С иереем Александром Ильяшенко беседовала Наталья Обманкина.
Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности.

– Отец Александр, в прошлой нашей беседе, в основном, затрагивались семейные проблемы. Сегодня вопросы «молодежные». «Мне изменила девушка, с которой меня связывали сильные чувства и близкие отношения, пишет Станислав. Мы по-прежнему любим друг друга, но вырвать этот эпизод из памяти я не в силах. Жизнь стала невыносимой от страданий. Батюшка, помогите…»

Помоги, Господи, Твоему скорбящему созданию! Беда в этой тяжелой трагедии не только в том, что конкретная девушка изменила конкретному юноше. Проблема в том, что вообще близкие отношения до брака стали нормой для большинства потенциальных женихов и невест. В православии этому греху есть вполне определенное название – блуд.

Да и чистота самого брака мало кого волнует ныне: блуд и прелюбодеяние стали эпидемией, которая калечит судьбы миллионов людей. Главное стремление к комфорту и наслаждениям, а менять, как теперь говорят, «партнеров» у многих считается доблестью. К великому сожалению, высокие качества души человека благородство, честь, целомудрие стремительно выходят из реальной жизни. Еще немного, и люди забудут эти достойнейшие слова. Только вот заповеди Божии никто не отменял, и нарушивших их по-прежнему неизбежно, как и в рассматриваемом нами случае, постигает возмездие. Причем, нельзя сказать, что это Господь так человека карает. Такова природа вещей: если ты один раз что-то сделал невольно ли, по глупости ли, нечаянно ли, это уже свершившийся факт, который изменить нельзя. Жизнь человека подобна чистому листу бумаги: что ты своей рукой напишешь, то и будет на нем. Конечно, нельзя сказать, что Господь не простит, не помилует, и что жизнь уже кончилась. Но нечто, даже из-за одного неверного шага, можно потерять навсегда. Сказано же: «Не прелюбодействуй»…

– Видно, что молодой человек, доверивший нам свою печальную историю, искренне переживает. Вопрос очень личный, и через газету его при всем желании вряд ли решишь…

Безусловно, здесь требуется огромный духовный труд самих юноши и девушки и серьезная помощь духовного наставника, с тем, чтобы внимательно и разумно во всем разобраться и, главное, сделать правильные выводы. Впереди целая жизнь, и очень важно именно сейчас сопоставить причину и следствие происшедшего.

Где дал трещину нравственный фундамент человека? Ведь зачастую коснувшуюся нас беду, болезнь, катастрофу и так далее мы считаем всего лишь несчастным случаем, не зависящим от нашего нравственного устроения. Воспитание нравственности должно начинаться очень рано. Важно, чтобы родители старались давать детям широкое образование, дабы те вырастали культурными людьми. Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности, расширяет кругозор человека и наполняет тем важным и нужным житейским опытом, который помогает в трудных ситуациях находить достойный выход из положения. Идеал близкого ли вам человека, литературного ли героя, подвижника ли веры всегда должен присутствовать в семейной жизни, чтобы одухотворять ее, поддерживать, вдохновлять на сопротивление злу…

Подчас решение очень важных и глубоких духовных проблем просто блестяще подсказывает нам классическая литература. В качестве одного из примеров хочется привести повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Молодым людям, обратившимся к нам за помощью, и всем другим предлагаю прочитать его заново. Это одно из лучших, если не лучшее, произведение мировой культуры совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки попросту не готовы к правильному восприятию. Кроме того, еще от советских времен, было принято относиться ко всем литературным героям исключительно с классовых позиций, что, естественно, резко искажало смысл произведения.

Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то просто поражаешься, насколько глубоко охвачены в ней проблемы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял за эпиграф русскую народную пословицу Береги честь смолоду : что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей все это можно очень глубоко изучить по этой замечательной повести.

Конечно, Пушкина пересказывать нельзя, его надо читать, тем не менее, давайте кое_что вспомним. В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные пугачевщине, в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп. Тот (это был не кто иной, как мятежник донской казак Пугачев) с поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И, действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.

В «Капитанской дочке» Машеньке Мироновой автором отведено сравнительно мало места, но глубокий, сокровенный образ этой девушки, я бы сказал, сверхестественно-прекрасная внутренняя красота ее души, несомненно, делают капитанскую дочку главной героиней повести. Офицер Швабрин препятствует любви Машеньки и Петра, плетет интриги. Машенька же, «благоразумная и чувствительная», безошибочно почувствовав своей чистой душой низость и подлость этого человека, решительно отвергает его ухаживания: «Ни за какие благополучия!» Вскоре крепость захватывают мятежники.

Сколь ярко Пушкин описывает то, как во время бунта проявляются высокие качества одних героев и низость других! Родители Машеньки, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна, отказываются присягать Пугачеву и бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают святыней своей совести. Смерть ждала и Петра Гринева, но Пугачев милует его. «Обещаешься ли служить мне с усердием?» спрашивает он Гринева.

Гринев же не только не присягает на верность, но даже не обещает Пугачеву не служить против него: Голова моя в твоей власти, … отпустишь меня спасибо, казнишь Бог тебе судья .

«Суровая душа Пугачева была тронута». Мужество, честность, искренность человека, не покривившего душой, даже когда жизнь была на волоске, поражают Пугачева, и он отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев уезжает за помощью в Оренбург, ведь в Белогорской крепости осталась Маша, которую попадья выдает за свою племянницу.

Резким диссонансом выглядит образ Швабрина, ставшего в час испытания изменником и предателем. Воспользовавшись тем, что его назначают комендантом крепости, он вновь пытается добиться руки капитанской дочки и, получив отказ, заточает в неволю непокорную девушку. Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств уже вместе с Пугачевым, едет в Белогорскую крепость. Швабрин мечется как трус, не пускает их в комнату, но Пугачев выбивает дверь в светлицу. «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Мария Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба » Она не сразу догадалась, что пожаловал убийца ее родителей и, указывая на Швабрина, с достоинством сказала: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят»…

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». Такое отношение было к чести! Машенька Миронова эту высоту и явила. Более того, когда оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта хрупкая провинциальная девушка, ничего, кроме Белогорской крепости в своей жизни не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания своего возлюбленного. Пушкин гениально описывает, как это могло быть.

В летнем саду Машенька встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Девушка искренне поведала незнакомке, представившейся ей фрейлиной императрицы, цель своего приезда. «Вы просите за Гринева? изумленно спросила дама», прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. – Ах, неправда! вскрикнула Марья Ивановна.
– Как неправда?

Машенька «с жаром рассказала» свою историю. Видя чистоту удивительной девушки, императрица (а это была императрица) поверила ей на слово! «Бедная сиротинушка» смогла повлиять на всемогущую императрицу и изменить судьбу своего возлюбленного, с которым у нее были исключительно чистые отношения.

Вот что такое чистота, и какой необыкновенно творческой силой она обладает!

