенным Созерцанием и Настраивает своим рассказом на этот лад, но как бы заступает место "необходимости".

Основываясь на таких Формах повествования, восходящих к Гомеру, классическая Эстетика XIX в. утверждала, что эпический род Литературы - это художественное воплощение особого, "эпического" миросозерцания, которое отмечено максимальной широтой взгляда на Жизнь и её спокойным, радостным приятием.

Дистанция между повествователем и действующими лицами актуализируется не всегда. Об этом свидетельствует уже античная проза: в романах "Метаморфозы" ("Золотой осел") Апулея и "Сатирикон" Петрония персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. В таких Произведениях выражается взгляд на мир, не имеющий ничего общего с так называемым "эпическим миросозерцанием".

В Литературе последних двух-трех столетий преобладает субъективное повествование. Повествователь стал смотреть на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями. Яркий пример тому подробная картина сражения при Ватерлоо в "Пармской обители" Стендаля. Эта битва воспроизведена отнюдь не по-гомеровски: повествователь как бы перевоплощается в героя, юного Фабрицио, и смотрит на происходящее его глазами. Дистанция между ним и персонажем практически исчезает, точки зрения обоих совмещаются. Такому способу изображения порой отдавал дань Толстой. Бородинская битва в одной из глав "Войны и мира" показана в восприятии не искушенного в военном деле Пьера Безухова; военный совет в Филях подан в виде впечатлений девочки Малаши.

В "Анне Карениной" скачки, в которых участвует Вронский, воспроизведены дважды: один раз пережитые им самим, другой увиденные глазами Анны. Нечто подобное свойственно Произведениям Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, Г. Флобера и Т. Манна. Герой, к которому приблизился повествователь, изображается как бы изнутри. "Нужно перенестись в действующее лицо", - замечал Флобер. При сближении повествователя с кем-либо из героев широко используется несобственно-прямая речь, так что голоса повествующего и действующего лица сливаются воедино. Совмещение точек зрения повествователя и персонажей в Литературе XIX-XX вв. вызвано возросшим художественным интересом к своеобразию внутреннего мира людей, а главное - пониманием Жизни как совокупности непохожих одно на другое отношений к Реальности, качественно различных кругозоров и ценностных ориентаций.

Наиболее распространенная Форма эпического повествования - это рассказ от третьего лица. Но повествующий вполне может выступить в Произведении как некое "я". Таких персонифицированных повествователей, высказывающихся от собственного, "первого" лица, естественно называть рассказчиками. Рассказчик нередко является одновременно и персонажем Произведения (Гринев в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, Иван Васильевич в рассказе Л.Н. Толстого "После бала", Аркадий Долгорукий в "Подростке" Ф. М. Достоевского).

Фактами своей Жизни и умонастроениями многие из рассказчиков - персонажей близки (хотя и не тождественны) Писателям. Это имеет место в автобиографических Произведениях (ранняя трилогия Л.Н. Толстого, "Лето Господне"). Но чаще судьба, жизненные позиции, Переживания героя, ставшего рассказчиком, заметно отличаются от того, что присуще Автору ("Робинзон Крузо" Д. Дефо). При этом в ряде Произведений (эпистолярная, мемуарная, сказовая Формы) повествующие высказываются в манере, которая не тождественна авторской и порой с ней расходится весьма резко. Способы повествования, используемые в эпических Произведениях, как видно, весьма разнообразны.

Драма

Драматические Произведения (др.-гр. drama- действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Подобно Автору эпического Произведения, драматург подчинен "закону развивающегося действия". Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками, обозначение Времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный Текст драматического Произведения. Основной же его Текст это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Отсюда некоторая ограниченность художественных возможностей драмы. Писатель - драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны создателю романа или эпопеи, новеллы или повести. И Характеры действующих лиц раскрываются в драме с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе.

При этом драматурги, в отличие от Авторов эпических Произведений, вынуждены ограничиваться тем объемом словесного Текста, который отвечает запросам театрального Искусства. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки Времени сценического. А спектакль в привычных для новоевропейского театра Формах продолжается, как известно, не более 3-4 часов. И это требует соответствующего размера драматургического Текста.

