Сергей Есенин – один из самых ярких представителей серебряного века, отличившийся откровенной правдой в своих произведениях и окутанной загадками судьбой. Поэзия стала его призванием еще в раннем возрасте и сопровождала на протяжении всего жизненного пути. Каждое стихотворение носит в себе глубокий смысл и часть души поэта. Проникновенные строки «Пороши» не стали исключением.

«Пороша» относится к раннему творчеству поэта, когда он только начинает искать свой путь. Написано оно в 1914 году, когда Есенин пребывал в Москве. Этот год стал знаменательным в жизни поэта, поскольку именно тогда его работы впервые были опубликованы в журнале.

Вскоре Есенин был призван на службу, где написал свой первый сборник стихотворений «Радуница». Атмосфера войны оставила свой отпечаток в жизни поэта и научила по-особому относиться к окружающему миру, поэтому особое внимание в творчестве Сергея Александровича уделяется природе.

Стихотворение «Пороша» всецело посвящено матушке–природе и ее прекрасным составляющим. Оно отражает ценности поэта, который замечает и придаёт значение каждой мелочи: от звона копыт до падения снега.

Жанр, направление и размер

Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.

Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».

Образы и символы

Как уже говорилось ранее, Есенину не свойственно прятать образы в описании и вводить загадочные символы. В стихотворении «Пороша» центральным образом является природа и все ее проявления, о которых поэт говорит открыто.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Автор описывает снег как природное явление, уделяет внимание лошади и дятлу как представителям животного мира и любуется просторами окружающего пейзажа. Каждый образ проникнут любовью и бережным отношением хозяина к своей земле. Можно предположить, что лирический герой, добрый и тонко чувствующий красоту человек, отправляется в какое-то путешествие и хочет запомнить каждый кусочек родного края.

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим. Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

Смысл

Основная идея стихотворения заключается в том, что природа многогранна – это и снег, и леса, и животные, и дороги, и многое другое. И все это по-своему прекрасно, и надо уметь различать красоту, уважать и любить ее.

Поэт учит получать маленькие радости от восприятия таких простых повседневных явлений, уметь видеть смысл в обычном. Это и есть его главная мысль. Такое восприятие не только природы, но и всего мира делает людей чуть более внимательными и мудрыми. Ведь только мудрец способен разглядеть и прочувствовать всю прелесть земли.

Средства художественной выразительности

Чтобы придать своему стихотворению художественную огранку, Есенин использует различные приемы выразительности. Уже с первой строчки можно проследить парцелляцию – намеренное разбиение предложения на короткие отрезки: «Еду. Тихо…». В «Пороше» поэт неоднократно обращается к этому средству: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Для описания протяженности дороги автор использует родственный сравнению прием – метафору — «убегает лентой вдаль». Касательно своего пути наряду с метафорой используется и олицетворение – «убегает», и эпитет – «бесконечная дорога». Стоит отметить, что доля эпитетов в этой работе невелика.

Тропы в стихотворении «Пороша» украшают описание, погружая читателя в атмосферу природного изобилия родной земли, которое мы можем увидеть лишь за городом, в сельской пасторали.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Статья в Википедии
Классическая литература
- корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Понятие классики в литературе складывается в три последних столетия античности : оно обозначало определенную категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам (в силу древности или авторитета в глазах просвещенных людей) считались достойными служить образцами и наставниками во всем, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором безусловно считался Гомер.

Что такое классичеcкая литература - обстоятельные статьи и краткие мнения в форуме "Литературное братство" (2007 - litbratstvo.com/forum/)

Одни считают, что классическая литература – это образец, на который следует равняться современным писателям , другие рассматривают классику в сугубо историческом аспекте, подразумевая под понятием «классическая литература» произведения писателей прошлого.

Русская классика – понятие не оценочное. И даже не историческое. Русская классическая литература – это жанр.
Ну вот например: Алексей Толстой, автор «Аэлиты», к жанру фантастической литературы отношение имеет, а Лев Толстой – нет. Это не хорошо и не плохо. В жанре классической литературы автор «Хождения по мукам» тоже оставил след – хотя это отнюдь не уравняло его с «настоящим» Толстым.

1. Классику читать тяжело, потому что авторы писали не для нас, а для своих современников.
2. Классику читать тяжело, потому что в сегодняшнем темпе жизни почти нет места созерцательности, необходимой для понимания авторов прошлого.
3. Но классику читать нужно, потому что существуют вечные ценности, природа которых зародилась в прошлом. Вы вдруг обнаружите, что вся хорошая современная беллетристика - это та же классика, изложенная современным языком и с использованием современного антуража.
4. Классику читать нужно, потому что она может преподнести вам сюрприз как требовательному читателю.

1) Классическим произведением, классическим текстом в текстологии принято называть все произведения и тексты покойных авторов, независимо от их места и значения в творчестве писателя, литературном процессе.
Текстология входит в программу обучения по специальности “Издательское дело и редактирование”.
2) Классика (от лат. Classicus – образцовый, первоклассный). Образцовые, выдающиеся , общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Советский Энциклопедический Словарь. В литературных науках данный термин вроде бы не используется.