Можно привести массу потрясающих примеров и из современной жизни. Я очень советую прочитать книгу воспоминаний Ольги Пономаревой о своем отце священнике Григории. Она родилась в 1930 году, тогда ее отец был диаконом, и на 40-й день крестил новорожденную. В ту же ночь его арестовали, и увидела она своего отца только через 16 лет. Вместе с мамой они терпеливо ждали его, смиренно снося все трудности и невзгоды. Пройдя через нечеловеческие испытания тюрьмой и лагерями, отец Григорий вернулся домой. Множество удивительных чудесных случаев явил Господь этой благородной семье. Самое последнее чудо то, что родители Ольги, прожив вместе отпущенный Богом отрезок жизни, умерли в один день. Мы же (добровольно!) теряем то, что должны бережно и нежно сохранить. Потому и не видим удивительных наград от Господа, которые заслуживают лишь верные и преданные люди. Раньше в народе таких называли прекрасным словом «однолюбы», у которых любовь одна: раз и навсегда…

– Батюшка, старшеклассница Наталья спрашивает: «Почему даже, если я знаю, что что_то делать нельзя, все равно делаю? Как с этой напастью справиться?»

Это в буквальном смысле напасть нападение сил зла. В том, что сложно им противостоять, чаще всего мы виноваты сами. Известно, что вокруг нас существует огромное множество болезнетворных микробов. Они способны отравить организм и вызвать тяжелые болезни. Этому препятствует иммунитет наисложнейшая система человеческого организма, которая противится их неограниченному размножению. Но естественную, заложенную самой природой защиту можно подорвать, если, к примеру, вести нездоровый образ жизни. Как результат обретение той или иной тяжелой хронической или даже неисцелимой болезни. Так же происходит и с душой человека, только здесь речь идет не о физиологической, а о нравственной, вернее безнравственной, инфекции.

Зачастую искушение начинается с мысли. Если ты эту мысль сразу прогонишь, не допустишь к себе в душу, то останешься внутренне спокойным человеком и сохранишь свое человеческое достоинство. Если же откроешься перед этой мутно-зловонной жижей, она захлестнет твою душу так, что, в конце концов, ты ею и захлебнешься… Так и молодые люди, я имею ввиду Станислава и его девушку, о которых мы говорили сегодня, когда-то переступили этот самый нравственный порог, забыв о чистоте в отношениях. То, что для Машеньки Мироновой было свято, для них оказалось не столь драгоценно. Удивительно прекрасная добродетель целомудрия вложена в саму женскую природу. Каждая девушка должна хранить ее, а юноша защищать. Молодые люди и страдают от того, что не исполнили своего нравственного долга…

Афонский старец Паисий Святогорец очень удачно лукавого называл пренебрежительным словом «тангалашка». В таинстве крещения требуется, чтобы крещаемый «и дунул и плюнул на него», лукавый большего и не заслуживает. Бояться его не надо, но необходимо реально сознавать, насколько он чудовищен и силен. При этом необходимо понимать, что хотя он и могуществен, но далеко не всемогущ. Всемогущ только Один Господь, и если с Господом, если с Церковью, тогда ты сможешь удержаться от любого греха.

– Отче, молодые люди зачастую просто не видят примеров целомудрия в тех, кто живет с ними рядом: ни во взрослых, ни в своем окружении…

Может быть и так, но каждый сам делает выбор между добром и злом. Был такой случай. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: «Ты такая же, как все!» и перестал с ней встречаться. Казалось бы, согласно современным представлениям, тут нет ничего особенного: все так живут, и все так поступают. Однако как мучительно эта несчастная девушка переживала свою трагедию! Думая, что встретилалюбящего человека, она обманулась и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Он воспользовался бедняжкой для удовлетворения своей похоти и утверждения мужского самолюбия.

Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она неповторимая личность, единственный в своем роде человек, сама унизила себя, позволив, чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения. Что привело к такому несчастью бедную девочку? Можно лишь предположить, что ее нравственное падение произошло не в один миг. Может быть, и книжки она почитывала развращающие, и фильмы смотрела блудные, вела с девочками какие_нибудь далеко не скромные беседы, кокетничала с мальчишками, выпивала, курила, может быть… Все это постепенно, шаг за шагом, растлевает человека, а потом уже, как стихийное бедствие, грех смывает нравственную плотину, которая служила духовной защитой. Когда приходит момент искушения, человек уже просто не в состоянии бороться с собой, с греховным соблазном. Под влиянием блудных помыслов, которые в твою кровь вбрасывает соответствующий гормон, кровь начинает кипеть. Поди, справься с ней!

– Однако, даже апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого хочу, делаю. Бедный я человек!» (Рим.7.18).

– Верно, только спустя годы он сказал уже совсем по_другому: «Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе » (Флп.4.13). Конечно, тех, кто может дойти до такой вершины духа, единицы. Это особые избранники, которые не щадят себя в борьбе с лукавым. Апостол Павел так и говорит, обращаясь к нам, к христианам: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:3-4). Машенька Миронова была готова умереть, но не согрешить. Так же как и родители Машеньки, так же как Петр Гринев. А у нас «кишка тонка»: ах, как же до крови сражаться?!

Для человека верующего, с глубоко религиозным устроением души, земная жизнь не является главной ценностью. Да, это огромный дар Божий, но, тем не менее, есть нечто важнее жизни: это верность Богу, верность Церкви, верность заповедям Божиим, готовность до смерти сражаться, подвизаясь против греха. Вот тогда человек оказывается победителем, перед которым, действительно, можно благоговейно преклонить свою голову и подумать: «Дай Бог и мне быть таким же»…

Но, повторюсь, нет греха, который Господь бы не простил. Нужно идти в храм, нужно приносить пред Господом глубокое, искреннее покаяние, чтобы не погибнуть. Глядишь, и все с Божией помощью постепенно устроится. Может быть и Станислав найдет силы великодушно простить заблуждение избранницы, а может быть как дар от Бога за покаяние, за очищение через страдания встретится на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая сохранит свою чистоту неповрежденной и нерастраченной. Такой девушке можно верить, с такой можно смело связать судьбу навсегда…

– Похоже, что у нас есть вопрос именно от такой девушки. Пишет Ольга: «Мне 25 лет, а я одинока. Знакомые девчонки, зная, что я хожу в церковь, посмеиваются надо мной, дескать, погреши, поживи в свое удовольствие, а потом покаешься. Мне от этих слов порой плакать хочется…»

«И добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока», писал У.Шекспир в известной трагедии «Гамлет». Увы, и в наш век целомудрие подвергается осмеянию. Повторюсь, это одно из самых страшных явлений нашей жизни! Тем не менее, законы нравственности действуют независимо от того, признает их человек или нет. Можно предположить, что когда-нибудь жизнь предъявит счет тем, кто сегодня грешит, да еще смеется над такими, как Ольга. Если я говорю об этом, это не значит, что я кому-то желаю плохого.

Задача Церкви человека предупредить. Почитай, послушай, подумай, что будет с тобой, если ты не будешь слушаться. Если ты хочешь «пожить для себя» ты поживешь для себя, только помни, что при этом ты сознательно топчешь свое будущее, которое, придет время, грозным образом обрушится на тебя. Ты свою жизнь живешь первый раз, но до тебя прожили миллиарды людей, которые оставили свой опыт. Есть опыт положительный, высокий, а есть трагический, просто катастрофический.