Вместе с тем у Автора пьесы есть существенные преимущества перед создателями повестей и романов. Один изображаемый в драме момент плотно примыкает к другому, соседнему. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается; персонажи драмы обмениваются репликами без сколько-нибудь заметных временных интервалов, и их высказывания составляют сплошную, непрерывную линию. Если с помощью повествования действие запечатлевается как нечто прошедшее, то цепь диалогов и монологов в драме создает иллюзию Настоящего Времени. Жизнь здесь говорит как бы от своего собственного лица: между тем, что изображается, и читателем нет посредника- повествователя. Действие воссоздается в драме с максимальной непосредственностью. Оно протекает будто перед глазами читателя. "Все повествовательные Формы, - писал Ф. Шиллер, - переносят Настоящее в прошедшее; все драматические делают прошедшее Настоящим".

Драма тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого. Её образность оказывается гиперболической, броской, театрально-яркой. "Театр требует <...> преувеличенных широких линий как в голосе, декламации, так и в жестах", - писал Н. Буало. И это свойство сценического Искусства неизменно накладывает свою печать на поведение героев драматических Произведений.

Знаменательны (в качестве характеристики драматического рода Литературы) упреки Толстого в адрес У. Шекспира за обилие Гипербол, из-за чего будто бы "нарушается возможность художественного впечатления". "С первых же Слов, - писал он о Трагедии "Король Лир", - видно преувеличение: преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений". В Оценке Творчества Шекспира Л. Толстой был неправ, но мысль о приверженности великого английского драматурга к театрализующим Гиперболам совершенно справедлива. Сказанное о "Короле Лире" с не меньшим основанием можно отнести к античным комедиям и Трагедиям, драматическим Произведениям Классицизма.

В XIX-XX вв., когда в Литературе возобладало стремление к житейской достоверности, присущие драме условности стали менее явными, нередко они сводились к минимуму. У истоков этого явления так называемая "мещанская драма" XVIII в., создателями и теоретиками которой были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг. Произведения крупнейших русских драматургов XIX в. и начала XX столетия - А.Н. Островского, А.П. Чехова и М. Горького - отличаются достоверностью воссоздаваемых жизненных Форм.

Но и при установке Драматургов на правдоподобие сюжетные, психологические и собственно речевые Гиперболы сохранялись. Театрализующие условности дали о себе знать даже в драматургии Чехова, явившей собой максимальный предел "жизнеподобия". Всмотримся в заключительную сцену "Трех сестер". Одна молодая женщина десять- пятнадцать минут назад рассталась с любимым человеком, вероятно, навсегда. Другая пять минут назад узнала о Смерти своего жениха. И вот они, вместе со старшей, третьей сестрой подводят нравственно-философские итоги прошедшему, размышляя под звуки военного марша об участи своего поколения, о будущем человечества. Вряд ли можно представить себе это происшедшим в Реальности. Но неправдоподобия финала "Трех сестер" Мы не замечаем, так как привыкли, что драма ощутимо видоизменяет Формы жизнедеятельности людей.

Наиболее ответственная роль в драматических Произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко Насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. Условны реплики "в сторону", которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителям, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, наедине с собой, являющиеся чисто сценическим приемом вынесения наружу речи внутренней (таких монологов немало как в античных Трагедиях, так и в драматургии Нового Времени). Драматург, ставя своего рода эксперимент, показывает, как высказался бы человек, если бы в произносимых Словах он выражал свои умонастроения с максимальной полнотой и яркостью. И речь в драматическом Произведении нередко обретает сходство с речью художественно-лирической либо ораторской: герои здесь склонны изъясняться как импровизаторы- поэты или мастера публичных выступлений.

Драма имеет в Искусстве как бы две Жизни: театральную и собственно литературную. Составляя драматургическую основу спектаклей, бытуя в их составе, драматическое Произведение воспринимается также публикой читающей.

Но так обстояло дело далеко не всегда. Эмансипация драмы от сцены осуществлялась постепенно - на протяжении ряда столетий и завершилась сравнительно недавно: в XVIII-XIX вв. Всемирно-значимые образцы драматургии в пору их создания практически не осознавались как литературные Произведения: они бытовали только в составе сценического Искусства. Ни У. Шекспир, ни Ж. Б. Мольер не воспринимались их современниками в качестве Писателей. Решающую роль в упрочении Представления о драме как Произведении, предназначенном не только для сценической постановки, но и для чтения, сыграло "открытие" во второй половине XVIII столетия Шекспира как великого драматического поэта. Отныне драмы стали интенсивно читаться. Благодаря многочисленным печатным изданиям в XIX - XX вв. драматические Произведения оказались важной разновидностью художественной Литературы.

