πρωταγωνιστής : πρώτος - «первый» и αγωνίζομαι - «состязаюсь», αγωνιστής - «борец») - главный герой, центральное действующее лицо, актёр , играющий главную роль в произведении и т. д. Противопоставляется антагонисту .

Впервые введён в действие трагедии в 534 году до н. э. , когда в Афинах выступил со своим хором «отец аттической трагедии» Феспис .

В более общем смысле, протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения , компьютерной игры или фильма . Протагонист не всегда бывает положительным героем: существует также антигерой , то есть протагонист с отрицательными чертами.

Ложный протагонист

Протагонист → антагонист

Ещё одна метаморфоза с протагонистом, который становится антагонистом, была задумана и воплощена в сериале «Во все тяжкие » исполнительным продюсером Винсом Гиллиганом . Главный герой сериала - Уолтер Уайт , который превращается из обычного школьного учителя, аналога персонажа мистера Чипса в брутальную личность, своеобразного Тони Монтану , «человека со шрамом на лице ».

См. также

Напишите отзыв о статье "Протагонист"

Ссылки

  • Луков Вл. А. // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1 . - С. 141-147 .

Примечания

Отрывок, характеризующий Протагонист

– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.
«Вот оно!.. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана.
Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов.
– Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему.

Протагонист, главный герой это центральное действующее лицо художественного произведения, преимущественно драматического.

Протагонист и антагонист

Протагонист, или главный герой, находится в центре сюжета литературного произведения, как правило, принимает решения и испытывает их последствия. События сюжета непосредственно или частично связаны с действиями главного героя.

Если история содержит подзаголовок или представляет собой повествование, состоящее из нескольких рассказов, то присутствует персонаж, который интерпретируется как главный герой каждого подзаголовка или отдельной истории.

Слово «протагонист» используется в формах литературы и культуры (драмы, романы, оперы, фильмы). Главный герой определяется также как ведущий персонаж, которому противостоит антагонист. Антагонист создает препятствия, трудности на пути главного героя, таким образом выявляя сильные и слабые стороны его характера.

Протагонист – не всегда положительный герой ; главного героя с отрицательными чертами называют антигероем.

Происхождение

Протагонисты известны с античности. Театральные спектакли в Древней Греции первоначально включали танцы и хоровое пение. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 до н. э.) описано, как поэт по имени Феспис предложил идею о том, чтобы один актер вышел и начал диалог с хором. Это изобретение трагедии, которое относится к 536 г. до н. э., способствовало развитию античной драматургии.

Древнегреческий трагик Эсхил (523-456 гг. до н. э.) ввел в своих пьесах второго актера (девтерагониста), создав диалог между двумя персонажами. Позднее афинский драматург Софокл (496-406 гг. до н. э.) писал пьесы, в которых предполагалось наличие третьего актера (тритагониста).

Таким образом, в античной драме насчитывалось от одного до трёх актеров, которые играли как мужские, так и женские роли:

  • протагонист;
  • девтерагонист;
  • тритагонист;

В древнегреческих театрах на празднествах Великих Дионисий с 449 г. до н. э. проводились соревнования актеров, исполнявших главные роли в трагедии, с 325 г. до н. э. – в комедии.

Примеры протагонистов

  1. В трагедии Еврипида «Ипполит» (426 г. до н. э.) представлено два протагониста: основной персонаж первой части Федра и её пасынок Ипполит, который занимает доминирующую роль во второй половине пьесы.
  2. Главный герой драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес» (1892 г.) – архитектор Халвард Сольнес. Молодая женщина Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Сольнеса, – антагонист.
  3. В знаменитой трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597 г.) Ромео Монтекки – протагонист. Юноша связан отношениями с Джульеттой. Двоюродный брат Джульетты Тибальт, который противостоит Ромео и пытается разлучить возлюбленных, выступает антагонистом.
  4. В другой всемирно известной шекспировской пьесе «Гамлет» (1603 г.) главный герой – датский принц Гамлет, который ищет мести за убийство своего отца. Антагонистом выступает дядя Гамлета Клавдий, который убил его отца и стал королем Дании.