Так зачем повторять его? Расчет на то, что я сейчас поживу «в удовольствие», а потом покаюсь очередной самообман. Грех как наркотик. Человек, попавший однажды на этот страшный крючок, соскочить с него самостоятельно уже не может, его «ломает»…

Плакать, Оленька, надо не вам. Это счастье и милость Божия, что такие девушки, как вы, существуют сегодня. Вы поступаете правильно. А подруги Ваши категорически неправы. В том-то и дело, что, если девушка непреклонно хранит свою чистоту, она положительно отличается от окружающих! Девушка должна быть неприступной. Только тогда мужчина становится доблестным рыцарем, чтобы завоевать доверие и любовь своей избранницы. Только тогда проявляются его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, ответственность, доброта и нежность. Наберитесь терпения, и вы не пройдете мимо своего счастья…

– Батюшка, пожелайте что-нибудь читателям?

У апостола Петра есть очень правильное, очень высокопоэтичное выссказывание, которое удивительно совпадает с темой сегодняшней беседы: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом » (Пет.1.3-4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Дай Бог вам хранить и приумножать эту красоту!

Беседу вела Наталья ОБМАНКИНА

– Отец Александр, «Мне изменила девушка, с которой меня связывали сильные чувства и близкие отношения, – пишет Станислав. Мы по-прежнему любим друг друга, но вырвать этот эпизод из памяти я не в силах. Жизнь стала невыносимой от страданий. Помогите…»

– Помоги, Господи, Твоему скорбящему созданию! Беда в этой тяжелой трагедии не только в том, что конкретная девушка изменила конкретному юноше. Проблема в том, что вообще близкие отношения до брака стали нормой для большинства потенциальных женихов и невест. В православии этому греху есть вполне определенное название – блуд. Да и чистота самого брака мало кого волнует ныне: блуд и прелюбодеяние стали эпидемией, которая калечит судьбы миллионов людей. Главное – стремление к комфорту и наслаждениям, а менять, как теперь говорят, «партнеров» у многих считается доблестью. К великому сожалению, высокие качества души человека – благородство, честь, целомудрие – стремительно выходят из реальной жизни. Еще немного, и люди забудут эти достойнейшие слова. Только вот заповеди Божии никто не отменял, и нарушивших их по-прежнему неизбежно, как и в рассматриваемом нами случае, постигает возмездие. Причем, нельзя сказать, что это Господь так человека карает. Такова природа вещей: если ты один раз что-то сделал – невольно ли, по глупости ли, нечаянно ли, это уже свершившийся факт, который изменить нельзя. Жизнь человека подобна чистому листу бумаги: что ты своей рукой напишешь, то и будет на нем. Конечно, нельзя сказать, что Господь не простит, не помилует, и что жизнь уже кончилась. Но нечто, даже из-за одного неверного шага, можно потерять навсегда. Сказано же: «Не прелюбодействуй»…

– Видно, что молодой человек, доверивший нам свою печальную историю, искренне переживает. Вопрос очень личный, и через газету его при всем желании вряд ли решишь…

– Безусловно, здесь требуется огромный духовный труд самих юноши и девушки и серьезная помощь духовного наставника, с тем, чтобы внимательно и разумно во всем разобраться и, главное, сделать правильные выводы. Впереди целая жизнь, и очень важно именно сейчас сопоставить причину и следствие происшедшего. Где дал трещину нравственный фундамент человека? Ведь зачастую коснувшуюся нас беду, болезнь, катастрофу и так далее мы считаем всего лишь несчастным случаем, не зависящим от нашего нравственного устроения.

Воспитание нравственности должно начинаться с самого раннего детства. Важно, чтобы родители старались давать детям широкое образование, дабы те вырастали культурными людьми. Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности, расширяет кругозор человека и наполняет тем важным и нужным житейским опытом, который помогает в трудных ситуациях находить достойный выход из положения. Идеал близкого ли вам человека, литературного ли героя, подвижника ли веры всегда должен присутствовать в семейной жизни, чтобы одухотворять ее, поддерживать, вдохновлять на сопротивление злу…

Подчас решение очень важных и глубоких духовных проблем просто блестяще подсказывает нам классическая литература. В качестве одного из примеров хочется привести роман «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Молодым людям, обратившимся к нам за помощью, и всем другим предлагаю прочитать его заново. Это одно из лучших, если не лучшее, произведение мировой культуры – совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки попросту не готовы к правильному восприятию. Кроме того, еще от советских времен, было принято относиться ко всем литературным героям исключительно с классовых позиций, что, естественно, резко искажало смысл произведения.

Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то просто поражаешься, насколько глубоко охвачены в ней проблемы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял за эпиграф русскую народную пословицу «Береги честь смолоду»: что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей – все это можно очень хорошо и глубоко изучить по этой замечательной книге.

Конечно, Пушкина пересказывать нельзя, его надо читать, тем не менее, давайте кое-что вспомним. В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные пугачевщине, в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп. Тот (это был не кто иной, как мятежник – донской казак Пугачев) с поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И, действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.

В «Капитанской дочке» Машеньке Мироновой автором отведено сравнительно мало места, но глубокий, сокровенный образ этой девушки, я бы сказал, сверхъестественно-прекрасная внутренняя красота ее души, несомненно, делают капитанскую дочку главной героиней повести. Офицер Швабрин препятствует любви Машеньки и Петра, плетет интриги. Машенька же, «благоразумная и чувствительная», безошибочно почувствовав своей чистотой низость и подлость этого человека, решительно отвергает его ухаживания: «Ни за какие благополучия!»

Вскоре крепость захватывают мятежники. Сколь ярко Пушкин описывает то, как во время бунта проявляются высокие качества одних героев и низость других! Родители Машеньки, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна, отказываются присягать Пугачеву и бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают святыней своей совести. Смерть ждала и Петра Гринева, но Пугачев милует его. «Обещаешься ли служить мне с усердием?» спрашивает он Гринева. Гринев же не только не присягает на верность, но даже не обещает Пугачеву не служить против него: «Голова моя в твоей власти, … отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья».

«Суровая душа Пугачева была тронута». Мужество, честность, искренность человека, не покривившего душой, даже когда жизнь была на волоске, поражают Пугачева, и он отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев уезжает за помощью в Оренбург, ведь в Белогорской крепости осталась Маша, которую попадья выдает за свою племянницу.

Резким диссонансом выглядит образ Швабрина, ставшего в час испытания изменником и предателем. Воспользовавшись тем, что его назначают комендантом крепости, он вновь пытается добиться руки капитанской дочки и, получив отказ, заточает в неволю непокорную девушку. Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств уже вместе с Пугачевым, едет в Белогорскую крепость. Швабрин мечется как трус, не желая пропустить их к Марье Ивановне, но Пугачев выбивает дверь в светлицу. «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Мария Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба» Она не сразу догадалась, что пожаловал убийца ее родителей и, указывая на Швабрина, с достоинством сказала: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят»…

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». Такое отношение было к чести! Машенька Миронова эту высоту и явила. Более того, когда оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта хрупкая провинциальная девушка, ничего, кроме Белогорской крепости в своей жизни не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания своего возлюбленного.

