Натурализм (по-французски naturalisme, от латинского слова «natura» - - «природа»):

1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. В программе натурализма были полемически заострены стремление уподобить художественное познание мира научному его изучению, стремление к объективному, бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, их обусловленности физиологической природой человека и окружающей его общественной средой. Натурализм зародился во французской литературе и литературной критике под влиянием успехов экспериментальных естественных наук, особенно физиологии и медицины. Философской основой натурализма был позитивизм французского философа Огюста Конта и его преломление в эстетической теории Ипполита Тэна, в теории эволюции английского социолога Херберта Спенсера.

Теория натурализма как литературной школы была подробно разработана Эмилем Золя, возглавившим школу писателей-натуралистов. При всей ограниченности творческого метода писателей-натуралистов, отказавшихся от обобщения и анализа социально-экономических проблем в ЖИЗНИ общества, натурализм способствовал резкому расширению круга тем и образов, становлению критического реализма XIX в.; расширился интерес к изображению «социального дна», к функционированию разнообразных «социальных организмов» (шахты, предприятия, рынки, прачечные, публичные дома), к взаимодействию личности и толпы. Это породило новые средства художественного изображения действительности. Сходные направления существовали в художественной культуре многих стран («веризм» в Италии, «областничество» в США). Позитивистский пересмотр реалистической традиции формирования художественного образа, проявившийся в литературе и искусстве натурализма, привел к росту черт импрессионизма, символизма и декадентства в творчестве таких писателей, как Ги де Мопассан, Жорж Гюисманс. Натурализм оказал сильнейшее воздействие на творчество таких художников последней трети XIX в. и начала XX в., как Эдуар Мане , Эдгар Дега , Жюль Бастьен-Лепаж, Анри де Тулуз-Лотрек , Теофиль Стейнлен во Франции, Константен Менье в Бельгии, Макс Либерман, Кете Кольвиц в Германии, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела в Италии. Однако натурализм в изобразительном искусстве не оформился в цельное, последовательное направление;

2) в советской эстетике и критике 30 ых - 70 годов двадцатого века натурализм объяснялся как художественный метод, типологически противопоставлявшийся реализму как его антипод (также как и формализм). Главной особенностью натурализма провозглашался внесоциальный, биологический взгляд на человека, чему соответствовала пассивная регистрация жизненных явлений и фактов без их критического отбора, идейно-философского осмысления и анализа; натурализм отождествлялся с бесстрастным копированием жизни без художественного ее обобщения, с повышенным интересом к темным (даже патологическим) ее сторонам. В таком понимании признаки натурализма обнаруживались в академическом салонном искусстве (Поль Деларош, Эрнест Месонье), в «риджиоиализме» живописи США, в таких авангардистских течениях, как дадаизм,

К середине XIX в. набирают силы иные художественные направления Значимым для них становится воплощение не только трагедии отдельной личности, но и жизнеописание широких социальных слоев.

Если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество представителей натурализм утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека буднично опустошающим потоком жизни, и в то же время возводило в Абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму. Драч Г. В. Культурология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1996. - с. 281

Натурализм стал не только естественным антагонистом искусства романтизма и классицизма, но и противопоставил себя реализму, с его художественным отбором, типизацией, поиском социальных обусловленностей. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - с.112

Представители натурализма исходили из положения о предопределенности судьбы человека социально» средой и наследственностью. На искусство этого направления значительно повлиял позитивизм с его педантичным описанием фактов и отказом от излишнего теоретизирования. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Чаше всего это направление в литературе связывается с именами Золя и Мопассана. В живописи такие художники, как Курбе и Милле. Обращаются к образам из социальных, низов общества. Источники моральных установок человека отыскиваются исключительно в наследственности или во влиянии внешней среды Эти причины, по мнению натуралистов, фатально определяют судьбу человека В произведениях приверженцев натурализма нет той глубины психологического анализа персонажа, которая станет художественным открытием реализма Писатель-натуралист превращает свое произведение в подобие фотографии, сохраняя все подробности, но устраняясь при этом от собственной авторской позиции, от вынесения моральной оценки. Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура. - М.: Высшая шк., 2001. - с. 310