В XIX в. литературные достоинства драмы нередко ставились выше сценических. Так, Гёте полагал, будто "Произведения Шекспира не для телесных очей", а Грибоедов называл "ребяческим" свое желание услышать стихи "Горя от ума" со сцены.

Давняя Истина остается в силе: важнейшее, главное предназначение драмы это сцена. "Только при сценическом исполнении, драматургический вымысел Автора получает вполне законченную Форму и производит именно то моральное действие, достижение которого Автор поставил себе целью".

При этом для театра первостепенно значим принцип верности прочтения Литературы. Режиссер и актеры призваны донести поставленное Произведение до зрителей с максимально возможной полнотой. Верность сценического прочтения имеет место там, где режиссер и актеры глубоко постигают драматическое Произведение в его основных содержательных, жанровых, стилевых особенностях. Сценические постановки правомерны лишь в тех случаях, когда имеется согласие (пусть относительное) режиссера и актеров с кругом Идей Писателя - драматурга, когда деятели сцены бережно внимательны к Смыслу поставленного Произведения, к особенностям его Жанра, чертам его Стиля и к самому Тексту.

Лирика

В лирике (др.-гр. lyra -музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом Произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации (вспомним пушкинское "Я помню чудное мгновенье...").

Эпос, лирика и драма

Любое литературное произве­дение принадлежит к одному из трёх литературных родов: эпосу, лирике или драме.

Эпосом в Древней Греции называли повествование, рассказ. Автор эпического произведения, как говорил Аристотель, рассказывает «о событии, как о чём-то отдельном от себя». В эпическом произведении, как правило, есть сюжет, персонажи и повествователь. В произведениях больших эпических форм несколько сюжетных линий, рассказывается о событиях, про­исходящих одновременно в разных местах («Повесть временных лет»). Действие, о котором повествуется, может разыгрываться на протяжении десятков лет, включать в себя множество эпизодов. В начале XVI в. создан самый замечательный памятник жанра хожде­ний — «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Эпические произведения написаны в определён­ных жанрах. Эпические жанры делятся на три груп­пы: большая форма — героическая песнь, былина, эпопея, роман, летопись; средняя — повесть, поуче­ние; малая — рассказ, новелла, басня и др.

Эпосом также называют героическое повествова­ние о прошлом, потому что основные события здесь разворачиваются на фоне широкой картины народ­ной жизни. Например, о жизни карело-финского на­рода рассказывает «Калевала». На Руси героический эпос представляют былины — русские народные эпи­ческие песни о подвигах богатырей («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко»). Героический эпос существует практически у всех народов как в устной, так и в письменной формах. Крупным эпическим письменным жанром считается летопись — историче­ское повествование, которое велось по годам («Повесть временных лет»).

Если былины и легенды существовали как в уст­ной, так и в письменной формах, то предания были повествованиями, которые передавались из уст в уста и отображали не последовательную цепь событий, а один яркий и малоизвестный эпизод истории.

К средним письменным жанрам можно отнести поучение — завет, наставление старшего младшим («Поучение» Владимира Мономаха).

Ещё один распространённый эпический жанр — повесть. Она посвящена нескольким эпизодам из жиз­ни главного персонажа (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»), тогда как рассказ — только одному яркому случаю или моменту (А. П. Чехов «Хамелеон»). В России рас­сказ, прежде чем стать самостоятельным жанром, считался краткой разновидностью повести.

Лирика — род литературы, в котором на первом месте автор, его чувства, мысли. Выражает их лири­ческий герой — тот, от лица которого пишется произ­ведение. В отличие от эпоса, лирическое произведение не имеет сюжета или он едва намечен.

Самыми распространёнными лирическими жанра­ми считаются ода, элегия, послание. Одой называет­ся стихотворение в торжественном тоне с постоянным кругом тем — прославление монарха, государственно­го величия (оды М. В. Ломоносова).

