"Душа обязана трудиться", - так писал в своём стихотворении известный поэт двадцатого века Николай Заболоцкий. Что означает эта фраза? Труд души - это неустанная работа над собой, постоянный анализ своих поступков, осознание ошибок и стремление к их исправлению. Как тело, чтобы быть здоровым и сильным, нуждается в физических нагрузках, упражнениях и тренировках, так и душа не может быть погружена в сон, она должна бодрствовать, иначе нравственный застой, равнодушие к окружающим людям и к миру приведёт к её параличу. Несомненно, прав А.П.Чехов, сравнивая равнодушие с преждевременной смертью.

В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" главный герой умер в сорок лет от апоплексического удара, потому что вёл малоподвижный образ жизни. Поселившись на Выборгской стороне, Обломов полностью отдал себя на попечение хозяйки Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Полюбив Илью Ильича всей душой, простая женщина посвятила свою жизнь этому барину, сделав покой и комфорт любимого человека целью и смыслом своей жизни, даже не подозревая, что этим губит его. Но ведь и умная и образованная Ольга Ильинская не смогла пробудить душу Обломова к активной деятельности. Илья Ильич всё больше и больше укладывался в покойный гроб своего существования. Какую страшную и точну. метафору нашёл И.А.Гончаров для характеристики своего героя и его образа жизни. "Что сгубило тебя, Илья?" - спрашивает Штольц друга и слышит в ответ: "Обломовщина". Это слово ёмкое и обозначает отрицательное социальное явление. Законченный и неподвижный патриархальный мир Обломовки сформировал ещё в детстве идеал жизни для героя - покой.

Он хотел жить на лоне природы в окружении близких людей, чтобы жизнь "не трогала", "не доставала" его, забыв о своих мечтах и клятвах юности, когда вместе со Штольцем они мечтали о полезной деятельности на благо общества. "Во мне был заперт свет", - так говорит Илья Ильич о бесцельности своего существования. Огонёчек в душе Обломова погас, она омертвела вследствие апатии и равнодушия к жизни.

Погас огонёчек и в душе другого литературного героя. В рассказе А.П.Чехова "Ионыч" земский доктор Дмитрий Старцев поначалу молод душой, энергичен, много работает, ходит пешком, влюбляется в Екатерину Ивановну Туркину, которую в семье все звали Котиком. Он даже приезжает на ночное свидание на кладбище, в душе подозревая, что девушка просто дурачится и смеётся над ним. Влюблённый надеется на чудо, волнуется и страстно жаждет любви. Получив отказ, Старцев страдает недолго - три дня, а потом успокаивается и становится равнодушным ко всему, кроме денег. Занимаясь частной практикой, доктор богатеет, по вечерам с наслаждением пересчитывает радужные бумажки и всё скупает и скупает дома в разных концах города у разорившихся хозяев. Он становится похож на языческого идола, ни с кем не общается, ничем не интересуется.

Духовная деградация и духовная смерть происходят тогда, когда человек становится безразличным ко всему, что его окружает, когда равнодушие, как короста, разъедает душу. Равнодушие - это действительно паралич души.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - считал А.П. Чехов. Этот человек, начавший свою профессиональную деятельность с карьеры врача, а затем ставший одним из самых известных писателей мирового масштаба, именно равнодушие считал болезнью своего времени.

Еще в 18 веке А.Н. Радищев писал в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Под этими словами, на мой взгляд, с полной уверенностью мог бы подписаться и Чехов. Но его, как человека глубоко неравнодушного, волновали причины человеческих страданий. Я думаю, что их он видел в равнодушии человека к самому себе, своему высшему предназначению и, как следствие, равнодушие ко всему окружающему.

Чехов с болью замечает, что его современники боятся жить, а не существовать. Жизнь им кажется враждебной, готовой в каждый миг лишить самого дорого, ценного, родного. Поэтому люди закрываются, прячутся, придумывают себе всяческие «футляры». И не замечают, как умирают в них, превращаются в живых мумий. Наглядный пример такого отношения к жизни – герой рассказа «Человек в футляре» Беликов.