Итак, можно сделать вывод, что в первую половину XIX века присутствовали следующие направления в художественной культуре: классицизм, романтизм, реализм, натурализм. Классицизм - течение в художественной культуре европейских стран XVII-го начала XIX веков, устремленное к античным идеалам. В XIX веке классицизм переродился в академизм.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

Натурализм не стремился к обобщению и типизации подобно реализму. По мнению натуралистов, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке «всю подноготную».

- «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne), Музей Метрополитен, Нью Йорк Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVI XVII веков, тогда как в политическом плане… … Википедия

Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819 77) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Петрус Кристус. Портрет молодой дамы. Около 1450. Берлинская картинная галерея. Берлин Ранняя нидерландская живопись (редко старонидерландская … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм эстетическая позиция, с … Википедия

- (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… …

Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия

- (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер Парлер и мастерская. Между 1379 1386, Собор святого Вита, Прага Портрет Средневековья, портретное искусство Средних веков стадия определённого упадка в истории развития … Википедия

Охватывает период IX II в. до н. э. Содержание … Википедия

В. Фаворский (фото 1920 х годов) … Википедия

Книги

  • Творчество. Человек-зверь. Статьи , Эмиль Золя , В томе представлены широко известные произведения классика французской литературы Эмиля Золя… Категория: Классическая и современная проза Серия: Золотой фонд мировой классики Издатель: АСТ, АСТ Москва, Neoclassic ,
  • Naturalismus , Hamann R. , Hermand J. , Натуралистическая живопись, а точнее, натурализм в живописи, как направление искусства конца XIX века, не ограничивается созданием визуально схожего с натурой образа. Он целиком погружается в… Категория:

- (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа) , направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США и стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности.

В сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей – братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.

Объектом натурализма (прежде всего в литературе) был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение. Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал недоверие ко всякого рода идеологии, что в целом вело к ограничению его художественных возможностей. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой лучшими представителями натурализма, обусловило и положительные моменты, внесённые ими в развитие художественной культуры. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические разоблачительные тенденции, натурализм способствовал прогрессу общественной мысли и художественного видения. Творчество ведущих писателей, приверженцев натурализма (особенно Э. Золя, Э. и Ж. Гонкуров, Г. Гауптмана), оказало непосредственное влияние на ряд художников последней трети XIX — начала XX вв. (Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена во Франции, К. Менье в Бельгии, М. Либермана, X. Бартельса, К. Кольвиц в Германии, В. Велу в Италии и др.). Однако в истории изобразительного искусства термин «натурализм» связан и с другим рядом явлений, что было обусловлено эволюцией этого понятия, вначале обозначавшего конкретное литературно-художественное направление, но затем перенесённого на более общие и лишь отчасти связанные с ним явления.
Порождённые буржуазной культурой идеологические и стилевые тенденции, а также противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без её идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Черты бескрылого, поверхностного изобразительства, пассивного копирования второстепенных подробностей, проявившиеся уже в 1820-30-х гг. (особенно у французских живописцев П. Делароша, О. Берне), легко сочетались с академической идеализацией, порождая многочисленные разновидности салонного искусства. Подобное искусство — безыдейное, намеренно «приземлявшее» традиционную возвышенность исторического, религиозного и аплегорического жанров, широко распространилось с середины XIX в. (творчество Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии и др.) Другая сторона натурализма — пристрастие к достоверно-фактографическому изображению мрачных, теневых явлений жизни, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы — отразилась в искусстве фашистского и других реакционных режимов, получила гипертрофированное развитие в некоторых течениях модернизма (особенно у представителей сюрреализма). Преувеличенная достоверность внешних деталей свойственна и некоторым новейшим направлениям буржуазного искусства (например, гиперреализму).