Пушкин гениально описывает, как это могло быть. В летнем саду Машенька встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Девушка искренне поведала незнакомке, представившейся ей фрейлиной императрицы, цель своего приезда.

«Вы просите за Гринева? – изумленно спросила дама», прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. – «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

– Ах, неправда! – вскрикнула Марья Ивановна.
– Как неправда?»

Машенька «с жаром рассказала» свою историю. Видя чистоту удивительной девушки, императрица (а это была императрица) поверила ей на слово! «Бедная сиротинушка» смогла повлиять на всемогущую императрицу и изменить судьбу своего возлюбленного, с которым у нее были исключительно чистые отношения. Вот что такое чистота, и какой необыкновенно творческой силой она обладает!

Можно привести массу потрясающих примеров и из современной жизни. Я очень советую прочитать книгу воспоминаний Ольги Пономаревой о ее отце, священнике Григории. Она родилась в 1930 году, тогда ее отец был дьяконом, и на 40-й день крестил новорожденную. В ту же ночь его арестовали, и увидела она своего отца только через 16 лет. Вместе с мамой они терпеливо ждали его, смиренно снося все трудности и невзгоды. Пройдя через нечеловеческие испытания тюрьмой и лагерями, отец Григорий вернулся домой. Множество удивительных чудесных случаев явил Господь этой благородной семье. Самое последнее чудо – то, что родители Ольги, прожив вместе отпущенный Богом отрезок жизни, умерли в один день. Мы же (добровольно!) теряем то, что должны бережно и нежно сохранить. Потому и не видим удивительных наград от Господа, которые заслуживают лишь верные и преданные люди. Раньше в народе таких называли прекрасным словом «однолюбы», у которых любовь одна: раз и навсегда…

– Батюшка, старшеклассница Наталья спрашивает: «Почему даже если я знаю, что что-то делать нельзя, все равно делаю? Как с этой напастью справиться?»

– Это в буквальном смысле напасть – нападение сил зла. В том, что сложно им противостоять, чаще всего мы виноваты сами. Известно, что вокруг нас существует огромное множество болезнетворных микробов. Они способны отравить организм и вызвать тяжелые болезни. Этому препятствует иммунитет – наисложнейшая система человеческого организма, которая противится их неограниченному размножению. Но естественную, заложенную самой природой защиту можно подорвать, если, к примеру, вести нездоровый образ жизни. Как результат – обретение той или иной тяжелой хронической или даже неисцелимой болезни. Так же происходит и с душой человека, только здесь речь идет не о физиологической, а о нравственной, вернее, безнравственной, инфекции.

Зачастую искушение начинается с мысли. Если ты эту мысль сразу прогонишь, не допустишь к себе в душу, то останешься внутренне спокойным человеком и сохранишь свое человеческое достоинство. Если же откроешься перед этой мутно-зловонной жижей, она захлестнет твою душу так, что, в конце концов, ты ею и захлебнешься…

Так и молодые люди, я имею в виду Станислава и его девушку, о которых мы говорили сегодня, когда-то переступили этот самый нравственный порог, забыв о чистоте отношений. То, что для Машеньки Мироновой было свято, для них оказалось не столь драгоценно. Удивительно прекрасная добродетель целомудрия вложена в саму женскую природу. Каждая девушка должна хранить ее, а юноша защищать. Молодые люди и страдают от того, что не исполнили своего нравственного долга…

Афонский старец Паисий Святогорец очень удачно лукавого называл пренебрежительным словом «тангалашка».

В таинстве крещения требуется, чтобы крещаемый «и дунул и плюнул на него», – лукавый большего и не заслуживает. Бояться его не надо, но необходимо реально сознавать, насколько он чудовищен и силен. При этом необходимо понимать, что хотя он и могуществен, но далеко не всемогущ. Всемогущ только Один Господь, и если с Господом, если с Церковью, тогда ты сможешь удержаться от любого греха.

– Отец Александр, молодые люди зачастую просто не видят примеров целомудрия в тех, кто живет с ними рядом: ни во взрослых, ни в своем окружении…

– Может быть и так, но каждый сам делает выбор между добром и злом. Был такой случай. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: «Ты такая же, как все!» – и перестал с ней встречаться. Казалось бы, согласно современным представлениям, тут нет ничего особенного: все так живут, и все так поступают. Однако как мучительно эта несчастная девушка переживала свою трагедию! Думая, что встретила любящего человека, она обманулась и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Он воспользовался бедняжкой для удовлетворения своей похоти и утверждения мужского самолюбия.

Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она – неповторимая личность, единственный в своем роде человек, – сама унизила себя, позволив, чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения.

Что привело к такому несчастью бедную девочку? Можно лишь предположить, что ее нравственное падение произошло не в один миг. Может быть, и книжки она почитывала развращающие, и фильмы смотрела блудные, вела с девочками какие-нибудь далеко не скромные беседы, кокетничала с мальчишками, выпивала, курила, может быть… Все это постепенно, шаг за шагом, растлевает человека, а потом уже, как стихийное бедствие, грех смывает нравственную плотину, которая служила духовной защитой. Когда приходит момент искушения, человек уже просто не в состоянии бороться с собой, с греховным соблазном. Под влиянием блудных помыслов, которые в твою кровь вбрасывает соответствующий гормон, кровь начинает кипеть. Поди, справься с ней!

– Однако даже апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек!» (Рим. 7. 18).

– Верно, только спустя годы он сказал уже совсем по-другому: «Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе» (Флп. 4. 13). Конечно, тех, кто может дойти до такой вершины духа, немного. Это особые избранники, которые не щадят себя в борьбе с лукавым. Апостол Павел так и говорит, обращаясь к нам, к христианам: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:3-4). Машенька Миронова была готова умереть, но не согрешить. Так же как и родители Машеньки, так же как и Петр Гринев. А у нас «кишка тонка»: ах, как же до крови сражаться?!

Для человека верующего, с глубоко религиозным устроением души, земная жизнь не является главной ценностью. Да, это огромный дар Божий, но, тем не менее, есть нечто важнее жизни: это верность Богу, верность Церкви, верность заповедям Божиим, готовность до смерти сражаться, подвизаясь против греха. Вот тогда человек оказывается победителем, перед которым, действительно, можно благоговейно преклонить свою голову и подумать: «Дай Бог и мне быть таким же»…

Но, повторюсь, нет греха, который Господь бы не простил. Нужно идти в храм, нужно приносить пред Господом глубокое, искреннее покаяние, чтобы не погибнуть. Глядишь, и все с Божией помощью постепенно устроится. Может быть и Станислав найдет силы великодушно простить заблуждение избранницы, а может быть – как дар от Бога за покаяние, за очищение через страдания – встретится на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая сохранит свою чистоту неповрежденной и нерастраченной. Такой девушке можно верить, с такой девушкой можно смело связать судьбу навсегда…

– Похоже, что у нас есть вопрос именно от такой девушки. Пишет Ольга: «Мне 25 лет, а я одинока. Знакомые девчонки, зная, что я хожу в церковь, посмеиваются надо мной, дескать, погреши, поживи в свое удовольствие, а потом покаешься. Мне от этих слов порой плакать хочется…»