Ложный главный герой

В литературных и кинематографических работах также встречается ложный главный герой – персонаж, который сначала фигурирует в истории и воспринимается как протагонист, но потом неожиданно исчезает. Яркий пример – Мэрион, героиня фильма А. Хичкока «Психо» (1960 г.), которая внезапно покидает сюжет в начале кинокартины.

Несколько главных героев

В повествовании, которое состоит из разных рассказов, присутствует несколько главных героев. Например, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого изображает пятнадцать главных образов, вовлеченных в войну или затронутых ею.

Современное значение

Историческое значение термина сохраняется в современном театре: протагонистом называют актера, исполнявшего главную роль в драматическом представлении.

Понятия «главный герой» и «протагонист» отождествляются и используются не только в театре, а и в кинематографе, литературе, видеоиграх и других видах искусства. Пример протагониста в кино – Джеймс Бонд в одноимённой серии фильмов и книг; в литературе – Жюльен Сорель из произведения Стендаля «Красное и чёрное». В компьютерных играх протагонистом считается тот персонаж игры, которым руководит сам игрок.

Слово протагонист произошло от греческого protos – первый и agonistes, что в переводе означает актер.

Антагони́ст (от др.-греч. ἀνταγωνιστής - «соперник», «противник») - в художественном произведении: персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей. Противостояние антагонист-протагонист является одной из возможных движущих сил центрального конфликта произведения. Действия антагониста не только создают препятствия, которые протагонист должен преодолевать, но и могут служить причиной развития характера протагониста. Возможно и существование сюжета без антагониста.

Как антагонист может выступать не единичный персонаж, а группа персонажей (семья, организация и т. п.) или неперсонифицированная сила - природный катаклизм, общественный строй. Возможно расширительное определение антагониста, включающее в себя не только внешние по отношению к протагонисту силы, но также и общие моральные принципы или его собственные черты характера. Возможна и более узкая трактовка понятия, когда в противостоящей герою группе персонажей как антагонист рассматривается только один, «самый главный» злодей произведения.

В классической литературе, прежде всего в древнегреческой трагедии, обычно главный герой (протагонист) выступает как положительный персонаж, носитель добра, а антагонист является отрицательным персонажем, злодеем. Однако «отрицательность» антагониста может быть сглажена - так, в «Ромео и Джульетте» выступающие антагонистами героев родители и члены семей не столько злодеи, сколько упрямствующие в своих заблуждениях забияки и глупцы; однако и в этом случае фигура антагониста вызывает неодобрение автора. Соотношение «протагонист добродетельнее антагониста» может и полностью нарушаться, например, в шекспировском «Макбете» против главного героя выступает более добродетельный Макдуф. Возможен и сюжет, в котором протагонист и антагонист - равновеликие друг другу герои (Ахилл и Гектор в гомеровской Илиаде).

Фигура антагониста в разных жанрах несёт свои характерные особенности. Так, в комедии обычно именно антагонист вовлекает героя в комические ситуации; в триллере и хорроре с антагонистом связываются наиболее яркие и натуралистичные сцены схваток, насилия и смерти, в какой-то степени именно изображение антагониста как олицетворения сил зла может быть основной художественной задачей жанра; для вестерна характерно некоторое сближение между протагонистом и антагонистом, сходство в образе действия и методах; в женском любовном романе антагонистка, как правило, старше и опытнее героини, она провоцирует героиню нарушать запреты и ставит перед ней «трудные задачи», способствуя женской инициации героини.

Антагониста не следует путать с антигероем - протагонистом, наделённым отрицательными качествами.

А вот что даёт источник по поводу столь путанного понятия антигерой:

Антигеро́й - условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой.

Антигероя не следует путать со злодеем или с антагонистом, противником протагониста (героя или антигероя).

Широкое распространение «антигерой» получил в современной западной массовой культуре, например в комиксах. Благодаря Pulp-журналам и детективам-нуар середины XX века, популярными стали персонажи вроде Сэма Спейда. «Спагетти-вестерны» Серджио Леоне показали странствующего линчевателя (т. н. «Человек без имени», сыгранный Клинтом Иствудом), чьё неприветливое поведение расходилось с другими героическими характеристиками. Как правило, «антигерой» здесь позиционируется как персонаж, имеющий отрицательные свойства личности, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно героических качеств, чтобы завоевать симпатию аудитории. Среди других классических примеров антигероев в литературе XX века - Алекс из романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин», Тайлер Дёрден из романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» и др.