Этот человек преподает в гимназии. Он должен воспитывать, передавать опыт, учить жизни. Но что он может передать, если «состоит» из сплошных правил, нравоучений, циркуляров? В этом сером человечке, сплошь состоящем из футляров («И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле»), уже не осталось жизни. Он существовал по инерции, находя отдушину лишь в «мертвых» (!) языках, которые преподавал.

Чехов показывает, что Беликов давно превратился в ходячую мумию. И он погиб от одного единственного соприкосновения с жизнью - в лице Вареньки Коваленко. Именно из-за нее Беликов немного «приоткрыл свой футляр», почувствовал к девушке что-то, напоминающее живую эмоцию. И… не смог перенести этого.

Конечно, учитель Беликов - это патологический пример. Большинство людей не доводят себя до такого состояния, но то, что у всех есть футляры, в которых они закрываются от жизни, Чехов был уверен. Самый распространенный «футляр» - это равнодушие.

В рассказе «Крыжовник» мы знакомимся с человеком, который посвятил всю жизнь осуществлению своей мечты. Вы скажете: «Что в этом плохого? Это же прекрасно!» Да, но мечта лишила Николая возможности радоваться жизни, замечать других людей.

Чимша-Гималайский грезил о своей маленькой усадьбе – домике с участком земли. И непременно ему хотелось, чтобы у него рос крыжовник. Эта кислая неприметная ягода стала символом смысла жизни героя, его мечты – такой же серой, будничной, убогой.

Герой методично работал, чтобы на склоне лет укрыться, уединиться в деревне, ограничиться жизнью мелкого помещика. Повествователь, а вместе с ним и автор, поражаются и возмущаются этому: «Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига». Автор глубоко убежден, что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Но люди забыли про это. Они прячутся в свои «футляры», прикрываясь равнодушием ко всему, что их не касается.

Мало того, из равнодушия вырастают более страшные поступки. Так, герой рассказа женился на старой некрасивой вдове, у которой были деньги, буквально морил ее голодом, а когда она умерла, то купил с помощью ее денег имение и «зажил припеваючи». Никто и ничто его больше не интересовало.

Герои рассказа «О любви», на первый взгляд, интеллигентные и порядочные люди. Но и они заражены равнодушием, прежде всего, к самим себе. Они не обращают внимания, душат в себе настоящие, глубокие чувства, склоняя голову перед условностями и стереотипами.

И действительно, так жить гораздо легче, чем ежеминутно бороться с рутиной и серостью, которая зачастую окружает людей в повседневной жизни. Такая борьба сродни подвигу, это Чехов прекрасно осознает. Но если «плыть по течению», не пытаясь ничего изменить, то человека ждет неминуемая смерть, нравственная и физическая деградация.

Так произошло с героем рассказа «Ионыч». Из молодого перспективного врача Дмитрий Ионыч Старцев превратился в обрюзгшего, сварливого старика, все существо которого занимали лишь приземленные, мелкие интересы (еда, карты, деньги).

Именно из-за своего равнодушия люди теряют самое дорогое, то, чем они больше всего дорожат. Герои пьесы «Вишневый сад», к примеру, - Раневская и Гаев – потеряли свое имение, свое родину, вместе с ним - свое прошлое и настоящее, а значит, они лишились и своей жизни.

Таким образом, я считаю, что именно равнодушие А.П.Чехов считал «болезнью века». Равнодушные люди превращаются, по мнению писателя, в ходячих мертвецов. И «помогают» им в этом превращении «футляры», которые они сами себе создают, в которые прячутся от жизни с ее бедами и радостями. А в результате – множащиеся беды и страдания, до которых обывателям нет дела – «лишь бы их жизнь не тронула». Но тем самым люди обедняют не только мир, но и самих себя, они лишаются самого драгоценного дара – полноценной жизни. Об этом говорит Чехов в своих рассказах, призывая не бояться, не прятаться, а жить, дыша полной грудью.


Равнодушие-это безразличное, безучастное и лишенное интереса ко всему окружающему отношение человека. Я полностью согласна с высказыванием Антона Павловича Чехова ""Равнодушие-это паралич души, преждевременная смерть"". Если человек не обращает внимание на проблемы окружающих людей, не старается понять и помочь в трудную минуту, то он обрекает себя на духовную гибель, что и является параличом души.