– «И добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока», – писал Уильям Шекспир в известной трагедии «Гамлет». Увы, и в наш век целомудрие подвергается осмеянию. Повторюсь, это одно из самых страшных явлений нашей жизни! Тем не менее, законы нравственности действуют независимо от того, признает их человек или нет. Можно предположить, что когда-нибудь жизнь предъявит счет тем, кто сегодня грешит, да еще смеется над такими, как Ольга. Если я говорю об этом, это не значит, что я кому-то желаю плохого. Задача Церкви – человека предупредить. Почитай, послушай, подумай, что будет с тобой, если ты не будешь слушаться. Если ты хочешь «пожить для себя» – ты поживешь для себя, только помни, что при этом ты сознательно топчешь свое будущее, которое, придет время, грозным образом обрушится на тебя. Ты свою жизнь живешь первый раз, но до тебя прожили миллиарды людей, которые оставили свой опыт. Есть опыт положительный, высокий, а есть трагический, просто катастрофический. Так зачем повторять его? Расчет на то, что я сейчас поживу «в удовольствие», а потом покаюсь – очередной самообман. Грех – как наркотик. Человек, попавший однажды на этот страшный крючок, соскочить с него самостоятельно уже не может, его «ломает»…

Плакать, Оленька, надо не вам. Это счастье и милость Божия, что такие девушки, как вы, живут на белом свете и в наш «жирный век». Вы поступаете правильно, а ваши подружки просто заблуждаются. В том-то и дело, что, если девушка непреклонно хранит свою чистоту, она разительно отличается от окружающих!

Девушка должна быть неприступной. Только тогда мужчина, чтобы завоевать доверие и любовь своей избранницы, становится доблестным рыцарем. Только тогда проявляются его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, ответственность, доброта и нежность. Наберитесь терпения, и вы не пройдете мимо своего счастья…

Для того Господь и создал на земле Церковь. Жития святых, опыт людей близких нам и дальних, живших давно и недавно, об этом, совершенно однозначно, свидетельствуют. Человек же со сломленной волей не может себя остановить и поэтому свою слабость подгоняет под ответ: “Я потом исправлюсь…” Это ложь. Возможно не сможет.

О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов: “Есть женщины в русских селеньях (…) Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит – рублем подарит”. О духовной силе этой красоты написал советский поэт Константин Симонов в стихотворении “Жди меня и я вернусь”. Приведем его заключительную строфу:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Нельзя рационально объяснить, как, будучи неверующим человеком, К. Симонов мог признавать, что ожиданием можно спасти? Казалось бы, что для коммуниста, воспитанного на диалектическом материализме, это невозможно. Несмотря на это, Симонову, благодаря несомненному поэтическому таланту – дару Божиему, удалось проникнуть в факт духовной жизни. Целомудрие, как и каждая добродетель, обладает творческой силой. Действительно, молитвой, чистотой, стойкостью, мужеством можно спасти не только своего суженого, но и Россию. Хвала той, которая это понимает и хранит целомудрие, как святыню, врученную ей Богом. Горе и беда той, для которой нечистая жизнь становится нормой. Такая, если и пройдет, солнцем не осветит и рублем не подарит… Разве что долларом мутно-зеленого цвета.

Знакомо ли вам впечатление, которое производит росистый луг ранним летним утром? Восходит благодатное ласковое солнышко. На каждой травинке – капелька чистейшей воды, и в каждой капельке искрится и переливается солнечный лучик. Необыкновенная красота! Такова сокровенная красота чистой женской души, которая возвышает и облагораживает тех, кто с ней соприкасается.

Продолжая наше сравнение, представим, что проехал грузовик и разбрызгал грязную воду из лужи. Тот же луг, та же трава, но не те капельки, они уже ничего не отражают. В наше время так мало молодых людей сохраняет чистоту до брака, поэтому так много браков распадается. Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины. Природа мужская более подвержена разлагающему влиянию, чем природа женская. Преступность, алкоголизм, наркомания, сквернословие – все это присуще мужской природе в большей мере, нежели женской. Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.
У апостола Петра есть очень правильное, очень высоко-поэтичное высказывание, которое удивительно совпадает с темой сегодняшней беседы:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (Пет. 1. 3-4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Дай Бог вам хранить и преумножать эту красоту!

Вопросы задавала Наталья Глебова

Действительно, человек на своём жизненном пути зачастую оказывается перед выбором: поступать по совести или с лёгкостью обманывать и предавать. Я считаю, что с самого раннего возраста должны прививаться главные моральные принципы, позволяющие людям принимать верные решения. Авторы на примере героев книг изображали разные проявления человека: верность себе и моральным нормам или бесчестность и недостойные сделки с совестью.

Ярки доказательством выступает роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в котором понятие чести воспитывается в главном герое с детства. Пётр Гринёв, семнадцатилетний юноша, для него честь – это хранить долг перед Родиной, а также действовать всегда по совести. В начале произведения молодой человек предстаёт перед нами ответственным, исполнительным и порядочным. Так, он благородно возвращает проигранный карточный долг, остаётся верным своему слову и Отечеству, даже когда бунтовщик и предатель Пугачёв помогает ему освободить из плена Марию Миронову, герой отказывается ему присягнуть.

Это доказывает то, что его нравственное и духовное воспитание с каждым поступком совершенствуется и обретает силу. Когда перед Петром Андреевичем встал вопрос о жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить жизнь или погибнуть, оставив за собой доброе и честное имя, он, конечно же, выбирает последнее. Этот пример демонстрирует мужество и долг своему слову, даже перед лицом смерти герой не теряет своих лучших качеств. Независимо от происходящего его поведение всегда достойно, будь то с бунтовщиками во время беседы или на суде среди своих людей. По моему мнению, именно в сложной ситуации раскрываются истинные стороны человеческой души, которые не смогли сломить главного героя, привести к бесчестному пути.

Совершенно противоположный образу Петра Гринёва, является – Алексей Швабрин, нарушивший присягу офицера и предавший свой народ.

Человек может лишиться чести только в том случае, если сам откажется от нее, предпочтет ей что-либо другое: жизнь, власть, богатство, что и произошло с данным героем. Озлобленный, потерявший любимую девушку, он уходит к бунтовщикам под предводительством Пугачёва. Готовый на предательство своей страны, герой, таким образом, спасает свою жизнь, надеясь сделать карьеру, расправиться со своим соперником и насильно жениться на дочери капитана Миронова, в случае победы Пугачёва. Ради своей личной выгоды он способен на любой бесчестный и подлый поступок. После отказа Марии выйти за него замуж, клевещет на девушку, ставит её жизнь под угрозу, во время появления Емельяна Пугачёва в крепости, доносит на Гринёва. Алексей Иванович бесчестен, эгоистичен, лжив и завистлив. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

Итак, честные или бесчестные поступки наиболее полно характеризуют каждого человека, раскрывают его истинную натуру. Я считаю, что нужно всегда оставаться верным своему внутреннему голосу совести и следовать духовным ценностям. Ведь поступая по совести, мы не отягощаем свою душу пороками и бесчестными поступками.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Каждый раз, когда мы слышим любую поговорку, например «Береги платье снову, а честь смолоду», нам интересны ее корни и значение при условии, что мы достаточно любознательны. В настоящей статье мы предлагаем размышление на тему пословицы, упомянутой выше.