Антигерой характерен для плутовского романа. В таких произведениях протагонист совершает преступления, которые не получают от автора морального оправдания. Однако сам герой при этом выступает как трикстер и вызывает симпатию читателя не своими моральными качествами, но умом, ловкостью и решительностью. Классические примеры такого рода антигероев - Рейнеке-лис из «Романа о лисе», Чичиков из «Мёртвых душ» Гоголя, Остап Бендер из книг Ильфа и Петрова, Арсен Люпен. Другой вид антигероя-преступника показан в криминальном романе и криминальных фильмах, таких как «Крёстный отец», «Лицо со шрамом» или «Путь Карлито», где авторы не стремятся ни оправдать преступления главного героя, ни вызвать к нему симпатию, а лишь показывают его как типичного представителя криминального мира.

На этом хочу закончить свои размышления. Надеюсь, что кого-то эта статья заставит задуматься и понять, кто есть кто в его истории.

Мы часто говорим об идеях, темах, концептах и пр. И раз за разом нам приходится разъяснять, что мы имеем в виду под каждым из этих терминов. Потому что все подразумевают под ними разные вещи. Мало того, в учебниках литературоведения их могут определять различным образом (например, сюжет и фабулу, бывает, определяют наоборот). Поэтому давайте мы расскажем о нашем понимании и будем ссылаться на этот пост при возникновении расхождений.

Как мы используем литературные понятия

О концепции сюжетных поворотов и событий мы говорили в статье .
А здесь рассмотрим термины:

Идея

Идея - основная мысль произведения (посыл, месседж). Идея всегда абстрактна.
Идею удобно формулировать в виде: «жизнь устроена так, что...»
Основная идея в произведении одна, но мы можем закладывать в него и дополнительные идеи - обязательно связанные с основной.

Примеры идей. Жизнь устроена так, что за преступление придется отвечать. Жизнь устроена так, что любовь побеждает смерть. Жизнь устроена так, что маленький человек может спасти мир. Жизнь устроена так, что не важно, кто ты, важно, какой ты.
Например, основная идея: «за преступление надо платить». Побочная идея: «преступление ломает жизнь» (мы можем подтвердить ее так: власть имущий ушел от ответственности перед законом, но его семейные отношения, карьера, важные для него вещи разрушены). Вторая побочная: закон превыше справедливости (сыщик служит закону и потому побеждает). Как видно, здесь обе побочные идеи подтверждают основную.
Вариант, в котором побочная идея расширяет основную. Например, основная идея: «Любовь побеждает смерть», побочная: «ложная любовь всегда разоблачается» (попробуйте набросать в двух фразах, как можно реализовать в произведении эти идеи).

Важно : идею часто путают с фантэлементом, придумкой. («В этом рассказе много новых идей».) Например, когда фантастику называют «литературой идей», имеют в виду именно фантэлементы. Нам данное определение кажется обидным для значительного литературного направления.

Тема

Тема - это система мира вашей книги. Чуть подробней: тема - это целостный образ мира, благодаря которому обосновано развитие сюжета. Тема всегда конкретна. Олди советуют прописывать для себя тему в виде «что - где - когда».

Например. «Начало войны между штумзиками и бульбуляторами в пятимерном пространстве» - сильно абстрактная тема, но если автору удастся подать ее интересно для читателя, уважуха ему обеспечена. «Кастовые противоречия в магическом мире на фоне наступления Мирового Зла». «Ксенофобия по отношению к людям и нелюдям в современной Москве».

Важно : допущения - фантастические и художественные, фантэлементы должны быть частью темы.

Допущения

Художественное допущение - все многообразие литературных приемов для усиления эмоционального воздействия текста. Это может бытьи одушевление неживых предметов, и наделение разумом неразумных, и усиление/ослабление качеств персонажа и так далее.

