Что такое «обломовщина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье «Что такое "обломовщина"?» писал об этом явлении как о «знамении времени». С его точки зрения, Обломов - это «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью». Добролюбов понимал «обломовщину» социально - как аллегорию крепостного права.

И. А. Гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека - Ильи Ильича Обломова. «В Гороховой улице, в одном из больших домов... лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов»,- такими словами начинается роман и таким мы узнаем главного героя. Мы видим Обломова за самым его любимым и привычным занятием - лежанием на диване. Но ведь, когда мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет. Одцако Обломов ничего не хочет знать о труде. По его мнению, для этого есть другие люди, а он - барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет себе вечное лето, вечное ве-" селье, вкусную еду и покой. «Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: "Барин!" Да, я барин и делать ничего не умею!» - говорит Обломов. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни. Это - символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить, да и просто выходить из дома. Круг его общения сузился едва ли не до одного Захара. Суета большого города не для него. Ведь он родился и вырос в Обломовке, где текла тихая, спокойная жизнь. Такая жизнь и стала обломовским идеалом.

Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется «Сон Обломова». Кода ее читаешь, становится ясно, что Обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась «обломовщина». Это типичный пример крепостного поместья, где источником существования является труд крепостных крестьян.

Все обитатели Обломовки оторваны от внешнего мира. Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Впрочем, не менее важным «занятием» в Обломовке считался сон: «всепоглощающий, ничем не гюбе-димый сон, истинное подобие смерти».

Косность - основа жизни обломовцев. Они неотступно придерживаются старых традиций

и обычаев, завешанных им предками. Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне. Обломовцы никогда не задаются вопросом: «Зачем дана жизнь?» Их жизнь течет, «как покойная река», и все дышит «первобытной ленью».

Родители старались уберечь Илюшу от труда как от тяжкого наказания - ведь для этого существуют «Захар да еще 300 Захаров». И что же в результате? Илюша Обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев. Из-за барского воспитания его «ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая».

«Началось с неумения одевать чулки, а кончилось - неумением жить.»

Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя. Единственное, что он мог, - это лежать на диване, мечтать и сокрушаться, что «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Обломову доставляли дискомфорт любые вторжения в его мирное существование. Такой тревожащей силой стал Андрей Штольц, который пытался возродить Обломова к жизни. Он всеми силами старался уберечь своего друга от неминуемой гибели. И на какой-то миг Обломова увлекла перспектива обновления: «Идти вперед - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть». Но боязнь жизни оказалась сильнее.

Не помогла Обломову и встреча с Ольгой Ильинской. Сначала любовь захватила его, и он стал мечтать о счастье. Он даже как будто помолодел. Ольга так же, как и Штольц, пыталась пробудить Обломова к деятельной жизни, сделать его полезным для общества. Но ей не удалось этого добиться. «Обломовщина» победила чувство любви. Обломов испугался новых волнений и тревог, изменения привычного образа жизни. После разрыва с Ольгой Обломова опять потянуло к прежней спокойной и ленивой жизни. И он нашел для себя последнее прибежище - дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала для него примерно те же условия, что были когда-то в Об-ломовке. Таким образом, все вернулось на круги своя. С Обломовки началась жизнь Ильи Ильича, Обломовкой и закончилась. Когда-то Ольга спросила Обломова: «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» - «Есть, - сказал он чуть слышно...- "Обломовщина"!»

Понятие «обломовщины» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

лирика пушкин лермонтов гончаров

В романе «Обломов», Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России.

Роман “Обломов” -- это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, - “обломовщине”.

Исследование обломовщины во всех ее проявлениях сделало роман Гончарова бессмертным. Главный герой -- Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Чтобы понять причины возникновения такого явления, как обломовщина, нужно вспомнить “Сон Обломова”. В нем Илья Ильич видит своих родителей, свою родовую усадьбу и весь ее быт. Это был быт, который не менялся десятилетиями; все, казалось, замерло, заснуло в этой усадьбе; жизнь шла неторопливо, размеренно, лениво и сонно. Ничто не нарушало быта Обломовки. При описании жизни помещичьей усадьбы Гончаров часто употребляет слова “тишина”, “застой”, “покой”, “сон”, “молчание”. Они очень точно передают саму атмосферу дома, где жизнь протекала без изменений и волнений от завтрака до обеда, от послеобеденного сна до вечернего чая, от ужина -- снова до утра, где самым запоминающимся событием было то, как Лука Савельич неудачно съехал зимой с горки на салазках и расшиб себе лоб. Можно сказать, что быт обломовцев определялся одним словом -- “застой”, это было типичное существование русской провинциальной помещичьей усадьбы, и Гончаров не выдумал ее: он сам вырос в такой семье.

Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. “Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”.

Обломовщина -- это не только сам Илья Ильич Обломов. Это и крепостная Обломовка, где начинал свою жизнь и воспитывался герой; это и “Выборгская Обломовка” в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, где Обломов закончил свое бесславное поприще; это и крепостной Захар, с его рабской преданностью барину, и сонмище жуликов, проходимцев, охотников до чужого пирога (Тарантьев, Иван Матвеевич, Затертый), сновавших вокруг Обломова и его даровых доходов. Крепостной строй, порождавший такие явления, говорил всем своим содержанием роман Гончарова, был обречен на гибель, его уничтожение стало насущным требованием эпохи.

Не смогла пробудить у Обломова интереса к жизни и любовь прекрасной девушки, Ольги Ильинской. “Поэма любви” с ее страстями, взлетами и падениями кажется герою “претрудной школой жизни”. Обломов пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви девушки. Ольга, тщетно пытаясь спасти своего возлюбленного, спрашивает его: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” -- “Есть... Обломовщина”,-- отвечает Илья Ильич. Гораздо боль ше устраивает Обломова другой вариант взаимоотношений. Свой “идеал” он находит в лице Агафьи Матвеевны Пшеницы-ной, которая, ничего не требуя от предмета своей любви, во всем старается ему потакать.

Возможно, истоки трагедий обоих героев кроются в воспитании. Виной неестественности Штольца является “правильное”, рациональное, бюргерское воспитание.

Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, -- вот судьба главного героя романа.

“Голубиная душа” Обломова решительно отрицает мир фальшивой активности, враждебной человеку, жизни, природе,-- прежде всего мир активного буржуазного дела, мир всякого хищничества и подлости. Но сама эта душа, как показывает Гончаров, в своей слабости выступает враждебной жизни стихией. В этом противоречии --действительное бессмертие трагического образа Обломова.

Понятие “обломовщина” стало нарицательным для обозначения всяческой косности, инертности и застоя.

ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА? В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров поведал нам историю о том, «как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…» - писал Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». «Не бог весть какая важная история», - замечает критик, и тем не менее, считает роман Гончарова ценным приобретением для русской литературы. Ценным, потому что в этой истории «отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчека­ненный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего собственного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным созна­нием истины. Слово это - обломовщина; оно служит ключом к раз­гадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гонча­рова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести». Добролюбов увидел в типе Обломова и в обломовщине нечто большее, чем просто удачное со­здание сильного таланта, он увидел в нем «произведение русской жизни,знамение времени».

Так кто же такой этот Обломов и почему именно его именем на­звано столь обширное явление русской жизни? Попробуем разобрать­ся, совершив небольшую экскурсию по страницам его биографии.

Илья Ильич Обломов - дворянин, имеет чин коллежского сек­ретаря. Когда ему было двадцать с небольшим лет, он приехал из Обломовки, родового имения, расположенного в одной из губерний, в Петербург и с тех пор безвыездно жил в столице. Мы узнаем, что когда-то, в юности, он «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя». Но чего имен­но он ждал? По-видимому, ничего конкретного, если даже в чертах его лица отсутствует всякая определенная идея, всякая сосредото­ченность, а « господствующим и основным выражением не лица толь­ко, а всей души» является мягкость. Беспечность и мягкость про­низывают весь облик героя. Портрет Обломова дополняет описание его домашнего костюма, который так идет «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!». По мере того как сужался круг светс­кого общения Обломова, халат приобретал в его глазах «тьму неоце­ненных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, простор­ном сюртуке или куртке воображает он себя и в мечтах. Но как только меняется жизнь Обломова, ее ритм - меняется и его одежда: когда он влюбляется в Ольгу, то перестает носить халат, ходит в домаш­нем пальто, носит легкую косынку на шее, белоснежную рубашку, прекрасно сшитый сюртук, щегольскую шляпу. В попытке поспеть за жизнью Обломов стремится следовать моде, но в душе сравнива­ет себя все же с ветхим, изношенным кафтаном.