Русская классическая литература (Достопримечательности - www.zemnaya-krasota.ru)

Период классической русской литературы приходится на 19 – начало 20 века и связан, в первую очередь, с господствовавшим в то время литературным направлением – реализмом, для которого было характерно правдивое изображение действительности.

Русскими писателями пришедший с запада реализм был осмыслен по-своему: как направление, призванное указать обществу на существующие проблемы, задуматься о них. Другими словами, отличительной чертой русского реализма был его воспитательный характер. Классическая литература – это не просто чтение на досуге, а настоящий «учебник жизни», по высказыванию Н. Г. Чернышевского.

В переводе с латинского языка слово «классический» (classicus) означает «образцовый». Из этой сути слова исходит то, что литература, именуемая классической, получила это «имя» благодаря тому, что представляет собой некий ориентир, идеал, в русле которого стремится двигаться литературный процесс на каком-то определенном этапе своего развития.

Взгляд из современности

Возможно несколько вариантов. Из первого следует то, что классикой признаются произведения искусства (в данном случае литературные) на момент рассмотрения относящиеся к предшествующим эпохам, чей авторитет был проверен временем и остался незыблем. Так в современном обществе расценивается вся предшествующая литература вплоть до 20 века включительно, при этом в культуре России, например в основном под классикой подразумевается искусство именно 19 века (поэтому он и почитается как «Золотой век» русской культуры). Литература эпохи Возрождения и Просвещения вдохнули новую жизнь в античное наследие и избрали образцом произведения исключительно античных авторов (уже термин «Возрождение» говорит сам за себя – это «возрождение» античности, обращение к ее культурным достижениям), ввиду обращения к антропоцентрическому подходу к миру (что являлось одной из основ мировоззрения человека античного мира).

В другом случае могут стать «классическими» уже в эпоху их создания. Авторов таких произведений принято именовать «живыми классиками». В их числе можно указать А.С. Пушкина, Д. Джойса, Г. Маркеса и пр. Обычно после такого признания наступает своеобразная «мода» на новоиспеченного «классика», в связи с чем появляется огромное количество произведений подражательного характера, которые в свою очередь причислить к классическим нельзя, поскольку «следовать образцу» не значит копировать его.

Классика «классикой» не была, а стала:

Еще один подход в определении «классической» литературы можно произвести с точки зрения культурной парадигмы. Искусство 20 века, развивавшееся под знаком « », стремилось полностью порвать с достижениями так называемого «гуманистического искусства», подходы к искусству в целом. И применительно к этому творчество автора, находящегося вне модернистской эстетики и придерживающегося традиционной (потому что «классика» - это обычно явление устоявшееся, с уже сложившейся историей) можно отнести (конечно, все это условно) к классической парадигме. Однако и в среде «нового искусства» также имеются авторы и произведения, признанные впоследствии или сразу же классическими (как, например, приведенный выше Джойс, являющийся одним из самых ярких представителей модернизма).

(оценок: 28 , среднее: 4,29 из 5)

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью.

Главное действующее лицо — душа. Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие.

Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы. Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях.

Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Русская классическая литература создавалась лучшими писателями из разных уголков России. Очень важно то, где родился автор, ведь этого зависит его становление как личности, его развитие, а также это влияет на писательское мастерство. Пушкин, Лермонтов, Достоевский родились в Москве, Чернышевкий в Саратове, Щедрин в Твери. Полтавщина на Украине — родина Гоголя, Подольская губерния – Некрасова, Таганрог – Чехова.

Три великих классика, Толстой, Тургенев и Достоевский, были абсолютно непохожими друг на друга людьми, имели разные судьбы, сложные характеры и великие дарования. Они сделали огромный вклад в развитие литературы, написав свои лучшие произведения, которые до сих пор будоражат сердца и души читателей. Эти книги должен прочитать каждый.

Еще одно важное отличие книг русской классики – высмеивание недостатков человека и его образа жизни. Сатира и юмор – главные черты произведений. Однако многие критики говорили о том, что это все клевета. И лишь настоящие ценители видели, насколько персонажи одновременно и комичны, и трагичны. Такие книги всегда цепляют за душу.

У нас вы можете найти лучшие произведения классической литературы. Вы можете скачать бесплатно книги русской классики либо читать онлайн, что очень удобно.

Представляем вашему вниманию 100 лучших книг русской классики. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Данная литература известна каждому и признана критиками со всего мира.

Конечно, наш список книг топ 100 – всего лишь небольшая часть, собравшая в себя лучшие работы великих классиков. Его можно продолжать очень долго.

Сто книг, которые должен прочитать каждый, чтобы понять не только то, как раньше жили, какие были ценности, традиции, приоритеты в жизни, к чему стремились, а узнать в целом, как устроен наш мир, насколько светлой и чистой может быть душа и как она ценна для человека, для становления его личности.

В список топ 100 вошли самые лучшие и самые известные работы русских классиков. Сюжет многих из них известен еще со школьной скамьи. Однако, некоторые книги трудно понять в юном возрасте, для этого нужна мудрость, которая приобретается с годами.

Конечно, список далеко не полный, его можно продолжать бесконечно. Читать такую литературу – одно удовольствие. Она не просто чему-то учит, она кардинально меняет жизни, помогает осознать простые вещи, которые мы порой даже не замечаем.

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.