Фантастическое допущение - нереалистичное, невозможное (на сегодняшний день) художественное допущение.

Например, удивительный силач или кот, имеющий собственное мнение, - художественные допущения. Раса циклопов, чтение мыслей, древний бог, влияющий на реальность - допущения фантастические.

Понятие фантастического элемента (фантэлемента) - либо совпадает с фантдопущением, либо подчеркивается локальность, узость фантэлемента по сравнению с фантдопущением.

Например, эльфы среди людей - фантдопущение, индивидуальные летательные аппараты - фантэлемент. Но можно назвать фантдопущением и фантэлементом каждую из этих деталей.

Правила игры

Мы называем правилами игры совокупность темы и допущений произведения. Тот же смысл (для нас) имеет редко используемый термин концепт , хотя чаще под концептом мы понимаем краткую формулировку правил игры.

В филологии концепт - содержательная сторона символа, имеющая социальный, культурный смысл.
Социальный концепт - порождение общества, согласие людей (иногда негласное) следовать определенным правилам. К таким концептам относятся игра, деньги, образование, титулы и т. д.

В сценаристике среду, в которой происходит действие произведения, называют сеттинг (в английском этот термин используется и для литературы). Сеттинг может быть вымышленным и реальным, может включать культуру, историю, географию и даже космогонию вашего мира. Когда мы используем термин сеттинг , тоже имеем в виду правила игры.

Например, для темы про войну штумзиков и бульбуляторов системными допущениями могут быть:
- штумзики умеют читать мысли друг друга, но не бульбуляторов;
- бульбуляторы умеют насылать сбывающиеся проклятия при смертельной опасности;
- существует тайная сверхраса наблюдателей, которые сталкивают штумзиков и бульбуляторов, потому что считают это полезным для развития их цивилизаций.
Все вместе они составят правила игры вашего романа-эпопеи.

Решение

Решение в нашем понимании - это ключевой прием, разрешающий несколько сюжетных затыков или делающий повествование нестандартным, интересным. Поиск хороших (нештампованных и действенных) решений - одна из самых сложных задач сюжетостроения. Решение может быть стилистическим.

Например, пусть герой будет азартным игроком - это будет его слабостью и обеспечит отличный сюжетный поворот: герой вынужден добыть деньги для оплаты долга и при этом не преступить закон, ибо герой морален. Пусть на этой планете притяжение 0.5g - тогда герой-землянин сможет в ключевой момент тащить на себе раненую героиню несколько километров; а антагонист, не привыкший к этой силе тяжести, промажет, стреляя в президента галактики.
Вариант стилистического решения: мы вводим в произведение стилизации под документы той эпохи, чтобы создать у читателя иллюзию документальности повествования.

Протагонист и антагонист

Протагонист - герой, с которым ассоциирует себя читатель. Чаще всего это «хороший парень», хотя бывают и протагонисты-убийцы (возьмите Чейза), и протагонисты-мерзавцы. Но! Протагониста читатель должен понимать лучше других и сочувствовать ему.
Антагонист - главный идейный противник протагониста в рамках произведения. В сценаристике используется понятие силы антагонизма , когда противодействие привязывается не к герою, а к группе персонажей, обществу, природе и т.д. (другое дело, что персонификация конфликта через личность более яркая).

Поскольку протагонист всегда конфликтует с антагонистом идейно, иногда мы используем понятия теза и антитеза . Теза - идея произведения, выражаемая протагонистом. Соответственно, антитеза - идея, выражаемая антагонистом. В кульминационном противостоянии идей побеждает теза.

Правда, здесь существуют тонкости. Легко было бы считать идеей произведения ровно ту, что победила - и ее же тезой. Но вспомним, например, хрестоматийный «Китайский квартал». Победившая идея - «власть имущие всегда уходят от ответственности», но выражает ее отнюдь не протагонист. Скорее, ее хочется считать победившей антитезой - поводом задуматься.

Это, конечно, далеко не вся терминология, но надо же что-то оставить на потом.