Хотя в романе и сказано, что Илья Ильич не был похож ни на отца, ни на деда, в его петербургской жизни повторяются многие ситуации обломовского бытия, и понятно, что истоки характера Ильи Ильича, его отношения к жизни и самому себе нужно искать в ро­довом гнезде. Именно в Обломовке он получил первые понятия и впе­чатления о жизни, которая, «как покойная река», течет мимо и в которой идеалом является покой и бездействие. Он был развитым ребенком, но пытливый ум мальчика все же не в силах был проти- виться простоте нравов, тишине и неподвижности, царившей в Обломовке. С детства у Обломова «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и по­есть на счет доброй волшебницы». И будучи взрослым, Илья Ильич сохраняет веру в чудеса и бессознательно грустит о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Пансион, в котором обучался Илюша, мало чем отличался от родительского дома. И дома, и в пансионе его лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло», а потому силы, которые искали своего проявления, «обращались внутрь и никли, увядая». После обучения в пансионе родители отправили Илюшу в Москву, «где он волей-неволей проследил курс обучения до конца».

Окончив курс обучения, Обломов едет в Петербург, мечтая об успехах на служебном поприще, достойном положении в обществе, семейном счастье, но и в Петербурге он ведет образ жизни, привыч­ный с детства. Прошло десять лет, а Обломов «ни на шаг не продви­нулся ни на каком поприще… все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности».

Хотя Илья Ильич и не стремится к общению, его то и дело наве­щают разные люди. Одни, как Волков, Судьбинский, Пенкин, захо­дят не часто и не надолго. Другие - Алексеев, Тарантьев - усерд­но посещают его. Они приходят есть, пить, курить хорошие сига­ры, находя у Обломова «теплый, покойный приют и всегда одинако­во если не радушный, то равнодушный прием». Алексеев разделял «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Тарантьев же приносил в обло­мовское царство сна и покоя «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Кроме того, Обломов простодушно верил, что Тарантьев «в самом деле способен посоретовать ему что-нибудь путное».

Все остальное время ничто не нарушало обычного состояния ге­роя, а этим состоянием были «покой» и «лежанье». В уединении и одиночестве Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире»: воображать себя непобедимым полководцем, мыслителем, великим художником, решать мировые проблемы, проникаться со­чувствием ко всем обездоленным и несчастным… А когда вообража­емые заботы становились неодолимыми, он терялся и начинал «мо­литься жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожа­ющую бурю». После молитвы становился «покоен и равнодушен ко всему на свете», поручив попечение о своей участи небесам. Только в мечтах Обломов был по-настоящему счастлив: чувствовал «смут­ное желание любви, тихого счастья». Правда, возвращаясь в реаль­ность, он стремился осуществить свои идеалы и помыслы, но эти стремления мгновенно улетучивались, зачастую даже не оформив­шись словесно. Громкий призыв к Захару, не успев перейти в просьбу или приказание, быстро сменялся обычным задумчивым настрое­нием.

Хотя в реальной жизни Обломова не было потрясений и бурь, судьба его трагична. Он прекрасно все о себе понимал. В исповеди Штольцу Илья Ильич признавался, что ему больно «за свою нераз­витость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешаю­щую всему». Он чувствовал, «что в нем зарыто, как в могиле, ка- кое-то хорошее светлое начало… как золото в недрах горы» и зави­довал людям, которые живут «так полно и широко», но так ничего и не предпринял. За мягкостью, беспечностью и изнеженностью скрывается на самом деле твердая и цельная натура, хранящая вер­ность самому себе. Он порывает связи с теми, кто понимает жизнь иначе, и любит искренне одного Штольца. Друзей связывали роман­тические юношеские мечтания. Со Штольцем Обломов собирался «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Но если для Штольца путешествие - не подвиг, а простое и привычное дело, то Обломов совершил в своей жизни «единственную поездку из своей деревни до Москвы». Й, тем не менее, именно Штольц пробудил в своем друге на какое-то время жизненные силы.

Попытка осуществить юношескую мечту о путешествии не увен­чалась успехом, зато «пробудившиеся жизненные силы» устреми­лись к исполнению другой мечты - мечты о любви.

Штольц познакомил Илью с Ольгой Ильинской, и ритм его жиз­ни изменился. Обломов словно увидел себя и свою жизнь со сторо­ны и ужаснулся. «И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима». Так же бурно и страс­тно, как начался его роман, Обломов «стряхивает пыль и паутину» со всей своей жизни, смело и отважно устремляется в мир, полный движения, волнений, страстей. Уже вскоре он признается Ольге в любви, чувствуя, что Ольга точь-в-точь идеал «счастья жизни».