В литературных произведениях нередко поднимается тема равнодушия человека.

Обратимся, например, к произведению А. П. Чехова ""Крыжовник"". В данном рассказе повествуется об Иване Николаевиче, который из-за своего стремления купить поместье и выращивать на нем крыжовник, отказывает себе во всем в жизни. Герой зациклен лишь на собственном благополучии. Он был безучастен ко всему окружающему, кроме стремления к своей цели. Женитьба на богатой вдове не по любви, а лишь из-за материального достатка показывает нам его безразличное отношение к счастью другого человека. Из-за своей жадности и скупости герой губит жену.

Я считаю данный пример дает понять на какие низкие поступки толкает людей равнодушие.Не зря автор в произведении использует образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью каждого счастливого человека и напоминать ему о том, что на свете есть те, кому нужна помощь. На мой взгляд, равнодушие человека ко всему, кроме собственного счастья, и есть его гибель духовных ценностей.

В произведении И. А. Бунина ""Господин из Сан-Франциско"" также прослеживается тема равнодушия. Герой новеллы вместе со своей семьей отправляется в путешествие в путешествие автор не дает герою имени, тем самым показывает его обыкновенность, отсутствие у него каких-либо индивидуальных черт. Господин абсолютно равнодушен к обществу, природе, главную роль в его жизни играют деньги. Я думаю, люди, ставящие главным в своей жизни материальное благополучие, теряют такое человеческое качество, как отзывчивость. а это и приводит к ""параличу души"". отдыхая с семьей в отеле, у господина случается сердечный приступ и он умирает. Смерть героя окружающие восприняли как неприятность, чтобы не испортить людям отдых, управляющий принимает решение поселить господина в дешевый номер. Безразличное отношение окружающих к смерти героя показывает, насколько богатые люди равнодушны к горю других. Они не способны сопереживать и помогать. Отсутствие у человека этих качеств, ведет к утрате их духовных ценностей.

Таким образом, равнодушие губит в человеке его светлые качества. Главным в жизни равнодушных людей становится личное счастье, они не способны сострадать другим. Несомненно, это ведет к ""параличу"" души и сердца.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Равнодушие – это паралич души.

А. П. Чехов

В тот день мы прошли более 15 километров пешком – приблизительно на таком расстоянии от ближайшего населенного пункта раскинулся красавец Учар.

Дух захватывает при виде этого чуда природы, водопада, который, кажется, проистекает прямо с неба: высота его разбега около 160 метров. Лежишь на камушке, греешься, как змейка, смотришь на этот поток и забываешь обо всем на свете… Кто ты, как ты здесь оказался, каким трудным и опасным был путь сюда… Кажется, он не такой уж и неприступный, этот великан, хотя старожилы прозвали его таковым с давних времен.

Учар приберег для нас испытание, оставив его напоследок. Наверное, мы ему понравились, и он решил отложить проверку для очередных туристов.

Серега, высокий и худощавый молодой парень, был в нашей компании главным. Он эти места знает как свои 5 пальцев: отчим постоянно вывозил его летом в Горный. Глядя на то, с какой ловкостью он перепрыгивает с камня на камень, бесстрашно, чуть ли не безумно, отчаянно, не можешь не отвести взгляд в сторону.

Самый большой на Алтае каскадный водопад Учар

Маша с Игорем, тем временем, заканчивали обедать, и никто не услышал, как Серега крикнул: «Оставьте мне еды». Кто знает, было ли им все равно, или они правда не услышали, но пока наш Маугли стремился запечатлеть себя на фоне водопада во всей красе на видеокамеру и выполнял опасные маневры, обед был съеден. Каждый получил свою порцию, а про Серегу забыли. Он был инициатором того, чтобы Игорь повел нас с Машей назад, а сам же еще остался, снять Учар на видео. Целый год его душа тосковала по этому месту.

Мы двинулись в обратный путь. Назад дорога шла как по маслу. Я не «ныла» и не спрашивала, сколько еще впереди, как утром, а скакала, как козочка. Стремление Маши быть в центре мужского внимания и тем самым давление на свободу моего существования привело к тому, что мне было некомфортно, и потому сегодня я держалась от нее в стороне. Игорь шел между двух огней, пытаясь угодить и одной, и другой. То ли из вежливости, то ли по человеколюбию спешил подать руку при сложных перевалах, в труднопроходимых местах (и как это Маша не запустила в него камнем из ревности?).