Аськовая дискуссия об одном местном злодее допекла Всем любителям злодеев посвящается

25 вещей, которые нужно знать об антагонисте

1. Реальный человек с реальными проблемами

Антагонисты всего лишь люди, ну, до того момента, пока не станут обезумевшими секс-роботами, динозаврами-убийцами или суперпродвинутыми процессами Виндоус. Но даже тогда, нам нужно вести их, как людей. Людей с желаниями, нуждами, страхами, мотивациями. Людей с семьями и друзьями и их собственными врагами. Это полные жизни персонажи из плоти и крови. Кровь с молоком, энергия, страсть! Это вам не ковыряющее в ноу, лузгающее семки быдло.

2. Их используют не только для развития сюжета

Персонаж - это мотор, двигатель. Сюжет - мчащаяся на закат тачка. Персонаж двигает сюжет, сюжет не двигает персонажа. Антагонист не просто яма на пути протагониста, он не занимается обслуживанием последовательности событий. Он существует для того, чтобы менять ее, раскачивать, поворачивать ее в последовательность, которую хочет он, в последовательность, которая стоит в оппозиции, противостоит протагонисту. В противостояние.

3. Противостояние - тот самый ключ

Антагонист противостоит протагонисту. У них столкновение мотиваций. У них нужды и желания полярны по отношению друг к другу. Протагонист хочет освободить рабов, антагонист хочет удерживать рабов. Протагонист хочет спасти заложников, антагонист хочет удерживать заложников или еще хуже - убить их всех. Антагонист хочет леденец, протагонист украл все леденцы. Антагонист может противостоять протагонисту напрямую, аннулируя все его усилия. Или косвенно, появляясь в истории в облике ангела (но продолжая противостоять интересам протагониста). Смысл тот же самый - не важно как вы это подадите: антагонист стоит на пути достижения целей протагониста.

4. Мне нравятся хомяки, а ты смываешь их в унитаз. Итак, битва!

Антагонист - отражение протагониста, буквально, зеркальный. Они контрастны. Попросту это героизм против злодейства, но может (и должно) быть глубже. Протагонист - пьяница, антагонист - проповедник здорового образа жизни. Протагонист - современная женщина атеист, антагонист - религиозный фанатик. Протагонист нравятся смешарики, +100500, ТНТ, Антагонисту лунтик, Это хорошо и СТС. Персонажи, которые существуют в дисгармонии. Тезис, антитезис.

5. Как Далай Лама, только полный ублюдок

Антагонист - воплощение конфликта, его причина. Его персонаж содержит конфликт. Антагонист расставляет последовательность событий так, как нравится ему. Он создает проблемы протагонисту. Он повышает ставки. Он меняет игру и делает ее сложнее.

6. Антагонист считает, что он протагонист

Антагонист - герой его собственной истории. По факту, протагонист вашей истории является антагонистом антагониста. Круто, да? Люди, которые совершают плохие поступки, зачастую оправдывают их чем-то позитивным. Гитлер был не просто ублюдком международного масштаба. Он думал, что является избавителем человечества от зла. Это не говорит о том, что желания антагониста должны быть благородными («Я убил заложников, чтобы спасти детский дом»), только такими, какие он считает благородными. Антагонист читает, что он прав, что он делает правильные вещи, даже если ужасные.

7. Зло ради зла порождает скуку

Антагонист, который делает зло ради зла, зачастую является обычной мультяшкой. Он профессор Нимнул, доктор Зло, Шредер или другими словами скучный, недостоверный и полностью несостоятельный. Дайте ему мотивацию за рамками «Быть самым большим засранцем, которым могу стать». Да, в определенных моментах и историях можно обойтись и этим (смотри «Джокер»), но это сложно и это взваливает непосильную ношу на плечи протагониста.

8. Мотивация ужасных людей

Антагонист должен обладать достоверными мотивациями. И мотивации - это вещи, которые мы говорим сами себе, да? Расист совершает свои расистские вещи не потому что он думает, что люди другого цвета кожи должны испытывать боль. У расизма намного более глубокие корни, часто прорастающие через систему оправданий. Мотивации не должны быть хорошими или добротными, они должны быть достоверными, чтобы люди могли поверить в них. Или хотя бы что бы мы верили, что антагонист верит в них. Спросите себя, что антагонист говорит себе? Как он спит по ночам?