Любовь наполнила жизнь Обломова смыслом. Он мечтает о путе­шествии за границу, намеревается уехать с Ольгой в свой зеленый рай - Обломовку, но… внезапно загоревшись любовной страстью, Обломов так же внезапно и отрезвляется. Когда в любви миновала поэтическая пора и началась «строгая история: палата, потом поез­дка в Обломовку, постройка дома, заклад в совет, проведение доро­ги, нескончаемый разбор дел с мужиками… жнитво, обмолот… за­ботливое лицо приказчика… заседание в суде», любовь становится долгом и кончается ее «летняя, цветущая поэма». Вникнув в «прак­тическую сторону вопроса о свадьбе», Обломов видит в ней «офици­альный шаг к существенной и серьезной действительности и к ряду строгих обязанностей», и это угнетает его.

Время идет, в ожидании отчета поверенного о состоянии своих дел Обломов ищет квартиру в Петербурге, поближе к Ильинским, и на время, пока найдется квартира, поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Жизнь в этом доме напоминает герою жизнь в любимой Обломовке. Тишина и спокойствие, постоянные заботы хозяйки о кухне, на которой она царствует, приводят Обло­мова в отчаяние. Он понимает, что жизнь с Ольгой не сулит ему «мирного счастья и покоя». Ему нужна хоть временная передышка от постоянных потрясений и тревог, поэтому свадьба с Ольгой откла­дывается. Их романтическая любовь не выдержала испытания ре­альной жизнью, но за тот год, срок, на который была отложена свадь­ба, дом Пшеницыной стал для Ильи Ильича тем райским благосло­венным уголком, в который он всегда стремился.

После того как Штольцу удается уладить дела в Обломовке, Об­ломов исправно получает доходы, и в доме Пшеницыной воцаряют­ся мир и тишина. Как и в Обломовке, в новообретенном райском уголке ведутся разговоры о праздниках, кухне, продовольствии. Как и в Обломовке, здесь барин может сидеть, не трогаясь с места, и пусть «не взойдет завтра солнце, застелют небо вихри, понесется бурный ветр из концов вселенной, а суп и жаркое явятся у него на столе, а белье его будет чисто и свежо, а паутина снята со стены…».

Любящее око жены Агафьи Матвеевны зорко сторожило каждое мгновение жизни Ильи Ильича, но «вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни». Обломов «скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести ». Так бесславно окончилась его жизнь…

По мнению Д.И. Писарева, «Обломов… олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщи­ны». «Эта апатия… выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней иг­рает главную роль страшный вопрос: «Зачем жить? К чему трудить­ся?» - вопрос, на который человек часто не может найти себе удов­летворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлет­воренное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя в нем цели…» Причи­на апатии заключается отчасти во внешнем положении человека, от­части же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению Обломов - барин: «у него есть Захар и еще триста Захаров », которые обеспечивают ему беззаботную праз­дную жизнь.

Об исключительной типичности обломовщины великолепно на­писал Н.А. Добролюбов, но и в самом романе ее живучесть и рас­пространенность показаны достаточно убедительно. О ней гневно говорит Штольц, о ней свидетельствует и признание самого Обло­мова: «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексе­ев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!» Обломовщина встречалась не только в деревне на Волге, но и в других местах кре­постнической России, и в столице; она проявляла себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий, которые с удовольствием оста­вили бы свои занятия, если бы все то, что они зарабатывают своим трудом, досталось им даром.

Обломовское начало, как мы видели, живет в Захаре, в гостях героя, в светских салонах, в быте вдовы Пшеницыной… Вот почему слово и понятие «обломовщина», по словам Д.И. Писарева, никогда «не умрет в нашей литературе», «проникнет в язык и войдет во все­общее употребление».


Роман «Обломов» создан И.Гончаровым за два года до крупнейших изменений в общественном и политическом устройстве России. В 1859 году уже остро стоял вопрос отмены крепостничества, поскольку общество осознало губительность сложившихся устроев. Герой произведения представляет собой особый тип поместного дворянства, получивший название «обломовщина».

Такое определение укладу жизни лучшего друга дает Андрей Иванович Штольц.

Но что же представляет собой обломовщина, почему она была присуща образованным людям? Ответ пытается найти и сам Илья Ильич, задающийся вопросом: «Отчего я такой?». В главе «Сон Обломова» автор показывает, что инертность и апатия являются результатом воспитания, убедившего героя в исполнении любых желаний безо всяких усилий.

Гончаров рассказывает о детстве Ильи в родной Обломовке. Жизнь в деревушке течет неспешно и размеренно, каждый день похож на предыдущий. Завтрак сменяется обедом, затем наступает ленивый послеобеденный сон и долгие вечера со сказками. В Обломовке не происходят ничего интересного. С малолетства барина опекает прислуга: его одевают, обувают, кормят, отбивая у мальчика любое стремление к самостоятельности.