Сереги все не было. Мы ждали, что он скоро нас догонит. Останавливались, высматривали. Спрашивали у встречаемых туристов, которых настигали в пути, не видели ли они парня в рыжей майке. Нет, не видели. Мы, в самом деле, волновались.

Через три-три с половиной часа мы были уже у входа в заповедник, горы остались позади. А Сереги все не было. Ключи от его машины были у нас. В машине все наши вещи, деньги. Куда же он мог деться?

Каково же было наше удивление, когда группа туристов сообщила нам, что парень, по описанию напоминающий Серегу, находится на стоянке при заповеднике. Я сначала решила, что он пьяный, честное слово. Знакомы мы не так давно, я не знала, выпивает ли он, но именно таким было мое восприятие. Хотелось налететь на него с криками: мы тебя ждали, мы волновались, а ты тут отдыхаешь!… Не успела я раскрыть рта, как поняла, что дело в другом – его организм после таких физических нагрузок был очень истощен, переутомлен. Придя в себя, Серега рассказал, что случилось.

Он перегнал нас бог знает каким путями. И эта нагрузка его очень сильно вымотала. Для того чтобы перебраться на другой берег, к базе, нужно заплатить водителю лодки. Группа рыбаков взяла измученного, еле стоящего на ногах парня с собой бесплатно. Один из рыбаков сразу все понял, только взглянув на него. Не стал задавать лишних вопросов, а принес ему бутылку воды. Купил за свои деньги в кафе. И просто так протянул ближнему.

Серега отлежался, отдышался… Его бил озноб… Остаток вечера он приходил в себя…

На память пришла притча о добром самарянине, описанная в Евангелии от Луки: «Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Поражала собственная ограниченность и восхищало милосердие того рыбака. Неужели есть такие люди, которые смотрят по сторонам, не зациклены на себе… Сегодня, когда с того момента прошло достаточно времени, я вижу еще глубже, как мало было в моем сердце любви… Кажется, можно простить себе все, но только не равнодушие к ближнему…

У меня есть племянница Наташа. Маленькая девочка лет трех. Когда я с ней вижусь, она все время бегает около меня. Любое мое слово ловит своими глазками. Я для нее авторитет, так сказать. Как часто я слышу от нее: «Лена! Давай я принесу!», «Лена! Давай я помогу!», «Лена! У нас дома это есть! Давай я спрошу у мамы!»… А иногда просто обнимет и скажет: «Леночка…». Эта девчушка, хоть и милая, но долго с ней не могу находиться. Потому что она неравнодушная, потому что она свободна, потому что она наполнена любовью… А я, вроде как, такая деловая, взрослая, мне ни к лицу эти телячьи нежности. В последний раз я видела ее полтора года назад. Хочется верить, что сегодня мне было бы приятно провести с ней побольше времени.

Где же та черта, переходя которую, мы перестаем быть детьми и превращаемся в рабов равнодушия… В детстве все дни напролет проводили на улице, мама в десять вечера выходила и кричала нам с сестрой: «Лена, Вика, домой!». А нам так не хотелось домой, хотя там ждала на столе жареная картошка и холодное молоко. Прыгали, бегали, расшибали коленки в кровь. А с годами все меньше двигательной активности как физической, так и душевной. Меньше жизни, меньше свободы, меньше любви – больше зацикленности на себе.

Я глубоко убеждена, что в сердце ребенка напрямую входит Бог. Благодать в сердце ребенка производит любовь в действии. И потому дети именно таковы – огоньки, вызывающие всеобщее изумление. Иисус Христос сказал: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

Эти слова можно отнести к ребенку внутри каждого из нас, той части нашей личности. Нужно позволить ей дышать, а не сидеть в затхлости всю жизнь. И как в комнату, где очень душно, врывается ветер, так и в сердце человека… Это переживание верующие называют рождением свыше. Когда в моей жизни случилось это событие, я написала эти дорогие для меня строки:

Мне грустно оттого, что радость мимолетно

В мой дом попала, крыльями звеня.