В лирических произведениях важны каждое сло­во, интонация, ритм. Поэтому лирика тяготеет к сти­хотворной форме. Но стихи не обязательный признак лирики. Есть стихотворения у И. С. Тургенева в прозе («Русский язык» и др.), в которых писатель выразил мысли и чувства, владевшие им на протяжении всего творческого пути.

Произведения, которые можно отнести и к эпосу, и к лирике, называются лиро-эпическими. В них сю­жет неотделим от переживаний повествователя.

Роды и виды литературы

(способы образного воспроизведения действительности)

Роды

Род литературы - определенный, исторически сложившийся способ изображения в художественном произведении действительности, человека в процессе жизни; большие группы литературно-художественных произведений, объединяемых своеобразием хронотопа, способом изображения человека, формой присутствия автора и характером обращенности текста к читателю.

Лирика

Эпос

Драма

Цель

Выразительный род литературы.

Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях

Изображение человеческой личности объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями

Изобразительный род литературы. Изображение человеческой личности в действии, в конфликте

Предмет

Внутренний мир человека; его мысли и чувства (движение и развитие). Фабула отсутствует

Реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои

Объективное материальное бытие, представленное не во всей полноте, а через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях

Содержание

Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества (субъект - лирический герой); художественно-творческое освоение характерных состояний внутренней духовной жизни людей, характерных чувств и мыслей.

Жизнь представлена через переживания человека

В нерасчленимом единстве - объективное содержание реальной действительности и ее творческая переработка (художественно типизированные характеры и обстоятельства).

Жизнь отражается в форме детального повествования о человеке, его жизни, судьбе и событиях, в котором он принимал участие

Аналогичное эпическому, однако как литературное произведение драма не представляет собою законченного целого: предназначено для художественного синтеза с пантомимой (актерской игрой) и живописью (декорацией)

Функция языка

Косвенное, переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план.

Особое значение играют образные возможности языка. Стихосложение становится одним из важнейших средств словесного воплощения глубинных пластов лирического содержания.

Особая организация языка - стихотворная (рифма, ритм, размер)

Обозначить, назвать предмет и вызвать внутреннее представление о нем (основное значение слова - предметное).

Текст имеет преимущественно описательно-повествовательную структуру.

Особо организованная система предметно-изобразительных деталей, раскрывающих типические характеры и типические обстоятельства

Структура художественной речи определяется монологами и диалогами (описательно-повествовательная речь - в подчиненном положении).

Произведения предназначены для сценического использования

Жанры

Ода - это стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события.

Стихотворение - это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Элегия - это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Песня - это общее определение стихотворных произведений разных жанров, предназначенных изначально или используемых для пения. Для песен чаще всего обязательны строфичность, рифма, доступность изложения.

Послание - один из древнейших поэтических жанров, представляющий собой стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь к конкретному адресату с просьбами, пожеланиями, увещеваниями, высказывает свои суждения по какому-либо морально-философскому вопросу.

Эпиграмма - это краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Сонет - это 14-строчное стихотворение, сложенное по определенным правилам: первый катрен (четверостишие) представляет экспозицию темы стихотворения, второй катрен развивает положения, намеченные в первом, в последующем затем терцете намечается развязка темы, в завершающем терцете, особенно в заключительной его строке следует завершение развязки, выражающей суть произведения

Рассказ - это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Очерк - это разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды». Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике.

Новелла - это небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом. В новелле большая насыщенность событиями, четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.

Повесть - это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Роман - это эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.

Роман-эпопея - разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Притча - это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. Реальность в притче явлена вне хронологических и территориальных примет, без указания конкретных исторических имен действующих лиц. Притча обязательно включает объяснение аллегории, чтобы читателю был ясен смысл иносказания. Несмотря на схожесть с басней, притча претендует на общечеловеческое обобщение, не обращая порой внимания на частные вопросы

Трагедия - это вид драмы, возникший из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом - подобием сатира с рожками и бородой. Трагедия противоположна комедии. Данный жанр изображает конфликты в предельно напряженной форме и показывает противостояния между личностями, судьбой или обществом. Всегда имеет трагический финал (смерть героев). Конфликт в трагедии может быть разрешен только смертью.