Провинциальный помещичий быт постепенно переходит в ленивую спячку, становясь образом жизни.

Таким образом, обломовщина представляет собой особый стиль жизни, формировавшийся в течение поколений. Искреннее желание Штольца расшевелить Обломова, «пробудить к жизни» воплощается лишь на короткий период. Даже любовь к Ольге Ильинской не способна заставить Илью Ильича изменить привычкам. Короткое «пробуждение» становится лишь искрой деятельности, которая быстро угасает навсегда.

Обломов не готов отстаивать право на любовь с Ольгой и выбирает удобную размеренную жизнь с Агафьей Пшеницыной. Выборгская сторона становится для героя воплощением его любимой Обломовки. Однако ничегонеделанье и лежание на диване не влияет на душевные качества Ильи Ильича. Он обладает добрым нравом, ласковой душой, нравственностью и тонким пониманием окружающей действительности. Именно эти качества притягивают к нему энергичного Штольца, их разглядела и влюбленная Ольга. При этом герой не бесцельно днями напролет лежит на диване, в его сознании идет внутренняя работа. Он не видит смысла в «работе ради работы», как его друг Андрей.

По моему мнению, само дворянство спровоцировало появление обломовщины. Эта «болезнь», имеющая социальные корни, буквально поразила общество середины 19 века. Когда человек заранее знает, что ему не придется работать ради пропитания и получения благ, он теряет способность к активной деятельности.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

«В Гороховой улице, в одном из больших домов <…> лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов»,— так И. А. Гончаров знакомит нас с главным героем произведения, барином в возрасте чуть старше 30 лет, который не знает и не хочет знать о труде. Старый, поношенный шлафрок (спальный халат) и домашние туфли - привычное его облачение. Это символы лени и апатии, красной нитью проходящих через всю жизнь персонажа.

«Да, я барин и делать ничего не умею!» - говорит о себе Обломов.

Н. А. Добролюбов понимал «обломовщину», как нечто социальное, «знамение времени». В его понимании образ Обломова - строго отчеканенный тип русского человека, «разбалованного» возможностью переложить всю ответственность на чужие плечи. С точки зрения критика, «обломовщина» - аллегория крепостного права.

(Кадр из фильма Н. Михалкова "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". Илья Обломов - Олег Табаков )

Откуда же проросла «обломовщина»? Об этом читатель узнает из главы «Сон Обломова», где рассказано о детстве Илюши. Жизнь крепостного поместья делится два мира: ленивый, аморфный барский, где нет ничего важнее вкусной еды и крепкого, подобного смети сна, и крестьянский - наполненный трудом, нацеленным на решение бытовых проблем господ. Мы видим мир, закостенелый, замкнутый в традициях и обычаях, которые не поощряют живого стремления и, тем более, труда. А зачем, если есть «Захар да еще 300 Захаров»?

Отойдя от концепции Добролюбова о крепостничестве, можно увидеть в «обломовщине» явление, нередко встречающееся и в наши дни. Страх перед отправкой в «большую жизнь», настойчиво взращиваемый родителями в отпрысках, жизнь «по накатанной» и проторенной поколениями тропе следования традициям и устоям. Чрезмерная опека от труда и создание социального вакуума губят малейшие проявления любознательности и позывы к самостоятельности: «Ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая».

Вся жизнь Обломова - это желание погрузиться в утопию, где все легко и нет нужды принимать решения. Илья Ильич не хочет выходить из дома, все время погружается в грезы о переустройстве усадьбы, но мечты остаются мечтами, а мир Обломова все так же ограничивается диваном, ведь «сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

«Обломовщина» есть сокрушение, «первобытная лень», время, проведенное в мечтах и пустых грезах. То время, которое создано для действий.

Пробудить в Илье Ильиче хоть одну искру не никакая внешняя сила. Желание Андрея Штольца вернуть его к жизни рухнуло под нагромождением страхов, устоев и пресловутого поношенного халата, который окутал не только тело, но и ум, душу Обломова. Не сбылись и стремления Ольги вернуть Илью в общество. Упадничество поглотило его сущность.

("Тот самый Обломов — вчера и сегодня" )

Все, что ни захватывает человека, зараженного «обломовщиной», обречено. Вокруг него все гибнет, ведь нет внутри огня, желания жить, а не волочить существование, лежа на диване и скрываясь от любых «внешних раздражителей».

Последним пристанищем Ильи Ильича стал дом Агафьи Пшенициной, где он нашел отголоски своей «колыбели» - Обломовки, к которой стремилось все его естество.