9. Вредное чернобелое

Все злодеи антагонисты. Но не все антагонисты злодеи. «Злодей» - это тип персонажа, идеально укладывающийся во множество историй: серийный убийца, дьявольский маг, могущественный вампир, неважно. Но в ассортименте реальной жизни не всегда есть плохие парни. Антагонист может (и зачастую должен) находится в серенькой зоне супротив этой черно-белой дихотомии устройства зла и добра. Хотите пример? В «Рембо. Первой крови» Джон Рембо протагонист и шериф Тисл антагонист, но Тисл не является «плохим парнем». Он неправ по многим понятиям, но он не не злодей.

10. Худший враг, возмездие

Ранее был приведен пример прямого противостояния антагониста протагонисту, когда у антагониста, буквально возникает стояк при возможности нахлобучить протагонисту его протагонистскую жопку. («Я нассал тебе в постель, пнул твоего кота, сбросил с подоконника все твои фикусы и выпил все твое пиво. А-ха-ха-ха, соси рельсу, Брюс Уэйн, я снова победил тебя!») Антагонист такой природы является, конечно, худшим врагом протагониста.

11. Препарирование любимого антагониста

Хотите знать, что происходит внутри хорошего антагониста? Тогда смотрите глубже, выходите за рамки истории и попкультуры, которые вы так любите? Почему Ганнибал Лектор великий антагонист? Действительно ли он великий? Что насчет Дарт Вэйдера, Воландеморта, Горлума, принца Зуко или Роба Шнайдера?

12. Присмотрись к собственной жизни

Присмотритесь к себе, попробуйте определить ваших собственных антагонистов. Теперь представьте, что они намного более сложнее и привлекательнее, чем те, которые вы можете найти в большинстве художественной литературы. Наши родители частенько бывают нашими антагонистами, когда мы тинейджеры, но не они начинают это противостояние и не они заканчивают. Теперь попытайтесь сделать копнуть глубже - попробуйте понять, были ли вы когда-нибудь чьим-нибудь антагонистом? Конечно. Ваши родители, возможно, считали вас таковым. Учитель, может быть. Забытый друг. Чувак, которого вы дразнили. Брат или сестра. Перенесите то, что вы увидели в свою историю. Найдите сложности с антагонистом, не обязательно нужна симпатия для него, но нужно испытать эмпатию, понять его чувства. Если мы не можем понять его, мы ему не поверим.

13. Пиши из вражеского лагеря

Пишите с точки зрения антагониста. Может быть это что-то, что происходит в истории, а может быть это просто упражнение между вами и вашим внутренним голосом. Нужно добраться до его внутренностей. Нам нужно влезть в шкуру антагониста и использовать его разум, как алюминиевую шапочку. Неприятно, конечно, но необходимо.

14. Пожми руку монстру

Нам нужно сесть, пардон, посрать с антагонистом на одном поле, провести с ним время. Чтобы полностью представлять, чем живет этот монстр, как дышит. Дайте себе время, чтобы провести его с антагонистом подальше от протагониста, где-нибудь в Турции или Египте. Чтобы понять, кто они, что они хотят, почему они делают то, что они делают. Станьте нянькой чудовища.

15. Гипермогущественный - неинтересен

Богоподобный суперантагонист, который никогда не терпел поражения и который знает все на несколько шагов вперед, выглядит всего лишь тупой насмешкой, как и протагонист, который наделен такими же сверх-могущественными свойствами. Это должна быть игра в «кошки-мышки», а не игра «мышка против орбитальной лазерной установки, построенной Иисусом».

16. Недомогущественный тоже

Антагонист должен бросить реальный вызов протагонисту. Узколобый и слепой задрот, с маразматическими наклонностями в роли антагониста не проканает. Надо протагонисту дать с кем-то повоевать. Достоверный противник должен пройти большой путь, особенно тот, который имеет преимущество перед нашим главным персонажем. Мы хотим переживать о том, что антагонист не может быть повержен. Не потому что он супермогущественный гений, а потому что он просто умнее, сильнее и более способный, чем наш герой. Недостаток могущества у антагониста означает недостаток напряжения в истории.