Происхождение пословиц

Народ веками копит мудрость жизни. Всё примечают сметливые крестьяне: и когда проверять погоду на лето, и каким образом сажать пшеницу и рожь, и как отличить одну лошадь от другой. Замечали и поведение растений, и повадки животных, и главные черты людей. Каждое наблюдение выражали в метких, ярких и емких словесных изречениях. Они хорошо запоминались за счет внутреннего ритма, а то и рифмы. Не является исключением пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Виды пословиц и поговорок

И, в основном, пословицы и поговорки нужны для прогностической функции или определения чего-то постфактум. Например, когда человек повторяет неблаговидные поступки своих родителей, про него говорят со вздохом: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но это значит, что человек уже совершил нечто нехорошее, и ничего поделать нельзя теперь. Но есть отдельный вид поговорок — назидательные. Они призваны рассказать людям, как стоит поступать, чтобы жизнь была более "правильной" и отвечала ожиданиям окружающих. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» относится именно к таким. Она была создана, чтобы подрастающее поколение понимало общий канон поведения, принятый в обществе.

Значение поговорки: абстрактное и конкретное

Это выражение сравнивает, с одной стороны, бытовое и понятное утверждение о том, что за платьем необходимо ухаживать с того момента, как оно было сшито. То, что здесь употребляется конкретное слово, не означает именно частный предмет одежды. Это скорее собирательный образ, наименование любой одежды вообще, вещи в принципе.

Всякому рачительному хозяину известно, что и рубаху, и сапоги, и даже мешок зерна стоит применять строго по назначению и не содержать в неправильных условиях. Ведь если рубахой вытирать новорожденных телят, она быстро испортится. А если зерно хранить не в специальном хорошо проветриваемом амбаре, а за печкой, то оно отсыреет и его будет нельзя есть. И уж тем такие более дорогие вещи, как сапоги, кафтан, тулуп, ковер, которые не только один раз в жизни покупали, но и передавали по наследству. Их надо беречь, чтобы они прослужили как можно дольше. Аккуратное отношение к вещи есть залог ее "долгой и здоровой жизни".

С другой стороны, поговорка повествует о таком сложном и абстрактном понятии, как честь.

И создается этот контраст намеренно. Об абстракции люди задумываются редко, тем более молодые. Их кровь горяча, всякие запреты и рамки им кажутся не более, чем выдумкой отживших свое стариков. Но именно в молодости чаще всего люди совершают поступки, которые можно было бы охарактеризовать как бесчестные. Поэтому и возникла эта поговорка, как назидание и поучение более молодому поколению.

Таковы размышления по теме: «Береги платье снову, а честь смолоду: значение пословицы и анализ ее».

Употребление поговорки

В современном мире используется, как правило, вторая часть поговорки. Так как в последнее время размываются границы морали и понятия «должного», то сейчас обычно говорят это людям, которые опозорили себя, запятнали каким-либо недостойным поступком. А если тот, кого отчитывают подобным образом, вдруг спросит: "«Береги платье снову, а честь смолоду», — кто сказал?" Ему гневно ответят: «Народ!». Знаете, как в песне: музыка - авторская, слова - народные.

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь - это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний - это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие "чести" между "этикетом" и "достоинством". Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом - конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз - бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего - некрасиво, обвинить его в краже - означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

История понятия «честь»

Сегодня понятие «честь» считается морально устаревшим и в ходу только в некоторых специфических структурах, в которых присутствует жесткая иерархия (армия, криминальный мир). Сейчас обычно говорят о достоинстве. Понятие «достоинства», слава богу, пока еще актуально, надеемся, его солнце не закатится.

Но во времена рыцарей и прекрасных дам честь была неотъемлемым атрибутом человека. По крайней мере, в высшем свете. Под честью дамы понимали подобающее поведение ее сначала по отношению к родителям, а затем к мужу. Манеры и умение вести себя в обществе тоже входили в понятие «честь». Даже представить себе невозможно, чтобы в те времена две дамы, поссорившись, вцепились друг другу в волосы!

Если происходил открытый конфликт, делали проще - не встречались. Одна не принимала у себя в доме другую, и они не ходили на одни и те же мероприятия. А честь организаторов мероприятия поддерживалась тонким умением не приглашать к себе двух таких дам одновременно. Сталкивать их нарочно считалось также бесчестным поступком.

Честь мужчины была гораздо более тонким и сложным понятием. Нельзя быть лжецом и вором. Запрещено было без веских оснований обвинять в этом других людей. Нарушение субординации (подобающих отношений между подчиненным и начальником) приравнивалось в большинстве случаев к потере чести. В кодекс чести также входило дозволенное отношение к женщинам, причем даже со своей женой человек обязан был обращаться определенным образом. За одни подозрения в том, что муж ударил свою жену, уж не говоря о чужой женщине, человек исключался из приличного общества. Ни одно мероприятие не принимало его, ни один друг не приглашал в гости. Все двери сразу закрывались перед ним.

А смыть позор бесчестия можно было только кровью. Правда, особо агрессивные мужчины находили любой повод для того, чтобы оскорбиться и подраться.

Таким образом, поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» (автор неизвестен) не только наставляла молодых людей на путь истинный, но и сохраняла им жизнь. Ведь сделанное в ранней молодости на горячую голову бесчестное дело могло всплыть наружу. Если кто-то об этом узнавал и рассказывал, то его надо было непременно вызвать на дуэль, чтобы отстоять свою честь. Вот такие горячие нравы были прежде.

Надеемся, наша статья помогла разобраться в значении пословицы «береги платье снову, а честь смолоду». Смысл ее перестал быть загадкой для читателя.

Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности.

- Отец Александр, в прошлой нашей беседе, в основном, затрагивались семейные проблемы. Сегодня вопросы "молодежные". "Мне изменила девушка, с которой меня связывали сильные чувства и близкие отношения, пишет Станислав. Мы по-прежнему любим друг друга, но вырвать этот эпизод из памяти я не в силах. Жизнь стала невыносимой от страданий. Батюшка, помогите..."

Помоги, Господи, Твоему скорбящему созданию! Беда в этой тяжелой трагедии не только в том, что конкретная девушка изменила конкретному юноше. Проблема в том, что вообще близкие отношения до брака стали нормой для большинства потенциальных женихов и невест. В православии этому греху есть вполне определенное название - блуд.

Да и чистота самого брака мало кого волнует ныне: блуд и прелюбодеяние стали эпидемией, которая калечит судьбы миллионов людей. Главное стремление к комфорту и наслаждениям, а менять, как теперь говорят, "партнеров" у многих считается доблестью. К великому сожалению, высокие качества души человека благородство, честь, целомудрие стремительно выходят из реальной жизни. Еще немного, и люди забудут эти достойнейшие слова. Только вот заповеди Божии никто не отменял, и нарушивших их по-прежнему неизбежно, как и в рассматриваемом нами случае, постигает возмездие. Причем, нельзя сказать, что это Господь так человека карает. Такова природа вещей: если ты один раз что-то сделал невольно ли, по глупости ли, нечаянно ли, это уже свершившийся факт, который изменить нельзя. Жизнь человека подобна чистому листу бумаги: что ты своей рукой напишешь, то и будет на нем. Конечно, нельзя сказать, что Господь не простит, не помилует, и что жизнь уже кончилась. Но нечто, даже изза одного неверного шага, можно потерять навсегда. Сказано же: "Не прелюбодействуй"...