Драма - литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.

Комедия - это драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека, отражающее смешное и низкое; всякая смешная пьеса.

Лиро-эпические жанры - жанры смешанной формы, сочетающие в себе особенности изображения действительности, присущие эпосу и лирике. В таких произведениях часто присутствуют развернутый сюжет, подробно и определенно обрисованные характеры, но в то же время представлен внутренний мир героев в динамике, отмечается присутствие лирического героя. Лиро-эпические жанры - басни, баллады, поэмы, романы в стихах.

Басня - это краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности.

Баллада - это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.

Поэма - это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.

Роман в стихах - это специфический литературный жанр, объединяющий в себе эпичность прозаического романа и стихотворную эпическую поэму. То есть, можно сказать, что роман в стихах как отдельный жанр включает в себя все особенности прозаического романа, заключая их в поэтические рамки. Автор романа в стихах может свободно переходить от подробной описательности повествования к лирическим отступлениям и философским рассуждениям, используя при этом все возможности поэзии. Первым русским романом в стихах стал роман «Евгений Онегин» Александра Пушкина. В русской поэзии он до сих пор остаётся непокорённой вершиной в данном литературном жанре. Сам Пушкин писал, что между «романом» и «романом в стихах» — «дьявольская разница». «Свободное движение плана повествования» стало отличительным признаком нового для нашей литературы жанра.

Литературный род - группа жанров, обладающих сходными структурными признаками.

Художественные произведения очень отличаются по выбору изображаемых явлений действительности, по способам ее изображения, по преобладанию объективного или субъективного начал, по композиции, по формам словесного выражения, по изобразительно-выразительным средствам. Но при этом все эти разнообразные литературные произведения можно поделить на три рода - эпос, лирику и драму. Деление на роды обусловлено различными подходами к изображению мира и человека: эпос объективно изображает человека, для лирики характерен субъективизм, а драма изображает человека в действии, причем авторская речь имеет вспомогательную роль.

Эпос (по-гречески означает повествование, рассказ) - повествование о событиях в прошлом, сосредоточен на объекте, на изображении внешнего мира. Основными признаками эпоса как литературного рода выступают события, действия как предмет изображения (событийность) и повествование как типичная, но не единственная форма словесного выражения в эпосе, потому что в крупных эпических произведениях "присутствуют и описания, и рассуждения, и лирические отступления (что связывает эпос с лирикой), и диалоги (что связывает эпос с драмой). Эпическое произведение не ограничено какими-либо пространственными или временными рамками. Оно может охватывать множество событий и большое количество персонажей. В эпосе большую роль играет беспристрастный, объективный повествователь (произведения Гончарова, Чехова) или рассказчик («Повести Белкина» Пушкина). Иногда повествователь передает историю со слов рассказчика («Человек в футляре» Чехова, «Старуха Изергиль» Горького).

Лирика (от греч. lyra - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни. Лирика изображает внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций. Лирика, в отличие от эпоса, субъективна, чувства и переживания лирического героя занимают в ней главное место, отодвигая на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. Как правило, в лирике отсутствует событийный сюжет. В лирическом произ-ведении может присутствовать описание какого-либо события, предмета, картин природы, но оно ценно не само по себе, а служит целям самовыражения.

Драма изображает человека в действии, в конфликтной ситуации, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Основной ее текст - цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Большинство драм построено на внешнем действии, которое связано с противоборством, противостоянием героев. Но может преобладать и внутреннее действие (герои не столько действуют, сколько переживают и размышляют, как в пьесах Чехова, Горького, Метерлинка, Шоу). Драматические произведения, как и эпические, изображают события, поступки людей и их взаимоотношения, но в драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Авторская речь является вспомогательной и образует побочный текст произведения, который включает в себя список действующих лиц, иногда их краткие характеристики; обозначение времени и места действия, описание сценической обстановки в начале картин, явлений, актов, действий; ремарки, в которых даются указания на интонацию, движения, мимику персонажей. Основной текст драматического произведения составляют монологи и диалоги персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени.

Таким образом, эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, драма делает то же самое, но не от лица автора, а в непосредственной беседе, диалоге самих действующих лиц, лирика ж е сосредоточивает свое внимание не на внешнем, а на внутреннем мире.