Прошла насквозь зашторенные окна,

Наполнив воздух отсветами дня.

Завороженная, я с изумленьем

Смотрю на красоту вокруг себя,

Наполненная красочным цветеньем,

Украшенная бликами огня.

Боюсь моргать и засыпать боюсь я,

Ведь радость может просто улететь…

А впрочем, лучше ею наслажусь я

И буду улыбаться, жить и петь.

Весь мир для меня стал иным… Это не значит, что я стала вдруг хорошей, нет – внутри меня родился новый духовный человек. Старый, плотской остался. С сильнейшим эго и скверным характером. Но цель жизни христианина – вытеснить его, ветхого человека в себе, новым, духовным, исполненным благодати. Неравнодушным.

Очень много людей можно назвать хорошими. Помогают друг другу, душевные. Но мотивы их такого поведения известны только им самим. Может быть, ими управляет тщеславие, желание иметь хорошую репутацию, быть «хорошими». Может, это корысть, расчет. Есть такие слова: «Великим может стать каждый… потому что каждый может служить. Чтобы служить людям, необязательно иметь высшее образование. Необязательно правильно ставить ударение в словах. Все, что нужно, – это сердце, в котором есть благодать. Душа, в которой действует любовь» (Мартин Лютер Кинг).

В Библии сказано, что в последние времена по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь. Наш век индивидуализма настолько разобщил людей, настолько сконцентрировал их внимание на себе любимом, что мы просто не привыкли смотреть по сторонам… И потому такие люди, как тот рыбак, так бросаются в глаза… Мы можем учиться в институте, читать много литературы, занимать активную позицию в обществе, путешествовать, увлекаться всем подряд, забивать каждый час своей жизни новыми и новыми делами, но если в этом всем не будет любви, то мы – медь звенящая или кивал звучащий…

Знание упразднится, а любовь никогда не перестает.

В основе равнодушия лежит эгоизм, желание защитить себя, оборонить себя от неприятностей. Ключ к победе над своим эго – в принятии любви от Бога в свое сердце, сохранении и возрастании в ней. Постепенно тебе приходит осознание прежних заблуждений. Ты понимаешь, что судя другого, согрешаешь, потому что считаешь себя выше, лучше его. Это гордыня. Любить – значит не отворачиваться от человека, а идти к нему навстречу, для того чтобы понять и обратить его взгляд на истину в каком-то вопросе. Мои тексты, в которых я раньше судила, вызывают у меня такое отторжение… Вообще меняется отношение к слову… Это болезненно, но останавливаться не хочется.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

На вопрос «как вы понимаете высказывание А.П.Чехова: Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть?» мое мнение однозначно — даже злость или ненависть, это хотя и негативное, но какое-то проявление чувств, а равнодушие это бездействие в любой ситуации. На равнодушного человека нельзя рассчитывать, он скорее всего даже откажется помогать близкому человеку, не то что незнакомцу. Поэтому такого человека, можно назвать живым физически, но в душой он давно погиб.

В литературе есть немало аргументов, доказывающих мою точку зрения. Например, рассмотрим произведение Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Главный герой был лицемерный, равнодушный человек. Во многих эпизодах мы видим, что ко всем людям, которые не имеют достаточного материального положение, он относился как к пустому место, то есть не считал их за людей. Особенно это заметно в эпизоде, когда он смотрел на ветхие побережные дома. Вместо того чтобы подумать о трудности жизни бедных людей, этот «господин» только с отвращением смотрел на них. Однако внезапная смерть расставила всё на свои места. К нему стали относиться с таким же равнодушием. Теперь он никому не нужен, никому не известен…

В качестве второго аргументы возьму роман Гончарова «Обломов». Апатичный и Ленивый Обломов относился равнодушно к любой ситуации. Например, в эпизоде, когда он читает письмо о родительской деревни. Илья Ильич никак не реагировал на то, что умирают крестьяне, староста ворует. И, можно сказать, что Обломов умер не тогда, когда у него случился удар, а когда он попал в это состояние полнейшего равнодушия.

Таким образом, проанализировав два аргумента, можно сделать вывод, что А.П.Чехов был прав равнодушие – это очень опасное состояние души не только для окружающих, но и для самого человека.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.