- Видно, что молодой человек, доверивший нам свою печальную историю, искренне переживает. Вопрос очень личный, и через газету его при всем желании вряд ли решишь...

Безусловно, здесь требуется огромный духовный труд самих юноши и девушки и серьезная помощь духовного наставника, с тем, чтобы внимательно и разумно во всем разобраться и, главное, сделать правильные выводы. Впереди целая жизнь, и очень важно именно сейчас сопоставить причину и следствие происшедшего.

Где дал трещину нравственный фундамент человека? Ведь зачастую коснувшуюся нас беду, болезнь, катастрофу и так далее мы считаем всего лишь несчастным случаем, не зависящим от нашего нравственного устроения. Воспитание нравственности должно начинаться очень рано. Важно, чтобы родители старались давать детям широкое образование, дабы те вырастали культурными людьми. Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности, расширяет кругозор человека и наполняет тем важным и нужным житейским опытом, который помогает в трудных ситуациях находить достойный выход из положения. Идеал близкого ли вам человека, литературного ли героя, подвижника ли веры всегда должен присутствовать в семейной жизни, чтобы одухотворять ее, поддерживать, вдохновлять на сопротивление злу...

Подчас решение очень важных и глубоких духовных проблем просто блестяще подсказывает нам классическая литература. В качестве одного из примеров хочется привести повесть "Капитанская дочка" А.С.Пушкина. Молодым людям, обратившимся к нам за помощью, и всем другим предлагаю прочитать его заново. Это одно из лучших, если не лучшее, произведение мировой культуры совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки попросту не готовы к правильному восприятию. Кроме того, еще от советских времен, было принято относиться ко всем литературным героям исключительно с классовых позиций, что, естественно, резко искажало смысл произведения.

Если посмотреть на "Капитанскую дочку" глазами православного человека, то просто поражаешься, насколько глубоко охвачены в ней проблемы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял за эпиграф русскую народную пословицу Береги честь смолоду: что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей все это можно очень глубоко изучить по этой замечательной повести.

Конечно, Пушкина пересказывать нельзя, его надо читать, тем не менее, давайте кое_что вспомним. В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные пугачевщине, в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по "странному сцеплению обстоятельств" принял невольное участие.

Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает "вожатому", одетому слишком легко, свой заячий тулуп. Тот (это был не кто иной, как мятежник донской казак Пугачев) с поклоном его благодарит: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". И, действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.

В "Капитанской дочке" Машеньке Мироновой автором отведено сравнительно мало места, но глубокий, сокровенный образ этой девушки, я бы сказал, сверхестественно-прекрасная внутренняя красота ее души, несомненно, делают капитанскую дочку главной героиней повести. Офицер Швабрин препятствует любви Машеньки и Петра, плетет интриги. Машенька же, "благоразумная и чувствительная", безошибочно почувствовав своей чистой душой низость и подлость этого человека, решительно отвергает его ухаживания: "Ни за какие благополучия!" Вскоре крепость захватывают мятежники.

Сколь ярко Пушкин описывает то, как во время бунта проявляются высокие качества одних героев и низость других! Родители Машеньки, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна, отказываются присягать Пугачеву и бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают святыней своей совести. Смерть ждала и Петра Гринева, но Пугачев милует его. "Обещаешься ли служить мне с усердием?" спрашивает он Гринева.

Гринев же не только не присягает на верность, но даже не обещает Пугачеву не служить против него: Голова моя в твоей власти,... отпустишь меня спасибо, казнишь Бог тебе судья.

"Суровая душа Пугачева была тронута". Мужество, честность, искренность человека, не покривившего душой, даже когда жизнь была на волоске, поражают Пугачева, и он отпускает офицера "на все четыре стороны". Гринев уезжает за помощью в Оренбург, ведь в Белогорской крепости осталась Маша, которую попадья выдает за свою племянницу.

Резким диссонансом выглядит образ Швабрина, ставшего в час испытания изменником и предателем. Воспользовавшись тем, что его назначают комендантом крепости, он вновь пытается добиться руки капитанской дочки и, получив отказ, заточает в неволю непокорную девушку. Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств уже вместе с Пугачевым, едет в Белогорскую крепость. Швабрин мечется как трус, не пускает их в комнату, но Пугачев выбивает дверь в светлицу. "На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Мария Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба" Она не сразу догадалась, что пожаловал убийца ее родителей и, указывая на Швабрина, с достоинством сказала: "Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят"...

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий Александр Васильевич Суворов говорил: "Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести". Такое отношение было к чести! Машенька Миронова эту высоту и явила. Более того, когда оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта хрупкая провинциальная девушка, ничего, кроме Белогорской крепости в своей жизни не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания своего возлюбленного. Пушкин гениально описывает, как это могло быть.

В летнем саду Машенька встречается с дамой средних лет, в которой все "невольно привлекало сердце и внушало доверенность". Девушка искренне поведала незнакомке, представившейся ей фрейлиной императрицы, цель своего приезда. "Вы просите за Гринева? изумленно спросила дама", прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. "Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. - Ах, неправда! вскрикнула Марья Ивановна.

Как неправда?

Машенька "с жаром рассказала" свою историю. Видя чистоту удивительной девушки, императрица (а это была императрица) поверила ей на слово! "Бедная сиротинушка" смогла повлиять на всемогущую императрицу и изменить судьбу своего возлюбленного, с которым у нее были исключительно чистые отношения.

Вот что такое чистота, и какой необыкновенно творческой силой она обладает!

Можно привести массу потрясающих примеров и из современной жизни. Я очень советую прочитать книгу воспоминаний Ольги Пономаревой о своем отце священнике Григории. Она родилась в 1930 году, тогда ее отец был дьяконом, и на 40-й день крестил новорожденную. В ту же ночь его арестовали, и увидела она своего отца только через 16 лет. Вместе с мамой они терпеливо ждали его, смиренно снося все трудности и невзгоды. Пройдя через нечеловеческие испытания тюрьмой и лагерями, отец Григорий вернулся домой. Множество удивительных чудесных случаев явил Господь этой благородной семье. Самое последнее чудо то, что родители Ольги, прожив вместе отпущенный Богом отрезок жизни, умерли в один день. Мы же (добровольно!) теряем то, что должны бережно и нежно сохранить. Потому и не видим удивительных наград от Господа, которые заслуживают лишь верные и преданные люди. Раньше в народе таких называли прекрасным словом "однолюбы", у которых любовь одна: раз и навсегда...

- Батюшка, старшеклассница Наталья спрашивает: "Почему даже, если я знаю, что что_то делать нельзя, все равно делаю? Как с этой напастью справиться?"