Однако нужно иметь в виду, что деление литературы на роды до некоторой степени искусственно, потому что на самом деле нередко происходит соединение, сочетание всех этих трех видов, их слияние в одно художественное целое или осуществляется комбинация лирики и эпоса (стихотворения в прозе), эпоса и драмы (эпическая драма), драмы и лирики (лирическая драма). Кроме того, деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов включает в себя и поэтические (стихотворные), и прозаические (нестихотворные) произведения. Например, по своей родовой основе эпическими являются роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин», поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Многие драматические произведения написаны в стихах: комедия Грибоедова «Горе от ума», трагедия Пушкина «Борис Годунов» и другие.

Деление на роды - первое деление в классификации литературных произведений. Следующей ступенью является деление каждого рода на жанры. Жанр - исторически сложившийся тип литературного произведения. Жанры бывают: эпические (роман, повесть, рассказ, очерк, притча), лирические (лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет) и драматические (комедия, трагедия, драма). Наконец, жанры обычно получают дальнейшие подразделения (например, бытовой роман, авантюрный роман, психологический роман и т. п.). Кроме того, все жанры по объему принято делить на крупные (роман, роман-эпопея), средние (повесть, поэма) и малые (рассказ, новелла, очерк).

Эпические жанры

Роман (от фран. roman or conte готап - рассказ на романском языке) - большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе всегда насыщено внешними или внутренними конфликтами или теми и другими вместе. События в романе не всегда описываются последовательно, иногда автор нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени» Лермонтова).

Романы можно делить по тематическому признаку (исторические, автобиографические, авантюрные, приключенческие, сатирические, фантастические, философские и т. д.) и по структуре (роман в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон, эпистолярный роман и другие).

Роман-эпопея (от греческого epopiia - собрание сказаний) - роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. Например, «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

Повесть - эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Иногда повесть определяется как эпическое произведение, среднее между романом и рассказом - она больше рассказа, но меньше романа по объему и количеству действующих лиц. Но границу между повестью и романом следует искать

не в их объеме, а в особенностях композиции. В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, в повести материал излагается хроникально. В ней художник не увлекается размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставятся задачи глобального исторического характера.

Рассказ - малая эпическая прозаическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (чаще всего повествуется об одном или двух героях). В рассказе, как правило, ставится одна проблема и описывается одно событие. Например, в рассказе Тургенева «Муму» основным событием является история приобретения и потери Герасимом собаки. Новелла отличается от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (ОТенри «Дары волхвов»), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.

Очерк - малая эпическая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа. Очерк отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Притча - малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).

Лирические жанры

Лирическее стихотворение - малая жанровая форма лирики, написанная или от лица автора («Я вас любил» Пушкина) или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом...» Твардовского).

Элегия (от греческого elegos - жалобная песня) - малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышления, грустные раздумия, скорбь.

Послание (от греческого epistole - письмо) - малая лирическая форма, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и т. д. Послание может быть адресовано одному конкретному лицу или группе лиц.

Эпиграмма (от греческого epigramma - надпись) - малая лирическая форма, стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Эмоциональный диапазон эпиграммы очень велик - от дружеской насмешки до гневного обличения. Характерные черты - остроумие и краткость.

Ода (от греческого ode - песня) - малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

Сонет (от итальянского soneto - песенка) - малая лирическая форма, стихотворение, обычно состоящее из четырнадцати стихов.

Поэма (от греческого poiema - творение) - средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. В поэме соединились черты двух литературных родов - лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.

Баллада (от итальянского ballada - плясать) - средняя лиро-эпическая форма, произведение с напряженным, необычным сюжетом, рассказ в стихах.

Драматические жанры

Комедия (от греческого homos - веселая процессия и ode - песня) - вид драмы, в котором характеры, ситуации л действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. В жанровом отношении различают комедии сатирические («Недоросль» Фовизина, «Ревизор» Гоголя), высокие («Горе от ума» Грибоедова), лирические («Вишневый сад» Чехова).

Трагедия (от греческого tragodia - козлиная песнь) - вид драмы, произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. К жанру трагедии относится, например, пьеса Шекспира «Гамлет».

Драма - пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том, что она строится на современном, а не античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.