17. Соблюдать правила мира истории

Протагонист должен существовать в мире истории - антагонист, следовательно, тоже. Все персонажи повязаны миром, который вы создали. Антагонист может эксплуатировать, использовать созданный мир истории, может обходить правила определенным образом, но не игнорировать их.

18. Больше никаких объяснений

Настоятельный совет серьезно завязывать с болтливыми «расссказывающими-но-не-показывающими» антагонистами. Больше никаких злодеев, которые чрезмерно много рассказывают об экспозиции в финале. Ну, те, которые рассказывают «как все было» и «почему» перед тем, как нажать на курок. Бесят.

19. Волнуй меня через эмоциональную связь

Лишь раз, всего лишь один раз позволь мне понять что чувствует антагонист. Он может быть любым уродом, может пинать котов, пугать детей, медленно ехать в левом ряду и кончать на туалетную бумагу в общественном туалете, но. Только дай мне с ним эмоциональную связь, покажи мне что-то, что он сделал, во что он верит, что-то, во что я смогу поверить. Или покажи мне его прошлое. Помоги мне понять почему он дрочит в телефонах-автоматах или рубит топором в труху кукол барби. Эмпатия очень мощная штука. Дай мне эмоциональную связь с протагонистом и я вникну в его борьбу. Дай мне такую же связь с антагонистом и я вникну, даже если мимолетно, в его злодеяния.

20. Баланс

Ценное замечание - также как можно увеличивать количество главных персонажей, можно увеличивать и антагонистов. Чтобы всем досталось по противостоянию. Нужен баланс. И нужно быть уверенным, что хватит хронометража.

21. Дуга злодея

У антагониста может быть своя дуга. Вообще-то, она должна быть. Антагонист не начинает и не заканчивает в одной той же точке. Он меняется и растет (иногда уменьшается) также, как и протагонист. Не надо думать, что антагонист должен быть непоколебимым и статичным. Этаким каменным лицом конфликта. Путь он будет подвержен влиянию обстоятельств, пусть его безумие растет, его боль или болезнь прогрессирует, его зло растет, как на дрожжах!

22. Идея, организация, стихия в роли антагониста

Антагонист не обязательно может быть персонажем, он может быть идеей (расизм), организацией (ЦРУ) или стихией (радуга). Зомби, кстати, тоже подходят в этот вид антагонистов - они обезличены и больше напоминают стихийное бедствие. Желательно чтобы эти антагонисты выступали в лице кого-то, какого-то персонажа, либо обслуживающего идею, либо работающего в организации, либо понимающего в стихии.

23. Момент злодейства

В учебниках Блэйка Снайдера говорится о том, что герою нужно дать момент, когда он «Спасает кошку», что означает не просто показать, как он ее спасет, а еще дать понять нам, что он способен ее спасти, чтобы мы поверили в него. Антагонист нуждается в таком же моменте и в такой же вере в него, только в зеркальном отражении. Мы должны верить в то, что он может пнуть кошку, способен на это и сделает это. Нам нужно понять и увидеть почему антагонист является антагонистом. Нам нужно показать всю глубину его проблемы, его отвращения, его нежелания жить по земным законам, его ненависти к этическим законам человечества и все такое.

24. Пусть антагонист победит

Дайте антагонисту победить. Возможно не в финале, но периодически, в процессе истории. Дайте ему испортить возвращение Бэтмена, или убить заложников, или размотать всю туалетную бумагу.

25. Люблю ненавидеть, ненавижу любить

Если вам пофигу на все, что здесь написано, в чем, собственно, лично я уверен, то хотя бы впитайте основной ключевой момент - самый просто тест на качество антагониста это состояние а) любви к своей ненависти к антагонисту, б) ненависти к своей любви к антагонисту. Сделайте так и вы победили. Если вы заставите меня полюбить засранца и почувствовать себя неловко от этого - вы победили. Если вы заставите меня ненавидеть ублюдка и быть на седьмом небе от счастья из-за этого - вы снова на коне. Ради всего святого, дайте мне почувствовать хоть что-то!