Это в буквальном смысле напасть нападение сил зла. В том, что сложно им противостоять, чаще всего мы виноваты сами. Известно, что вокруг нас существует огромное множество болезнетворных микробов. Они способны отравить организм и вызвать тяжелые болезни. Этому препятствует иммунитет наисложнейшая система человеческого организма, которая противится их неограниченному размножению. Но естественную, заложенную самой природой защиту можно подорвать, если, к примеру, вести нездоровый образ жизни. Как результат обретение той или иной тяжелой хронической или даже неисцелимой болезни. Так же происходит и с душой человека, только здесь речь идет не о физиологической, а о нравственной, вернее безнравственной, инфекции.

Зачастую искушение начинается с мысли. Если ты эту мысль сразу прогонишь, не допустишь к себе в душу, то останешься внутренне спокойным человеком и сохранишь свое человеческое достоинство. Если же откроешься перед этой мутно-зловонной жижей, она захлестнет твою душу так, что, в конце концов, ты ею и захлебнешься... Так и молодые люди, я имею ввиду Станислава и его девушку, о которых мы говорили сегодня, когда-то переступили этот самый нравственный порог, забыв о чистоте в отношениях. То, что для Машеньки Мироновой было свято, для них оказалось не столь драгоценно. Удивительно прекрасная добродетель целомудрия вложена в саму женскую природу. Каждая девушка должна хранить ее, а юноша защищать. Молодые люди и страдают от того, что не исполнили своего нравственного долга...

Афонский старец Паисий Святогорец очень удачно лукавого называл пренебрежительным словом "тангалашка". В таинстве крещения требуется, чтобы крещаемый "и дунул и плюнул на него", лукавый большего и не заслуживает. Бояться его не надо, но необходимо реально сознавать, насколько он чудовищен и силен. При этом необходимо понимать, что хотя он и могуществен, но далеко не всемогущ. Всемогущ только Один Господь, и если с Господом, если с Церковью, тогда ты сможешь удержаться от любого греха.

- Отче, молодые люди зачастую просто не видят примеров целомудрия в тех, кто живет с ними рядом: ни во взрослых, ни в своем окружении...

Может быть и так, но каждый сам делает выбор между добром и злом. Был такой случай. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: "Ты такая же, как все!" и перестал с ней встречаться. Казалось бы, согласно современным представлениям, тут нет ничего особенного: все так живут, и все так поступают. Однако как мучительно эта несчастная девушка переживала свою трагедию! Думая, что встретилалюбящего человека, она обманулась и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Он воспользовался бедняжкой для удовлетворения своей похоти и утверждения мужского самолюбия.

Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она неповторимая личность, единственный в своем роде человек, сама унизила себя, позволив, чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения. Что привело к такому несчастью бедную девочку? Можно лишь предположить, что ее нравственное падение произошло не в один миг. Может быть, и книжки она почитывала развращающие, и фильмы смотрела блудные, вела с девочками какие_нибудь далеко не скромные беседы, кокетничала с мальчишками, выпивала, курила, может быть... Все это постепенно, шаг за шагом, растлевает человека, а потом уже, как стихийное бедствие, грех смывает нравственную плотину, которая служила духовной защитой. Когда приходит момент искушения, человек уже просто не в состоянии бороться с собой, с греховным соблазном. Под влиянием блудных помыслов, которые в твою кровь вбрасывает соответствующий гормон, кровь начинает кипеть. Поди, справься с ней!

- Однако, даже апостол Павел говорил: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого хочу, делаю. Бедный я человек!" (Рим.7.18).

- Верно, только спустя годы он сказал уже совсем по_другому: "Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе" (Флп.4.13). Конечно, тех, кто может дойти до такой вершины духа, единицы. Это особые избранники, которые не щадят себя в борьбе с лукавым. Апостол Павел так и говорит, обращаясь к нам, к христианам: "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (Евр.12:3-4). Машенька Миронова была готова умереть, но не согрешить. Так же как и родители Машеньки, так же как Петр Гринев. А у нас "кишка тонка": ах, как же до крови сражаться?!

Для человека верующего, с глубоко религиозным устроением души, земная жизнь не является главной ценностью. Да, это огромный дар Божий, но, тем не менее, есть нечто важнее жизни: это верность Богу, верность Церкви, верность заповедям Божиим, готовность до смерти сражаться, подвизаясь против греха. Вот тогда человек оказывается победителем, перед которым, действительно, можно благоговейно преклонить свою голову и подумать: "Дай Бог и мне быть таким же"...

Но, повторюсь, нет греха, который Господь бы не простил. Нужно идти в храм, нужно приносить пред Господом глубокое, искреннее покаяние, чтобы не погибнуть. Глядишь, и все с Божией помощью постепенно устроится. Может быть и Станислав найдет силы великодушно простить заблуждение избранницы, а может быть как дар от Бога за покаяние, за очищение через страдания встретится на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая сохранит свою чистоту неповрежденной и нерастраченной. Такой девушке можно верить, с такой можно смело связать судьбу навсегда...

- Похоже, что у нас есть вопрос именно от такой девушки. Пишет Ольга: "Мне 25 лет, а я одинока. Знакомые девчонки, зная, что я хожу в церковь, посмеиваются надо мной, дескать, погреши, поживи в свое удовольствие, а потом покаешься. Мне от этих слов порой плакать хочется..."

"И добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока", писал У.Шекспир в известной трагедии "Гамлет". Увы, и в наш век целомудрие подвергается осмеянию. Повторюсь, это одно из самых страшных явлений нашей жизни! Тем не менее, законы нравственности действуют независимо от того, признает их человек или нет. Можно предположить, что когда-нибудь жизнь предъявит счет тем, кто сегодня грешит, да еще смеется над такими, как Ольга. Если я говорю об этом, это не значит, что я кому-то желаю плохого.

Задача Церкви человека предупредить. Почитай, послушай, подумай, что будет с тобой, если ты не будешь слушаться. Если ты хочешь "пожить для себя" ты поживешь для себя, только помни, что при этом ты сознательно топчешь свое будущее, которое, придет время, грозным образом обрушится на тебя. Ты свою жизнь живешь первый раз, но до тебя прожили миллиарды людей, которые оставили свой опыт. Есть опыт положительный, высокий, а есть трагический, просто катастрофический.

Так зачем повторять его? Расчет на то, что я сейчас поживу "в удовольствие", а потом покаюсь очередной самообман. Грех как наркотик. Человек, попавший однажды на этот страшный крючок, со скочить с него самостоятельно уже не может, его "ломает"...

Плакать, Оленька, надо не вам. Это счастье и милость Божия, что такие девушки, как вы, существуют сегодня. Вы поступаете правильно. А подруги Ваши категорически неправы. В том-то и дело, что, если девушка непреклонно хранит свою чистоту, она положительно отличается от окружающих! Девушка должна быть неприступной. Только тогда мужчина становится доблестным рыцарем, чтобы завоевать доверие и любовь своей избранницы. Только тогда проявляются его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, ответственность, доброта и нежность. Наберитесь терпения, и вы не пройдете мимо своего счастья...

- Батюшка, пожелайте что-нибудь читателям?

У апостола Петра есть очень правильное, очень высокопоэтичное выссказывание, которое удивительно совпадает с темой сегодняшней беседы: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (Пет.1.3-4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Дай Бог вам хранить и приумножать эту красоту!

Беседу вела Наталья ОБМАНКИНА

http://www.pravmir.ru/article_969.html